Е.Р. Метелёва
РАЗРАБОТКА РЕШЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОММУНИКАЦИОННОЙ ДОСТУПНОСТИ ГОРОДОВ-ЦЕНТРОВ РЕГИОНОВ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Обосновывается необходимость разработки коммуникационных стратегий городов. Введено понятие «коммуникационная доступность» города/региона. Разработана технология продвижения сайта во всемирной сети Интернет и предложена ее реализация в отношении сайтов городов. Разработана модельная концепция сайта крупного города. Обоснована необходимость разработки иноязычных версий сайтов центров регионов Сибирского федерального округа в условиях глобализации.
Материальную основу существования пространства потоков (термин, введенный М. Кастельсом) составляют новые информационные и коммуникационные технологии, современная инфраструктура, развитые сети коммуникаций, совокупность систем и средств передачи и распространения информации. Все это составляет технологическую инфраструктуру, которая делает организацию новых сетей и существование уже организованных сетей принципиально и реально возможными.
Коммуникационная стратегия обязательно должна стать частью общей стратегии социально-экономического развития городов и регионов и частью маркетинговой стратегии территории. Коммуникационная стратегия должна быть нацелена на:
1) развитие современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в городе и регионе;
2) повышение коммуникационной доступности города и региона с целью продвижения на рынке.
Коммуникационная доступность является одним из важнейших инструментов стратегического продвижения территории (города или региона). Коммуникационная доступность города/региона, по мнению автора, означает предоставление возможности любому человеку, имеющему доступ к современным СМИ и ИКТ:
а) получить в любое время в любом месте планеты максимум релевантной информации о данном городе/регионе;
б) установить контакты с городскими акторами в любой сфере городской активности.
По мнению автора, основными средствами обеспечения коммуникационной доступности города являются:
1. Традиционные (хорошо известные):
а) создание и распространение печатных материалов рекламного характера;
б) создание и распространение рекламных видеоматериалов;
в) визиты в целевые страны и регионы с целью информирования и установления первичных контактов;
г) деятельность Торгово-промышленных палат как представителей территории.
2. Современные (использующие современные ИКТ и сетевые формы организации):
а) создание и продвижение сайтов и подобных современных информационных ресурсов (блогов, Живых Журналов и т.п.);
б) активное участие в Интернет-общении (в чатах, на форумах и других Интернет-площадках);
в) выход с рекламой на известные сайты/порталы;
г) создание Интернет-сообществ/порталов на базе городской тематики;
д) расширение информационного присутствия в Интернете (фокусирование на освещении городских событий в сети);
е) участие в сетях международных организаций.
Особое внимание в условиях глобализации следует уделять именно современным передовым средствам, основанным на использовании ИКТ. Данное исследование посвящено именно разработке этих современных средств повышения коммуникационной доступности городов.
Необходимо принимать во внимание новые тенденции, например, тот факт, что в Европе уже четверть туристических услуг продается он-лайн. Согласно новому отчету PhoCusWright Inc., в 2007 г. доля туристических услуг, бронируемых он-лайн, в Европе достигла 25%, сообщает ProHotel. Таким образом, отмечается в сообщении, европейский туристический рынок идет по стопам американского, хотя и с некоторыми отличиями.
Тем временем другое исследование обнаружило, что блоги о путешествиях - лучшая потенциальная рекламная площадка для туристических услуг. Как сообщает Travel.ru, по данным опроса, проведенного компанией EyeforTravel, 72% британских путешественников при выборе тура ориентируются на отзывы других туристов, а 63,8% регулярно читают блоги в поисках полезной информации для планирования поездки, сообщает Travel Industry Deals. А согласно исследованию компании boo.com, каждый шестой британец публикует в Сети рассказы о своих путешествиях, а более 60% всех европейцев активно посещают форумы и чаты туристической направленности. Как утверждают организаторы опросов, туристическим компаниям следует обратить внимание на этот способ распространения информации и сократить объем навязчивой рекламы [1].
Эти новые тенденции следует учитывать не только туристическим компаниям, поскольку не только они занимаются продвижением городов, но и городским и региональным управленцам в целях правильного позиционирования своей территории на рынке.
