_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
Внедрение информационных технологий в процесс управления цепями поставок, использование системы «ГЛОНАСС» для отслеживания перемещения транспортных средств и т.д.
Таким образом, обеспечение эффективного процесса товародвижения пищевой продукции в логистической системе предполагает комплексное взаимодействие всех участников, контроль и совершенствование работы всех функциональных областей логистики, менеджмент всех процессов логистической системы. Именно согласованность действий всех участников, взаимный обмен информационными данными, добросовестное выполнение своих обязанностей позволят в конечном итоге предоставить качественный объект товародвижения конечному потребителю. Список использованной литературы:
1. ГОСТ Р ИСО 9000:2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь [Электронный ресурс]. Источник: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200124393;
2. ГОСТ Р 53663-2009 «Система менеджмента безопасности цепи поставок. Требования» [Электронный ресурс]. Источник: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-53663-2009;
3. Антипов Д.В., Франковская Е.Г. Оценка качества цепи поставок// Вектор науки ТГУ. Специальный выпуск № 1, 2010;
4. Джонсон, Джеймс, Вуд, Дональд, Ф. , Вордлоу, Дэниел, Л., Мерфи - мл., Поль, Р. Современная логистика, 7-е издание: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. - 624 с.;
5. Брыкалова А.К., Николаева Ю.А. Концепция «точно в срок» и ее применение в производстве// Вестник молодых ученых СГЭУ. 2015. № 2(32);
6. Аникин Б.А. Логистика : учебное пособие для бакалавров / Б.А. Аникин, Т.А. Родкина, М.А. Гапонова и др. ; под ред. Б.А. Аникин, Т.А. Родкина. - М. : Проспект, 2015. - 406 с.;
7. Гаджинский, А.М. Логистика : учебник для бакалавров / А.М. Гаджинский. - 21-е изд. - М. : Дашков и Ко, 2016. - 419 с.;
8. Левкин, Г.Г. Контроллинг и управление логистическими рисками : учебное пособие / Г.Г. Левкин, Н.Б. Куршакова. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 142 с.
© Датченко А.А., 2016
УДК 330
О.В. Денисова
магистр 2 курса факультета экономики и управления Самарский государственный аэрокосмический университет
г. Самара, Российская Федерация
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация
В статье рассматривается оценка конкурентоспособности предприятия, рассмотрена сущность понятия «конкурентоспособность», проанализированы слабые и сильные стороны строительного предприятия ООО «ЛЮТА»
Ключевые слова
Конкурентоспособность, качество объекта, оценка конкурентоспособности, принцип матричных методов,
метод оценки конкурентоспособности
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
Конкуренция в рыночной экономике является главной движущей силой развития. Производители всё время ведут борьбу за потребителей. В конкурентной борьбе, как и во всяком состязании, есть и лидеры, и отстающие. Рождается естественный вопрос: каким образом их определить?
Решение этого вопроса просто: необходимо измерить уровень конкурентоспособности интересующих исследователя объектов. Одним из необходимых инструментов менеджера для успешного ведения бизнеса является оценка конкурентоспособности предприятия.
Конкурентоспособность — это качество объекта и его обслуживания, характеризующееся уровнем настоящего и возможного удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с похожими объектами, представленными на данном рынке [1].
Немаловажная характеристика конкурентоспособности это её многоуровневость. По мнению авторов, конкурентоспособность — это структурный компонент организации конкурентных отношений. В данном свойстве конкурентоспособность это синтетическая разносторонняя категория, объединяющая в себе содержательные факторы конкуренции и монополизма, а также их общественно-государственные регуляторы, и реализующаяся на объектно-субъектных уровнях рынка [2].
Конкурентоспособность — это универсальный показатель рыночного
состояния экономических объектов, который охватывает полезную информацию для всех участников рынка, где субъектами оценки конкурентоспособности могут быть организации (изготовители, продавцы, покупатели), а объектами - компоненты этапов конкурентоспособности.
