Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МОДУЛЯ ПО ПРЕДМЕТУ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" СТУДЕНТАМИ 5 КУРСА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ'

ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МОДУЛЯ ПО ПРЕДМЕТУ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" СТУДЕНТАМИ 5 КУРСА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ / УРОВНИ ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ / СИТУАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ / СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА / THEORETICAL SECTION / LEVELS OF KNOWLEDGE DEVELOPMENT / SITUATIONAL TASKS / MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Доронцев Александр Викторович, Зинчук Нина Аркадьевна

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу по предмету «Физическая культура» включает оздоровительные, реабилитационные, профессионально ориентированные умения и навыки профилактического характера, позволяющие на основе совокупности средств физической культуры и здоровьесберегающих технологий создавать условия охраны здоровья людей. Материалы. Первым этапом исследования было определение среднего балла успеваемости по всем предметам за 4 года обучения, выявление студентов, занимающихся в профильных научных кружках, участвующих в научно-практических конференциях и ведущих грантовые научные исследования под руководством преподавателей кафедр. Критерием исключения в исследовании стали студенты имеющие среднее профессиональное медицинское образование занимающиеся профессиональной деятельностью профильного характера. Вторым этапом работы было выделение двух групп студентов; первая группа n1 - 23 студентов, в активе которых было участие в студенческих конференциях, исследовательских работах, имевших не менее 1 публикации индексированной в elibrari.ru (средний бал успеваемости 4,17±0,35). Вторая группа n2 - 27 студентов (средний бал успеваемости 3,85±0,20), которые не принимали участие в студенческой научной деятельности университета. Третьим этапом работы было определение знаний и умений применять оздоровительные технологии в профилактических и реабилитационных целях. Для определения теоретических знаний использовались образовательные модули с тематическими вопросами и задачами. Методы исследования. Для статистической обработки данных использовали количественные переменные, представленные в виде среднего значения ± стандартной ошибки среднего значения (M±m). Результаты рассматривали как статистически значимые при уровне р <0,05. Корреляционный анализ выполнен с использованием коэффициента корреляции Пирсона. Результат. По итогам третьего этапа, было выявлено, что студенты группы n1 - 23 имеют более высокий уровень комплексированных знаний по предмету, в ответах предлагали широкую вариативность в решении ситуационных задач профилактического характера с использованием средств физической культуры и спорта в сравнении с группой n2 - 27. Заключение. Теоретическая значимость результатов проведенного исследования заключается в развитии приоритетных научных исследований с привлечением студентов к организации и проведении научных кружков, студенческих конференций с тематикой включающую не только профильные клинические дисциплины, но и разделы физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Доронцев Александр Викторович, Зинчук Нина Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF DEVELOPMENT OF THE THEORETICAL MODULE FOR THE SUBJECT "PHYSICAL CULTURE" BY THE 5TH COURSE STUDENTS AT MEDICAL UNIVERSITY

The area of professional activity of graduates who have mastered the program in the subject of "Physical culture" includes health-improving, rehabilitation, professionally oriented skills and abilities of the preventive nature, allowing, on the basis of the combination of physical culture and health-saving technologies, to create conditions for protecting people's health. Materials. The first stage of the study was the indicators of control standards that determine the level of physical fitness and the results of functional tests. The exclusion criterion in the study was the presence of sports categories among students - graduates. The second stage of the work was the selection of two groups of students; the first group n1 - 23 students who participated in student conferences, research papers that had at least 2 publications indexed in elibrari.ru and the second group n2 - 27 students who did not take part in student scientific activities of the university. The third stage of work was the definition of knowledge and practical skills to apply health technologies for preventive and rehabilitation purposes. To determine theoretical knowledge, educational modules with thematic questions and tasks were used. Research methods. For statistical processing of the data, quantitative variables were used, presented as mean ± standard error of the mean (M±m). The results were considered statistically significant at p <0.05. Correlation analysis was performed using Pearson's correlation coefficient. Result. According to the results of the third stage, it was determined that the students of the group n1 - 23 were much better than the students of the group n2 - 27 in solving situational problems of the preventive nature, the use of physical culture and sports for health purposes. Conclusion. The theoretical significance of the results of the study is the development of priority scientific research with the involvement of students, the organization of scientific clubs and student conferences with topics including not only specialized clinical disciplines, but also sections of physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МОДУЛЯ ПО ПРЕДМЕТУ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" СТУДЕНТАМИ 5 КУРСА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ»

