Научная статья на тему 'Оценка конкурентоспособности региона'

Оценка конкурентоспособности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1397
2122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шорохов Владимир Павлович, Колькин Дмитрий Николаевич

В статье исследованы теоретические подходы к определению конкурентоспособности региона и факторы, ее определяющие. Выполнен анализ показателей конкурентоспособности хозяйственного комплекса Могилевской области Белоруссии и осуществлена оценка его региональной конкурентоспособности на базе статистических данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка конкурентоспособности региона»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В.П. Шорохов, Д.Н. Колькин ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА

В статье исследованы теоретические подходы к определению конкурентоспособности региона и факторы, ее определяющие. Выполнен анализ показателей конкурентоспособности хозяйственного комплекса Могилевской области Белоруссии и осуществлена оценка его региональной конкурентоспособности на базе статистических данных.

Конкурентоспособность - многогранное понятие, которое может быть определено в различных аспектах в зависимости от решаемых задач. Универсального определения конкурентоспособности для всех субъектов экономики нет и в принципе быть не может. Все зависит от того, применительно к какому объекту (предмету) или субъекту оно рассматривается.

На микроуровне термин «конкурентоспособность» применим к соперничеству (конкуренции) определенного числа фирм, которые ведут хозяйственную деятельность в целях максимизации прибыли и обеспечения экономического роста. Конкуренция предполагает максимизацию удовлетворения спроса потребителей посредством производства (реализации) продукции. На данном уровне правомерно говорить о конкурентоспособности конкретной продукции, т.е. ее способности соответствовать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогами, представленными на рынке. С одной стороны, конкурентоспособность определяется качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами, с другой - рыночными ценами предложения.

На макроуровне конкурентоспособность выражается в высоком уровне экономического роста и возможности генерировать постоянно растущие реальные доходы населения и жизненные стандарты. В свою очередь достижение социальных и природоохранных целей дополняет понятие конкурентоспособности на макроуровне и расширяет набор отражающих ее индикаторов.

В настоящее время особый интерес представляет региональная конкурентоспособность, которую можно определить как способность территории производить продукцию и оказывать услуги, соответствующие требованиям зарубежных рынков, и одновременно поддерживать высокий и стабильный уровень доходов своего населения. В широком определении региональная конкурентоспособность - это возможность регионов в условиях международной конкуренции обеспечивать сравнительно высокие доходы и уровень занятости населения. Другими словами, чтобы регион был конкурентоспособным, очень важно обеспечить количество и качество рабочих мест.

Существуют две точки зрения относительно формирования региональной конкурентоспособности.

Первая. Региональная конкурентоспособность развертывается как совокупность конкурентоспособностей субъектов хозяйствования (всех форм собственности), находящихся в границах данного региона. Это означает, что интересы субъектов хозяйствования, которые находятся в регионе и способны прибыльно производить продукцию, соответствующую (по цене, качеству и т. д.) требованиям рынка, совпадают с интересами (стратегией) региона в целом.

Важным показателем уровня конкурентоспособности является высокая производительность ресурсов, поэтому определение факторов, влияющих на ее повышение, особенно необходимо для территорий, которые сравнительно недавно стали внедрять стратегии конкурентоспособности. Однако акцентирование на производительности ресурсов не должно затенять процессов обязательного повышения заработной платы, увеличения доходов населения, развития рыночных структур и т. п. Исходя из этого региональную конкурентоспособность можно определить как способность региональной экономики оптимизировать свои внутренние ресурсы в целях конкуренции на национальном и мировом рынках, а также возможность адаптироваться к происходящим на этих рынках изменениям.

Вторая. Региональная конкурентоспособность является производной макроэкономической конкурентоспособности. В этом случае применительно к региональной конкурентоспособности действуют некоторые ограничения. Так, отдельные законы, которыми регулируется международная торговля, не всегда функционируют на региональном уровне. Например, в отличие от национального уровня изменения обменного курса и соотношения «цена - заработная плата» не всегда (либо вообще) не происходят на региональном уровне. Напротив, межрегиональная миграция мобильных факторов (капитала и труда) может быть реальной угрозой для регионов.

