УДК 613.96
оценка особенностей образа Жизни и факторов риска для здоровья старшеклассников г. Сургута
© 2010 г. Е. А. Багнетова, И. А. Кавеева
Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут
Представлены результаты исследования особенностей образа жизни и факторов риска для здоровья учащихся. В группах старшеклассников, отличающихся по образу жизни, проведена сравнительная оценка функционального состояния организма с помощью опросника Вейна и расчета индекса функциональных изменений (ИФИ) по Баевскому. Из 194 обследованных (15,46 ± 2,59) % вошли в группу здорового образа жизни, (33,51 ± 3,38) % - в промежуточную, (51,03 ± 3,58) % - в группу риска. Только в группе здорового образа жизни выраженность признаков вегетативных дисфункций соответствует норме (9,40 ± 1,88) балла. Эта группа достоверно отличалась от двух других (р < 0,05). Выявлено среднее значение ИФИ в группах учащихся, отличающихся по уровню физической активности: в спортивной оно составило (1,95 ± 0,05) балла, что соответствует удовлетворительной адаптации сердечно-сосудистой системы, в группе с низкой физической активностью - (2,13 ± 0,06) балла, что соответствует напряжению адаптационных механизмов. Результаты исследования позволили выявить наиболее актуальные направления формирования здорового образа жизни учащихся.
Ключевые слова: здоровье, старшеклассники, здоровый образ жизни.
В течение последних лет состояние здоровья населения России, и в первую очередь подрастающего поколения, вызывает оправданную озабоченность не только работников здравоохранения, но и широкой общественности. Здоровье детей и подростков является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Сложные социально-экономические преобразования последних лет, постоянно увеличивающиеся интеллектуальные нагрузки, гиподинамия, ухудшение экологической обстановки, слабая мотивация на здоровье и здоровый образ жизни в обществе — таков далеко не полный перечень факторов, приводящих к значительным негативным тенденциям в здоровье подрастающего поколения. Состояние здоровья школьников в целом не соответствует современным требованиям трудовой и учебной деятельности, биосоциальной адаптации и постоянно изменяющимся условиям жизни. В то же время объем изучаемой информации постоянно увеличивается, возрастает темп учебной деятельности. Наряду с генетической обусловленностью, неблагоприятными экологическими и социально-экономическими условиями существенное воздействие на здоровье школьников оказывают внутришкольные гигиенические, учебно-организационные и психологопедагогические факторы [10].
Школа — один из первых социальных институтов, с которыми сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления. И она же является серьезным психогенным фактором. Специалисты считают, что 20—40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связано со школой, с некомфортными условиями процесса обучения [3, 6, 8]. В соответствии с данными Института возрастной физиологии Российской академии образования, в школу приходит около 20 % детей с нарушениями психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого года обучения их число достигает 60—70 %. Так как за 8—9 месяцев влияние гигиенических, социальных и экологических факторов в жизни ребенка существенно не меняется, ухудшение состояния здоровья детей свидетельствует о том негативном воздействии, которое оказывает именно школа [8].
В последние годы заболеваемость детей продолжает расти, увеличивается число страдающих хроническими заболеваниями в старших классах и по-прежнему отмечается ухудшение показателей здоровья учащихся в процессе обучения от младших классов к старшим [6]. Свыше 70 % детей испытывают значительные трудности в усвоении школьной программы. Каждый пятый ученик к окончанию школы становится хронически больным. И только 5 % от числа выпускников могут быть признаны практически здоровыми [7].
В условиях современного реформирования и модернизации образования, продолжающейся интенсификации учебного процесса и вытекающей из этого необходимости адаптироваться к новым формам и методам обучения, предъявляются все более высокие требования к состоянию организма учащихся. Сегодня очевидна необходимость целенаправленной работы образовательных учреждений по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни школьников. Разработке научных основ охраны и укрепления здоровья детей и подростков средствами образовательной среды посвящены труды многих ведущих отечественных специалистов в этой области [3, 4, 8, 9].
Целью нашей работы явилось изучение особенностей образа жизни и факторов риска для здоровья учащихся в школьной среде для определения актуальных направлений деятельности учебных учреждений по сохранению здоровья школьников.
В задачи исследования входило: 1) изучение эмоционального состояния учащихся в школьной среде; 2) исследование особенностей образа жизни школьников; 3) проведение сравнительной оценки функционального состояния организма с помощью опросника А. М. Вейна и расчета индекса функциональных изменений (ИФИ) по Р. М. Баевскому в группах учащихся, отличающихся по образу жизни.
