Научная статья на тему 'Оценка образа жизни и психофункционального состояния старшеклассников Северного региона'

Оценка образа жизни и психофункционального состояния старшеклассников Северного региона Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
483
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ФАКТОРЫ РИСКА / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / RISK FACTORS / FUNCTIONAL POSSIBILITIES OF AN ORGANISM / LIFESTYLE / PUPILS IN HIS SENIOR YEAR

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Багнетова Е. А.

Рассматриваются результаты оценки поведенческих факторов риска, психологических особенностей и функционального состояния старшеклассников, отличающихся по образу жизни. В исследовании участвовали 180 ученика 9-11 классов г. Сургута, Лянтора, Нефтеюганска. Полученные результаты позволили выявить наиболее актуальные направления формирования здорового образа жизни учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of lifestyle, psychological and functional condition in high school of northern region

The purpose of the study was to assess behavioral risk factors, psychological characteristics and functional state of high school students differ in their lifestyles.The study involved 180 students in grades 9-11 in Surgut, Lyantor, Nefteyugansk. Results of research have allowed to reveal the most actual directions of formation of the healthy way of life of pupils.

Текст научной работы на тему «Оценка образа жизни и психофункционального состояния старшеклассников Северного региона»

УДК 613.96+57.048

ОЦЕНКА ОБРАЗА ЖИЗНИ И ПСИХОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА

Е.А. Багнетова

Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

Рассматриваются результаты оценки поведенческих факторов риска, психологических особенностей и функционального состояния старшеклассников, отличающихся по образу жизни. В исследовании участвовали 180 ученика 9П1 классов г. Сургута, Лянтора, Нефтеюганска. Полученные результаты позволили выявить наиболее актуальные направления формирования здорового образа жизни учащихся.

Ключевые слова: факторы риска, функциональные возможности организма, здоровый образ жизни, старшеклассники.

По данным Всемирной организации здравоохранения вклад социальных воздействий в формирование здоровья населения составляет до 50 %. Проведенные в этой области исследования выявили значительную роль социально-гигиенических факторов в развитии заболеваний детей и подростков [1, 2]. К сожалению, для современной молодежной среды характерно широкое распространение разрушающих здоровье привычек, низкий уровень самосохранительного поведения [2, 3, 7]. В подростковом возрасте нездоровые привычки действуют особенно негативно, так как это важный период роста и формирования человека, когда возникает, развивается и завершается ряд морфологических, функциональных и психологических процессов, происходит перестройка жизненно важных систем организма, что обуславливает его повышенную чувствительность к различным факторам жизнедеятельности [3].

Нездоровые поведенческие привычки не только входят в число важнейших факторов риска развития многих заболеваний, но и препятствуют утверждению других составляющих здорового образа жизни. В то же время, здоровье подростков является не только показателем уровня социальноэкономического развития страны, но и служит одним из критериев качества жизни. Применительно к детям очевидным является тот факт, что во многом обеспечение у них рационального способа жизнедеятельности, формирования умений и навыков сохранения здоровья зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. Ситуация устойчивых негативных тенденций в состоянии здоровья подрастающего поколения в значительной степени объясняется имеющимися недостатками в системе формирования умений и навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) и культуры здоровья детей и подростков [1, 4, 6].

Существует множество определений здорового образа жизни, в основном, сводящиеся к тому, что ЗОЖ □ это такое повседневное поведение и

такой стиль жизни, которые способствуют сохранению, укреплению и восстановлению здоровья человека. Важно то, что здоровый образ жизни должен стать основополагающим в профилактике заболеваний, так как именно он является универсальным, широко доступным, не требующим значительных материальных затрат способом поддержания здоровья на высоком уровне. Образ жизни неизбежно накладывает отпечаток на состояние здоровья человека. В этой связи представляется актуальным исследование поведенческих факторов риска, функционального состояния и психологических особенностей подростков, отличающихся по характеристике образа жизни.

