Научная статья на тему 'Оценка интенсивности потоков, проходящих через города, с использованием методического инструментария сетевого подхода'

Оценка интенсивности потоков, проходящих через города, с использованием методического инструментария сетевого подхода Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
148
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕНСИВНОСТЬ / ПОТОК / ГОРОД / СЕТЕВОЙ ПОДХОД / ПОКАЗАТЕЛЬ / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Метелева Е.Р.

Анализ интенсивности потоков, циркулирующих в городах и между городами, является частью методического инструментария, разработанного в логике сетевого подхода. Он направлен на оценку продвижения российских нестоличных городов в направлении формирования глобализированного города, который характеризуется высокой интенсивностью и большими объемами потоков (финансовых, людских, информационных и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка интенсивности потоков, проходящих через города, с использованием методического инструментария сетевого подхода»

УДК 332.14

ОЦЕНКА ИНТЕНСИВНОСТИ ПОТОКОВ,

ПРОХОДЯЩИХ ЧЕРЕЗ ГОРОДА, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ СЕТЕВОГО ПОДХОДА

Е. Р. МЕТЕЛЕВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления

E-mail: elenameteleva@yandex.ru Сибирская академия государственной службы

Анализ интенсивности потоков, циркулирующих в городах и между городами, является частью методического инструментария, разработанного в логике сетевого подхода. Он направлен на оценку продвижения российских нестоличных городов в направлении формирования глобализированного города, который характеризуется высокой интенсивностью и большими объемами потоков (финансовых, людских, информационных и др.).

Ключевые слова: интенсивность, поток, город, сетевой подход, показатель, анализ.

Сетевой подход к управлению городским развитием рассматривает взаимодействующие совокупности экономических агентов (отдельных личностей, групп, институтов, территориальных образований) как несистемные целостности и преодолевает детерминизм общепринятого структурно-функционалистского подхода в условиях глобальной конкуренции. Сетевой подход предполагает уход от вертикально ориентированных взаимодействий между органами регионального и муниципального управления, дополнение отношений конкуренции отношениями партнерства, отказ от однозначной ориентации только на получение бюджетных ресурсов, привлечение источников развития из-за пределов городов и регионов.

Разработанный автором статьи методический инструментарий сетевого подхода предполагает проведение анализа по трем логическим направлениям. Первое из них — определение интенсивности материальных и нематериальных потоков, прохо-

дящих через города. Второе направление — оценка развития ключевых характеристик глобального города в анализируемых городах. И третье — выявление уровня развития передовых бизнес-услуг в исследуемых городах.

Исходя из разработанных автором классификаций потоков, предложен следующий перечень показателей для анализа интенсивности потоков, проходящих через города:

- объемы миграции (входящей и исходящей);

- численность учащихся из других поселений, регионов, стран мира, а также численность выезжающих на учебу в другие поселения, регионы, страны мира;

- численность бизнес-визитеров, посещающих специализированные объекты инфраструктуры (конгресс-центры, бизнес-центры);

- численность посетителей объектов культуры (музеи, театры, галереи, концертные залы) с выделением приезжих из других регионов страны и из-за рубежа;

- численность въезжающих/выезжающих представителей креативных индустрий (исполнители, художники, продюсеры, шоумены, дизайнеры и т. д.), обладающих национальной/ международной известностью;

- численность въезжающих/выезжающих представителей национальных/международных организаций третьего сектора;

- численность въезжающих/выезжающих представителей научных сообществ, исследователь-

ских коллективов (национальных/международных);

- численность въезжающих/выезжающих сотрудников международных организаций, совместных международных проектов/грантов;

- численность въезжающих/выезжающих участников и посетителей специализированных объектов выставочно-ярмарочной инфраструктуры;

- численность участников и зрителей событий/ мероприятий международного/национального значения;

- численность въезжающих/выезжающих туристов;

- объемы иностранных инвестиций в экономику города;

- объемы иностранных инвестиций в отрасли «новой экономики»;

