Научная статья на тему 'Пути повышения конкурентоспособности предприятий сферы услуг'

Пути повышения конкурентоспособности предприятий сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2099
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СФЕРА УСЛУГ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / КОНКУРЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ / ФИТНЕС-ИНДУСТРИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамонтова А. Д.

В статье раскрыта необходимость исследования конкурентоспособности предприятий. На примере предприятия сферы услуг с помощью анкетирования выявлены основные факторы конкурентоспособности и предлагается комплекс мероприятий по повышению конкурентоспособности исследуемого предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мамонтова А. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути повышения конкурентоспособности предприятий сферы услуг»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

продуманная система мотивации позволит предприятиям привлечь высококвалифицированных работников, заинтересованных в достижении целей организации.

На сегодняшний день существует огромное количество способов мотивации персонала, но также есть потребности и в новых механизмах, которые будут стимулировать персонал к продуктивной работе и раскрытию потенциала каждого работника. При построении системы мотивации, ориентированной на формирование квалифицированного кадрового состава, необходимо переходить от мотивирования путем внешних воздействий к формированию мотивационной структуры работников. Список использованной литературы:

1. Азарова А.А. Исследование множества факторов нематериальной мотивации на предприятии. - 2013. -№5.-С. 53-58.

2. Дафт Р.Л. Менеджмент / Р.Л. Дафт - СПб.: Питер, 2014. - 480 с.

3. Дряхлов Н. Система мотивации персонала в Западной Европе и США. -2014.-С. 83-88.

4. Иванченко В. Особенности использования нематериальных стимулов на отечественных предприятиях. -2013 - С. 21-23.

© Малый Д.Н., Чернецова Г.М., 2016

УДК 657.6

А.Д. Мамонтова

Студент группы 13Эк(б)БУА-2 Финансово-экономический факультет Оренбургский государственный университет Г. Оренбург, Российская Федерация

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ

Аннотация

В статье раскрыта необходимость исследования конкурентоспособности предприятий. На примере предприятия сферы услуг с помощью анкетирования выявлены основные факторы конкурентоспособности и предлагается комплекс мероприятий по повышению конкурентоспособности исследуемого предприятия

Ключевые слова Конкурентоспособность, сфера услуг, конкурентное преимущество, конкурентная позиция, фитнес-индустрия

Конкурентоспособность представляет собой инструмент, который автоматически решает важную стратегическую задачу, обусловленную обеспечением устойчивого высокого уровня рентабельности, снижением издержек, и способствует повышению эффективности деятельности предприятия сферы услуг в целом. Это определяет актуальность данной темы, которая связанна с обеспечением высокого уровня конкурентоспособности предприятий сферы услуг. В связи с вышесказанным, опираясь на мнение таких авторов как: Горохова О.В. [1], Носов В.В. [2], Селяев Е.В. [3], Цыпин А.П. [4, 5] и др., проведем анализ конкурентных преимуществ фитнес-центра «Фитнес +».

Исследуя конкурентоспособность данного фитнес-центра, изначально следует обратить внимание на анализ его конкурентов.

При анализе конкурентоспособности фитнес-центра «Фитнес +» качество оказываемых услуг представляется как набор отдельных параметров, имеющих то или иное значение для клиентов учреждений данной сферы.

В качестве основы определения качества услуг берутся отзывы клиентов, которые были получены

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

методом опроса, в котором участвовало 100 человек.

Опрашиваемым было предложено оценить учреждения данной сферы в г. Оренбурге по 10-тибальной шкале (1- минимальное значение, 10 - максимальное значение). Все результаты опроса сведены в таблицу 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ факторов конкурентоспособности фитнес-клубов г. Оренбурга

Факторы конкурентоспособности «Фитнес +» Формула силы Первый тренажерный

Место расположения 9 7 9

Сегмент рынка 8 8 7

Ассортимент услуг 8 8 7

Дополнительные услуги 8 9 9

Цены за стандартный абонемент, руб. в месяц 7 7 5

Квалифицированные фитнес тренеры и инструкторы 8 8 8

График работы 7 8 8

Наличие собственного сайта/группы в социальных сетях и их уровень информативности 7 9 8

Итого: 62 62 60

Рассмотрим каждый фактор и дадим ему подробное определение.

1. Месторасположение. Все рассматриваемые учреждения получили достаточно высокие оценки, но фитнес-центр Формула силы и студия «Первый тренажерный» получили более высокие оценки в связи с тем, что они находятся в центральной части города Оренбурга, они более доступны посетителям.