УДК 796.011.3

ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МОДУЛЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» СТУДЕНТАМИ 5 КУРСА В МЕДИЦИНСКОМ

ВУЗЕ

Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет; Нина Аркадьевна Зинчук, кандидат

педагогических наук, доцент, Астраханский государственный университет

Аннотация

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу по предмету «Физическая культура» включает оздоровительные, реабилитационные, профессионально ориентированные умения и навыки профилактического характера, позволяющие на основе совокупности средств физической культуры и здоровьесберегающих технологий создавать условия охраны здоровья людей. Материалы. Первым этапом исследования было определение среднего балла успеваемости по всем предметам за 4 года обучения, выявление студентов, занимающихся в профильных научных кружках, участвующих в научно-практических конференциях и ведущих грантовые научные исследования под руководством преподавателей кафедр. Критерием исключения в исследовании стали студенты имеющие среднее профессиональное медицинское образование занимающиеся профессиональной деятельностью профильного характера. Вторым этапом работы было выделение двух групп студентов; первая группа n - 23 студентов, в активе которых было участие в студенческих конференциях, исследовательских работах, имевших не менее 1 публикации индексированной в elibrari.ru (средний бал успеваемости 4,17±0,35). Вторая группа n2 - 27 студентов (средний бал успеваемости 3,85±0,20), которые не принимали участие в студенческой научной деятельности университета. Третьим этапом работы было определение знаний и умений применять оздоровительные технологии в профилактических и реабилитационных целях. Для определения теоретических знаний использовались образовательные модули с тематическими вопросами и задачами. Методы исследования. Для статистической обработки данных использовали количественные переменные, представленные в виде среднего значения ± стандартной ошибки среднего значения (М±т). Результаты рассматривали как статистически значимые при уровне р <0,05. Корреляционный анализ выполнен с использованием коэффициента корреляции Пирсона. Результат. По итогам третьего этапа, было выявлено, что студенты группы n1 - 23 имеют более высокий уровень ком-плексированных знаний по предмету, в ответах предлагали широкую вариативность в решении ситуационных задач профилактического характера с использованием средств физической культуры и спорта в сравнении с группой n2 - 27. Заключение. Теоретическая значимость результатов проведенного исследования заключается в развитии приоритетных научных исследований с привлечением студентов к организации и проведении научных кружков, студенческих конференций с тематикой включающую не только профильные клинические дисциплины, но и разделы физической культуры и спорта.

Ключевые слова: теоретический раздел, уровни освоения знаний, ситуативные задачи, студенты медицинского университета.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p100-105

ASSESSMENT OF DEVELOPMENT OF THE THEORETICAL MODULE FOR THE

SUBJECT "PHYSICAL CULTURE" BY THE 5TH COURSE STUDENTS AT

MEDICAL UNIVERSITY

Alexander Viktorovich Dorontsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Astrakhan State Medical University; Nina Arkadyevna Zinchuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Astrakhan State University

Abstract

The area of professional activity of graduates who have mastered the program in the subject of "Physical culture" includes health-improving, rehabilitation, professionally oriented skills and abilities of the preventive nature, allowing, on the basis of the combination of physical culture and health-saving

technologies, to create conditions for protecting people's health. Materials. The first stage of the study was the indicators of control standards that determine the level of physical fitness and the results of functional tests. The exclusion criterion in the study was the presence of sports categories among students - graduates. The second stage of the work was the selection of two groups of students; the first group n - 23 students who participated in student conferences, research papers that had at least 2 publications indexed in elibrari.ru and the second group n2 - 27 students who did not take part in student scientific activities of the university. The third stage of work was the definition of knowledge and practical skills to apply health technologies for preventive and rehabilitation purposes. To determine theoretical knowledge, educational modules with thematic questions and tasks were used. Research methods. For statistical processing of the data, quantitative variables were used, presented as mean ± standard error of the mean (M±m). The results were considered statistically significant at p <0.05. Correlation analysis was performed using Pearson's correlation coefficient. Result. According to the results of the third stage, it was determined that the students of the group n - 23 were much better than the students of the group n2 - 27 in solving situational problems of the preventive nature, the use of physical culture and sports for health purposes. Conclusion. The theoretical significance of the results of the study is the development of priority scientific research with the involvement of students, the organization of scientific clubs and student conferences with topics including not only specialized clinical disciplines, but also sections of physical culture and sports.