Методы
Исследование проводилось на территории Ханты-Мансийского автономного округа в 2008 — 2009 годах. В нем принимали участие 194 школьника обоих полов в возрасте 16—18 лет, учащиеся 10— 11 классов г. Сургута. Данный возрастной диапазон участников исследования был выбран потому, что в этом возрасте уже понятно, насколько сформирована культура здоровья молодых людей, отражающая качество работы образовательных учреждений в этом направлении. Исследование обсервационное, аналитическое, когортное. Выборка случайная, анкетирование анонимное.
В исследовании использовались следующие методики: 1. Опросник «Образ жизни учащихся» А. С. Галицкого и Е. Ю. Березняка (2005). 2. Опросник для выявления признаков вегетативных изменений
А. М. Вейна с соавторами (1998). 3. Определение индекса функциональных изменений (ИФИ) (Баевский Р М., 2001). 4. Анкета «Выявление факторов риска у подростков» (Баранов А. А., Кучма В. Р, Сухарева Л. М., 2008). 5. Анкета «Отношение учащихся к различным аспектам школьной жизни» (Московская АПК и ПРО, 2003). 6. Методика самооценки школьных ситуаций по Кондашу.
На первом этапе исследования изучалось отношение учащихся к различным аспектам школьной жизни, их самочувствие в процессе учебной деятельности и самооценка состояния здоровья (анкеты 5 и 6). Далее был проведен социологический опрос старшеклассников для изучения особенностей их образа жизни. В настоящее время нет единой стандартизированной
методики для оценки образа жизни, так как понятие «образ жизни» имеет дискретный характер, изучение его сопровождается различными целями. В нашем исследовании использовались анкеты 1 и 4. Эти методики позволили выделить три группы учащихся, отличающихся по образу жизни: группу риска, промежуточную и здорового образа жизни. В каждой из выделенных групп мы оценивали состояние здоровья школьников по степени выраженности вегетативных дисфункций с помощью опросника А. М. Вейна, который предполагает балльную оценку выявленных симптомов. У здоровых лиц сумма баллов не должна превышать 15.
Из общего числа учащихся были выделены две группы школьников, отличавшихся по уровню физической активности, в каждой из них определялся адаптационный потенциал системы кровообращения путем расчета ИФИ в баллах. Для отнесения обследованных к различным классам функциональных состояний была использована следующая шкала: удовлетворительная адаптация сердечно-сосудистой системы не более 2,1 балла, напряжение механизмов адаптации — 2,11 —3,20 балла, неудовлетворительная адаптация — 3,21—4,30 балла, срыв адаптации — не менее 4,31 балла.
Результаты
Исследование самочувствия старшеклассников в процессе учебной деятельности показало, что (41,23 ± 3,53) % от их числа волнует предстоящий ответ у доски; (81,95 ± 2,76) % нервничают, когда учитель решает, кого спросить. Разговор с директором школы вызывает тревогу у (65,46 ± 3,41) % респондентов. Волнуются при выполнении контрольной работы (65,46 ± 3,41) %, а когда учитель называет оценки за нее — (76,28 ± 3,05) %. Неожиданный вопрос учителя выводит из равновесия (52,57 + 3,58) % учащихся, критика и упреки — (46,90 + 3,58) %.
Нервничают в ожидании родителей с собрания (76,28 + 3,05) % старшеклассников, при необходимости принять ответственное решение в школе
— (70,10 + 3,28) %. Сдача экзамена заставляет волноваться (93,81 + 1,73) % школьников, участие в соревнованиях и конкурсах — столько же. Переживают, когда не понимают объяснения учителя, (46,90 + 3,58) % школьников, если не получается выполнить домашнее задание — (70,10 + 3,28) %.
Часто воспринимают отношение к себе преподавателя как несправедливое и бывают этим расстроены (69,58 + 3,30) % старшеклассников. Никогда не обижаются на учителей (6,18 + 1,73) % наших респондентов, обижаются редко — (22,16 + 2,98) %.
Отмечают у себя низкую работоспособность и быструю утомляемость (39,69 + 4,87) % школьников. Боли различной локализации (головные, в желудке, в спине и т. д.) часто испытывают (22,16 + 2,98) % учащихся. Плохое настроение, раздражительность отмечают у себя (52,57 + 3,58) % старшеклассников.
