Научная статья на тему 'Легкая промышленность Алтайского края: состояние и перспективы'

Легкая промышленность Алтайского края: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3221
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мищенко В.В., Мищенко И.К.

С начала 1990-х годов продолжается кризис российской легкой промышленности. В статье на примере Алтайского края рассматриваются меры, необходимые для возрождения отрасли и повышения конкурентоспособности ее продукции на внутреннем и мировом рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Light Industry of the Altai Region

The crisis of the Russian light industry goes since the beginning of 1990. On an example of the Altai region the authors of this article regards measures necessary to revive the light industry and to enhance a competitiveness of its products on domestic and world markets.

Текст научной работы на тему «Легкая промышленность Алтайского края: состояние и перспективы»

С начала 1990-х годов продолжается кризис российской легкой промышленности. В статье на примере Алтайского края рассматриваются меры, необходимые для возрождения отрасли и повышения конкурентоспособности ее продукции на внутреннем и мировом рынках.

Легкая промышленность Алтайского края: состояние и перспективы

В. В. МИЩЕНКО,

кандидат экономических наук, Алтайский государственный университет, И. К. МИЩЕНКО, кандидат экономических наук,

Всероссийский заочный финансово-экономический институт, Барнаул

E-mail:ikmischenko@mail.ru

Легкая промышленность - одна из основных отраслей промышленности, формирующих бюджеты многих стран. Ее доля в общем объеме производства промышленной продукции в Германии и Франции составляет 6-8%, Италии - 12%. Такие объемы выпуска потребительских товаров позволяют развитым странам формировать до 20% бюджета и обеспечивать внутренний рынок собственной продукцией на 75-85% 1.

До 1990-х годов легкая промышленность наполняла до четверти доходной части бюджета СССР. Переход страны к рынку и открытие экономики усложнили поставки сырья из бывших советских республик и привели к массовому притоку дешёвых импортных товаров, сделав неконкурентоспособной продукцию российской легкой промышленности.

За последние 20 лет положение в легкой промышленности России крайне осложнилось, а в отдельных подотраслях

1 Лебедев В. В., ФомченкоеаЛ. Н., Шамис И. А. Пути развития текстильной и легкой промышленности //Директор. 2004. № 3.

© ЭКО 2008 г.

стало критическим. Удельный вес отрасли в ВВП страны снизился по сравнению с 1990г. в 10 раз и составил 1,2%, а доля отечественной продукции легкой промышленности в покупках населения не превышает 20%. Доля отечественной обуви на российском рынке составляет всего 15%, остальные 85% занимает стремительно растущий легальный и «теневой» импорт, на 90% состоящий из китайской продукции далеко не лучшего качества2.

Легкая промышленность в Алтайском крае

В Алтайском крае кризис оказался еще более глубоким. Доля легкой промышленности, бывшей одной из отраслей специализации, в структуре промышленности края сократилась в 11 раз - с 11,4% в 1990 г. до 1% в 2007 г. Производство готовых хлопчатобумажных тканей упало также в 11 раз, трикотажных изделий - почти в 25 раз, обуви - в 125 раз (таблица).

Производство товаров легкой промышленности в Алтайском крае в 1991 г. и 2007 г.

Товар 1991 2007

Хлопчатобумажные ткани готовые, тыс. пог. м 125113 11368

Трикотажные изделия, тыс. шт. 4475 181

Обувь, тыс. пар 1056 4

Источник: данные Алтайкрайстата.

Предприятия легкой промышленности в настоящее время существуют в 47 из 71 городов и сельских районов края, но они фактически не дают налоговых поступлений, в лучшем случае обеспечивая доходы их владельцам и занятость до 3% экономически активного населения. В текстильном и швейном производстве убыточны 50% организаций, в кожевенном и обувном - 100%. Производство в целом характеризуется высокой степенью износа оборудования и крайне низким его обновлением. Доля инвестиций в легкую промышленность в общем годовом объеме инвестиций в основной капитал в крае в последние семь лет не превышала 0,3%. Главный

2 http://www.textile-press.ru/?id=3961

фактор, ограничивающий инвестиционную деятельность, - недостаток собственных финансовых средств.

