ЛИТЕРАТУРА
1. Атилов, А. Азбука бокса / Аман Атилов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 63 с.
2. Бокс : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / А.О. Акопян, Е.В. Калмыков, Г. В. Кургузов [и др.]. - Москва : Советский спорт, 2010. - 72 с.
3. Боген, М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям. Теория и методика / М.М. Боген. - Москва : Либроком, 2013. - 219 с.
4. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика / Ю.В. Менхин. -Москва. : СпортАкадемПресс, 2003. - 303 с.
5. Филимонов, В.И. Бокс: педагогические основы обучения и совершенствования / В.И. Филимонов. - Москва : ИНСАН, 2001. - 400 с.
6. Хики, Кевин. Бокс / Кевин Хики. - Москва : Астрель, 2010. - 31 с.
REFERENCES
1. Atilov, A. (2009), The ABC of Boxing, Phoenix, Rostov-on-Don.
2. Akopyan, A.O., Kalmikov, E.V., Kurguzov, G.V., Pankov, V.A., Rodionov, A.V., Cherkasov, A.S. (2010), Boxing: Approximate sports training program for children-youth sports schools, specialized children-youth schools of Olympic reserve, Soviet Sport, Moscow.
3. Bogen, M.M. (2013), Physical education and sports training: training in motor activities. Theory and methods, Librokom, Moscow.
4. Menhin, Yu.V. (2006), Physical education: theory, methodology, practice, SportAcademPress, Moscow.
5. Filimonov, V.I. (2001), Boxing: the pedagogical basis of education and improvement, INSAN, Moscow.
6. Hickey, Kevin (2010), Boxing, Astrel, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.04.2020
УДК 796.012.6
РЕЗУЛЬТАТ ПРИМЕНЕНИЯ АМПЛИТУДНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет, Ольга Владимировна Морозова, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Владимировна Ермолина, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный университет
Аннотация
При изучении уровня развития гибкости у студентов I - II курсов (девушки) Астраханского ГМУ было выявлено, что выполнение норматива комплекса ГТО на гибкость вызывало затруднение у более 50% обучающихся основной медицинской группы. Предлагаемая методика развития гибкости с применением амплитудных упражнений основывалась на комплексной оценке развития основных физических качеств и индивидуальных параметров мышечно связочного аппарата студентов. Материалы. Для исследования были использованы официальные медицинские заключения о допуске к занятиям физической культурой и спортом, результаты функциональных проб, контрольные тесты общей физической подготовленности. Методы исследования. Для статистической обработки данных использовали количественные переменные, представленные в виде среднего значения ± стандартной ошибки среднего значения (М ± m). Результаты рассматривали как статистически значимые при уровне р <0,05. Корреляционный анализ выполнен с использованием коэффициента корреляции Пирсона. Результат. Проведенное исследование позволило определить характерные особенности применения амплитудных упражнений на академических и самостоятельных занятиях физической культурой. Заключение. В соответствии с целью работы была определена методика применения амплитудных упражнений для развития гибкости, сформированы ин-
дивидуальные модели самостоятельных занятий амплитудными упражнениями.
Ключевые слова: амплитудные упражнения, студенты, развитие гибкости.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p139-144
RESULT OF APPLICATION OF AMPLITUDE EXERCISES FOR DEVELOPMENT OF FLEXIBILITY AT STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY
Alexander Viktorovich Dorontsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Astrakhan State Medical University; Olga Vladimirovna Morozova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalya Vladimirovna Ermolina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Astrakhan State University
Abstract
When studying the level of development of flexibility at the students of I - II courses (girls) of the Astrakhan State Medical University, it was revealed that fulfilling the standard of the GTO complex for flexibility caused difficulty for more than 50% of students in the main medical group. The proposed methodology for the development of flexibility with the use of amplitude exercises was based on the comprehensive assessment of the development of the basic physical qualities and individual parameters of the muscular-ligamentous apparatus of students. Materials. For the study the authors used the official medical reports on admission to physical education and sports, the results of the functional tests, and control tests of general physical fitness. Research Methods. For statistical data processing, the quantitative variables were used, presented as meaning ± standard error of the meaning (M ± m). The results were considered statistically significant at the level of p <0.05. Correlation analysis was performed using the Pearson correlation coefficient. Result. The study allowed us to determine the characteristic features of the use of amplitude exercises in academic and independent physical education classes. Conclusion. In accordance with the purpose of the work, the methodology for applying the exercises to develop the flexibility was determined, the flexible models for the individual independent classes in amplitude exercises were formed.
