Научная статья на тему 'Оценка криминальной ситуации в вузовской студенческой среде и меры ее коррекции'

Оценка криминальной ситуации в вузовской студенческой среде и меры ее коррекции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
733
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ВУЗ / КРИМИНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ДИАГНОСТИКА / ПРОФИЛАКТИКА / STUDENTS / CRIME / COLLEGE / CRIMINAL SITUATION / DIAGNOSIS / PREVENTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Симоненко Александр Викторович, Грибанов Евгений Викторович

В статье на основе проведенных эмпирических исследований представлена характеристика криминальной ситуации в вузовской студенческой среде, дана ее криминологическая оценка и предложены меры коррекции свойственных ей криминальных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Симоненко Александр Викторович, Грибанов Евгений Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF CRIMINAL SITUATION IN A HIGH SCHOOL STUDENT COMMUNITY AND MEASURES FOR ITS CORRECTION

In this paper, based on empirical studies the characteristics of the criminal situation in the university student community, given its criminological assessment and proposed corrective measures inherent in her criminal processes.

Текст научной работы на тему «Оценка криминальной ситуации в вузовской студенческой среде и меры ее коррекции»

Юридические науки

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

\ о ^

А.В. Симоненко,

доктор юридических наук, профессор, Краснодарский университет МВД России

Е.В. Грибанов,

кандидат юридических наук, доцент

ОЦЕНКА КРИМИНАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В ВУЗОВСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ И МЕРЫ ЕЕ КОРРЕКЦИИ

ASSESSMENT OF CRIMINAL SITUATION IN A HIGH SCHOOL STUDENT COMMUNITY AND MEASURES FOR ITS CORRECTION

В статье на основе проведенных эмпирических исследований представлена характеристика криминальной ситуации в вузовской студенческой среде, дана ее криминологическая оценка и предложены меры коррекции свойственных ей криминальных процессов.

In this paper, based on empirical studies the characteristics of the criminal situation in the university student community, given its criminological assessment and proposed corrective measures inherent in her criminal processes.

Российское студенчество занимает особое место в социальной структуре общества — это культурный, интеллектуальный потенциал страны. Являясь активным участником общественнополитической, экономической, социальной жизни государства, студенческая молодежь несет в социум свои интересы, потребности и ценностные установки.

Общество заинтересовано в воспитании морально зрелой, духовно богатой, законопослушной личности, осознающей свои права и обязанности, обладающей развитым чувством патриотизма, ответственности за себя и своих близких, готовностью к активному участию в жизни страны.

Преступность среди студентов в России всегда была менее распространена, чем в иных социальных группах населения. Этому способствовали преобладающие позитивные особенности личности студентов.

Сегодня развитие общества характеризуется сложной криминологической ситуацией. Возрастает количество и степень криминальных угроз. Кризисные явления в экономике, криминализация общественной жизни, негативные изменения культурных ценностей, деградация нравственности и морали, экспансия криминальной субкультуры, невысокий уровень доверия населения к органам власти — эти и другие негативные процессы активно влияют на общественное состояние [1].

122

Вестник Воронежского института МВД России №1 / 2015

Современная молодежная политика затрудняет процесс формирования официальных каналов вертикальной восходящей мобильности, образование не выступает гарантом социальной карьеры и материального благополучия сегодняшних студентов. Молодые люди нацелены на быструю авантюрную карьеру, позволяющую достичь максимального финансового благополучия за короткое время и содержащую порой значительные криминальные составляющие. Такая деятельность представляется молодым людям быстрым, а самое главное, доступным «лифтом» к вершине социальной стратификации российского общества [2].

Материальное положение современного студенчества не обеспечивает необходимые возможности для жизненного и профессионального самоопределения и зависит в основном от социально-профессионального статуса и материального достатка родителей. Жертвуя успеваемостью, одни вынуждены подрабатывать и искать иные, нередко незаконные, способы получения дополнительного дохода, а другие «прожигают» жизнь, находя удовлетворение своих потребностей в различных формах девиантного поведения. На это указали 82% респондентов проведенного нами экспертного опроса*.

Низкий уровень удовлетворенности студентов своим социальным и материальным положением порождает острые противоречия, которые вкупе с нравственной аномией заставляют их искать различные сомнительные способы выхода из сложившейся ситуации.

Студенты вузов являют собой наиболее активную часть молодежи, которая крайне остро реагирует на социальные противоречия и несправедливость. Именно это свойство используется для их вовлечения в экстремистскую деятельность [3]. Экстремистские организации и их представители, мимикрируя под осуществление социальнозначимой деятельности, используют активность студенческой молодежи в своих преступных целях.

