Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА'

ОЦЕНКА ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА / ОЦЕНКА / ПОКАЗАТЕЛИ / ИЗМЕРЕНИЕ / COMPETITIVENESS OF THE REGION / ASSESSMENT / INDICATORS / MEASUREMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еличекова А.Е.

В статье дано определение конкурентоспособности региона, в основе которого лежат интерпретации данного понятия отечественных и зарубежных авторов. Перечислены авторские методики оценки конкурентоспособности региона. Составлен рейтинг регионов, входящих в состав Сибирского федерального округа на основе методики разработанной А.А. Керашева и М.К. Тамовой. Дана оценка конкурентоспособности Республики Алтай. Результаты анализа могут быть использованы в процессах разработки и реализации политики по повышению конкурентоспособности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF INDIVIDUAL COMPONENTS OF THE REGION'S COMPETITIVENESS

The article defines the competitiveness of the region, which is based on the interpretation of domestic and foreign authors. The existing methods of assessing the competitiveness of the region are listed. The assessment of competitiveness of the Republic of Altai, on the basis of the technique developed by A.A. Kerashev and M.K. Tamova is given. The results of the analysis can be used in the development and implementation of policies to improve the competitiveness of the region.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА»

Рис.3. Процесс формирования налоговой отчетности

На каждом из этих этапов определяются риски и контрольные процедуры. При формализации описания процесса указывают лиц, ответственных за подготовку и верификацию документов. Система построенная таким образом минимизирует риск включения в налоговую отчетность информации, полученной из некачественных или недостоверных документов.

Список литературы

1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от

27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с

01.01.2020)

2. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.01.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2020)

3. Федеральный закон от 19.07.2018 N 209-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах"

4. ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества" (утв. и введен

в действие Приказом Росстандарта от 23.11.2010 N 501-ст)

5. "ГОСТ Р ИСО 31000-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска. Принципы и руководство" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 21.12.2010 N 883-ст)

6. Приказ ФНС России от 16.06.2017 N ММВ-7-15/509@ "Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.10.2017 N 48424)

7. <Информация> Минфина России N ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности" Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.minfin.ru по состоянию на 26.12.2013.

8. «Внутренний контроль - интегрированная модель», Комитет спонсорских организаций Комиссии Тредвея (г. Джерси-Сити, Нью-Йорк): Американский институт дипломированных присяжных бухгалтеров, май 2013 г. http://www.coso.org.

ОЦЕНКА ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА

Еличекова А.Е.

Горно-Алтайский государственный университет,

студент-магистрант экономико-юридического факультета

ASSESSMENT OF INDIVIDUAL COMPONENTS OF THE REGION'S COMPETITIVENESS

Elichekova A.

Gorno-Altaisk State University

Аннотация

В статье дано определение конкурентоспособности региона, в основе которого лежат интерпретации данного понятия отечественных и зарубежных авторов. Перечислены авторские методики оценки конкурентоспособности региона. Составлен рейтинг регионов, входящих в состав Сибирского федерального

округа на основе методики разработанной А.А. Керашева и М.К. Тамовой. Дана оценка конкурентоспособности

Республики Алтай. Результаты анализа могут быть использованы в процессах разработки и реализации политики по повышению конкурентоспособности региона.

Abstract

The article defines the competitiveness of the region, which is based on the interpretation of domestic and foreign authors. The existing methods of assessing the competitiveness of the region are listed. The assessment of competitiveness of the Republic of Altai, on the basis of the technique developed by A. A. Kerashev and M. K. Tamova is given. The results of the analysis can be used in the development and implementation of policies to improve the competitiveness of the region.

Ключевые слова: Конкурентоспособность региона, оценка, показатели, измерение.

Keywords: Competitiveness of the region, assessment, indicators, measurement.

