Тенденции на рынке пивоваренного ячменя
С.В. Гончаров
Воронежский государственный университет
В настоящее время происходит постепенный перенос аграрного производства из экономически развитых стран в менее развитые регионы. Сокращение посевных площадей пивоваренного ячменя в Западной Европе компенсируется увеличением их в России и Украине. Здесь цена на пивоваренный ячмень превышает цену на фуражное зерно примерно на 25-35 %, что существенно в сравнении с разницей 10-15 % в странах ЕС.
Российская пивоваренная отрасль нуждается в значительных объемах сырья (по данным Союза российских пивоваров, 1,7 млн т ячменя в год). В сезон 2004-2005 гг. отечественные сельхозтоваропроизводители заготовили 0,6 млн т пивоваренного ячменя. Возникший дефицит был покрыт за счет импорта 0,55 млн т солода и 0,4 млн т ячменя. В сезон 2005-2006 гг. в РФ было заготовлено уже 1,2 млн т ячменя, что привело к уменьшению объемов экспорта. Этому способствовало увеличение ставки таможенной пошлины в 2004 г. до 10 % декларируемой стоимости импортного солода (но не менее 0,022 евро/ кг).
Более 50 % выращенного в 2005 г. в России ячменя не отвечает требованиям современного пивоваренного производства; низкая урожайность и неудовлетворительное качество — следствие отсутствия четкой маркетинговой стратегии отечественных селекционных центров, ограниченности ассортимента, дефицита качественного семенного материала, неправильных технологий возделывания ячменя, несоблюдения условий сортировки и хранения и в целом — неэффективного менеджмента. С другой стороны, увеличение спроса на качественный пивоваренный ячмень стимулирует отечественный агропромышленный комплекс к увеличению производства качественного сырья.
Сорта. Государственной реестр селекционных достижений — источник сведений о принадлежности сорта к категории «пивоваренный», что не всегда гарантирует высокие пивоваренные качества товарных партий зерна. В Белгородской области в 2004 г. 99,6 % посевов ячменя (231 тыс. га) занимали пивоваренные сорта. При урожайности
3 т/га одна только Белгородская область смогла бы обеспечить более 30 % потребностей пивоваров РФ в пивоваренном ячмене. Но этого не происходит, так как отсутствует системный подход к слагаемым качества: от сорта, семеноводства, специализированной агротех-нологии, сельхозтехники до сортировки и хранения.
Важно, чтобы сорт стабильно давал зерно, качество которого должно соответствовать особенностям технологии получения солода. А качество солода, в свою очередь, должно удовлетворять требованиям пивоваренного производства. Солодовенные компании предъявляют к сырью более широкий спектр требований, чем это определено отечественным ГОСТ 5060-86 «Ячмень пивоваренный. Технические условия».
В Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию в 2006 г., включено 56 сортов ярового пивоваренного ячменя, из которых 32 (58,2 %) запатентованы; 19 (34,5 %) сортов считаются пивоваренными, а 36 (65,4 %) являются пивоваренными и ценными по качеству.
Европейские сорта ячменя (Скар-летт, Аннабель, Пасадена, Ксанаду, Маргрет и др.), как правило, интенсивного типа. Поэтому их возделывание без комплексной системы мер по защите от сорняков, болезней и вредителей нецелесообразно. Современные технологии и новые сорта позволяют получать высокие урожаи зерна — 4,5-6,0 т/га в благоприятные годы и 3-3,5 т/га — в засушливые.
Из 31 сорта пивоваренного ячменя, переданного для сортоиспытания в 2004-2005 гг., 15 — от лица зарубежных заявителей, что указывает на ужесточение конкуренции селекционно-семеноводческих компаний.
В ближайшие годы сохранится тенденция расширения посевных площадей, занятых пивоваренным ячменем (главным образом европейских сортов), так как рост российского рынка пивоварения гарантирует стабильный спрос на товарный и, как следствие, семенной пивоваренный ячмень. Это означает смещение акцентов в семеноводческой
2•2006
12
стратегии, возрастание роли семенных компаний при ужесточении конкуренции. Спросом будут пользоваться сорта, сочетающие агрономические преимущества с высокими потребительскими свойствами известных селекционно-семеноводческих компаний.
Зоны возделывания. В соответствии с ГОСТ 5060-86 «Ячмень пивоваренный. Технические условия» для выращивания пивоваренного ячменя в РФ определены регионы: Амурская, Белгородская, Брянская, Воронежская, Калининградская, Калужская, Курская, Липецкая, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тульская области, левобережные районы Саратовской области, нечерноземные районы Республики Татарстан и Приморский край.