Остро стоит и кадровая проблема. Среднемесячная заработная плата в отрасли - наиболее низкая в промышленности. В 2007 г. в текстильном и швейном производстве она составляла примерно 52% от уровня среднемесячной заработной платы по Алтайскому краю.

Предприятия отрасли с каждым годом все труднее находят сбыт своей продукции, не выдерживая конкуренции со стороны импорта и привозных товаров из европейской части РФ.

Проанализируем более подробно ситуацию в подотраслях легкой промышленности Алтайского края.

Текстильная промышленность на Алтае создавалась на основе переработки среднеазиатского хлопка. Еще в 1930-е годы было сооружено самое крупное промышленное предприятие края тех лет - «Барнаульский меланжевый комбинат», затем появились «Барнаульский хлопчатобумажный комбинат» и «Бийская льноткацкая фабрика». Хлопчатобумажный комбинат после неудачной попытки перейти на обработку местного льна был объединен с меланжевым комбинатом. Бийская льно-компания, как и большинство аналогичных предприятий, не сумела приспособиться к рыночным условиям и в настоящее время производит продукции всего на 50 млн руб. в год.

Крупнейшее действующее предприятие отрасли - ЗАО БМК «Меланжист Алтая», удельный вес которого в текстильном и швейном производстве края составляет 98%. В 2007 г. списочная численность всего персонала равнялась 1279 чел. -треть от общего числа трудоустроенных в легкой промышленности региона. На протяжении нескольких последних лет ЗАО БМК «Меланжист Алтая» находился в кризисном положении, производственные мощности предприятия использовались не более чем на 50%.

Комбинат специализируется на выпуске тканей для спецодежды, и зависимость предприятия от госзаказа очень высока. В 2006 г. предприятие выиграло тендер на поставку продукции по государственному заказу для нужд Министерства обороны РФ на общую сумму 510 млн руб., из них пошив нательного белья - 48,5 млн руб., летних полевых костюмов - 225,0 млн руб.

(80% от закупок армии РФ), постельных принадлежностей -92,4 млн руб. (50% от закупок армии России). Был выигран тендер на 2007 г. на сумму 720 млн руб.3

В ноябре 2007 г. «Меланжист Алтая» за счет банковского кредита закупил китайское оборудование. Реализация данного проекта позволит предприятию, по мнению руководителей, в течение трех лет повысить его конкурентоспособность, расширить ассортимент продукции и сеть торговых представительств. В рамках реализации программы «Расширение швейной фабрики» было дополнительно введено 250 ед. нового оборудования, организовано более 400 новых рабочих мест.

Основной вид сырья на комбинате - хлопок, что определяет высокую зависимость от импорта сырьевых ресурсов, в том числе из стран СНГ, затрудняет организацию эффективной работы предприятия. Главный поставщик хлопка на Алтай -Узбекистан, отдельные закупки производятся в Пакистане и Египте. В случае роста цен на него продукция региона становится неконкурентоспособной на рынке. В мае 2008 г. Рос-сельхознадзором введены временные ограничения на ввоз в Россию растительной продукции из Узбекистана, включая хлопок4. Периодически перед ЗАО БМК «Меланжист Алтая» встает сложная задача - поиск поставщиков сырья.

Швейная промышленность в настоящее время представлена малыми предприятиями в городах и райцентрах края. Они фактически не дают налоговых поступлений в бюджет, а многие из них находятся на грани банкротства.

