Современное состояние производства пива в России
Е.Ю. Алексейчева
Московский государственный институт пищевых производств
Российское пивоварение сегодня — одно из самых высокорентабельных и эффективных производств. Сейчас в России около 750 пивоваренных предприятий, из них 324 составляют крупные и средние предприятия, на долю которых приходится 90 % общего объема производства пива. Уровень рентабельности пивоваренного производства составляет минимум 30 % (РБК). Мощности по производству пива в целом по России используются на 78,3 %, что позволяет и в дальнейшем увеличивать объемы. В настоящее время, по данным Союза российских пивоваров (далее СРП), доля России в мировом объеме производства пива составляет 5 %, доля Европы — 27,5 %, Америки — 34,4 %, Азиатско-Тихоокеанского региона — 28,1 %, Африки — 4,9 %. Пивоваренный рынок страны характеризуется высоким уровнем концентрации капитала — 8 пивоваренных компаний контролируют 87 % рынка. В отрасль привлечены значительные инвестиции. За последние несколько лет их общий объем составил более 3 млрд долл. США (СРП). Более 60 % пива в России производят предприятия, входящие в состав транснациональных корпораций. В РФ присутствуют практически все мировые производители пива: скандинавский Baltic Beveregs Holding AB (BBH), норвежско-датский Carlsberg Breweries A/S, бельгийский Inbev, африканский South African Breweries (SAB-Miller), голландский Heineken, британский Scottish&Newcastle. Реализация высокоэффективных конкурентных стратегий, включающих мероприятия по выводу новых марок, ре-стайлинг существующих брэндов, оптимизацию систем дистрибуции, позволила компаниям существенно улучшить свои производственные и экономические показатели в 2004 г. Крупные производители располагают достаточными внутренними ресурсами, что-
бы нейтрализовать неблагоприятные внешние факторы. Но вместе с тем вызывает беспокойство тот факт, что впервые за последние годы российский рынок пива не показал роста. По итогам первого квартала 2005 г. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) зафиксировала общее снижение производства пива. Согласно данным Росстата, в первом квартале 2005 г. было произведено 171,6 млн дал пива. Для сравнения: в первом квартале 2004 г. было произведено 172,6 млн дал. Таким образом, общее падение производства по отрасли составило в первом квартале 2005 г. 0,6 %.
Практически все пивоваренные предприятия снизили производство. При этом причины падения различны. Региональным заводам в связи с введенными ограничениями на рекламу пива стало труднее конкурировать с лидерами отрасли. В то же время обороты снизили такие крупные компании, как, например, ЗАО МПБК «Очаково» и Heineken. У последней объемы производства упали на 8 %. Падение объемов продаж Heineken можно объяснить развившейся инвестиционной активностью голландского концерна в России — меньше чем за год он купил в России четыре пивоваренных завода. Небольшое снижение производства в период покупки производственных мощностей наблюдалось в свое время и у компании Sun Interbrew, которая в первом квартале 2005 г. показала 5 % роста. Сильного падения производства пива по отрасли не произошло благодаря еще двум компаниям — ОАО «Балтика» (более 20 % роста) и ОАО «Вена» (17 %).