- объемы (стоимость) передовых бизнес-услуг, оказанных резидентами города клиентам из других территорий, в том числе с разбивкой по видам этих услуг;

- объемы (стоимость) товаров/услуг креативных и культурных индустрий, проданных/оказанных резидентами города клиентам из других территорий, в том числе с разбивкой по секторам этих индустрий;

- объемы перевезенных грузов/багажа на внутренних и международных линиях (крупнейшими транспортными объектами города);

- число перевезенных пассажиров на внутренних и международных линиях (крупнейшими транспортными объектами города). Обязательное условие проведения анализа состоит в том, что любые измерения потоков должны сопровождаться сравнительным межгородским анализом. Оценка позиций города может быть произведена только на базе сравнения его показателей с показателями других участников сети. Оценка динамики показателей города, выполняемая автономно, не имеет особой ценности, так как собственные прошлые показатели не могут и не должны служить единственными ориентирами для управленческой корректировки и последующих стратегических, тактических и оперативных действий городских органов управления.

Оценка интенсивности потоков, циркулирующих через города, в логике сетевого подхода была выполнена на материале городов-центров регионов Сибирского федерального округа.

Показатели, связанные с миграцией населения, являются едва ли не единственными инди-

каторами отслеживания потоков в традиционной статистике. Показатели миграции рассчитываются официальной статистикой только в разрезе регионов, а собственно городская статистика практически отсутствует в широком доступе. Косвенным образом показатели миграции регионов позволяют оценить и перспективы городов — центров регионов Сибирского федерального округа.

Коэффициенты миграционного прироста (убыли) на 10тыс. чел. населения представлены в табл. 1.

За четыре года Кемеровская, Томская и Новосибирская области достаточно стабильно имеют прирост населения за счет миграции. И динамика является все более значительной с каждым годом (кроме Кемеровской области). В Красноярском крае наблюдается медленная положительная динамика.

В остальных регионах Сибирского федерального округа наблюдается отрицательный миграционный прирост населения. Активнее всего население покидает Забайкальский край и Республику Бурятия. В Омской области наблюдается относительно небольшой отток населения по сравнению с другими регионами. Из Иркутской области и Алтайского края также происходит существенный отток населения. В то же время Москва продолжает привлекать все новых мигрантов. Столица увеличивает свое население, повторяя тенденции, свойственные всем мегалополисам развивающихся стран.

Косвенными показателями интенсивности потоков, проходящих через город, могут служить данные о масштабах внешних экономических связей городов (табл. 2). К сожалению, сопоставимые статистические данные в разрезе городов не всегда имеются в открытом доступе. В случае их отсутствия возможно производить сопоставления на

Таблица 1

Коэффициенты миграционного прироста (убыли) в регионах Сибирского федерального округа (на 10 тыс. чел. населения)

Регион 2006 2007 2008 2009

Новосибирская область 11,76 13,9 35,97 49,03

Томская область 13,47 26,18 34,42 47,25

Кемеровская область 16,14 34,76 27,51 21,39

Красноярский край -13,34 2,99 5,34 12,54

Омская область -1,13 -8,58 -0,46 -1,69

Алтайский край -27,6 -23,02 -19,76 -4,79

Иркутская область -24 -22,65 -17,11 -24,2

Республика Бурятия -36,95 -28,66 -26,79 -15,73

Забайкальский край -38,34 -32,48 -32,39 -23,43

Справочно

Москва 48,49 48,58 52,49 55,11

Таблица 2

Масштабы внешнеэкономического сотрудничества городов в 2006-2008 гг.