Трикотажная промышленность Алтая ранее включала, помимо небольших фабрик, одно крупное предприятие - «Барнаульскую трикотажную фабрику» (после приватизации - ЗАО «Алтайский трикотаж»), максимальная численность рабочих которой достигала 1000 чел. Производство продукции с 1991 г. начало резко падать и к началу 2005 г. сократилось в 38 раз, с 3600 тыс. трикотажных изделий в 1990 г. до 85 тыс. в 2005 г.

В 2005 г. ЗАО «Алтайский трикотаж» обанкротилось. Основными причинами стали высокий износ оборудования,

3 По данным ЗАО БМК «Меланжист Алтая».

4 http://www.eurasianet.org/russian/departments/insight/articles/ eav052008ru.shtml

нехватка собственных средств, отсутствие инвестиций, высокая себестоимость продукции, низкая рентабельность продаж и отсутствие госзаказа. В августе 2005 г. на базе фабрики было создано ООО «Трикотаж плюс» с численностью персонала 68 чел. Предприятие производит трикотажные изделия повседневного спроса (спортивные брюки, белье) для потребителей со средними доходами по невысокой цене. В 2007 г. при поддержке городской администрации (субсидирование 2/3 банковской процентной ставки) предприятию удалось увеличить выпуск продукции в 1,6 раза, налоговые отчисления - на 30%, среднюю заработную плату - на 35%. В 2008 г. по сравнению с 2006 г. планируется рост производства еще на 50%, что позволяет назвать его динамично развивающимся предприятием.

Кожевенно-обувная промышленность в Алтайском крае представлена в основном мелкими предприятиями и индивидуальными предпринимателями (всего 23). Обувь производит также одно учреждение системы Федеральной службы исполнения наказаний РФ. По данным баланса трудовых ресурсов края, численность занятых по виду деятельности «Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви» в 2006 г. составляла 925 чел. Пик объемов производства приходился на 1980-е годы. С начала 1990-х годов и по настоящее время идет их сокращение. При численности населения края в 2,5 млн чел. в 2007 г. объем производства кожаной обуви составил 8,4 тыс. пар (в 1980 г. - 1040 тыс. пар), а валяной и фетровой обуви - 94 тыс. пар (в 1980 г. - 957 тыс. пар).

Наглядный пример сложного состояния предприятий в обувной промышленности - барнаульское ООО «Кожсырье». На начало 2008 г. предприятие располагало оборудованием для производства 1000-1200 пар обуви в день, но на данный момент изготавливает только зимнюю обувь на заказ (250300 пар обуви в год) и осуществляет ремонт обуви. Предприятие испытывает острую нехватку квалифицированных кадров, несмотря на относительно высокую заработную плату - в 3-3,5 раза выше, чем в легкой промышленности по Алтайскому краю. Люди неохотно идут на подобную работу из-за ее сезонного характера, предпочитая более низкую оплату,

но с постоянным трудоустройством. По мнению руководителей предприятия, чтобы начать производство обуви, конкурентоспособной по качеству, цене, дизайну и соответствующей современным тенденциям моды (например, нанесение рисунка лазером), предприятию необходимо 5-6 млн руб.

На пути к возрождению

Многолетний спад производства привел к тому, что предприятия легкой промышленности края не выдержали конкуренции и практически потеряли рынок потребительских товаров повседневного спроса.

Заложенные в отечественный хозяйственный механизм в переходный период «равные условия» для всех предприятий регионов России при отсутствии единого экономического пространства (прежде всего энергетического и транспортного) сделали большинство производств легкой промышленности неконкурентоспособными. Обрабатывающая промышленность Алтая и соседних регионов создавалась планово, с минимальным учетом затрат на сырье, транспорт и конкуренцию при реализации.

Высокая энерго- и трудоемкость, низкое качество продукции при открытой экономике не позволяют таким предприятиям развиваться, и многие из них стагнируют уже почти 20 лет. Если такие предприятия будут и дальше исчезать, то Сибирь будет производить, в основном, сырье и полуфабрикаты, и равномерного развития ее регионов с сохранением имеющейся численности населения не получится. Отечественным предприятиям при старых принципах функционирования невозможно вписаться в современное хозяйство: они не смогут конкурировать с зарубежными товарами или изделиями местных «теневых» производств.

