Научная статья на тему 'Этнокультурная специфика Кольского Севера в Интернет-дискурсе'

Этнокультурная специфика Кольского Севера в Интернет-дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
840
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Кольский Север / географический образ / репрезентация / Интернет-дискурс / the Kola North / geographical image / representation / Internet discourse

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бодрова Ольга Александровна

В статье исследуется географический образ региона Мурманской области в Интернет-дискурсе. Проанализированы репрезентации Кольского Севера на сайтах различного типа и их этнокультурная составляющая. Описана этнокультурная тематика на материале Интернет-источников. Рассмотрены некоторые стратегии коммуникативных участников и языковые способы конструирования географического образа: метафора в широком понимании этого термина и стилистические фигуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ETHNOCULTURAL SPECIFITY OF THE KOLA NORTH IN THE INTERNET DISCOURSE

The paper investigates the geographical image of the Murmansk region in the Internet discourse. The representations of the Kola North on various websites and its ethnocultural component part are analysed. The ethnocultural topics of Internet sources are described. Both strategies of communicative participants and language means to construct a geographical image (tropes and figures of speech) are examined.

Текст научной работы на тему «Этнокультурная специфика Кольского Севера в Интернет-дискурсе»

УДК 39(=511.2):004.738.5(470.21)

О.А. Бодрова

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА КОЛЬСКОГО СЕВЕРА В ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ

Аннотация

В статье исследуется географический образ региона Мурманской области в Интернет-дискурсе. Проанализированы репрезентации Кольского Севера на сайтах различного типа и их этнокультурная составляющая. Описана этнокультурная тематика на материале Интернет-источников. Рассмотрены некоторые стратегии коммуникативных участников и языковые способы конструирования географического образа: метафора в широком понимании этого термина и стилистические фигуры.

Ключевые слова:

Кольский Север, географический образ, репрезентация, Интернет-дискурс.

O.A. Bodrova

THE ETHNOCULTURAL SPECIFITY OF THE KOLA NORTH IN THE INTERNET DISCOURSE

Abstract

The paper investigates the geographical image of the Murmansk region in the Internet discourse. The representations of the Kola North on various websites and its ethnocultural component part are analysed. The ethnocultural topics of Internet sources are described. Both strategies of communicative participants and language means to construct a geographical image (tropes and figures of speech) are examined.

Key words:

the Kola North, geographical image, representation, Internet discourse.

Географический образ страны / региона - это совокупность достаточно устойчивых, стратифицированных и динамичных представлений, которые соотносятся с определенной территорией и формируются в результате человеческой деятельности на бытовом или профессиональном уровне [Замятин, 2003: 183]. Согласно мнению

конструктивистов, регион можно рассматривать как воображаемое пространство [Миллер, 2001], подобно тому, как нацию можно считать воображаемым сообществом [Андерсон, 2001]. Конструирование воображаемого сообщества / пространства (в терминологии теоретиков социологии знания П. Бергера и Т. Лукмана - социальной реальности) происходит посредством повседневных репрезентаций [Бергер, Лукман, 1995], восходящих к понятию «коллективных представлений» Э. Дюркгейма. При этом каждое общество производит свое специфическое пространство [Lefevbre, 1991].

Географические образы, как правило, формируются в коллективном сознании стихийно, однако их можно выявить и культивировать вполне осознанно, например, в целях создания привлекательного туристического или политического бренда региона. Подобный образ функционирует благодаря институтам общественного мнения, к которым, отчасти перефразируя Б. Андерсона, можно отнести: 1) СМИ,

2) образовательную систему, 3) инструменты административной власти, 4) переписи населения и другие статистические мероприятия, конструирующие критерии этнической,

64

социальной и региональной стратификации, 5) географические и политические карты, визуализирующие представления о «своей» и «чужой» территории, 6) музей, демонстрирующий идею исторической преемственности [Андерсон, 2001]. На наш взгляд, большое влияние на рождение воображаемого сообщества / пространства в сегодняшнем мире имеет Интернет, который, хотя и не относится к СМИ, но так же способен формировать образ географической территории в общественном сознании путем целенаправленного сбора, осмысления и трансляции информации о регионе на базе относительно узкого набора тем и событий [Титков, 1999].

Интернет имеет практически неограниченный потенциал для репрезентаций географического образа в информационном поле, несмотря на виртуальный, невещественный характер такого образа [Загоруйко, 2012: 59]. Мультимедийные возможности Интернета усиливают его воздействие на пользователя через различные органы чувств: зрение, слух, тактильные ощущения (при использовании компьютерной мыши) [Назарова, 2010]. Наиболее подходящим методом для исследования Интернетрепрезентаций представляется дискурс-анализ, в центре которого находится понятие дискурса - сложного коммуникативного явления, объединяющего интра- и экстралингвистические факторы, необходимые для понимания текста (в данном случае -текстуального наполнения сайта, сопровождающегося в ряде случаев аудиовизуальными средствами). Интернет-дискурс дает представление об определенной территории как о «некотором фрагменте мира, который мы именуем ситуацией» [Дейк, 1989: 68-69]. В данном случае под ситуацией понимается процесс репрезентации образа региона, который возникает в ходе коммуникативного акта между автором сайта, сообщающим некую информацию через свое субъективное видение и почерпнутые из других источников сведения, и читателем, интерпретирующим эту информацию.

