Научная статья на тему 'Системный анализ основных факторов развития ленапк'

Системный анализ основных факторов развития ленапк Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системный анализ основных факторов развития ленапк»

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ЛЕНАПК

Ковальчук Ю.К., д.т.н., ведущий. науч. сотр., Воуба Е.С., науч. сотр., Летунов С.Б., науч.

сотр. ФГБНУ СЗ НИЭСХ

Задачи. Санкции США, ЕС по разрушению экономики России и введенное Президентом РФ эмбарго на поставку импортного продовольствия выдвинули в число первоочередных задач необходимость импортозамещения, восстановления отечественного производства продуктов. Однако импортозамещение буксует, стремительно растут цены. В чем причина этого?

Оценка ситуации. Правительство С-Петербурга в соответствии с «курсом реформ» 90-х, предусматривающих^], с.6: «...помощь Запада в переводе экономики на рыночные основы» по «... установленным критериям» МВФ, приняло решение о ставке на импорт. Поэтому все законодательство и логистика рассчитаны на реализацию в городе только импортного продовольствия. С тех пор в принципе ничего не изменилось.

Таблица 1 - Производство сельхозпродукции в Ленинградской области, тыс. т., гол.

Продукция/ года 1990 2001 2005 2010 2012 2013 2014 1990/2001, раз

Молоко 952,0 497,8 494,6 502,5 523,1 514,1 523,7 1,9

Говядина 79,7 20,2 20,7 22,7 23,0 23,9 24,1 3,9

Свинина 72,2 5,8 3,0 24,7 29,5 30,9 36,4 12,5

Овощи 239,3 157,9 140,5 139.2 148,2 129,4 129,4 1,5

Картофель 300,0 165,6 100,9 106,1 110,7 88,7 83,4 1,8

Поголовье КРС 551,2 202,9 171,4 163,9 165,8 162,5 161,7 2,7

в т.ч. коровы 226,4 93,2 78,2 76,5 73,4 70,0 70,4 2,4

Свиньи 585,1 93,1 33,6 167,5 180,1 180,7 183,3 6,2

Официальная статистика действительно регистрирует катастрофическое сокращение производства в сельхозпредприятиях в 90-х годах, табл.1. В главной отрасли региона, молочном животноводстве, за 1990-95гг производство молока сокращено вдвое. Стабилизация в производстве молока достигнута в 2000-х в основном за счет его увеличения ассоциацией «Ленплодоовощ» до 100 тыс. т. и повышения вдвое продуктивности коров в сельхозпредприятиях [2]. Т.е., за прошедшие годы не только не восстановлено молочное производство, а продолжается его поэтапная ликвидация. Поголовье коров сокращено уже втрое. Практически полностью ликвидировано отечественное промышленное производство говядины, свинины.

В результате ставки на импорт и прекращения Правительством Санкт-Петербурга госзакупок продовольствия у сельхозпредприятий Ленинградской области, ликвидировано на селе 170 тыс. рабочих мест. А вынужденное потребление населением города импортных продуктов, привело к резкому росту болезней, смертности, снижению рождаемости. Людские потери титульного населения в С-Петербурге, более миллиона человек, уже вдвое превысили блокадные потери в войну 1941-45гг. [3].

Национальная стратегия. Огромный экономический ущерб и людские потери, в связи с принятыми на высшем уровне решениями об интеграции России в мировую экономику на условиях ВТО, поставили задачи:

1. Создать для условий ВТО конкурентоспособные сельхозпредприятия.

2. Унифицировать правовое поле РФ с ведущими членами ВТО, США, странами ЕС.

Необходимость их решения обусловлена следующим. Выполненные исследования по-казали[4], что сельское хозяйство США, стран ЕС в рамках ВТО динамично развивается. Это обеспечивается тем, что США для выхода из Великой Депрессии 30-х годов осуществили переход на Российскую модель регулируемого рынка, в основе которой госзаказ, доводимые сельхозпроизводителям квоты производства продовольствия, гарантированные цены. Евро-парламентом также приняты меры по формированию правового поля регулируемого рынка. Это диктует в условиях ВТО необходимость унификации с ними правового поля РФ.