Один из важнейших внешних факторов, тормозящих развитие легкой промышленности, - неэффективная государственная налоговая политика, в том числе недостаточная защита отрасли от недобросовестной конкуренции со стороны «теневого» импорта и контрафактной продукции. Отечественные предприятия работают в неравных конкурентных условиях из-за постоянного роста цен на сырье, материалы, энергоносители;

социальных затрат, а главное - при отсутствии разумной политики в отношении развития легкой промышленности и, в частности, кожевенно-обувной.

Условия предполагаемого присоединения России к ВТО для российской, в том числе и алтайской, кожевенно-обув-ной промышленности являются губительными. Договоренности РФ с ЕС и Китаем сводятся к формуле: свободный вывоз кожевенного сырья и ввоз готовой обуви. Вывозные пошлины на необработанные шкуры крупного рогатого скота, овец и коз будут снижены в 2,5 раза, полуфабрикаты будут вывозиться почти беспрепятственно, импортные пошлины на обувь сократятся до 5% (в Китае они составляют 25%, Индии - 10%, ЕС - 16,5%)5. Присоединение к ВТО на таких условиях приведет к окончательному разрушению отрасли.

Государство должно быть заинтересовано в сохранении производства, а самое главное - рабочих мест для местного населения. Определенные шаги в этом направлении делаются на федеральном уровне. Распоряжением правительства РФ от 17 декабря 2004 г. № 1652-р был утвержден «План первоочередных мероприятий по реализации основных направлений развития легкой промышленности на 2004-2005 гг.», в 2005 г. разработан и одобрен правительством РФ план мероприятий по развитию легкой промышленности на 2006-2008 гг.

Для возрождения легкой промышленности необходимы многолетние инвестиционные вливания, особые налоговые условия, гибкие методы государственной поддержки развития отрасли. Правительство должно создать и отработать оптимальный финансово-производственный механизм для государственных и муниципальных предприятий, стимулировать развитие малого бизнеса. Нельзя допустить, чтобы страна лишилась одной из составляющих ее экономической безопасности - собственного производства товаров первой необходимости.

Занятость населения, которую может обеспечить легкая промышленность, имеет не меньшее значение, чем получение прибыли для собственников предприятий. Легкая промышленность, наряду с пищевой, практически во всех странах мира является одним из основных мест приложения труда в малом

5 http: // www.textile-press.ru/?id=3962

бизнесе. За счет торговли и этих отраслей во многом существуют небольшие города, в значительных размерах пополняя местный и региональный бюджеты.

О привлекательности рынка продукции легкой промышленности свидетельствует устойчивый рост его емкости (в среднем на 4-5% за год), причем наибольшими темпами увеличивается спрос на продукцию среднего ценового диапазона6. Это создает условия для развития предприятий, традиционно работающих в данном рыночном сегменте.

Легкая промышленность других стран

Зарубежный опыт показывает, что при определенной государственной поддержке легкая промышленность может обеспечить не только занятость, но и высокие темпы развития экономики в целом. В Китае легкая промышленность бурно растет и является одним из «локомотивов» развития. Кожевенно-обувная отрасль КНР, благодаря государственной поддержке, в том числе 25%-м ввозным пошлинам на обувь, обеспечена защитой и имеет высокие темпы роста производства, низкие цены на готовую продукцию.