Состояния сильного стресса на занятиях часто возникают у (50,52 ± 3,58) % учащихся, редко — у (22,16 ± 2,98) %. Не испытывают стрессовых состояний (24,74 ± 3,09) % школьников. Постоянно устают к концу недели (53,61 ± 3,58) %, редко
— (34,02 ± 3,40) %, никогда — (11,34 ± 2,27) % респондентов. Достаточно часто испытывают чувство усталости на уроках (44,84 ± 3,57) % школьников, редко - (24,74 ± 3,09) %.
Из наиболее типичных состояний на уроке (9,79 ± 2,12) % школьников называют безразличие, (41,75 ± 3,54) % — усталость, утомление, (11,85 ± 2,31) % — заинтересованность, (18,04 ± 2,75) % — сосредоточенность, (14,94 ± 2,55) % — волнение и беспокойство. Время на отдых после уроков и выполнение домашнего задания остается у (44,84 ± 3,57) % школьников, остается мало у (40,20 ± 3,52) %, почти не остается — у (14,94 ± 2,55) %.
На втором этапе исследования изучались особенности образа жизни и факторы риска для здоровья учащихся. Полученные результаты показали, что субъективно оценивают свое здоровье как хорошее (40,20 ± 3,52) % школьников, как удовлетворительное — (18,04 ± 2,76) %. Не удовлетворены своим состоянием, имеют те или иные жалобы (41,75 ± 3,54) % учащихся. Анализ режима дня наших респондентов показал, что (63,40 ± 3,45) % старшеклассников не удается соблюдать режим труда и отдыха. Бывают ежедневно на свежем воздухе меньше часа (34,02 ± 3,40) % школьников. Не удается соблюдать режим питания (42,26 ± 3,54) % учащихся. Уделяют время физическим упражнениям (вне школы) до 2—3 часов в неделю только (11,85 ± 2,31) % старшеклассников; занимаются около 4—6 часов в неделю (6,70 ± 1,79) %. Не применяют регулярно закаливающих процедур (59,27 ± 3,52) % учащихся. Курят (17,52 ± 2,72) % школьников, периодически пьют пиво (20,62 ± 2,90) %.
С учетом выявленных факторов риска для здоровья мы выделили группу из 30 учащихся, у которых образ жизни по ряду характеристик можно назвать здоровым. Им были свойственны: регулярность питания, соблюдение режима дня с полноценным отдыхом, учебная нагрузка не более 8 часов в день, отсутствие вредных привычек.
Вторая группа школьников была выделена как промежуточная. В нее вошли 65 старшеклассников, образ жизни которых полностью не соответствует понятию «здоровый». У них нет вредных привычек, но наблюдаются незначительные факторы риска в образе жизни.
Группу риска составили 99 учащихся, для которых была характерна повышенная утомляемость, недостаточный отдых, продолжительность сна менее 6—7 часов, нерегулярность питания и вредные привычки.
В трех выделенных нами группах, используя опросник А. М. Вейна, мы оценили состояние здоровья школьников по степени выраженности вегетативных дисфункций (табл. 1).
Таблица 1
Признаки вегетативных дисфункций в группах учащихся с различным образом жизни
Количество Выраженность
Группа учащихся вегетативных
Абс. % исфункций, балл (М±т)
Здорового образа жизни 30 15,46 9,40±1,88*
Промежуточная 65 33,51 15,80±1,68
Риска 99 51,03 18,40±1,37
Примечание. * — различия статистически значимы при сравнении с показателями других групп при р < 0,05.
Установлено, что в группе здорового образа жизни выраженность вегетативных дисфункций равнялась (9,40 + 1,88) балла, что соответствует норме. Эта группа статистически значимо отличалась от двух других (р < 0,05) по данному показателю. У школьников, входящих в группу риска и промежуточную, среднее значение балла вегетативных дисфункций было выше 15, что превышает границы нормы.
Наиболее часто среди симптомов указывались приступообразные головные боли, ощущение нехватки воздуха в душном помещении, повышенная потливость при волнении, быстрая утомляемость, трудности с засыпанием, чувство недосыпания и усталости при пробуждении утром.
На следующем этапе исследования мы оценивали функциональное состояние системы кровообращения и ее адаптационный потенциал путем расчета ИФИ в баллах в двух выделенных группах, которые отличались по уровню физической активности: учащихся спортивных классов (36 человек) и учащихся обычных классов (43 человека), не занимающихся спортом вне уроков физкультуры, ведущих малоподвижный образ жизни (табл. 2).
