Научная статья на тему 'Оценка обеспеченности детей-вегетарианцев дошкольного и школьного возраста некоторыми водорастворимыми витаминами'

Оценка обеспеченности детей-вегетарианцев дошкольного и школьного возраста некоторыми водорастворимыми витаминами Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
113
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы питания
Scopus
ВАК
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ясаков Д. С., Вржесинская О. А., Макарова С. Г., Леоненко С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка обеспеченности детей-вегетарианцев дошкольного и школьного возраста некоторыми водорастворимыми витаминами»

Материалы XVII Всероссийского конгресса с международным участием «Фундаментальные и прикладные аспекты нутрициологии и диетологии. Лечебное, профилактическое и спортивное питание» (Москва, 29-31 октября 2018 г.)

проживания, степень инсоляции, диету и др. По данным литературы, ожирение, частота которого неуклонно возрастает, связано с пониженным уровнем витамина D в крови. Ожирение во время беременности может усугублять недостаточность витамина D; с ней связан повышенный риск осложнений во время беременности. Существенный вклад в развитие дефицита витамина D и метаболических нарушений, связанных с ним, как показано в последние годы, вносят генетические полиморфизмы. Изучение связи генетических полиморфизмов с уровнем витамина D[25(OH)D] в крови привело к неоднозначным результатам, в значительной степени зависящим от этнического происхождения обследуемых, региона проживания, а также их физического состояния. Влияние генетических полиморфизмов на развитие дефицита витамина Dу беременных женщин в нашей стране изучено недостаточно.

Цель - оценить обеспеченность витамином D беременных женщин г. Москвы в зависимости от полиморфизмов: rs2228570 (ген рецептора витамина D - VDR) и rs9939609 (ген связи с жировой массой и ожирением - FTO).

Материал и методы. Обследованы 76 беременных женщин г. Москвы в возрасте от 23 до 40 лет, посещавших во время беременности районные поликлиники и давших информированное согласие на проведение исследования. Исследование проведено с января по апрель 2015 г. Из 76 обследованных женщин 34 принимали поливитаминные комплексы, содержащие витамин D от 50 до 100% суточной нормы. Кровь для определения обеспеченности витамином D и выявления генетических полиморфизмов брали из локтевой вены натощак в условиях аккредитованных лабораторий. Сыворотку получали путем центрифугирования крови в течение 15 мин при 3000 об./мин. на центрифуге СМ-6. Аликвоты сыворотки крови и клеточных элементов хранили до исследования при -80 °С. Концентрацию витамина D в крови определяли иммуноферментным методом с использованием наборов «25-Hydroxy Vitamin D EIA» (Immunodiagnostic Systems Ltd, Великобритания). Генотипирование проводили с применением аллель-специфичной амплификации с использованием TaqMan-зондов, комплементарных полиморфным участкам ДНК c использованием реагентов компании «СИНТОЛ» (Россия). Для проведения амплификации использовали амплификатор «CFX96 RealTimeSystem» (BIO-RAD, США). ДНК выделяли из клеточных элементов крови с использованием набора реагентов «РеалБест ДНК-экстракция 3», производства ЗАО «Вектор-Бест» (Новосибирск, Россия) на автоматической станции epMotion 5075 фирмы Eppendorf (Германия). Статистическую обработку полученных результатов проводили с использованием системы SPSS Statistics 20.

Результаты и обсуждение. Результаты определения витамина D показали, что сниженный уровень 25(ОН)й в крови (<20 нг/мл) имел место у 35,5% обследованных женщин. Содержание витамина D в крови беременных, не принимавших поливитаминные комплексы, было статистически достоверно ниже (24,3±1,75 нг/мл) по сравнению с аналогичным показателем у женщин, принимавших витамины (30,5±1,6 нг/мл). Изучение содержания витамина 25(ОН^ в крови показало статистически значимое снижение (при р<0,05) уровня этого витамина у обследуемых с избыточной массой тела (21,2±2,6 нг/мл) и ожирением (18,6±2,5 нг/мл) по сравнению с обследуемыми с ИМТ<25 кг/м2 (28,4±1,5 нг/мл). У женщин с ИМТ <25 кг/м2 прием витаминных препаратов приводил к увеличению уровня витамина D в крови в среднем на 26%. В то же время прием поливитаминных препаратов у женщин с избыточной массой тела и ожирением существенно не изменял уровень витамина D в крови.