Город Число стран, с которыми осуществлялись экспортно-импортные операции Основные страны — партнеры по экспортно-импортным операциям Число соглашений с иностранными государствами

Новосибирск 96 Украина, Казахстан, КНР, Франция, Германия, США 15

Омск 72 Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Украина, КНР, Германия 7

Красноярск 90 Швейцария, Португалия, КНР, Казахстан, США, Германия, Франция 18

Иркутск 60 КНР, Япония, Монголия, Республика Корея, Индия 10

Барнаул >20 Казахстан, Украина, Узбекистан 4

Томск 40 США, Финляндия, Казахстан, Китай, Украина, Узбекистан, Германия, Киргизия 9

Кемерово 83 Турция, Украина, Великобритания, Таиланд, Казахстан, Япония, Финляндия 6

Улан-Удэ 43 КНР, Монголия, Украина, Белоруссия 4

Чита 18 КНР 2

основе данных по регионам, поскольку города-центры являются наиболее активными участниками и инициаторами внешних связей регионов.

Анализ данных табл. 2 свидетельствует, во-первых, о разных географических масштабах внешнеэкономической деятельности городов, что вполне объяснимо, а во-вторых, о наличии общих партнеров и, следовательно, общих сфер интересов в одних и тех же регионах мира. Практически у всех городов имеются связи с самой быстро растущей экономикой мира — китайской. У большинства городов имеются обширные связи с экономиками стран ближнего зарубежья — Казахстаном и Узбекистаном, Украиной. Среди стран дальнего зарубежья наиболее активными партнерами выступают Германия и США. Наличие общих основных партнеров говорит о том, что города — центры регионов Сибирского федерального округа имеют экономические интересы и связи в одних и тех же регионах мира, т. е. географические приоритеты и ориентиры во внешней торговле городских акторов совпадают. Совпадение интересов должно стимулировать интеграцию усилий, однако до настоящего времени, поскольку осознание общности интересов отсутствует, разрозненные действия сибирских акторов не дают синергетического эффекта.

Одним из важнейших факторов повышения интенсивности потоков является развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей транспортную доступность города и региона. С учетом сибирских расстояний самыми актуальными транспортными средствами рассматриваются авиатранспорт и скоростной железнодорожный транспорт.

Для анализа потоков грузов и пассажиров аэропортов региональных центров Сибирского

федерального округа были проанализированы объемные показатели перевозок грузов и пассажиров за 2006—2010 гг. (табл. 3 и 4).

Анализ данных об объемах перевозки грузов и почты (табл. 3) по сумме перевозок на международных и внутренних линиях показывает, что аэропорты Новосибирска, Красноярска и Иркутска являются ведущими воздушными гаванями Сибирского федерального округа. Конкуренция особенно сильна между двумя первыми: они попеременно занимают то первое, то второе места среди аэропортов региона. Аэропорт города Иркутска занимает третью строчку по объему грузоперевозок на всех направлениях и постепенно догоняет красноярский транспортный узел. Это говорит о том, что значительные межрегиональные потоки грузов и почты направляются через/в Иркутск или же из Иркутска, что свидетельствует как об активных экономических связях местного бизнеса, так и о его достаточно выгодном транзитном расположении на пересечении широтных направлений. Это позволяет предположить, что Иркутск наряду с более крупными городами Сибирского федерального округа является транспортным хабом регионального масштаба.

Основная конкурентная борьба за перевозки грузов и почты на международных линиях разворачивается между Новосибирском и Красноярском. Иркутск также привлекает значительный поток грузов. Позиции Омска по этому направлению выглядят довольно слабыми. Что касается перевозок на внутренних линиях, то здесь позиции Иркутска являются достаточно устойчивыми, Омск пока не рассматривается как серьезный конкурент на этом направлении, а Новосибирск и Красноярск ведут борьбу и пытаются перенаправить потоки в свою

Таблица 3

Показатели работы ведущих аэропортов Сибирского федерального округа по объему перевозок грузов и почты на международных и внутренних воздушных линиях за 2006—2010гг., т [1]

Аэропорт 2006 2007 2008 2009 2010

Красноярск (Емельяново) 16 100 (28 576,82*) 26 134,84 19 636,52 12 981 12 187

Новосибирск (Толмачево) 16 510 (16 648,8*) 19 001,29 20 971,9 — —

Иркутск 14 742 (15 757*) 16 556 16 258 11919 12 000

Омск 4 047 5 987 6 680 4 828 -

Справочно

Москва (Шереметьево) 149 270,7 166 950,4 182 463,7 105 481 -

* Данные разных источников значительно расходятся.