Примером географического образа региона может служить Кольский Север, Интернет-репрезентациям которого посвящена данная статья. Существуют разноплановые исследования, направленные на различные аспекты конструирования пространства Кольского полуострова в ряде дискурсов: в юридическом - относительно законодательных тонкостей в определении пространственной локализации Крайнего Севера, в том числе региона Мурманской области [Тараканов, 2010], в политическом - где понятие «Север» рассматривается как пространство, которое выполняет специфическую роль и функцию в российском обществе [Штаммлер-Госсман, 2007], в социокультурном -в котором «Север» приобретает не только пространственные, но и временные характеристики [Разумова, 2006]. В настоящем исследовании предпринимается попытка проанализировать этнокультурную составляющую образа Кольского полуострова, конструируемую в Интернет-дискурсе как в глобальном источнике, ориентированном на массового адресата. На наш взгляд, этнокультурная составляющая географического образа играет в процессе его формирования не меньшую роль, чем сведения об истории и природно-географических особенностях территории. Так как «Кольский Север был и остается перекрестком культур» [Разумова, Петров, 2005], интересно проследить, каким образом этнокультурная тематика отображается в Интернет-репрезентациях данного региона. Исходя из того, что этнические сообщества Мурманской области исследованы неравномерно и интенсивнее всего изучалась саамская культура [Там же], можно предположить, что ее мифологизированный образ переносится и в сетевой дискурс. Общественно значимые смыслы и мифическое содержание [Барт, 2003: 457] образа Кольского Севера в сетевом дискурсе могут быть выявлены с помощью анализа, позволяющего дешифровать в тексте то, что последний одновременно «скрывает и манифестирует» [Фуко, 1996: 26]. При дискурс-анализе надо учитывать изменчивость Интернет-образа. Как и все репрезентации, он является конструкцией, зависящей от ситуации и ее обстоятельств, а также от таких специфических для сетевого мира явлений, как статистика посещений сайтов пользователями, формулировка запроса, автоматический подбор вариантов в поисковой строке, гипертекстуальность и т.д.

65

Современный регион Мурманской области географически совпадает с границами Кольского полуострова. Временные и пространственные представления о Кольском полуострове и административно-территориальных образованиях, располагавшихся на его территории в разное время, отразились в культурно-географическом термине «Кольский Север», возникшем относительно недавно, в середине XX в. [У подножия Хибин, 1971; Разумова, 2009]. В географической и исторической плоскостях понятие «Кольский Север» пересекается со многими другими наименованиями данной территории: историкокультурными терминами (Русская Лапландия, Мурман, Мурманский край), устаревшими названиями административных единиц (Мурманский округ, Кольский и Мурманский уезд), административно-территориальными формированиями (Крайний Север Европейской части России, Северо-Западный федеральный округ), а также с географическо-ментальными понятиями о воображаемом пространстве (Русский Север, Заполярье или Кольское Заполярье). При изучении Интернет-дискурса, связанного с Кольским полуостровом / Кольским Севером, надо учитывать, что перечисленные выше понятия являются только частичными синонимами по отношению к интересующему нас региону, так как они либо характеризуют строго определенный исторический период, либо наряду с Мурманской областью включают в себя другие северные территории, в то время как названия «Кольский Север» / «Кольский полуостров» являются нейтральными и более перспективными для объективного исследования.

В современной научной литературе принято осторожно обращаться с «северной терминологией» в силу того, что конструируемое пространство «Севера» содержит большое разнообразие характеристик и может относиться к самым разным регионам. Отсюда происходит традиция употребления этого понятия в форме множественного числа - «Севера» [Штаммлер-Госсман, 2007: 5]. При этом в дореволюционных источниках, по мнению М.А. Сергеева, термин «Север» относился чаще всего только к европейским (то есть западным) окраинам, но понимался так же широко, как и сейчас: применительно сразу к нескольким областям Северо-Запада России [Сергеев, 1949: 193]. Однако в виртуальной сетевой реальности понятие «Север» употребляется несколько иначе, чем в печатной литературной традиции. Хотя фактически из всех регионов российского Крайнего Севера Мурманская область не является ни самой северной, ни самой западной территорией, в сети Интернет слово «Север» связано с Мурманской областью сильнее, чем с другими северными регионами. Согласно электронному словарю ассоциаций, в котором с помощью специального программного комплекса анализируются произведения русской литературы и контент1 популярных Интернет-ресурсов, между составными частями словосочетания «Кольский Север» существуют крайне устойчивые связи. К существительному «север»1 2 3 программный поиск из всех отечественных «Северов» подобрал только одну конкретную локализацию - «кольский» [Север. URL: http://www.reright.ru/analysis/604605~север.html]. Все другие словосочетания обозначают государственную принадлежность «Севера» или указывают на его географическое расположение («крайний», «дальний»).

Так как целью исследования являлись репрезентации региона Мурманской области, для его обозначения, поиска и анализа в сети Интернет были выбраны административный и географический термины «Мурманская область» и «Кольский полуостров», а также отчасти объединяющее их понятие «Кольский Север». По причине редкого употребления в данное исследование не было включено наименование «Кольское Заполярье», хотя оно демонстрирует полное совпадение с географической территорией Кольского полуострова и в этом смысле является полным синонимом к понятию «Кольский Север». Для анализа Интернет-дискурса была выбрана поисковая система «Яндекс», так как, согласно статистическим данным, «Яндекс» занимает 1-е место в России [Alexa. URL:

1 Содержание, наполнение сайта

2 Сохраняется орфография сайта с написанием имен собственных со строчной буквы.

3 По состоянию на 30.09.2013

66

http://www.alexa.com/siteinfo/yandex.ru] по популярности и 4-е место в мире по количеству обработанных поисковых запросов4 [Lenta.ru. URL: http://lenta.ru/news/2013/02/07/yandex]. Как известно, средний пользователь сети Интернет редко просматривает сайты дальше первой страницы ответов на поисковый запрос, поэтому по каждой позиции мы ограничились первыми 10 источниками, что примерно соответствует 1 странице поисковых ответов в «Яндекс». Полученные ответы, отобранные по принципу релевантности, были исследованы с помощью следующих методов: дискурс-анализа, источниковедческого, структурно-семиотического, стилистического и интерпретативного анализа. При изучении сайтов использовались функциональный, типологический и семиотический подходы.