Вакуум в организации досуга студентов заполняют формы деятельности, зачастую имеющие антиобщественную окраску. Большинство студентов находят развлечение в употреблении алкоголя, психоактивных веществ, посещении ночных заведений с сомнительной репутацией, вступают в контакты с представителями криминальной среды. В студенческом кругу культивируется терпимое отношение к употреблению легких наркоти-

* В течение 2014 года нами были проведены: опрос 300 экспертов, в число которых вошли ученые, сотрудники правоохранительных органов, педагоги и представители общественных организаций; анонимный интернет-опрос по специально разработанной анкете 350 студентов воронежских вузов.

ков, распитию спиртных напитков в общественных местах, сквернословию и половой распущенности. Об этом свидетельствуют данные специального опроса, проведенного нами среди студентов воронежских вузов. На наличие указанных тенденций указали более 60% опрошенных студентов.

В современной системе образования сохранились негативные тенденции 90-х и начала 2000-х годов [4]. Воспитательная работа по-прежнему не относится к приоритетным направлениям деятельности вузов, излишняя коммерциализация образования породила отношение к знанию как к товару и отодвинула на периферию функции воспитания. Такой вывод подтверждают опрошенные нами эксперты. Проблемы в организации воспитательной работы в вузах отметили 68% респондентов.

Следствием указанных негативных тенденций выступает увеличивающаяся криминализация молодежной студенческой среды.

Вместе с тем исследования, посвященные проблемам студенческой преступности, достаточно скупо представлены на страницах научной литературы. Специальные комплексные криминологические исследования рассматриваемой проблематики носят единичный и эпизодический характер [5, 6, 7]. Такое положение дел объясняется следующими причинами.

Во-первых, проблема студенческой преступности часто подменяется проблемой молодежной преступности и поглощается последней. Такой подход представляется не совсем верным. Понятием молодежной преступности объединяются различные группы преступлений и лиц, их совершивших, которые имеют порой достаточно слабые взаимосвязи. Достаточно сказать о возрастной характеристике лиц, совершающих такие преступления, находящейся в диапазоне от 18 до 29 лет. Представители этих возрастов имеют совершенно разные и порой несравнимые психологические, демографические, социальные и иные характеристики (семейное положение, род деятельности, бытовое устройство и т.п.). Очевидно, что такой разброс в особенностях объединяемых групп преступлений и лиц, их совершивших, приводит к механистическому сложению совершенно разных и не связанных между собой тенденций и закономерностей. Выделение же студенческой преступности и ее изучение в качестве самостоятельного вида в известной мере устраняет указанные противоречия. Такой вид преступности объединяет в себе преступления, совершенные лицами в возрасте от 17 до 22 лет (за некоторыми исключениями), имеющими социальный статус студента и ведущими соответствующий образ жизни, испытывающими

123

Юридические науки

на себе весь спектр социальных противоречий, свойственных студенческой среде. Такие преступления обладают значительным сходством детерминирующих факторов, особенностей личности преступника, механизма преступного поведения, мотивов и мотивации, социальных последствий, мер и возможностей их предупреждения.

Во-вторых, сказываются недостатки статистического учета преступлений, совершаемых студентами. Соответствующая статистическая информация, полученная нами на региональном уровне, оказалась неприменимой для целей научного анализа в силу эпизодической фиксации ею соответствующих показателей и ее неполного соответствия требованиям достоверности [8]. По экспертным оценкам, полученным в ходе нашего исследования, официальная уголовная статистика фиксирует лишь до 10% всех криминальных проявлений в студенческой среде.

По данным, полученным нами в ходе экспертного опроса, в структуре студенческих правонарушений основное место (около 85%) занимают административные правонарушения, посягающие на общественный порядок, здоровье населения и общественную нравственность, правонарушения в области дорожного движения и некоторые другие, выступающие фоном будущей преступной деятельности.

Что касается собственно криминальных проявлений, то наиболее распространенными преступлениями в студенческой среде, по мнению опрошенных нами экспертов, являются наркопреступления, коррупционные преступления, насильственные (преступления против здоровья, половой свободы и половой неприкосновенности) и корыстные посягательства (мошенничества, кражи). Нередки случаи совершения студентами дорожно-транспортных преступлений, уголовно-наказуемых деяний экстремистской направленности, преступлений в сфере компьютерной информации, оказания коммерческих криминальных услуг.

Опрошенные нами эксперты (87%) указали на значительную латентность ряда криминальных явлений в студенческой среде: наркотизма, мошенничества, коррупционных и экстремистских проявлений, преступлений в сфере компьютерной информации, оказания коммерческих сексуальных услуг.