Цены на китайские товары ниже российских, в основном, из-за незначительной доли заработной платы в себестоимости продукции и низкого качества сырья. При этом китайцы гибко реагируют на конъюнктуру рынка, посещают международные выставки и показы мод, фактически воруют дизайн и оперативно внедряют «новинки» сезона на своих предприятиях. Используя низкокачественное сырье, но современный дизайн, китайцы производят конкурентоспособную по цене и внешнему виду, но не по качеству продукцию. По мнению специалистов обувных предприятий, сегодня покупатель предпочитает приобретать дешевую, но «по последней моде» обувь каждый сезон, нежели более дорогую и качественную, но реже. Цены на российскую обувь высоки, импорт обуви дает прибыль от 100% и выше. Отечественные производители вынуждены снижать

6 Тютюнник А. А. Основные направления повышения конкурентоспособности предприятий легкой промышленности в условиях глобализации экономики //Менеджмент в России и за рубежом. 2007. №2. С. 76-81.

рентабельность до 7-10%, что делает производство инвестиционно непривлекательным и экономически невыгодным.

Представляет интерес опыт развития легкой промышленности в странах-лидерах последних лет - Турции и Египте. В середине 1970-х годов в Турции потребности внутреннего рынка в продукции легкой промышленности были удовлетворены. Тем самым было реализовано принятое ранее направление замещения импортных текстильных изделий продукцией собственного производства7.

Текстильная промышленность Египта постоянно обновляет свой машинный парк: в 2007 г. импорт текстильных машин и оборудования превысил 145 млн дол. Финансовая помощь ЕС способствует повышению технического уровня текстильного сектора Египта. Отменены импортные пошлины на ввоз текстильных машин и снижены на поставки комплектующих деталей. По данным Генерального управления по инвестициям, капиталовложения в текстильный сектор выросли за 2002-2006 гг. почти на 40%, до 370 млн евро8.

Повышение привлекательности отрасли

С начала 2000-х годов перед Россией нарастает проблема однобокой сырьевой ориентации промышленности. Для диверсификации промышленности страны и регионов, включая Алтайский край, необходимо собственное производство продукции повседневного спроса.

Повысить конкурентоспособность товаров, а следовательно, и предприятий можно путем снижения издержек, пользуясь эффектом масштаба. Практика показывает, что только крупные предприятия легкой промышленности способны решать стратегические задачи по развитию производства и непрерывному обновлению основных фондов, разработке и внедрению инновационной продукции. Если еще 6-7 лет назад 70% продукции отрасли изготавливалось на 300-350 крупных и средних предприятиях легкой промышленности России,

7 Артемов А., Брыкин А, Шумаее В. О мерах по инновационному развитию легкой промышленности //Экономист. 2007. № 10. С. 3-12.

8 Египет: обновление парка текстильных машин (http://www.textile-press.ru/?id=4291).

то уже в 2004 г. производство почти 80% продукции было сконцентрировано на 130-150 предприятиях.

Алтайский край много лет выполнял заказы для армии в изготовлении товаров легкой промышленности, и при сохранении этой специализации появится возможность провести модернизацию ряда производств региона.

Во многих регионах РФ новой отраслью специализации стал туризм, но в стране мало что делается для производства пищевой продукции и повседневных товаров (постельного белья, полотенец, униформы для персонала и т. п.). Многие товары для туристического комплекса завозятся извне, но большой спрос диктует целесообразность создания местных производств. Перспективный рынок для товаров легкой промышленности на Алтае открывается в связи с формированием особых экономических зон: туристско-рекреационно-го типа «Бирюзовая Катунь», «Алтайская долина» и игорной зоны «Сибирская монета»9.

Если раньше укрупнение предприятий предполагало образование холдингов, то сейчас все больше говорится о необходимости создания кластеров. При выборе перспективных кластеров следует учитывать исторические традиции функционирования промышленности на Алтае, а также необходимость производства простых каждодневных товаров.

Уже несколько лет в стране идет деприватизация ряда отраслей промышленности (добыча нефти, производство авиатехники, судостроение и т. п.). Многие государственные заказы ориентированы на закуп товаров легкой промышленности, и, по всей видимости, перспективы развития таких организаций связаны с их превращением в федеральные казенные предприятия. На наш взгляд, необходимы институциональные изменения предприятий легкой промышленности края с обновлением механизмов хозяйствования.