На наш взгляд, прагматика текста требует учитывать при изучении виртуальных репрезентаций типы сайтов (информационные, справочные, порталы, представительские, промо-сайты и пр.), для каждого из которых характерна своя определенная суперструктура представления знания [Дейк, 1989] и потенциальные ситуационные модели в качестве основного типа репрезентации информации. Определение тематики (содержания) и назначения сайтов способствует установлению коммуникативных стратегий адресанта и адресата (автора и читателя сайта), основных сценариев и контекста. Отдельные исследователи вводят в классификацию сайтов такой критерий, как качество репрезентации, зависящее от особенностей интертекстуальных элементов в данном ресурсе [Афанасьева, 2003]. В нашем исследовании этот фактор не учитывался, так как мы исходили из того, что Интернет-источник априори основан на таких явлениях, как гипертекст и интертекст. Не учитывались ссылки на визуальные ресурсы («Яндес-карты», картинки), в силу того что целью исследования являлся анализ текстуального контента (текстового наполнения) сайтов. Особое внимание при анализе Интернетдискурса в данном исследовании занимает анализ языковых средств (особенно на лексическом и синтаксическом уровнях), посредством которых конструируется географический образ. Одну из ведущих ролей в моделировании воображаемого пространства региона играет метафора, являющаяся одним из самых эффективных механизмов идеологического программирования [Анкерсмит, 2003; Лакофф, Джонсон, 1990; Рике, 1990 и др.]5.

* * *

По запросу на словосочетание «МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ»6 7 8 были получены ответы, распределившиеся по следующим типам сайтов. Самой многочисленной группой являются электронные справочные ресурсы (энциклопедии, словари) - 5. Затем следуют информационно-справочные сайты с объявлениями - 2, в которых отсутствуют непосредственные характеристики региона, хотя тексты объявлений, несомненно, также способны принимать участие в конструировании географического образа. В количестве 1 сайта представлены такие типы ресурсов, как официальный, новостной и туристический порталы. По запросу «КОЛЬСКИЙ ПОЛУОСТРОВ» ответы распределились следующим образом: электронные справочные ресурсы - 5, тематические авторские сайты - 2, туристические сайты - 3 (из них 2 промо-сайта для продвижения коммерческих услуг и 1 страница туристического сайта с электронной версией авторского издания «Туристские путешествия по Кольскому полуострову»). По запросу «КОЛЬСКИЙ СЕВЕР» 8 ответов являются ссылками на печатные труды: 1 ссылка на энциклопедию «Кольский Север», 2 -

4 Состояние на декабрь 2012 г.

5 Под метафорой, вслед за исследователями политического дискурса, мы понимаем широкую систему тропов и стилистических фигур: собственно метафору, метонимию, синекдоху, сравнительные конструкции и прочие языковые средства художественной образности [Баранов, Караулов, 1994].

6 Около 1 млн. ответов, дата обращения 08.03.2014.

7 473 тыс. ответов, дата обращения 25.02.2014.

8 546 тыс. ответов, дата обращения 25.02.2014.

67

на «Кольскую энциклопедию», 1 - на диссертацию «Кольский Север в политике Советского государства: формирование регионального управления», 2 ссылки на «Молитвословия всем святым Кольского Севера и чтимым иконам», 1 - на труд Игумена Митрофана (Баданина) «Князь Александр Невский и Кольский Север», 1 - на очерки основателя Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера России в г. Апатиты Б.И. Кошечкина «Тундра хранит след. Очерки об исследователях Кольского Севера». Оставшиеся 2 ответа относятся к туристическим промо-сайтам. Подсчет ответов по всем поисковым запросам показал, что самое большое количество веб-страниц приходится на электронные справочные ресурсы (33 %), за исключением запроса «Кольский Север», которого не нашлось в этом типе сайтов. Далее в порядке убывания следуют туристические сайты (27 %), наибольшее число которых принадлежит ответам на запрос «Кольский полуостров», и сайты со ссылками на печатные труды (также 27 %). Этот тип источников встречается только в ответах на запрос «Кольский Север». Учитывая культурный характер данного понятия, не удивительно, что все упомянутые труды относятся к культурно-просветительской сфере: к науке, краеведению. Затем идут тематические авторские сайты (7 %) - по запросу «Кольский полуостров», а также сайты объявлений (7 %), которые возникли исключительно при запросе «Мурманская область» и не являются предметом исследования в данной статье. В ответах на этот же поисковый запрос встречаются такие типы сайтов, как новостной и официальный портал (по 3 %).

Электронные справочные ресурсы

Центральное место среди электронных справочных ресурсов занимает «Википедия», позиционируемая как свободная (общедоступная, бесплатная) энциклопедия. Действительно, доступность этого ресурса и его лидирующее положение в верхних позициях ответов по большинству поисковых запросов делает «Википедию» универсальным источником, к которому обращаются миллионы пользователей независимо от возраста, уровня образования и сферы интересов. «Википедия» транслирует в массовое сознание образы (в том числе географические), формирующиеся в других источниках, популяризирует научное и околонаучное знание, тиражируя чужие представления и стереотипы. «Википедия» предлагает краткое описание Мурманской области как субъекта РФ по различным отраслям. Этнокультурная специфика региона практически не освещается, ее презентация ограничивается таблицей статистических данных относительно национального состава населения Мурманской области. Из всех народов, проживающих в регионе, выделены саамы - «коренное население» -информация о которых сводится к воспроизведению представлений об их проживании на труднодоступных природных территориях Кольского полуострова [Мурманская область. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/...FC]. Культура саамов позиционируется как объект туристического интереса в свете развития эко- и этнотуризма: «:...в основном это иностранные туристы, желающие пожить в местах Лапландии, где не ступает нога человека (например, турбаза рядом с Йоканьгой)» [Там же].

Некоторые электронные энциклопедии, являющиеся «дочерними» проектами «Википедии» (электронная энциклопедия «Традиция», Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой город» и др.), используют в кратком виде «википедические» статьи, повторяя дословно этнокультурную информацию о регионе, и потому не представляют научного интереса для анализа.

