Макроэкономические факторы повышения конкурентоспособности
|Е. Ю. Алексейчева
Московский государственный университет пищевых производств
Проблема конкурентоспособности сегодня актуальна как для национальной экономики в целом, так и для субъектов хозяйствования в отдельности. Проблема повышения конкурентоспособности затрагивает все государства мира. Конкурентоспособность страны — обобщающий показатель, характеризующий положение страны на мировом рынке. Стратегической задачей государства следует считать создание конкурентных преимуществ национальной экономики, которыми могут быть: уровень производительности труда, квалификация персонала, качество и технический уровень производимой продукции и т. д. В то же время нельзя переоценивать роль государства в поддержании конкурентных преимуществ, сила и мощь любого государства во все большей степени определяются конкурентоспособностью его производителей. В условиях конкуренции государство не может непосредственно управлять конкурентоспособностью, а может лишь воздействовать на нее с помощью различных законодательных и экономических рычагов. Государство оказывает косвенное воздействие путем стимулирования рационального использования ресурсов предприятиями, направленного на повышение производительности труда. Главная задача государства состоит в том, чтобы создавать благоприятные условия для укрепления конкурентоспособности экономики, ее структурных подразделений, хозяйствующих субъектов.
Обеспечение конкурентоспособности должно лежать в основе разработки стратегии развития страны, региона, предприятия. Развитие страны и ее регионов зависит от всех элементов рынка, и в первую очередь от конкуренции производителей. Но конкурентное преимущество предприятий создается и удерживается в тесной связи с местными условиями. Несмотря на глобализацию отраслей, роль страны и региона базирования производителя в последнее время усилилась, успех предприятия в конкурентной борьбе зависит, прежде всего, от ситуации в стране и регионе. В свою очередь, страны и регионы развиваются в конкурентной среде. Обеспечение условий для цивилизованного и динамично развивающе-
гося рынка, формирования конкурентоспособности — ключевой элемент в числе национальных и региональных приоритетов в любой стране, важнейшая функция государственного регулирования экономики. Однако многие проблемы определения и формирования конкурентоспособности региона и роли государства в этом процессе остаются нерешенными.
На современном этапе развития Российского государства добиться высокого уровня конкурентоспособности невозможно без комплексной реформы всех уровней законодательной, исполнительной властей, а также без пересмотра подходов к предпринимательской деятельности со стороны хозяйствующих субъектов. В области антимонопольной политики, особенно в части государственного регулирования и тарифной политики естественных монополий, есть определенные позитивные сдвиги, однако поддержка конкурентоспособного предпринимательства остается недостаточной. Мероприятия по созданию конкурентоспособных промышленных групп, меры по развитию малого и среднего бизнеса не реализуются в должной степени. Не выработана четкая система балансирующих мер, с одной стороны, по открытию национального рынка, с другой — по защите отечественного производителя в ситуациях, когда это необходимо. Остается нерешенной проблема реструктуризации естественных монополий в стратегически важных производствах для повышения конкурентоспособности этих структур.
В свое время конкурентоспособность государства в значительной мере зависела от наличия трех основных факторов производства — природных ресурсов, трудовых ресурсов и капитала. С развитием производства и техническим прогрессом конкурентоспособность стали определять факторы высшего уровня, прежде всего инфраструктура страны, ее научный потенциал, уровень образования населения.
Мировой опыт свидетельствует, что наличие факторов производства — важное, но недостаточное условие успешной конкуренции. Для этого еще нужен определенный спрос на продукцию, в част-
ности, требовательные потребители, конкурентоспособные поставщики и смежники, добросовестное ведение конкуренции, соответствующая стратегия предприятий относительно их развития и повышения конкурентоспособности.
Мировой опыт показывает, что страны, как правило, экспортируют ту продукцию, для которой у них есть излишек факторов производства и которая имеет наименьшую относительную стоимость, а импортируют продукцию, которая требуют дефицитных факторов производства и повышенных затрат на ее изготовление. Поэтому основное внимание в практической работе по повышению конкурентоспособности должно уделяться обеспеченности факторами производства, которые могут использоваться для развития страны и создания конкурентных преимуществ.