Keywords: amplitude exercises, students, development of flexibility.
ВВЕДЕНИЕ
Исследователи, [1, 11] отмечают снижение уровня физической подготовленности студентов высших учебных заведений не спортивного профиля. Сохраняется тенденция увеличения студентов с сердечно сосудистыми заболеваниями [14, 15, 17]. Изначально недостаточный уровень физической подготовленности у студентов первых курсов вызывает затруднения в выполнении контрольных нормативов, определенных требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по физической культуре [6, 12, 13]. Реализация программы по физической культуре в высших учебных заведениях во многом определяется эффективностью методологических составляющих образовательного процесса [16]. Использование упражнений, позволяющих увеличить подвижность в суставах, на занятиях физической культурой в ВУЗах успешно решает задачи спортивного и оздоровительного направлений[3, 5, 7, 8]. Применение элементов стретчинга и силовых упражнений допускается в специальных медицинских группах с учетом анамнеза обучающихся [10]. По данным зарубежных специалистов, высокий уровень гибкости суставов и эластичности мышц имеет большое значение в профилактике травматизма [2, 4, 9]. В этой связи нами было проведено исследование применения амплитудных упражнений для повышения гибкости связочно - мышечного аппарата у студентов медицинского университета в формате академических и самостоятельных занятий.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследования проводились среди студентов Астраханского ГМУ 1-2 курсов лечебного и педиатрического факультета в количестве 37 человек (девушки 17-19 лет), отнесённых по результатам медицинского осмотра к основной и подготовительной меди-
цинским группе. В ходе работы были анализированы результаты контрольных нормативов и показатели функциональных проб. В процессе случайной выборки были сформированы две группы студентов; первая группа сравнения 18 человек (nj - 18), у которых в программу самостоятельных занятий были включены амплитудные упражнения на растяжение и контрольная группа 19 человек (n2 - 19) в которой занятия на растяжение суставов, мышечных групп и связочного аппарата ограничивались комплексом ОРУ. Статистическая обработка проведена с использованием стандартных методов вариационной статистики (Statistica 17,0). Достоверность различий оценивали по критерию t Стьюдента. Различия считались достоверными при р<0,05. Корреляционный анализ выполнен с использованием коэффициента корреляции Пирсона. Исследование проводилось на базе Астраханского ГМУ в 2018 - 2019 учебном году.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Критерии, включенные в исследование: результаты медицинского осмотра; начальный уровень гибкости определялся выполнением тестов; результаты функциональных проб; добровольное согласие на участие в исследовании.
Критерии исключения: в исследовании не учитывались результаты студентов, имеющих квалификацию III спортивный разряд и выше по художественной и спортивной гимнастике, танцам.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Начальный уровень гибкости в тазобедренных суставах (упражнение «Шпагат») у всех студентов, принимавших участие в исследовании, составил +21,7±8,4 см. на левую ногу и +27,3±7,1 см. на правую ногу. Показатели гибкости позвоночного столба в выполнении упражнения - наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке, соответствовали +2,1±2,2 см, в упражнении «Мостик» расстояние между ближними точками кистей рук и пяток стопы составляли 59,0±11,4 см.
В ходе работы группе сравнения (n1 - 18) был предложен апробированный на ме-тодико-практических занятиях комплекс амплитудных упражнений для выполнения в самостоятельном формате;
- маховые упражнения ногами с опорой в горизонтальном и вертикальном положениях;
- маховые движения ногами в шаге, в прыжке;
- растяжка тазобедренного сустава и позвоночника в активном и пассивном вариантах;
- выполнение упражнения «Мостик» с использованием фитбола;
- выполнение упражнения «Мостик» с использованием вертикальной опоры.
Методика, интенсивность и объем упражнений определялся индивидуально с учетом результатов начального тестирования, результатов функциональных проб, общей физической подготовленности и антропометрических данных.
Эффективность использования амплитудных упражнений на подвижность в суставах и повышение пластичности связочно-мышечного аппарата определялась индикаторными тестами начального протокола и последующими точками текущего контроля в конце каждого месяца исследования.
