Научная статья на тему 'Оценка социально-экономического эффекта от развития городских кластеров креативных и культурных индустрий'

Оценка социально-экономического эффекта от развития городских кластеров креативных и культурных индустрий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1421
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЕ РАЗВИТИЕ / УРБАНИСТИЧЕСКАЯ СЕТЬ / КЛАСТЕР КРЕАТИВНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ИНДУСТРИЙ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОТ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРА КРЕАТИВНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ИНДУСТРИЙ / ECONOMIC EFFECT OF CLUSTER'S OF CREATIVE AND CULTURAL INDUSTRIES DEVELOPMENT / URBAN DEVELOPMENT / URBAN NETWORK / CLUSTER OF CREATIVE AND CULTURAL INDUSTRIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Метелева Елена Ростиславна

Рассмотрены креативные и культурные индустрии как новые факторы развития городских экономик. Оценено наличие городского кластера креативных и культурных индустрий в городах-центрах регионов Сибирского федерального округа. Предложена методика оценки социально-экономического эффекта от развития данного кластера. Высказаны рекомендации о необходимости формирования урбанистической сети городов-центров регионов Сибирского федерального округа на основе креативных и культурных индустрий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of social and economic effect from the development of the urban clusters of the creative and cultural industries

Creative and cultural industries are considered as new factors of urban economics' development. The presence of urban clusters of creative and cultural industries in cities regional centers of Siberian federal district is estimated. The technique of estimation of socio-economic effect of those clusters' development is offered. The recommendations concerning the formation of regional centers' of Siberian federal district urban network on the base of creative and cultural industries are made.

Текст научной работы на тему «Оценка социально-экономического эффекта от развития городских кластеров креативных и культурных индустрий»

ТЕМА НОМЕРА: РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Е.Р. Метелева

Оценка социально-экономического эффекта от развития городских кластеров креативных и культурных индустрий

Рассмотрены креативные и культурные индустрии как новые факторы развития городских экономик. Оценено наличие городского кластера креативных и культурных индустрий в городах-центрах регионов Сибирского федерального округа. Предложена методика оценки социально-экономического эффекта от развития данного кластера. Высказаны рекомендации о необходимости формирования урбанистической сети городов-центров регионов Сибирского федерального округа на основе креативных и культурных индустрий.

Ключевые слова: городское развитие, урбанистическая сеть, кластер креативных и культурных индустрий, экономический эффект от развития кластера креативных и культурных индустрий.

По мнению зарубежных исследователей, культура может рассматриваться как двигатель новой стадии развития городов, основанной на качестве жизни, креативности, гарантирующей определенную сбалансированность, устойчивость такому развитию. Виды деятельности в сфере культуры и досуга и развитие связанных с этим городских пространств и инфраструктуры признаны одними из главных активов городской конкурентоспособности, так как они отражают местные особенности, которые делают любой город отличным от других, и так как они вносят решающий вклад в трансформацию города из пространства производства в пространство потребления с высокой символической ценностью.

Культурные индустрии хорошо отвечают требованиям экономики знания. На стыке искусства и культуры существует целая серия экономических видов деятельности, так называемых «креативных индустрий», в которых производительность связана с генерированием нового символического содержания и его воплощением в товары. Также необходимо отметить, что культура является основным двигателем городского туризма.

Официально креативные и культурные индустрии определяются как индустрии, которые берут свое происхождение в «индивидуальной креативности, умени-

© Метелева Е.Р., 2011

26

Оценка социально-экономического эффекта от развития городских кластеров...

ях и таланте, и которые имеют потенциал создания благосостояния и рабочих мест за счет генерирования и использования интеллектуальной собственности» [1]. Они включают три основных группы: искусство и культура, дизайн и медиа. В Великобритании в 1998 году было даже создано специальное государственное агентство при Департаменте культуры, медиа и спорта, реализующее государственную политику по развитию креативных индустрий [1].

По нашему мнению, данный сектор можно расценивать именно как кластер, основываясь на определении кластера, данном Майклом Портером [3], поскольку он объединяет компании, представляющие разные виды деятельности, часто не связанные технологически, не являющиеся звеньями одной производственной цепочки, но имеющие либо общих поставщиков, либо общих клиентов. В состав кластера креативных и культурных индустрий, по нашему мнению, следует включить такие виды деятельности, как организация событий (праздников, торжеств, фестивалей и т.п.), поскольку организацией подобных мероприятий все чаще занимаются специализированные фирмы. Организация и менеджмент событий представляют собой растущий сектор экономики.

Рекомендации по оценке социально-экономического эффекта от развития городских кластеров и сети креативных и культурных индустрий, разработанные нами, включают в себя компоненты, показанные на рисунке 1. Фактические расчеты были выполнены нами на материалах крупных и крупнейших городов Сибирского федерального округа (СФО).

Рис. 1. Рекомендации по оценке социально-экономического эффекта от развития городских кластеров и формирования сети креативных и культурных индустрий

Креативные и культурные индустрии, как сфера деятельности, обладают рядом специфических особенностей, имеющих важное значение для экономики городов:

27

Оценка социально-экономического эффекта от развития городских кластеров...