Исследование функциональных возможностей организма, прежде всего, сердечно-сосудистой системы, является показателем адаптированности к условиям жизнедеятельности. Немаловажное значение при оценке функциональных возможностей организма придается оценке психических состояний личности. Так, например, уровень тревожности, напряженности, индивидуальные особенности переживания стресса, могут выступать в качестве личностных характеристик и в то же время являться следствием продолжительного присутствия в образе жизни поведенческих факторов риска. В условиях Среднего Приобья подобные исследования приобретают особое значение, так как данная северная территория является гипо-комфортной для проживания (продолжительная и суровая зима, короткое прохладное лето, высокий уровень геомагнитных возмущений, воздействие низких среднегодовых температур в сочетании с высокой скоростью ветра, резкие перепады температуры и давления даже в течение суток, пониженное содержание кислорода в атмосфере, загрязнение окружающей среды нефтепродуктами и ряд других факторов). Исследования, проведенные в нашем регионе, показали, что эффективность адаптивных процессов и устойчивость к возникновению заболеваний во многом зависят от реагиро-

вания психоэмоциональной сферы на действие гипокомфортных климатогеографических и экологических факторов, а распространенность психоэмоционального напряжения среди населения в условиях Севера имеет достаточно высокий уровень [5].

Наша работа проводилась на территории Ханты-Мансийского автономного округа □ Югры в 2009-2011 гг. В исследовании принимали участие 180 старшеклассников обоего пола в возрасте 15П8 лет, школьники 9Q1 классов городов Сургута, Лянтора, Нефтеюганска. Исследование аналитическое. Выборка стратифицированная случайная, анкетирование анонимное.

Цель исследования заключалась в оценке поведенческих факторов риска, психологических особенностей и функционального состояния старшеклассников, отличающихся по образу жизни.

Использовались следующие методики:

1. Опросник «Образ жизни учащихся □ А. С. Галицкого и ЕЮ. Березняка.

2. Специально разработанный опросник [Образ жизни учащихся» позволяющий в балльной системе (от 1 до 27) оценить степень соответствия образа жизни понятию [«здоровый □ Группа риска от 0 до 9 баллов, промежуточная □ от 10 до 18 баллов, группа ЗОЖ □ от 19 до 27 баллов. Чем выше итоговый балл по данному опроснику, тем в большей степени образ жизни соответствует понятию «здоровыйП

3. Опросник для выявления признаков вегетативных изменений А.М. Вейна с соавторами (1998), предполагает балльную оценку выявленных симптомов. У здоровых лиц сумма баллов не должна превышать 15.

4. Методика определения индекса функциональных изменений (ИФИ) Р.М. Баевского (2001), позволяющая определить адаптационный потенциал системы кровообращения. ИФИ (баллы) = = 0,011(ЧСС) + 0,014(САД) + 0,008(ДАД) + + 0,014(В) + 0,009(МТ) □0,009(Р) □ 0,27, где ЧСС □ частота сердечных сокращений в покое (уд./мин), САД и ДАД □ величины систолического и диастолического артериального давления в покое (мм рт. ст.), В □ возраст (лет), МТ □ масса тела (кг), Р □ длина тела (см). Для отнесения обследованных к различным классам функциональных состояний была использована следующая шкала: удовлетворительная адаптация сердечно-сосудистой системы не превышала 2,1 балла, напряжение механизмов адаптации □ 2,11С3,2 балла, неудовлетворительная адаптация □ 3,21 G4,3 балла, срыв адаптации □ не менее 4,31 балла.

5. Методика самооценки школьных ситуаций по Кондашу. Позволяет оценить восприятие учащимися различных стрессовых ситуаций в школьной среде и выявить связанный с этим уровень тревожности: до 20 баллов □ низкий, 20И0 баллов □ средний, более 30 баллов □ высокий.

6. Тест для оценки социальной адаптирован-

ности М. Г авлиновой. Данный чешский тест адаптирован к российским условиям, его оценочная шкала варьирует от 0 до 20 баллов, где начало соответствует состоянию полной социальной дезадаптации, а окончание (20 баллов) □ хорошей способности к социальной адаптации. При итоговом балле у мальчиков: от 0 до 8 □ низкий уровень социальной адаптации, от 9 до 12 □ норма, от 13 до 20 □ высокий уровень. У девушек: от 0 до 9, от 10 до 13, от 14 до 20 соответственно.