Keyword: theoretical section, levels of knowledge development, situational tasks, medical university students.

ВВЕДЕНИЕ

Анализ научно исследовательской литературы, в которой рассматриваются проблемы подготовки медицинских кадров, показывает, что за последние годы существенно актуализировались требования к профилактической медицине [16, 17]. В ряде публикаций рассматриваются не только вопросы использования средств физической культуры и спорта в профилактических целях, но и проводится анализ адаптации организма человека на физическую нагрузку при наличии тех или иных патологиях [2]. Особую значимость авторы придают адекватной реакции сердечно-сосудистой системы на физическую активность различной направленности, мощности и объема [11, 12]. По мнению специалистов, [13, 14] своевременно назначенный двигательный режим профилактического или реабилитационного характера во многом определяет уровень здоровья пациента. Программа по физической культуре в медицинских вузах имеет профильную ориентацию и в теоретической ее части предполагает ознакомление студентов с эффективными методиками применения оздоровительных технологий профилактической и восстановительной направленности [6, 7, 10]. Вместе с тем, по мнению Мандрикова В.Б., комплексирование знаний теории и методики физической культуры с клиническими дисциплинами необходимо существенно расширить [9]. Это связано в первую очередь с определением необходимого двигательного режима пациентам с учетом анамнеза, возрастных морфофункцио-нальных изменений и тендерного статуса [8, 15]. По данным обзора зарубежной литературы, авторы [1, 3, 4, 5] считают, что профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы средствами оздоровительной физической культуры показывает свою эффективность только при адекватной, индивидуально определенном уровне, двигательной нагрузке. В связи с этим представляется актуальным и перспективным провести оценку уровня теоретических знаний по предмету «Физическая культура» у будущих врачей.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами проводился анализ результатов освоения теоретического образовательного модуля 50 студентов V курсов не зависимо от медицинской группы и гендерной принадлежности. Исключения составили студенты имеющие среднее профессиональное медицинское образование и работающие по соответствующей специальности. Теоретические вопросы были сформулированы в соответствии с требованиями освоения образовательного модуля теоретических знаний и умений, определенных требованиями Федерального

государственного образовательного стандарта 3+ по физической культуре для медицинских вузов. Исследования проводились на базе Астраханского государственного медицинского университета в 2019/20 учебном году.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В перспективном исследовании использовалась бальная система оценки знаний образовательного модуля. Оценивались знания теории и методики оздоровительной и адаптивной физической культуры, умение решать ситуативные задачи назначения двигательного режима у пациентов с различными патологиями. Результаты ответов не дифференцировались по полу и возрасту. Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием стандартных пакетов (Microsoft office). Достоверность различий исследуемых показателей устанавливали с помощью общепринятых методов математической статистики. Различия считались значимыми при вероятности принятия гипотезы p <0,05.

РЕРЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе работы были выделены темы теоретических вопросов и ситуативных задач по теории и методике использования средств физической культуры и спорта в профилактических и оздоровительных целях.

В результате исследования были выявлены следующие уровни освоения теоретического материала; по блоку лекционного материала, отражающего развитие физической культуры и спорта в России, психофизиологию учебного труда и интеллектуальной деятельности, а также основы физического воспитания в медицинских и фармацевтических вузах значимых различий в уровнях освоения материала в исследуемых группах выявлено не было.

В блоке вопросов по методам контроля за функциональным и физическим состоянием организма человека и медико-биологическим, социальным рискам для здоровья человека в современном обществе из 30 вопросов респонденты группы n1 показали результат на 35±5,1% выше, чем в группе n2, (p <0,045), при этом в группе n1 были представлены развернутые примеры риска здоровью человеку обусловленные социальными факторами, определены методические рекомендации по снижению рисков профессиональных заболеваний и отказа от вредных привычек.

В разделе вопросов об оказании первой помощи при спортивных травмах значимых различий по освоению материала между группами не наблюдалось, в тоже время в вопросах определения неблагоприятных факторов антропогенного характера на здоровье человека и их воздействие на адаптационно-регуляторные механизмы у человека в группе n2 вызвали существенное затруднение, только 49±7,5% респондентов смогли правильно ответить на вопросы по рассматриваемой теме. В группе n1 77,5±4,3% (p <0,039) студентов смогли дать правильный ответ.

