УДК 663.4
Пивоваренная промышленность России: успехи и нерешенные проблемы
С. Н. Серегин, д-р экон. наук, зам. начальника Департамента; Г. Н. Свиридова, зам. начальника отдела Департамента пищевой, перерабатывающей промышленности и качества продукции Минсельхоз России
Ключевые слова: пивоваренная промышленность; продовольственный рынок; ячмень-солод; объемы производства. Keywords: brewery; barley-malt; volum of manufacture.
Темпы развития пивоваренной промышленности в России до начала XX в. были незначительны, и лишь после Великой Отечественной войны началось активное строительство заводов в различных регионах страны, что позволило довести ежегодные объемы производства этого напитка к началу 1990-х годов до уровня, превышающего 600 млн дал.
Переход к рыночной экономике дал мощный импульс развитию промышленности за счет структурных преобразований и привлечения иностранного капитала в этот сектор экономики пищевой промышленности. И хотя пивоваренная промышленность не относится к отраслям, определяющим продовольственную безопасность страны, она является важнейшим поставщиком своей продукции на продовольственный рынок страны, где вырабатываемая продукция традиционно пользуется большим спросом в силу различных условий, в том числе и исторических.
И если в дореформенный период на рынке пивоваренной продукции ощу-
щался явный дефицит, то сегодня наблюдается превышение предложения над спросом (рис. 1).
В течение последних трех лет (2008-2010 гг.) уровень потребления пива в России находится в пределах 75-77л на человека в год. Максимальный уровень среднедушевого потребления пива зафиксирован в Уральском федеральном округе (98,0 л), а минимальный — в Южном федеральном округе (50,4 л). В 25 регионах России уровень потребления пива превышает средний по стране, в семи регионах достигает 100 л на человека в год.
По предварительным оценкам, среднедушевое потребление пива в России в 2010 г. составило 72 л на человека в год, что на 2,9 л меньше, чем в 2009 г. По оценкам экспертов, Россия еще в 2009 г. уступила третье место Бразилии в общемировом потреблении пива (первое место занимает Китай, второе — США).
Российский пивоваренный рынок стал одним из крупнейших в мире по объему производства пива, что потре-
1400 1200 1000 800 600 400 200 0
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Годы
Рис. 1. Динамика производства пивоваренной продукции
бовало создания новых мощностей по производству основного компонента пивоварения — солода. Для развития пивоваренной промышленности за последнее десятилетие, по сути, создана новая подотрасль, связанная с производством солода.
Динамика развития производства пива пореформенного периода сравнима с темпами развития табачной промышленности и производством соков и нектаров.
Масштабы производства готовой продукции на новых и реконструируемых заводах определили основные производственно-экономические показатели работы промышленности, позволившие отчислять значительные налоговые поступления в бюджет государства и создавать дополнительные рабочие места.
За последние годы промышленность ежегодно перечисляет в бюджеты всех уровней около 100 млрд руб. В 2009 г. только поступления от акцизов составили — 30,25 млрд руб., а в 2010 г. они достигли 81,98 млрд руб., впервые за всю историю пивоварения превысив акцизные поступления от крепкого алкоголя. На сегодняшний день занятость в пивоваренной отрасли составляет более 50 тыс. человек, при этом в смежных отраслях пивоваренный бизнес создает до 600 тыс. дополнительных рабочих мест, большая часть которых приходится на агропромышленный сектор.
Пивная промышленность относится к группе отраслей, которая, с одной стороны, тесно привязана к сырьевой базе с благоприятными условиями по производству пивоваренного ячменя и хмеля, с другой — предприятия по производству пива, как правило, размещаются в крупных промышленных центрах и мегаполисах, где в основном потребляется этот напиток. Современные технологии производства пива позволяют вырабатывать готовый продукт с длительными сроками хранения, которые можно транспортировать на любые расстояния, что значительно расширяет географию его поставок как внутри страны, так и за ее пределами.