Развитие конкурентоспособности региона (как и страны в целом) предполагает четыре стадии (уровня) конкуренции на основе следующих факторов: производства, инвестиций, нововведений, богатства. Первые три стадии инициируют экономический рост, последняя - обусловливает застой и спад.

Конкурентное преимущество региона обеспечивается:

- на первой стадии использованием факторов производства - природных ресурсов, благоприятных условий для выпуска продукции, наличия квалифицированной рабочей силы;

- на второй стадии - активным инвестированием (в основном национальными фирмами) в образование, технологии, лицензирование;

- на третьей стадии - созданием новых видов продукции и производственных процессов, совершенствованием управления, другими инновациями, т.е. действием всех составляющих модели «национального ромба» ;

- на четвертой стадии - применением всех четырех детерминантов «регионального ромба».

В современных условиях Белоруссии целесообразен акцент на инвестиционное развитие с последующим переходом к инновационному. Но уже сегодня существует объективная потребность в инновационной наполненности привлекаемых инвестиций. В создании конкурентного преимущества региона немаловажное значение имеют научные знания как фактор и развития производства, и формирования инновационного потенциала региона.

* Для оценки факторов формирования конкурентной способности региона в целом и возможности воздействия региональных органов власти на ее составляющие целесообразно использовать модель «национального ромба», предложенную М. Портером [1] для страны. Роль региона в создании конкурентных преимуществ фирм можно исследовать по четырем взаимосвязанным направлениям (детерминантам), образующим «региональный ромб»: параметры факторов производства (природные ресурсы, квалифицированные кадры, капитал, инфраструктура и др.); условия спроса (уровень дохода, эластичность спроса, требовательность покупателей к качеству товаров и услуг и др.); родственные и поддерживающие отрасли (обеспечение фирмы необходимыми ресурсами, комплектующими, информацией, банковскими, страховыми и другими услугами); стратегии фирм, их структура и соперничество (создание конкурентной среды и развитие конкурентных преимуществ). В свою очередь каждый из детерминантов анализируется по составляющим, степени их воздействия на конкурентное преимущество региона, а также необходимости их развития.

Заметим, что разработка региональными органами политики повышения конкурентоспособности и эффективность ее реализации во многом определяются тем, насколько полно учитываются основные характеристики и возможности территории, для которой создаются конкурентные преимущества. Таким образом, одно из ключевых условий, возникающих перед регионами - формирование новых критериев размещения фирм с учетом процессов глобализации, а также четкое выяснение набора факторов регионального развития, которые будут этому способствовать.

На сегодняшний день белорусские ученые выделяют следующие факторы, которые определяют конкурентоспособность территории [2]:

- качество рабочей силы (уровень образования, квалификации), развитый рынок труда, дающий возможность поиска работников данных категорий;

- наличие исследовательских центров, позволяющих разрабатывать новые технологии и НИОКР, обмениваться информацией;

- благоприятный бизнес-климат (низкие налоги и финансовая помощь местных властей, создание объектов бизнес-услуг, предсказуемость действий локальной администрации и высокое качество ее управления территорией);

- создание на территории промышленных кластеров с хорошо развитой сетью вертикальных связей, позволяющих снизить издержки промышленной инфраструктуры, облегчить передачу информации;

- развитые инфраструктура, транспортные и информационные сети, близость международных аэропортов, финансовые услуги и т. д.

- благоприятные условия жизнедеятельности (развитие сферы услуг и коммуникаций, возможности отдыха и пр.) и высокие экологические стандарты.

Исходя из общих критериев региональные власти могут определять цели и формировать стратегии развития региона. Однако, на наш взгляд, в настоящее время для Белоруссии развитие территориальной конкурентоспособности - во многом проблема будущего ввиду ограниченных возможностей местных властей влиять на региональную экономику. Поэтому представляется целесообразным анализ так называемой «региональной локализованной конкурентоспособности», в данном случае конкурентоспособности одной из ее областей - Могилевской. Комплексный анализ следовало бы проводить с учетом всех факторов, определяющих конкурентоспособность, что, однако, не всегда возможно из-за сложности формализации ряда параметров и отсутствия необходимой информации. В связи с этим в качестве источника для исследования послужили показатели статистики.

