ФестнщФТУММ/Proceedings of VSUET ISSN 2226-910X E-ISSN 2310-1202
DOI: http://doi.org/1Q.2Q914/231Q-12Q2-202Q-1-4Q4-4Q8_Оригинальная статья/Research article_
УДК 339.372_Open Access Available online at vestnik-vsuet.ru
Оценка конкурентоспособности предприятий розничной _торговли в городе Нальчик_
Ирина Ш. Дзахмишева 1 irina [email protected] <И QQQQ-QQQ2-7324-5338
1 Кабардино-Балкарский ГАУ, пр-т Ленина, 1в, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, 36QQ3Q, Российская Федерация Аннотация. В статье определена способность предприятий розничной торговли, способность предприятия торговли удовлетворять требованиям потребителей в высококачественной продукции и торговых услугах с учетом местных или региональных особенностей. Обобщение существующей терминологии позволяет понимать под конкурентоспособностью предприятий розничной торговли, способность предприятия торговли удовлетворять требованиям потребителей в высококачественной продукции и торговых услугах с учетом местных или региональных особенностей. Оценка уровня конкурентоспособности розничного торгового предприятия осуществляется в следующей последовательности: выбор критериев и их оценка; определение коэффициентов весомости критериев; расчет обобщенного критерия. Для расчета обобщенного уровня конкурентоспособности розничного торгового предприятия предложены критерии и их балльные оценки, и определены их коэффициенты весомости. Существенным критерием конкурентоспособности предприятий розничной торговли служит степень удовлетворения ими реальных потребностей, что и обусловливает разную привлекательность конкурентов для потребителей. Проведено прямое сравнение розничных предприятий в ряду аналогичных (реализующих аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги) по главным параметрам (показателям): атмосфера магазина, внутренняя среда магазина, качество товаров и услуг, имидж предприятия; финансово-экономические показатели. Сравнительная оценка конкурентоспособности розничных торговых предприятий, позволила установить, что гипермаркет «Дея» является наиболее конкурентоспособным торговым предприятием. Вместе с этим необходимо направить деятельность гипермаркета на совершенствование финансово-экономической составляющей и повышение имиджа предприятия. Одним из направлений повышения финансово-экономических показателей торгового предприятия является мерчендайзинг. Ключевые слова: атмосфера, внутренняя среда, имидж, качество, конкурентоспособность, гипермаркет
Evaluation of competitiveness of retail enterprises in Nalchik
Irina Sh. Dzakhmisheva 1 irina [email protected] ® QQQQ-QQQ2-7324-5338
1 Kabardino-Balkar State Agricultural University, Lenina Ave., 1B, Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, 36QQ3Q, Russian Federation Abstract. The article defines the ability of retailers, the ability of retailers to meet the requirements of consumers in high-quality products and trade services, taking into account local or regional characteristics. A generalization of the existing terminology al lows us to understand the competitiveness of retailers as the ability of a retailer to meet the requirements of consumers in high-quality products and trading services taking into account local or regional characteristics. Assessment of the competitiveness level of a retail trade enterprise is carried out in the following sequence: selection of criteria and their assessment; determination of criteria weighting factors; calcu lation of a generalized criterion. To calculate the generalized competitiveness level of a retail trade enterprise, criteria and their scores are proposed, and their weighting factors are determined. An essential criterion for the competitiveness of retail enterprises is the degree to which they meet their real needs, which determines the different attractiveness of competitors to consumers. A direct comparison of retail enterprises in a series of similar ones (selling similar products or providing the same services) was carried out according to the main parameters (indicators): the atmosphere of the store, the internal environment of the store, the quality of goods and services, the image of the enterprise; financial and economic indicators. A comparative assessment of the competitiveness of retail trade enterprises has made it possible to establish that the Deya hypermarket is the most competitive trading enterprise. Along with this, it is necessary to direct the activities of the hypermarket to improve the financial and economic component and increase the image of the enterprise. One of the ways to increase the financial and economic indicators of a trading company is merchandising. Keywords: atmosphere, internal environment, image, quality, competitiveness, hypermarket
Введение
В условиях развитого конкурентного товарного рынка города Нальчик, проблема обеспечения конкурентоспособности предприятий розничной торговли представляется актуальной. Основными участниками товарного рынка выступают изготовители, посредники и потребители продукции. В процессе товародвижения от изготовителей к потребителям, промежуточным звеном является розничная торговля, которая, с одной стороны, вырабатывает меры по достижению и поддержанию конкурентных преимуществ на рынке товаров, с другой стороны, обеспечивает баланс между спросом и предложением.