Развитию предприятий легкой промышленности может послужить использование ими стратегии вертикальной интеграции, которая предполагает формирование розничных торговых сетей для реализации собственной продукции.

9 См.: Мищенко В. В., Гладышева А. А. Особые зоны Алтайского края как инструмент ускоренного развития региона //ЭКО. 2007. № 7. С. 79-92.

При модернизации предприятий легкой промышленности важно сделать правильный выбор ассортиментного ряда продукции, учитывая спрос и предложение данного товара на рынке. Так, в Барнауле в 2007 г. создано новое предприятие легкой промышленности ООО «Лакаса-Тэкс». Основной вид деятельности - производство махрового полотна и изделий из него. Изучение российского рынка махровых изделий позволяет сделать вывод, что представленный на рынке товар, за редким исключением, отличается низким качеством и высокой стоимостью. Основные производители - предприятия, расположенные в центральной части России, сбытовая сеть которых не продвигается в Сибирь и на Дальний Восток из-за больших транспортных расходов при доставке продукции, а также в связи с наличием здесь сильного ценового конкурента - Китая.

«Лакаса-Тэкс», чье оборудование в основном перемещено из Барселоны, предлагает махровые изделия высокого качества по цене, сопоставимой с ценой китайских производителей, и имеет шансы успешного развития за Уралом. Сырье (хлопок) закупается в Узбекистане. Планируемые рынки сбыта - Алтайский край, Новосибирская и Кемеровская области, Дальний Восток, а также Испания и Германия. Объем продукции составит 40 т махрового полотна в месяц. Общая численность работников на данном предприятии - 37 чел. Незначительное количество рабочих мест на предприятии можно отнести к недостаткам сложившегося социально-экономического положения региона.

Важной составляющей комплекса мероприятий по развитию легкой промышленности может стать производство продукции повседневного спроса для малообеспеченных слоев населения. Так, население края (прежде всего сельское) нуждается в качественной, недорогой и адаптированной для основного вида деятельности и суровых климатических условий Сибири обуви - резиновой, фетровой и валяной. Сейчас такая продукция производится в 15 районах Алтайского края. Данный сегмент рынка пока не занят товарами импортных производителей, поэтому нужно укреплять свои позиции и занимать эту нишу собственной продукцией. К тому же

оборот денежных средств в данной отрасли происходит до трех-четырех раз в год. К примеру, типовая обувная фабрика, работающая на импортном оборудовании, окупает первоначальные затраты за год.

Практически на всех предприятиях отечественной промышленности нарастает дефицит квалифицированного персонала. Основные причины этого, помимо низкой заработной платы, -старение специалистов и отсутствие системы подготовки кадров для работы в легкой промышленности. Существующая сегодня система профессиональных училищ не может готовить кадры, отвечающие современным требованиям. В швейном и обувном производстве, по нашему мнению, эти вопросы решаются за счет семейного и надомного труда.

Решением проблемы дефицита кадров может стать создание предприятий с иностранными инвестициями, с привлечением иностранной рабочей силы и местных жителей. Так, в 2008 г. в Алтайском крае начался рост производства обуви благодаря тому, что китайские собственники создали обувную фабрику «МиньЦзюнь», на 50% заполнив штат работников соотечественниками, и нашли хороший спрос на свою продукцию в Новосибирской и Кемеровской областях. Однако согласие «гастарбайтеров» работать за низкую заработную плату ведет к тому, что российское население часто отказывается трудиться на предприятиях нерезидентов.

Таким образом, восстановление роли легкой промышленности в экономике регионов и России в целом возможно и необходимо для устойчивого экономического развития, обеспечения занятости населения и роста его благосостояния. Но вопросы функционирования несырьевых предприятий, привлекательности промышленных производств для населения, легализации иностранной рабочей силы и т. п. не могут решаться на уровне отдельной отрасли или субъекта РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.