Статистически достоверные результаты в наклоне вперед стоя на гимнастической скамейке, были выявлены на 3 месяце занятий +8,8±2,1 см. (p < 0,44; r = 0,452), в упражнении «Шпагат» на 5 месяце занятий на левую ногу +4,7±2,2 см. (p < 0,48; r = 0,509), на правую ногу +8,5±3,3 см. (p <0,45; r = 0,489). В упражнении «Мостик» статистически значимые изменения наблюдались на 7 месяце занятий 47,9±10,3 см. (p <0,44; r = 0,519). При этом необходимо отметить, что увеличение гибкости позвоночника наблюдалось в значительной мере в поясничном отделе (p <0,34) и недостоверно в грудном (p >0,05).
Оценивая влияние использование амплитудных упражнений в режиме самостоятельных занятий можно отметить следующее; студенты, имеющие высокий уровень общей физической подготовленности, на 39,1±5,3% (p < 0,05) сокращалось время осваивания амплитудных элементов, в тоже время у данной группы быстрее на 25,7±3,3% наступало плато показателей и практически не отличалось от остальных студентов по окончании исследования. В ходе исследования особое значение было уделено снижению риска развития травм мышечно-связочного аппарата, так болевые ощущения на первых занятиях испытывали 93,8±5,7% занимающихся при выполнении упражнений с высокой амплитудой. Существенное снижение болевого синдрома до 65,5±4,6% наблюдалось при достижении плато в выполнении упражнений на гибкость (r = 0,637). Определение индивидуально допустимых амплитуд выполнения упражнений позволил контролировать риск проявления острого болевого синдрома, как правило, допустимая максимальная вариационная амплитудная величина соответствовала 6,7±2,0% и 11,5±3,4% от средних рабочих показателей в начале исследования и по его завершении соответственно. В группе контроля (n2 - 19) занимающихся физической культурой в рамках образовательной программы ФГОС 3+ статистически достоверных изменений развития гибкости по окончании исследования не определено.
ВЫВОДЫ
1. Использование амплитудных упражнений в режиме самостоятельных занятий с обязательным апробированием индивидуальной методики выполнения, позволяет в значительной мере увеличить подвижность в суставах, повысить эластичность связочно -мышечного аппарата.
2. Наблюдалось существенное увеличение подвижности в тазобедренных суставах и поясничном отделе позвоночника. В тоже время статистических значимых показателей повышения гибкости в грудном отделе вертебральной области не выявлено.
3. Определение индивидуально допустимой амплитуды выполнения упражнений позволит снизить риск травмы связочно - мышечного аппарата.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айдаров, Р. А. Уровень выполнения обязательных тестов комплекса ГТО студентами разных курсов и перспективные направления решения данной проблемы / Р.А. Айдаров, И.С. Ихсанов, Н.Х. Гжемская // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 9-14.
2. The clinical profile and pathophysiology of atrial fibrillation relationship among clinical features, epidemiology, and mechanisms / J. Andrade, P. Khairy, D. Dobrev, S. Nattel // Circ. Res. - 2014. -Vol. 9, No. 114. - Р. 1453-1468.
3. Вольский, В.В. Разработка современных систем проверки и оценки физической подготовленности студентов вузов / В.В. Вольский, С. Л. Емельянцев // Научные труды Северо-Западного института управления. - 2016. - Т. 7, № 2 (24). - С. 21-24.
4. Frequent coexistence of chronic heart failure and chronic obstructive pulmonary disease in respiratory and cardiac outpatients: Evidence from SUSPIRIUM, a multicenter Italian survey / R. Griffo, A.Spanevello, PL. Temporelli, P. Faggiano, M. Carone, G. Magni, N. Ambrosino, L. Tavazzi // Eur. J. Prev. Cardiol. - 2017. - Vol. 24, № 6. - P. 567-576.
5. Physiological basis of physical rehabilitation of athletes after ankle injuries / V.Yu. Karpov, S.Yu. Zavalishina, A.V. Dorontsev, K.K. Skorosov, D.A. Ivanov // Indian Journal of Public Health Research and Development. - 2019. - Т. 10, № 10. - С. 2723-2728.