Учитывая, что до сих пор рынок пива был одним из наиболее динамично растущих секторов российской экономики, даже незначительное падение объема производства может
привести к кризису. Структура и инфраструктура отрасли сложились и были выстроены таким образом, что они не могут эффективно работать, если продукция не пользуется повышенным спросом. Еще большее беспокойство вызывает то, что замедление роста пивоварения происходит на фоне общего увеличения объемов производства в пищевой промышленности. Так, по данным Росстата, индекс производства пищевых продуктов, включая напитки и табак, в мае 2005 г. по сравнению с маем 2004 г. составил 104,8 %, в январе-мае по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года — 104,3 %. В январе-мае текущего года российские предприятия увеличили производство по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: сахара-песка — на 10,4 %, кондитерских изделий — на 7,3 %, макаронных изделий — на 3 %, маргариновой продукции — на 14,4 %, растительного масла — на 3,1 %, майонеза — на 20,8 %, плодоовощных консервов — на 7,3 %, чая — на 34 %, папирос и сигарет — на 5,2 %. В мае текущего года произведено 89,6 млн дал пива, и по итогам первых пяти месяцев рост пивоваренного производства составил всего 2,9 %. Эти результаты могли стать следствием принятия Госдумой законодательных ограничений рекламы пива и места его употребления. И (хотя говорить о насыщении рынка пива еще рано) по мнению большинства экспертов и участников рынка, такого роста, как в предыдущие годы, уже не будет. 2004 г. был для пивоваренной отрасли наиболее успешным за последние 5 лет. Было произведено 842,4 млн дал пива, или 112 % по сравнению с 2003 г. Достаточно высокие темпы роста производства обеспечили изменение динамики этого показателя впервые с 1999 г., после которого
млрд долл. США
8-
Показатель Годы
1999 2000 2001 | 2002 2003 2004
Производство пива, млн дал 451,9 554,5 636,3 702,5 757,3 842,4
Темп роста, % 133,0 122,7 114,7 110,4 107,8 112,0
2000 ' 2001 ' 2002 ' 2003 ' 2004 ' Годы
Рис. 1. Объем рынка пива в денежном выражении
6-
4-
2
||А||ткиГ 3
2005
«ПИТ», «Красный 4 2 % Восток», 4,2 % '
«Очаково», 5,0 %
Efes, 6,7 % ,
SAB-MiUer,/ 7,2 %
Sun Interbrew, 16,4 %
Heineken, 8,6
Рис. 2. Доли рынка пивоваренных компаний в денежном выражении по итогам 2004 г.
70 руб.
60
50
40
30
20
10 0
1-03 11-03 111-03 ^-03 1-04 11-04 111-04 №04 ЯФ-05 — Дешевое — Среднеценовое — ПремиумИ— Лицензионное — Импорт
Рис. 3. Средняя цена тарированного пива различных ценовых сегментов рынка РФ, руб. за 0,5 л
темп роста производства в отрасли неуклонно снижался и в 2003 г. составил 107,8 %. Объем производства пива в России показан в таблице.
Емкость рынка пива России отражена на рис. 1 (диаграмма составлена по данным компании «Бизнес Аналитика»). Для сравнения: в США емкость пивного рынка составляет более 60 млрд долл. США (СРП).
Несмотря на итоги первых пяти месяцев 2005 г., по мнению большинства экспертов в ближайшее время пивной рынок в целом будет продолжать расти и по итогам 2005 г. вырастет на 5 %. Положительная динамика российского рынка пива возможна вследствие роста потребления пива. Пивоваренная промышленность — одна из немногих отраслей российской экономики, производящих продукцию, по качеству соответствующую международным стандартам. На российском рынке все больше качественного пива, кроме того, население стало лучше относиться к пиву как к напитку. Постепенно доля крепких алкогольных напитков начала снижаться в растущем ассортименте напитков, потребители стали отдавать предпочтение пиву. И в этом заслуга пивоваренных заводов.
По данным СРП, в 2004 г. объем потребления пива в целом по России достиг 59 л на одного человека в год. По прогнозам, потребление пива в ближайшее время возрастет до 60-65 л в год на человека. Аналитики прогнозируют увеличение емкости рынка по потреблению пива максимум до 80 л/чел. в год. В Москве этот показатель уже достигнут, а в Санкт-Петербурге даже превышен — более 90 л. Однако есть регионы, в которых объемы выпитого пива не превышают и 20-30 л на человека, поэтому в перспективе российский рынок пива будет развиваться за счет освоения регионов. Для сравне-
ния: среднестатистический житель Чехии выпивает не менее 160 л пива в год, а по Германии эта цифра достигает примерно 125 л (в Баварии — около 300 л). По оценкам экспертов, после достижения максимальных пределов роста, примерно к 2010 г., российскую пивоваренную отрасль ожидает спад, хотя предсказать динамику рынка довольно сложно, она может резко меняться в зависимости от многих факторов, в том числе и от культуры потребления алкоголя в России. До этого периода будут характерны поступательные темпы роста, предприятиям придется работать в совершенно новых условиях.