Криминогенный потенциал формируется в студенческой среде в том числе и через формирование наряду с легальными формами теневого учебного процесса, криминальное содержание которого составляют взяточничество, мошенничество, должностные злоупотребления. По данным проведенного нами опроса студентов, с не-

легальными формами учебного процесса в различной степени сталкивались 86% респондентов.

Криминологи выделяют два типа ненормативных отношений в высших учебных заведениях: 1) решение вопросов через неформальные договоренности (взаимные услуги, просьбы коллег, знакомых и т.д.); 2) переход от нарушений этики к уголовно наказуемым поступкам (взятки, поборы, подкуп) [9].

Нормой поведения в студенческой среде становится готовность молодых людей преступить правовые и нравственные запреты, если того потребуют их личные интересы и потребности. «Меньшинство, отклоняющееся от данных стандартов, маркируется представителями большинства как “лохи” (неспособные достигать целей любыми средствами) или “ботаны” (выполняющие все формальные требования учебного процесса)» [10].

Вместе с тем своеобразие студенчества как объекта профилактики состоит в том, что данный социальных слой открыт для проведения профилактической работы, формирования ценностнонормативных характеристик сознания (взглядов, убеждений, ценностных ориентаций) [2. — С.2, 3].

Для выработки эффективных предупредительных мер в этой области административным органам вузов и сотрудникам правоохранительных органов требуется объективная картина, отражающая степень вовлеченности студентов в преступную или иную антиобщественную деятельность. На недостаток подобного рода актуальной криминологической информации указали 76% опрошенных экспертов.

В связи с этим представляется целесообразным проведение последовательной ежегодной диагностики криминальной ситуации в российских вузах. Диагностика позволяет решить ряд задач:

- выявить остроту криминальной ситуации в вузе, т.е. степень вовлеченности студентов в антиобщественную и преступную деятельность;

- определить механизм (субъекты, объекты, пути и т.п.) втягивания студентов в преступную и антиобщественную деятельность;

- типологизировать студентов в зависимости от их приобщенности к криминальной субкультуре, выявить их группы для дальнейшей адресной работы;

- установить отношение большинства учащихся к различным проявлениям криминала;

- выявить количественные и качественные параметры информированности студентов о методах и формах преступной деятельности, о мерах воздействия на преступность, а также определить характер их отношения к правоохранительным органам.

124

Вестник Воронежского института МВД России №1 / 2015

Диагностика предполагает реализацию следующих механизмов изучения ситуации:

- статистический учет информации в специальной криминологической карте вуза (география вуза, демографический и этнический состав студентов, показатели административной де-ликтности, криминальный опыт, склонность к употреблению алкоголя и наркотиков и т.п.);

- учет реального соотношения между студентами, приобщенными к криминальным явлениям и исключенными из них, как один из основных показателей криминальной ситуации в вузе.

Администрации вузов и сотрудники правоохранительных органов могут произвести измерение искомых показателей путем информационного контроля криминальной ситуации с помощью статистических и социологических методов.

Эти преимущества криминологической диагностики рекомендуется использовать для анализа текущей ситуации в вузе и ее прогноза на ближайшую перспективу. Диагностика и прогноз, в свою очередь, выступают в качестве основы выработки адекватных ситуации путей ее изменения в позитивную сторону, планирования официальных профилактических мероприятий по корректировке ситуации, а также обоснованной оценки эффективности профилактических мер. Криминологическая диагностика и прогнозирование позволяют не упустить момент появления новых криминальных тенденций в вузе и опередить их разрастание до стадии необратимости.

Предупреждение студенческой преступности во многом зависит от организации взаимодействия субъектов профилактики. Помимо администрации образовательных учреждений в этот процесс должны быть включены сотрудники органов внутренних дел, иных правоохранительных органов, общественных организаций.

Центральным субъектом профилактики студенческой преступности наряду с администрациями вузов выступают участковые уполномоченные полиции, на административном участке которых расположен вуз. Итогом взаимодействия этих субъектов должны быть вузовские криминологические карты, программы и планы профилактики правонарушений, построенные на основе криминологических прогнозов. Участковые уполномоченные полиции способны оказать администрациям вузов необходимую организационно-методическую и правовую помощь в разработке и реализации подобного рода документов.

При содействии вуза должна быть организована профилактическая работа участкового уполномоченного полиции в рамках общей и индивидуальной профилактики преступлений среди студентов.

Участковые уполномоченные полиции способны стать инициаторами создания общественных молодежных объединений правоохранительной направленности либо совершенствования работы уже действующих.