На современной политической арене набирает популярность тема повышения конкурентоспособности России на мировом рынке. Но как следствие, для того что бы повысить конкурентоспособность всей страны, необходимо повышать конкурентоспособность отдельных её субъектов. Таким образом, одним из важнейших направлений развития на территории Российской Федерации, считается именно региональное развитие и повышение конкурентоспособности регионов. Регионы России автономны в рыночных отношениях между субъектами. В действительности каждый регион самостоятельно осуществляет социально-экономическую политику. В рыночной экономике интересы участников схожи, из-за этого регионы становятся конкурентами. Лидирующие позиции, как правило, занимает регион, обладающий благоприятными условиями для эффективной деятельности хозяйствующих субъектов, а так же с высокими показателями компонентов конкурентоспособности.

Отечественные и зарубежные авторы неоднократно рассматривали вопрос конкурентоспособности региона. Существует множество трактовок и определений данного понятия. Проанализировав таких авторов как: В.И. Видяпин, М.В. Степанов [1], И.П. Данилов [3], Б.А.Чуб [10], А.З. Селезнёв [8], Л.С. Шехов-цева [11], А.В. Ермишина [1], В.В. Меркушов [4], В.Н. Парахина, К.А. Парахин [5], М. Портер [6] - сформируем определение конкурентоспособности региона. Итак, конкурентоспособность региона - это место, обусловленное экономическими, социальными и иными факторами (отражаются индикаторами, оценивающими его динамику), которое регион занимает в экономическом пространстве России. Способность региона реализовывать экономический потенциал; обеспечивать высокий уровень жизни населения; производить товары и услуги, востребованные на рынках; а так же укреплять и увеличивать ресурсы региона: интеллектуальные, инновационные.

Для выявления уровня конкурентоспособности региона разработаны множество методик, такими авторами как: В.В. Смирнова; Г.А. Морозовой. А.А. Ке-рашева, М.К. Тамовой; В.О. Мосейко. Основные различия данных методик в тех показателях, которые необходимо анализировать для подведения итогов по региону.

В данном исследовании, для оценки положения, которое Республика Алтай занимает в Сибирском Федеральном округе, была выбрана методика А.А. Кера-шева и М.К. Тамовой. Идея данной методики заключается в том, что рассматриваются и сравниваются показатели регионов внутри округа. Благодаря данной методике, существует возможность оценить конку-

рентоспособность региона по разным социально-экономическим показателям. Оценке и анализу подлежат 16 показателей из различных областей: экономика, природные ресурсы, преступность, здравоохранение, строительство, социальная сфера, имеющийся потенциал региона и т.д. Таким образом, можно масштабно оценить конкурентоспособность региона по итоговой средней арифметической оценке, вычисленной из полученных рангов по различным показателям[ 1].

Данная методика является общедоступной, так как достоверные данные по регионам можно найти на официальном сайте Государственной Статистики Российской Федерации[9].

Проанализируем основные показатели (Таблица 1. Показатели регионов Сибирского федерального округа) используемые в методике по Республике Алтай за период 2015-2016 года. В данный анализируемый период население региона увеличилось на 176 тыс.чел. Валовой региональный продукт увеличился на 9% по сравнению с 2015 годом и составил 46,1 млн.руб. За прошедший год среднедушевые доходы населения выросли на 5% - 19046 руб. Однако, удельный вес численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения составил 25,9%, что больше на 6,2% в сравнение с 2015 годом. Число больничных коек на 10000 человек населения уменьшилось по сравнению с 2015 года - 78, 74,9 - 2016 год. Уровень безработицы на территории республики в 2,3 раза больше, чем в целом по России - 5,4%. Данный показатель в 2016 году достиг отметки в 12,1%, в сравнении в 2015 - 9,7%. Объём предоставляемых платных услуг населению вырос на 6,1% и составил 486,3 млн.руб. Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий увеличилась на 13% - 12189,4 млн.руб. Из таблицы видим, что итоговая рейтинговая оценка Республики Алтай внутри Сибирского федерального округа 10 - низкие показатели практически по всем категориям.

Развитие региона Республика Алтай определяется природно-ресурсным и инфраструктурным потенциалами.

