Научная статья на тему 'Использование сетевого подхода в технологии стратегического управления городским развитием'

Использование сетевого подхода в технологии стратегического управления городским развитием Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
87
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЙ ПОДХОД / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОРОДСКОЕ РАЗВИТИЕ / NETWORK APPROACH / STRATEGIC MANAGEMENT / URBAN DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Метелева Елена Растиславна

Предлагается подходить к решению экономических проблем городов-центров регионов Сибирского федерального округа с позиций сетевого подхода. Обосновано, что интеграция усилий и мощностей данных городов в урбанистической сети позволит сформировать единый полюс развития, чтобы представлять стратегические ресурсы Сибирского региона в глобальной экономике. Предложена комплексная программа по трансформации Сибирского региона в один из глобальных центров культурно-ориентированного развития и туристической дестинации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING NETWORK APPROACH IN TECHNOLOGY OF STRATEGIC MANAGEMENT OF URBAN DEVELOPMENT

The author suggests using network approach to solving economic problems of regional centers of the Siberian federal district. It is proved that integration of efforts and facilities of such cities into a common urban network will give an opportunity to form a common pole of development in order to represent Siberian strategic resources to the global economy. The author proposes a complex programme of transforming Siberian region into a global center of culture-oriented development and tourist destination.

Текст научной работы на тему «Использование сетевого подхода в технологии стратегического управления городским развитием»

С<1 УДК 332.146.2 Е.Р. Метелева

ББК 65.05.0

%

-

и«| позволяет сделать оптимистичный прогноз относительно возможности

I формирования глобализированного города в Сибирском регионе на базе

¡^| какого-либо из существующих крупных городов-центров регионов Си-

| бирского федерального округа (СФО). Даже столица федерального окру-

£о| га город Новосибирск не располагает достаточной мощностью (в смысле

Н И

« цг численности населения и развития сектора передовых бизнес-услуг и

1 других сугубо городских видов деятельности) для того, чтобы трансфор-

^2 | мироваться в город мирового значения и влияния. В данной ситуации

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТЕВОГО ПОДХОДА В ТЕХНОЛОГИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИМ РАЗВИТИЕМ

О

N Предлагается подходить к решению экономических проблем горо-

дов-центров регионов Сибирского федерального округа с позиций сетевого подхода. Обосновано, что интеграция усилий и мощностей данных городов в урбанистической сети позволит сформировать единый полюс развития, чтобы представлять стратегические ресурсы Сибирского региона в глобальной экономике. Предложена комплексная программа по трансформации Сибирского региона в один из глобальных центров культурно-ориентированного развития и туристической дестинации.

Ключевые слова: сетевой подход, стратегическое управление, городское развитие.

Ye.R. Meteleva

USING NETWORK APPROACH IN TECHNOLOGY OF STRATEGIC MANAGEMENT OF URBAN DEVELOPMENT

The author suggests using network approach to solving economic problems of regional centers of the Siberian federal district. It is proved that integration of efforts and facilities of such cities into a common urban network will give an opportunity to form a common pole of development in order to represent Siberian strategic resources to the global economy. The author proposes a complex programme of transforming Siberian region into a global center of culture-oriented development and tourist destination.

Keywords: network approach, strategic management, urban

development.

2s

s

Mh s Сложившаяся в настоящее время в сибирских городах ситуация не

>*м§

необходимы новые, нестандартные решения в сфере пространственного развития Сибирского региона в целом.

В данный геополитический момент ситуация в Сибирском регионе

Н может быть охарактеризована как тупиковая: привлечение и удержа-

ние новых, молодых и креативных резидентов возможно, только если в городе будут созданы соответствующие условия, не только жилищные, Г} но главное — креативная среда, привлекательная для молодых, дающая

возможность самореализации, с развитым рынком труда. А «выращи-*4» вание» такой среды возможно только в очень крупном городе с большой

ИЧ численностью населения, в т.ч. молодого и креативного. Каким образом

со можно разорвать этот круг?

