Научная статья на тему 'Анализ современных подходов к оценке конкурентоспособности предприятий'

Анализ современных подходов к оценке конкурентоспособности предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1569
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жердецкая А.М., Просвирин А.А.

Современные условия хозяйствования обусловливают необходимость регулярного проведения оценки конкурентоспособности предприятия. В статье подчеркивается, что методы оценки конкурентоспособности разнообразны и зависят от цели и субъектов исследования, а также возможности получения необходимой исходной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ современных подходов к оценке конкурентоспособности предприятий»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х

таких компетенций как адекватное реагирование на изменение ситуации, способность к риску, внедрение и управление инновациями.

Среди динамических особенностей управленческих навыков и процессов в имидже руководителя наиболее важными являются способность к длительной напряженной работе, скорость мышления, умения быстро включаться в новую деятельность и переходить с одного вида на другой, эмоциональная уравновешенность, избежание импульсивных реакций.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что первичное представление о человеке, о руководителе формирует именно имидж. Имидж является определенной личностной особенностью, определенной маской, вывеской, логотипом, если так можно выразиться в отношении человека. Имидж чаще всего использует синергетический эффект от совокупности личностно-деловых качеств, положительно характеризующих руководителя: в целом имидж привлекательнее, чем просто человеческий профессионализм, авторитет, престиж организации, которую он возглавляет. В настоящее время обладание имиджем - насущная необходимость ведения деловой жизни, поскольку без создания такового ведение успешной и эффективной деятельности практически невозможно (например, в некоторых отраслях сферы услуг, привлекательность которых складывается из имиджа руководителя и его команды - юридические компании, консалтинговые и т.д.).

Список использованной литературы:

1. Алдаганова Р.В., Новоселова Н.Н. Кадровый потенциал предприятия и основные направления его совершенствования// Тенденции и императивы управления бизнес-процессами и отраслевыми рынками в обеспечении устойчивого развития региона Материалы всероссийской научно-практической конференции. Пятигорск. 2015. С. 12-14.

2. Андреева Ю.В. Взаимосвязь профессиональных и личностных качеств имиджа руководителя : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Казань, 2014. - 179 с. РГБ ОД, 61:02-19/352-8

3. Березина Д.В. Психологические условия формирования имиджа руководителя учреждения образования// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Новосибирск -2015. - с. 16

4. Гениндоржиева Димид Батоболотовна Концепция харизмы Макса Вебера // Вестник БГУ. 2013. №°5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kоntseptsiya-harizmy-maksa-vebera (дата обращения: 06.01.2017).

5. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям / М.: Народное образование, 2012. - с.12

© Дурдыева Д.А., 2017

УДК 339.137.21

Жердецкая А.М.,

студент, СПбГЭУ

Просвирин А.А.,

студент, ПГУПС г. Санкт-Петербург, Российская Федерация zherdetsckaya.lina@ya. ги

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация

Современные условия хозяйствования обусловливают необходимость регулярного проведения оценки конкурентоспособности предприятия. В статье подчеркивается, что методы оценки конкурентоспособности разнообразны и зависят от цели и субъектов исследования, а также возможности получения необходимой исходной информации.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

Ключевые слова

Конкурентоспособность, методы оценки конкурентоспособности.

Важным шагом в формировании конкурентоспособности является диагностика, анализ внутреннего потенциала предприятия и внешних рыночных факторов, которые прямым образом влияют на состояние конкурентной среды. Управленческая практика свидетельствует, что разработка громоздких и трудно интерпретированных методов расчета конкурентоспособности предприятия ограничивает реальные возможности ее идентификации [2, 7]. Использование традиционных источников информации существенно ограничивает возможности обоснования управленческих решений при выборе варианта стратегии конкуренции предприятия на рынке. С другой стороны, отсутствие опыта проведения маркетинговых исследований на внутреннем и внешнем рынках, недоступность информации о деятельности конкурентов может привести к некорректным выводам и ограниченному (узкому) списку перспектив развития [3, 9].

Обобщение известных в зарубежной и отечественной научной литературе методических подходов к диагностике конкурентоспособности предприятий демонстрирует их значительное разнообразие [1, 4, 10]. При этом можно выделить следующие классификационные признаки существующих методик диагностики конкурентоспособности предприятий: статус методического подхода - государственные (обязательные) и научные (рекомендательные); база и средство формирования ключевых активов и топ-характеристик конкурентных преимуществ предприятия - исследование состояния природно-ресурсных, технико-технологических, инновационных, глобальных, социокультурных конкурентных преимуществ; информационное обеспечение - использование количественной, качественной или смешанной информации; методика исследования показателей состояния конкурентоспособности - ретроспективный (динамический), сравнительный, эталонный анализ; технология исследования состояния конкурентоспособности предприятия и формулирование выводов - индексный метод, графический и статистический методы.