Обеспечение конкурентоспособности торгового предприятия предполагает необходимость ее количественной оценки. Без такой оценки конкурентоспособности, все предусматриваемые предприятием меры по поддержанию эффективного функционирования торгового предприятия на должном уровне останутся благим пожеланием [9-12].
Цель работы - оценка способности предприятий розничной торговли удовлетворять требованиям потребителей в высококачественной продукции на товарном рынке города Нальчик.
Для цитирования Дзахмишева И.Ш. Оценка конкурентоспособности предприятий розничной торговли в городе Нальчик // Вестник ВГУИТ. 2020. Т. 82. № 1. С. 404-408. doi:10.20914/2310-1202-2020-1-404-408
For citation
Dzakhmisheva I.Sh. Evaluation of competitiveness of retail enterprises in Nalchik. Vestnik VGUIT [Proceedings of VSUET]. 2020. vol. 82. no. 1. pp. 404-408. (in Russian). doi:10.20914/2310-1202-2020-1-404-408
© 2020, Дзахмишева И.Ш. / Dzakhmisheva I.Sh.
This is an open access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution 4.0 International License
Дзахмишева И.Ш. Вестник^ВТУИТ, 2020, Т. 82, №. 1, С 404-408
Объекты и методы
Объектом исследования являются аналогичные по виду и типу розничные торговые предприятия -гипермаркеты, реализующие продовольственные товары: «Вестер», «Дея» и «Маяк».
Предметом исследования является торговая деятельность розничных торговых предприятий.
Стандартизированного и законодательно закрепленного термина конкурентоспособности не существует. Вместе с тем, в экономической литературе представлено множество определений конкурентоспособности [1-8]. Обобщение существующей терминологии позволяет понимать под конкурентоспособностью предприятий розничной торговли, способность предприятия торговли удовлетворять требованиям потребителей в высококачественной продукции и торговых услугах с учетом местных или региональных особенностей.
Для определения современного положения розничных предприятий в ряду аналогичных (реализующих аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги), достаточно провести их прямое сравнение по главным параметрам (показателям). Существенным критерием конкурентоспособности предприятий розничной торговли служит степень удовлетворения ими реальных потребностей, что
и обусловливает разную привлекательность конкурентов для потребителей. Однако непосредственное измерение степени удовлетворения потребностей невозможно в силу психофизиологического восприятия потребителями товаров и отдельных торговых предприятий. Порой разрекламированные товары с невысокими потребительскими свойствами воспринимаются потребителями более благожелательно, чем не рекламируемые товары с одинаковыми и даже повышенными потребительскими свойствами.
Оценка уровня конкурентоспособности розничного торгового предприятия осуществляется в следующей последовательности [4-5]:
1. выбор критериев и их оценка;
2. определение коэффициентов весомости критериев;
3. расчет обобщенного критерия.
Для расчета обобщенного уровня конкурентоспособности розничного торгового предприятия предлагаются критерии и их балльные оценки.
Показатели конкурентоспособности розничного торгового предприятия и критерии их словесной оценки представлены в таблице 1.
На следующем этапе определены коэффициенты весомости выбранных критериев, которые представлены в таблице 2.
Таблица 1.
Показатели конкурентоспособности розничного торгового предприятия и критерии их словесной оценки
Table 1.
