РАЗДЕЛ VII
ЭКОНОМИКА. ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
УДК 631.338
Воуба Е.С., Летунов С.Б., КовальчукЮ.К.
ОЦЕНКА ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ МВФ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
РЫНКА РЕГИОНА1
Научно-исследовательский институт экономики и организации с.х. СЗ,
Россия. kuko@list. ru
Реализация программы США «Переход к рынку» [2], ее главных положений по либерализации рынка региона, с.13: «открытости экономики... мирохозяйственным связям» для деятельности ТНК США, ЕС; предусмотренной для них «максимальной свободы.предпринимателя, свободного ценообразования» и невмешательства в их деятельность «всех органов государственной власти», привели к внутриотраслевой, межотраслевой и межгосударственной разбалансированности рынка, незаконному изъятию доходов у предприятий нарастающим диспаритетом цен, их неплатежеспособности, применению демпинговых цен для вытеснения отечественных предприятий с рынка региона и их банкротству.
Хотя для устранения разбалансированности рынка, ГосДума РФ приняла Федеральные законы: №53-ФЗ от 02.12.94 «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»; №100-ФЗ от 14.07.97 «О государственном регулировании агропромышленного производства»; №63-ФЗ от 14.04.98 «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли», но ввести нормы этих ФЗ РФ в С-Петербурге и Ленобласти не удается до сих пор [2]. Это привело к огромному ущербу
1 Voiba, Letunov, Kovalchuk Of liberalization IMF AGRICULTURE markets in the region, Research Institute of Economics and Organization
Так, в результате неисполнения «органами власти» п.3,ст.6 ФЗ РФ №53-ФЗ, «нормативного соотношения» внутриотраслевых цен - занижением переработкой закупочных цен и завышением торговлей розничных цен - ущерб сельхозпредприятиям «Ленплодоовощ» только на молоке оценивается, рис.1, от 0,4 до 1,2 млрд. руб., сельхозпредприятиям города и области - от 2 до 6 млрд. руб [3]. Прекращено нормативное обновление основных средств, среды обитания, кадров, реализация инноваций. Ущерб от межотраслевой и межгосударственной разбалансированности рынка на порядок больше.
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
□ Средняя цена закупочная, факт, руб/кг
□ Розничная цена потребителя фактическая
□ Нормативная закупочная цена при СР (с6*0,7)
Рис. 1. Динамика цен реализации молока сельхозпроизводителями и торговлей.
По Конституции РФ, ст.53: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».
По решению Совета директоров ассоциации «Ленплодоовощ» направлены Губернаторам Предложения по компенсации нанесенного ущерба в результате неисполнения ФЗ РФ. Но предлагаемых мер не принято. Поэтому Прокурору С-Петербурга С.И.Литвиненко направлено, № 79/3 от 26.09.2013г, Заявление «О фактах неисполнения Конституции, ФЗ РФ и возмещении нанесенного ущерба работникам сельхозпредприятий». Получены отписки.
Системны анализ результатов деятельности сельхозпредприятий Ассоциации «Ленплодоовощ» показал, что за последнее десятилетие в результате внедрения новейших наукоемких технологий, биологических систем земледелия удалось вдвое снизить издержки производства. Однако рентабельность снизилась с 50% до -5%. Т.е., все меры по повышению конкурентоспособности привели к отрицательным результатам. Полученный доход от совершенствования производства, снижения издержек оказался у
зарубежных партнеров.
В результате реализации программ США, ЕС сформирована МВФ невероятная, необъяснимая нормальной человеческой логикой ситуация. Чем лучше работают сельхозпредприятия, тем хуже у них финансовое положение. Тем выше доходы у зарубежных партнеров
Из анализа можно сделать вывод, что причиной нарастающего инвестиционного кризиса и неплатежеспособности сельхозпредприятий, нарастающей техногенной катастрофы в аграрном секторе экономики, является введенное МВФ по программам США,ЕС свободное ценообразование, которое стало реальным экономическим инструментом изъятия доходов у сельхозпредприятий, их обанкрочивания и ликвидации.
Инвестиционный кризис и неплатежеспособность сельхозпредприятий, в свою очередь, вызвали прекращение ими закупки машин и оборудования, остановке и ликвидации предприятий сельхозмашиностроения и связанных с ними по технологической цепочке множества промышленных предприятий, конструкторских, проектных, научно-исследовательских организаций. Это утеря основы продовольственной безопасности страны.
Это диктует необходимость расторжения международного договора с МВФ для прекращения реализации программ США, ЕС по либерализации рынка и безусловного исполнения ФЗ РФ по регулированию рынка, как это принято у ведущих членов ВТО, США,ЕС.
Литература
1. Шаталин С., Петраков Н., Явлинский Г.А. и др. Переход к рынку. Концепция и Программа. М., 1990. -224 с.
2. Воуба Е.С., Косякова Л.Н., Ковальчук Ю.К. Последствия внутриотраслевой разбалансированности рынка на примере молочного производства ассоциации «Ленплодоовощ». Труды 7-й Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, СПбГПУ, 2012. - С914-917
3. Ковальчук Ю.К., Воуба Е.С., Тулин Е.В. О возмещении ущерба сельхозпредприятиям Ассоциации «Ленплодоовощ» Правительством и Законодательным собранием С-Петербурга. Труды 8-й Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, СПбГПУ, 2013. - С883-885.
Ключевые слова: сельхозпредприятия, инвестиционный кризис, переход к рынку.
Key words: farms, investment crisis, transition to a market economy.