МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070
поведения.
Список использованной литературы:
1. Задорнова Е. С., Зайцев С. А. Менеджмент риска в автомобилестроении // Автомобильная промышленность. 2014. - № 2. С.24-31.
2. Рынок легковых автомобилей России и мира. Аналитический обзор // РБК. 2015.
3. Синцеров Л. М. и Трофимов Д. А. Сдвиг мировой автомобильной промышленности в развивающиеся страны // Известия РАН. Серия географическая. 2013. - № 2. - С. 43-50.
4. Проценко Н. Некоторые отрасли российской экономики встречают год с оптимизмом: http ://vz.ru/economy/2016/1/5/786502.html
5. Цухло С. Теперь без эмоций: что мешает автомобилестроению в России: http: //www .rbc.ru/opinions/economics/28/10/2015
6. Литвиненко С. Автомобильный рынок России: результаты 2014 года и перспективы развития: www .pwc.ru/automotive
© Идиятуллина Э.Р., 2016
УДК 339.137.2
Э.Р. Идиятуллина
магистрант Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета г. Набережные Челны, Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВЫХ И СЕРВИСНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Аннотация
В статье представлены различные подходы к определению категории «конкурентоспособность предприятия». Проводится анализ особенностей оценки конкурентоспособности торговых и сервисных предприятий. Определены несколько условий повышения уровня конкурентоспособности торгового предприятия. В статье предлагаются экономическая модель и формула расчета оценки конкурентоспособности торговых предприятий и предприятий сервиса. Многоугольник конкурентоспособности предназначен для анализа и сопоставления предприятий торговли по разным факторам.
Ключевые слова
Конкурентоспособность, конкурентоспособность предприятия, оценка уровня конкурентоспособности.
Вопросам изучения конкурентоспособности предприятий, а также ее оценки посвящены работы таких зарубежных исследователей как: Ж.-П. Бодуан, Х.Ю. Варнеке, Д. Джю Фритцше, В.Д. Шкардун А в России этим вопросам уделяли внимание В.С. Андрианов, Т. Малаева, Н.К.Моисеева, А.И.Печенкин, А. Селезнев и. т.д. Но, несмотря на значительное количество работ, посвященных данной проблеме, существуют некоторые различия в понимании категории «конкурентоспособность», а так же присутствует относительность, многовариантность определений и различие подходов к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ее уровнях.
С.В. Иванова дает следующее определение: «Под конкурентоспособностью предприятия понимается его реальная и потенциальная способность, в реальных условиях, проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов» [2, с.125].
О. В. Хлопенко определяет что, конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Она определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке [5, с.72].
Конкурентоспособность предприятия - это комплексная характеристика предприятия, характеризующая его возможность в любой момент времени обеспечивать свои конкурентные преимущества и прибыльность, а также адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.
Под конкурентоспособностью торгового и сервисного предприятия понимается возможность экономической борьбы с другими схожими предприятиями за потребителя и дополнительные доходы. Необходимо проанализировать из каких составляющих складывается ее эффективность.
Основным условием конкурентоспособности в торговле и сервисе, является благополучная коммерческая деятельность предприятия или финансовая устойчивость. Если один вид продукции или услуги окажется более конкурентоспособным (по сравнению с товарами и услугами или конкурентов) за счет применения новой инновационной идеи его создания, то торговое и сервисное предприятие сможет вести успешную коммерческую деятельность. Это условие является обязательным, а его соблюдение предопределяет возможность исследования других процессов, обеспечивающих повышение уровня конкурентоспособности торговых предприятий и предприятия сервиса [3, с.75].
Определены несколько условий повышения уровня конкурентоспособности торгового и сервисного предприятия. Что же обеспечивает конкурентоспособность торговых предприятий и предприятий сервиса при условии их финансовой устойчивости? Преимущество или недостаток оценивается сравнительным состоянием предприятия по отношению к конкуренту. В основном, оно устанавливается комплексом свойств продукции или оказываемых услуг, благодаря которым создается определенное преимущество над конкурентами. Вопрос о конкурентоспособности торгового и сервисного предприятия полностью решается при отсутствии на рынке конкурентов, реализующих аналогичную продукцию, услуги. При существовании других торговых или сервисных предприятий, реализующих аналогичные товары и услуги, необходимо рассматривать три элемента повышения уровня конкурентоспособности торгового и сервисного предприятия.
Первым элементом является продаваемая ими продукция и оказываемая услуга. Цена, качество и условия продаж товара и услуги являются существенными факторами конкурентоспособности торгового и сервисного предприятия. Несомненно, что качественная продукция, реализуемая по низким ценам (по сравнению с конкурентами) на условиях долгосрочного беспроцентного кредита, привлечет множество покупателей. Одновременно с этим, такая ситуация, приведет к нарушению первого условия - финансовой устойчивости торгового и сервисного предприятия. Поэтому возникает потребность в рассмотрении товара и экономических условий его продаж как важного условия поддержания и повышения конкурентоспособности торгового и сервисного предприятия.
Вторым элементом является ассортимент товара и услуг, условия гарантийного и послепродажного обслуживания, и др.
