Научная статья на тему 'Эмопионааьное состояние учащихся как фактор здоровья и успешного обучения'

Эмопионааьное состояние учащихся как фактор здоровья и успешного обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
644
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
факторы риска / здоровье / учащиеся / эмоциональное состояние / педагоги / школа / risk factors / health / students / emotional state / teachers / school

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — E. A. Багнетова

В статье рассматриваются результаты изучения показателей психологического состояния учащихся в условиях современной образовательной среды. Выявлено, что у пятой части школьников возникают состояния стресса на уроках, значительное количество учащихся испытывают на занятиях негативные эмоции, связанные с различными ситуациями. В работе определены направления профилактических действий, которые необходимо осуществлять для создания комфортной психологической среды, способствующей успешной учебе и сохранению здоровья детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL STATE OF STUDENTS AS A FACTOR OF HEALTH AND ACADEMIC SUCCESS

The results of indicators study of psychological state of students in modern educational system are under discussion. It is revealed that one fifth of schoolchildren are in stress in the classroom and many students have negative emotions connected with different situations in the classroom. In the article the branch of preventive actions to create comfortable psychological atmosphere resulting in successful study and preservation of children health is determined.

Текст научной работы на тему «Эмопионааьное состояние учащихся как фактор здоровья и успешного обучения»

YAK 371.7

ББК 88.621-52+74.200.26

E.A. БАГНЕТОВА

E.A. BAGNETOVA

ЭМОиИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАШИХСЯ КАК ФАКТОР ЗДОРОВЬЯ И УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ

EMOTIONAL STATE OF STUDENTS AS A FACTOR OF HEALTH AND ACADEMIC SUCCESS

В статье рассматриваются результаты изучения показателей психологического состояния учащихся в условиях современной образовательной среды. Выявлено, что у пятой части школьников возникают состояния стресса на уроках, значительное количество учащихся испытывают на занятиях негативные эмоции, связанные с различными ситуациями. В работе определены направления профилактических действий, которые необходимо осуществлять для создания комфортной психологической среды, способствующей успешной учебе и сохранению здоровья детей.

The results of indicators study of psychological state of students in modern educational system are under discussion. It is revealed that one fifth of schoolchildren are in stress in the classroom and many students have negative emotions connected with different situations in the classroom. In the article the branch of preventive actions to create comfortable psychological atmosphere resulting in successful study and preservation of children health is determined.

Ключевые слова: факторы риска, здоровье, учащиеся, эмоциональное состояние, педагоги, школа.

Key words: risk factors, health, students, emotional state, teachers, school.

Эмоциональное состояние учащихся на занятиях является одним из важнейших показателей благополучия психологической атмосферы и комфортности обучения в учебных учреждениях. Известно, что эмоции относятся к основным психическим категориям, оказывающим определяющее влияние на мотивацию и поведение человека, в том числе включая и отношение ко всем составляющим учебной деятельности. По данным исследователей, такие активные эмоции, как радость и «спортивная» злость, являются мо-тивационными и повышают эффективность учебной деятельности учащихся, в то время как пассивные - страх, печаль, разочарование, - будучи демотива-ционными, обладают противоположенным эффектом [4, с. 1409].

Отрицательные эмоции школьников на занятиях могут быть вызваны разными причинами: плохим самочувствием и настроением учащихся, которые не относятся непосредственно к учебе, но связаны с ней опосредовано; неблагоприятной обстановкой в учебном коллективе; преобладанием в учебном процессе пассивных методов обучения; стрессовым (например, авторитарным) стилем общения педагога с учащимися; состоянием утомления, вызванным разными причинами (нездоровыми особенностями образа жизни, несоблюдением гигиенических требований к организации учебного процесса) и непосредственными неудачами в учебе. Негативный стиль эмоционального реагирования учащихся на различные ситуации и взаимодействия также может быть обусловлен неконструктивными стереотипами общения и поведения, заложенными в семье. В связи с этим актуализируется разграничение областей ответственности между учебными учреждениями и семьями обучающихся за то или иное доминирующее эмоциональное состояние школьников. И, безусловно, важнейшей задачей педагогического коллектива учебного заведения является создание и поддержание позитивного эмоционального фона у учащихся, позволяющего повысить мотивацию к обучению. Результативность учебной деятельности в значительной степени обусловле-

на присутствием положительных эмоций у школьников по отношению к педагогу, его увлеченностью преподаваемой дисциплиной и способностью через собственный интерес к предмету изучения, повысить мотивацию к учебе у своих подопечных. Таким образом, изучение показателей эмоционального состояния учащихся как фактора здоровья и успешности обучения представляет несомненный интерес.