Таблица 4

Показатели работы ведущих аэропортов Сибирского федерального округа по объему перевозок пассажиров намеждународныхивнутреннихвоздушныхлинияхза2006-2010гг., чел. [1]

Аэропорт 2006 2007 2008 2009 2010

Новосибирск (Толмачево) 1 657 000 1 889 361 1 941 483 1 804 297 2 261 630

Красноярск (Емельяново) 1 100 000 1 011 130 1 001 303 1 009 356 1 275 396

Иркутск 893 880 988 997 969 139 854 538 1 078 787

Омск 466 872 567 940 594 692 509 528 -

Справочно

Москва (Домодедово) 15 370 000 18 755 098 20 437 516 18 676 000 22 253 529

сторону. Вероятно, Иркутск имеет определенную нишу, а Новосибирск и Красноярск конкурируют на одном и том же поле, что не приводит к взаимному усилению, аявляется «игрой с нулевой суммой».

Среди данных о перевозках пассажиров (табл. 4) присутствуют те же крупнейшие аэропорты Сибирского федерального округа. Новосибирск занимает шестую-восьмую позиции среди аэропортов страны. Красноярск немного отстает и занимает седьмую-восьмую позиции. За ними следует Иркутск, устойчиво занимающий 15 место среди 20 крупнейших аэропортов страны. Новосибирск лидирует и на международных, и на внутренних линиях. На внутренних линиях Красноярск составляет мощную конкуренцию Новосибирску, в частности, благодаря его большей связанности с крупнейшими региональными центрами Сибирского федерального округа. Позиции Иркутска являются достаточно стабильными, его рейтинг на международных линиях постоянно растет, поскольку аэропорт демонстрирует динамику числа перевезенных пассажиров. В отличие от прямой конкуренции Новосибирска и Красноярска, Иркутск, вероятнее всего, занимает свою нишу, что не вынуждает его вести напряженную борьбу с двумя более крупными аэропортами [2].

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 г. [8] предусматривает в качестве одного из приоритетных направлений

создание национальной сети аэропортов — хабов — крупных транспортных узлов, связывающих между собой пассажирские и грузовые потоки. В Сибири, для которой в силу географической протяженности транспортное освоение имеет особенное значение, на роль хабов претендуют два крупнейших региональных аэропорта — «Толмачево» (Новосибирск) и «Емельяново» (Красноярск). В Новосибирске и Красноярске уже реализуется идея создания так называемых мультимодальных транспортных узлов, в основу которых положены масштабные инвестиционные проекты развития местных аэропортов.

Одного хаба для Сибирского региона явно недостаточно, учитывая большие расстояния между городами и регионами. Сравнивая показатели сибирских аэропортов с показателями ведущих аэропортов Москвы, можно понять, что если в одном городе несколько аэропортов не являются лишними, а скорее, дополняют другу друга, представляя собой части одного транспортного кластера, то для Сибирского региона тем более целесообразным является продвижение идеи развития нескольких мультимодальных узлов, связанных в сеть и взаимно поддерживающих друг друга.

Отдельный вид потока представляют собой учащиеся, в первую очередь студенты. По предложенной классификации они относятся к категории въезжающих на среднесрочный период. Определенная часть из них остается на постоянное место

жительства в том городе, в котором они окончили вуз. По общему числу студентов лидирует Новосибирская область, на втором и третьем местах — Иркутская область и Красноярский край соответственно. Однако даже суммарная численность всех студентов Сибирского федерального округа оказывается меньше, нежели в Москве (табл. 5).

Анализ данных о численности студентов на Ютыс. чел. населения по регионам Сибирского федерального округа позволяет сделать выводы о качественных характеристиках вузовской системы региона. По этому показателю лидирует Томская область. Она занимает третье место в России после Москвы и Санкт-Петербурга. Новосибирские вузы привлекают не меньшее число студентов, и по числу студентов на Ютыс. чел. населения Новосибирская область занимает четвертое место в стране. Иркутская вузовская система по численности студентов на Ютыс. чел. населения находится на 15-м месте в РФ. По этому же показателю Омская область занимает 23-е место в РФ, Красноярский край находится на 32-м месте.