Retail trade competitiveness indicators and verbal assessment criteria
Комплексный показатель Comprehensive indicator Групповой показатель Group indicator Балльная оценка и их словесной критерии Score and their verbal criteria
привлекательный attractive мало привлекательный little attractive не привлекательный not attractive
1 2 3 4 5
Атмосфера магазина Shop atmosphere территориальная среда territorial environment центральные деловые зоны central business areas окраина города outskirts пригородные зоны suburban areas
внешняя экологическая среда external environmental environment способствует улучшению экологической среды | contributes to the improvement of the ecological environment способствует сохранению экологической среды | contributes to the preservation of the ecological environment ухудшает состояние экологической среды | degrades the environment
территориальная и транспортная доступность territorial and transport accessibility доступное для транспортных средств и пешеходов accessible for vehicles and pedestrians малодоступное для транспортных средств inaccessible to vehicles не доступное для транспортных средств | not accessible for vehicles
удобство расположения магазина convenience store location удобное comfortable не достаточно удобное | not comfortable enough не удобное not comfortable
уровень оформления входной зоны entry zone clearance level высокий | high хороший | good низкий | low
Внутренняя среда магазина The internal environment of the store внутренняя экологическая среда internal ecological environment комфортная comfortable не достаточно комфортная | not comfortable enough не комфортная not comfortable
освещение и световые эффекты lighting and lighting effects интенсивное intense комфортное comfortable не достаточное not enough
уровень оформления прикассовой зоны checkout area level высокий | high хороший | good низкий | low
удобство расположения и выкладки товаров в торговом зале convenience of location and display of goods on the trading floor удобное comfortable не достаточно удобное | not comfortable enough не удобное not comfortable
Таблица 2.
Средние значения коэффициентов весомости показателей конкурентоспособности розничного торгового предприятия
Table 2.
The average value of the coefficients of weighting indicators of competitiveness of retail trade enterprises
Dzakhmisheva I.Sh. Proceedings ofVSUET, 2020, vol. 82, no. 1, pp. 404-408 [email protected]
Продолжение таблицы 1 | Continuation of table 1
1 2 3 4 5 6
Внутренняя среда магазина | The internal environment of the store рациональность ассортимента товаров rationality of the assortment of goods 1 0,8-0,9 < 0,7
Качество товаров и услуг The quality of goods and services уровень качества реализуемых товаров quality level of goods sold высокая | high средняя | medium низкая | low
культура обслуживания service culture
условия обслуживания terms of service
доступность услуги service availability
Имидж предприятия | Enterprise Image 1 0,8-0,9 < 0,7
Финансово-экономические показатели Financial and economic indicators уровень цен price level низкий | low средний | medium высокий | high
прибыльность profitability высокая | high низкая | low
товарооборот commodity circulation
Показатели конкурентоспособности, Рi Competitiveness Indicators, Pi Коэффициенты весомости, mi Weight coef., mi
атмосфера магазина shop atmosphere 0,2
территориальная среда territorial environment 0,05
внешняя экологическая среда external environmental environment 0,04
территориальная и транспортная доступность territorial and transport accessibility 0,04
удобство расположения магазина convenience store location 0,02
уровень оформления входной зоны entry zone clearance level 0,05
внутренняя экологическая среда internal ecological environment 0,2
внутренняя экологическая среда internal ecological environment 0,05
освещение и световые эффекты lighting and lighting effects 0,03
уровень оформления прикассовой зоны checkout area level 0,05
удобство расположения и выкладки товаров в торговом зале convenience of location and display of goods on the trading floor 0,04
рациональность ассортимента товаров rationality of the assortment of goods 0,03
качество товаров и услуг the quality of goods and services 0,4
уровень качества реализуемых товаров quality level of goods sold 0,15
культура обслуживания service culture 0,1
условия обслуживания terms of Service 0,1
доступность услуги service availability 0,95
имидж предприятия enterprise image 0,1
финансово-экономические показатели financial and economic indicators 0,1
уровень цен price level 0,05
прибыльность profitability 0,03
товарооборот commodity circulation 0,02
Результаты и обсуждение
Результаты сравнительной оценки конкурентоспособности розничных торговых предприятий представлены в таблице 3.