В исследовании комплекса характеристик эмоционального состояния учащихся, их самочувствия в процессе обучения и отношения к различным аспектам школьной жизни участвовали 88 старшеклассника в возрасте 1517 лет. Использовались следующие методики:

1. Шкала психологического стресса PSM-25 (шкала Лемура-Тесье-Филлиона, перевод и адаптация Н.Е. Водопьяновой) - позволяет измерить уровень стресса, отраженный в ряде исследуемых показателей [3, с. 24].

2. Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Ай-зенка - позволяет оценить сформированность уровня тревожности, агрессии, фрустрации, ригидности [5, с. 141].

3. Методика «Предмет - чувства» Т.Е. Ковиной, А.К. Колеченко, И.Н. Агафоновой - дает возможность определить эмоциональное состояние учащихся во время учебных занятий, позволяет оценить отношение к предмету и учителю [6, с. 231].

4. Опросник А.М. Вейна по выявлению симптомов вегетативных изменений [2].

Систематизация материала и статистическая обработка полученных данных осуществлялась при помощи пакета компьютерных программ «Sta-tistica 6.0» и «Биостатистика 4.03». При анализе таблиц сопряженности использовался критерий х2.

Изучение показателей эмоционального состояния учащихся в школьной среде выявило, что на уроках часто чувствуют себя неуверенно -17,04 ± 4,01%, иногда - 50,00 ± 5,33%, редко - 32,96 ± 5,01% респондентов. Постоянно краснеют из-за пустяков - 20,45 ± 4,29%, иногда - 37,50 ± 5,16%, никогда - 42,50 ± 5,26% старшеклассников. Легко впадают в уныние по различному поводу - 22,72 ± 3,10%, иногда - 32,95 ± 5,01% и почти всегда уравновешенны - 44,33 ± 5,29% школьников. Испытывают беспокойство о воображаемых неприятностях, которые в реальности еще не произошли: часто -17,04 ± 4,01%, иногда - 32,96 ± 5,01%, почти никогда - 50,00 ± 5,33% старшеклассников.

Испытывают трудности, связанные с учебой: постоянно - 12,5 ± 3,52% учащихся, иногда - 55,00 ± 5,30% и практически никогда - 32,5 ± 4,99%. Часто акцентируются на своих недостатках - 22,72 ± 3,10% школьников, иногда - 37,5 ± 5,16%, никогда - 39,72 ± 5,21%.

Не чувствуют себя в полной безопасности в школе - 25,00 ± 4,61% старшеклассников, ощущают себя по-разному - 32,95 ± 5,01% и совершенно спокойны - 42,04 ± 5,26%. Часто расстраиваются от каких-то школьных неприятностей - 17,04 ± 4,00% учащихся, редко - у 42,04 ± 5,26%, почти никогда - 39,72 ± 5,21%.

Считают, что учебные неудачи их ничему не учат, - 17,04 ± 4,00%, по-разному - 37,5 ± 5,16%, полагают, что учатся на своих ошибках, -45,45 ± 5,31% старшеклассников. Привычно отказываются от борьбы за достижение результата и считают ее бесплодной - 14,77 ± 3,78%, иногда -45,45 ± 5,31%, не уступают в такой борьбе - 39,77 ± 5,21% учащихся.

Часто чувствуют себя беззащитными - 12,5 ± 3,52%, редко - 39,77 ± 5,21%, не испытывают подобных чувств - 42,04 ± 4,61% школьников. Переживают состояние отчаяния - 14,77 ± 3,78%, иногда - 46,59 ± 5,31%, очень редко -38,64 ± 5,19% старшеклассников.