Например, в распоряжении управленцев имеются такие сервисы, как отслеживание числа упоминаний города в поисковых системах в сети Интернет. Данные о количестве упоминаний в крупнейших поисковых системах в Интернете позволяют судить о ряде важных характеристик анализируемых городов (табл. 1-2). Во-первых, число упоминаний показывает общую «активность» города, активность социальных процессов, общую включенность в процессы и явления самого широкого диапазона. Во-вторых, именно в сравнении эти данные позволяют произвести сравнительное (иерархическое) позиционирование городов по числу упоминаний. Если один город встречается в ссылках чаще, чем другой, значит, первый город является более активно задействованным в разного рода процессах и явлениях и вызывает более широкий интерес разнообразных аудиторий.
Число упоминаний городов СФО в поисковых системах (на английском языке)
Число упоминаний города Поисковая система Google.com Поисковая система Yahoo.com Поисковая система Aol.com
Новосибирск 5 450 000 (1) 2 120 000 (1) 242 000 (1)
Томск 3 080 000 (2) 1 310 000 (4) 219 000 (2)
Иркутск 2 630 000 (3) 1 510 000 (2) 201 000 (3)
Омск 2 380 000 (4) 1 390 000 (3) 190 000 (4)
Чита 2 020 000 (5) 1 120 000 (5-6) 184 000 (5)
Красноярск 1 780 000 (6) 1 120 000 (5-6) 168 000 (6)
Кемерово 770 000 (7) 427 000 (8) 71 500 (7)
Барнаул 712 000 (8) 455 000 (7) 65 200 (8)
Улан-Удэ 457 000 (9) 291 000 (9) 38 900 (9)
Т а б л и ц а 2
Число упоминаний городов СФО в поисковых системах (на русском языке)
Число упоминаний города Поисковая система Google.com Поисковая система Yahoo.com Поисковая система Yandex.ru Поисковая система Rambler.ru
Новосибирск 25 300 000 (1) 16 100 000 (1) 52 043 781 (1) 40 766 248 (1)
Красноярск 12 000 000 (2) 10 900 000 (2) 18 176 991 (2) 14 944 186 (2)
Иркутск 10 900 000 (3) 8 990 000 (3) 14 502 401 (3) 11 474 257 (3)
Омск 10 400 000 (4) 7 580 000 (4) 12 869 758 (4) 10 573 183 (4)
Томск 8 960 000 (5) 4 490 000 (6) 10 717 724 (5) 7 992 395 (5)
Кемерово 8 410 000 (6) 5 540 000 (5) 10 532 037 (6) 6 078 394 (6)
Барнаул 7 600 000 (7) 4 000 000 (7) 6 993 377 (8) 6 714 837 (7)
Чита 4 570 000 (8) 1 870 000 (9) 7 451 981 (7) 4 683 629 (8)
Улан-Удэ 2 960 000 (9) 2 470 000 (8) 2 510 008 (9) 1 937 313 (9)
Из табл. 2-3 видно, что самыми часто упоминаемыми среди городов СФО на английском языке являются Новосибирск, Иркутск, Томск и Омск. Что касается русскоязычного Интернета, то в нем среди лидеров опять Новосибирск, Иркутск и Омск, но теперь Красноярск на втором месте.
Таким образом, несмотря на свою численность, Омск занимает 3-4-е места по числу упоминаний, т.е. по уровню активности своих акторов. А Томск, несмотря на достаточно скромные размеры, по сравнению с другими городами, проявляет себя достаточно активно и заметно, особенно в англоязычном Интернете.
Наиболее ценным и интересным является именно анализ числа упоминаний городов на английском языке. Наличие большого числа упоминаний и ссылок означает, что, во-первых, жизнь города освещается не только в национальных СМИ, но и за рубежом. Это, в свою очередь, свидетельствует о большей известности города, о его значимости для зарубежных аудиторий. Во-вторых, это означает большую открытость и готовность горожан (физических и юридических лиц) к контактам с зарубежной аудиторией. В-третьих, это можно рассматривать как индикатор более высокого уровня владения английским языком в данном городе, что в целом приводит к выводу о более широком распространении современного образования у жителей данного города.
Отслеживать уровень коммуникационной доступности, качественные характеристики образа города в восприятии контактных аудиторий можно с использованием специальных инструментов, которые предоставляют в настоящее время различные службы сети Интернет, например службы системы Яндекс.