Обобщенный показатель конкурентоспособности розничных торговых предприятий, Ко определяется по формуле 1:
Ко = Кат + Квс + Ккту. + К + Кф, (1)
где Кат - групповой показатель конкурентоспособности атмосферы магазина; Квс - групповой показатель конкурентоспособности внутренней экологической среды; Ккту. - групповой показатель конкурентоспособности качества товаров и услуг; Ки - групповой показатель конкурентоспособности имиджа предприятия; Кф - групповой
показатель конкурентоспособности финансово-экономического положения.
Групповой показатель конкурентоспособности торговых предприятий, Кгр рассчитывается по формуле 2:
Кгр = £ Р{ Щ, (2)
где Р7 - балльная оценка 7-го показателя конкурентоспособности торговых предприятий; тг- -коэффициент весомости 7-го показателя конкурентоспособности торговых предприятий.
Уровень конкурентоспособности розничных торговых предприятий, представлен на рисунке 1.
Дзахмишева И.Ш. Вестник<ВТУИШ, 2020, Т 82, №. 1, С 404-408 [email protected]
Таблица 3.
Сравнительная оценка конкурентоспособности розничных торговых предприятий
Table 3.
Comparative evaluation of the competitiveness of retail outlets
Показатель Indeicator Результаты оценки | Result
Гипермаркет «Вестер» Гипермаркет «Дея» Гипермаркет «Маяк»
Атмосфера магазина | Shop atmosphere
территориальная среда territorial environment центральные деловые зоны central business areas окраина города outskirts
внешняя экологическая среда external environmental environment способствует улучшению экологической среды | contributes to the improvement of the ecological environment способствует сохранению экологической среды contributes to the preservation of the ecological environment
территориальная и транспортная доступность territorial and transport accessibility доступное для транспортных средств и пешеходов | accessible for vehicles and pedestrians мало доступное для транспортных средств и пешеходов | little accessible for vehicles and pedestrians
удобство расположения магазина convenience store location удобное | comfortable не удобное | not comfortable
уровень оформления входной зоны entry zone clearance level высокий | high низкий | low
Внутренняя экологическая среда | Internal environment
внутренняя экологическая среда internal ecological environment комфортная | comfortable не комфортная not comfortable
освещение и световые эффекты lighting and lighting effects интенсивное | intense не достаточное | not enough
уровень оформления прикассовой зоны checkout area level высокий | high низкий | low
удобство расположения и выкладки товаров в торговом зале convenience of location and display of goods on the trading floor удобное | comfortable не удобное | not comfortable
рациональность ассортимента товаров rationality of the assortment of goods 1 < Q,7
Качество товаров и услуг | Quality of goods and services
уровень качества реализуемых товаров quality level of goods sold высокая | high средняя | medium
культура обслуживания service culture средняя | medium
условия обслуживания terms of service низкая | low
доступность услуги service availability
имидж предприятия enterprise image
Финансово-экономические показатели Financial and economic indicators
уровень цен price level высокий | high средний | medium низкий | low
прибыльность profitability средняя | medium средний | medium
товарооборот commodity circulation высокий | high
Атмосфера магазина Shop atmosphere 35 ...
Финансово-экономические показатели Financial and economic indicators
Имидж предприятия! Enterprise Image
Внутрення экологическая среда Internal ecological environment
ачество товаров и услуг The quality of goods and
-Гипермаркет "Вестер" ......Гипермаркет "Дея" ---Гипермаркет "Маяк"
Рисунок 1. Уровень конкурентоспособности розничных торговых предприятий Figure 1. The level of competitiveness of retail trade enterprises
4Q7
Dzakhmisheva I.Sf. Proceedings ofVSUET, 2020, vol. 82, no. 1, pp. 404-408 [email protected]
Заключение направить деятельность гипермаркета на совер-
шенствование финансово-экономической состав-
Сравнительная оценка конкурентоспо- ляющей и повышение имиджа предприятия.