2. Сегмент рынка. Фитнес-центр «Фитнес +» и Формула силы функционируют на рынке фитнес-услуг г. Оренбурга дольше, чем студия «Первый тренажерный», а значит доля на рынке у них значительно выше. Текущую ситуацию можно увидеть на рисунке 1.

3. Ассортимент предоставляемых услуг фитнес-услуг у всех трех рассматриваемых учреждений примерно одинаков, но фитнес-центр «Фитнес +» получил более высокую оценку за счет уникальности предоставляемых услуг.

4. Дополнительные услуги у всех рассматриваемых фитнес-центров практически одинаковые, но фитнес-центр «Фитнес +» получил оценку ниже, чем остальные учреждения, так как в нем отсутствуют услуги по разработке программы сбалансированного питания и индивидуальной тренировочной программе как для сброса лишнего веса, так и для набора мышечной массы.

5. Разброс цен на фитнес-услуги и услуги тренажерного зала рассматриваемых учреждений невелик, но все-таки цены у студии «Первый тренажерный» выше (таблица 2). Это обусловлено высокой арендой помещения и тем, что данное учреждение функционирует сравнительно недавно. Поэтому оценки в таблице 1 несколько различаются.

6.Наличие достаточно квалифицированных фитнес-тренеров и инструкторов во всех сравниваемых учреждениях оправдывают одинаковые оценки в таблице 1.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

7. График работы практически одинаков у всех рассматриваемых учреждений, кроме «Фитнес +», так как он закрывается раньше остальных.

Таблица 2

Сравнительный анализ цен в фитнес-центрах г. Оренбург

Вид услуги Цена, руб.

«Фитнес+» Формула силы Первый тренажерный

Тренажерный зал

Разовое посещение 200 200 350

Разовое посещение под руководством инструктора 400 550 350

Абонемент в зал + услуги инструктор (12 занятий) 4000 - 3600

Абонемент безлимитный на месяц 1500 1900 (в любое время суток); 1200 (до 16:00) 2000

Абонемент безлимитный «Студенческий» 1000 1000 Скидка студентам 7% на любой вид абонемента

Абонемент «Студенческий» (12 занятий) 750 - -

Групповое занятие

Разовое занятие 200 200 350

Разовое занятие с тренером 400 550 400

Абонемент «Студенческий» безлимитный 1000 1000 Скидка студентам 7% на любой вид абонемента

Абонемент безлимитный 1500 1900 2000

8. Наличие собственного сайта/группы в социальных сетях и их уровень информативности. У всех трех сравниваемых учреждений имеются сайты и группы в социальных сетях, но у фитнес-центра «Фитнес +» на официальном сайте нет прайс-листа на услуги, точно так же, как и в официальной группе на vk.com. А также группа практически не обновляется, что, безусловно, является ощутимым минусом данного фитнес центра.

Подведя итог, по данным сравнительного анализа можно сказать, что рассматриваемый в данной работе фитнес-центр «Фитнес+» занимает лидирующие позиции, несмотря на то, что его отрыв по оценкам небольшой. Стоит так же отметить, что по некоторым характеристикам «Фитнес +» получил низкие оценки и это конечно же влияет на его конкурентоспособность в г. Оренбурге.

В таблице 3 приведен комплексный анализ фитнес-центра «Фитнес+» методом SWOT-анализа:

Таблица 3

SWOT-анализ фитнес-центра «Фитнес+»

^^ Внешние ^^^^ факторы Внутренние ^^^^ факторы Возможности: 1 .Популяризация ЗОЖ 2.Развитие фитнеса, как спорта 3.Перспектива стать лидером на рынки предоставления услуг крупным фирмам Угрозы: 1 .Перспектива роста цен на услуги в связи с ростом цен на инвентарь 2.Низкие доходы потребителей 3.Рост числа отдельных малых фитнес-залов и «качалок»

Сильные стороны: 1. Квалифицированный персонал 2.Разнообразие услуг З.Программы тренировок, соответствующие мировым стандартам 4.Хорошая финансовая база 5.Положительная репутация фитнес-центра б.Высокое качество инвентаря 7.Постоянные клиенты 1 .Популяризация ЗОЖ, разнообразие услуг и высокое качество инвентаря помогут привлечь молодое поколение в рассматриваемый фитнес-центр 2.Развитие фитнеса как спорта, программы тренировок, соответствующие мировым стандартам, позволят усилить конкурентные позиции рассматриваемого учреждения 3.Квалифицированный персонал и положительная репутация способствуют усилению перспективы стать лидером на рынке предоставления услуг крупным фирмам. 1. Квалифицированный персонал, программы тренировок, соответствующие мировым стандартам, и высокое качество инвентаря требует больших затрат, что влечет за собой увеличение цен на услуги рассматриваемого фитнес-центра, что может не соответствовать низким доходам потребителей.