1. Их продукция представляет собой одновременно и местное благо, и экспортный товар. Товары или услуги, производимые данными индустриями, могут с равным успехом потребляться и городскими жителями, и приезжими, а также вывозиться за пределы города. Например, исполнительское искусство может:

— потребляться на месте (концерт) жителями и гостями города;

— экспортироваться в форме гастрольных поездок за пределы города;

— экспортироваться и потребляться на месте в форме видеозаписей концертов;

— использоваться в рекламных материалах для улучшения имиджа города.

2. По оценкам западных экспертов, одно новое рабочее место в креативных и культурных индустриях приводит к созданию четырех новых рабочих мест в сфере обслуживания, то есть мультипликатор занятости равен 5 [4].

3. Характер деятельности в креативных и культурных индустриях исключает наличие эффекта замещения: рабочая сила не может быть замещена «внетрудовыми» факторами производства (например, основными средствами). Производительность труда в этой сфере остается практически на одном уровне. Соответственно, численность занятых может значительно возрастать в период благоприятной конъюнктуры, но не может опускаться ниже определенного постоянного уровня, необходимого для воспроизводства сферы культуры в обществе в период кризисов.

4. В деятельности организаций креативных и культурных индустрий проявляются эффекты масштаба, локализации и урбанизации (агломерационная экономия):

а) эффект масштаба для разных видов деятельности, входящих в кластер креативных и культурных индустрий, различается, что проявляется в разных размерах рынков сбыта их продукции. Для некоторых видов деятельности эффект масштаба достаточно велик, например, для театрального или музейного искусства. Для других видов деятельности эффект масштаба может быть мал, что позволит существовать в каждом городе Сибирского региона достаточно большому числу организаций с небольшими рынками сбыта (ремесла, реклама, сфера развлечений). Расширение взаимодействия городов Сибирского региона между собой расширит рынок сбыта для продукции креативных и культурных индустрий, что позволит организациям воспользоваться эффектом масштаба, увеличить объемы своей деятельности.

б) Все организации кластера получают преимущества от эффекта локализации, то есть выигрывают от присутствия других организаций данного сектора, пользуясь общими или схожими промежуточными факторами производства, общим рынком креативной рабочей силы.

в) Также все организации кластера выигрывают от соседства других видов экономической деятельности (эффект урбанизации), поскольку име-

28

Оценка социально-экономического эффекта от развития городских кластеров...

ют возможность пользоваться услугами поставщиков промежуточных факторов (инфраструктура) и коммунальных услуг. Важнейшим фактором является сама урбанистическая среда, которая создает необходимый фон, атмосферу, «производственную среду» для «производства» креативной продукции (эффект креативной среды).

Рекомендации по оценке среднемесячных доходов учреждений культуры, участвующих в формировании урбанистической сети городов

В качестве первой рекомендации мы предложили алгебраическую модель для описания существенных факторов рынка сбыта учреждений культуры (театров, филармоний, концертных залов). Для упрощения задачи было принято, что спрос на душу населения не зависит от цены продукции (кривая индивидуального спроса абсолютно неэластична). Также нужно иметь в виду, что мероприятия, проводимые учреждениями культуры, — это не индивидуально, а коллективно потребляемые блага, поэтому значение имеет не столько индивидуальный спрос отдельного домохозяйства, сколько общее число домохозяйств и индивидуальный объем производства учреждений культуры. Рынок услуг учреждений культуры в городе представляют следующие символы:

h — число домохозяйств;

s — доля домохозяйств, достаточно регулярно посещающих мероприятия, организуемые учреждениями культуры;

d — месячный спрос домохозяйства на продукцию учреждений культуры;

q — объем производства типичного учреждения культуры (количество выступлений в месяц х число мест в зрительном зале = число посещений);

Совокупный спрос (Q) на продукцию учреждений культуры будет равен:

Q = h x s x d (1)

Расчетное число учреждений культуры (N) будет равно:

n=Q

q (2)

При расчете были сделаны следующие допущения в отношении количественных показателей:

1) Доля домохозяйств, достаточно регулярно посещающих мероприятия, организуемые учреждениями культуры, зависит от размера города. Для крупнейших и крупных городов она была принята 0,3; для крупного города с численностью жителей до 500 тысяч человек — 0,2; для больших, средних и малых городов — 0,1. Поскольку подобные данные по российским городам отсутствуют, то для расчетов были сделаны допущения, основанные на личных наблюдениях и экспресс-опросах.

29

Оценка социально-экономического эффекта от развития городских кластеров...

2) Месячный спрос домохозяйства на продукцию учреждений культуры также зависит от размера города. В его отношении также были сделаны определенные допущения. Для крупнейших и крупных городов он был принят на уровне 0,5 (одно посещение в два месяца), для больших городов — 0,3 (одно посещение в квартал), средних и малых городов — 0,1 (одно посещение в 10 месяцев).