Республика Алтай - уникальный субъект Российской Федерации, с маленьким количеством муниципальных образований, но имеющие существенные различия между собой по всем параметрам - численности населения, занимаемой площади и сложившейся системе расселения, природно-климатическим условиям и природным ресурсам, территориальной удаленности и транспортной доступности, потенциалу и уровню экономического развития, обеспеченностью социальной инфраструктурой, уровню и качеству жизни населения.

Таблица 1

Показатели регионов Сибирского федерального округа

Показатель

н

н <

с

о 1) ем

и <

н ю

о §

и

о

н

>>

£

н ю

о §

и

о и о Л

&

о к

о й

£

н ю

о §

*

о &

ю к

о о и о

к

н ю

о §

и

н ю

о §

и

о

н

Л

н

с

о 1) ем

й

X с

о 1) ем

Валовой региональный продукт млн.руб 46,1 498,8 1068,7 858,1 1768,0 1084,7 625,9 487,0 52,2 182,4

Место 10 6 3 4 1 2 5 7 9 8

Объем отгруженных товаров собственного производства на душу населения, 19,5 107,2 184,1 173,8 316,4 139 360,9 144 1,5 149,7

млн. руб.(2016)

место 9 8 3 4 2 7 1 6 10 5

Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий,млн. руб.(2018) 12189,4 119052,2 63037,7 45843,7 76518,9 77731,8 88470,5 29423,9 6064,7 14395,7

место 9 1 5 6 4 3 2 7 10 8

Инвестиции в основной капитал на душу населения, руб.(2016) 58132 31749 102849 61058 148362 58847 47304 96848 33555 50699

место 6 10 2 4 1 5 8 3 9 7

Среднедушевые денежные доходы, руб./мес. 19046 22238 22412 21910 27977 25230 25243 23543 13800 21363

место 9 6 5 7 1 3 2 4 10 8

Реальные денежные доходы населения, % к предыдущему году 2016 93,9 93,9 97,0 94,0 97,0 97,8 91,7 89,6 85,8 96,9

место 6 7 3 5 2 1 8 9 10 4

Индекс оборота розничной торговли % 93,5 94,8 94,3 92,5 98,6 95,2 86,6 98,1 93,7 93,7

место 8 4 5 9 1 3 10 2 6 7

Общая площадь жилых помещений, на одного жителя, м2 (2016) 20,2 23,5 24,2 24,3 24,3 24,3 24,1 23,7 13,8 23,0

место 9 7 4 1 1 1 5 6 10 8

Число больничных коек на 10000 человек населения(2016) 74,9 87,4 88,9 79,5 69,7 85,5 72,4 87 108,3 68,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

место 7 3 2 6 9 5 8 4 1 10

Объем платных услуг населению, млн. руб. 486,3 7381,7 8387,5 9330,9 12999,3 12906,4 8391,8 3865,5 574,9 1453,7

место 10 6 5 3 1 2 4 7 9 8

Удельный вес численности населения с денежными доходами ниже величины 25,9 17,6 20,4 15,9 18,4 17,0 14,4 17,2 42,1 17,8

прожиточного минимума в общей численности населения субъекта, %

место 9 5 8 2 7 3 1 4 10 6

Число зарегистрированных преступлений на 100000 чел. населения 2372 1863 2411 2444 2226 2112 1511 2166 1799 2029

место 8 3 9 10 7 5 1 6 2 4

Уровень безработицы, % (2016) 12,1 8,2 9,2 7,7 5,7 6,7 7,3 6,2 17,5 7,5

Место 9 7 8 6 1 3 4 2 10 5

Инновационный потенциал 10 3 5 7 4 1 6 2 8 9

Инфраструктурный потенциал 8 1 6 3 7 2 4 9 10 5

Природно-ресурсный потенциал 10 4 3 2 1 8 9 7 5 6

Итоговая рейтинговая оценка 10 6 3 5 1 2 4 7 9 8

п П>'

г>' 3"

П>

00 л>

ю

"м о м о

Список литературы

1. Ермишина А.В. Конкурентоспособность региона / А.В. Ермишина. - http:// www.ecsocman. edu.ru.