Яндекс организовал проект «Яндекс. Города». По данным различных измерений и статистики поисковой системы Яндекса, прирост российского Интернета определяется в основном регионами России. Результаты
опросов ФОМ позволяют следить за быстрым ростом процента пользователей в различных городах и регионах. На странице города показано, как он выглядит из Интернета - численность пользователей, ссылки на статьи в онлайновых энциклопедиях, авторитетные сайты и то, что можно узнать об этом городе по поисковым запросам его жителей к Яндексу. Названия городов присутствуют на миллионах страниц в Интернете, так что можно попробовать выяснить, какие ассоциации вызывает каждый город у пишущих про него. Для каждого города Яндекс вычисляет свой Интернет-индекс - численный показатель, в котором учитывается доля пользователей Яндекса в городе (при этом население города берется из данных последней переписи), количество и авторитетность городских сайтов, популярность города в поисковых запросах. С января 2007 г. изменен алгоритм подсчета индекса: теперь в нем дополнительно учитывается и активность региональных блоггеров (по данным проекта «Поиск по блогам»). Проект «Яндекс. Города» за 2006 г. включал анализ по 30 городам. В 2007 г. список содержал уже 50 городов.
Сайт города является одним из основных средств:
а) борьбы с конкурентами;
б) поиска партнеров;
в) повышения популярности города;
т.е. в конечном итоге одним из важных инструментов реализации стратегии городского развития.
Важное правило, о котором следует помнить всегда: сайт ни при каких обстоятельствах не может быть целью присутствия города в сети. Это, прежде всего, эффективный инструмент, возможно один из главных, который поможет обрести свое «лицо» в Интернете, а вместе с тем имидж и репутацию во внешней среде. Создание сайта должно четко прописываться в маркетинговом плане наряду с другими мероприятиями, которые город собирается проводить. Можно составить отдельную маркетинговую программу для сайта, но
она всегда должна являться составной частью стратегии развития города в сети.
На рис. 1 представлена технология продвижения (раскрутки) сайтов в сети Интернет. Как видно из рисунка, несмотря на разные цели создания сайтов, стратегия и тактические действия по их продвижению совершенно схожи.
Все указанные на рисунке тактические действия, во-первых, необходимо совершать в сети Интернет в отношении сайтов городов или регионов, во-вторых, возможно проецировать из виртуальной реальности в материальную.
Органам публичной власти городов и регионов необходимо осознать, что границы внешней среды любо-
го крупного города совпадают с границами планеты. Нерационально и небезопасно ограничивать свое внимание только границами региона, федерального округа или даже страны. Бизнес-сообщества российских городов это уже осознали на деле, органы публичного управления на словах - тоже. Однако когда речь заходит, например, о материалах рекламного характера о городе или регионе, то очень редко можно обнаружить их иноязычный вариант. В лучшем случае имеется считанное число экземпляров на английском языке одного скромного рекламного буклета, разработанного несколько лет назад и с тех пор не обновляемого и не переиздаваемого.
Цель - получение доходов
Коммерческие
Сайты
Цель - получение нематериальных выгод
Некоммерческие
Рис. 1. Технология продвижения сайтов в сети
Разумеется, печатные или видеоматериалы - вещь довольно дорогостоящая. Гораздо дешевле и выгоднее может обойтись достойное мультиязычное присутствие в сети Интернет, но этому инструменту не уделяется практически никакого внимания со стороны органов публичной власти. Даже только англоязычная версия официальных сайтов обычно встречает посетителей белой чистой страницей с надписью «under construction» (в разработке), не говоря о наличии версий на других языках.
Например, американский JP Morgan инвестиционный банк открыл свой сайт на китайском языке, учитывая перспективы растущего китайского рынка. А ведь имеющийся сайт этого банка сделан на языке всемир-
ного общения - на английском, а китайцы все активнее осваивают этот язык. Однако банк счел нужным предпринять активные действия, чтобы обойти конкурентов и сделать свой сервис еще доступнее.