7. Анкета [Напряженность□ позволяет оценить самочувствие учащихся и уровень психологической напряженности. Для лиц, получивших высокие баллы по оценочной шкале, характерен ряд признаков, свидетельствующих о высокой психической напряженности и несформированно-сти системы самоуправления: неверном предвидении, неверной оценке своих возможностей и реальных успехов в учебной деятельности, неадекватном самоконтроле. Анкета состоит из 30 вопросов и позволяет выявить повышенную напряженность, возникающую от чрезмерной учебной нагрузки, несоблюдения физиолого-гигиенических принципов организации обучения, низкой двигательной активности, нарушений режима дня. При итоговом балле у мальчиков меньше 11 □ оценивается как низкий уровень напряженности, от 12 П 5 □ средний, от 16 и выше □ высокий; у девочек итоговый балл 14 □ низкий, от 15 до 18 □ средний, от 19 и выше □ высокий.

Систематизация материала и статистическая обработка полученных данных осуществлялись при помощи пакета компьютерных программ [Б1а-ЙБЙса 6.0» и [Биостатистика 4.03 □ Из непараметрических методов статистического анализа применялся критерий х2. При необходимости множественного сравнения использовался критерий Н □ КрускалаПУоллиса. Анализ взаимосвязи переменных осуществлялся методом линейного корреляционного анализа Пирсона (г).

В исследовании приняли участие 180 старшеклассников от 15 до 18 лет, из которых 48,33 % мальчиков и 51,66 % девочек.

Используемые опросники (№ 1 и 2) позволили выделить три группы учащихся, отличающихся по образу жизни: группу риска, промежуточную и группу здорового образа жизни (ЗОЖ). Дополнительно разработанный опросник (№ 2) был необходим для оценки образа жизни школьников в балльной системе и более точного соотнесения исследуемых показателей со степенью соответствия образа жизни понятию «здоровый □

В группу [риска» вошли не только школьники с ярко выраженными вредными привычками, но и те, у которых обнаружены постоянные нарушения режима дня, недостаточный отдых, продолжительность сна менее 6П7 часов, нерациональность и нерегулярность питания, злоупотребление компьютерными играми, длительный просмотр телевизора (п = 60; 33,33 ± 3,51 %).

Серия [Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 28

33

Интегративная физиология

Школьники, у которых в образе жизни было выявлено преобладание здоровых привычек наряду с отсутствием разрушительных для здоровья форм поведения, вошли в группу ЗОЖ (п = 42;

23.33 ± 3,15 %).

Анализ образа жизни остальных старшеклассников (п = 78; 43,33 ± 3,69 %) выявил несоответствие ряда поведенческих привычек понятию «здоровых»] но не на столько, чтобы отнести данных учеников к группе риска. Эти школьники были выделены в промежуточную группу.

Из 180 школьников болеют: часто □ 9,44 ± ± 2,17 %, более 2-х раз в год □ 32,22 ± 3,48 %, 1-2 раза в год □ 53,33 ± 3,71 %, редко □ 5 ± 1,62 %. В группе ЗОЖ часто болеющих детей меньше в 3,23 раза, чем в промежуточной и в 7 раз, чем в группе риска. Болеющих более 2-х раз в год школьников в группе ЗОЖ меньше в 2,06 раза, чем в промежуточной, и в 3,38 раза, чем в группе риска. Редко и 1-2 раза в год болеющих детей больше в группе ЗОЖ в 1,33 раза, по сравнению с промежуточной, и в 2,38 раза, по сравнению с группой риска: х2 = 25,363, 4, р < 0,001.

Испытывают усталость: всегда □ 21,11 ± 3,04 % школьников, часто □27,77 ± 3,33 %, редко □44,44 ± ± 3,70 %, совсем не устают □ 6,66 ± 1,85 %. Школьников, у которых постоянно присутствует чувство усталости: в группе ЗОЖ □ 2,38 ± 2,35 %, тогда как в промежуточной □ 7,77 ± 3,03 %, а в группе риска □

38.33 ± 6,27 %. В группе здорового образа жизни в

1.81 раз больше детей, редко испытывающих уста-

лость на занятиях, чем в промежуточной, и в 2,38 раз, чем в группе риска: х2 = 32,363, 4, р < 0,001.

В группе ЗОЖ школьников в 1,63 раз чаще устраивают отношения в семье, чем в группе риска, и в 1,21 раз чаще, чем в промежуточной: х2 = = 14,981, 4, р = 0,005. При этом в группе здоро-

вого образа жизни нет ни одного старшеклассника, которого бы не удовлетворяли взаимоотношения с родителями, а в группе риска таких учащихся в 2,86 раз больше, чем в промежуточной. Разницы в удовлетворенности отношениями в семье между мальчиками и девочками не выявлено.