Доставшийся Белоруссии в наследство от СССР народнохозяйственный комплекс в значительной мере состоит из предприятий, созданных ранее для выпуска продукции в расчете на потребности огромного рынка СССР. Ввиду этого при определении конкурентоспособности региона особое внимание уделено факторам, связанным с производством. На протяжении 1998-2004 гг. вся производимая отраслями промышленности Могилевской области продукция была материалоемкой. Удельный вес материальных затрат в структуре затрат на производство продукции составлял 60-80% (за исключением продукции предприятий топливной - 52,3% и полиграфической промышленности - 53,1% в 2004 г.).

Наибольшим удельным весом затрат на оплату труда из отраслей экономики Могилевской области в этот период характеризовалась полиграфическая промышленность (9,6% в 2004 г.), наименьшим - пищевая (3,2% в 2004 г.).

Немаловажной составляющей является и доля амортизации основных средств и нематериальных активов за данный период. Наибольший ее удельный вес

приходился на электроэнергетику и топливную промышленность (9,5 и 8,8% в 2004 г. соответственно), наименьший - на пищевую и металлургическую отрасли промышленности (2,7 и 3,0% в 2004 г. соответственно). Еще две составляющие конкурентоспособности - это уровень рентабельности реализованной продукции и удельный вес убыточных предприятий Могилевской области (рис. 1).

Рис. 1

Первый показатель на протяжении всего периода оставался невысоким. С 1999 г. прослеживается следующая его тенденция: до 2002 г. наблюдается падение уровня рентабельности реализованной продукции, с 2003 г. отмечается начало его роста. Однако его значение в 2004 г. оказалось вдвое меньше аналогичного показателя 1999 г. Это дает основания предполагать либо снижение прибыли от реализации продукции, либо повышение уровня издержек производства и обращения. Все это косвенным образом свидетельствует о падении уровня конкурентоспособности предприятий, находящихся на территории Могилевской области и соответственно негативно сказывается на конкурентоспособности региона в целом.

Самой рентабельной отраслью в данном периоде является связь, уровень ее рентабельности за 2004 г. - 33,5%; самой нерентабельной отраслью -непроизводственные виды бытового обслуживания населения (-3,8% в 2004 г.), за которой следует ЖКХ (-1,4% в 2004 г.).

Относительно стабильной отраслью на протяжении всего исследуемого периода было строительство.

Что касается уровня рентабельности реализованной продукции промышленности, то наблюдается его стабильное падение с 1999 по 2003 г., затем в 2004 г. незначительное повышение до 4,2%. Динамика уровня рентабельности приводит к выводу об ухудшении ситуации в промышленности региона, которая не благоприятствует росту этого показателя.

За исследуемый период удельный вес убыточных организаций Могилевской области, хотя и колебался по годам, но до 2001 г. имел тенденцию к постоянному росту (рис. 2а), что оказало негативное воздействие на уровень региональной конкурентоспособности. Динамика убыточных организаций в разрезе основных отраслей экономики области показана на рис. 2б, в, г.

Таким образом, в исследуемый период положение субъектов хозяйствования в большинстве отраслей Могилевской области характеризовалось падением показателей, косвенно отражающих конкурентоспособность: удельного веса

убыточных организаций и уровня рентабельности реализованной продукции. В то же время наиболее конкурентоспособными отраслями в данный период были связь и строительство.

Однако к результатам вышеприведенного анализа следует относиться с осторожностью, так как они являются приближенными. Получить более достоверные данные возможно, если провести исследование на дезагрегированном уровне. По мнению ряда ученых (см. [2]), конкурентоспособность региона зависит от его ориентации на предприятия, имеющие выход не только на локальные, но и на мировые рынки. Тем более, что относительно полная загрузка производственных мощностей во всех без исключения регионах Белоруссии в настоящее время может быть обеспечена только при активной внешнеэкономической деятельности, поскольку внутренний ее рынок не может поглотить всей продукции этих предприятий.