Стоит напомнить, что количество пользователей Интернета в Китае превысило численность населения России. Число Интернет-пользователей в Китае, по данным на конец июня 2007 г., достигло отметки в 162 млн и продолжает расти быстрыми темпами, сообщает Сетевой информационный центр Китая. Согласно данным этой организации, китайское Интернет-сообщество вступило в новый этап взрывного роста. Так, количество пользователей Сети выросло на 31,7%
с июня 2006 г. Это самое быстрое увеличение пользователей Сети в Китае с 2004 г. Также в отчете говорится, что большая часть китайских пользователей -122,4 млн - подключены к Интернету с помощью проводного широкополосного соединения [2].
Сибирские города, расположенные в географической близости от этого огромного рынка, не уделяют информированию потенциальных потребителей и посетителей из соседней страны ни малейшего внимания. Разработка версии сайтов на китайском языке является вполне рациональной и целесообразной.
Содержание официальных сайтов городов (и регионов) России вообще не выдерживает никакой критики. Складывается четкое убеждение, что сайты создаются не для какой-то цели, а потому, что так модно, что это считается приличным - иметь сайт, что руководство города слышало, что все другие города имеют сайты и тоже «приняло решение о необходимости создания официального сайта города».
Даже анализируя сайты крупнейших городов, приходится констатировать, что присутствие в сети является просто «дежурной обязанностью», а не частью стратегии по повышению конкурентоспособности и повышению коммуникационной доступности города.
Основные ошибки/недостатки, которые, по мнению автора, свойственны практически всем без исключения сайтам российских городов (и регионов тоже):
1. Явное отсутствие представления о цели создания сайта, о целевых аудиториях, о цели присутствия в Интернете. Отсутствует понимание, что сайт - это маркетинговый инструмент.
2. Сайты городов (регионов) обычно создаются органами исполнительной власти данных территорий. И эти органы рассматривают такие сайты как некие виртуальные показательные отчеты о своей деятельности. Логика, видимо, такова: «раз мы его создали и финансируем, значит, сайт и должен быть в первую очередь про нас». Возникает вопрос: если орган публичной власти создает сайт «о себе», то кто же должен создать сайт о городе/регионе? На сайтах большинства городов и регионов сам город/регион как маркетинговый продукт занимает скромное место рядом или позади основного «героя» - органа исполнительной власти.
3. Непродуманное содержание. Этот недостаток является следствием непонимания цели создания сайтов. Сайты городов/регионов перегружены справочной, особенно статистической информацией о территории. Возникает ощущение, что разработчики стараются вы-
ложить на сайт все, что известно о территории, даже не задумываясь, кому и зачем нужно столько информации.
4. Слабый, невыразительный дизайн. Как правило, разработкой и созданием сайтов занимаются штатные специалисты информационных подразделений администраций городов. Это, конечно, экономит средства, но имеет свой недостаток. Такие специалисты могут иметь отличную квалификацию системных администраторов локальных сетей, но полное отсутствие дизайнерского таланта и других креативных способностей, необходимых для разработки такого ответственного рекламного продукта как сайт города/региона.
5. Непродуманный новостной контент. Как правило, основное внимание на сайте уделяется новостям органов власти (провели совещание, совершили визит, приняли решение) и очень мало внимания обращается на интересные новости собственно территории.
6. Отсутствие иноязычных версий сайта.
7. Недостаточное внимание обратной связи.
8. Почти полное невнимание к продвижению сайта в Интернете. Впрочем, сайты в том виде, в котором они есть сейчас, вероятно, продвигать и не стоит. Можно навредить имиджу города: если у города такой скучный, безликий сайт, то и сам город может показаться таким же.
Автором данного исследования был проведен экспертный опрос среди преподавателей вуза (доценты и профессора кафедры экономики и государственного управления), а также выпускников специальности «Психология» и выпускников специальности «Информационные системы». Целью опроса была оценка сайтов крупнейших городов-центров регионов СФО. Сводные результаты оценочных мнений экспертов приведены в табл. 3.
Максимальный балл набрали сайты Омска и Томска, что, в общем-то, неудивительно, т.к. эти города позиционируют себя как города высокой культуры, и к созданию сайтов подошли как к созданию неких «культурных продуктов». Сайт крупнейшего города СФО Новосибирска был оценен как очень средний и даже «слабый», что является показательным. Сайт города Красноярска оказался также далеко от лидерских позиций. Понятно, что органы власти не уделяют этому ресурсу достаточно внимания, не понимают его значения.