Постоянно курят □ 20,55 ± 3,01 % старшеклассников, пробовали или курят редко □ 16,11 ± ± 2,74 %. Из числа детей, полностью довольных взаимоотношениями с родителями, не курят □

68.81 ± 4,43 %; из тех, кого взаимоотношения в семье удовлетворяют, но не всегда, не курят □ 56,36 ± 6,68 %; из неудовлетворенных отношениями с родителями не курят □ 50,00 ± 12,50 % (но эти отличия статистически незначимы).

Употребляют алкоголь: часто □ 5,00 ± 1,62 % старшеклассников, иногда и редко □ 56,11 ± 3,69 %, никогда □ 38,88 ± 3,63 %. Из числа детей, полностью довольных взаимоотношениями с родителями, часто употребляют алкоголь □ 4,58 ± 2,00 %; из тех, кого взаимоотношения в семье удовлетворяют, но не всегда □ 3,64 ± 2,52 %; из школьников, считающих отношения с родителями плохими, □

12,5 ± 8,26 % (но эти отличия статистически незначимы).

Средний балл признаков вегетативнык изменений (М ± т) в группе ЗОЖ составил: 12,02 ± 1,02 балла, в промежуточной □ 14,88 ± 0,91, в группе риска □ 21,43 ± 0,81 (Н = 23,439, и = 2, р < 0,001). В группе ЗОЖ в 1,21 раза больше школьников, у которык признаки вегетативных изменений находятся в пределах нормы, чем в промежуточной, и в 3,06 раза, чем в группе риска: х2 = 27,294, 2,

р < 0,001. У мальчиков в 1,43 раза чаще признаки вегетативных изменений соответствуют норме: X2 = 4,984, 1, р = 0,026. Чем более образ жизни

старшеклассников соответствует понятию [доро-вый», тем меньше выражены признаки вегетативных дисфункций (г = -0,53, р < 0,01).

По анкете [Напряженность» получены следующие данные: в группе ЗОЖ средний балл (М ± т) составил 10,52 ± 0,54, в промежуточной □ 12,23 ± ± 0,52, в группе риска □ 15,34 ± 0,61 (Н = 13,805, и = 2, р = 0,001). В группе ЗОЖ в 2,15 раза меньше школьников с высоким уровнем напряженности, чем в промежуточной, и в 4,90 раза, чем в группе риска: х2 = 20,587, 4, р < 0,001. Сравнение по-

лученных данных между мальчиками и девочками показало, что у мальчиков в 1,97 раза чаще встречается высокий уровень напряженности, а у девочек в 1,44 раза чаще низкий: х2 = 7,518, 2,

р = 0,023. Вышвлена обратная корреляционная связь между степенью соответствия образа жизни учащихся понятию -здоровый □ и уровнем напряженности (г = -0,48, р < 0,01).

Результаты исследования социальной адапти-рованности показали, что в группе ЗОЖ средний балл (М ± т) составил 12,38 ± 0,29, в промежуточной - 10,55 ± 0,24, в группе риска - 10,78 ± 0,34. Статистически значимые отличия выявлены только при сравнении показателей в группе ЗОЖ с промежуточной группой (Н = 11,257, и = 1, р < 0,001) и группой риска (Н = 9,087, и = 1, р = 0,003). В группе ЗОЖ школьников с низким уровнем социальной адаптированности не обнаружено, в группе риска их в 1,23 раза больше, чем в промежуточной. Старшеклассников с высокой социальной адаптированностью больше в 2,02 раза в группе ЗОЖ, чем в промежуточной, и в 1,43 раза, чем в группе риска: х2 = 17,673, 4, р = 0,001. Выяв-

лена слабая прямая корреляционная связь между степенью соответствия образа жизни понятию □здоровыш» и социальной адаптированностью (г = 0,28, р < 0,01).