6. Physiological mechanisms of rehabilitation in vegetative vascular dystonia / V.Yu. Karpov, S.Yu. Zavalishina, A.V. Romanova, T.M. Voevodina // Indian Journal of Public Health Research and Development. - 2019. - Т. 10, № 10. - С. 1997-2002.
7. Карпова, С.Н. Технология использования унифицированных тренировочных комплексов в ходе физического воспитания студентов специальных медицинских групп / С.Н. Карпова, Г.С. Пригода // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 6 (172). - С. 113-117.
8. Лобанов, Ю.Я. Функции физкультурно-образовательной среды вуза в реализации индивидуально-ориентированной модели обучения / Ю.Я. Лобанов, А.О. Миронов // Ученые записки
университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 8 (150). - С. 60-65.
9. Magda SH Afifi. The Role of Quercetin on some Cardio-Vascular Parameters in Rats with Insulin Resistance Syndrome / Magda SH Afifi // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. - 2017. - No. 8 (5). - P. 460-469.
10. Морозова, О.В. Эффективность силовых упражнений для повышения функционального состояния студенток специальных медицинских групп / О.В. Морозова, Е.Н. Абакумова // Гуманитарные исследования. - 2016. - № 3 (59). - С. 111-116.
11. Носко, Н.А. Повышение уровня двигательной активности как фактор укрепления здоровья учащихся и студенческой молодежи / Н.А. Носко // Вестник педагогического университета. -2015. - № 69. - С. 144-150.
12. Петина, Э.Ш. Физкультурно-спортивные интересы и двигательная устремленность студентов медицинского вуза / Э.Ш. Петина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2015. - № 2 (120). - С. 115-118.
13. Светличкина, А.А. Планирование интенсивности физических нагрузок на основании исследований электрокардиографии у высококвалифицированных спортсменов и студентов Астраханского ГМУ / А.А. Светличкина, О.А. Козлятников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 214-217.
14. Патент 2672934 РФ. Способ комплексной оценки показателей сердечно-сосудистой системы у людей с ограниченными физическими возможностями / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина. - URL : https://yandex.ru/patents/doc/RU2672934C1_20181121 (дата обращения: 01.11.2019).
15. Патент 2652968 РФ. Способ комплексной оценки показателей сердечно-сосудистой системы у спортсменов / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина. - URL: https://yandex.ru/patents/doc/RU2652968C1_20180503 (дата обращения: 01.11.2019).
16. Студенческий спорт и повышение качества образования дисциплин по физической культуре в контексте «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» / В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, Ю.В. Карпичева, П.К. Кузнецов // Научные труды Северо-западного института управления РАНХ и ГС. - 2018. - Т. 9, № 3 (35). - С. 47-67.
17. Щербакова, В.П. Адаптированная рабочая программа по предмету «Физическая культура» для студентов с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями / В.П. Щербакова. - 2016. - URL : https://infourok.ru/adaptirovannaya-rabochaya-programma-po-predmetu-fizicheskaya-kultura-dlya-studentov-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-i--1755492.html (дата обращения: 01.11.2019).
REFERENCES
1. Aidarov, R.A., Ihsanov, I.S. and Gzhemskaya, N.Kh. (2017), "Level of performance of mandatory tests of GTO complex by students of different courses and promising directions of solving this problem", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 1 (143), pp. 9-14.
2. Andrade, J., Khairy, P., Dobrev, D. and Nattel, S. (2014), "The clinical profile and pathophysiology of atrial fibrillation relationship among clinical features, epidemiology, and mechanisms", Circ. Res, Vol. 9, No. 114, pp. 1453-1468.
3. Volsky, V.V. and Emelyantsev, V.V. (2016), "Development of modern systems for checking and assessing the physical readiness of university students", Scientific works of the North-Western Institute of Management, Vol. 7, No. 2 (24), pp. 21-24.
4. Griffo, R., Spanevello, A., Temporelli, P.L., Faggiano, P., Carone, M., Magni, G., Ambrosino, N. and Tavazzi, L. (2017), "Frequent coexistence of chronic heart failure and chronic obstructive pulmonary disease in respiratory and cardiac outpatients: Evidence from SUSPIRIUM, a multicentre Italian survey", Eur. J. Prev. Cardiol., Vol. 24, No. 6, pp. 567-576.