Электронные словари содержат сжатую характеристику региона Мурманской области, почерпнутую, как правило, из печатной версии словарей, и в этом смысле являются источником обобщенного, насыщенного географического образа. Этнокультурная информация в этом типе источников возникает чаще всего в связи с освещением истории края. На сайте «Словари и энциклопедии на Академике» за исключением таблицы, содержащей информацию о национальном составе населения области, история Кольского Севера сводится к двум сценариям. Первый затрагивает

68

«коренное население» полуострова - «саами (или лопарей)», которые представлены как народ, сохраняющий свою традиционную культуру, несмотря на проникновение отдельных элементов «цивилизации» в их быт: «Старинный саамский погост Ловозеро -районный центр, село с многоэтажными домами, магазинами, домом культуры, школой-интернатом, стадионом. Здесь сохраняются и поддерживаются национальные традиции» [Мурманская область. URL: кйр://б1с.асабеш1с.гц/б1с.п8Г/епс_§ео/3333/Мурманская].

Этнический колорит в представленном на сайте образе усиливается определением Ловозера как погоста, несмотря на его многолетний статус села, перечислением экспонатов местного краеведческого музея: тупы (пырта), вежи, куваксы, а также упоминанием сейдов - «священных камней саамов», которые характеризуются как достопримечательность, интересная для туристов. Неоднократно подчеркивается, что саами проживают «в тундре», то есть в специфических природно-географических, негородских условиях. Второй сценарий касается истории заселения полуострова русскими, которая сводится к «колонизации», «изучению и освоению» территории. Здесь возникают 2 конкретных сюжета: упоминание «памятников русской культуры», которые находятся «в русских поселениях на побережье полуострова», и характеристика старинного города Колы как поселения и промыслового центра поморов. Из культовых объектов называются поклонный молитвенный крест XVII века в экспозиции Музея поморского быта и церковь Успения в селе Варзуга, «памятник деревянного зодчества» [Там же].

В справочных ресурсах не равноценно представлена топонимия Кольского полуострова. Как правило, большая часть статей посвящена топонимам саамского происхождения. В топонимии Хибин, помимо пласта саамских топонимов, выделяют «новейшие» названия: «Новейшие топонимы немногочисленны и связаны с именами исследователей Хибин (ущелья Рамзая, Ферсмана, цирк Ганешина и др.), а также с процессом и условиями разведки их минеральных ресурсов (руч. Суровый, цирк Подъемный, цирк Снежный, руч. Селевой и т.п.), про которые пишут, что они немногочисленны [Кольский полуостров. URL: http://www.groh.ru/kolsk01/kolsk.html]. Подобные справочники тиражируют не совсем корректный стереотип о древности саамской топонимии Хибин, противопоставленной «новейшим» топонимам, родившимся в эпоху геологического освоения Кольского полуострова. В действительности, значительная часть «саамских» и «геологических» топонимов в Хибинах возникла в одно и то же время [Пация, Разумова, 2006].

Официальные сайты

Официальный портал «Правительство Мурманской области» выполняет одновременно функции информационного и представительского сайта, предоставляя в распоряжение читателей несколько типов источников: официальные документы, новости и пресс-релизы, информационные статьи. В презентации этнокультурной информации делается упор на «коренные малочисленные народы Севера» (раздел «Регион»), под которыми, очевидно, понимается только саамское население области, судя по отсутствию данных о других проживающих на Кольском полуострове «северных» этносах, например, о коми, упоминающихся исключительно в связи с фольклорными ансамблями Мурманской области. В параграфе о «Коренных малочисленных народах Севера» (саами) приводятся новости их культурной жизни, общая информация (история, демографическая ситуация, численность, образование, культура, а также календарь спортивных и культурных мероприятий). История саами воспроизводится по статье этнографа, саамоведа Т.А. Лукъянченко (без ссылки), в которой саами предстают как этнос, «не только не растворяющийся в среде другого населения, но довольно стойко сохраняющий родной язык и свое этническое самосознание», «народ крайне самобытной культуры», несмотря на «смешанный» национальный состав населения Мурманской области XX века [Правительство Мурманской области: Официальный портал. URL: http://gov-

69

murman.ru/region/saami/general_info/history/]. В статье подчеркивается оригинальность саамской культуры, которая в рамках правительственного портала приобретает функции культурного и туристического бренда региона: «Его <саамского народа - О.Б.> редкое своеобразие, трудно поддающееся объяснению, сделало этот народ своего рода этнографической загадкой и с давних пор привлекало к себе внимание исследователей» [Там же]. На сайте приводится информация о государственных учреждениях, деятельность которых направлена на соблюдение проектов и программ, призванных повысить уровень жизни малочисленных коренных народов Севера, сохранить их исконную среду обитания, традиционный образ жизни и хозяйствования. Однако, если конкретные документы по реализации этих программ на сайте обнаужить не удалось, то, напротив, в свободном доступе находится информация о культурно-массовых мероприятиях (национальных праздниках, фестивалях, выставках, «круглых столах», семинарах, конференциях, творческих встречах и вечерах), проведение которых позиционируется как способ достижения цели «сохранения традиций и обычаев, популяризации самобытной национальной культуры коренных малочисленных народов Севера саамов в Мурманской области», что, вероятно, лишний раз свидетельствует о ставке Правительства области на спортивную и этнокультурную туристическую деятельность региона. В документах сайта широко используется официальная политическая терминология, в которой, по мнению некоторых исследователей, воспроизводятся закодированные «клише колониального дискурса» [Соколовский, 2001: 26]: растительная метафора «коренной», европоцентристский колониальный концепт меньшинства «малочисленный» [Куропятник, 2005: 5]. Неоднозначное восприятие подобных терминов отражается в культурных презентациях саамского творчества со стороны самого сообщества кольских саами: например, в названии книжной номинации «Мой сильный маленький народ», построенном на антитезе9. Что касается статистики, эпитет «малочисленный» по отношению к саамскому населению приобретает не только политическое, но и демографическое значение. Как показала Всероссийская перепись населения 2010 года, количество представителей народа саами на Кольском полуострове постепенно уменьшается10. На сайте при этом демографические проблемы саамского населения напрямую не озвучиваются, а «читаются» только в статистических цифрах. В качестве «маскировки» проблемы приводится мнение, распространенное среди исследователей саамской этнографии (в работах Н.Н. Харузина, В.К. Алымова, И.Ф. Ушакова) о том, что «на протяжении нескольких последних столетий <...> демографическая и социальная ситуация в сообществе Кольских саамов менялась незначительно, их численность никогда не превышала 2000 человек» [Правительство Мурманской области. URL: http://gov-murman.ru/region/saami/general_info/demo/]. Для смягчения данных о ранней смертности среди саами используется официальный эвфемизм - метафора «молодая национальность». На сайте не освещаются вопросы, связанные с культурой других народов Мурманской области. Информация о старожильческом населении Кольского полуострова - поморах - встречается только в новостных материалах и отдельных документах, что удивительно, учитывая культурное и историческое значение этой группы, а также популярность поморских селений среди туристов. Сайт обходит стороной проблемы, связанные с нелегальной миграцией, как и любые аспекты культуры нерусского населения Мурманской области. Другие этносы упоминаются только в разделе «Гражданское общество», где указываются контактные данные национально-культурных объединений народов из бывших советских республик и других государств.