Однако набор критериев оценки, предложенный экспертам, конечно, не полон и недостаточно изощрен, чтобы оценить соответствие «идеальному» сайту.
Т а б л и ц а 3
Результаты экспертной оценки сайтов городов СФО
Город Информативность (информационная насыщенность) Дизайн, навигация, обратная связь, наличие дополнительной полезной информации Оригинальность, «изюминка», зрелищность, увлекательность, создание благоприятного имиджа Наличие стимулов к активным действиям (установление контактов, посещение, информирование других) Сумма баллов
Омск 5,0 4,4 5,0 4,6 19,0
Томск 4,6 4,2 4,8 4,6 18,2
Кемерово 4,8 4,4 4,0 4,2 17,4
Барнаул 4,4 4,2 4,0 4,0 16,6
Иркутск 4,4 4,2 4,2 3,8 16,6
Новосибирск 4,4 4,2 3,8 4,0 16,4
Улан-Удэ 4,2 4,0 3,4 3,8 15,4
Красноярск 4,6 3,6 3,6 3,6 15,4
Чита 4,6 3,4 3,0 3,4 14,4
Слово site в переводе с английского означает «место, позиция». Между сайтом как местом в сети и городом как местом на Земле можно рефлексивным образом установить определенную аналогию. Город, как и сайт, нуждается в росте популярности. Все города Европы и Америки осознали это очень давно. Сайты европейских и американских городов имеют совершенно четкие цели: продвижение/раскрутка города как лучшего на свете места для жизни и бизнеса. Содержание сайта буквально отражает эту цель. Оно рассчитано на жителей - реальных и потенциальных, на приезжих (гостей города) и на представителей бизнеса. На сайтах подчеркиваются самые лучшие свойства, черты города, описывается его привлекательность, рекламируются услуги. В первую очередь, сайты нацелены на приезжих. Во вторую очередь, они ориентированы на бизнес-сообщества. На сайтах рекламируются атрибуты города, привлекательные для ведения бизнеса, -специализированная инфраструктура, открытость и толерантность местного сообщества, качество рабочей силы, оперативность и отсутствие бюрократических барьеров в работе органов публичной власти.
Таким образом, сайт должен быть виртуальной проекцией города, виртуальным представительством его в сети. Европейские и американские города при разработке стратегий развития ориентированы на внешний мир, ставят своей целью повышение международной конкурентоспособности. Для достижения этой цели в качестве одного из инструментов сознательно и активно используются сайты. А одна из рабочих задач - повышение вовлеченности, связанности города с внешним миром. «Чем больше связей/соединений оно имеет, тем больше оно существует» (Б. Латур) [3].
Анализ сайтов европейских и американских городов позволил разработать модельную концепцию сайта крупного города.
1. Стратегические цели создания сайта: привлечение в город бизнеса; привлечение новых резидентов; привлечение визитеров (туристов, деловых людей).
2. Тактические цели:
- помощь городским социальным акторам в поиске партнеров (инициирование первичных контактов с целью установления долгосрочных отношений организаций (фирм) города с возможными партнерами);
- создание привлекательного имиджа города;
- повышение популярности, известности города.
3. Модельная структура сайта (разделы и подразделы):
Новости города (интересные, важные, примечательные события городской жизни).
Бизнес в городе:
- контактная информация (адреса, Ф.И.О., телефоны, электронные адреса сотрудников администрации, ответственных за экономическое развитие и поддержку бизнеса);
- основная деловая инфраструктура (финансовые центры, конгресс-центры, выставочные/ярмарочные центры, бизнес-центры, бизнес-инкубаторы, фонды поддержки бизнеса - адреса, контактная информация);
- виды/способы поддержки бизнеса, которые оказывают органы власти;
- стратегические цели/намерения органов власти по развитию города (кратко, в виде слоганов).
Образование и обучение (краткое описание, адреса, контактная информация):
а) вузы;
б) средние специальные учебные заведения;
в) школы (специализированные), лицеи, колледжи.
Местные сообщества:
а) контактная информация (адреса, Ф.И.О., телефоны, электронные адреса сотрудников администрации, ответственных за поддержку жителей);
б) виды/способы поддержки жителей (разных категорий), которые оказывают органы власти;
в) описание разнообразия местного сообщества (многонациональный состав, религии);
г) основные общественные организации (краткое описание, адреса, контактная информация).