Основные производители пива в России (согласно данным компании «Бизнес Аналитика») представлены на рис. 2.
Лидеры по производственным показателям последнего периода — компании BBH, Sun Interbrew, Heineken. Рост объемов разливаемого этими компаниями пива за указанный период оказался порядка 20 % и выше (СРП).
В последнее время наблюдалось стремление компаний к укрупнению и объединению — слияние челябинского завода «Золотой Урал» и санкт-петербургской «Вены», активная деятельность в России корпорации Heineken N.V., которой из-за ежегодного роста объема продаж на 15-20 % стало не хватать мощности ООО «Пивоварня Heineken» в Санкт-Петербурге. Компания Heineken N.V. приобрела заводы «Шихан» и «Волга», ООО «Собол Бир» в Новосибирске и пивоваренный завод «Патра» в Екатеринбурге. В течение трех лет она планирует инвестировать около 120 млн евро в свои российские пивоваренные заводы и в результате захватить 7,5 % пивного рынка России. ВВН к 2006 г. завершит операционное объединение ОАО «Пикра» (Красно-
ярск), ОАО «Балтика» и ОАО «Вена» (Санкт-Петербург).
Для современного производства пива характерен постоянный запуск новых марок. В 2003 г. было запущено шесть национальных брэндов, в 2004 — десять, а в начале 2005 г. стало известно сразу об 11 премьерах. Наиболее активно запускают новые брэнды Heineken (Amstel, Guinness и Kilkenny), Sun Interbrew (Hoegaarden и Brahma) «Пивоварни Ивана Тара-нова» (Coors Light, суббрэнд «ПИТ Акапулько»). Помимо этого «Балтика» запустила в России Foster's, «Пивоварня Москва-Эфес» — Zlatopra-men, «Вена» недавно запустила пиво Kronenburg 1664, и объявила о расширении линейки «Невского» суббрэндом ICE. В середине мая «Тинь-кофф» начал производить марку «Т». Большинство новых марок позиционируется либо в лицензионном сегменте, либо в сегменте отечественного премиального пива (рис. 3).
Анализ рынка (СРП) показывает изменение потребительских предпочтений со среднеценового пива на пиво эко-номкласса и класса премиум (рис. 4, 5).
По оценке СРП, с 2002 г. лицензионный сегмент вырос вдвое, достигнув 12 % рынка по стоимости. Производители пытаются закрепиться в развивающихся сегментах, пока рынок окончательно не насыщен. К тому же российские потребители пива не отличаются высоким уровнем лояльности к брэндам, активно переключаясь на новые продукты и инновационные виды упаковки. Западную марку проще продвинуть на рынок, чем российскую, так как часто пиво уже представлено на рынке в импортном варианте, людей не надо с ним знакомить. Кроме того, владельцы брэндов часто берут на себя затраты на продвижение (Bitburger и «ПИТ»). Однако сегмент растет быстрее, чем коли-
3•2005
%
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
l3^ rfD ^ rn^
20,8 ■ 20,9 ■ 22,0 ■ 23,2 ■ 23,6 ■
65,8 ■ 64,5 ■ 62,6 ■ 60,4 ■ 59,7 ■
10,2 ■ 10,9 ■ 11,1 ■ 11,2 ■ 11,4 ■
I-03 II-03 III-03 IV-03 I-04 II-04 III-04 IV-04 ЯФ-05
дешевое среднеценовое премиум лицензионное импорт
Рис. 4. Доли по объему ценовых сегментов российского рынка тарированного пива
тара (рис. 7), что может служить одной из причин сокращения доли этого сегмента упаковки на рынке.