Оценка по Кондашу, отражающая самочувствие учащихся в различных школьных ситуациях и реакцию на них, только в группе ЗОЖ выявила низкий уровень тревожности (М ± т): 15,36 ± 1,66, в то время как в группе риска и промежуточной -средний уровень (20,9 ± 1,05 и 20,19 ± 0,85 соответственно). Статистически значимые отличия выявлены при сравнении показателей в группе ЗОЖ с промежуточной группой (Н = 8,909, и = 1,

р = 0,003) и группой риска (Н = 14,863, и = 1, р < 0,001). В группе ЗОЖ у школьников в 1,86 раза чаще встречается низкий уровень тревожности, чем в промежуточной, и в 1,71 раза, чем в группе риска: х2 = 16,551, 2, р < 0,001. Между уровнем

тревожности и степенью соответствия образа жизни понятию [здоровый» прослеживается обратная корреляционная связь: г = -0,35, р < 0,01.

Определение индекса функциональных изменений показало, что в группе ЗОЖ среднее значение ИФИ составило 1,86 ± 0,02, в промежуточной -1,99 ± 0,03, в группе риска - 2,16 ± 0,02. Отличия статистически значимы: между группой ЗОЖ и риска (Н = 36,320, и = 1, р < 0,001); между группой ЗОЖ и промежуточной (Н = 4,352, и = 1, р = 0,037). В группе ЗОЖ старшеклассники с удовлетворительной адаптацией сердечно-сосудистой системы встречаются в 1,25 раз чаще, чем в промежуточной и в 1,89 раз, чем в группе риска: х2 = 19,998, 2,

р < 0,001. Между образом жизни школьников и ИФИ выявлены значимые обратные корреляционные связи (г = «0,54, р < 0,01).

Исследование поведенческих факторов риска, психологических особенностей и функционального состояния старшеклассников позволило выявить статистически значимую разницу в исследуемых показателях в группах подростков, отличающихся по образу жизни.

Полученные данные о более высоком уровне тревожности и напряженности учащихся в группе риска свидетельствуют о необходимости такого приоритета в работе школьного психолога с данными детьми, как психопрофилактика стрессовых состояний. Лучшая социальная адаптированность в группе ЗОЖ позволяет констатировать актуальность формирования здорового стиля жизни в подростковой среде. Выявление статистически значимой разницы между индексом функциональных изменений в выделенных группах также подтверждает значение здоровых привычек в образе жизни старшеклассников.

Основы здоровья и здорового образа жизни изначально закладываются, прежде всего, в семье. Это объясняет тот факт, что удовлетворенность взаимоотношениями с родителями выше у школьников, относящихся к группе ЗОЖ. Очевидно, что забота родителей о здоровье детей в этих семьях

является неотъемлемой частью общего фона более здоровых взаимоотношений, чем у детей в группе риска.

Проведенное исследование позволило определить актуальные направления деятельности учебных заведений по формированию ЗОЖ учащихся, одним из которых является реализация системы обучения основам здоровья и гигиенического воспитания.

Литература

1. Баранов, A.A. Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность / A.A. Баранов, В. Р. Кучма, Л.М. Сухарева. □ М.: Династия, 2006. □ 312 с.

2. Баранов, A.A. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: Руководство для врачей / A.A. Баранов,

B.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. □ М.: rSOTAP-Медиа, 2008. □432 с.

3. Вахмистрова, A.B. Гигиеническая оценка комплексного влияния факторов среды обитания на физиологический статус и качество жизни сельских подростков: дис. ... канд. мед. наук /

A.B. Вахмистрова. □ Оренбург, 2009. □ 146 с.

4. Вишневская, ЕЛ. Проблемы школьного здравоохранения: общеобразовательная школа как основное звено формирования здоровья подрастающего поколения / Е.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, ВЛ. Полесский // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. □ 1999. □№ 1. □ С. 8Н5.

5. Иванова, Т.Н. Психоэмоциональное напряжение как фактор риска соматических заболеваний в условиях Европейского Севера / Т.Н. Иванова, O.A. Юдинцева, С.Н. Одинцова // Экология человека. □ 1998. □ № 2. □ С. 35^36.

6. Особенности образа жизни и выработки самосохранительного поведения подростков и молодежи / Н.Н. Потехина, М.Г. Дьячкова, ИЛ. Колесникова и др. // Экология человека. □2009. □ № 8. □

C. 61Ü64.

7. Панкратьев, В.Я. Распространенность употребления алкоголя среди учащихся Мурманска /

B.Я. Панкратьев, НЛ. Aнтипина, A.A. Рощупкин // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. □2001. □ № 2. □ С. 20^21.

Поступила в редакцию 21 марта 2011 г.

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 28

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.