Особое внимание составили ответы студентов на вопросы по теме «Допинги и стимуляторы в спорте», обе группы показали высокий уровень знаний о разрушающем воздействии фармацевтических стимуляторов в спорте - более 80% правильных ответов. Однако вопросы определения степени негативного воздействия пролонгированного характера фармакологических средств стимулирования на кардиореспираторную и двигательную системы по объективным показателям вызывали затруднения в основном в группе n2 - 53,5±4,7% положительных ответов, в группе n1 вопросы данной темы в основном затруднений не вызывали - 75,2±5,3% (p <0,039) удовлетворительных ответов. При сопоставимости положительных ответов по теме «Профессионально прикладная физическая подготовка врача» студентам было предложено отвечать на вопросы в соответствии с выбранной узкой специализацией медицинского профиля или общетерапевтического направления. В этом разделе существенным фактором стало то, что в группе n1

более 80% студентов определились с будущей профессией врача узкого профиля, в группе n2 преобладало направление общетерапевтического профиля 76%, что нашло свое отражение в ответах и решении заданий назначения двигательного режима для пациентов с соответствующим анамнезом.

В блоке вопросов об адаптивной физической культуре и спорте инвалидов в ответах студентов группы n2 преобладали ответы более 70% по выбору двигательной активности реабилитационного характера и вида адаптивного спорта в соответствии с заболеванием, что в принципе считался удовлетворительным ответом. В тоже время респонденты группы n 57±5,5% в своих ответах ориентировались не только на клинические результаты лечения, но и рассматривали неспецифические реакции пациентов на разнонаправленную физическую нагрузку. Удовлетворительные результаты по данной тематике констатировались у 78±7,4% студентов в обеих группах.

Анализ ответов на вопросы об оптимизации физической активности населения и врачебном контроле в процессе занятий физической культурой или избранным видом спорта показал, что студенты групп nj 83,5±7,2% (p <0,041), в основном рассматривали оптимизацию двигательной активности в контексте возрастных показателей и гендерных различий с учетом профессиональной деятельности, а также результатов текущего медицинского контроля и самоконтроля, а студенты группы n2 в своем большинстве 68,3±5,5% ограничивались возможностью использовать средства физической культуры для профилактики заболеваний и прохождением ежегодной диспансеризации, более 30% выразили мнение, что оптимизация двигательного режима должна проводится пациентами самостоятельно на основании субъективных показателей.

ВЫВОДЫ

Таким образом, в результате проведенного исследования было определено, что студенты группы n1 в своем большинстве показали не только высокий уровень знаний лекционного и методико-практического материалов образовательного модуля по предмету «Физическая культура», средний бал ответов составил 77,2±7,1 балла (p <0,047. r = 0,494), но и приводили статистические выкладки современных исследований. Студенты данной группы более широко использовали клинико-инструментальные и морфофункци-ональные показатели анамнеза пациентов в ответах, связанных с назначением двигательного режима оздоровительного характера. Уровень освоения материала студентами данной группы характеризовался не только знаниями теории и методики применения средств физической культуры и спорта в профилактике профессиональных и неинфекционных заболеваний, но и отличался приведением примеров применения адаптивной физической культуры для пациентов с верифицированными диагнозами и характерными клиническими проявлениями в реабилитационном и пост реабилитационном периодах. На основании приведенных данных считаем целесообразным проведение студенческих научно-практических конференций, круглых столов, вебинаров, научных кружков по темам отражающих содержание лекционного и методико-практического материалов образовательного модуля по физической культуре в соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом.

ЛИТЕРАТУРА

1. The clinical profile and pathophysiology of atrial fibrillation relationship among clinical features, epidemiology, and mechanisms / J. Andrade, P. Khairy, D. Dobrev, S. Nattel // Circ. Res. - 2014. -Vol. 9, No. 114. - Р. 1453-1468.

2. Вольский, В.В. Разработка современных систем проверки и оценки физической подготовленности студентов вузов / В.В. Вольский, С. Л. Емельянцев // Научные труды Северо-Западного института управления. - 2016. - Т. 7, № 2 (24). - С. 21-24.