Анализ подтверждает, что кроме числа вузов в городе большое значение имеют их размер, развитость учебной и научной базы, репутация и качество оказываемых услуг, т. е. качество знаний. По этим качественным показателям вузовская система Томской области и г. Томска является лидером в Сибирском федеральном округе, опережая Новосибирскую область и г. Новосибирск. В тройку лидеров входит Иркутская область. Вузы Омской области и Красноярского края привлекают относительно меньше студентов. Вузы Республики Бурятия, Кемеровской области и Алтайского края оказываются в состоянии привлечь еще меньше

Численность студентов высших учебных заведе]

в 2007-2009

учащихся по отношению к численности населения самих регионов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Суммарные показатели числа студентов по вузам регионов Сибирского федерального округа в принципе сопоставимы с соответствующими показателями столичных вузов, что свидетельствует о высоком уровне развития сферы высшего образования в Сибирском регионе. Анализ позволяет отметить сферу высшего образования в качестве приоритетной при разработке стратегических планов развития регионов и особенно крупнейших городов Сибирского федерального округа. Эта сфера может стать одной из ключевых в привлечении потоков на территорию региона в целом.

Одними из самых прибыльных видов потоков, которые проходят через территорию, являются потоки туристов, атакже все нематериальные потоки, которые связаны с туристическим бизнесом.

Данные о числе визитеров из дальнего и ближнего зарубежья, посетивших регионы Сибирского федерального округа по туристической визе, представлены в табл. 6. Эта статистика отражает не общее число въехавших в регионы, а только тех, кто обратился в Министерство иностранных дел Российской Федерации с запросами о получении туристической визы.

Наибольшее количество туристов въехало в Забайкальский край. Данные о национальной принадлежности въехавших свидетельствуют, что 98% визитеров — граждане КНР. Китайские инвестиции составляют до 90 % всех инвестиций в Читинской области. Неразвитость собственной экономики и слабость межрегиональных связей с другими регионами России привели к тому, что край оказался связан обширными экономическими

Таблица 5

шй в регионах Сибирского федерального округа гг.,тыс. чел.

Регион 2007 2008 2009

Государственные и муниципальные учреждения Негосударственные учреждения Государственные и муниципальные учреждения Негосударственные учреждения Государственные и муниципальные учреждения Негосударственные учреждения

Новосибирская область 155,8 15,1 153,5 17,1 149,3 15,3

Красноярский край 117,9 11,6 118,8 13,1 112,7 13,1

Иркутская область 121,4 10 120,4 10,3 118,2 10,6

Омская область 95,1 11,7 94,5 12,9 94,6 15,4

Кемеровская область 103,1 5,7 100,9 6,2 97 5

Томская область 86,5 3,1 88,5 3,3 83,6 2,7

Алтайский край 82,7 13 81 13,3 79,2 13,5

Республика Бурятия 42,3 5,2 40,7 6,7 42,4 6,4

Читинская область 36,5 1,2 39,1 1,3 33,4 3,6

Справочно

Москва 889,7 423 893,2 419,5 882 399,1

Таблица 6

Число принятых туристов в регионах Сибирского федерального округа в 2005—2009гг., чел.

Регион 2005 2006 2007 2008 2009

Забайкальский край 16 705 10 656 2 700 8 136 3 734

Республика Бурятия 5 865 3 507 5 680 5 075 1 845

Иркутская область 4 783 8 337 5211 2 373 8 679

Новосибирская область 675 1 789 736 2 803 930

Омская область 60 183 152 90 59

Алтайский край 60 50 33 337 70

Кемеровская область 4 1 5 5 2

Красноярский край 889 48 0 36 67

Томская область 11 31 0 4

Сибирский федеральный округ в целом 29 052 24 602 14 926 19 331 15416

Справочно

Москва 29 394 24 607 15 667 18 366 35 876

связями с приграничными регионами соседнего государства.