Окружающая среда:
а) уникальные природные объекты;
б) архитектура, памятники;
в) городское планирование.
Культурная жизнь (краткое описание, адреса, контактная информация + еженедельная афиша, анонсы):
а) театры;
б) музеи;
в) галереи/выставки;
г) концертные залы;
д) альтернативная культура;
е) события (фестивали, конкурсы и т.д.);
ж) культурная жизнь в пригородной зоне/городском регионе.
Досуг и отдых (краткое описание, адреса, контактная информация + еженедельная афиша, анонсы):
а) рестораны, бары, кафе и т.п.;
б) ночные клубы, казино, боулинг и т.п.;
в) развлечения/аттракционы/фейерверки;
г) зоопарки;
д) спортивные ипподромы;
е) развлечения в пригородной зоне/городском регионе.
Спорт в городе (краткое описание, адреса, контактная информация + еженедельная афиша, анонсы):
а) спортивные объекты (стадионы, бассейны);
б) спортивные команды;
в) спортивные события;
г) спорт в пригородной зоне/в городском регионе.
Транспорт и путешествия:
а) как доехать до города (средства транспорта, стыковки рейсов, маршруты);
б) как и где купить билеты (турфирмы, авиаагентства);
в) доступные виды транспорта в городе;
г) туристические маршруты в городе и пригородной зоне/городском регионе.
Гостевая книга/форум.
Ссылки:
а) ссылки на другие ресурсы, посвященные городу и региону;
б) ссылки на сайты городских организаций;
в) ссылки на сайты других органов власти.
Иноязычные версии.
На сайте обязательно должны быть установлены счетчики посещений, и администратор сайта должен заниматься раскруткой данного сайта, как это делают
администраторы сайтов любых организаций и частных сайтов.
Акцент при разработке контента необходимо делать на том, что информация должна носить рекламный, а не отчетный характер, содержать минимум статистической информации и быть выдержанной не в канцелярском или научном, а в популярном стиле. Информация должна быть краткой - на каждой странице не более 2 тыс. печатных знаков.
Дизайн должен быть не скучным, а достаточно интересным, навигация - простой и удобной. На сайте в обязательном порядке должна содержаться контактная информация, а также адреса и, по возможности, указания о том, как добираться до того или иного объекта/ места/события (вид транспорта, маршрут, остановки).
На сайте вполне допустимо размещение релевантных рекламных баннеров, а также рекламных сообщений - например, в разделе, посвященном досугу, могут размещаться баннеры ресторанов, клубов и т. п. объектов. Размещение рекламы должно быть платным подобно размещению рекламы на рекламных щитах на городских улицах. Таким образом, можно сделать данный сайт, по крайней мере, окупаемым.
Наиболее целесообразным представляется преобразование данного сайта в портал, т.е. своего рода площадку, на которой должны быть сконцентрированы тематически близкие сайты. Применение сетевой и кластерной логики в полном объеме - объединение ресурсов с целью взаимного усиления и совместного продвижения - как нельзя лучше будет способствовать росту известности как данного городского портала, так и города и региона в целом.
Сайты крупнейших и самых известных городов мира - это именно порталы, поскольку содержат полезные ссылки на информационные ресурсы, в первую очередь, туристической направленности.
Отдельного внимания требует проработка организационного механизма сопровождения сайта. Как уже было сказано, сайт - это не отчет. Контентным наполнением сайта не могут заниматься сотрудники отраслевых подразделений администрации. Обычно за контент отвечают сотрудники пресс-службы администрации, однако и их квалификации бывает далеко недостаточно, т. к. часто это люди с журналистским образованием. А для создания качественного сайта требуются специалисты по маркетингу и рекламе, поскольку сайт - это не только инструмент коммуникации, но и инструмент реализации маркетинговой стратегии.
В разработке и сопровождении сайта должны принимать участие следующие категории специалистов:
а) Web-мастер;
б) Web-дизайнер;
в) специалист по маркетингу и рекламе;
г) специалист по коммуникациям;
д) специалисты отраслевых подразделений администрации;
е) специалисты, владеющие иностранным языком.
