_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_
УДК 330.33
Стаценко Евгения Владиславовна
канд.экон.наук, доцент КФУ им.В.И.Вернадского, г.Симферополь, РФ
E-mail: [email protected] Терехова Надежда Александровна студентка 4 курса, гр. Э-434-о, КФУ им.В.И.Вернандского, г. Симферополь, РФ
E-mail: [email protected]
МЕХАНИЗМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация
В статье исследован механизм оценки конкурентоспособности предприятия. Охарактеризованы субъекты оценки конкурентоспособности предприятия, принципы, методы, инструменты оценки конкурентоспособности.
Ключевые слова
Конкурентоспособность предприятия, методы оценки, уровень конкурентоспособности,
информационная база, механизм оценки.
Учитывая, что уровень конкурентоспособности предприятия определяется с целью сравнения комплекса характеристик, отражающих эффективность функционирования предприятия с аналогичными предприятиями, значение этого показателя определяется в интересах потребителей (выбор продукта), руководства предприятия (определение рынка сбыта), государства. При этом единого подхода к определению уровня конкурентоспособности предприятия не существует, что обусловлено отсутствием регламентации подходов к оценке конкурентоспособности, использованием различных показателей и методов оценки показателя, различиями в уровнях конкурентоспособности предприятий и пр.
Рисунок - 1.1 Механизм оценки конкурентоспособности предприятия
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_
Вместе с этим, существует возможность формирования механизма оценки конкурентоспособности предприятия, использование которого позволит последовательно определить искомое значение в различных вариантах (рис.1.1).
Так, субъектами оценки конкурентоспособности предприятия выступают:
- руководство, менеджеры, которые осуществляют контроль за решением основных вопросов, проблем, поиск новых возможностей;
- маркетологи, которые осуществляют сбор, анализ, распространение и использование информации для повышения эффективности идентификации и решения маркетинговых проблем, а также использования маркетинговых возможностей;
- государство, которое осуществляет регулирование деятельности субъектов хозяйствования, а также стимулирует развитие приоритетных для экономики отраслей.
При определении уровня конкурентоспособности предприятия следует учитывать совокупность правил, которые позволяют учесть комплексный характер показателя и его особенности, т.е. принципы формирования конкурентоспособности предприятия, такие как принцип системности, имманентности, сопоставимости. Принцип системности предполагает представление реальных и идеальных объектов в форме систем. Принцип имманентности предполагает осуществление оценки конкурентоспособности предприятия как открытой социально-экономической системы, подвергающейся влиянию внутренних и внешних факторов. Принцип сопоставимости состоит в необходимости сравнения, сопоставления экономических величин, показателей, согласно которым они должны быть предварительно приведены к сопоставимому виду.
Уровень конкурентоспособности предприятия зависит от выбранного метода оценки, т.е. от совокупности приемов и операций познания практической деятельности. Отметим, что основой формирования методов оценки конкурентоспособности предприятия являются теоретические подходы, в которых отражен порядок выбора показателей оценки. Так, теория конкурентных преимуществ М. Портера основана на выделении преимуществ в виде установления более низких цен за счет низких расходов и дифференциации товаров. Более низкие цены обусловлены низкой себестоимостью продукции, а дифференциация товаров заключается в том, что потребитель убежден, что товар наделен более функциональными свойствами по сравнению с другим продуктом.
Теория анализа конкурентоспособности фирм Ж-Ж.Ламбена основана на выделении внешних конкурентных преимуществ и внутренних. Внешними конкурентными преимуществами являются отличительные качества товара, которые создают ценность для покупателя и возможность установить свою цену товара, которая выше нежели у конкурентов. Внутренние конкурентные преимущества основываются на лидерстве предприятия в расходах, которое может быть достигнуто путем введения организационного и производственного ноу-хау; доступа к более дешевым источникам сырья и материалов; собственного поиска фирмой метода снижения расходов на производство и реализацию товаров [1, с. 96].
