Научная статья на тему 'Состояние и особенности развития рынка пива в Российской Федерации'

Состояние и особенности развития рынка пива в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пиво и напитки
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и особенности развития рынка пива в Российской Федерации»

Состояние и особенности развития рынка пива в Российской Федерации

1А.М. Беличенко

ГУ ВНИИ пивобезалкогольной и винодельческой промышленности

В Российской Федерации в 2003 г. было произведено 758 млн дал пива и 569 тыс. т солода. Темп роста к предыдущему году по пиву составил 108, по солоду — 116 %.

По данным Федеральной службы государственной статистики, за 9 мес текущего года было произведено

664.5 млн дал пива и темп роста к соответствующему периоду прошлого года составил 113 %, что является высоким показателем и превышает прогнозные оценки многих аналитиков.

Производство пивоваренного солода за 1-е полугодие 2004 г. составило 338,3 тыс. т с темпом роста 116,8 %.

По данным Минсельхоза РФ, наибольших темпов роста в производстве пива за первое полугодие 2004 г. добились следующие регионы Российской Федерации:

по Центральному федеральному округу — 114,7 % (доля округа в общем производстве пива — 34,5 % ),

Ивановская область — 170,8 %, Калужская область — 154,2 %;

по Северо-Западному федеральному округу — 101,7 % (доля округа в общем производстве пива — 19,8%),

Республика Карелия — 184,6 %, Ненецкий национальный округ — 166,7 %;

по Южному федеральному округу — 126,1 % (доля округа в общем производстве пива — 11,1 %),

Карачаево-Черкесская республика — 138,6%, Волгоградская область — 138,1 %, Ростовская область —

132.6 %;

по Приволжскому федеральному округу — 115,1 % (доля округа в общем производстве пива — 17,0 % ), Республика Мордовия — 205,3 %, Чувашская Республика — 163,0 %;

по Уральскому федеральному округу — 115,9 % (доля округа в общем производстве пива — 3,5 % ), Челябинская область — 122,8 %; по Сибирскому федеральному округу — 118,7 % (доля округа в общем производстве пива — 10,8 % ), Томская область — 430 %, Новосибирская область 315 %;

Производитель 2003 г., % 2004 г., % +

«Балтика» 24,2 21,7 -2,5

Sun Interbrew 13,2 15,8 +2,6

«Ярпиво» 6,5 6,9 +0,4

Heineken 6,4 6,7 +0,3

SAB Miller 5,8 6,3 +0,5

«Очаково» 5,5 5,5 0

Пивоварня 5,3 5,0 -0,3

«Москва-Эфес»

«Красный Восток» 4,9 4,4 -0,5

ПИТ 4,7 4,4 -0,3

«Вена» 4,2 4,3 +0,1

Другие 19,3 19,0 -0,3

ции. Их усилия направлены на сокращение издержек производства, повышение внутренней эффективности компаний, усиление рекламы и поиск

Таблица 2

по Дальневосточному федеральному округу — 154,4 % (доля округа в общем производстве пива — 3,2 %), Республика Саха (Якутия) — 600 %, Хабаровский край — 200,8 %.

Набирает силу процесс консолидации рынка вокруг существующих лидеров и международных компаний с вытеснением региональных и поглощением мелких предприятий. Уже сегодня пивной рынок России характеризуется большой консолидацией — 11 зарубежных пивоваренных компаний, которые занимают почти 75 % рынка, а на остальные 290 предприятий приходится всего 25 % (табл. 1).

Таблица 1

Регион Душевое потребление пива, л/чел.

Всего по России 52

Центральный федеральный округ 54,43

Северо-Западный федеральный округ 67,84

Южный федеральный округ 41,54

Приволжский федеральный округ 35,16

Уральский федеральный округ 55,12

Сибирский федеральный округ 46,88

Дальневосточный федеральный округ 27,74

Москва 79,0

Московская область 26,14

Калужская область 50,96

Смоленская область 87,82

Санкт-Петербург Ленинградская область 80,16 64,88

Калининградская область Краснодарский край Пермская область 65,11 50,69 55,22

Челябинская область 54,56

Красноярский край 65,36

Республика Хакасия 53,1

Омская область 48,45

Новосибирская область 46,73

Источник: данные «Бизнес Аналитика».