Трудно меняют свои привычки - 25,00 ± 4,61% учеников, по-разному -50,00 ± 5,33%, с легкостью - 25,00 ± 4,61%. Сложно переключают свое внимание с одного дела на другое - 14,77 ± 3,78% старшеклассников; когда как,

в зависимости от настроения - 45,45 ± 5,31%, считают, что легко переключаются, - 39,77 ± 5,21%. Всегда очень настороженно относятся ко всему новому - 32,5 ± 4,99% учащихся, иногда - 42,04 ± 4,61%, спокойно -25,00 ± 4,61%. Чаще всего трудно в чем-то переубедить - 34,09 ± 5,05% школьников; по-разному, в зависимости от ситуации - 37,50 ± 5,21%; легко прислушиваются к чужим аргументам - 28,50 ± 4,81%. Трудно сближаются с людьми - 35,23 ± 5,09%, по-разному - 37,50 ± 5,16%, не испытывают в этом особых затруднений - 27,28 ± 4,74% старшеклассников.

Стараются быть добрыми с одноклассниками и учителями -56,81 ± 5,28%, не всегда - 43,18 ± 5,28% учащихся. Получают удовольствие от того, что радуют других людей - 39,77 ± %, иногда - 10,23 ± 3,23%, редко - 50,00 ± 5,33% учащихся. Считают, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки: почти всегда - 5,68 ± 2,46%, иногда - 79,54 ± %, редко - 14,77 ± 3,78% учащихся. Думают, что вежливость помогает им чувствовать себя хорошо среди окружающих людей, - 69,32 ± 4,91%, иногда -12,50 ± 3,52%, редко - 18,18 ± 4,11% учащихся.

Расстраиваются даже от незначительных нарушений своих планов -14,77 ± 3,78%, редко - 35,23 ± 5,09% и спокойно к этому относятся -50,00 ± 5,33% учащихся. Проявляют упрямство - 35,23 ± 5,09% школьников, иногда - 37,41 ± %, практически никогда - 27,36 ± %. Легко выходят из себя -25,00 ± 4,61% учащихся, иногда - 32,95 ± 5,01%, очень редко - 42,05 ± 5,26%.

Исследование показало, что 42,04 ± 5,26% учащихся волнуются, отвечая у доски; 81,81 ± 4,11% нервничают, когда учитель решает, кого спросить. Мысль о том, что нужно будет общаться с директором школы, вызывает тревогу у 65,90 ± 5,05% старшеклассников. Неожиданный вопрос педагога выводит из спокойного состояния 53,40 ± 3,69% учащихся, критические замечания - 46,59 ± 5,31%.

Беспокоятся о результатах родительского собрания 76,13 ± 4,54% старшеклассников. Сдача экзамена, участие в соревнованиях и конкурсах заставляет волноваться 94,31 ± 2,46% учащихся. Переживают, когда не понимают объяснения учителя, 47,72 ± 5,32% школьников, если не получается выполнить домашнее задание - 70,45 ± 4,86%.

Отмечают у себя пониженную работоспособность и быструю утомляемость 39,77 ± 5,21% школьников. Испытывают болезненные ощущения и различные недомогания на занятиях 22,72 ± 4,46% учащихся. Периодически бывают в плохом настроении, испытывают раздражительность 23,86 ± 5,54% старшеклассников. Стрессовые состояния на уроках достаточно часто возникает у 22,72 ± 4,46% учащихся, иногда - у 35,22 ± 5,09%. Испытывают чувство усталости на уроках 45,45 ± 5,31% школьников, редко - 25,00 ± 4,61%.

Использование методики Г. Айзенка позволило выявить низкий уровень тревожности у 50,00 ± 5,33%, средний - у 42,04 ± 5,26% и высокий -у 7,95 ± 2,88% учащихся. Показатели фрустрации у 52,27 ± 5,32% - низкие, у 42,04 ± 5,26% - средние и у 5,69 ± 2,46% - высокие. Уровень агрессивности - у 22,72 ± 4,46% - низкий, у 72,72 ± 4,74% - средний и у 4,55 ± 2,22% -высокий. Показатели ригидности у 21,59 ± 4,38% - низкие, у 73,86 ± 4,68% -средние и у 4,55 ± 2,22% - высокие.