В настоящее время пивоваренная отрасль насчитывает более 250 предприятий различной мощности, расположенных в 73 регионах. Среднегодовая мощность заводов — от 1 до 50 млн дал в год. За последние годы введены в эксплуатацию заводы большой мощности в г. Хабаровске, Ангарске, Самаре, Ульяновске и многих других.
1г
ПИВО и НАПИТКИ
3 • 2011
До 2008 г. в отрасли наблюдался устойчивый рост производства, обусловленный насыщением внутреннего рынка и поставкой части продукции на экспорт. Начиная с 2009 г. ситуация стала меняться в стороны падения объемов выпуска продукции. В 2010 г. объем производства пива составил 1029,3 млн дал против 1085,0 в 2009 г. Снижение объемов производства привело к падению индекса производства пивоваренной отрасли до 94,8 %. При этом спад отчетного года оказался более значительным, чем в 2009 г., когда объем производства составил 95,2% к уровню 2008 г. Рост производства пива был отмечен только в Центральном (1,4%) и Северо-Кавказском федеральных округах (19,8%). Рост по регионам составил: в Москве (+67%), Владимирской (+20%), Ивановской (+22%), Курской (+12,9%), Тамбовской (15,7%), Оренбургской (+32,3%) областях, Ставропольском крае (+26,6%), Республике Дагестан (+29,2%).
Наибольшее снижение объемов производства пива было в Северо-Западном (-27,6%), Уральском (-13,9%), Дальневосточном федеральных округах (-11,5%). Снижение производства наметилось в 37 субъектах РФ.
Падение объемов производства пива обусловлено рядом факторов, основные из которых — повышение акцизных сборов и последовавший за этим рост цен, а также насыщение внутреннего рынка пивной продукцией.
В 2010 г. политика пивоваренных компаний начинает претерпевать некоторые изменения, связанные с потребностью рынка, что выразилось в росте производства безалкогольного пива на 5%, специального пива — на 9%, темного пива — на 21% (табл. 1).
Основные объемы производства пива в 2010 г. (рис. 2) были выработаны в Центральном (32%), Приволжском (30%) и Сибирском федеральных округах (24%).
Существенное падение зафиксировано в Санкт-Петербурге (-29%); Ярославской (-20,8%), Калининградской (-23,6%), Мурманской (-21,7%), Свердловской (-16,2%), Тюменской (-42,6%) областях, Краснодарском крае (-26%), республиках Башкортостан (-16,8%) и Мордовии (-12,8%).
Несмотря на значительное сокращение объемов производства, лидером отрасли в 2010 г. становится Москва (78,4 млн дал) с долей в общероссийском производстве пива 8%.
Таблица 1
Структура производства пива в 2008-2010 гг., млн дал
Продукция 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Безалкогольное пиво 23,4 9,7 10,2
Пиво 1116,3 1075,3 1019,1
Крепкое пиво 0,01 0,05 0,04
Сибирский Ф0 Дальневосточный
СевероКавказский ФО
Рис. 2. Объемы производства пива по федеральным округам в 2010 г.
В шестерку крупнейших регионов по производству пива входят: Санк-Петербург (69,8 млн дал), Самарская (57,4 млн дал), Новосибирская (56,9 млн дал), Ростовская (56,4 млн дал), Ярославская области (54,4 млн дал).
Мощности по производству пива используются лишь на 75%, что позволит в дальнейшем увеличивать объемы производства пива с ориентацией его поставки на экспорт.
В последние годы отечественные пивоваренные предприятия стали крупнейшими экспортерами среди отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, поставляя отечественное пиво на рынки ближнего и дальнего зарубежья. Так, по итогам 2010 г. общий объем экспортных поставок пивоваренной продукции составил 21,2 млн дал на сумму 127,8 млн долл. США.
Наиболее характерная тенденция развития пивоваренного рынка в последние годы — его высокая концентрация. Отрасль развивается за счет привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций, применения новейших технологий производства, современных методов организации производства и сбытовой деятельности.