3. Frequent coexistence of chronic heart failure and chronic obstructive pulmonary disease in respiratory and cardiac outpatients: Evidence from SUSPIRIUM, a multicenter Italian survey / R. Griffo,

A. Spanevello, P.L. Temporelli, P. Faggiano, M. Carone, G. Magni, N. Ambrosino, L. Tavazzi // Eur. J. Prev. Cardiol. - 2017. - Vol. 24, № 6. - P. 567-576.

4. Physiological basis of physical rehabilitation of athletes after ankle injuries / V.Yu. Karpov, S.Yu. Zavalishina, A.V. Dorontsev, K.K. Skorosov, D.A. Ivanov // Indian Journal of Public Health Research and Development. - 2019. - Т. 10, № 10. - С. 2723-2728.

5. Physiological mechanisms of rehabilitation in vegetative vascular dystonia / V.Yu. Karpov, S.Yu. Zavalishina, A.V. Romanova, T.M. Voevodina // Indian Journal of Public Health Research and Development. - 2019. - Т. 10, № 10. - С. 1997-2002.

6. Карпова, С.Н. Технология использования унифицированных тренировочных комплексов в ходе физического воспитания студентов специальных медицинских групп / С.Н. Карпова, Г.С. Пригода // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 6 (172). - С. 113-117.

7. Лобанов, Ю.Я. Функции физкультурно-образовательной среды вуза в реализации индивидуально-ориентированной модели обучения / Ю.Я. Лобанов, А.О. Миронов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 8 (150). - С. 60-65.

8. Мальцев, А.А. Модель формирования социальной компетенции студентов, обучающихся по направлению физическая культура / А. А. Мальцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). - С. 88-91.

9. Мандриков, В.Б. Технология оптимизации здоровья, физического воспитания и образования студентов медицинских вузов : монография / В.Б. Мандриков. - Волгоград : Изд-во Технического университета, 2001. - 322 с.

10. Морозова, О.В. Эффективность силовых упражнений для повышения функционального состояния студенток специальных медицинских групп / О.В. Морозова, Е.Н. Абакумова // Гуманитарные исследования. - 2016. - № 3 (59). - С. 111-116.

11. Петина, Э.Ш. Физкультурно-спортивные интересы и двигательная устремленность студентов медицинского вуза / Э.Ш. Петина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2015. - № 2 (120). - С. 115-118.

12. Светличкина, А.А. Планирование интенсивности физических нагрузок на основании исследований электрокардиографии у высококвалифицированных спортсменов и студентов Астраханского ГМУ / А.А. Светличкина, О.А. Козлятников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 214-217.

13. Патент 2672934 РФ. Способ комплексной оценки показателей сердечно-сосудистой системы у людей с ограниченными физическими возможностями / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина.

- URL : https://yandex.ru/patents/doc/RU2672934C1_20181121 (дата обращения: 01.11.2019).

14. Патент 2652968 РФ. Способ комплексной оценки показателей сердечно-сосудистой системы у спортсменов / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина. - URL : https://yandex.ru/patents/doc/RU2652968C1_20180503 (дата обращения: 01.11.2019).

15. Студенческий спорт и повышение качества образования дисциплин по физической культуре в контексте «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» / В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, Ю.В. Карпичева, П.К. Кузнецов // Научные труды Северо-западного института управления РАНХ и ГС. - 2018. - Т. 9. - № 3 (35). - С. 47-67.

16. Чичкова, М. А. Оценка влияния занятий адаптивными видами спорта на резервные показатели сердечно сосудистой системы у пациентов с нейросенсорной тугоухостью I-II степени / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина, А.В. Доронцев // Человек. Спорт. Медицина. - 2018. - Т. 18, № 4.

- С. 117-122.

17. Щербакова, В.П. Адаптированная рабочая программа по предмету «Физическая культура» для студентов с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. 2016. - URL : https://infourok.ru/adaptirovannaya-rabochaya-programma-po-predmetufizicheskaya-kultura-dlya-studentov-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-i--1755492.html (дата обращения: 01.11.2019).

REFERENCES

1. Andrade, J., Khairy, P., Dobrev, D. and Nattel, S. (2014), "The clinical profile and pathophysiology of atrial fibrillation relationship among clinical features, epidemiology, and mechanisms", Circ. Res, Vol. 9, No. 114, pp. 1453-1468.