3) Совокупный спрос рассчитывался не для отдельных городов, а для агломераций, поскольку жители близлежащих городов посещают мероприятия, организуемые учреждениями культуры, расположенными в городецентре агломерации.

4) Месячная выручка одного типичного учреждения культуры рассчитана как произведение объема производства типичного учреждения и средней цены билета. Цена билета составляет в среднем 300 рублей по городам-центрам регионов Сибирского федерального округа.

Реалистичность данных допущений была подтверждена в ходе расчетов, поскольку полученные расчетные значения числа учреждений культуры оказались вполне сопоставимы с фактическими значениями показателя.

Также был сделан ряд допущений в отношении качественных характеристик процесса развития данного вида деятельности:

1) В случае формирования сети городов продукция местных театров, филармоний, концертных залов частично замещается продукцией приезжающих на гастроли коллективов. Это может проявляться, при прочих равных условиях, в снижении числа мероприятий, организуемых местными учреждениями культуры.

2) Допущение «при прочих равных условиях» в предыдущем пункте не принимает во внимание дополнительный спрос, который предъявляют «неучтенные» в данном расчете приезжие, так называемые «гости города». Кроме того, жители городов агломерации могут предъявлять повышенный спрос на продукцию гастролирующих коллективов по сравнению с обычным спросом на продукцию местных учреждений. Возросшее предложение активизирует спрос со стороны приезжих и жителей близлежащих населенных пунктов, тяготеющих к крупному городу-центру.

3) Совокупный спрос возрастет за счет того, что часть домохозяйств увеличит свои расходы на потребление услуг учреждений культуры — посещение новых мероприятий, поскольку появится новое предложение, образно говоря, «импортный товар», который в то же время не является полным заменителем местному товару (услуге). Потребители могут переключиться на него лишь частично, сохраняя приверженность местным учреждениям, что в целом не скажется на совокупном спросе в Сибирском регионе.

4) Активные маркетинговые меры должны способствовать привлечению новых визитеров из других городов, регионов и стран, то есть привести к росту объема совокупного спроса.

30

Оценка социально-экономического эффекта от развития городских кластеров...

Дополнительный спрос за счет формирования сети городских взаимодействий в сфере креативных и культурных индустрий приводит к росту либо числа учреждений культуры и, соответственно, росту их доходов, либо к росту объемов производства существующих учреждений культуры и также к росту их общего дохода.

Традиционные выгоды бизнеса от размещения в городах, объединенных в урбанистическую сеть, по сравнению с размещением в «изолированном» городе, воспринимающем себя в состоянии конкуренции с другими городами, таковы: локализация бизнеса в «соединенных» городах позволяет фирмам извлекать выгоду из эффекта масштаба, расширяя рынок сбыта товара или услуги, и одновременно делает данный город более привлекательным для размещения большего числа фирм.

В отличие от традиционных отраслей, где действует эффект масштаба, в культурных и креативных индустриях рост емкости рынка и объемов производства не приведет к сокращению числа действующих организаций, а, напротив, может вызвать открытие новых учреждений. Таким образом, формирование сети городов на базе кластеров креативных и культурных индустрий может стимулировать рост внутреннего спроса, а также, в перспективе, рост «экспорта» продукции данных городских кластеров.

Из выполненных нами расчетов следует, что среднемесячная выручка типичного учреждения культуры в 2008—2009 годах варьировала по городам от 0,6 до 1,5 млн рублей. Совокупный месячный доход всех учреждений культуры в каждом городе составлял от 4,5 до 20,9 млн рублей. Эти цифры показывают примерную ситуацию в «изолированных» городах, не объединенных в сеть.

Увеличение совокупного спроса на продукцию кластера креативных и культурных индустрий вследствие создания сети возможно в краткосрочной перспективе только за счет привлечения дополнительных потребителей на внутреннем рынке городов, а в средне- и долгосрочной перспективе — за счет привлечения дополнительных визитеров-зрителей из-за пределов городов-участников сети.

В результате роста совокупного спроса возможны два варианта его удовлетворения. Во-первых, возможно увеличение числа учреждений культуры, то есть, например, открытие новых театров или студий. Их средний размер (число мест в зале) предположительно будет меньше (вероятно, в два-три раза) размеров действующих учреждений, поскольку для размещения новых учреждений культуры в настоящее время либо приспосабливаются не использовавшиеся ранее по данному назначению помещения, либо занимаются новые, но тоже неприспособленные для такой деятельности помещения. Средний объем производства новых учреждений, соответственно, будет значительно меньше уже действующих (в 1,5—2,5 раза).

31

Оценка социально-экономического эффекта от развития городских кластеров...

Но данный вариант является более затратным на этапе открытия новых учреждений.

Во-вторых, дополнительный спрос будут удовлетворять уже действующие учреждения культуры, увеличивая свое предложение (число мероприятий).

Разумеется, второе предположение в краткосрочной перспективе является более реалистичным, однако нельзя исключить комбинацию вариантов: вновь возникающий дополнительный спрос частично будет удовлетворяться действующими учреждениями культуры, но непременно стимулирует создание новых учреждений и увеличит совокупную занятость в кластере.