Школьники с удовлетворительной адаптацией выявились в обеих группах, но в спортивной их доля существенно выше. Учащиеся с напряжением адаптационных механизмов также распределились со значительной разницей, с выраженным преобладанием в группе с низкой физической активностью (см. табл. 2). Неудовлетворительной адаптации и срыва адаптации не выявлено.
Таблица 2
Индекс функциональных изменений у старшеклассников с различным уровнем двигательной активности
Группа Удовлетворительная адаптация Напряженная адаптация Среднее значение
Абс. % Абс. % ИФИ, балл
Спортивная п=36 26 72,20 10 27,70 1,95±0,05*
С низкой физической активностью п=43 24 55,80 19 44,20 2,13±0,06
Примечание. * — различия статистически значимы при р < 0,05.
Было определено среднее значение ИФИ для каждой группы: в спортивной оно соответствует удовлетворительной адаптации сердечно-сосудистой системы, в группе с низкой физической активностью
— напряжению адаптационных механизмов.
Обсуждение результатов
Результаты исследования показали, что из 194 обследованных учащихся образ жизни только (15,46 ± 2,59) % от их числа можно характеризовать как здоровый. И только у этих школьников выраженность признаков вегетативных дисфункций соответствует норме.
Аналогичные исследования, проведенные с участием студентов Московского государственного медико-стоматологического университета в 2000 — 2001 годах на кафедре нормальной физиологии (использовалась специально разработанная анкета по определению особенностей образа жизни и опросник А. М. Вейна), также выявили отсутствие признаков вегетативных дисфункций только в группе здорового образа жизни с достоверным отличием от двух других. Схожесть полученных результатов еще раз подтверждает значение для здоровья соблюдения принципов здорового образа жизни и подчеркивает важность их систематичного формирования у подрастающего поколения.
Выявление в группе с высоким уровнем физической активности большего количества старшеклассников с удовлетворительной адаптацией сердечно-сосудистой системы, по сравнению с группой с низкой физической активностью, также наглядно иллюстрирует значение здоровых привычек. Исследования, проведенные рядом авторов [6, 7], подтверждают необходимость принятия комплексных мер, направленных на борьбу с недостаточной двигательной активностью школьников. Полученные результаты позволяют показать педагогическим коллективам школ, в которых проводились данные исследования, необходимость внедрения в образовательную среду системы формирования здорового образа жизни учащихся.
Проведенное исследование выявило значительное количество школьников, испытывающих в процессе учебной деятельности чувство усталости, отмечающих у себя низкую работоспособность и быструю утомляемость. Это позволило предположить существование чрезмерных перегрузок учащихся, возможно превышающих допустимые нормативы. Так как анализ учебного расписания учащихся не выявил грубого нарушения гигиенических норм, мы обратили внимание на то, что в учебных нагрузках важную роль играет не только продолжительность учебного процесса, но и такие более сложно отслеживаемые его характеристики, как интенсивность, форма и содержание, что и следует проанализировать в дальнейших исследованиях.
Многочисленные жалобы на тревожность, возникающее чувство обиды на учителей, проявление стрессовых состояний на занятиях заставляют
предположить наличие дидактогенных воздействий на учащихся. Очевидно, имеет место излишний авторитаризм педагогов, а существующая система обучения является здоровьезатратной. Данные многих исследований в этой области свидетельствуют о том, что ухудшение здоровья учащихся во многом определяется невротизирующей средой обитания, создаваемой в том числе и учителями [4, 5]. Проведенное в этих же коллективах исследование, (результаты которого отражены в других публикациях), показало, что всего 30 % педагогов находятся в нормальном психоэмоциональном состоянии, а тот или иной симптом «выгорания» обнаружен у каждого преподавателя [2]. Эти данные и выявленное преобладание некомфортного эмоционального состояния наших учащихся показывают острую необходимость разработки и внедрения в программы сохранения здоровья учащихся мероприятий по охране здоровья учителей, и прежде всего такой ее составляющей, как психическое здоровье. Не следует забывать, что современные учителя находятся сегодня в сложнейших условиях жизнедеятельности и их психоэмоциональное состояние оказывает самое непосредственное влияние на учащихся.
Несмотря на то, что существующая организация обучения вносит свой негативный вклад в ухудшение состояния здоровья школьников, инициатива сохранения и укрепления здоровья учащихся принадлежит в последние годы именно системе образования. В этой связи необходимо анализировать и грамотно организовывать систему труда учащихся и образ жизни в современной школе, сводить к минимуму возможные факторы риска для здоровья.