2. Volsky, V.V. and Emelyantsev, V.V. (2016), "Development of modern systems for checking and assessing the physical readiness of university students", Scientific works of the North-Western Institute

of Management, Vol. 7, No. 2 (24), pp. 21-24.

3. Griffo, R., Spanevello, A., Temporelli, P.L., Faggiano, P., Carone, M., Magni, G., Ambrosino, N. and Tavazzi, L. (2017), "Frequent coexistence of chronic heart failure and chronic obstructive pulmonary disease in respiratory and cardiac outpatients: Evidence from SUSPIRIUM, a multicentre Italian survey", Eur. J. Prev. Cardiol., Vol. 24, No. 6, pp. 567-576.

4. Karpov, V.Yu. Zavalishina, S.Yu., Dorontsev, A.V., Skorosov, K.K. and Ivanov, D.A. (2019), "Physiological basis of physical rehabilitation of athletes after ankle injuries", Indian Journal of Public Health Research and Development, Vol. 10, No. 10, pp. 2723-2728.

5. Karpov V.Yu., Zavalishina, S.Yu., Romanova, A.V. and Voevodina, T.M. (2019), "Physiological mechanisms of rehabilitation in vegetative vascular dystonia", Indian Journal of Public Health Research and Development, Vol. 10, No. 10, pp. 1997-2002.

6. Karpova, S.N. and Prigoda, G.S. (2019), "Technology of use of the unified training complexes during physical training of students of special medical groups", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 172, No. 6, pp. 113-117.

7. Lobanov, Yu.Ya. and Mironov, A.O. (2017), "Functions of the educational and physical environment of the university in the implementation of an individual-oriented model of learning", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 150, No. 8, pp. 60-65.

8. Maltsev, A.A. (2015), "Model of formation of social competence of the students studying in the direction physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 88-91.

9. Mandrikov, V.B. (2001), Technology of optimization of health, physical training and education of students of medical schools: monograph, Volgograd.

10. Morozova, OV and Abakumova, E.N. (2016), "The effectiveness of strength exercises to improve the functional state of students of special medical groups", Humanitarian Studies, No. 3 (59), pp. 111- 116.

11. Petina, E. Sh. (2015), "Physical and sports interests and motor aspiration of medical students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 115-118.

12. Svetlichkina, A.A. and Kozlyatnikov, O.A. (2016), "Planning of intensity of physical activities on the basis of electrocardiography researches at highly skilled athletes and students of the Astrakhan GMU", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 214-217.

13. Chichkova, М.А. and Svetlichkina, А.А (19.09.2017), Method for the integrated assessment of indicators of the cardiovascular system in people with disabilities, Patent 2672934, Astrakhan State Medical University, RF, No. 2017132798.

14. Chichkova, М.А. and Svetlichkina, А.А (19.09.2017), Method for the integrated assessment of indicators of the cardiovascular system in athletes, Patent 2652968, Astrakhan State Medical University, RF, No. 2017132775.

15. Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B., Karpicheva, Yu.V. and Kuznetsov, P.K. (2018), "Student's sport and improvement of quality of formation of disciplines on physical culture in the context of "The strategy of development of physical culture and sport in the Russian Federation until 2020"", Scientific works of the North-West Institute of Management of RANEPA, Vol. 9, No. 3 (35), pp. 47-67.

16. Chichkova, M.A., Svetlichkina, A.A., and Dorontsev, A.V. (2018), "Assessment of the impact of occupations adaptive sports on reserve indicators of warmly vascular system at patients with neu-rotouch relative deafness of the I-II degree", Human. Sport. Medicine, Vol. 18, No. 4, pp. 117-122.

17. Scherbakova, V.P. (2016), Adapted working program for the subject "Physical culture" for students with limited opportunities of health and special educational needs, available at: https://infourok.ru/adaptirovannaya-rabochaya-programma-po-predmetu-fizicheskaya-kultura-dlya-studentovsogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-i--1755492.html.

Контактная информация: aleksandr.doroncev@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 17.08.2020

УДК 378.14

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ГОРНОСПАСАТЕЛЕЙ

Юлия Аркадьевна Дубровская, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский горный университет; Леонид Валентинович Пихконен, горный инже-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.