Реализация некоторых из рассмотренных выше направлений регламентирована приказом МВД России от 31.12.2012 № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» [11]. В частности, в разделе XIII «Особенности несения службы участковым уполномоченным полиции на административном участке с образовательным учреждением» на участкового уполномоченного полиции, на административном участке которого расположен вуз, среди прочего возлагается ряд обязанностей:

- знать структуру и режим работы вуза;

- знать и анализировать оперативную обстановку на территории вуза, вносить непосредственному руководителю предложения по повышению эффективности профилактической деятельности на территории вуза;

- планировать и осуществлять свою деятельность с учетом организации учебного процесса в вузе;

- проводить профилактическую работу со студентами, совершившими административные правонарушения, а также иные антиобщественные действия, в том числе экстремистской направленности, на территории вуза;

- использовать возможности общественных молодежных объединений по предупреждению преступлений и административных правонарушений среди студентов;

- оказывать при необходимости руководству и профессорско-преподавательскому составу организационно-методическую и правовую помощь по вопросам профилактики преступлений и административных правонарушений среди студентов.

Вместе с тем нормативные положения рассматриваемого документа не предусматривают четкого механизма реализации соответствующих полномочий и критериев оценки такой деятельности. Устранение данного пробела возможно путем разработки и издания совместного нормативного правового акта Минобрнауки России и МВД России, иных правоохранительных органов, посвященного вопросам профилактики преступлений и правонарушений в студенческой среде, организации качественного взаимодействия территориальных подразделений органов внутренних дел, вузов и иных правоохранительных органов, а также определению четких критериев оценки такой деятельности.

125

Юридические науки

К иным перспективным направлениям организации работы по профилактике преступлений и иных правонарушений в молодежной студенческой среде опрошенные эксперты отнесли следующие:

1. Создание в соответствии с Федеральным законом «Об участии граждан в охране общественного порядка» студенческих отрядов правоохранительной направленности в тех вузах, в которых они еще не созданы.

2. Обучение студенческих отрядов правоохранительной направленности основам правоохранительной деятельности (правовая, криминологическая, физическая, психо лого-педагогическая подготовка).

3. Разработка единого стандарта норм и правил поведения в образовательной организации, взаимоотношений «студент — вуз», «вуз — студент», представленного в форме Кодекса студента. В кодексе следует предусмотреть морально-этические и правовые формы регулирования отношений, возникающих в студенческой внутривузовской среде.

4. Регулярный выпуск в вузовских СМИ информационных материалов по вопросам правового положения студентов, защиты их законных прав и интересов, ответственности за правонарушения.

5. Организация взаимодействия вузов с правоохранительными органами и общественными организациями по вопросам профилактики правонарушений в студенческой среде.

6. Организация профилактических акций, фестивалей, тренинговых мероприятий, форумов, направленных на формирование толерантности, профилактику коррупционного поведения, нарушений правил безопасности дорожного движения, наркопотребления, обеспечение личной безопасности, формирование здорового образа жизни и др.

7. Проведение цикла нравственно-правовых лекториев со студентами вузов с привлечением специалистов соответствующего профиля (медиков, психологов, сотрудников ОВД и иных правоохранительных органов).

8. Разработка комплекса учебно-методических материалов (брошюры, видеоуроки, пособия, буклеты, билборды, памятки) по профилактике правонарушений и преступлений, алкоголизма, наркотизма среди студентов, обеспечению личной безопасности с учетом специфики криминальной обстановки конкретного региона, отдельных районов и вузов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грибанов Е.В. Криминологические аспекты изучения культуры: монография / под науч.

ред. А.В. Симоненко. — Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2012. — С. 4.

2. Зизиашвили И.В. Превенция девиантного поведения как форма социального контроля: региональный аспект: дис. ... канд. социол. наук. — Саратов, 2006. — С. 3, 4.

3. Рыдченко К.Д., Соловьев В.С. Правовые меры противодействия экстремизму в молодежной среде // Вестник Воронежского института МВД России. — 2013. — № 4. — С. 33—40.

4. Симоненко А.В. О роли правового воспитания в предупреждении преступлений // Криминологический журнал. — 2003. — № 1 (4). — С. 40.

5. Корсантия А.А. Предупреждение краж, грабежей и разбоев, совершаемых студентами Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2004. — 247 с.

6. Нечаева Т.А. Профилактика преступлений в студенческой среде высших учебных заведений: дис. ... канд. юрид. наук. — Ставрополь, 2002. — 184 с.

