Научная статья на тему 'ОЦЕНКА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ'

ОЦЕНКА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Джамалудинова Мадинат Юнускадиевна

Решение вопросов развития региональной экономики тесно связано с улучшением «мягких» и «жестких» факторов производственной среды. Другие включают: деловой климат, экономическое регулирование, доступность финансовых и консультационных услуг, наличие местных программ финансовой поддержки для бизнеса, открытые позиции, консенсус политических сил. Основная задача регулирования развития регионов и их систем в рыночных условиях - создание условий для реструктуризации экономики и увеличения производства, достижения социального и экологического благополучия и прогресса. Это означает выполнение важнейших требований законов о региональном экономическом развитии и руководящих принципов региональной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF METHODS OF REGIONAL ECONOMY MANAGEMENT

The solution of the issues of the development of the regional economy is closely related to the improvement of the “soft” and “hard” factors of the production environment. Others include: business climate, economic regulation, availability of financial and advisory services, availability of local financial support programs for business, open positions, political consensus. The main task of regulating the development of regions and their systems in market conditions is to create conditions for restructuring the economy and increasing production, achieving social and environmental well-being and progress. This means fulfilling the essential requirements of regional economic development laws and regional policy guidelines.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ»

DOI 10.47576/2712-7559_2021_5_6_530 УДК 332.1

Джамалудинова Мадинат Юнускадиевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, е-mail: madina0880@mail.ru

ОЦЕНКА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

Решение вопросов развития региональной экономики тесно связано с улучшением «мягких» и «жестких» факторов производственной среды. Другие включают: деловой климат, экономическое регулирование, доступность финансовых и консультационных услуг, наличие местных программ финансовой поддержки для бизнеса, открытые позиции, консенсус политических сил. Основная задача регулирования развития регионов и их систем в рыночных условиях - создание условий для реструктуризации экономики и увеличения производства, достижения социального и экологического благополучия и прогресса. Это означает выполнение важнейших требований законов о региональном экономическом развитии и руководящих принципов региональной политики.

Ключевые слова: регион; региональная экономика; экономическое развитие; социально-экономическая политика; государственная стратегия.

UDC 332.1

Jamaludinova Madinat Yunuskadievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: madina0880@mail.ru

ASSESSMENT OF METHODS OF REGIONAL ECONOMY MANAGEMENT

The solution of the issues of the development of the regional economy is closely related to the improvement of the "soft" and "hard" factors of the production environment. Others include: business climate, economic regulation, availability of financial and advisory services, availability of local financial support programs for business, open positions, political consensus. The main task of regulating the development of regions and their systems in market conditions is to create conditions for restructuring the economy and increasing production, achieving social and environmental well-being and progress. This means fulfilling the essential requirements of regional economic development laws and regional policy guidelines.

Keywords: region; regional economy; economic development; socio-economic policy; state strategy.

Успешное решение социально-экономических проблем требует активного использования организационного фактора - совершенствования управления регионом. Основной задачей регионального управления является определение приоритетов дальнейшего развития регионов, что требует разработки принципов и использования методов обоснования и создания механизма реализа-

ции принятой стратегии; включая структуру управления [2, с. 90].

При этом центр тяжести реализации российской социально-экономической политики переместился в регионы Российской Федерации. Здесь решается проблема обеспечения жизнедеятельности населения, основная ответственность перед населением и федеральным центром лежит на региональной власти.

Необходимо учитывать три аспекта регионального управления, а именно: отношения между регионом и федеральным центром; отношения между регионом и местным самоуправлением (городами, районами и т. д.); обеспечение комплексного развития региона как единого экономического механизма (регионального управления) [1, с. 240].

Можно сказать, что регионы как промежуточный элемент жизненной сферы напрямую реализуют социально-экономическую политику государства. Вся страна управляется регионами, а государственная стратегия воплощается в регионах.

Таким образом, администрация региона выступает как носитель общероссийских интересов с учетом специфики региона. Это не исключает конкретных аспектов управления. Напротив, учет специфики предотвращает чрезмерную централизацию и бюрократизацию экономической жизни. Экономика региона, являющаяся подсистемой социально-экономического комплекса страны, имеет все системные особенности, но проблемы региона - не единственное зеркальное отражение проблем всей системы. Поэтому, по мнению автора, необходимо изучить закономерности экономического развития региона и разработать механизм управления ими [3, с. 76].

Для дальнейшего анализа необходимы некоторые методологические пояснения. Так, ряд авторов (О. С. Белокрилова, Н. Н. Киселева, В. В. Хубулова) под региональным менеджментом понимают управление социально-экономическими процессами в регионе в контексте перехода его экономики к рыночным отношениям [6, с. 42].