Предпочтение жителей страны благодаря развитию пивоваренной отрасли постепенно сдвигается в сторону потребления легкого алкоголя. По данным «Бизнес Аналитика», в 2003 г. денежный объем пивного рынка впервые превысил объем водочного рынка и составил 6,5 млрд долл. США против 6,2 млн долл. США по водочному рынку.

По итогам 2003 г. душевое потребление пива составило 52 л и с учетом тенденций нашего рынка, имеющего возможность роста (табл. 2). В ближайшие 2-3 года вполне достижима цифра душевого потребления 60-65 л.

Положение на рынке очень сложное, конкурентная борьба ужесточается. Пивовары ищут любые способы, чтобы сохранить свои рыночные пози-

новых маркетинговых шагов. Начались масштабные изменения в сбытовой политике, направленные на уменьшение числа посредников, исключение взаимной конкуренции между разными продавцами своих марок, ужесточение контроля за ценами на всех уровнях.

Год назад специалисты прогнозировали рост производства пива класса «премиум», а также лицензионных марок. Так оно и произошло. Именно за счет бурного роста в сегментах российского премиумного и лицензионного пива общая динамика роста рынка в первом полугодии превысила прогноз (табл. 3).

Таблица 3

Ценовой сегмент Доля на рынке

До 11 руб. за бутылку 0,5 л 11-14 руб. за бутылку 0,5 л 20,5 % 30,2 %

15-17 руб. за бутылку 0,5 л 18-22 руб. за бутылку 0,5 л класса «премиум» 25.4 % 18.5 %

Лицензионное пиво (23-30 руб. 5,1 % 0,3 %

за бутылку 0,5) Импортное пиво* (свыше 30 руб.)

* В первом полугодии 2004 г. в Российскую Федерацию было импортировано 1526 млн дал пива, в том числе из стран дальнего зарубежья— 0,159 млн дал, из стран СНГ — 1,367 млн дал.

К сегменту «премиум» относят российские марки пива, которые в розницу продают от 18 до 22 руб. за бутылку вместимостью 0,5 л. Это «Балтика № 7; 6; 0», «Старый мельник», «Бочка-рев», «Невское», «Золотая бочка». Активное развитие рынка лицензионного пива началось в конце 2002 г., когда в России начали варить чешское пиво марки «Велкопоповицкий Козел» (Калужская пивоваренная компания). Эта же компания вывела на рынок еще ряд лицензионных марок, таких, как «Холь-стен премиум» (Германия), «Хольстен Фестбир» (Германия), «Пилзнер Урк-велл» (Чехия), «Миллер Дженьюин Драфт» (США), «Реддс Премиум Колд» (Южная Африка).

Компания «ПИТ» производит пиво «Гессер» (Австрия), «Доктор Дизель» (США), «Битбургер» (Кипр), «Бавария» (Кипр), «Бавария Малт» (Кипр); компания ОАО «Вена» — «Туборг» (Дания); «Балтика» — «Карлсберг» (Дания); «Очаково» — «Альтштайн» (Германия).

Причем лицензионная марка сразу выигрывает у отечественных марок своей принадлежностью к европейским или мировым пивным традициям, а у импортного аналога — более доступной ценой.

Вместе с тем следует отметить, что в первом полугодии 2004 г. выросло производство и дешевого (дисконтного) пива таких сортов, как «Жигулевское» и «Ячменный колос».

По данным исследований компании «Бизнес аналитика», доля этого сегмента составила 20,5 %, по сравнению с первым полугодием 2003 г. она возросла на 1,1 %. В этом сегменте лидирует «Жигулевское» пиво, на долю которого приходится 16,7 % продаж, затем следуют марки «Красный Восток» — 12,9 %, Bag-bier (San Interbrew) — 6,5 %, «Ячменный колос» — 6,0 %.