Среди других регионов Сибирского федерального округа заметно выделяются Республика Бурятия и Иркутская область. Значительное число визитеров в эти регионы, въезжающих по туристическим визам, объясняется наличием уникального природного объекта мирового значения — оз. Байкал. Это своего рода объект стратегического значения с точки зрения развития всего региона.

Число визитеров, пожелавших посетить другие регионы с туристическими целями, очень невелико. Весь Сибирский федеральный округ в целом никоим образом не может сравниться по этому показателю с г. Москвой.

Общее число иностранных визитеров, въехавших в регион с разными целями, представлено в табл. 7. Большинство въехавших — это трудовые мигранты из стран СНГ. Рекордно большое число визитеров принял Кузбасс. Однако показатели сибирских регионов не идут ни в какое сравнение с

показателями столицы страны, привлекающей подавляющее большинство иностранных визитеров.

Можно констатировать, что Правительство РФ начало уделять более пристальное внимание развитию сферы туризма и, в частности, совершенствованию учета в этой сфере. Так, согласно приказу Федерального агентства по туризму от 18.07.2007 № 69 «Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации» для повышения объективности и обеспечения сопоставимости данных о внутренних туристских потоках и получения достоверной информации о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации утверждены порядок определения внутреннего туристского потока и перечень показателей для оценки вклада туризма в экономику регионов России. Субъектам РФ рекомендовано направлять в Ростуризм данные о туристских потоках и информацию о вкладе туризма в экономику субъектов Федерации. Статистические данные, полученные на основании этого приказа, не находятся в открытом доступе, но, вероятно, могут быть получены органами власти городов по их запросам [5].

Международные фестивали — один из лучших способов привлечения потоков в город и регион. К сожалению, официальная статистика не ведет учет числа посетителей таких мероприятий, тем более не выделяет местных и приезжих участников, что имело бы большой практический смысл. Больше всех международных фестивалей проводит Новосибирск. В Иркутске, Красноярске и Улан-Удэ организуется достаточно много фестивалей. В Чите проходит всего один такого рода фестиваль. Но по количеству международных фестивалей позиции городов Сибирского региона совершенно несопоставимы с позициями столицы страны (табл. 8).

Таблица 7

Число принятых визитеров в регионах Сибирского федерального округа в 2007 г., чел.

Общее число Число принятых

Регион принятых иностранных

визитеров визитеров

Республика Бурятия 229 300 19 000

Забайкальский край 117 000 6 200

Иркутская область 529 000 51 800

Новосибирская область - 60 000

Омская область - 13 600*

Красноярский край 588 100 52 000

Алтайский край 384 000 6 000

Томская область 96 660 22 000

Кемеровская область 130 000 90 000

Справочно

Москва 4 012 000

* Данные за 2005 г.

Таблица 8

Число международных фестивалей в столицах регионов Сибирского федерального округа

Сфера

Город Классическое, народное искусство Современное искусство Культура и спорт Всего

Новосибирск 6 12 4 22

Иркутск 3 8 8 19

Красноярск 7 4 4 15

Улан-Удэ 6 3 6 15

Омск 3 5 4 12

Томск 3 5 2 10

Барнаул 2 1 4 7

Кемерово 3 3 0 6

Чита 1 0 0 1

Справочно

Москва 36 35 24 95

Интересным и важным представляется качественный анализ международных фестивалей, проводимых в городах Сибирского федерального округа. Полезен этот анализ по двум причинам. Во-первых, он позволяет выявить имеющуюся специфику каждого города. Во-вторых, позволяет найти возможные связки с имеющейся инфраструктурой, определить возможные направления специализации города.

Что касается тематики фестивалей, то в Новосибирске вполне ожидаемо проводится более всего фестивалей в сфере современного искусства. В Красноярском крае преобладают фестивали в сфере классического и народного искусства. В Иркутске и Улан-Удэ проводится довольно много этнографических фестивалей.