Детям сложно объяснить причины низкого интереса к некоторым из изучаемых предметов, поэтому мы смотрели, какие эмоциональные состояния присутствуют на этих занятиях. В ранее проведенных исследованиях [1] нами было выявлено, что в качестве преобладающих эмоций на нелюбимых уроках у школьников присутствуют: беспокойство - 32,95 ± 5,01%, скука -56,81 ± 5,28%, грусть - 23,86 ± 4,54%, неуверенность - 37,50 ± 5,16%. На любимых уроках - радость 61,36 ± 5,19 %, 80,68 ± 4,20 % - интерес, у 56,81 ± 5,28 % - спокойствие.

Только 28,40 ± 4,80% школьников считают, что большинство учителей объективны в своем отношении к ним и результатам учебы; 20,45 ± 4,29% -оценивают их как дружелюбных людей; 21,59 ± 4,38% - уважительно относя-

щихся к детям и 22,72 ± 4,46% - увлеченными своей профессией. Считают, что педагоги довольно часто относятся к ним предвзято - 69,31 ± 4,91% старшеклассников. Никогда не обижаются на учителей 6,81 ± 2,68% наших респондентов, обижаются редко - 22,72 ± 4,46%.

Ответственность за эмоциональные реакции учащихся не может нести только школа. Так, исследование показало, что из числа старшеклассников, полностью удовлетворенных отношениями со своими родителями, в 1,64 раза меньше таких, которые относятся к учителям неприязненно: х2 = 5,256, d.f. 1, р=0,022. Очевидно, сформированные у детей в семье поведенческие стереотипы межличностных взаимоотношений с взрослыми в значительной степени определяют эмоциональные реакции в общении с педагогами.

Таким образом, проведенное исследование выявило, что у пятой части учащихся часто возникают состояния стресса на уроках, значительное количество школьников испытывают на занятиях негативные эмоции, связанные с различными ситуациями. Конечно, атмосфера в школе не может быть абсолютно беспроблемной. Кроме того, учащимся необходимо получать и опыт преодоления собственных слабостей и объективно существующих трудностей. Однако есть и те направления профилактических действий, которые можно и нужно осуществлять для создания конструктивной психологической среды для успешной учебы и сохранения здоровья детей. Так, например, необходимо уменьшать спектр дидактогенных воздействий на учащихся через повышение психологической культуры педагогов; активнее привлекать психологов к сопровождению учебного процесса. Причины наличия негативных эмоциональных состояний нуждаются в более детальном исследовании, так как очевидно, что наряду со школьными факторами риска, присутствует и семейный вклад в показатели психического здоровья учащихся. Это подтверждается полученными данными о том, что школьники, которые удовлетворены взаимоотношениями с родителями, статистически значимо имеют более благополучные отношения с учителями, что подчеркивает важность эмоциональных и поведенческих стереотипов реагирования, заложенных в семье. Объективным фактором комфортности психологической атмосферы в учебном учреждении является уравновешенное состояние педагога и все показатели качества его жизни, что является очень актуальной и пока не решенной проблемой.

Литература

1. Багнетова, Е.А. Школьная среда и факторы риска, влияющие на здоровье учащихся [Текст] / Е.А. Багнетова, В.И. Корчин, И.В. Сорокун // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 10-2. - С. 261-264.

2. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика [Текст] / под ред. А.М. Вейна. - М. : Медицинское информ. агентство, 1998. - 752 с.

3. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: дидактика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб. : Питер, 2008. - 336 с.

4. Горюнова, Е.А. Эмоции студентов вуза в аспекте эффективности их учебно-профессиональной деятельности [Текст] / Е.А. Горюнова, Е.А. Пырьев // Концепт : науч.-метод. электронный журнал. - 2016. - Т. 11. - С. 4106-4110.

5. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика [Текст] / Д.Я. Райго-родский. - Самара : Бахрах-М, 2011. - 672 с.

6. Сонин, В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности [Текст] / В.А. Сонин. - СПб. : Речь, 2004. - 408 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.