Распределение объемов продаж пива по крепости на протяжении последних двух лет остается довольно устойчивым, однако наблюдается незначительное сокращение крепких сортов пива. В целом легкое и «нормальное пиво» (4,5-6,0 % алк.) занимает 80 % продаж на общероссийском рынке. Доля сегмента безалкогольного пива составляет 1,7-1,9 % общего объема рынка.

В соотношении долей пива по цвету подавляющую часть продаж составляет светлое (96%). Остальной объем распределяется между нефильтрованным, полутемным и темным пивом (информация по объемам продаж использована в компании «Бизнес аналитика»).

Теперь еще об одной характерной особенности развития пивоваренной

отрасли России на современном этапе. В прошлом году прогнозировали, что в течение ближайших трех лет будет ликвидирован разрыв в мощностях между производством пива и потребностями этого производства в пивоваренном солоде. Сейчас можно с уверенностью заявить, что к концу 2006 г. эта диспропорция будетликви-дирована.

С 2003 по 2006 г., по нашим оценкам, будут введены в эксплуатацию мощности по производству солода 1100-1200 тыс. т в год. Банк «Авангард» (ОАО «Русский солод») финансирует строительство трех солодовен мощностью по 100 тыс. т каждая: в пос. Вороново (Московская обл.) — введена в эксплуатацию в 2003 г.; пос. Элеваторный (Воронежская обл.) — 2004 г.; пос. Знаменка (Орловская обл.) — 2004 г. Принято решение и о строительстве четвертой солодовни.

Компания «Очаково» в 2003 г. ввела в эксплуатацию солодовню в пос. Тер-буны (Липецкая обл.) на 100 тыс. т, в 2004 г. — солодовню в Белгородской обл. (100 тыс. т) и планирует построить солодовню на базе Добренского элеватора в Липецкой области мощностью 50 тыс. т. В сентябре 2003 г. компания «Балтика» ввела в действие солодовню в г. Туле мощностью 105 тыс. т. Компания «Сан Интербрю» строит солодовню в Саранске мощностью 85 тыс. т и проводит реконструкцию действующих шести солодовен с увеличением их мощности к 2006 г. на 130-150 тыс. т в год. ОАО «Красный Восток» строит солодовню в Новосибирске мощностью 50 тыс. т. При этом в Татарстане у «Красного Востока» расположены еще три солодовни общей мощностью 105 тыс. т в год. Компания «Каргилл» владеет заводами по производству солода в Белгороде и Новосибирске общей мощностью 100 тыс. т в год.

Ряд компаний имеют планы модернизации существующих солодовен с увеличением их мощностей.

Практически каждая крупная пивоваренная компания, работающая в России, поставила перед собой цель в ближайшие 2-3 года обеспечить свое производство собственным солодом.

Все строящиеся солодовни оснащаются высокопроизводительным оборудованием, с помощью которого можно использовать самую современную технологию производства солода.

Фактически впервые в России за столь короткий промежуток создается мощная современная промышленность по производству солода. Сложнее обстоят дела с производством отечественного пивоваренного ячменя.

Как известно, Минсельхоз России в 2002 г. разработал и приступил к осу-

ществлению целевой программы «Пивоваренный ячмень и солод», которой предусматривалось в 2005 г. добиться производства 1,15 млн т пивоваренного ячменя, а к 2010 г. — 2,5 млн т. Однако уже к 2006 г. созданные мощности по солоду потребуют около 2,0 млн т пивоваренного ячменя.

Безусловно, получение таких объемов пивоваренного ячменя, соответствующих современным требованиям промышленности, задача трудная, несмотря на то, что почвенные и климатические условия для выращивания пивоваренного ячменя в России имеются. Требуется поднять на более высокий уровень селекционную работу. Большинству сельскохозяйственных предприятий необходимо восстановить технологию производства пивоваренного ячменя, учитывающую специфику его выращивания, уборки и послеуборочной доработки и обеспечить необходимым оборудованием. Нужно вложить немалые средства в обработку посевов, в удобрения и гербициды.