Рекомендации по оценке стратегического потенциала кластеров креативных и культурных индустрий (уровня занятости в городских кластерах и вклада этих кластеров в городской продукт)

В рамках второй рекомендации в качестве показателей оценки стратегического потенциала кластера креативных и культурных индустрий мы предлагаем использовать следующие:

1. Доля численности занятых в кластере в общей численности занятых в экономике города.

2. Темп роста занятых в кластере по сравнению с темпом роста занятых в экономике города.

3. Доля продукции кластера в городском продукте (в общей добавленной стоимости, произведенной в городской экономике).

Уровень занятости в городских кластерах креативных и культурных индустрий, согласно предложенному нами перечню видов экономической деятельности по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), нам удалось оценить весьма приблизительно. В каждом из соответствующих разделов мы рассчитали следующее соотношение:

S= —*100%, (3)

Q

где S — доля занятых в кластере креативных и культурных индустрий в совокупной занятости в городской экономике;

q — количество видов экономической деятельности из данного раздела ОКВЭД, включенных в состав кластера;

Q — общее количество видов экономической деятельности по данному разделу.

В результате мы получили, что оценочная доля занятых в кластере креативных и культурных индустрий по отношению к общей занятости по разделам ОКВЭД составляет:

— в разделе G «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования» — 4%;

32

Оценка социально-экономического эффекта от развития городских кластеров...

— в разделе К «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» — 5%;

— в разделе М «Образование» — 1%;

— в разделе О «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» — 80%.

Нами были выполнены расчеты по уровню занятости в данных кластерах некоторых анализируемых городов. Среди рассмотренных городов максимальные объемы занятых (более 4% от общей занятости) в данном кластере наблюдаются в Томске, что хорошо согласуется с его позиционированием как центра инноваций и выбранной стратегией, а также в Новосибирске, Красноярске и Улан-Удэ. Понятно, что столица Республики Бурятия обоснованно намерена развивать сферу культуры. Красноярск также планирует использовать свой высокий потенциал в этой сфере. Новосибирск же уделяет сравнительно немного внимания активной культурной политике, поскольку ориентирован в первую очередь на промышленное развитие.

В Омске также относительно велика доля занятых в данном кластере (около 4%) в общей численности занятых в городе. Город обладает хорошим потенциалом для формирования сильного культурного кластера, однако стратегия, выбранная руководством города, пока не предусматривает создание соответствующей инфраструктуры, то есть не направлена на формирование специфической креативной среды.

В Иркутске и Чите кластер креативных и культурных индустрий имеет схожую долю в общей занятости города — более 3%. Это говорит о том, что в этих городах имеются определенные предпосылки для развития данной сферы. Однако, если Иркутск определяет среди долгосрочных перспектив культурно-ориентированное развитие, осознает его важность для развития туризма, то Чита пока не видит и не пытается определить для себя никаких отчетливых перспектив, а просто следует уже сложившимся тенденциям в экономике.

Барнаул и Кемерово имеют минимальную долю занятых (менее 3%) в кластере креативных и культурных индустрий по сравнению с выше рассмотренными городами. Их стратегические приоритеты пока не связаны с развитием креативных индустрий, хотя о необходимости поддержки инноваций говорится в стратегических документах обоих городов.

Далее мы провели сравнение показателей численности в традиционно воспринимаемой «сфере культуры» и в кластере креативных и культурных индустрий (таблица 1).

Как видно из сравнения данных таблицы, даже приблизительно оцененный кластер креативных и культурных индустрий более чем вдвое превышает размеры официально определенной «сферы культуры», в крупнейших городах (Новосибирске и Красноярске) разница составляет от трех до пяти раз, в Томске — 5 и более раз.

33

Оценка социально-экономического эффекта от развития городских кластеров...

Таблица 1

Сравнение показателей численности занятых в учреждениях культуры и искусства и оценочной численности занятых в креативных и культурных индустриях

Город Численность занятых в учреждениях культуры и искусства, чел. Оценочная численность занятых в креативных и культурных индустриях, чел.

2006 г. 2007 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Томск 1007 1988 5987 9305 9583

Омск 7908 6312 13025 13355 13016

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иркутск 1400 3707 н/д 8516 7970

Барнаул 3304 2654 8974 7764 н/д

Кемерово 1439 2963 н/д 4530 4802

Чита 775 1681 н/д 3418 3690

Новосибирск 3948 7503 22800 28194 н/д

Красноярск 6960 5422 15030 15220 н/д

Улан-Удэ 3389 2587 5510 5775 н/д

Рассчитано автором

Таким образом, кумулятивный размер кластера, который пока как таковой не воспринимается городскими органами управления и не выявлен официальной статистикой, является не таким уж малым и достигает 3—5% от совокупной занятости в экономиках городов-центров регионов СФО. Соответственно своему размеру и тому, что он обеспечивает рабочими местами, прежде всего, местных жителей, этот кластер может и должен стать объектом внимания городских органов управления. Меры поддержки могут варьировать от муниципальных грантов с минимальным размером финансирования до увеличения бюджетных расходов на реставрационные работы.