Только в Новосибирске и в Иркутске проводятся кинофестивали. В Новосибирске и Томске проводятся фестивали снежной скульптуры. Также в Новосибирске и Томске проходят фестивали, связанные с новыми информационными технологиями. Фестивали в сфере архитектуры проводятся в Новосибирске и Иркутске. Фестивали спортивной тематики организуются в Новосибирске, Красноярске и Иркутске. Джазовые фестивали проходят в Иркутске, Улан-Удэ и Кемерово. Почти везде проводятся театральные фестивали, что говорит о насыщенности этого сегмента рынка фестивальных мероприятий. Хотя нужно принимать во внимание, что часть этих фестивалей может быть ориентирована на классическую театральную традицию, а часть — на театральный авангард. Так, более традиционную направленность имеют театральные фестивали в Красноярске, Иркутске и Кемерово. Заявлена современная тематика у фестивалей в Но -восибирске, Улан-Удэ, Томске, Омске и Иркутске.

Таким образом, только в Иркутске проводятся два разнонаправленных театральных фестиваля.

Возможность участия города в сетях, например международных, создает присутствие в городе официальных представительств (консульств, визовых центров) зарубежных стран (табл. 9).

Официальные представительства имеются пока только в Новосибирске, Иркутске, Омске и Улан-Удэ. Это косвенно указывает на интенсивность международных связей и важность геополитических позиций этих городов на территории Сибирского региона.

Дальнейший анализ был направлен на выявление таких характеристик городов — центров Сибирского федерального округа, как активность в проведении крупных мероприятий/событий в сфере экономики и бизнеса для привлечения потоков в город и регион.

Экономические форумы являются событиями крупномасштабными, а поэтому привлекающими большое внимание и вовлекающими значительные потоки, не только финансовые. Список экономических форумов, проводимых в России, не очень велик. В РФ проводится 10—11 экономических форумов в год.

Многочисленные разовые международные форумы проводятся в Москве и Санкт-Петербурге. Один-два крупных форума проводятся практически во всех федеральных округах. Два крупных форума проходят в Красноярске (ежегодные) и в Иркутске (один раз в два года). Другие города Сибирского федерального округа также имеют возможности для организации подобных мероприятий.

Таблица 9

Официальные представительства зарубежных стран в городах Сибирского федерального округа в 2006—2009 гг. [6]

Посольства,

Город консульства, визовые центры Страна

Барнаул 2 Греция, Испания

Иркутск 4 Польша, Монголия, КНР, Республика Корея

Новосибирск 8 ФРГ, Болгария, Израиль, Италия, Беларусь, Великобритания, Киргизия, Узбекистан

Омск 2 ФРГ, Казахстан

Улан-Удэ 1 Монголия

Справочно

Санкт-Петербург 53

Важной частью деловой инфраструктуры является выставочно-ярмарочный бизнес. Мощности выставочно-ярмарочного комплекса создают возможности для проведения крупных мероприятий, в том числе международного масштаба. Организация выставок/ярмарок служит потенциальной возможностью привлечь потоки в город (табл. 10, 11).

Наиболее активно выставочно-ярмарочная деятельность осуществляется в Новосибирске, Иркутске, Омске и Красноярске. Разумеется, для получения более полной картины необходимо принимать во внимание масштабы мероприятий (число участников, представительство регионов

Таблица 10

Число выставок/ярмарок в городах Сибирского федерального округа за 2005-2009 гг. [3]

Город Число выставок/ ярмарок

Новосибирск 508

Омск 261

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иркутск 161

Томск 131

Барнаул 126

Красноярск 108

Кемерово 89

Новокузнецк 83

Чита 73

Улан-Удэ 67

Справочно

Москва 2 724

Таблица 11

Выставочные комплексы в крупных городах Сибирского федерального округа [4]

Число крупных

Город Выставочный центр выставок/ ярмарок в 2009 г.