Конкурентоспособность российской экономики основывается главным образом на использовании сравнительных национальных преимуществ и использовании механизма ценовой конкурентоспособности. В I квартале 2005 г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 77,1 млрд долл. США (135,4 % к I кварталу 2004 г.), в том числе экспорт — 52,6 млрд долл. (141,0 %), импорт — 24,5 млрд долл. (124,8 %). Сальдо торгового баланса оставалось положительным — 28,1 млрд долл. США (в I квартале 2004 г. — 17,7 млрд долл.). Сырьевая составляющая на сегодня — основа конкурентоспособности российского экспорта. Об этом свидетельствуют данные Росстата об экспорте и импорте важнейших товаров, основанные на сведениях таможенной статистики, с учетом данных по Республике Беларусь (см. таблицу).
Специфической особенностью России, унаследованной от СССР, является раздвоенность внешнеторговых приоритетов, обусловленная высоким развитием оборонного машиностроения и призванных обслуживать его энергетических и металлургических комплексов. Вопреки мировой практике низкотехнологичные производства — энергетика и металлургия — оказались гораздо более экспортоспособными, чем высокотехнологичные отрасли оборонной промышленности. Объективно сложившаяся за долгие десятилетия ситуация превратила Россию в экспортера энергоресурсов и металла и импортера машин, оборудования, готовых изделий потребительского назначения. В I квартале 2005 г. 61,4 % российского экспорта составили топливно-энергетические товары, 17,5 — металлы и лишь 4,6 % — машины, оборудование и транспортные средства. Особую тревогу вызывает динамика этих показателей. РФ имеет типичную экспортную специализацию развивающейся
16! !пиво и ||д||иткиУ 6 •2005
I квартал 2005 г. Справочно I квартал 2004 г.
Показатель млн долл. % к I кварталу % млн долл. % к I кварталу %
США 2004 г. к итогу США 2003 г. к итогу
Экспорт 49 512,0 134,5 100,0 36 810,0 120,0 100,0
из него:
топливно-энергетические товары 30 414,0 142,8 61,4 21 297,4 112,0 57,9
из них:
нефть сырая 15 594,0 142,0 31,5 10 981,0 117,5 29,8
металлы и изделия из них 8679,3 144,0 17,5 6026,7 153,3 16,4
в том числе:
черные металлы и изделия из них 5459,6 166,3 11,0 3283,4 153,6 8,9
цветные металлы и изделия из них 3219,8 117,4 6,5 2743,1 152,9 7,5
машины, оборудование и транспортные средства 2294,1 85,3 4,6 2689,8 127,5 7,3
продукция химической промышленности, каучук 3219,0 126,1 6,5 2552,7 125,0 6,9
древесина и целлюлозно-бумажные изделия 1901,4 122,1 3,8 1557,1 121,7 4,2
Импорт из него: 18 728,0 126,9 100,0 14 759,0 128,7 100,0
По и. машины, оборудование и транспортные средства 7612,1 130,8 40,7 5818,6 145,5 39,4
продовольственные
товары и сельскохозяйственное 3425,2 121,1 18,3 2829,2 105,8 19,2
сырье для их производства
продукция химической промышленности, каучук 3241,0 132,4 17,3 2448,3 130,9 16,6
страны. Сходство усиливает тот факт, что большая часть обрабатывающей промышленности в настоящее время неконкурентоспособна и нуждается в защите. Но в отличие от развивающихся стран Россия располагает все еще мощным интеллектуальным, в частности, научно-техническим потенциалом.
Одним из приоритетов российской политики должно стать сохранение и развитие научно-технического потенциала страны. Основой этого процесса служит высокий интеллектуальный уровень российской науки. Россия остается мировым лидером в разработке ряда фундаментальных проблем в области физики, математики, химии, разработки программных продуктов и др.