Городские кластеры креативных и культурных индустрий и сеть сибирских городов, образованная на базе таких кластеров, могут позволить соединить усилия креативных людей (организаций) в сфере культуры и креативных людей (фирм) в таких сферах как образование, маркетинг, реклама, дизайн, масс-медиа. Сеть, созданная между городами, позволит увеличить «массу», объем производимых символических товаров и услуг и вывести культуру на другой уровень восприятия таких экономических агентов, как фирмы и органы власти городов и регионов.

Городская производительность, измеряемая через городской продукт, является важным индикатором, обеспечивающим сравнение уровня экономического развития города с национальным уровнем развития. Городской продукт — это, в сущности, «ВНП» города, оценка уровня производительности городской экономики.

34

Оценка социально-экономического эффекта от развития городских кластеров...

Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат) рассчитывает городской продукт, используя один из двух методов: ориентируясь на соотношение численности занятых в разных секторах экономики и уровни заработной платы (метод А), либо на основе данных о доходах городских домохозяйств, умноженных затем на соотношение ВНП и общих доходов домохозяйств на национальном уровне (метод В) [5].

В российской практике принята своя методика расчета ВГП [2]. Валовой городской продукт рассчитывается как суммарное производство товаров и услуг в городе (формула 4):

ВГП = РТ + РУ, (4)

где ВГП — валовой городской продукт (млн руб.);

Рт — суммарное производство товаров в городе (млн руб.);

Ру — суммарное производство услуг в городе (млн руб.).

Мы выполнили расчет ВГП анализируемых городов-центров регионов СФО по методу А ООН-Хабитат, а также по российской методике (таблица 2).

Таблица 2

Сравнение показателей ВГП и численности занятых, рассчитанных по разным методикам и источникам данных (2009 год)

Город ВГП по российской методике, млн руб. и < а 15 1 о s ш ь 2 g О S с S со с х 1_ ш Разница в оценке (1) / (2), раз Численность занятых в экономике города по данным Росстат, тыс. чел. Численность занятых в экономике города по данным администрации города, тыс. чел. Разница в оценке (5) / (6), раз

1 2 3 4 5 6 7

Томск 119253,9 96318,9 1,24 145,2 207,8 0,70

Омск 490927,6 155765,1 3,15 342,4 342,4 1,00

Иркутск 161726,0 169682,9 0,95 196,4 237,3 0,83

Барнаул 145782,7 111963,4 1,30 249,5 293,2 0,85

Кемерово 160084,8 97229,1 1,65 232,5 174,7 1,33

Чита 60706,8 73425,8 0,83 117,2 132,4 0,89

Новоси- бирск 257229,5 379551,6 0,68 469,9 704,5 0,67

Красно- ярск 314191,5 285850,54* 1,10 304,4 497,2 0,61

Улан-Удэ 74 8 4 5,5 60691* 1,23 115,5 112,2 1,03

* — приблизительная оценка

35

Оценка социально-экономического эффекта от развития городских кластеров...

Произведя сравнение показателей в таблице 3, можно прийти к выводу не только о несовпадении результатов двух методик, но и о серьезном несовершенстве российской системы сбора и учета статистической информации. Создается впечатление, что городские органы управления представляют в Федеральную службу государственной статистики одни данные, а для «внутригородского» пользования размещают на своих официальных сайтах совершенно другие данные (в частности, речь идет о численности занятых в городской экономике).

Полученные нами показатели размера ВГП городов-центров регионов СФО позволили определить примерный размер добавленной стоимости, производимой организациями городских кластеров креативных и культурных индустрий, а также оценить возможное влияние прироста данного показателя на прирост ВГП (таблица 3).

Таблица 3

Оценка вклада кластеров креативных и культурных индустрий и их влияния на ВГП городов

Город Объем добавленной стоимости кластера, млн руб. Доля кластера в ВГп, процент прирост объема добавленной стоимости кластера на 1%, млн руб. прирост ВГп, вызванный приростом добавленной стоимости кластера на 1%, процент

1 2 3 4 5

Томск 2453,28 2,55 2,45 0,025

Омск 3799,93 2,44 3,80 0,024

Иркутск 2307,67 1,36 2,31 0,014

Барнаул 2208,95 1,97 2,21 0,020

Кемерово 2038,21 2,10 2,04 0,021

Чита 1807,46 2,46 1,81 0,025

Новосибирск 14129,76 3,72 14,13 0,037

Красноярск 857,42* 3,00* 8,57 0,030

Улан-Удэ 1213,82* 2,00* 1,21 0,020

* — приблизительная оценка

Предполагаемый годовой прирост в размере 1% добавленной стоимости, произведенной в кластере креативных и культурных индустрий, без учета его влияния на другие виды деятельности, в анализируемых городах вызовет прирост ВГП на 0,014—0,03 процента в год, или в денежном выражении, на сумму от 1,21 до 14,13 млн рублей в год.