Недооценка значимости такого инструмента, как
сайт, приводит к негативным последствиям для имиджа, известности и доступности городов и регионов. Поскольку уровень известности сайта зависит от срока его существования (чем дольше существует сайт, тем
он известнее), то задержка с созданием и продвижением сайтов городов является очередным стратегическим упущением, опозданием, потерей новых возможностей для городского развития.
Однако создание и раскрутка официального сайта города - это не единственный тактический инструмент повышения коммуникационной доступности города в сети. Изменения в технологиях коммуницирования происходят постоянно, поэтому необходимо следить за появлением новых способов активного присутствия в Интернете.
Например, стоит перенять опыт крупнейших бизнес-компаний по активному РЯ-продвижению в сети. «Норникель» создает пресс-службу на страницах Ыуе.Тоита1 (Живые Журналы). Компания одной из первых пробует себя в социальной сети не с помощью подставных лиц, а официально. То есть развитый бизнес отказывается от производства собственной площадки, а идет в сеть, которая сама по себе создает аудиторию.
Живые Журналы уже сейчас сознательно используется профессионалами в разных сферах. «Коммерсант», например, подтверждая количество и объем аудитории Живых Журналов, отказался от собственного форума и связал статьи авторов этой сетью. Авторы «Коммерсанта» получают комментарии от авторов Живых Журналов. Свои Живые Журналы есть у многих известных в России людей, а также у партий, общественных движений и организаций. Участие в Живых Журналах может быть полезным с точки зрения именно социальных коммуникаций, которые так необходимы для продвижения имиджа города [4].
Разумеется, отдельной особой зоной внимания городских управленцев должен стать иноязычный, в первую очередь англоязычный, Интернет. Для освоения иноязычного пространства недостаточно иметь англоязычную версию официального сайта города.
Расширение присутствия сибирских городов в иноязычном Интернете должно стать важнейшей составляющей маркетинговых стратегий городов СФО. Острая нехватка коммуникаций на английском и других иностранных языках является одним из важнейших ограничительных факторов, приводящих к периферийному, дискриминационному положению российских городов и регионов на рынке территорий.
Стратегия повышения коммуникационной доступности города (и региона) для иноязычных контактных аудиторий может быть реализована только на основе сетевых форм работы. Органы публичной власти, даже все вместе, не в состоянии решить такую задачу. Здесь требуется объединение усилий множества городских акторов.
Реализация данной стратегии, по мнению автора, должна включать в себя следующие тактические ходы:
1. Создание иноязычных версий официального сайта города.
2. Создание иноязычных версий сайтов городских/ региональных бизнес-организаций, в первую очередь, в сфере туризма, отдыха, досуга, развлечений, спорта.
3. Создание иноязычных версий сайтов городских/ региональных организаций третьего сектора.
4. Обязательное создание иноязычных версий сайтов вузов.
5. Обязательное создание иноязычных версий международных проектов, реализуемых на территории города (региона).
6. Формирование сетей учащихся/работников вузов, владеющих иностранными языками (как внутри городов СФО, так и межгородских) с целью открытого общения/обмена информацией в Интернете на иностранных языках.
7. Более активное участие учебных, научных и культурных организаций города (и региона) в соответствующих международных сетях.
Роль органов публичной власти в реализации такой стратегии, по мнению автора, должна состоять в следующем:
1. Инициирование открытия виртуальных площадок (форумов, чатов, Живых Журналов, блогов), на которых осуществлялось бы открытое общение на иностранных языках.
2. Инициирование создания коммуникационных сообществ (сетей) межвузовского общения и поощрение их к выходу на коммуникационные площадки.
3. Содействие организации и проведению обучающих семинаров для городских акторов (представителей бизнеса, организаций третьего сектора) по теме «Создание сайта организации».
4. Организация (и проведение) конкурсов на лучший сайт организации в различных сферах деятельности, а также на лучший иноязычный сайт.
5. Предоставление мини-грантов на разработку лучших Интернет-проектов городской тематики на русском и/или иностранном языках.
6. Привлечение спонсоров (представителей бизнеса) с целью содействия разработке иноязычных сайтов организаций третьего сектора и государственных/муниципальных организаций в сфере культуры.