Слабые стороны: 1.Слабая рекламная деятельность и недостаточное количество танцевальных направлений исключают перспективу стать 1.Слабая рекламная деятельность может привести к укреплению малых фитнес-залов и «качалок».

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070

1. Слабая рекламная деятельность

2.Недостаточное количество танцевальных направлений

лидером на рынке предоставления услуг корпорациям и крупным фирмам

2.Наличие малого количества танцевальных направлений может привести к тому, что потребители воспользуются малыми фитнес-залами, где они есть, по более низкой цене._

Проведя SWOT-анализ фитнес-центра «Фитнес+» видно какие есть сильные и слабые стороны у рассматриваемого учреждения, а также возможности для развития и источники угрозы для эффективной работы центра.

Необходимо сосредоточить все усилия на слабых сторонах, такие как реклама и увеличение количества танцевальных направлений, а так же развивать возможности и пытаться снизить вероятность угрозы, в конкретном случае это конкуренция как с крупными фитнес центрами, так и с мелкими фитнес-залами.

Именно для улучшения позиций среди конкурентов и разработаны меры по повышению конкурентоспособности, которые представлены в таблице 4.

Таблица 4

Комплекс мероприятий по повышению конкурентоспособности фитнес-центра «Фитнес +»

Мероприятие Определение мероприятия

Совершенствование качества обслуживания клиентов 1. Широкое использование средств рекламы и подачи информации 2. Внушение персоналу необходимости лояльного отношения и заинтересованность в каждом клиенте с помощью организационных способов (мотивирующие и разъяснительные беседы, стимуляция денежными премиями) 3. Разработка стандартов обслуживания клиентов

Внедрение новых танцевальных направлений Обучение тренеров по таким популярным программам, как: Latinasolo; Dancehall; Zumba

Совершенствование рекламной политики 1. Создание собственного сайта в интернете 2. Осуществление постоянного обновления группы на vk.com и размещение там полезной информации о спортивных нагрузках, правильном питании, а так же мотивирующих картинок 3. Проведение разовых бесплатных занятий по определенному направлению 4. Написание обзорной мотивирующей статьи о фитнес-центре, о всех предлагаемых услугах и размещение ее в одной из популярных газет в республике

Таким образом, можно сделать вывод о том, что конкурентоспособность предприятия сферы услуг на рынке является ключевым критерием оценки эффективности системы управления и эффективности его деятельности в целом. Повышение уровня конкурентоспособности учреждениям данной сферы поможет им выйти на новый качественный уровень, а также улучшить показатель здоровья нации в целом.

Список использованной литературы:

1. Горохова О.В. Особенности и проблемы развития предприятий сферы услуг в России / О.В. Горохова // Российское предпринимательство. - 2013. - № 3 (225). - С. 93-101.

2. Носов В.В. О методологических проблемах анализа устойчивости функционирования предприятий / В.В. Носов, Т.В. Саломатина // В сборнике: Проблемы повышения эффективности предпринимательской деятельности материалы. Межрегиональной научно-практической конференции: в 2 частях. под редакцией Б.Я. Татарских. 1998. - С. 121-124.

3. Селяев Е.В. Формирование стратегии обеспечения конкурентоспособности на предприятиях сферы услуг / Е.В. Селяев // - 2011. - № 4. - С. 241-247.

4. Цыпин А.П. Конкурентоспособность в банковской сфере России / А.П. Цыпин // Вестник магистратуры. - 2012. - № 5. - С. 90-91.

5. Цыпин А.П. Развитие малого предпринимательства в Оренбургской области / А.П. Цыпин, Л.Р. Фаизова // В сборнике: Наука и образование: фундаментальные основы, технологии, инновации. Сборник материалов Международной научной конференции, посвященной 60-летию Оренбургского государственного университета. 2015. - С. 248-252.

© Мамонтова А.Д., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.