Но фактически российский пивоваренный ячмень производят в Центрально-Черноземном регионе (около 80 %), в Центральном (Тульская и Рязанская области) — 10 %, Средневолжском — в Мордовии, Татарстане и Пензенской области (5-7 %), а также в Волго-Вятском (Чувашия), Северо-Восточном (Калини-градская обл.) и Западно-Сибирском регионах (3-5 %).
Некоторые сорта, имея статус пивоваренных, возделываются в «непивоваренных» регионах (например, сорта Астория, Толар в Северо-Кавказском регионе допуска). Поэтому они не реализуют свой потенциал в виде сырья для солодовен. Фактически 60 % возделываемых в РФ сортов не относятся к категории рекомендованных для почвен-но-климатических условий конкретной области. То есть помимо рекомендаций существуют еще рыночный спрос и фактическое предложение.
Стратегия семеноводства. Сроки сортосмены сокращаются, то есть продолжительность «жизни» сорта может составлять 5-7 лет. Селекционно-семеноводческая база РФ не способна обеспечить быстрое выведение новых сортов пивоваренного ячменя и сортосмену в соответствии с требованиями пивоваренной индустрии, так как в значительной степени нарушена связь науки и производства. Анализ сортимента культур в регионах показывает, что представление о необходимости иметь в каждом регионе собственный селекционный центр устарела. Само решение проблемы финансирования селекционных программ через приватизацию в нашей стране неоправданно затягивается.
Воспроизводство патентованных сортов ставится в зависимость от наличия у сельхозпроизводителя разрешения в виде лицензии, которая гарантирует получение последним роялти — платы за использование интеллектуальной собственности. Так делается во всем цивилизованном мире и постепенно внедря-
ется в России. Лицензия на их использование выдается на основе лицензионного договора между патентообладателем {лицензиаром) и заинтересованным пользователем {лицензиатом). В РФ сложились следующие схемы выплаты роялти:
выплата за объем производимых семян, исходя из ставки роялти 8-10 % от цены за единицу, то есть за произведенные семена первой и второй репродукций следует выплатить 25-35 и 15-20 евро/ т соответственно;
выплата {или натуральный эквивалент) за каждый 1 га площади, занятой сортом ячменя. Погектарная выплата роялти используется при распространении сортов селекции НИИСХ ЦРНЗ {НПО «Немчиновка»), например, 1 ц/га семенных посевов;
выплата за объем партии товарного зерна, поступившего в качестве сырья для солодовенного производства независимо от репродукции, 5-2 евро/т {противоречит законодательству);
включение роялти в стоимость приобретаемых семян.
На рынке нет прочной взаимосвязи в цепочке селекционер — производитель семян — пользователь семян, поскольку не развита определяющая структура — оператор рынка семян. Именно в процессе продажи семян повсеместно нарушаются права собственника сорта, которые являются основой организации цивилизованного семенного бизнеса. В настоящее время на рынке пивоваренного ячменя функционируют единичные дистрибьюторы («Экони-ва-семена», «Райз»). В этой ситуации «Суффле», «Каргилл», «Балтика» и другие компании вынуждены брать на себя функции в дистрибуции семян.
Сроки сортообновления пивоваренного ячменя должны быть меньше, чем это принято в России. Во избежание снижения сортовой чистоты товарный ячмень должен поставляться на солодовню, как правило, не более 3-й репродукции. Поэтому пивовары стремятся отслеживать цепочку, по которой семена попали к сельхозпроизводителю. Чем она короче и понятнее, тем больше доверия к производителю.
Очевидно, что существенный аргумент на рынке семян будут представлять современные семенные заводы с оборудованием фирм «Кимбрия», «Петкус» и др. производительностью до 8-12 тыс. т семян в год. Сегодня рассматривается 5-7 бизнес-планов, в основе которых строительство семенных заводов в Центральной черноземной зоне. Тенденция применения ресурсосберегающих технологий с привлечением мощных тракторов фирм «Джон Дир», «Агко Челленжер» и широкозахватных сеялок ПК «Кузбасс», «Борго», «Хорш-
Агро-Союз» и др. подразумевает использование только высококачественных семян.
В этой связи в РФ изменяется система дистрибуции семян: она становится более прозрачной в цепочке их движения от оригинаторов сорта до товарного зерна, поступающего на солодовню. Укрепят позиции крупные производители семян, имеющие современные семенные заводы.