36

Оценка социально-экономического эффекта от развития городских кластеров...

Однако, развитие кластера креативных и культурных индустрий вызывает определенный мультипликативный эффект, то есть оказывает влияние на развитие других видов экономической деятельности. В частности, по нашему мнению, он вызовет прирост добавленной стоимости в ряде видов экономической деятельности по следующим разделам ОКВЭД:

• раздел F — «Строительство»;

• раздел G — «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования»;

• раздел H — «Гостиницы и рестораны»;

• раздел I — «Транспорт и связь»;

• раздел K — «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг»;

• раздел M — «Образование»;

• раздел O — «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг».

Если общий годовой прирост ВГП рассчитывается по формуле 5, то прирост ВГП, вызванный развитием кластера креативных и культурных индустрий, можно оценить по формуле 6, в которой прирост по ряду разделов ОКВЭД (разделы A,B, C, D, J, E, L, N) принят за константу.

n

A ВГП = X A VAi , (5)

i=1

где VAi — добавленная стоимость, произведенная в i-м разделе ОКЭВД.

А ВГП = A VAp + A VAq + A VAp + A VA| + A VA^ + A VA^ + A VAg , (6)

где VAi — добавленная стоимость, произведенная в тех разделах ОКЭВД, на которые окажет влияние развитие кластера креативных и культурных индустрий.

Рекомендации по оценке экономического эффекта,

генерируемого в городских экономиках кластерами креативных и культурных индустрий

В качестве третьей рекомендации мы предложили оценивать влияние кластера креативных и культурных индустрий на городскую экономику.

Можно следующим образом идентифицировать «сферы влияния» культуры на местное экономическое развитие:

1. Прямое экономическое влияние занятости и генерирования стоимости в культурных индустриях, а также косвенное влияние эффекта расходов, который будет тем больше, чем больше распространены и популярны в местном сообществе профессии сферы культуры.

2. Стимулирующие эффекты культурных видов деятельности на качество места (города), среди которых туристическая привлекательность, ко-

37

Оценка социально-экономического эффекта от развития городских кластеров...

торая повышает расходы приезжих и улучшает местные условия деятельности компаний.

3. «Креативные ресурсы», аккумулирующиеся в местных сетях производства (в продуктах и процессах производства или организационных моделях). Они «выращиваются» в оживленном и стимулирующем их культурном окружении, где развивается креативный класс, привлеченный толерантностью, открытостью, образовательными и социальными возможностями.

Представители креативных и культурных индустрий рассматриваются как «генераторы символической стоимости». Их идеи, информация должны «просачиваться», проникать из данного (креативного, инновационного) сектора в традиционные секторы. Платформами для обмена информацией и мобильности человеческих ресурсов могут служить кампусы, инкубаторы, научные парки.

Возможными косвенными показателями для оценки вклада креативных и культурных индустрий в экономику города, по нашему мнению, могут служить следующие показатели:

— доля выпускников вузов, оставшихся работать в городе (в отчетном году);

— доля населения в возрасте 19—35 лет с высшим образованием в общей численности населения;

— доля новых видов деятельности, сфер городской активности, появившихся в отраслевой структуре города (в отчетном году).

Социально-экономический эффект от развития кластера и урбанистической сети креативных и культурных индустрий — это, в широком смысле, социальные и экономические результаты, последствия для городских экономик от развития данного кластера и участия в урбанистической сети на основе этого кластера.

Социальный эффект от развития кластера креативных и культурных индустрий в городской экономике может проявиться через снижение числа конфликтов, особенно на этнической почве, улучшение внешнего облика города за счет роста числа реконструированных и отреставрированных зданий и строений, формирование позитивного имиджа города во внешней среде, привлечение внимания к нему со стороны внешних аудиторий.

Экономический эффект представляет собой разницу между результатами экономической деятельности и затратами, произведенными для их получения и использования.

Экономический эффект, генерируемый в городских экономиках кластерами креативных и культурных индустрий, а также урбанистической сетью, сформированной на основе данных кластеров, мы предлагаем оценивать следующим образом:

Е = Vq + AVj + AVy + AVqe + AVTr + AVy^ — C| — Gq — Iq, (7)

где Е — экономический эффект, определяемый как разница между совокупным доходом, полученным в городской экономике от развития в горо-

38

Оценка социально-экономического эффекта от развития городских кластеров...