Третьим элементом является, качество услуг, оказываемых торговым предприятием. Предприятие торговли и сервиса само не производит реализуемого товара, тем не менее оказывая услуги потребителям продукции по ее продаже, от качества которых (это удобное для потребителя месторасположение, доступность продукции для ознакомления, профессионализм торгового персонала и т.п.) во многом зависит уровень спроса на продукцию при равных ценах у предприятий-конкурентов [4, с.48].
Взаимодействие условий продажи товара и оказываемых услуг, торговым предприятием, с их качественной и количественной оценкой, влияющими на конкурентоспособность торговых предприятий представлено на рис. 1.
Рисунок 1 - Основные аспекты конкурентоспособности торгового предприятия
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
Оценка конкурентоспособности торгового и сервисного предприятия включает ряд этапов, учитывающих специфику торговли. Алгоритм комплексной оценки уровня конкурентоспособности торговых и сервисных предприятий представлен на рисунке 2.
1 Определение перечня единичных, комплексных и обобщенных показателей, необходимых и достаточных для оценки конкурентоспособности торгового предприятия
2 Определение коэффициентов весомости показателей конкурентоспособности торгового предприятия 3 Установление базовых значений единичных показателей
4 Определение вида зависимости между показателями конкурентоспособности и их оценками
5 Измерение единичных показателей конкурентоспособности или их экспертная бальная оценка
6 Вычисление оценок отдельных единичных и комплексных показателей конкурентоспособности торгового предприятия
7 Определение обобщенного показателя конкурентоспособности сравниваемых торговых предприятий
8 Определение относительной стоимости товаров в сравниваемых торговых фирм
9 Расчет интегрального показателя конкурентоспособности каждого торгового предприятия
10 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности торгового предприятия
Рисунок 2 - Алгоритм комплексной оценки уровня конкурентоспособности предприятия торговли и сервиса
Общую оценку уровня конкурентоспособности предприятий торговли и сервиса (КСт) можно провести используя формулу, сопоставляющую способность продавцов удовлетворить запросы различных покупателей товара и услуги:
КСТ = X (У^У X фг (1)
где: УПто, УПтк - уровни привлекательности товаров;
УПуо, УПук - уровни привлекательности уровня оказываемых услуг;
Цо, Цк - уровень цен товара и услуги предприятия;
а, в, у - коэффициенты относительной значимости привлекательности товара, услуг, цен торгового предприятия соответственно;
Значение этой оценки состоит в следующем. При КСТ = 1 торговые предприятия одинаково конкурентоспособны. Если КСТ > 1, это свидетельствует об относительно высокой конкурентоспособности торгового и сервисного предприятия. И наоборот, чем КСТ < 1, тем ниже конкурентоспособность предприятия торговли и сервиса.
Применяя предложенную систему оценки, можно сформировать некое гипотетически идеальное состояние торгового и сервисного предприятия, наделив его наилучшими параметрами продуктов данной группы и оказываемых предприятием услуг, а также минимальными ценами реализации. Тогда КСТ характеризует степень отклонения оцениваемого предприятия торговли и сервиса от этого идеала [1, с.24].
При выборе идеала - конкурента необходимо, чтобы он и оцениваемое предприятие торговли были аналогичными по назначению и условиям использования и предназначались для одной группы потребителей. Характеристики привлекательности товара и привлекательности услуг предприятий торговли формируются исходя из содержания отраслевых особенностей - каждая отрасль экономики отличается от другой своими индикаторами конкурентоспособности субъектов бизнеса. С учетом этих особенностей предлагается экономическая модель оценки конкурентоспособности торговых и сервисных предприятий,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070
представленная на рис. 3.
Цк/Ц
УПук/УПуо
Рисунок 3 - Модель оценки конкурентоспособности предприятия торговли и сервиса
По каждой оси отображается уровень значений каждого из исследуемых факторов. Чем меньше объем внутреннего куба, тем хуже положение на рынке торгового предприятия по сравнению с конкурентами. При построении модели необходимо учитывать соотношение коэффициентов относительной значимости привлекательности предприятия торговли (а и в) и ее ценовой составляющей (у), для чего используется определенный масштаб измерений. Изображая на одном рисунке многоугольники конкурентоспособности для разных фирм, легко провести анализ уровня их конкурентоспособности по разным факторам. Список использованной литературы:
1. Абрамов А.В., Иванова С.В. Конкурентоспособность товаров потребительского назначения. Сборник трудов. - СПб: Изд-во СПбГМТУ, 2014. - С. 23-28.
2. Иванова С.В. Конкурентоспособность предприятий торговли // Российское предпринимательство. - 2010.
- № 9 Вып. 2 (167). - С. 124-128.
3. Иванова С.В. Ценовая конкурентоспособность предприятий торговли// Российское предпринимательство.
- 2015. - № 11
4. Макарова Л.В., Тарасов Р.В., Акжигитова О.Ф. Методика оценки конкурентоспособности предприятия // Современные научные исследования и инновации. 2015. - № 2.
5. Хлопенко О. В. Управление конкурентоспособностью услуг розничной торговли//Вестник ДГТУ. - 2013.
- № 3 - 4 (72-73).
© Идиятуллина Э.Р., 2016
УДК 338.45.01
А. Исламов, Р. Шарафутдинов
студенты 2 курса Института экономики Уфимский государственный нефтяной технический университет
г. Уфа, Российская Федерация
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ (ИМК)
Аннотация
В статье рассмотрены виды маркетинговых коммуникаций и выделены тенденции в их развитии.