Решение задач. Если первая задача уже успешно решена [5]. На базе Ассоциации «Ленплодоовощ», созданной в 1993г, реализован пилотный проект восстановления и развития сельхозпредприятий отрасли промышленного овощеводства. Новейшие наукоемкие

технологии, биологические системы земледелия позволили создать конкурентоспособное производство с показателями мирового уровня и лучшими в РФ.

Вторую задачу не удается решить уже 20 лет, хотя ГосДумой РФ, для унификации правового поля РФ с ведущими членами ВТО, уже приняты необходимые ФЗ РФ: №53-ФЗ от 02.12.94 «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»; №100-ФЗ от 14.07.97 «О государственном регулировании агропромышленного производства»; №63-ФЗ от 14.04.98 «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли».

В законах обобщен опыт перехода к регулируемому рынку ведущих членов ВТО, США, ЕС. Для ввода норм этих ФЗ РФ в регионах, в соответствии с п.2, ст.76 Конституции РФ, по предметам совместного ведения, должны «... приниматься законы и иные нормативные акты субъектов РФ». Но соответствующие законы С-Петербурга не приняты до сих пор. Ущерб стремительно нарастает[3]. Это диктует необходимость устранения причин, препятствующих решению задач, поставленных Президентом РФ.

Федеральный закон РФ №53-ФЗ от 2.12.94 предусматривает, п. 3, ст. 6: «... Правительство РФ устанавливает нормативное соотношение между стоимостью закупаемого сырья и стоимостью вырабатываемой из него готовой продукцией, а также предельный размер торговых надбавок к ценам на продукцию, поставляемую в Федеральный фонд, с учетом безубыточной реализации готовой продукции. Правом соответствую-

щего регулирования цен на ...продовольствие, поступающего в региональные фонды, наделяются органы исполнительной власти субъектов РФ».

«Нормативное соотношение» - это одно из ключевых положений ВТО, необходимое для защиты потребителей от необоснованного роста цен на продукты и, самое главное, обеспечения взаимовыгодного предпринимательства сельхозпроизводителей, переработчиков, торговли.

При производстве продовольствия, например молока, в технологической цепочке «поле-магазин» затраты труда и ресурсов составляют у сельхозпроизводителей в среднем около 70% от общих затрат, у переработчиков (молокозаводов) - 22%, в торговле - 8%. Технологическая цепочка в молочной отрасли будет нормально функционировать, если в такой же пропорции: 70, 22, 8%, (пропорционально фактическим затратам) будет распределяться и доход от реализации молока населению. Но «нормативное соотношение» не введено до сих пор.

Суть нарушения п.3,ст.6 ФЗ РФ №53-ФЗ, изложена в письмах Генерального директора Ассоциации «Ленплодоовощ» В.Н. Пашинско-го к Губернатору С-Петербурга, что «... в условиях регулируемого рынка сельхозпроизводители получали от суммы реализованной продукции 75-80% выручки, а 20-25% получало оптово-розничное звено, то сейчас, в условиях нерегулируемого рынка сельхозпроизводитель получает 20-25% от суммы выручки». Молокозаводы действительно занижают закупочные цены, а торговые сети резко повышают розничные цены, рис. 1.

60! 50 40 30 20 10 0

шёШ

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2015

□ Средняя цена закупочная, факт, руб/кг □ Розничная цена потребителя фактическая

□ Нормативная закупочная цена при СР (с6*0,7)

Рисунок 1 - Внутриотраслевая разбалансированность рынка при свободном ценообразовании

Фактически, ценовую ситуацию на рынке молока сегодня формируют ТНК (транснациональные корпорации) США,ЕС, их торго-

вые сети, осуществившие [1], с. 60: «приватизацию переработки, оптовой и розничной торговли продуктами... Совместные предпри-

ятии...в пищевой промышленности... ». Так, французская ТНК, группа компании «Danone» и американская ТНК - «PepsiCo» контролируют сегодня более половины рынка перерабатываемого молока в Северо-Западе.