Попытаемся выявить, экспорт каких товаров наибольшим образом влияет на конкурентоспособность Могилевской области. При ориентации региона на участие в международной торговле товарами и услугами одним из основных показателей, характеризующих его конкурентоспособность, является индекс выявленных сравнительных преимуществ RCA (Revealed Comparative Advantage). Для расчета этого индекса применялась формула, используемая ОЭСР:

где Э/ - экспорт товара г в страну7; И/ - импорт товара г из страны7; Э7 - экспорт в страну 7, всего; И7 - импорт в страну 7, всего.

Рис. 2

Индекс RCA позволяет оценить эффективность торговли как в целом, так и по отдельным группам товаров. Если он больше единицы, то такой товар считается конкурентоспособным на мировых рынках. Например, показатель RCA для российского газа - 16,8. Это означает, что он высококонкурентоспособен на мировых рынках, поскольку доля экспорта газа в российском экспорте в целом велика. Однако данный показатель не учитывает величины объемов торгуемых товаров, что в определенной степени может привести к искаженной трактовке полученных результатов. Следовательно, при анализе результатов необходимо учитывать объемы торговли товарами.

Данные, рассчитанные для Могилевской области за период 2003-2004 гг., показывают, что конкурентоспособность товаров по разделам Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) является меняющейся величиной и что в 2004 г. область имела сравнительные конкурентные преимущества по следующим группам товаров (табл. 1).

Из проведенного анализа следует, что чем выше степень обработки, тем ниже внешняя конкурентоспособность производимого на территории Могилевской области товара.

Предприятия, производившие конкурентоспособную продукцию в 2004 г., можно классифицировать по отраслям промышленности следующим образом.

Продукция, конкурентоспособная на рынках как стран СНГ, так и стран вне СНГ:

- химическая (производство химических нитей и волокон);

- нефтехимическая (производство пластмасс, каучука и резиновых изделий);

- лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (производство древесины и изделий из нее, мебели);

- текстильная (производство текстильной одежды и принадлежностей);

Продукция, конкурентоспособная только на рынках стран СНГ:

- мясная и молочная (производство молочной продукции и мяса);

- кожевенная, меховая, обувная (производство обуви);

Продукция, конкурентоспособная на рынках вне стран СНГ:

- кожевенная, меховая, обувная (производство необработанных шкур и кожевенного сырья, натурального и искусственного меха).

Поскольку целями региональной экономической стратегии являются достижение экономического роста, снижение уровня безработицы, создание рабочих мест, связанных с новыми видами экономической деятельности, проводимый анализ должен дополняться следующими важными параметрами:

- перечнем отраслей, помимо существующих, которые желательно иметь на данной территории;

- степенью развития каждой из отраслей (производств) в регионе по сравнению с ожидаемым уровнем (иными словами, какая из отраслей имеет большую долю выпуска, чем позволяет наличие ресурсов и факторов производств);

- пределами импортозамещения товаров и услуг собственным производством (или в каких отраслях целесообразно развитие импортозамещения);

- возможными объемами расширения выпуска экспортной продукции в результате мероприятий по стимулированию экспорта.

Значения вышеприведенных параметров зависят от наличия на данной территории достаточной рабочей силы, а также возможностей ее привлечения и закрепления. При этом важное значение имеет качество трудовых ресурсов, которыми располагает территория. Один из его показателей - численность специалистов с высшим и средним специальным образованием. Данные по Могилевской области приведены в табл. 2.

Таблица 1

Таблица 2

Удельный вес численности работников, занятых в отраслях экономики Могилевской области, по уровню образования в 2003-2004 гг., %

Численность специалистов, имеющих образование

Отрасль экономики высшее среднее специальное профессионально е техническое общее среднее

2003 г. 2004 г. 2003 г. 2004 г. 2003 г. 2004 г. 2003 г. 2004 г.