Текущей задачей является выверенная во времени и в приоритетах точечная поддержка технологических и экспорто-ориентированных производств. Зарубежный опыт свидетельствует, что и в сложных экономических условиях сильное государство может осуществлять в определенных минимальных объемах ориентированную промышленную политику. Речь идет о формировании такой идеологии промышленной политики, которая была бы адекватна условиям рынка, требованиям независимости государства и ее эффективного интегрирования в мировую экономическую систему. Практической основой ее разработки и реализации должны стать решения таких главных задач, как оценка степени конкурентоспособности национальной экономики, определение условий и факторов, кото-
рые могут оказывать содействие эффективной конкуренции, увеличению экспортного потенциала государства. Необходимо определить приоритетные производства и виды продукции, которые имеют или могут получить в кратко- и среднесрочном периоде конкурентные преимущества на мировом рынке, разработать пути и мероприятия государственного содействия повышению конкурентоспособности отечественного производства, в частности за счет целевой поддержки приоритетных отраслей и производств. Важно направить усилия государства на осуществление структурной перестройки, инновационной политики и социально-экономического развития регионов для повышения конкурентоспособности отечественного производства; научно-практическое и институциональное обеспечение мероприятий по повышению конкурентоспособности отечественного производства, исходя из национальных условий и особенностей мирового рынка. Промышленная политика должна быть направлена на решение следующих задач: совершенствование нормативно-правовой базы развития конкурентной среды, недопущение проявлений монополизма на внутреннем рынке и создание равных условий для конкурирующих субъектов; развитие потребительского спроса на продукцию и услуги путем введения прогрессивных стандартов качества, расширение правовой базы потребительских обществ, распространение достоверной информации о товарах и услугах. Необходимо стимулировать
предприятия к проведению глобальной стратегии повышения эффективности, конкурентоспособности и расширения экспорта; постоянно развивать и совершенствовать инфраструктуру — транспорт, телекоммуникации, связь, образование, здравоохранение и науку.
Правительства большинства стран мира продолжают совершенствовать инфраструктуру, улучшать положение на финансовых рынках, снижать тарифы и устранять бюрократические барьеры. Прогресс в этих областях становится реальным, если страны полностью интегрированы в мировую экономику. В докладе о мировой конкурентоспособности, подготовленном организацией Всемирный экономический форум (ВЭФ), отмечается тенденция к увеличению разрыва по степени конкурентоспособности между развитыми и развивающимися странами. Как отмечают авторы доклада, последние не смогли добиться существенных успехов в улучшении делового климата. Благосостояние нации во многом зависит от ее конкурентоспособности, фундаментом которой выступает микроэкономическая политика страны, выраженная в степени конкурентоспособности национальных компаний и состоянии делового климата. Политическая стабильность, четкая и ясная макроэкономическая политика, либерализация рынка и приватизация — необходимые, однако недостаточные предпосылки для экономического развития. Их обязательно должны дополнять реформы на уровне микроэкономики, причем иногда, утверждают авторы доклада, микрореформы даже более важны. Без проведения микроэкономических реформ рост ВВП будет нестабильным, он не будет способствовать повышению объема ВВП на душу населения. В то же время в условиях проведения эффективной макроэкономической политики улучшения в сфере ми^оэкономики могут происходить автоматически.
Глобальные изменения в мире, вызванные политическими и экономическими причинами, а также стремительным научно-техническим прогрессом, требуют новых подходов к социально-экономическому развитию как всего мирового сообщества, так и отдельных государств. Повышение национальной конкурентоспособности — это вопрос, который в настоящее время становится политическим приоритетом для многих стран, в том числе для России. Успехи во внешнеполитической деятельности России будут связаны с уровнем экономического развития страны, эффективностью экономических связей с зарубежными странами, отношением России с такими международными организациями, как Всемирная торговая организация (ВТО), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и др.
Правительство РФ работает над новой среднесрочной программой экономического развития страны, которая, по словам министра экономического развития и торговли Г. Грефа, впервые подходит к проблеме повышения конкурентоспособности не в отраслевом разрезе, а в институциональном (ИА «Альянс Медиа»). В частности, программа рассматривает проблему конкурентоспособности в трех сегментах: конкурентоспособность государства (продолжение административной реформы, создание эффективной системы реализации законов и государственного управления, реформа правоохранительной, судебной системы); конкурентоспособность человека (реформа социальной сферы: здравоохранения, образования); конкурентоспособность бизнеса. Сегодня, по словам Г. Грефа, удалось создать макроэкономические предпосылки для достижения экономического роста. Основными направлениями программы министр называет: повышение эффективности государственного управления и преодоление коррупции, преодоление бедности населения, улучшение конкуренции во всех секторах экономики, преодоление инфраструктурных ограничений. Предполагается десять инструментов реализации этих направлений: продолжение административной реформы, развитие конкуренции и малого предпринимательства, инновационное развитие и т. д.