Одна из тенденций современного пивоварения в РФ — стремление пивоваренных заводов к «сырьевой независимости», что подтверждает и статистика импортных поставок. В течение 2002-2004 гг. объемы импорта солода в Россию ежегодно сокращались, в 2004 г. объемы ввоза данного сырья снизились на 17 % до примерно 625 тыс. т. Динамика строительства новых солодовенных мощностей в РФ позволяет рассчитывать на достижение полного обеспечения внутренних потребностей в солоде к 2006-2007 гг. При этом прогнозируется существенное снижение внутреннего уровня цен на солод (50%-ное по сравнению с це-
чество марок, в нем представленных. Поэтому растут новые брэнды в первую очередь за счет уже существующих, эффективность запуска брэндов не очень высока — как правило, через год после запуска новой марки ее доля начинает падать. По данным «Бизнес Аналитики», в стоимостном выражении доля Holsten сократилась с 18,5 % в 2002 г. до 12,8 % в 2004 г., Efes — с 18,6 % до 11,4 %, Tuborg Gold — с 14,1 % до 4-5 %. Единственная стабильная лицензионная марка — Miller. В 2002 г. ее доля составляла 16,9 %, в 2004 г. — около 16 %, что объясняется четким позиционированием и отсутствием в данном сегменте конкурентов. По мнению экспертов, в ближайшие шесть лет сегмент лицензионного пива может вырасти на 15 %.
%
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 о 4-
26,9 ■ 27,0 H 28,1
29,1 29,6 29,4 27,9
59,3 57,7 55,4 52,8
51,9 51,0 51,2
7,3 7,8 7,9 7,8 7,9 9,0 9,7
I-03 II-03 III-03 IV-03 I-04 II-04 III-04 IV-04 ЯФ-05
дешевое среднеценовое
премиум
лицензионное импорт
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
I 0,1 i I I 0,1 , ОД . , '0,1 j 1 0,1 ; 0,1 ■ I i0,1 ' 1 I -M ■ -ОД-
11,4 12,1 12,6 13,1 12,9 12,8 13,6 13,9 13,7
32,7 34,0 34,3 34,9 37,4 39,5 40,0 39,7 41,0
55,8 53,8 53,0 52,0 49,7 47,7 46,4 46,3 45,1
I-03 II-03 III-03 IV-03 I-04 II-04 III-04 IV-04 ЯФ-05
■ стеклянная бутылка ■ ПЭТФ ■ алюминиевая банка ■ кег, 5 л
Рис. 6. Доли по объему рынка тарированного пива, сегментированного по типу упаковки
Общая динамика структуры пивного рынка в первом квартале 2005 г. (СРП) отражает устойчивые тенденции, сформировавшиеся в 2003-2004 гг. Наиболее выраженное по итогам января-
Рис. 5. Доли по стоимости ценовых сегментов российского рынка тарированного пива
нами 2004 г.), что будет стимулировать дальнейшее развитие отрасли. Ожидается, что использование отечественного солода позволит пивоварам снизить долю данного сырья с 40 % до 25 % в структуре затрат на сырье (СРП). Пивоваренные компании активно возводят солодовни. Среди них — «Балтика» (обеспечена поставками отечественного солода в объеме порядка 210 тыс. т в год), «Очаково» (250 тыс. т), Sun Interbrew (230 тыс. т), «Красный Восток» (100 тыс. т) и «Эфес» (50 тыс. т). В наращивании внутреннего предложения солода также принимают участие и сторонние инвесторы. Эта тенденция касается и производства хмеля. По оценкам Минсельхоза, сбор хмеля в 2007 г. возрастет до 672 т против 530 т в 2004 г., а к 2010 г. его производство в России предполагается увеличить в 1,5 раза.
Еще одна современная тенденция — создание пивоварами пивных баров и ресторанов. Ресторанный бизнес и сегмент разливного пива намерены начи-
февраля 2005 г. — уменьшение доли на рынке тарированного пива сегмента «стекло», при этом доля ПЭТФ растет (рис. 6); уверенно лидирует в росте цен за последние два месяца стеклянная
ПИВО " НАПИТКИ
3•2005
%
руб.