де кластера креативных и культурных индустрий, и затратами на развитие данного кластера;

Vc — совокупный доход организаций кластера креативных и культурных индустрий, полученный от реализации продукции как внутри, так и за пределами города;

AVT — дополнительный доход, полученный организациями туристического кластера, включая индустрию гостеприимства, за счет привлечения в город дополнительных визитеров, ориентированных на потребление продукции данного городского кластера;

AVu — дополнительный доход, полученный вузами города от роста численности студентов (молодых людей, пожелавших учиться в вузах данного города по причине привлекательности именно городской креативной среды);

AVcE — дополнительный доход, полученный фирмами наукоемких отраслей в результате действия эффекта креативной среды, когда творческая рабочая сила привлекается в город (остается в городе, не эмигрирует) и работает с более высокой производительностью;

AVtj — дополнительный доход, полученный транспортными компаниями, обслуживающими возрастающие въездные и транзитные людские потоки;

AVue — дополнительный доход, полученный фирмами города в результате действия эффекта урбанизации (демографический рост приводит к росту масштабов городской экономики);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Cj — расходы городских домохозяйств на потребление продукции иногородних (из других городов, регионов, стран) организаций в сфере креативных и культурных индустрий;

Gc — расходы городских органов управления на поддержку организаций кластера, потраченные на приобретение произведенных за пределами городской экономики товаров и услуг;

Ic — инвестиционные расходы организаций кластера на приобретение импортных (иногородних) товаров и услуг.

Далее определим способы расчета каждой из компонент.

Vc — это доход (сальдированный финансовый результат), полученный организациями — участниками кластера, тыс. рублей;

AVt может оцениваться одним из двух способов (формула 8 или формула 9):

AVT — Qtc x Pa , (8)

где Qtc — число туристов (визитеров), посетивших события/ мероприятия, организованные участниками кластера культурных и креативных индустрий, чел.;

РА — среднегодовой доход, полученный организациями — участниками туристического кластера от одного визитера (въехавшего туриста), тыс. рублей.

AVT — QTC x (PT + N x PH + N x PL), (9)

39

Оценка социально-экономического эффекта от развития городских кластеров...

где Рт — средняя цена входного билета на событие/ мероприятие, организованное участниками кластера культурных и креативных индустрий, рублей;

Рн — средняя стоимость проживания в гостинице для одного визитера (въехавшего туриста), рублей;

Pl — средняя стоимость обеда в ресторане города, рублей;

N — среднее число ночей, проведенных в городе одним визитером, ед.

AVu может быть оценен следующим способом (формула 10):

AVy = (Qsfo + Qfo) x Fr xKR + Qf x Ff x KF, (10)

где Qsfo — число студентов, поступивших в вузы города из других регионов СФО, чел.;

QFO — число студентов, поступивших в вузы города из регионов других федеральных округов, чел.;

Fr — средняя стоимость обучения для российского студента, тыс. рублей;

Kr — коэффициент, нивелирующий влияние других факторов, привлекающих иногородних молодых людей в вузы данного города, и оценивающий влияние креативной среды данного города;

Qf — число иностранных студентов, поступивших в вузы города, чел.;

Ff — средняя стоимость обучения для иностранного студента, тыс. руб.;

Kf — коэффициент, нивелирующий влияние других факторов, привлекающих иностранцев в вузы данного города, и оценивающий влияние креативной среды данного города.

Значения коэффициентов, оценивающих влияние фактора привлекательности креативной среды данного города, оценочно определены нами в следующих диапазонах:

1) 0,1 < KR< 0,3;

2) 0,05 < KF < 0,2.

AVce может быть оценен следующим способом (формула 11):

n

AVce = Е Pi x Ki, (11)

i=1

где Pi — сальдированный финансовый результат предприятий (организаций), полученный в i-й наукоемкой отрасли города, тыс. рублей;

Ki — коэффициент для i-й наукоемкой отрасли, нивелирующий влияние других факторов, обусловливающих прирост доходов в отрасли, и оценивающий влияние креативной среды данного города.

Факторами, которые влияют на получение дополнительных доходов в наукоемких отраслях, кроме влияния городской креативной среды, являются следующие:

• рост спроса на продукцию отрасли;

• рост производительности труда работников, обусловленный изменениями в технологиях (внедрением новшеств);

40

Оценка социально-экономического эффекта от развития городских кластеров...

• рост производительности труда работников, обусловленный применением методов «мягкого» менеджмента;

• рост производительности труда работников, обусловленный ростом их квалификации.

Значение коэффициентов, оценивающих влияние фактора привлекательности креативной среды для i-й наукоемкой отрасли города, оценочно определено нами в диапазоне 0,01 < KR < 0,15.

AVuE может быть оценен следующим способом (формула 12):

n

AVue = Е Pi x Ki, (12)

i=1

где Pj — сальдированный финансовый результат предприятий (организаций), полученный по i-му виду деятельности города, тыс. рублей;

Kj — коэффициент для i-го вида, нивелирующий влияние других факторов, обусловливающих прирост доходов в отрасли, и оценивающий влияние креативной среды данного города.

К другим факторам, влияющим на рост объемов продаж товаров и услуг, относятся:

• рост внешнего спроса на продукцию городских фирм, благоприятная конъюнктура на внешних рынках;

• повышение эффективности деятельности городских фирм (оптимизация структуры затрат, рост производительности труда работников, внедрение новых технологий).

Значение коэффициента, оценивающего влияние фактора привлекательности креативной среды для данного показателя, оценочно определено нами в диапазоне 0,005 < KR < 0,01.