Открытость российского рынка для иностранных производителей пива, довольно жесткая конкуренция среди российских производителей сыграли положительную роль в расширении ассортимента российского пива.
В последние годы отмечается тенденция консолидации пивного рынка путем осуществления крупномаштаб-ных слияний и поглощений. Основные причины этих процессов — сохранение контроля над отдельными секторами рынка и концентрация ресурсов, необходимых для реализации инвестиционных проектов в целях повышения конкурентоспособности компаний.
В настоящее время в результате консолидации на долю шести крупных компаний приходится 90% российского рынка пива. Это компании «Балтика» (38%), «СанИнбев» (19%), «Хайнекен» (14%), «Эфес» (10%), «Саб Миллер» (5%), «Очаково» (4%).
Состояние и перспективы развития российского рынка солода и пивоваренного ячменя определяются динамикой и тенденциями спроса предприятий пивоваренной отрасли, состоянием производственной базы по выпуску данных видов продукции, маркетинговой, производственной и инвестиционной активностью отечественных и зарубежных поставщиков.
Благодаря возросшему спросу на высококачественный ячмень российские сельхозпроизводители в различных регионах РФ в рамках совместных проектов с бизнесом за 10 лет увеличили долю пивоваренного сырья российского происхождения, используемого в отечественной пивоваренной промышленности, с 30 до 60%.
3 • 2011
ПИВО и НАПИТКИ
ДИРЕКТОРСКИЙКЛУБ
Выращиванием пивоваренного ячменя заняты 40 агрохолдингов и 650 фермерских хозяйств на площади 1,3 млн га, при этом общий объем ежегодных гарантированных закупок пивоваренного ячменя составляет 2,6 млн т. Пивоваренный ячмень — наиболее рентабельная зерновая культура в РФ, необходимая часть севооборота. В последние годы закупочная цена на пивоваренный ячмень была одной из самых высоких среди всех видов зерновых культур. Общая годовая стоимость рынка пивоваренного ячменя России составляет порядка 20 млрд руб.
Пивоваренные компании осуществляют масштабные и долгосрочные инвестиции по всей цепочке производства пивоваренного солода. Всего же в России построено 22 крупных солодовенных завода общей мощностью 1,7 млн т солода, объем инвестиций составил 900 млн долл. США. Это пивоваренные компании «Балтика», «Очаково», «Эфес», «СанИнбев». Компанией «Русский солод» построены и введены
Таблица 2
Сравнительные показатели производства продукции и потребности в солоде
Показатель 2000 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. к 2009 г. Темп роста 2010 г. к 2009 г., %
Производство пива, млн дал 554,5 1085,5 1029,3 - 56,1 94,8
Потребность в солоде, тыс. т 890 1740 1650
Производство пивоваренного солода, тыс. т 357 1056 1011 -45 95,8
В том числе обеспеченность отрасли:
тыс. т -533 -648 -639
% 40 61 62
в эксплуатацию солодовенные заводы в Московской (пос. Вороново), Воронежской (пос. Элеваторный) и Орловской области (пос. Знаменка) производственной мощностью по 100 тыс. т в год солода каждая.
Для обеспечения гарантированного качества сырья на конечном этапе производства пивоваренные компании инвестируют также значительные средства в развитие инфраструктуры промышленности и элеваторного хозяйства для хранения пивоваренного ячменя.
За последние годы сделан значительный скачок в обеспечении отрасли солодом отечественного производства (табл. 2). Если в 2000-2001 гг. обеспеченность пивоваренной отрасли солодом российского производства не превышала 40%, то в 2010 г. она составило 61%. Производство солода выросло с 357 тыс. т в 2000 г. до 1011 тыс. т в 2010 г., т. е. увеличилось в 3 раза. Этому способствовала реализация принятой в 2002 г. на коллегии Минсельхоза России отраслевой целевой программы «Пивоваренный ячмень и солод». ®
12 ПИВО и НАПИТКИ
3 • 2011