9 Противопоставление, контраст.

10 По сравнению с 2002 г. число саами, проживающих в Мурманской области, уменьшилось на 170 чел. (2002 г. - 1769 чел., 2010 г. - 1599 чел.) [Всероссийская перепись населения 2002/2010 года].

70

Новостные сайты

Одна из особенностей новостных Интернет-ресурсов заключается в их пересечении с дискурсом СМИ. Другой особенностью является такой обязательный элемент в суперструктуре новостных текстов, как актуализация ситуации (так называемый «информационный повод») - обращение к актуальному событию или дате.

На новостном сайте «Северпост» можно выделить следующие тематические группы новостей, посвященных этнокультурной тематике: 1) культура саамов, 2) культура других коренных народов Севера, 3) общие проблемы сохранения культуры коренных народов Севера, 4) «этническая» музыка и фестивали, 5) православие на Кольском Севере.

Самое большое количество новостных материалов посвящено культурной и общественной жизни саамского населения Мурманской области. Во многом это связано с особенностями суперструктуры новостных источников - с упомянутым выше «информационным поводом». Саамское сообщество принимает активное участие в мероприятиях, связанных с поддержкой этнических ремесел и кухни, проведением различного рода фестивалей, национальных и спортивных праздников (Международный день саамов, День Оленевода и мн. др.). Как отмечается в статье «Большие проблемы маленького народа», опубликованной по случаю «большого праздника маленького народа - Международного дня саамов»11, «в нашем регионе <...> вспоминают коренной малочисленный народ только по праздникам» [СеверПост. URL: http://severpost.ru/read/3279/]. Отмечается формальный подход к поддержке культуры коренных народов, которая сводится к проведению массовых мероприятий: «.Выставки, семинары, презентации. Или концерты, в которых участвуют представители всех этносов, проживающих на территории Мурманской области» [Там же]. Однако следует отметить, что праздников, связанных с саамской культурой, в Мурманской области проводится довольно большое количество, как по инициативе Правительства области, активно развивающего этнокультурный туризм, так и по инициативе общественных организаций саамов, которые не позволяют региональному сообществу «забыть о себе». Привлечению туристов на Кольский полуостров способствует широкое освещение в СМИ культурных и спортивных праздников, в частности, создание календаря туристически значимых событий региона, подготовленного Министерством экономического развития

Мурманской области и муниципальных образований и опубликованного на официальном туристическом портале Мурманской области [Официальный туристический портал Мурманской области. URL: http://www.murmantourism.ru/ru/events]. Количество новостей, актуализированных непраздничными событиями в жизни саамов, незначительно. К ним можно отнести новости из этнической медицины, материал «РИА Новости» о «разгадке саамского великана Куйва на Сейдозере», а также информацию о разработке интерактивного приложения к сайту МЧС Мурманской области, на котором появятся памятки на русском, английском и, неожиданно, саамском языке. Необходимость перевода этого приложения на саамский язык объясняется не первоочередностью соблюдения безопасности, как можно было бы этого ожидать от службы МЧС, а потребностью самих саами в «начинающем пособии» для его изучения, а также возможностью для туристов «познакомиться с этнографией Кольского полуострова». «Также там есть рекомендации по безопасности», - замечает сотрудник пресс-службы ГУ МЧС России по Мурманской области [СеверПост. URL: http://severpost.ru/read/2192/].

В новостях, посвященных общим проблемам сохранения культуры коренных народов Севера, затрагиваются, в частности, вопросы сохранения их языков. Только в рамках этой темы упоминаются другие, несаамские, народы Севера, а также называются общественные объединения, защищающие их интересы. О кольских коми речь заходит исключительно в связи с празднованием дней коми-ижемской культуры и юбилейного районного праздника «Изьватас лун-коми день» [Там же: http://severpost.ru/read/5841/]. На

11 Для усиления сообщения используется двойная антитеза, построенная на контрасте определений: «большой» / «маленький».

71

удивление, не находит освещения «поморская» тематика, несмотря на популярность культурно-массовых мероприятий, посвященных терским поморам.

В отдельную тему выделяются новости о мероприятиях, связанных с направлением так называемой «этнической музыки», представляющей собой стилизацию фольклорных жанров, адаптированную под массового слушателя, сплав этнических и современных элементов. Большинство коллективов, позиционирующих себя как «этнических» музыкантов, прибегают к «северному» колориту в своем творчестве, что часто отражается уже в самом названии: клуб «Северный варган», коллективы «Аку-аку», «Мхи». Представители «этнической музыки», как правило, не претендуют на аутентичность исполнения или сходство с фольклорными коллективами саами и коми Кольского полуострова. Скорее, в их творчестве возникает своеобразный миф о «северной» культуре, развивающейся в единении с природой и объединяющей фольклорные традиции различных народов. Так, организаторы музыкального фестиваля «Белый Шум», который проводится на Берегу Белого моря, считают своей приоритетной задачей «развитие и поддержку Северной самобытной культуры - знакомство с её природой, обращение к ее истокам, а так же ее продолжение в современных интерпретациях» [СеверПост. URL: http://severpost.ru/read/10256/].