Разумеется, что все эти и другие проблемы производства пивоваренных ячменей в России могут быть решены только при самом активном участии пивоваренных компаний, которые смогут обеспечить финансирование и гарантировать потребление (закупку) пивоваренных ячменей.

А теперь, если можно так сказать, о грустном. Год тому назад на симпозиуме в докладе «Государственное регулирование пивной отрасли» автором был сделан вывод, что на тот период государственное регулирование пивной отрасли носило либеральный характер. Во-первых, не относя пиво к алкогольным напиткам, российское законодательство не ограничивало его рекламу. Во-вторых, с 1996 по 2003 г. имело место снижение динамики ставок акциза с 40 до 12,2 % (удельный вес акциза в отпускной цене с учетом акциза). Однако в июле 2004 г. Государственная Дума одобрила поправки к Закону о рекламе, фактически приравнивающие пиво к алкогольным напиткам. Запрещаются реклама пива на телевидении с 7 ч утра до 22 ч вечера, и использование в рекламе пива образов людей и животных, а также теперь рекламу пива нельзя оформлять в виде мультфильмов.

Пивовары понимают и поддерживают предлагаемые меры по запрету использования образов молодых людей в рекламе пива и запрещение продажи пива подросткам, однако возражают против предложений по потреблению пива в барах и ресторанах.

Вместе с тем 1 июля 2004 г. комитет по бюджету и налогам Государственной

Думы принял решение установить ставку акциза на пиво на 2005 г. в размере 1,75 руб. за 1 л и на 13 % выше ныне действующих. При этом удельный вес (доля) акциза в отпускной цене с учетом акциза с 01.01.2005 г. составит 24,8 %, или возрастет в 2 раза.

Таким образом, Россия переходит из группы стран с либеральным отношением к пиву в небольшую группу стран, где введены весьма суровые ограничения на рекламу этого напитка.

Пивная индустрия противодействует криминальным структурам, наводняющим рынок неподакцизными алкогольными подделками, низкокачественной, а порой и токсичной продукцией. По мнению авторитетного и весьма информированного экономиста, бывшего министра финансов РФ и бывшего советника Президента России А. Лившица (статья в газете «Известия» от 13 августа 2004 г. «Пить по белому»), в настоящее время объем нелегального производства водки в России превышает объем легального. Таким образом, введение жестких ограничений на рекламу пива приведет к падению объема его продаж, что будет вольно или невольно способствовать доступности дешевой, зачастую некачественной алкогольной продукции.

Борцам с так называемым «пивным алкоголизмом» следовало бы иметь в виду, что гораздо более серьезную опасность для здоровья, особенно молодежи, представляет бурно развивающаяся в последнее время группа слабоалкогольных напитков, в большинстве представляющих смесь спирта, воды, углекислоты, красителей, ароматизаторов и сахарозаменителей, красочно оформленных и зачастую упакованных в алюминиевые банки. Однако, несмотря на все проблемы и трудности, стоящие на пути пивоварения, многие аналитики прогнозируют продолжение роста объемов производства пива, правда, более низкими темпами (5-7 % в ближайшие годы). Для России вполне достижима величина среднедушевого потребления 60; 65 и 70 л. И основания для этого есть: это и современная материально-техническая база основных производителей пива, создаваемая современная отрасль солодовенного производства, заинтересованность сельхозпроизводителей в выращивании пивоваренных ячменей, инвестиционная активность в России самых известных в мире фирм — производителей пива и любовь населения к этому благородному напитку. Многое будет зависеть от роста благосостояния народа. Мировой опыт свидетельствует, что улучшение экономического положения в стране неизменно приводит к увеличению потребления пива.

Российская академия сельскохозяйственных наук

Государственное учреждение ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПИВОВАРЕННОЙ, БЕЗАЛКОГОЛЬНОЙ И ВИНОДЕЛЬЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

(ГУ ВНИИ ПБ и ВП)

Объявляет прием

в аспирантуру по специальности

05.18.07 «Биотехнология пищевых продуктов

(алкогольная и безалкогольная промышленность)»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Телефон для справок (095) 246-87-82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.