2. Илларионова Е.А., Самарина В.П. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В МАСШТАБЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА // Вестник Алтайской академии экономики и права. -2018. - № 3. - С. 39-46; -URL: http://vaael.ru/ru/article/view?id=47 (дата обращения: 09.04.2019)

3. Конкурентоспособность регионов России (теоретические основы и методология) / И.П. Данилов. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2007. - 368 с.

4. Меркушов, В.В. Интегральная оценка конкурентоспособности регионов / В.В. Меркушов. -http://sopssecretary.narod.ru

5. Парахина, В.Н. Конкурентоспособность региона как экономическая категория / В.Н. Пара-хина, К.А. Парахин // nostalqia, ru/content/ das/Pdf/past/ 2002/ skoti2/econom/15.pdf

6. Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер; пер. с англ.; под ред. В.Д. Щетинина. -М.: Международные отношения, 2004. - 896 с.

7. Региональная экономика: учебник / под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 666 с.

8. Селезнёв, А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России / А.З. Селезнев. - М.: Юристъ, 1999. - 384 с.

9. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: http://gks.ru/ (дата обращения: 10.3.2019).

10. Чуб, Б.А. Управление инвестиционными процессами в регионе / Б.А. Чуб. - М.: Буквица, 1999. - 188 с.

11. Шеховцева, Л.С. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 4. - С. 11 - 15.

ОСОБЛИВОСТ1 УПРАВЛ1ННЯ БЮДЖЕТОМ ОБ'СДНАНИХ ТЕРИТОР1АЛЬНИХ ГРОМАД ТА ÏX СПЕЦИФ1ЧН1 ЗАВДАННЯ В СУЧАСНИХ УМОВАХ

Колесник Т.В.

Кандидат економiчних наук, доцент Втнщький нацюнальний аграрний утверситет, м. Вiнниця, Укра'ша

PECULIARITIES OF BUDGET MANAGEMENT OF UNITED TERRITORIAL COMMUNITIES AND THEIR SPECIFIC TASKS IN MODERN CONDITIONS

Kolesnik T.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Vinnytsia National Agrarian University, Vinnytsia, Ukraine

Анотащя

У статп проаналiзовано роль фшансового забезпечення територiальних громад та особливосп управ-лшня бюджетами в сучасних умовах, визначено сутшсть бюджету територiальноï громади вщповвдно до норм чинного законодавства. Дослщжено джерела доходiв мюцевих бюджепв та доходiв, що формують бюджет територiальноï громади. Визначено специфiчнi особливосп управлшня фшансами об'еднаних те-риторiальних громад. Зроблеш висновки щодо особливостей формуваннята управлiння бюджетами об'еднаних територiальних громад.

Abstract

The article analyzes the role of financial support of territorial communities and features of budget management in modern conditions, defines the essence of the budget of the territorial community in accordance with current legislation. The sources of revenues of local budgets and revenues that form the budget of the territorial community are studied. Specific features of financial management of united territorial communities are determined. Conclusions are made on the peculiarities of the formation and management of budgets of the united territorial communities.

Ключов1 слова: бюджет, мiсцевi бюджети, територiальна громада, об'еднання територiальних громад, доходи, видатки, децентралiзацiя.

Keywords: budget, local budgets, territorial community, association of territorial communities, revenues, expenditures, decentralization.

Фiнансовi ресурси вщграють особливо важ-ливу роль у сустльному жит кожно1' людини, тому що саме вони e основною складовою части-ною економiчних ввдносин та головним шструмен-том реалiзацiï основних напрямiв державно].', регю-нально1' та мюцево1' полггики соцiально-економiч-ного розвитку

В сучасних умовах в перюд реформ децен-тралiзацiï органам мюцевого самоврядування ново-створених об'еднаних громад як школи важливо знати i розумгги природу мiсцевих фшансових ре-сурсiв, розбиратися в механiзмi 1'х функцiонування, умiти правильно аналiзувати тi процеси i явища, що

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.