В современных условиях существует значительное количество методов оценки конкурентоспособности предприятия, что обусловлено различиями в подходах к формированию информационной базы, способах осуществления оценки, способах отображения конечных результатов и возможностями разработки управленческих решений. В этой связи методы оценки конкурентоспособности предприятии целесообразно классифицировать в разрезе указанных признаков.
Так, матричные методы формируются путем объединения группы показателей в единую таблицу -матрицу, в которой различные в метрическом отношении показатели приводятся к общим единицам измерения посредством установления единой шкалы оценки. К матричным методам оценки конкурентоспособности предприятия следует относить SWOT-анализ, STEP-анализ, метод PIMS, метод изучения профиля объекта, метод Мак Кинси 7S и другие. [1, с. 99].
Индикаторные методы оценки конкурентоспособности предприятия формируются путем объединения показателей и их групп в единый показатель оценки конкурентоспособности предприятия, характеризующий совокупное влияние показателей, его формирующих. К ним относят метод GAP, метод набора конкурентных элементов, метод набора частных индикаторов конкурентоспособности предприятия и другие.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X
По направлению формирования информационной базы различают критериальные и экспертные методы оценки конкурентоспособности предприятия. В основе критериальных методов находятся показатели, сформированные в результате использования замеров. К таким методам относят GAP, PIMS, Мак Кинси 7S и др. В основе экспертных методов находятся показатели, сформированные в результате проведения опросов экспертов. К таким относят SWOT, STEP, метод изучения профиля объекта и др. [1, с. 101].
Методы оценки содержат набор инструментов, использование которых позволяет ранжировать предприятие по уровню конкурентоспособности - сравнение показателей предприятий, замеры, опросы, создание профиля объекта. При этом способами формирования показателей являются замеры или опросы. С целью формирования информационной базы для оценки уровня конкурентоспособности предприятия, совокупность показателей, характеризующих различные аспекты его функционирования, целесообразно объединять в группы. Это позволит эффективно формировать набор инструментов при использовании различных методов оценки конкурентоспособности предприятия и будет являться основой для разработки направлений повышения конкурентоспособности предприятия. Отметим, что для сравнения предприятий по уровню конкурентоспособности возможно использовать большое число единичных показателей. Вместе с этим, существует необходимость в приведении показателей оценки конкурентоспособности предприятии к единым единицам измерения, что достигается путем введения единой шкалы оценки.
На основе балльной оценки делаются выводы относительно уровня конкурентоспособности предприятия. Так, если интегральный показатель конкурентоспособности предприятий имеет максимальное значение, то предприятие является лидером в отрасли и его стратегическими задачами является внедрение инноваций в производственный процесс. В случае низкого уровня значения конкурентоспособности предприятия необходимо выявить показатели, значения которых обусловило снижение интегрального показателя конкурентоспособности; выявить причины низкого значения показателя; проанализировать возможности изменения значений показателей и разработать методы воздействия на изменения значения показателя.
Список использованной литературы:
1. Федонш, ОС/ Потенщал тдприемства: формування та оцшка [Текст]: Навч.-метод. пошбник для самост. вивч. дисц. / Федонш О.С., Ретна 1.М., Олексюк О.1. — К.: КНЕУ 2005. — 261 с.
2. Кузьмин, В. П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса [Электронный ресурс]: терминологический словарь - / В.П.Кузьмин. - Электронные данные. - Москва: 1996.
© Стаценко Е.В., Терехова Н.А., 2016
УДК 338.242.2
Столярова Екатерина Алекссевна
Студентка УФФ 1301 КубГАУ г. Краснодар, РФ Е-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ НА СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ
Аннотация
Для повышения эффективности отрасли растениеводства необходимо особое внимание уделить технологиям производства, методикам учета затрат и калькулирования готовой продукции. От выбранной технологии зависит сумма и характер затрат на производство продукции. Контроль расходов необходимо организовать по стадиям производственного процесса. В долгосрочной перспективе и при достаточности