Конкуренция, как комплексная категория, дает возможность ввести в действие большой потенциал рыночных стимулов деловой активности, которые пока что используются недостаточно. Проводя активную промышленную политику, инструментом которой является добросовестная конкуренция, можно достичь желаемого согласования интересов государства и субъектов хозяйствования. Одна из функций государственного регулирования производства пищевых продуктов, включая напитки, — формирование регионального конкурентного рынка продовольственных товаров и создание системы антимонопольного регулирования. Эффективное функционирование механизмов, способствующих формированию и поддержанию конкурентной среды, будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата в регионах, развитию производства конкурентоспособной продукции. Нефть и другие сырьевые товары РФ не могут долго рассматриваться как основа экспорта, необходимо ориентироваться на национальное производство конкурентоспособных готовых изделий, в том числе и пищевых продуктов.
Стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия должна опираться на исследования цен и качества экспортируемых и импортируемых това-
ров и услуг, сроков и качества обслуживания и др. Для эффективной работы на внешнем рынке предприятие должно проводить маркетинговые исследования, а также учитывать особенности действующего законодательства как в России, так и за рубежом.
Российское пиво поставляется почти в 40 стран ближнего и дальнего зарубежья. Практически все ведущие пивоваренные компании уделяют пристальное внимание расширению рынка сбыта. По оценкам экспертов Союза российских пивоваров (СРП), пиво отечественных производителей способно занять достойно место в ряду популярных мировых марок.
Все крупнейшие пивоваренные компании, представленные на российском рынке, экспортируют свою продукцию за пределы страны, причем страны СНГ и Балтии — одно из наиболее перспективных направлений экспорта для российских пивоваров. Завоевание рынков стран СНГ во многом облегчает лояльное отношение потребителей к российскому пиву и доверие его качеству, ведь многим оно знакомо еще с советских времен.
Безусловный лидер среди известных в мире российских пивных брэндов — ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», которая поставляет широкую линейку марок пива в 37 стран мира. Наибольшие объемы поставок «Балтики» в странах СНГ приходятся на Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Молдову и Украину. «Балтика» неоднократно признавалась «Лучшим экспортером» отрасли в пищевой промышленности в категории «алкогольные и безалкогольные напитки» на конкурсе, проводимом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации с 1998 г. в рамках реализации программы государственного содействия отечественному экспорту, создания механизмов его стимулирования и поддержки. По данным СПР, благодаря устойчивому положению на рынке и уверенному продвижению за пределами России в 2004 г. капитализация компании «Балтика» превысила 2 млрд долл. США, что позволило ей войти в число 15 самых дорогих компаний России. В 2003 г. объем продаж «Балтики» на экспорт составил 992,3 тыс. гл, что на 9 % превысило аналогичный показатель предыдущего года, а в 2004 г. компания увеличила экспортные продажи на 17 % по сравнению с 2003 г. В течение трех лет ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»» намерена увеличить долю экспорта до 15 % в общих объемах своих продаж (пресс-служба компании).
Около 80 % всего объема импорта российского пива за границу занимают марки «Балтики», 19 % — продукция концерна «САН Интербрю», входящего в
состав холдинга InBev — производителя марок «Стелла Артуа», «Сибирская корона», «Клинское», «Толстяк», «Волжанин» и др. (RBC daily).
География продаж продукции ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» постоянно расширяется. Осваиваются новые рынки, осуществляются поставки в Канаду, Кипр, Объединенные Арабские Эмираты, Иран, Польшу, Данию, Францию, Ирландию, Бельгию, Ливан, Бразилию, Коста-Рику, Австралию, Новую Зеландию, Китай, Тайвань, Индию (пресс-служба компании).
Другие пивоваренные предприятия также активизируют свои экспортные операции. Так, ЗАО МПБК «Очаково» подписало в 2005 г. сразу три договора на поставку продукции в страны ближнего зарубежья — Киргизию, Азербайджан и Грузию на общую сумму более 2 млн долл. США (RBC daily). На долю постсоветских стран приходится около 50 % от всего экспорта продукции «Очаково», которая поставляется в Латвию, Белоруссию, Казахстан, Молдову, Армению, Эстонию и Украину. По данным компании, спрос на напитки «Очаково» за рубежом достаточно стабильно растет. В 2004 г. экспортные поставки по сравнению с 2003 г. увеличились в денежном выражении на 12,7 %. Согласно договорам с дистрибьюторами, в 2005-2006 гг. «Очаково» планирует поставить в страны СНГ почти 400 тыс. дал продукции — пива, безалкогольных, слабоалкогольных и алкогольных напитков.