Барнаул Алтайская ярмарка 9

Барнаул Дворец зрелищ и спорта 4

Иркутск СибЭкспоЦентр 39

Кемерово Кемеровский легкоатлетический манеж 18

Новокузнецк Кузбасская ярмарка 8

Красноярск Сибирь 22

Новосибирск Сибирская Ярмарка 48

Омск ИнтерСиб 14

Омск Континент 1

Томск Технопарк 24

Улан-Удэ Улан-Угэнская ярмарка 13

Чита Забайкальский -

Итого... 200

Справочно

Москва 22 выставочных центра 494

Санкт- 20 выставочных центров 106

Петербург

и/или стран). Однако сбор такой информации в настоящее время представляется затруднительным.

На сайте Biz-Trade-Shows (США), содержащем информацию о выставках-ярмарках в разных странах, из городов Сибирского федерального округа в 2007 г. имелись сведения только о мероприятиях в Барнауле, Красноярске и Новосибирске [9]. В 2009 г. из списка городов был удален Красноярск. Размещение выставочными компаниями Новосибирска и Барнаула рекламной информации о планируемых выставках/ярмарках означает, что эти компании пытаются позиционировать себя в первую очередь на мировом рынке, стараются направить потоки из-за рубежа на свою территорию. Можно предположить, что расчет делается не на количество проводимых мероприятий, а на качественную их подготовку, маркетинг на мировом выставочном рынке. За счет привлечения зарубежных участников и посетителей компании рассчитывают увеличить доходы от своей деятельности.

Потоки, проходящие через город, составлены из разнообразных материальных и нематериальных субстанций. Привлечению потоков может способствовать проведение крупных спортивных соревнований. Спорт иногда включают, иногда не включают в перечень креативных индустрий. Однако активная спортивная жизнь местного сообщества, наличие в городе спортивных команд национального и международного уровня, безусловно, являются существенным фактором создания креативной среды и привлечения новых, особенно молодых, резидентов.

Одной из потенциально важных составляющих входящих людских потоков являются потоки приезжающих участников и зрителей спортивных соревнований (табл. 12).

В результате анализа потоков туристов, посетителей спортивных мероприятий и культурных объектов (музеев, театров), студентов вузов установлено, что конкурентные позиции каждого отдельного города — центра региона Сибирского федерального округа очень слабы, а положительные перспективы привлечения потоков в Сибирский регион имеет пока в основном сфера высшего образования.

Анализ, выполняемый в логике сетевого подхода, необходимо осуществлять в процессе стратегического планирования городского развития. Его основное назначение — выявлять продвижение отдельного российского, в частности сибирского города, а также всех участников урбанистической сети в направлении формирования глобализированного города.

Таблица 12

Количество крупных спортивных соревнований в регионах Сибирского федерального округа

в 2005—2009 гг. [7]

Регион Международные Чемпионаты Розыгрыши Первенства

соревнования и турниры России кубков России

Новосибирская область 7 9 4 2

Красноярский край 6 9 11 4

Кемеровская область 2 8 1 2

Омская область 2 6 1 2

Иркутская область 3 2 - 2

Читинская область 3 2 - 1

Алтайский край 3 - 2 1

Республика Бурятия - 1 - -

Томская область - - - -

Всего... 386 199 96 63

Справочно

Москва 141 50 25 3

Список литературы

1. Авиатранспортное обозрение — http://www. ato. ra.

2. Белов Ю., Екимовский А. Новосибирский аэропорт Толмачево намерен создать собственную региональную авиакомпанию //Коммерсантъ. 2007. 25 июля.

3. Информационное агентство «Выставочный мост» — http://www.vmost.ru.

4. Компания Ridjey Group. URL: http://www.ridjey.ru/index.php7bycity.

5. Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации: приказ Федерального агентства по туризму от 18.07.2007 № 69.

6. Сибирский федеральный округ. URL: http://www.sibfo.ru/passport/sfo.php.

7. Спортивная Россия: национальная информационная сеть — http://www.stadium.ru.

8. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года: приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 12.05.2005 № 45.

9. Biz-Trade-Shows — http://www.biztradeshows.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.