7. Формирование базы данных международных организаций, предоставляющих гранты на совместные проекты различной тематики, и организаций широкого доступа к этой базе данных всем организациям города (и региона).
8. Новая роль библиотек как коммуникационных площадок.
9. Расширение участия самих органов публичной власти в сетях международных организаций.
В качестве примера организации коммуникационной площадки можно назвать проект «Новосибирская кухня», открытый в 2006 г. «Кухня» - новый центр дебатов, культуры и образования, который учредили в Новосибирске некоммерческое агентство «Открытая Сибирь», голландский центр «Феликс Меритис» и Летний университет Амстердам-Маастрихт при поддержке программы «Матра» Министерства иностранных дел Нидерландов. Центр работает на нескольких площадках. Он проводит публичные лекции и дебаты, организует работу Академии «Креативный город» и проводит открытый конкурс городских проектов «Парад идей».
Хотя этот проект очень интересен с точки зрения перспективы формирования креативной городской среды, он является в основном русскоязычным и вовлекает жителей одного города (в своем регионе). Это по-прежнему проект, продвигающий один город (и его регион), действительно повышающий известность города, но не увеличивающий его значение, его размер,
его «мощность» на пути к формированию крупной со-циопространственной структуры (мирового города, мегагородского региона).
Говоря о расширении участия органов публичной власти в международных сетях, следует назвать несколько крупнейших, всемирно известных, авторитетных международных организаций, чья деятельность строится именно сетевым образом. Это такие организации, как:
а) Международный совет по местным инициативам в сфере устойчивого развития - International Council for Local Environmental Initiatives (ICLEI), осуществляет международные проекты и региональные кампании.
б) Международный союз органов местного самоуправления - The International Union of Local Authorities (IULA), основанный в 1913 г., который реализует программы поддержки своих членов.
в) Коммуникационная сеть устойчивого развития -Sustainable Development Communications Network (SDCN) -информационная и консультативная программа.
г) Сетевая программа устойчивого развития -Sustainable Development Network Programme - информационная и консультативная программа.
д) Всемирный совет - Earth Council, реализующий программы по созданию Национальных советов по устойчивому развитию.
Все это - международные организации, объединяющие муниципальные образования разных стран и континентов, реализующие концепцию устойчивого развития. Членство в этих солидных международных организациях, кроме получения выгод от непосредственного участиях в программах и проектах, реализуемых ими в рамках сотрудничества с другими муниципальными образованиями по всему миру, способно принести, вероятно, самую главную выгоду в виде роста известности города.
Участие органов публичной власти города в многочисленных международных программах и проектах, международных ассоциациях муниципальных образований и т.п. является одним из важных факторов успеха стратегии повышения коммуникационной доступности города (и региона). Участие в них, во-первых, служит целям территориального маркетинга, т. к. позволяет заявить о существовании такого муниципального образования и информировать о его особенностях, преимуществах и возможностях. Во-вторых, участие в международных сетях позволяет получать доступ к мировым ресурсам любого рода: информационным, организационным и финансовым.
Повышение коммуникационной доступности города позволяет решить ряд важных стратегических задач:
1. Презентация достижений, ресурсов города во внешней среде.
2. Повышение известности имени и привлекательности города для привлечения новых потоков.
3. Повышение шансов города на полноценное участие в мировой городской сети.
4. Создание предпосылок для формирования новых сетей по инициативе собственно городских акторов, а также нерезидентов.
Все эти задачи ориентированы в целом на достижение общей стратегической цели - обеспечение городского развития и рост благосостояния городского сообщества.
ЛИТЕРАТУРА
1. В Европе уже четверть туристических услуг продается он-лайн. - Режим доступа: http://www.infomsk.ru/ newsblock/source/55.php. -
(17.08.2007).
2. Количество пользователей Интернета в Китае превысило численность населения России. - Режим доступа:
http://www.infomsk.ru/newsblock/source/105.php
3. LatourB. Reassembling the Social: An Introduction to Actor-Network Theory / B. Latour. - Oxford: Oxford University Press, 2005.
4. Родионов П. Крупный бизнес в ЖЖ / П. Родионов. - Режим доступа: http://www.infomsk.ru/newsblock/source/ 110.php
Статья представлена научной редакцией «Экономика» 17 марта 2008 г.