В зависимости от показателей и переменных, используемых при анализе, распределяют методы оценивания конкурентоспособности предприятия на три группы: методы, характеризующие рыночные позиции предприятия (модель БКГ, модель М. Портера, метод «Мак-Кинзи», модель Shell/DPM, метод PIMS и некоторые другие); методы, характеризующие уровень менеджмента предприятия (метод LOTS, ситуационный анализ, метод экспертного оценивания, метод картирования стратегических групп); методы, характеризующие финансово-экономическую деятельность предприятия (финансово-экономический метод, маржинальный анализ) [6]. Значительное число авторов считают необходимым при оценке конкурентоспособности организации учитывать фазу жизненного цикла организации [5, 11]. Однако использование такого подхода, как универсального, является некорректным, поскольку он не учитывает наличия различных целей в информации о конкурентоспособности предприятия. Жизненный цикл предприятия интересует потребителя продукции не в такой степени, как инвестора при выборе (или изменении) объектов инвестирования, менеджмент и владельца организации - при выработке стратегии конкуренции [8].

На взгляд автора, все известные подходы к построению методик оценивания и идентификации конкурентоспособности предприятий отличаются по следующим признакам: понимание сущности конкурентоспособности - конкурентоспособность организации, как конкурентоспособность продукции, как сущность высшего порядка, как ключевые факторы успеха, конкурентные преимущества; степень обобщения показателей - построение усредненных, комплексных и интегральных показателей; степень охвата данных о конкурентоспособности организации - использование единичных (частных) показателей, системы (набора) показателей; возможность формализации и информационного обеспечения -количественные и качественно-описательные; учета перспектив конкурентоспособности - потенциал или ресурс конкурентоспособности; оценка конкурентных стратегий как средства достижения планируемого уровня конкурентоспособности.

Список использованной литературы: 1. Костецкий Д.А. Анализ процесса управления строительными организациями на современном этапе //

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

Молодой ученый. 2016. № 1 (105). С. 385-387.

2. Селютина Л.Г. Развитие инвестиционно-строительного комплекса России: проблемы и решения // Актуальные проблемы управления экономикой региона. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2010. С. 26-29.

3. Нектов В.В. Формирование конкурентной стратегии в строительной сфере // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2015. № 6 (52). С. 71-73.

4. Селютина Л.Г. Конкурентные процессы в современном строительстве // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2013. № 1 (60). С.101-106.

5. Шипилов Е.Ю. Особенности определения конкурентоспособности строительного предприятия // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 8 (48). С. 34-37.

6. Селютина Л.Г. Организация строительного производства: учебник. СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2012. 534 с.

7. Конарев А.Г. Современные аспекты развития строительной сферы в России // Символ науки. 2016. № 1-1(13). С. 127-129.

8. Селютина Л.Г. Инновационный подход к управлению предприятиями строительного комплекса // Строительное предпринимательство и недвижимая собственность. Сб. докладов 27-й международной научно-практической конференции. Варна. 2012. С. 333-341.

9. Петров Н.В. Конкурентоспособность строительного предприятия как фактор его коммерческого успеха // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2015. № 16. С. 130-134.

10.Егорова М.А. Селютина Л.Г. Финансовый аспект теории эффективного управления // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2009. № 3. С. 11-17.

11.Селютина Л.Г., Комаров В.С., Михайлов М.И. Особенности организации экономического взаимодействия участников инвестиционно-строительного комплекса региона // Проблемы экономики и менеджмента. 2016. № 5 (57). С. 111-114.

© Жердецкая А.М., Просвирин А.А., 2017

УДК 336.71.078.3

Казимагомедов А.А.

Д.э.н., проф. кафедры «Налоги, денежное обращение и кредит» ДГУ,

г. Махачкала, Россия

РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОМ РОССИИ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ

Аннотация

Статья посвящена деятельности ЦБ РФ в области регулирования платежной системы, где приведена ее законодательно-нормативная база, даны понятие и участники платежной системы, определены цель, основные задачи и направления, а также банковские риски, связанные с проведением безналичных расчетов.

Ключевые слова

Платежная система, участники платежной системы, направления и задачи платежной системы,

электронные расчеты, расчетные риски.

К нормативно-правовым актам регулирования российской платежной системы в современных условиях относятся:

- законы РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», Гражданский кодекс РФ, «Об электронной цифровой подписи», «Об информации, информатизации и защите информации»;

- нормативные акты: Положение ЦБ РФ «Об электронных расчетах, осуществляемых через расчетную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.