Н

© Е.Р. Метелева, 2011

«К1

2нё Яч >

МнЗ|

нйе

«31

Ен^ I

оК

^ 1

5к I

^ Л £ ё§| ь Е

«¡г I

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

В рамках сетевого подхода мы можем предложить вариант выхода из тупиковой ситуации. Объединение маркетинговых и коммуникационных усилий крупнейших сибирских городов позволит в средне- и долгосрочной перспективе получить ощутимые результаты. Нам представляется, что шансы «раскрутки» сети городов именно на базе развития культурных и креативных индустрий достаточно реальны. Пример подобной сети в данном регионе уже существует, только создают его представители креативных индустрий из обеих столиц, прежде всего, из Москвы. Известные исполнители в сфере шоу-бизнеса или знаменитые театральные коллективы не совершают разовые поездки в отдельные города, а организуют свои турне по максимально возможному числу городов сразу. Для них Сибирь воспринимается как единый регион, и каждый город представляет интерес именно как часть региональной сети городов.

Повышение связанности — транспортной и коммуникационной — городов СФО имеет стратегически важное значение для каждого из них. При этом объединение усилий не означает отказ от индивидуальности городов. Уникальность каждого города — это дополнительный вклад в общую привлекательность, и наоборот.

Эффективным направлением развития региона в целом нам представляется инициирование создание новых сетей в сфере креативных индустрий, в сфере культуры. Каждый из городов имеет определенную инфраструктуру в сфере культуры, хотя и недостаточную. Но, главное, в каждом городе имеются индивидуальные и институциональные экономические агенты в сфере культуры и других творческих отраслей. Продвижение их кооперации, объединение их усилий для выхода на внешние рынки являются жизненно необходимыми. Китай продвигает себя как один огромный рынок и как единую уникальную культурную площадку, хотя культурные и этнические различия внутри страны очень велики. Турция или Египет также позиционируют себя как цельные места отдыха, хотя там тоже имеются масса отдельных городов-курортов. Продвижение Сибири как масштабного, глобального брэнда должно стать целью создания творческих сетей городов-центров СФО. Сибирь вряд ли сможет предложить себя миру как место круглогодичного массового отдыха. Также она не имеет достаточно развитой инфраструктуры (всех видов) для создания инновационных производств и превращения в «Сибирскую Силиконовую Долину». Но в сфере культурной уникальности, которая пока еще существует, хотя и подвергается влиянию глобализации, Сибири есть что предложить миру. Только эта уникальность должна быть идентифицирована, а затем должна культивироваться и продвигаться на внешние рынки. На рисунке показана логическая схема реализации положений сетевого подхода для развития городов и регионов СФО в эпоху глобализации с использованием ключевого ресурса — креативных и культурных индустрий.

В общем, по результатам анализа документов стратегического характера, а также официальных сайтов городских органов власти, можно констатировать, что если сильные стороны городов различаются, то слабые стороны достаточно схожи. Это объясняется тем, что сильные стороны больше всего обусловлены городской историей, естественными процессами, а слабые стороны — недостатками городского управления, т.е. определенной слабостью искусственной составляющей процесса городского развития.

О

«К1

2нё Яч >

нйе

«31

Ен^ I

Ой" ^ 1

«Л*

ё§|

^1

I

8Н! й§ о

ул* ЕнО а

£м§||

МО I £И4

НОв

И

н

н

о

н

м

со

Н

Логика реализации сетевого подхода через стратегии культурно-ориентированного развития городов

Каждый город имеет отличительный культурный имидж. Новосибирск — современный молодой город, студенческий и научный. Кемерово — молодой индустриальный город, который может быть привлекателен экспериментами в современном искусстве. Томск развивает свой имидж «Сибирских Афин». Красноярск старается позиционировать себя как город здоровья и спорта. Омск — город классической сибирской культуры. Иркутск — город декабристов и первооткрывателей дальневосточных земель. Улан-Удэ — город загадочных древних верований и старообрядчества. Чита — город казачий и военный. Барнаул — город с активной ночной жизнью и молодежной культурой.

В каждом из городов-центров регионов СФО имеется разнообразие культурной сферы, а также свои достопримечательности. Каждый город может предложить нечто, даже если он и небольшого размера. Города Сибирского региона можно условно объединить в четыре группы:

1. Города с достаточно широко представленным историческим и культурным наследием (Омск, Томск, Иркутск, Красноярск).