Сортовая политика компаний. В ряде регионов (Белгород, Липецк, Тамбов, Мордовия, Чувашия, и др.) приняты региональные программы по пивоваренному ячменю, в основе которых «Отраслевая целевая программа обеспечения устойчивого производства пивоваренного ячменя и солода в Российской Федерации на 2002-2005 гг. и на период до 2010 г.». Цель программ — содействие развитию этого бизнеса на основе формирования устойчивых взаимосвязей между сельхозпроизводителями, пивоварами, солодовщиками, производителями техники, удобрений, химических средств защиты растений и др. Совокупная потребность в сырье всех российских солодовен 1,4 млн т сырья в год. Тем не менее пивоваренные компании, особенно выпускающие премиальное пиво и традиционно импортирующие солод {ячмень), едва ли в одночасье прекратят его ввоз. Современные солодовни (их 9), построенные на основе западных технологий, обладают производительностью 100-110 тыс. т солода в год.
В сложившихся условиях большинство пивоваренных и солодовенных компаний осознали необходимость разворачивания собственных программ выращивания ячменя. В их основе — авансирование приобретения семян, ГСМ, удобрений, средств защиты растений и гарантии сбыта.
Наиболее масштабные производственные программы по выращиванию пивоваренного ячменя сортов импортной селекции у компаний «Сан Интер-брю», «Суффле Зерно Рус», «Балтика», «Каргилл», «Очаково», «Русский Солод» — проект банка «Авангард». В 2006 г. будут использоваться сорта Скарлетт, Пасадена, Аннабель, Кса-наду, Марни и др. Собственные производственные проекты реализуют и крупные российские трейдеры — «Ко-рунд-Агро», «Вилион», «Орловская зерновая компания» и др. Привычные схемы аккумулирования партий ячменя от сельхозпроизводителей и доведения его до кондиций пивоваренного больше не дадут прежних объемов прибыли. Солодовням не нужна смесь сортов, пусть и хорошо откалиброванных.
Оригинаторы («Заатен-Унион», «Ло-хов-Петкус», «БайВа») востребованных
сортов стремятся заключать лицензионные договоры на их воспроизводство с солодовенными (пивоваренными) компаниями либо агрохолдингами — их партнерами. По мере насыщения рынка ассортиментом ячменя, все больше будет применяться практика предоставления исключительных прав на возделывание конкретных сортов (эксклюзивная лицензия). Скорее всего, права на использование сорта (неисключительная лицензия) будут у ограниченного числа компаний (от 2 до 4). Постепенный уход от свободной продажи семян вызван потребностью в получении роялти за использование сортов, борьбой с «черным рынком» семян, требованиями сортовой чистоты. Следовательно, происходит «закрепление» востребованных сортов ячменя за основными игроками пивоваренного рынка.
Агротехнология. В 2005 г. на полях РФ работали 603 тыс. тракторов, 156,6 тыс. зерноуборочных комбайнов и 260,7 тыс. сеялок; обеспеченность сельхозпроизводителей от потребности составила 46, 45, и 71 % соответственно. Доля тракторов, поступивших по лизингу, составляет 4 %, зерноуборочных комбайнов — 9 %. Поэтому даже «середняку» сложно заниматься пивоваренным ячменем, требующим точного соблюдения сроков и требований технологических операций.
Новое поколение сортов европейской селекции требует иных походов к технологиям. Это пригодность для энергосберегающих технологий, низкие нормы сева, обязательные системы защиты, азотные подкормки, прямое комбайнирование и др. Рекомендации даже 10-летней давности устарели. Но на практике происходит лишь обкатка новых технологий, а не их внедрение в промышленном масштабе. Слепое копирование западных технологий в условиях РФ малоэффективно. Налицо дефицит знаний, как и современных аг-роменеджеров, которых пока не готовят вузы. Как результат, некоторые солодовни удовлетворяют свои потребности в сырье за счет приоритетных сортов лишь на 50-60 %.
Поскольку на пивоваренном рынке определились лидеры, играющие по определенным правилам, рынок ячменя будет все более ограниченным, построенным на жестких правилах и контрактации. Около 70 % пивоваренного ячменя 2005 г. законтрактовано, то есть произведено под конкретного потребителя.
На рынке пивоваренного ячменя происходят качественные изменения, которые служат моделью для формирования устойчивых взаимосвязей между участниками рынка — сельхозпроизводителями и пивоварами. &
2 • 2006
13