Туристические сайты

Основное содержание большинства подобных сайтов (Официальный туристический портал Мурманской области, Скиталец и др.) сводится к характеристике природно-географических особенностей Кольского полуострова, что особенно типично для промо-сайтов, продвигающих коммерческие услуги в сфере рекреационного и экологического туризма. Предметом описания на информационных туристических порталах также часто становятся культурно-исторические достопримечательности. Понятно, что назначение туристических сайтов заключается в повышении туристской привлекательности региона и привлечению новых адептов Кольского полуострова: «С каждым годом растет популярность Кольского полуострова. Все больше и больше туристов и экскурсантов приезжает на Кольский из других областей страны, чтобы отдохнуть, познакомиться с природой, историей, экономикой и людьми нашего замечательного края» [Информационный портал Кольского полуострова. URL: http://www.team51.ru/]. О целенаправленном брендинге свидетельствует, в частности, отрывок из записок А.Е. Ферсмана, использованный на одном из сайтов в качестве эпиграфа: «..пусть Хибинский массив, гордо вздымающийся среди лесного покрова, озер и болот Кольского полуострова, сделается центром русского туризма, школою науки и жизни» [Там же].

Одновременно с этим туристические сайты являются главным источником, транслирующим в массовое сознание околонаучные и псевдонаучные тексты, в которых наиболее популярными темами являются саамский шаманизм и сейды. Часто можно встретить статьи, посвященные псевдосвидетельствам существования древней арктической протокультуры, от которой саамы унаследовали свои магические знания: «Не исключено, что “избранные” смогли получить какие-то знания от уцелевших представителей когда-то процветающей арктической цивилизации. А откуда бы еще появились легендарные северные шаманы, чей авторитет был непререкаем во всем мире?» [Официальный туристический портал Мурманской области. URL: http ://murmantourism. ru/ru/ sights/seydy].

Тематические сайты

Тематические сайты по содержанию во многом близки туристическим сайтам. Они содержат те же характеристики природно-географических особенностей Кольского полуострова, способствуют тиражированию стереотипов и представлений о данной территории, хотя по своему назначению являются информационными, а не рекламными

72

ресурсами. В отличие от большинства других источников тематические сайты объединены такой категорией, как образ автора (как одного, так и авторского коллектива). В Интернет-источниках образ автора, скорее всего, означает, что конкретное лицо выступило «составителем», собрав на своей странице чужие тексты. Тем не менее отбор этих текстов указывает на четко осознаваемую стратегию со стороны автора сайта и отражает его интенции при передаче информации. Интересно, что в тематических сайтах Кольский полуостров может быть представлен не как географический, а как исторический образ: «Так что же такое Кольский полуостров? Это долгая история, начинающаяся в долетописные времена» [Кольский полуостров. URL: http://www.shvedirina.ru/].

Этнокультурная информация в подобных источниках часто преподносится через призму «загадочного» и «таинственного», через которую Кольский полуостров выглядит как «земля тайн, загадок, легенд и несметных сокровищ», где «легенды Кольского полуострова - это в основном легенды саамов, живших тут с давних времён и легенды поморов, обитавших на Терском берегу Кольского полуострова» [Там же]. Как правило, авторы-составители тематических сайтов, посвященных Кольскому Северу, охотно придают мистическое значение многим явлениям, отмеченным на полуострове, и воспроизводят те же тексты, посвященные «аномальному», что и туристические сайты. Пример рефлексии на эту тему можно видеть в словах автора одного из тематических сайтов о Кольском полуострове: «На Кольском полуострове много таких мест, где факты есть, а объяснять их никто не торопится <...>. Вот и пишут статьи в интернете - ужасы Кольского полуострова, тайны. Страшные тайны. У-у-у. Не ходите дети, в тундру погулять. Тут страшные йети - придут ночью и захомякают. Тут энергия из-под земли - в порошок сотрёт, а бациллы с метеорита, который упал в районе Сейдозера, заползуть в организьм и сожруть» [Там же].

Подводя итоги, хочется еще раз отметить, что территорию Кольского полуострова можно рассматривать как географический образ, который является совокупностью наиболее важных, ярких, запоминающихся знаков, символов и представлений об этом пространстве [Бочкарева, Есимова, Замятин, 2005: 31] и отражается в понятии «Кольский Север». Образ региона Мурманской области конструируется в Интернетдискурсе в различных репрезентациях и представляет собой «расширяющийся и самоорганизующийся гипертекст» [Замятин, 2000]. Репрезентации Кольского Севера в Интернет-дискурсе - практически бесконечны. Ежегодно количество ответов на поисковый запрос увеличивается почти в геометрической прогрессии. Кроме того, гиперссылки на другие ресурсы, а также интертекстуальные связи с текстами других сайтов позволяют включать в конструируемое пространство географического образа неограниченное количество источников.