5. Karpov, V.Yu. Zavalishina, S.Yu., Dorontsev, A.V., Skorosov, K.K. and Ivanov, D.A. (2019), "Physiological basis of physical rehabilitation of athletes after ankle injuries", Indian Journal of Public Health Research and Development, Vol. 10, No. 10, pp. 2723-2728.
6. Karpov V.Yu., Zavalishina, S.Yu., Romanova, A.V. and Voevodina, T.M. (2019), "Physiological mechanisms of rehabilitation in vegetative vascular dystonia", Indian Journal of Public Health Research and Development, Vol. 10, No. 10, pp. 1997-2002.
7. Karpova, S.N. and Prigoda, G.S. (2019), "Technology of use of the unified training complexes during physical training of students of special medical groups", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 172, No. 6, pp. 113-117.
8. Lobanov, Yu.Ya. and Mironov, A.O. (2017), "Functions of the educational and physical environment of the university in the implementation of an individual-oriented model of learning", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 150, No. 8, pp. 60-65.
9. Magda SH Afifi. (2017), "The Role of Quercetin on some Cardio-Vascular Parameters in Rats with Insulin Resistance Syndrome", Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences, No. 8 (5), pp. 460-469.
10. Morozova, O.V. and Abakumova, E.N. (2016), "The effectiveness of strength exercises to improve the functional state of students of special medical groups", Humanitarian Studies, No. 3 (59), pp. 111-116.
11. Nockov, N.A. (2015), "Increase in level of physical activity as factor of strengthening of health of pupils and student's youth", Bulletin of the pedagogical university, No. 69, pp. 144-150.
12. Petina, E.Sh. (2015), "Physical and sports interests and motor aspiration of medical students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 115-118.
13. Svetlichkina, A.A. and Kozlyatnikov, O.A. (2016), "Planning of intensity of physical activities on the basis of electrocardiography researches at highly skilled athletes and students of the Astrakhan GMU", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 214-217.
14. Chichkova, М.А. and Svetlichkina, А.А (19.09.2017), Method for the integrated assessment of indicators of the cardiovascular system in people with disabilities, Patent 2672934, Astrakhan State Medical University, RF, No. 2017132798.
15. Chichkova, М.А. and Svetlichkina, А.А (19.09.2017), Method for the integrated assessment of indicators of the cardiovascular system in athletes, Patent 2652968, Astrakhan State Medical University, RF, No. 2017132775.
16. Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B., Karpicheva, Yu.V. and Kuznetsov, P.K. (2018), "Student's sport and improvement of quality of formation of disciplines on physical culture in the context of "The strategy of development of physical culture and sport in the Russian Federation until 2020"", Scientific works of the North-West Institute of Management of RANEPA, Vol. 9, No. 3 (35), pp. 47-67.
17. Scherbakova, V.P. (2016), Adapted working program for the subject "Physical culture" for students with limited opportunities of health and special educational needs, available at: https://infourok.ru/adaptirovannaya-rabochaya-programma-po-predmetu-fizicheskaya-kultura-dlya-studentov-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-i--1755492.html.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.05.2020
УДК 796.921
ИССЛЕДОВАНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ СТАТУСА ИНСТРУКТОРОВ ПО МАССОВЫМ
ЛЫЖАМ В ХАРБИНЕ
Ду Фэнкуй, Университет Хэйх, Хэйлунцзян, Китайская Народная Республика
Аннотация
Объектом исследования являются инструкторы по лыжному спорту общественного горнолыжного курорта Харбина. Для анализа и изучения статуса инструкторов в Харбине использовался метод обработки литературных данных, метод анкетирования и интервью. Исследования показывают, что доля мужчин-инструкторов по лыжам в Харбине относительно высока, инструкторы молоды, рабочая нагрузка высокая, но сами инструкторы имеют низкий уровень спортивно-педагогической подготовки. Инструкторы, прошедшие ускоренные курсы, являются основной частью, а доля бывших спортсменов-профессионалов и студентов лыжных специальностей спортивных вузов достаточно низкая.
Ключевые слова: массовое катание на лыжах, инструкторы, молодые.
Финансируется: Провинциальные колледжи и университеты провинции Хэйлунцзян Проект исследования фундаментальных исследований бизнес-затрат. 2019 г "Сравнительные исследования китайско-российской индустрии горнолыжного туризма на основе теории анализа Scp".