Создание цели изучения — первый и главный этап проведения оценки. Цель оценки конкурентоспособности — приобретение верных сведений для принятия решения, руководством предприятия о корректировке конкурентоспособности с учетом положения организации на отраслевом рынке, с одной стороны, а с другой — внешними пользователями о осуществления конкретных программ в отношении данной организации.
Из установленной цели можно определить следующие задачи, решаемые при оценке конкурентоспособности предприятия:
- определение уровня конкурентоспособности в настоящее время;
- выявление направлений и закономерностей в повышении конкурентоспособности за определенный период;
- установление «узких мест», отрицательно сказывающихся на конкурентоспособность организации;
- выявление резервов, которые могут применяться для повышения конкурентоспособности.
Конкурентоспособность предприятия — итоговый показатель стабильной работы предприятия,
который включает в себя итоги действий и усилий самых различных производственных, обслуживающих и управленческих частей, подсистем и привлеченных ресурсов национальных, общехозяйственных и региональных преимуществ.
На данный момент предложены разнообразные методики оценки конкурентоспособности предприятия, применяемые на практике.
Имеющиеся методические подходы к оценке уровня конкурентоспособности предприятия, объединяют в две группы [3]:
Первая группа — графические методы;
Вторая группа — аналитические методы.
Графическими методами оценки степени конкурентоспособности
организации являются:
-метод «профиля требований»;
- матричные методы;
- многоугольник конкурентоспособности.
Построение профиля требований предполагает выявление причин, по которым предприятие обладает преимуществом над другим предприятием, и факторов, по которым оно отстает. Построение опирается на балльную оценку специалистов.
Принцип матричных методов оценки конкурентоспособности организации состоит в анализе матрицы,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
выстроенной в виде системы координат с использованием набора переменных: по одной оси суммируются значения внутренних коэффициентов, а по другой — внешних. На практике для оценки конкурентоспособности организации применяются матрицы стратегического анализа:
- матрица «относительная доля рынка — темп роста рынка», созданный американской консультационной фирмой «Бостон консалтинг групп» (BCG);
- матрица «привлекательность — конкурентоспособность», разработанная компанией «Мак-Кинси».
С помощью матрицы BCG анализируется перспективность различных товарных групп в рамках одной
организации. Осуществляется анализ конкурентоспособности, с учетом жизненного цикла товара. Суть оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали — сокращения количества продаж; темпы роста; услуги организации; по вертикали — относительная доля товара; услуги на рынке.
Более конкурентоспособными предприятиями являются те, которые занимают значительную долю на быстро растущем рынке. При наличии верной информации матричные методы позволяют обеспечить оценку конкурентоспособности высокими показателями. Но приобретение нужных сведений чаще всего затруднено, что уменьшает практическую ценность данных методов. Матричные методы дают возможность провести анализ конкурентоспособности предприятия, но без четкого количественного выражения итогов оценки конкурентоспособности.
Многоугольник конкурентоспособности — это графическое соединение оценок положения предприятия и конкурентов по наиболее важным направлениям деятельности, представленных в виде векторов.
Сильные и слабые стороны одного предприятия по отношению к другому, соединяя многоугольники конкурентоспособности разных предприятий, можно выявить с помощью многоугольника конкурентоспособности.
Наибольшее распространение приобрел комплексный интегральный метод оценки на базе сравнительной характеристики деятельности предприятия и наиболее сильных конкурентов по ряду факторов. При таком подходе производится одновременный учет факторов конкурентоспособности товара и предприятия.
Для определения уровня конкурентоспособности предприятия используют следующие обобщающие оценки.
1. Метод суммы мест — по каждому выделенному фактору конкурентоспособности для анализируемого предприятия и его конкурентов проставляются места, занимаемые конкурирующими предприятиями, Уровень конкурентоспособности предприятия определяется на основе суммы заработанных мест по всем факторам и сравнения этой величины с похожими показателями конкурентов.