Названия «Кольский Север», «Мурманская область» и «Кольский полуостров» обозначают одно и то же воображаемое пространство и являются составляющими одного географического образа. Однако контекст употребления этих понятий имеет значительные различия. «Кольский полуостров» имеет преимущественно географическое значение (хотя и включает в себя некоторые исторические представления) и содержит в основном природные и территориальные характеристики региона, описания природных и культурных достопримечательностей. По статистике в сети Интернет наибольшее количество случаев использования прилагательного «кольский» отмечено в сферах географии и геофизики (одинаково, по 36,4 %) [Словарь ассоциаций. URL:

http://www.reright.m/analysisЛ634П6~кольский.html]. В структуре понятия «Кольский Север» на первый план выходит его номинативно-культурный потенциал: оно широко используется в названиях произведений научной и просветительской литературы, даже если практически не употребляется впоследствии в тексте самих трудов (как например, в очерках Б.И. Кошечкина [Кошечкин. URL: http://www.kolamap.ru/library/koshechkin.htm]). Анализ репрезентаций показал, что в данном понятии особенно развита историческая составляющая, несмотря на отсутствие ярких ассоциаций с конкретной исторической

73

эпохой (как в случае названий «Лапландия», «Мурман»). Географический компонент «Кольского Севера» выражен гораздо слабее, чем можно было бы этого ожидать, учитывая семиотическое значение обоих слов в данном словосочетании и отчетливую географическую локализацию с помощью конкретизации «Кольский». В Интернетрепрезентациях понятий «Кольский полуостров», «Кольский Север» очень ограниченно представлена этнокультурная информация о регионе. При этом оба понятия играют большую роль в процессе не этнической, а территориальной идентификации, отражающейся в стереотипах восприятия и представлениях о «Севере» как о метапространстве с его специфическими природными и культурными особенностями. К последним в первую очередь относится повышенная «духовность» северян [Разумова, Петров, 2005 и др.].

Неожиданным образом, больше всего развернутой этнокультурной информации было обнаружено при анализе репрезентаций, связанных с запросом «Мурманская область», от которого, на первый взгляд, можно ожидать в основном сведения общего официального характера: административные, статистические, экономические данные. Из всего разнообразия культур многонационального населения Мурманской области центральное место в репрезентациях занимают аборигены Кольского полуострова саами, которые позиционируются в Интернет-источниках как этнический символ и туристический бренд региона. Слабо представлена старожильческая культура поморов, несмотря на обилие описаний природных достопримечательностей и культовых объектов, расположенных на Терском берегу Белого моря - традиционной территории кольских поморов. Возможной причиной является восприятие поморской культуры как «северной», объединяющей социокультурное пространство «Кольского Севера» с другими русскими северными регионами, в то время как в саамской культуре подчеркивается ее уникальность, экзотическое своеобразие, выделяющее Кольский полуостров в территорию, имеющее особое культурное значение.

Интернет-источники

Википедия о Мурманской области // Gulliway. URL: http://ru.gulliway.org/public/wiki/europe/russia/northwestern-federal-district/murmansk-oblast/.

Информационный портал Кольского полуострова. URL: http://www.team51.ru/.

Князь Александр Невский и Кольский Север // Кандалакша. org. URL: http://www.kandalaksha.org/interesno/1070-knyaz-aleksandr-nevskij-i-kolskij-sever.html.

Кольская энциклопедия. URL: http://ke.culture51.ru/content.php?id=11.

Кольская энциклопедия // Правительство Мурманской области. URL: http://kolaenc.gov-murman.ru/history/greatwar/.

Кольский полуостров. URL: http://www.shvedirina.ru/.

Кольский полуостров // Википедия. URL:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EB%FC%F1%EA%E8%E9_%EF%EE%EB%F3%EE %F1%F2%F0%EE%E2.

Кольский полуостров // Водный туризм. URL: http://www.groh.ru/kolsk01/kolsk.html.

Кольский полуостров // Все о геологии. Геовикипедия. URL:

http://wiki .web. т^Ы/Кольский_полуостров.

Кольский полуостров // Rufact.org. Факты о России. URL: http://rufact.org/wiki/Кольский%20полуостров.

«Кольский Север» // АНО «ПЦ «Доброхот». URL: http://www.dobrohot.org/progress/kolsky-sever.html.

Кольский Север в политике Советского государства: формирование регионального управления // DisserCat - электронная библиотека диссертаций. URL:

http://www.dissercat.com/content/kolskii-sever-v-politike-sovetskogo-gosudarstva-formirovanie-regionalnogo-upravleniya.

74

Кошечкин Б.И. Тундра хранит след. Очерки об исследователях Кольского Севера // Кольские карты. URL: http://www.kolamap.ru/library/koshechkin.htm.

Молитвословия всем святым Кольского Севера и чтимым иконам // Ozon.ru. URL: http://www.ozon.ru/context/detail/id/7823056/?utm_source=cpc_yandex_market&utm_medium =cpc&utm_campaign=books.

Молитвословия всем святым Кольского Севера и чтимым иконам //Ukazka.ru. URL: http://www.ukazka.ru/product-

book306559.html?utm_source=market&utm_medium=cpc&utm_content=cat3673&utm_campai

gn=market.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мурманская область // Википедия. URL:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%F3%F0%EC%E0%ED%F1%EA%E0%FF_%EE%E1%EB %E0%F1%F2%FC.

Мурманская область // Традиция. URL: http://traditio -

ru.org/wiki/Мурманская_область.

Мурманская область. Кольский полуостров // Клуб туристов Московская Застава. URL: http://daikicat.narod.ru/library/region/murm51/index.html.

Мурманская область // Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой город». URL: http://www.mojgorod.ru/murmansk_obl/

Мурманская область // Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geo/3333/Мурманская.

Мурманские морские рыбалки. URL: http://www.murmansea.ru/.

Официальный туристический портал Мурманской области. URL: http:// murmantourism.ru.

Правительство Мурманской области: Официальный портал. URL: http://gov-murman.ru/.

Рыбалка на Кольском полуострове. Рыболовные туры на Кольский полуостров. URL: http://dudkin-co.com/?page_id=9.

СеверПост. URL: http://severpost.ru.

Туристские путешествия по Кольскому полуострову // Скиталец. Сервер для туристов и путешественников. URL: http://www.skitalets.ru/books/kolsky_slavin/.

Jeeptravel. URL: http://www.jeeptravel.ru/marsruty/sever-kolskogo-poluostrova-5-dnej.

http://www.koladiscovery.ru.

http://murmansk.allnw.ru/

http://www.murman.ru/.

Список литературы

Андерсон Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и

распространении национализма. М.: КАНОН-пресс-Ц Кучково поле, 2001. 286 с.