2. Города с недостатком исторического наследия, в которых более активно представлена современная культура (Новосибирск, Барнаул, Кемерово).

3. Города, обладающие культурными особенностями этнографического и/или религиозного характера (Улан-Удэ, Чита, Барнаул, Омск, Иркутск).

«К1

2нё Яч >

МнЗ|

нйе

«31

Ен А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

оК

^ 1

Р« I

^ Л £ ё§| ^1

I

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

4. Города, располагающие природными достопримечательностями и (в ряде случаев) связанными с ними спортивными привлекательностями (Красноярск, Барнаул, Иркутск, Улан-Удэ).

Города — это ключевые места для сочетания культуры и городского развития. Активная деятельность в сфере культуры и досуга плюс развитие соответствующего городского пространства и инфраструктуры являются сильными сторонами городской конкурентоспособности, так как они отражают и усиливают местные особенности, которые делают любое место отличным от любого другого. Они также вносят значительный вклад в превращение города из места производства в место потребления с высокой символической ценностью [2].

Правовые основания для осуществления горизонтальных связей муниципальных образований в настоящее время формирует гл. 9 « Межму-ниципальное сотрудничество» федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ. Однако в реальных российских условиях осуществление горизонтальных связей, как межрегиональных, так и межмуниципальных, недостаточно развито в РФ по ряду причин. Как отмечает М. Буров, довольно трудно обеспечить финансирование, например, межрегиональных программ в связи с недостаточным объемом той части бюджетов, которая может быть направлена на развитие, с высокими инвестиционными рисками, несбалансированностью действующего законодательства, регламентирующего инвестиционную деятельность, неразвитостью банковской системы и отсутствием рынка вторичных финансовых инструментов [1]. Можно дополнить этот ряд причинами несколько другого свойства — во-первых, отсутствием заинтересованности федеральных органов власти в активном использовании механизмов горизонтальных связей, поскольку это противоречит установкам на укрепление вертикали власти; во-вторых, недостатком понимания руководством регионов и муниципальных образований выгодности и жизненной необходимости установления именно горизонтальных связей.

Тем не менее, в РФ уже имеется положительный опыт сотрудничества, прежде всего, между городами. Международная ассамблея столиц и крупных городов (МАГ) объединяет более 80 городов из 9 стран СНГ. Из городов СФО ее участниками являются Барнаул, Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Омск и Улан-Удэ. Основной целью МАГ является вовлечение в межрегиональное сотрудничество все большего числа городов, реализация совместных программ и проектов экономического, научнотехнического и социального взаимодействия. Однако, по нашему мнению, деятельности этой Ассоциации не хватает нацеленности на продвижение городов как центров конкурентоспособности, отсутствует четко артикулированная цель повышения конкурентоспособности городов на внешних рынках.

В качестве возможного варианта институционализации урбанистической сети городов Сибирского региона мы бы предложили использовать уже существующую организацию — АСДГ. Ею накоплен большой положительный опыт в содействии социально-экономическому развитию городов, в сфере информационно-методического, учебно-консультационного обеспечения деятельности администраций городов. В настоящее время она пока недостаточно ориентирована на стратегическое развитие городов и на формирование сетей городских экономических

%

М агентов в определенных сферах. Тем не менее, АСДГ вполне может стать

базовой структурой для инициирования деятельности по созданию сетей. В рамках АСДГ запускаются и реализуются различные совместные проекты. В качестве пилотной программы можно запустить и программу ^ создания сетей в сфере креативных индустрий между городскими эконо-

5^ мическими агентами в крупнейших городах СФО для отработки меха-

низмов реализации сетевой идеологии не только в отношениях органов публичной власти, но и других городских экономических агентов.

В целях реализации основных идей и положений сетевого подхода к городскому развитию, мы предлагаем в рамках АСДГ реализовать комплексную целевую программу. Основная идея программы — трансформация Сибирского региона в глобальный центр конкурентоспособности в сфере креативных и культурных индустрий. Период реализации можно определить в 12-15 лет. Цель программы можно определить таким образом: превращение Сибирского региона в один из глобальных центров культурно-ориентированного развития и туристической дестинации, например, к 2025 г.

Приоритетами программы должны стать:

1. Поддержка развития кластеров креативных и культурных индустрий в городах-центрах регионов СФО.