1-03 11-03 111-03 17-03 1-04 11-04 111-04 17-04 ЯФ-05 — ПЭТФ — алюминиевая банка — стеклянная бутылка
Рис. 7. Средняя цена тарированного пива, сегментированного по типу упаковки, руб. за 0,5 л
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
95,8
I-03
96,0
96,0
II-03 III-03 IV-03
- 2
96,0
96,3
96,3
96,3
96,5
I-04 II-04 III-04 IV-04 ЯФ-05
■ нефильтрованное ■ светлое ■ полутемное ■ темное
Рис. 8. Доли по объему рынка тарированного пива, сегментированного по цвету
0
%
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
19,5 ■ 18,3 ■ 16,5 ■ 17,2 ■ 18,2 ■ 17,2 ■ 16,0 ■ 16,4 ■ 16,9
60,3 ■ 61,3 ■ 62,6 ■ 62,9 ■ 62,7 ■ 62,4 ■ 62,9 ■ 62,5 ■ 61,7
'J
I-03
1,8 1,9
II-03 III-03 IV-03
I-04 II-04 III-04 IV-04 ЯФ-05
■ безалкогольное ■ легкое (до 4,5) ■ нормальное (4,5-6,0) ■ крепкое
Рис. 9. Доли по объему рынка тарированного пива, сегментированного по крепости
(от 6,0)
%
нать или продолжать развивать «Балтика», «Ярпиво», «Эфес», Sun Inter-brew, «Очаково», что особенно актуально в силу недавних изменений в законодательстве РФ, направленных на ограничение рекламы и потребления пива.
Следует также отметить снижение доли «темного» в общем объеме реализуемого пива. По данным «Бизнес Аналитики», она сократилась с 3,4 % в I квартале 2003 г. до 2,1 % в январе-феврале 2005 г. (рис. 8). Тенденция сокращения коснулась и крепких сортов пива (рис. 9).
Специфические проблемы стоят перед небольшими российскими пивоваренными предприятиями. В долгосрочной перспективе в более выгодном положении, вероятно, окажутся предприятия — лидеры отрас-
ли, уже выстроившие собственные сырьевые комплексы. Они смогут упрочить свои позиции в отрасли за счет вытеснения с рынка более мел-
ких производителей, которые постепенно будут терять конкурентоспособность ввиду ухудшающихся условий доступа к источникам дешевого
сырья. Также крупные предприятия вытесняют с рынка мелкие, совершенствуя систему продаж и контролируя розницу, за счет более привлекательных цен и широкого ассортимента. По данным СРП, несколько пивоваренных заводов в минувшем году вынуждены были приостановить или вообще свернуть производство, а некоторые заводы находятся в сложном положении, и спасти их от закрытия могут лишь приток инвестиций или высокоэффективные конкурентные стратегии. Видимо, многим предприятиям, не относящимся к разряду крупных, придется увеличивать выпуск «смежной» продукции — безалкогольных напитков, минеральной воды, кваса, медовухи, слабоалкогольных коктейлей, сидра. Рынок
традиционных русских напитков представляется особенно перспективным, поскольку он еще только начинает развиваться, и конкуренция на нем не столь велика, как на рынке пива. Ситуация на рынке минеральной воды и безалкогольных напитков показывает, что небольшие региональные производители могут быть конкурентоспособны на локальных рынках, если их продукция отличается высоким качеством и умеренной ценой.
Пивоварение России, несмотря на ухудшающиеся условия функционирования, продолжает оставаться одним из наиболее развитых отечественных производств, к тому же оно решает серьезные социальные задачи, такие, как обеспечение занятости, пополнение средств бюджетов всех уровней значительными отчислениями и постепенное замещение крепкого алкоголя слабоалкогольными напитками. ^¡ОТ-