Промышленность 13,3 13,7 21,3 24,1 27,6 22,0 33,4 30,3

Транспорт 9,9 10,5 20,6 20,2 23,3 24,6 41,4 40,5

Сельское хозяйство 11,0 6,5 17,7 13,9 24,1 19,1 40,9 45,3

Связь 12,0 12,8 28,1 29,3 19,5 19,5 38,1 36,7

Строительство 12,7 13,3 19,6 20,1 31,8 32,9 30,2 29,0

Торговля и общественное питание 14,6 16,2 25,1 26,0 33,9 36,7 23,9 18,7

Материально-техническое снабжение и сбыт 12,6 12,9 20,9 19,7 30,7 28,4 30,4 34,8

Информационно-вычислительное обслуживание 44,5 42,8 17,1 20,6 6,1 7,8 29,3 27,2

ЖКХ 8,6 9,1 21,0 20,5 24,6 27,4 37,9 36,1

Непроизводственные виды бытового обслуживания 5,9 6,4 19,5 20,5 25,8 27,8 44,7 41,2

населения Наука и научное обслуживание 59,2 61,0 17,2 16,3 8,1 7,1 14,8 14,0

Кредитование и страхование 35,3 37,7 43,2 41,8 8,3 8,4 12,8 11,6

Как показано в табл. 2, отмеченные конкурентоспособные отрасли Могилевской области в 2004 г. (связь и строительство) неплохо обеспечены трудовыми ресурсами, что благоприятно влияет на их дальнейшее развитие в плане сокращения издержек на поиск квалифицированной рабочей силы и соответственно оплаты ее труда.

Состояние регионального рынка труда - наиболее существенный фактор принятия решений о локализации в регионе новых производств, непосредственно затрагивающий вопросы конкурентоспособности территориальных систем.

В качестве показателя локализации (и конкурентоспособности) производства используется формализованное состояние регионального рынка труда, представленное в виде следующего соотношения [2]:

¥г = (Щ/Щ) / (Е/Е),

где У, - показатель локализации; Е/, Еі, Е, Е, - численности занятых соответственно в производстве (отрасли) і в регионе у, в производстве і в стране, в регионе у, в стране.

Значения индекса локализации для отраслей экономики Могилевской области в 2003 г. приведены в табл. 3.

Таблица 3

Значения индекса локализации по отраслям экономики Могилевской области в 2003 г.

Отрасль экономики Ті

Промышленность 1,156

Транспорт 0,822

Сельское хозяйство 1,135

Связь 1,132

Строительство 0,697

Торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт 0,661

ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания населения 1,073

Наука и научное обслуживание 0,146

| Финансы, кредит и страхование_________________________________________________________|_0,982_|

Согласно данным, приведенным в табл. 3, Могилевская область наиболее конкурентоспособна в следующих отраслях экономики: промышленности,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сельском хозяйстве, связи.

* * *

Проведенный анализ позволил определить конкурентоспособность Могилевской области. Так, для области целесообразно развитие промышленности (текстильной, химической, нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, кожевенной, меховой и обувной), сельского хозяйства (в части производства мясной и молочной продукции, а также в части сырьевых поставок для предприятий обрабатывающей промышленности), строительства и связи. Для развития именно этих отраслей экономики в Могилевской области имеется необходимый потенциал. Однако, что касается общей тенденции производства конкурентоспособной продукции в данном регионе, то следует еще раз подчеркнуть, чем выше степень обработки, тем ниже внешняя конкурентоспособность производимой на территории Могилевской области проИуацобщее руководство внешнеэкономической деятельностью невозможно без оценки уровня конкурентоспособности и выявления сравнительных преимуществ страны (региона). На этой основе органы государственного управления имеют возможность правильно сформулировать задачи, стоящие перед страной в целом и хозяйствующими субъектами в отдельности. Для развивающихся экономик стран Восточной Европы, к которым мы относим и Белоруссию, достижение высокого экономического роста и социального благополучия невозможно без развития региональной конкурентоспособности, основанной на совокупности конкурентоспособностей субъектов хозяйствования, и следовательно, конкурентоспособности экономики республики.

Литература

1. Портер М. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.

2. Точицкая И.Э. Показатели конкурентоспособности регионов // Белорусский экономический журнал.

2003. № 3.