AVTr может быть рассчитан по формуле 13 либо по формуле 14:

AVTr = QTC x PTC x Т x D, (13)

где PtC — средняя стоимость проезда на городском общественном транспорте, рублей;

Т — среднее число поездок в день одного визитера (въехавшего туриста), раз;

D — среднее число дней проведения события/ мероприятия, ед.

AVTr = QT x PTC x Т x KTr, (14)

где Qt — общее число туристов (визитеров), посетивших город за год, чел.;

KTr — коэффициент, нивелирующий влияние других факторов, привлекающих туристов (визитеров) в данный город, и оценивающий влияние креативной среды данного города.

К другим факторам, привлекающим въездные потоки туристов в город, относятся:

41

Оценка социально-экономического эффекта от развития городских кластеров...

• известность города самого по себе, наличие в нем известных достопримечательностей ;

• наличие известных в стране и в мире туристических дестинаций вблизи города;

• функционирование города как транспортного хаба, через который проходят транзитные транспортные потоки.

Значение коэффициента, оценивающего влияние фактора привлекательности креативной среды для данного показателя, оценочно определено нами в диапазоне 0,01 < KTr < 0,3.

Cj могут быть оценены следующим образом (формула 15):

C = N x V + PTC x SC, (15)

где N — число концертов (выступлений) за год, организованных приезжими (иногородними) организациями в сфере культурных и креативных индустрий, ед.;

V — вместимость (число мест) залов, концертных площадок, на которых проходили выступления, ед.;

Рте — средняя цена билета на концерт (выступление), рублей;

Sc — удельный вес жителей данного города в общем числе зрителей, посетивших выступления.

Значение Sc приблизительно можно определить в диапазоне 0,7 < Sc < 0,9.

Расходы городских органов управления на поддержку организаций кластера, потраченные на приобретение произведенных за пределами городской экономики товаров и услуг (Gc), включают в себя расходы на закупку произведенных вне городской экономики технических средств, оргтехники для муниципальных учреждений культуры, а также оплату соответствующих услуг иногородних фирм (тыс. рублей). Расходы на приобретение произведенных в городской экономике товаров и услуг учитываться не должны.

Ic могут оцениваться следующим образом (формула 16):

n n

Ic = Ei Е + E Ci, (16)

i=1 i=1

где Ej — расходы организаций различных форм собственности в сфере креативных и культурных индустрий на приобретение оборудования, технических средств, технологий и т.д., произведенных за пределами городской экономики, тыс. рублей;

Cj — расходы организаций различных форм собственности в сфере креативных и культурных индустрий на строительство, реконструкцию, воссоздание, реставрацию и капитальный ремонт, произведенные иногородними фирмами, тыс. рублей.

В настоящее время расчет подобных показателей возможно начать выполнять, только задействовав административный ресурс, то есть механизм

42

Оценка социально-экономического эффекта от развития городских кластеров...

запросов со стороны городских администраций тем предприятиям, организациям и учреждениям, которые непосредственно владеют первичной информацией.

Урбанистическая сеть, созданная на базе кластера креативных и культурных индустрий, может внести вклад в долгосрочной перспективе в следующие факторы развития Сибирского региона.

1. Рост привлекательности, улучшение имиджа региона как места, в котором сосредоточены креативные ресурсы и возможности, может остановить отток молодого населения, а в будущем и привлечь молодежь из других регионов.

2. Интенсификация культурной активности, презентация (продвижение) ресурсов и возможностей региона на внешних рынках позволяет привлекать материальные и нематериальные потоки, прежде всего, туристические, а также потоки капитала, увеличивает спрос и расширяет масштабы экономической деятельности.

3. Рост масштабов экономической деятельности в сфере креативных и культурных индустрий обеспечивает определенный структурный сдвиг в экономике — переход к видам деятельности самого высокого на сегодняшний день шестого технологического уклада.

Литература

1. Гнедовский В. Современные проблемы развития постиндустриально-

го общества в городах США и Европы [Электронный ресурс] // Русский архипелаг, 2009. URL: http://www.archipelag.ru/geoeconomics/

postindustrializm/ version/ contemporary-problem. (Дата обращения: 20.07.2007.)

2. Методология выбора показателей устойчивого развития города // Институт проблем освоения Севера СО РАН. 1999—2009. URL: http://www. ipdn.ru/rics/doc0/MG/2-6-1.htm (дата обращения: 10.02.2009).

3. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), принятый постановлением Госстандарта России от 06 ноября 2001 года № 454-ст и введенный в действие с 1 января 2003 года.

4. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ.: Учеб, пособие. М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. 495 с.

5. Kipnis B.A. A World City, Psychological Rewards and the Creative Agencies [Электронный ресурс] // Loughborough University. URL: http://www.lboro. ac.uk/gawc/rb/rb207.html. (Дата обращения: 22.09.2006.)

6. Urban Indicators. Guidelines. Monitoring the Habitat Agenda and the. Millennium Development Goals // UNITED NATIONS HUMAN SETTLEMENTS PROGRAMME. August 2004 URL: http://ww2.unhabitat. org/programmes/guo/.../urban_indicators_guidelines.pdf (дата обращения: 14.12.2010).

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.