Еще один заметный участник пивного рынка — компания «Ярпиво» — занимается экспортными продажами с 2000 г. Продукция предприятия реализуется в страны СНГ, Балтии и дальнего зарубежья. Наиболее перспективные зарубежные рынки для компании — Беларусь, Туркменистан, Эстония, Киргизия, Кипр, Казахстан, Литва, Молдова и США (RBC daily). В 2004 г. объем реализованной экспортной продукции ОАО «Ярпиво» составил 341 тыс. дал.
Перспективность рынков стран бывшего СССР обусловлена их выгодным географическим положением (непосредственной близостью к России), общими культурными особенностями и ценностями, отсутствием языкового барьера. Пивоваренные компании расширяются, приобретают и строят новые заводы. Экспорт российского пива с каждым годом увеличивается, и не только в страны СНГ, но и в страны дальнего зарубежья. Так, компания «Очаково» поставляет свои напитки в Израиль с осени 2004 г., считая рынок этой страны одним из наиболее привлекательных, так как в Израиле велик процент выходцев из СССР и России, которые позитивно воспринимают российские продукты, хорошо помнят марку «Очаково». Основной канал дистрибу-
6•2005
18
ции — крупные торговые сети и отдельные розничные магазины, премиальные сорта пива продаются также и в сети «русских» баров и ресторанов. Комиссия Департамента Кашрута России побывала на производстве «Очаково» и провела тщательное обследование поступающего на комбинат сырья, технологии приготовления, розлива и упаковки напитков. В результате пиво было признано кошерным. В настоящий момент такую же проверку проходят квасное производство МПБК «Очаково» (СРП). Также «Очаково» начинает поставки титульной марки пива в легких пластиковых бутылках в США. Компания станет первым российским производителем, экспортирующим пиво в ПЭТ-упаковке на рынок этой страны. Первая партия отправится в Нью-Йорк, где проживает большое число выходцев из России и СССР. В дальнейшем планируется расширение географии продаж. Всего в 2005 г. «Очаково» планирует реализовать в США около 30 тыс. дал пива в ПЭТ-упаковке. Экспорт своей продукции в Соединенные Штаты компания «Очаково» осуществляет с 1998 г. В настоящее время здесь представлены пиво и крепкие алкогольные напитки компании. Причем «Очаково» ориентируется не только на выходцев из России, но и на коренных американцев. Поэтому в 2005 г. компания увеличила число дистрибьюторов до четырех, два из которых ориентированы на «русские» магазины и рестораны, а другие два — на крупные национальные торговые сети (СРП). По итогам первого квартала 2005 г., объем продаж МПБК «Очаково» за рубежом вырос на 34,7 %. Этот результат связан с выходом на рынок ряда новых стран таких, как Израиль, Молдова, Азербайджан, Эквадор, Грузия, а также ростом продаж в Германии, Греции и Латвии. В «Очаково» уверены, что по итогам 2005 г. показатели экспортных продаж составят 3-3,5 млн л, 80 % в общем объеме продаж составляет пиво, за первый квартал 2005 г. прирост в этой категории составил 34,4 %. Высокую динамику развития демонстрируют продажи безалкогольных напитков — 94,2 % прироста. Этот показатель обусловлен тем, что в середине прошлого года компания «Очаково» начала поставки своего натурального кваса в несколько европейских стран. Квас пользуется большой популярностью среди выходцев из России, которых в Европе немало, поэтому его продажи активно растут.
Безусловно, доля общего объема экспортных поставок продукции пивоваренных предприятий в совокупном экспорте России пока незначительна, однако неуклонное увеличение экспортных продаж свидетельствует о росте конкурентоспособности российского пива на международном рынке.
Российская академия сельскохозяйственных наук
Государственное учреждение ВСЕРОССИИСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПИВОВАРЕННОЙ, БЕЗАЛКОГОЛЬНОЙ И ВИНОДЕЛЬЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
(ГУ ВНИИ ПБ и ВП)
Объявляет прием
в аспирантуру по специальности
05.18.07 «Биотехнология пищевых продуктов
(алкогольная и безалкогольная промышленность)»
Телефон для справок (095) 246-87-82