Год

а)

б)

%

%

1999 2000 2001 2002 2003 2004 Год

в) г)

Рис. 1. Динамика уровня рентабельности реализованной продукции:

а) экономика Могилевской области;

б) связь (-♦-), ЖКХ (-□-), непроизводственные виды бытового обслуживания (-о-);

в) строительство;

г) промышленность

Год

а)

б)

Год

Год

в)

г)

20

%

%

Рис. 2. Динамика удельного веса убыточных организаций:

а) экономика Могилевской области; в) строительство;

б) промышленность (-О-) и транспорт (-•-); г) снабжение и сбыт (-♦-) и ЖКХ (-о-)

Таблица 1

Значения индекса* выявленных сравнительных преимуществ (RCA) для Могилевской области по направлениям внешней торговли за период 2003-2004 гг.

Раздел товаров но ТН ВЭД

RCA по странам СНГ

2003 г.

2004 г.

Россия

2003 г.

2004 г.

Украина

2003 г.

2004 г.

RCA по странам вне СНГ

2003 г.

2004 г.

Германия

2003 г.

2004 г.

Живые животные и продукция животноводства Продукты растительного происхождения Жиры, масло животного и растительного происхождения Продукция пищевой промышленности, алкогольные и безалкогольные напитки, табак

Минеральные продукты

Продукция химической и связанных с ней отраслей Пластмассы и изделия из них, каучук и резиновые изделия Кожевенное сырье, кожи, натуральный мех, меховое сырье и изделия из них

Древесина и изделия из нее, древесный уголь Бумажная масса из древесины, бумага, картон и изделия из них Текстиль и текстильные изделия**

Обувь, головные уборы, зонты, искусственные цветы Изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды** Неблагородные металлы и изделия из них**

Машины, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура**

Средства наземного, воздушного и водного транспорта Приборы, аппараты оптические, медицинские, музыкальные инструменты Разные промышленные товары

2,332

-1,682

-1,327

-0,032

-1,939

-2,807

0,389

-0,445

0,630

-0,686

1,228

1,727

0,647

-1,803

0,476

1,045

-1,894

1,488

2,467

-1,833

-1,821

0,098

-1,366

-3,349

1,341

-0,984

0,820

0,658

0,687

0,423

-2,327

2,321

-2,022

-1,346

0,377

-1,911

-2,841

0,216

-0,606

0,607

-1,595

0,361

0,974

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-1,898

1,440

1,429

2,520

-1,796

-1,733

0,563

-1,263

-3,292

0,103

-0,990

2,007 0,275 1,658

-0,651 0,714 0,603

1,252 1,376 1,354

2,329 1,246 2,204

0,852

-1,499

0,648

0,369

-2,265

-5,037 -6,645

-0,073 -1,474

0,026 -8,035

-5,428 -4,915

-8,154 -8,772

-2,598 -4,915

3,043

4,107

0,640

0,009

3,457

6,222

-0,105

-3,222

1,407

3,198

7,025

2,365

-2,311

1,777

5,701

-0,943

-3,193

1,704 1,467

2,199 1,387

-5,698 -4,418

4,162 4,207

-3,137

-1,048

-8,996

-2,392

0,264

4,062 4,517 -2,115 0,962 0,422 „0,515.. = 2331.:

-2,256

-1,783

-3,564

1,178

-2,266

-5,301

-1,837

-3,105

.2.,,2.4.0.

1,047

0,438

5,423

5,956

-2,080

0,829

0,004

0,991

0,289

-2,276

-1,011

-4,641

1,725

0,864

-8,939

-5,010

-4,291

-8,394

-2,509

-2,565

3,691

3,315

7,126

1,652

0,074

1,704

.2,5.0.8.

-4,987

-4,639

-3,556

1,632

-0,603

-1,794

-3,766

-8,408

-8,222

-0,482

-0,561

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

j 2,768 j

I.4,7.15.]

-8,458

[1,853

0,241

-0,951

0,879

-5,263

-2,419

-4,750

II,8.0.3..

* Разделы товаров по ТН ВЭД, по которым Могилевская область имеет выявленные сравнительные преимущества, выделены в рамках: на рынках стран СНГ — прямыми линиями, на рынках стран вне СНГ — пунктирными.

** Индекс RCA на соответствующем рынке для данного раздела товаров ТН ВЭД приближается к І.__________________________________________________________________

в целом

в целом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.