2. Широкое сотрудничество на долгосрочной основе представителей различных кластеров, отраслей, сфер бизнеса, сфер общественной деятельности, органов власти городов и регионов СФО.

3. Приоритет общей стратегической цели (формирование глобального центра конкурентоспособности в Сибирском регионе) над частными целями конкуренции при осуществлении органами власти городов-центров регионов СФО политики продвижения своих городов на зарубежных рынках.

4. Кооперация действий по продвижению Сибирского региона и его

§ЦЦ¥ городов на зарубежных рынках в сферах креативных и культурных ин-

; дустрий и туризма.

В качестве конкретных ожидаемых результатов программы мы предок § ложили бы определить следующее:

^ | 1. Создание Единого маркетингового центра (ЕМЦ) Сибирского реги-

она, реализующего общую маркетинговую политику и продвигающего

о§! ресурсы и активы Сибирского региона на внешних рынках.

2. Создание информационного портала Сибирского региона на не-Як§ скольких языках.

§ £

^ов 3. Запуск в Сибирском регионе регулярных культурных событий

МО I

к®Э ние уже организуемых) и проведение их на регулярной основе в течение

всего срока действия программы, а также за ее пределами

4. Формирование конкурентоспособных кластеров креативных и культурных индустрий в каждом городе-центре региона СФО.

5. Формирование в Сибирском регионе сети городских кластеров креативных и культурных индустрий, конкурентоспособных в глобальном масштабе.

И

н

н

о

Н ' 6 Оформление бренда (товарного знака) и общей маркетинговой по

литики Сибирского региона. со 7 Формирование разнообразных сетей (представителей креативных

Ни культурных индустрий, туристического бизнеса, индустрии гостеприимства, индустрии развлечений, маркетинга и рекламы, выставочно-яр-

<N

%

О

(N

марочного бизнеса, других видов бизнеса, учебных заведений) в Сибирском регионе в течение всего срока действия Программы.

8. Строительство и модернизация транспортной инфраструктуры, расширение транспортных связей между городами-центрами регионов СФО.

Предложенная Программа, по нашему мнению, является гибким и релевантным инструментом реализации политики органов власти в сфере городского развития. Гибкость ее состоит в том, что она может быть реализована неограниченным и неопределенным числом участников, не имеет жесткой привязки к количеству исполнителей. Ее могут реализовывать не только города-центры регионов СФО, но и любые средние и даже малые города Сибирского региона; к ней могут подключиться города приграничных регионов соседних стран.

Объединение усилий крупнейших городов СФО с целью маркетингового репозиционирования региона в целом возможно именно в сетевой логике. Ресурсы каждого отдельно взятого города в условиях глобализации не могут расцениваться как достаточные, но в случае налаживания активной сетевой кооперации суммарные активы и возможности сибирских городов имеют шансы быть более весомо представленными во внешней среде.

Список использованной литературы

1. Регулирование процессов экономической интеграции субъектов Российской Федерации: роль и место межрегиональных органов власти и общественных структур / М.П. Буров. — М.: Изд-во «Экономика», 2006. — 222 с.

2. Massey D. Space, Place & Gender / D. Massey. — Cambridge: Polity Press, 1994.

SSI

2sl

KS г

MhSI

HSS

H3i

НА

Ой"

^ 1

Р« I

^ Л £

h Е

« I

8s! ИН 25 о

СнО!

£м§|

МО I

нее

н

н

о

н

PQ

со

н

Referenses

1. Regulirovanie protsessov ekonomicheskoi integratsii sub’ektov Rossiiskoi Federatsii: rol’ i mesto mezhregional’nykh organov vlasti i obshchestvennykh struktur / M.P. Burov. — M.: Izd-vo «Ekonomika», 2006. — 222 s.

2. Massey D. Space, Place & Gender / D. Massey. — Cambridge: Polity Press, 1994.

Информация об авторе

Метелева Елена Растиславна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра государственного и муниципального управления, Сибирская академия государственной службы, г. Новосибирск, e-mail: [email protected].

Author

Meteleva Yelena Rastislavna — PhD in Economics, Associate Professor, Chair of State and Municipal Management, Siberian Public Service Academy, Novosibirsk, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.