В. В. Кистанов и Н. Копылов подчеркивает необходимость регионального управления для успешного решения регионами социально-экономических проблем с использованием организационных форм в виде административно-территориального устройства и системы соответствующих органов управления [5, с. 215].

Однако это определение не охватывает все аспекты управления в регионе, что ведет к улучшениям. По мнению автора, может быть обосновано следующее определение экономического управления регионом: это управление социально-экономическими процессами в регионе в рамках управленческо-

го круга экономического развития, которое обеспечивает. Согласно этому определению исследование регионального экономического управления (применительно к Республике Дагестан) должно проводиться в соответствии с общими принципами управления.

В результате управление является не частью регулирования, а скорее регулирование является частью управления, то есть его функцией. Его важность неоспорима, ведь суть регулирования - это порядок, установление, направление движения и развития, подчинение определенному порядку, организация правильного сотрудничества, создание условий для нормальной работы.

Структурная схема региональной политики, которая включает в себя все основные компоненты и субъекты процесса развития и управления регионом и описывает взаимодействие структурных элементов, наглядно показывает, как региональное управление реализуется в региональной политике. Эта структурная модель может быть применена ко всем регионам (рис. 1).

Изучая и анализируя перспективу содержания региональной политики, на наш взгляд, в современных условиях целесообразно определить цели региональной политики (обеспечение экономического развития и социального благополучия в регионе) и задачи региона. Политика - определение направлений регионального развития, формирование стратегии и задач регионального управления.

Таким образом, система менеджмента -это совокупность всех элементов, подсистем и взаимосвязей между ними, а также процессов, обеспечивающих конкретную деятельность организации в регионе.

Организацию каждого уровня управления можно рассматривать как систему социального управления: министерство, научно-производственное объединение, предприятия, мастерские, холдинги и отдельные компании, а также территорию города (района) и страны, как единое целое. Каждая из этих систем является самостоятельным объектом исследования и имеет свои особенности.

Как известно, любая система управления предполагает наличие объекта управления. Каждая сфера хозяйственной деятельности может быть объектом хозяйственного управления региона (в дальнейшем мы

Рисунок 1 - Структурная блок-схема региональной политики [5, с. 11]

будем рассматривать агропромышленный комплекс региона, как объект управления). Более глубокое понимание концепции регионального управления экономикой позволяет разделить характеристики классификации объекта управления экономикой в регионе. Представляется, что за основу можно взять классификацию А. И. Гаврилова, которая раз -граничивает объект хозяйственного управления региона по следующим критериям:

- принадлежность объекта к любой форме собственности (федеральной, муниципальной, собственность одного учреждения Федерации);

- характер продукции или услуг, производимых хозяйствующими субъектами (продукция полностью или преимущественно потребляется в пределах региона, продукция имеет межрегиональное потребление, продукция экспорта и т. д.);

- характер и степень влияния хозяйствующих субъектов на экономические, социальные и экологические процессы в регионе;

- воспроизводство условий жизни населения, удовлетворение потребностей людей

вне сферы производства (охрана здоровья, обеспечение потребностей образования и культуры, социальная защита и поддержка) [6, с. 45].

Данная классификация позволяет отнести все экономические единицы региона к объектам регионального управления. Непосредственным объектом регионального управления является имущество, принадлежащее организациям Российской Федерации и федеральное имущество, переданное в распоряжение этих субъектов, а также инфраструктура жизнеобеспечения (поликлиники, детские сады и др.), находящаяся в непосредственном владении и распоряжении администрации региона. Все остальные объекты относятся к сфере косвенного регулирования.

Успешное решение социально-экономических проблем требует активного участия организационного фактора - совершенствования управления в регионе.

Основная задача администрации субъекта - определение приоритетов дальнейшего развития, а также тщательная разработка

комплексных программ и отдельных масштабных мероприятий, требующих выработки принципов и использования обоснованных методов и создания соответствующих механизмов реализации, в том числе структура управления [2, с. 92].

С точки зрения современной российской практики региональное управление - это управление социально-экономическими процессами в переходной экономической зоне. И как один из видов особого управления региональное управление представляет собой совокупность принципов, методов, форм и средств воздействия на хозяйственную деятельность региона (социально-экономические процессы в регионе) и поэтому должно придерживаться общих принципов управления - планирование, организация, стимулы и контроль, которые обеспечивают функционирование и развитие любой управляемой системы.

Анализ зарубежного опыта, а также опыта регионального управления в России показывает, что его эффективность во многом зависит от соблюдения тщательно проверенных жизненных принципов, определенных законами рыночной экономики. Можно выделить такие принципы регионального управления, как децентрализация, партнерство, присоединение, консолидация, совместимость обособленной юрисдикции.