Анкерсмит Ф.Р. История и тропология: взлет и падение метафоры. М.: ПрогрессТрадиция, 2003. 496 с.

Афанасьева Л.П. Интернет для историка: мусорная корзина или кладезь мудрости? // Новый исторический вестник. 2003. № 1 (9). С. 182-212.

Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Словарь русских политических метафор. М.: Помовский и партнеры Издат. группа «Прогресс», 1994. 330 с.

Барт Р. Система моды: Статьи по семиотике культуры. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. 511 с.

Бергер П.Л., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 322 с.

Бочкарева И., Есимова А., Замятин Д.Н. Образы Центральной Азии в России и России в Казахстане (анализ ответов студентов и публикаций в СМИ) // Вестник Евразии. 2005. №3. С. 30-47.

75

Всероссийская перепись населения 2002 года. Т. 4 - «Национальный состав и владение языками, гражданство» [Электронный документ]. URL:

http://www.perepis2002.ru/index.html?id=17.

Всероссийская перепись населения 2010 года. Т. 4 - «Национальный состав и владение языками, гражданство» [Электронный документ]. URL:

http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm.

Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация: Сб. работ. М.: Прогресс, 1989. 310 с.

Загоруйко И.Н. Интернет-дискурс в современном коммуникационном пространстве // Вестник КГУ. № 3. 2012. С. 56-60.

Замятин Д.Н. Гуманитарная география: Пространство и язык географических образов. СПб.: Алетейя, 2003. 331 с.

Замятин Д.Н. Феноменология географических образов // Новое литературное обозрение. 2000. № 6 (46). С. 255-275.

Куропятник М.С. Коренные народы в процессе социальных изменений. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 240 с.

Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. М., 1990. С. 387-416.

Север // Словарь ассоциаций Reright. URL:

http://www.reright.ru/analysis/604605~север.html

Миллер А.И. Тема Центральной Европы: история, современные дискурсы и место в них России // Регионализация посткоммунистической Европы. М., 2001. С. 33-64.

Назарова Л.В. Гипертекст и Интернет-дискурс // Гипертекст - Интернет-дискурс. Сборник научных статей. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. С. 140-163.

Пация Е.Я., Разумова И.А. Genius loci (А.Е. Ферсман) // Северяне: Проблемы социокультурной адаптации жителей Кольского полуострова. Апатиты: изд-во КНЦ РАН, 2006. С. 60-69.

Разумова И.А. Культурные ландшафты Кольского Севера: города у «Большой Воды» и Хибин: социально-антропологические очерки. СПб.: ГАМАС, 2009. 154 с.

Разумова И.А. «Север» - категория времени // Северяне: Проблемы

социокультурной адаптации жителей Кольского полуострова. Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2006. С. 5-14.

Разумова И.А., Петров В.П. Проблемы и перспективы социальноантропологических исследований этнокультурной ситуации на Кольском Севере // Формирование основ современной стратегии природопользования в Евро-Арктическом регионе. Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 2005. С. 108-118.

Рикер П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение // Теория метафоры. М., 1990. С.416-434.

Сергеев М.А. К вопросу о применении термина «Крайний Север» // Летопись Севера. Т. 1. М.; Л.: Изд-во Главсевморпути, 1949. С. 189-208.

Соколовский С.В. Образы Других в российской науке, политике и праве. М.: Путь, 2001. 235 с.

Тараканов М.А. Север как группа концепций с различной пространственной локализацией // Вестник Кольского научного центра РАН. 2010. № 3. С. 70-77.

Титков А. С. Образы регионов в российском массовом сознании // Полис (Политические исследования). 1999. № 3. С. 61-76.

У подножия Хибин: Кировско-Апатитский промышленный район. Мурманск: Кн. изд-во, 1971. 118, 32 с.

Фуко М. Археология знания. Киев: Ника-Центр, 1996. 208 с.

Штаммлер-Госсман А. «Северные измерения России»: концепция пространства // Региональное сообщество в период социальных трансформаций: Кольский Север, начало XXI века. Апатиты: Изд-во Кольского научнго центра РАН, 2007. С. 5-30.

76

Lefevbre H. Production of space. Oxford: Bleckwell, 1991. 454 pp.

Alexa. URL: http://www.alexa.com/siteinfo/yandex.ru Lenta.ru. URL:http://lenta.ru/news/2013/02/07/yandex http://www.murmantourism.ru/ru/events.

Сведения об авторах

Бодрова Ольга Александровна,

кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра РАН

Bodrova Olga Aleksandrovna

PhD (History), Research Fellow of the Barents Centre of the Humanities of the Kola Science Centre, RAS

УДК 316.65:314.7.44:316.52 О.В. Змеева

ОТНОШЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ МАЛОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА К МИГРАНТАМ1

Аннотация

Представлены результаты социологического исследования, направленного на изучение отношения принимающего населения малого города к этническим мигрантам. Выявлено влияние социально-демографических, чувственноэмоциональных и поведенческих характеристик респондентов на отношение к мигрантам. Определена социальная дистанция, границы общения и взаимодействия горожан и мигрантов. Выявлены устойчивые представления об этнической принадлежности, возрастных, семейных и профессиональных особенностях этнического переселенца.

Ключевые слова:

мигрант, принимающее население, промышленный город, отношение, этнический стереотип, социальная дистанция.

O.V. Zmeyeva

ATTITUDE TO MIGRANTS OF THE INHABITANTS OF A SMALL INDUSTRIAL CITY

Abstract

The results of sociological research presented at studying the attitude of the population of a small town to ethnic migrants. The influence of socio-demographic, sensory-emotional and behavioral characteristics of the respondents are revealed to the attitude to migrants. Social distance, border of communication and interaction are defined between citizens

1 Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №14-06-98805 р_север_а «Северяне-«старожилы» и северяне-«мигранты»: миграционный опыт и коммуникационные сети

современных жителей Мурманской области».

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.