7. Дранников В.Н. Криминологические и уголовно-правовые аспекты профилактики наркотизма в студенческой среде: дис. . канд. юрид. наук. — Ростов-на-Дону, 2001. — 224 с.

8. Малышев А.Н., Соловьев В.С. Правовая статистика в органах внутренних дел: учебное пособие. — Воронеж, 2014. — С. 45—47.

9. Решетняк С.Б. Ненормативные отношения и коррупция в украинских вузах и пути их преодоления // Девиантное поведение: социологический, психологический, юридический аспекты: материалы круглого стола (Харьков, 16 апреля 2008 г.). — Харьков, 2008. — С. 58.

10. Поклад В. Криминогенный потенциал постсоветского студенчества // URL: http:// www.crimpravo.ru/blog/3201.html (дата обращения: 24.02.2015).

11. Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции: приказ МВД России от 31.12.2012 г. № 1166 // Российская газета. — 2013. — 27 марта.

REFERENCES

1. Gribanov E.V. Kriminologicheskie aspektyi izucheniya kulturyi: monografiya / pod nauch. red. A.V. Simonenko. — Voronezh: Voronezhskiy insti-tut MVD Rossii, 2012. — S. 4.

2. Ziziashvili I.V. Preventsiya deviantnogo povedeniya kak forma sotsialnogo kontrolya: re-gionalnyiy aspekt: dis. ... kand. sotsiol. nauk. — Saratov, 2006. — S. 3, 4.

3. Ryidchenko K.D., Solovev V.S. Pravovyie meryi protivodeystviya ekstremizmu v molodezhnoy

126

Вестник Воронежского института МВД России №1 / 2015

srede // Vestnik Voronezhskogo institute MVD Ros-sii. — 2013. — # 4. — S. 33—40.

4. Simonenko A.V. O roli pravovogo vospitani-ya v preduprezhdenii prestupleniy // Kriminolog-icheskiy zhurnal. — 2003. — # 1 (4). — S. 40.

5. Korsantiya A.A. Preduprezhdenie krazh, grabezhey i razboev, so-vershaemyih studentami Rossiyskoy Federatsii: dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 2004. — 247 c.

6. Nechaeva T.A. Profilaktika prestupleniy v stu-dencheskoy srede vyisshih uchebnyih zavedeniy: dis. ... kand. yurid. nauk. — Stavropol, 2002. — 184 c.

7. Drannikov V.N. Kriminologicheskie i ugolovno-pravovyie aspektyi profilaktiki narkotizma v studencheskoy srede: dis. ... kand. yurid. nauk. — Rostov-na-Donu, 2001. — 224 c. 8. Malyishev A.N., Solovev V.S. Pravovaya statistika v organah

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

vnutrennih del: uchebnoe posobie. — Voronezh, 2014. — S. 45—47.

9. Reshetnyak S.B. Nenormativnyie otnosheniya i korruptsiya v ukrainskih vuzah i puti ih pre-odoleniya // Deviantnoe povedenie: sotsiolog-icheskiy, psihologicheskiy, yuridicheskiy aspektyi: materialyi kruglogo stola (Harkov, 16 aprelya 2008 g.). — Harkov, 2008. — S. 58.

10. Poklad V. Kriminogennyiy potentsial postsovetskogo studenchestva // URL: http://www.crimpravo.ru/blog/3201 .html (data obrascheniya: 24.02.2015).

11. Voprosyi organizatsii deyatelnosti uchastkovyih upolnomochennyih politsii: prikaz MVD Rossii ot 31.12.2012 g. # 1166 // Rossiyskaya gazeta. — 2013. — 27 marta.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Симоненко Александр Викторович. Начальник университета. Доктор юридических наук, профессор.

Краснодарский университет МВД России.

E-mail: [email protected]

Россия, 350005, Краснодар, ул. Ярославская, 128.

Грибанов Евгений Викторович. Заместитель начальника кафедры уголовного права и криминологии. Кандидат юридических наук, доцент.

Воронежский институт МВД России.

E-mail: [email protected]

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53.

Simonenko Alexander Victorovich. Head of University. Doctor of Law, Professor.

Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia.

E-mail: [email protected]

Work address: Russia, 350005, Krasnodar, Yaroslavskaya Str., 128.

Gribanov Evgeniy Victorovich. Deputy Head of the chair of Criminal Law and Criminology. Candidate of Law, Assistant Professor.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.

E-mail: [email protected]

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53.

Ключевые слова: студенты; преступность; вуз; криминальная ситуация; диагностика; профилактика.

Key words: students; crime; college; criminal situation; diagnosis; prevention. УДК 343.9

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.