2. Метод балльной оценки — по каждому из факторов оценки конкурентоспособности предприятия выставляются баллы для соперничающих организаций по заранее выбранной балльной шкале. На основе суммы полученных баллов определяется уровень конкурентоспособности предприятия.
3. Метод балльной оценки с учетом коэффициентов весомости факторов - каждому из факторов присваивают относительный вес значимости, оценивают по балльной шкале, пересчитывают балльную оценку с учетом коэффициентов весомости факторов, суммируют полученные оценки по всем факторам для каждой из конкурирующих фирм.
Улучшением интегрального метода служит метод, предусматривающий отдельный учет факторов конкурентоспособности товаров и предприятия. Согласно этому методу, показатель конкурентоспособности предприятия определяется как произведение индекса конкурентоспособности товара или товарной массы на индекс относительной эффективности производственной деятельности.
В качестве показателей эффективности деятельности предприятия применяются показатели рентабельности, объема продаж и их модификации.
При расчете так же могут быть учтены показатели, характеризующие финансовое положение предприятия. Недостатком метода, предусматривающего отдельный учет факторов конкурентоспособности товаров и предприятия, является то, что он не учитывает маркетинговые аспекты деятельности предприятия, в общем.
Итак, у представленных методик оценки конкурентоспособности организации есть свои плюсы и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
минусы, а так же разные области применения. На сегодняшний день общепринятой методики оценки конкурентоспособности предприятия нет.
Для оценки конкурентоспособности организации сначала нужно провести анализ ее состояния. Методики оценки конкурентоспособности предприятий, используемые в развитых странах, носят не описательный, а конкретно экономический, количественный характер [1].
Конкурентоспособность организации рекомендуется оценивать на основе показателей конкурентоспособности товаров с учетом значимости рынков, на которых они были реализованы.
От того насколько правильно выбрана стратегия поведения данного предприятия на рынке зависит успешная деятельность предприятия. Метод SWOT - анализа предлагается использовать, для того чтобы произвести выбор стратегии предприятия. Он позволяет оценить сильные и слабые стороны организации в сравнении с возможностями и угрозами для нее во внешнем мире.
Разделение всей информации по четырем группам: «сильные стороны», «слабые стороны», «возможности», «угрозы», является первым шагом SWOT - анализа. События или состояния связанные с внутренними факторами маркетинга предприятия относят к сильным и слабым сторонам предприятия. Тем самым небольшой размер предприятия по сравнению с конкурентами, значительные издержки производства и сбыта - все это слабые стороны. Угрозы и возможности напрямую зависят от внешних факторов маркетинга. Для того чтобы применять сведения о них в своих маркетинговых решениях, их нужно вовремя обнаружить.
Систематизация результатов проведенных исследований, установка линий связи между сильной и слабой сторонами, внешними угрозами и возможностями, которые используются в формировании его стратегии, все это можно определить при помощи SWOT матрицы. Для определения сильных и слабых сторон предприятия ООО «ЛЮТА», проведем SWOT-анализ.
В таблице 1 изображены основные возможности, угрозы, преимущества и недостатки предприятия.
Таблица 1
SWOT - анализ предприятия общества с ограниченной ответственностью (ООО) «ЛЮТА»
Внутренняя среда Слабые стороны Сильные стороны
Недoстатки Преимущества
1. Отсутствие службы приема, обработки заказов 2. Медленное реагирование на постоянные рыночные изменения 1. Большой опыт работы 2. Инновационные технологии 3. Высокое качество работ 4. Низкая себестоимость 5. Сплоченный коллектив 6. Удовлетворенность клиентов 7. Качественное оборудование 8. Обученный персонал 9. Широкий ассортимент предоставляемых услуг
Внешняя среда Угрозы Возможности
1. Новые игроки на рынке 2. Смена тенденций спроса, моды 3. Активность конкурентов: - программы продвижения - дополнительные услуги 1 .Новые технологии 2. Дополнительные услуги 3. Захват смежных сегментов 4. Тенденции спроса 5. Государственная поддержка 6. Увеличение рекламы на ЦТ и в СМИ
У предприятия ООО «ЛЮТА» в большей степени преобладают сильные стороны и немало преимуществ, недостатков немного, но они немаловажны, такие выводы можно сделать из приведенной таблицы.