Собственниками торговых сетей являются иностранные компании: «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Народный»,... -Нидерландов; «Метро» - Германии; «Ашан» -Франции; «Лента» - Британские Виргинские острова ... Они монополизировали рынок ре-

гиона, формируют цены, качество продуктов, жизненный уровень населения, табл. 2.

ТНК США,ЕС, приватизировав молокозаводы, закупали молоко у сельхозпредприятий «Ленплодоовощ» по цене от 18 руб./кг при жирности 3,6% до 24 руб./кг при жирности 4,1%. Т.е., розничная цена по закону не должна превышать 25-30 руб./кг. Однако население Питера покупает бутылку молока по 50-60-70 руб. и выше в зависимости от жирности.

Таблица 2 - Ценовые показатели по молочному животноводству Ассоциации Ленплодоовощ»

№ Показатели 2006 2007 2008 2009 2010 2015

1 Валовое производство молока, т 99541 92565 93895 86818 116341 99574

2 Себестоимость молока, полная, руб./кг 7,65 9,51 12,85 12,87 13,50 19,80

3 Средняя цена закупочная, факт, руб./кг 8,36 10,39 14,53 13,93 15,53 21,62

4 Уровень рентабельности молока факт, % 9,28 9,20 13,40 7,60 15,00 9,20

5 Розничная цена потребителя факт, руб./кг 18,2 20,1 30,89 31,13 37,0 60,00

6 Нормативная закупочная цена, руб./кг 12,74 14,07 21,62 21,80 25,90 42,00

7 Недоплата сельхозпредприятиям, руб./кг 4,38 3,68 7,09 7,87 10,37 20,38

8 Ущерб сельхозпроизводителям, млн руб. 436,0 340,6 665,7 683,2 1206,4 2029,3

9 Нормативная розничная цена, руб./кг 11,44 14,2 19,2 18,83 20,77 25,74

10 Превышение розничной цены , руб./кг 6,76 5,90 11,69 12,30 16,23 34,26

11 Ущерб потребителям, млн руб. 672,9 546,1 1096,7 1067,9 1888,2 3411,4

Торговые сети, вместо 8% по «нормативному соотношению», устанавливают «торговую надбавку» свыше 200%. Население переплачивает ТНКСША,ЕС в среднем около 30 рублей за каждую бутылку молока. При такой розничной цене молока, закупочная цена у сельхозпредприятий должна составлять по закону не ниже 40 руб./кг. Фактическая закупочная цена занижена ТНК вдвое. В результате отказа Правительства С-Петербурга исполнять ФЗ РФ незаконно изъято у предприятий ассоциации «Ленплодоовощ» от 0,5 в 2006 г. до 2 млрд руб. в 2015 г. Потери молочной отрасли Ленобласти от внутриотраслевой разбалансиро-ванности только рынка молока - свыше 10 млрд. руб. Официальная статистика подтверждает, что, не получив свою долю дохода, большинство сельхозпредприятий области стали банкротами, вырезали поголовье коров, сократили производство молока в области вдвое.

Конституция РФ, ст.53, предусматривает «. возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их

должностных лиц». Необходимо обеспечить безусловное исполнение ФЗ РФ и возмещение ущерба сельхозпредприятиям.

Источники

1. С. Ситорян. Советская экономика глазами международных экспертов. Вопросы экономики, 1991, № 3, -С3-48.

2. Ковальчук Ю.К., Летунов С.Б., Пермяков Е.Г. Импортозамещение в соответствии с введенным эмбарго. Инновации, №6, 2015. -С7-11.

3. Пашинский В.Н., КовальчукЮ.К. Кластер «Ленплодоовощ»: работа на импортозамещение. Картофель и овощи, №1, 2015. -С4-8.

4. Ковальчук Ю.К. Программа «100 дней» Ф.Д..Рузвельта вывода США из Великой Депрессии - опыт для России. / Современное экономическое и социальное развитие: проблемы и перспективы. Труды Вольного экономического общества России, вып. 14. -СПб.:ООО «СПАН», 2010. -С47-64.

5. Пашинский В.Н., КовальчукЮ.К., Летунов С.Б. Ленинградская модель: 20-летняя практика реализации национальной стратегии развития АПК. Научное обозрение: теория и практика. №3, 2016. -С38-51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.