Многие специалисты в этой области считают, что для решения проблемы укрепления здоровья подрастающего поколения необходимо более полно использовать возможности образовательных учреждений, одним из основополагающих принципов деятельности которых, должна стать здоровьесохраняющая направленность [1, 4, 9]. Диагностика факторов риска для здоровья не только учащихся, но и учителей, своевременное внедрение профилактических программ являются ключевым моментом в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса. Опыт многих стран, данные Всемирной организации здравоохранения подтверждают наибольшую эффективность именно профилактических мер. Просвещение, формирование знаний и поведения, направленных на обеспечение здоровья индивидуумов, коллективов и общества в целом, должны быть первичны. И это те направления деятельности, которые возможно реализовать в рамках учебно-воспитательного процесса.
Список литературы
1. Ахмерова С. Г. Здоровый образ жизни и его формирование в процессе обучения / С. Г. Ахмерова // Про-
филактика заболеваний и укрепление здоровья. — 2001.
- № 2. - С. 37-40.
2. Багнетова Е. А. Проблема эмоционального выгорания учителя в условиях профессиональной среды / Е. А. Багнетова // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Проблема сохранения здоровья в Сибири и в условиях Крайнего Севера». — Омск : СибГУФК, 2007. - С. 223-228.
3. Баранов А. А. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях / А. А. Баранов,
B. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 432 с.
4. Вишневский В. А. Теория и технология построения внутришкольной системы оздоровления в специфических условиях природной и социальной среды / В. А. Вишневский. - Сургут : СурГУ, 2005. - 224 с.
5. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: дидактика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. -СПб. : Питер, 2008. - 336 с.
6. Колесникова И. А. Физическая подготовленность в комплексной оценке состояния здоровья выпускников общеобразовательных школ города Северодвинска / И. А. Колесникова, Л. И. Меньшикова, В. Н. Олин // Экология человека. - 2008. - № 12. - С. 17-19.
7. Логинов С.И. Стимуляция физической активности, связанной со здоровьем студентов сибирского Севера, на основе транстеоретической модели изменения поведения /
C. И. Логинов, Л. И. Ревдова // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 4. - С. 21-26.
8. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений / под ред. Безруких М. М., Сонькина В. Д. - М. : МГФПШК, 2004. - 380 с.
9. Орехова Т. Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования / Т. Ф. Орехова. - Магнитогорск : МаГУ, 2004. - 352 с.
10. Поляшова Н. В. Адаптационный потенциал младших школьников и его взаимосвязь с параметрами физического развития / Н. В. Поляшова, А. Г. Соловьев, И. А. Новикова // Экология человека. - 2008. - № 2. - С. 34-38.
ESTIMATION OF LIFESTYLE PECULIARITIES AND HIGH-SCHOOL PUPILS HEALTH RISK FACTORS IN SURGUT
E. A. Bagnetova, I. A. Kaveeva
Surgut State Pedagogical University, Surgut
The results of the research of peculiarities of life-style and pupils health risk factors have been presented in the article. In the groups of senior pupils with different life-styles, a comparative estimation of functional state of an organism has been carried out with the use of the Vein questionnaire and calculation of the index of functional changes (IFC) according to R.M. Baevsky. Of 194 examined pupils, only (15.46 ± 2.59) % comprised the group with healthy lifestyle, (33.51 ± 3.38) % - entered the intermediate group, (51.03 ± 3.58) % - the risk group. It has been established that in the group of healthy lifestyle, seriousness of signs of vegetative dysfunctions corresponded to the norm (9.40 ± 1.88) points. This group reliably differed from two other groups (p < 0.05). The IFC average value has been detected in two groups of the pupils differing in the level of physical activity: in the sports group it was (1.95 ± 0.05) points what corresponded to satisfactory adaptation of the cardiovascular system, in the group with low physical activity, it was (2.13 ± 0.06) points what corresponded to tension of adaptive mechanisms. The results of the research have allowed to detect the most urgent directions of formation of the healthy lifestyle of pupils.
Key words: health, senior pupils, healthy lifestyle.
Контактная информация:
Багнетова Елена Александровна — доцент кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности Сургутского государственного педагогического университета
Адрес: 628403, Тюменская обл., г. Сургут, ул. Артема, д. 9
Тел.(8-3462) 23-54-37
E-mail: [email protected]
Статья поступила 08.12.2009 г.