В заключение необходимо отметить, что не существует полноценной стандартной методики оценки конкурентоспособности предприятий и управления ею. Без количественной оценки вся работа по ее повышению субъективна и некорректна.
Список использованной литературы:
1. Мацоян Д. О. Некоторые особенности повышения конкурентоспособности предпринимательских структур в строительстве/ Д. О. Мацоян // Российское предпринимательство.; 2012 г. № 1 (199);С. 148
2. ФирсановаО. В., Шмелева Ю. А.Маркетинг инноваций в концепции маркетинга взаимодействия// Маркетинг взаимодействия: инновационные технологии. Компетентность. Экономическое измерение. Оценка эффективности / Под ред. Г. Л. Багиева. - СПб.: Изд-во СПбГУ; Челябинск, изд. Центр ЮУрГУ,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
2012 г.
3. Шуваев М. A. Методика оценки конкурентоспособности строительных предприятий / М. A. Шуваев // Экономические и гуманитарные исследования регионов; 2012 г. ; №3; С. 201
© Денисова О.В., 2016
УДК 338.2
И.Ш. Джорджашвили
студентка 4 курса факультета «Финансы и кредит» Кубанский государственный аграрный университет
О.А. Герасименко к.э.н., доцент кафедры «Финансов» Кубанский государственный аграрный университет Г. Краснодар, Российская Федерация
РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ СТАБИЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
Аннотация
В статье рассматривается ряд зарубежных и отечественных методик прогнозирования вероятности банкротства организации. Проводится оценка удовлетворительности баланса ОАО «Краснодаркрайгаз» по методике Арбитражного управляющего. Предложены меры по восстановлению платежеспособности организации.
Ключевые слова
Банкротство, финансовое состояние, методы прогнозирования банкротства, дебиторская задолженность
Актуальность выбранной темы заключается в том, что на современном этапе развития российской экономики первостепенное значение приобретает объективность предсказания банкротства, а также выявление неблагоприятных тенденций развития организации. За последние десять лет очень многие коммерческие организации всевозможных форм собственности оказались на грани банкротства, поэтому в настоящее время проблема его прогнозирования чрезвычайно актуальна в Российской Федерации.
Анализ прогноза банкротства позволяет определить и разработать меры по его предупреждению. Нами проведен анализ удовлетворительности баланса ОАО «Краснодаркрайгаз». Основными целями деятельности Общества является газоснабжение потребителей, получение прибыли, обеспечивающей устойчивое и эффективное экономическое благосостояние предприятия, создание условий труда и социальную защиту работников. Общая протяженность обслуживаемых газопроводов составляет 33,13 тыс. км. Более 1 миллиона абонентов по Краснодарскому краю обслуживают газовые хозяйства ОАО «Краснодаркрайгаз».
В начальные годы формирования экономики России многие отечественные организации утратили платежеспособность, не могли противостоять тенденциям тотального ухудшения общеэкономической ситуации и разрушения институциональной среды функционирования [3, с. 144].
Во все годы реформирования экономики России существенная роль отводилась институту банкротства как инструменты оздоровления экономики и ликвидации хронически убыточных предприятий. Активизация этого института является приоритетом экономической политики, но его сложно реализовать в условиях российской действительности, учитывая особенности Закона о банкротстве, специфику отношений российского федерализма и недоступность кредитов и инвестиций для реструктуризации убыточных организаций [1, с. 372].
В последнее время в российской экономической литературе находят широкое применение зарубежные экономико-математические модели прогнозирования банкротства (таблица 1). Однако, на наш взгляд,