Исходя из главной цели социально ориентированной рыночной экономики - воспроизводства условий, обеспечивающих высокий уровень человеческой активности, задача постановки целей в процессе экономической и социальной трансформации экономики региона путем обоснования направлений ее реконструкции [4, с. 123].

В переходный период, когда каждый регион вынужден найти и завоевать определенное положение на рынках России и мира, адаптироваться к межрегиональным и глобальным экономическим отношениям и рыночным отношениям, в связи с необходимостью реализации научных прогнозов социально-экономического развития развитие региона большое значение имеют региональные целевые программы.

Прогнозы регионов основаны на генетическом подходе, при котором направления развития регионов основываются на достигнутом уровне развития производительных

сил региона, возникающих региональных проблемах и нормативно-целевом подходе, в котором траектория развития региона зависит от предыдущие цели. Сравнение результатов этих подходов улучшает каждый подход, повышая достоверность и надежность прогнозируемых результатов [1, с. 15].

В контексте рыночных отношений особая задача стимулирования занимает особое место в региональном управлении, что связано с ограниченным использованием в региональном управлении прямых методов воздействия, законных только в отношении региональной собственности. Однако в смешанной экономике региона есть предприятия и организации, принадлежащие к разным формам и типам собственности - федеральной, региональной, муниципальной, коллективной, частной и так далее, в том числе стимулирование деятельности субъектов хозяйствования.

Администрации республик, краев, областей не могут обязать предприятие федеральной, муниципальной или иной формы собственности выделить средства, например, на строительство любого объекта регионального значения. Однако администрация страны может заключить с этим предприятием договор, по которому предприятие предоставляет часть финансирования строительства, а администрация предоставляет определенные льготы - освобождает его от налога на прибыль (часть республиканского бюджета), льготные условия для использования предоставляют воду и энергию, и так далее.

Таким образом, мы понимаем, что информация нужна для выполнения управленческих функций и, следовательно, для принятия решений в администрации области. Это обязательное условие рациональной работы любой системы управления. В некотором смысле управление - это природа информационного процесса. Для эффективного управления на всех уровнях необходимо реализовать весь контур управления.

Список литературы

1. Белокрылова, О.С. Региональная экономика и управление: учебное пособие / Белокрылова О.С., Киселева Н.Н., Хубулова В.В. - Москва: Альфа-М, Инфра-М, 2016. - 240 с.

2. Джамалудинова, М.Ю. Теоретические аспекты и проблемы государственного управления региональ-

ным воспроизводством в условиях трансинформационной экономики / М.Ю. Джамалудинова // Вопросы экономики и права. - 2011. - № 31. - С. 90-93.

3. Затонский, А.В. Значение и роль природно-ре-сурсного потенциала в обеспечении устойчивого развития региона / А.В. Затонский // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2020. - № 1. - С. 76-79.

4. Коваль, А.П ВТО и региональная интеграция. Экономико-правовые основы регулирования / А.П Коваль, Р. Торрент. - Москва: Ленанд, 2018. -448 с.

5. Рыкалина, О.В. Развитие региональной инфраструктуры и связей между округами Российской Федерации / О.В. Рыкалина. - Москва: Инфра-М, 2016. -226 с.

6. Скиба, А.Н. Ресурсообеспеченность и инновации: особенности сырьевых экономик и выбор стратегии регионального развития / А.Н. Скиба // Региональная экономика: теория и практика. - 2019. - № 26 (161). - С. 41-51

References

1. Belokrylova O.S, Kiseleva N.N, Khubulova V.V Regional economy and management. Tutorial. Moscow .: Alpha-M, Infra-M, 2016, 240 p.

2. Dzhamaludinova M.Yu. Theoretical aspects and problems of state management of regional reproduction in the conditions of a transformational economy. Issues of Economics and Law No. 31, 2011, pp. 90-93.

3. Zatonsky A.V. The value and role of natural resource potential in ensuring sustainable development of the region. Scientific journal NRU ITMO. Series «Economics and Environmental Management», 2020, No 1, pp. 76-79.

4. Koval A. G., Torrent R. WTO and regional integration. Economic and legal framework for regulation. Moscow, Lenand, 2018, 448 p.

5. Rykalina O.V Development of regional infrastructure and connections between the districts of the Russian Federation. Moscow, Infra-M, 2016, 226 p.

6. Skiba A.N. Resource supply and innovation: features of raw materials economies and the choice of a regional development strategy. Regional economy: theory and practice, 2019, No 26 (161), pp. 41-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.