Результаты изучения полиморфизма rs2228570 (ген VDR) показали, что 28,9% обследуемых женщин являются носителями аллеля С в гомозиготном состоянии и 30,3% в гетерозиготном состоянии. Частота встречаемости алле-ля С в этой группе 44,5%, что несколько ниже, чем в целом в европейских популяциях в том числе в России, где этот показатель составляет 50-57%. Нам не удалось выявить связь между содержанием витамина 25(OH)D в крови и изучаемым полиморфизмом в исследовании по типу «случай-контроль», где обследованные были разделены на 2 группы: 1-я с содержанием 25(ОН^ <20 нг/мл (дефицит витамина D - «случай») и группа с содержанием 25(ОН) >20 нг/мл - «контроль»), 0R=0,98; С1 0,49-1,95) при р=0,96.

Связь между содержанием витамина 25(ОН^ и полиморфизмом rs9939609 (ген FTO), для которого доказана статистически достоверная связь с ожирением, в исследовании по типу «случай-контроль» не выявлена: 0R=1,09; CI 0,54-2,18 при р=0,81. Уровень витамина D у беременных женщин, как принимавших поливитаминные комплексы, так и не принимавших, не был ассоциирован с полиморфизмами rs2228570 (ген VDR) и rs9939609 (ген FTO).

Заключение. Дефицит витамина 25(ОН^ выявлен у трети обследованных беременных г. Москвы. Прием витаминных комплексов способствует адекватной обеспеченности витамином D при беременности в зимне-весенний период. Более выражен дефицит витамина D у женщин с избыточной массой тела и ожирением, более эффективно увеличение его уровня у женщин с ИМТ<25 кг/м2 под действием витаминных комплексов, что подтверждает данные литературы о связи обеспеченности витамином D с уровнем жировой ткани в организме. Связи между уровнем витамина 25(ОН^ и генетическими полиморфизмами rs2228570 (ген VDR) и rs9939609 (ген FTO) не выявлено.

Ясаков Д.С.1, Вржесинская О.А.2, Макарова С.Г.1,3, Леоненко С.Н.2

ОЦЕНКА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ДЕТЕЙ-ВЕГЕТАРИАНЦЕВ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НЕКОТОРЫМИ ВОДОРАСТВОРИМЫМИ ВИТАМИНАМИ

1 ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России, Москва

2 ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», Москва

3 ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва

Актуальность. Витаминная обеспеченность детей-вегетарианцев, проживающих в России, в настоящее время не изучена. Учитывая особенности вегетарианских рационов, изучение данного вопроса весьма актуально.

Микронутриенты, биологически активные вещества и пробиотики в питании

Цель - оценить обеспеченность некоторыми водорастворимыми витаминами детей-вегетарианцев дошкольного и школьного возраста аналитическим и расчетным методами.

Материал и методы. В осенне-зимний период 2017/2018 г. проведено обследование 32 детей дошкольного и школьного возраста (от 3 до 16 лет), проживающих в Москве и находящихся на различных вегетарианских рационах: 3 полувегетарианца, 9 лактоововегетарианцев, 17 лактовегетарианцев, 3 вегана. Дети были разделены на 2 группы, сопоставимые по возрасту и полу. 19 детей не получали витаминно-минеральные комплексы (ВМК) как минимум в течение 1 года до момента исследования, 13 детей принимали ВМК, в том числе содержащие исследуемые витамины: витамин С в дозе 39-240% от рекомендуемой нормы потребления (РНП), витамин В1 - 41-166%, витамин В2 - 44-170%, витамин В6 - 33-166%. Физическое развитие детей оценивали с помощью компьютерной программы WHOAnthro+. Оценку фактического питания для расчета обеспеченности витаминами С, В1 и В2 проводили с помощью компьютерной программы «Рацион». Фактическую обеспеченность витаминами С, В1, В2 и В6 определяли по экскреции с мочой их основных метаболитов: аскорбиновой кислоты (витамин С), тиамина (витамин В1), рибофлавина (витамин В2) и 4-пиридоксиловой кислоты (витамин В6). Сбор мочи проводили в домашних условиях натощак, примерно через 1 ч после ночного мочеиспускания.

Результаты. Физическое развитие 90,5% детей находилось в пределах нормы. У 6,5% детей выявлен дефицит массы тела, у 3% детей - избыточная масса тела. Анализ фактического питания выявил сниженное потребление белка, а также повышенное потребление пищевых волокон, витамина С, витаминов В1 и В2 у всех обследованных детей. Экскреция аскорбиновой кислоты была в пределах нормы у всех детей. При этом статистически значимых различий в величине экскреции с мочой аскорбиновой кислоты между детьми, принимавшими и не принимавшими ВМК, не было. Экскреция с мочой рибофлавина и тиамина у детей, получавших ВМК, была в 1,8-1,9 раза выше, чем у детей, не получавших комплексы (р<0,004), а различия в экскреции 4-пиридоксиловой кислоты наблюдались на уровне тенденции (в 1,4 раза, р=0,068). Среди детей, принимавших ВМК, не было ни одного ребенка со сниженной относительно возрастной нормы экскрецией рибофлавина, а у 7 (37%) детей, не получавших сапплементации, экскреция витамина В2 не достигала пределов нормы. Оптимально обеспеченных витамином В2 среди детей, получавших ВМК, было в 4 раза больше, чем в группе детей, не получавших сапплементацию. Сниженная экскреция тиамина выявлялась у 2 (15%) детей, принимавших ВМК, и у 5 (26%) детей,не получавших сапплементацию. Сниженная экскреция 4-пиридоксиловой кислоты выявлялась у 4 (31%) детей, принимавших ВМК, и у 5 (63%) детей не получавших сапплементацию. Нормальная обеспеченность всеми водорастворимыми исследованными витаминами отмечалась у 69% детей, получавших ВМК. При этом полигиповитаминозные состояния (одновременный дефицит 3 витаминов) у получавших сапплементацию детей не выявляли, а в 15,3% случаев выявляли сниженную относительно возрастной нормы экскрецию одного или двух исследованных витаминов. Среди детей, не получавших ВМК, лишь 5 (26%) детей были адекватно обеспечены всеми исследованными витаминами. При этом у 2 (10,5%) детей выявляли полигиповитаминоз, а у 31,6% - дефицит одного или двух витаминов.

Обсуждение. Для оценки витаминного статуса могут применять как расчетные, так и аналитические методы. Расчетные методы не учитывают колебание содержания витаминов в пищевых продуктах в зависимости от климата, способа выращивания, сезона, последующей кулинарной и термической обработки. Данных недостатков лишены аналитические методы. Результаты оценки обеспеченности витамином С расчетным и аналитическим методами совпали. Однако в отношении других витаминов отмечались расхождения: если по результатам расчета химического состава рациона потребление витаминов В1 и В2 соответствовало рекомендуемому уровню или превышало его у всех обследованных детей, то по данным экскреции метаболитов с мочой обеспеченность этими витаминами у значительной части детей, не получавших ВМК, оказалась ниже нормы. Отчасти это может быть следствием повышенного потребления пищевых волокон.

Заключение. С целью улучшения обеспеченности витаминами детей, получающих нетрадиционные типы питания, ликвидации глубокого дефицита витаминов и предотвращения развития связанных с ним состояний, необходимо включать в состав рациона ребенка-вегетарианца обогащенные витаминами пищевые продукты или обеспечить прием комплексов, содержащих не менее 10 витаминов в дозе, соответствующей возрасту или безопасно превышающей ее с целью покрытия глубокого дефицита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.