собности розничных торговых предприятий, Одним из направлений повышения финансово-эко-
позволила установить, что гипермаркет «Дея» номических показателей торгового предприятия
является наиболее конкурентоспособным торго- является мерчендайзинг.
вым предприятием. Вместе с этим необходимо
Литература
1. Алексенко А.А., Лейсле Т.В. Управление конкурентоспособностью предприятия // Раздел. 2017. С. 88.
2. Архипов И.К., Абрамова В.И. Оценка конкурентоспособности торговых предприятий // Актуальные проблемы социально-экономического развития предприятий, отраслей, комплексов. 2017. С. 29-33.
3. Бондаренко В.А., Костоглодов Д.Д., Емельяненко И.С. Маркетинговые решения в управлении конкурентоспособностью предприятий: монография. Scientific magazine" Kontsep, 2016.
4. Виноградова С.В., Маркина Н.В. Конкурентоспособность торговой услуги // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2006. № 2.
5.Leung S., Mo P., Ling H., Chandra Y. et al. Enhancing the competitiveness and sustainability of social enterprises in Hong Kong: A three-dimensional analysis // China Journal of Accounting Research. 2019. V. 12. № 2. P. 157-176.
6. Жебелев И Оценка конкурентоспособности предприятий розничных торговых сетей // Предпринимательство. 2008. № 3. С. 45-50.
7. Николаева Т.И., Ялунина Е.Н. Научно-методический подход к оценке конкурентоспособности торговой организации // Journal of new economy. 2006. № 4 (16).
8. Казакова Н.А., Гендон А.Л., Муравьева Н.Ю. Анализ и оценка конкурентоспособности торговых организаций Приднестровья // Статистика и экономика. 2016. № 2.
9. Курганова Н.Ю. Методические подходы к оценке конкурентоспособности розничных торговых сетей // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 1. С. 309-314.
10. Chang Y., Hu J. Analysis on the Mode of Multinational Retail Enterprises Entering Chinese Market—Take Walmart, Carrefour and Metro as Examples // Modern Economy. 2020. V. 11. № 01. P. 17.
11. Wang S.C., Hsu H.W., Dai C.G., Ho C.L. et al. Use Product Segmentation to Enhance the Competitiveness of Enterprises in the IoT // 2019 IEEE 10th International Conference on Awareness Science and Technology (iCAST). IEEE, 2019. P. 1-6.
12. Chinarov V. Ways to improve the competitiveness of dairy cattle in the Russian Federation // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. IOP Publishing, 2019. V. 274. №. 1. P. 012044.
References
1 Aleksenko A.A., Leisle T.V. Management of enterprise competitiveness. Section. 2017. pp. 88. (in Russian).
2 Arkhipov I.K., Abramova V.I. Assessment of the competitiveness of trade enterprises. Actual problems of socio-economic development of enterprises, industries, complexes. 2017. pp. 29-33. (in Russian).
3 Bondarenko V.A., Kostoglodov D.D., Emelianenko I.S. Marketing decisions in managing the competitiveness of enterprises: a monograph. Scientific magazine "Kontsep, 2016. (in Russian).
4 Vinogradova S.V., Markina N.V. Competitiveness of trade services. Bulletin of St. Petersburg University. Series 8. Management. 2006. no. 2. (in Russian).
5 Leung S., Mo P., Ling H., Chandra Y. et al. Enhancing the competitiveness and sustainability of social enterprises in Hong Kong: A three-dimensional analysis. China Journal of Accounting Research. 2019. vol. 12. no. 2. pp. 157-176.
6 Zhebelev I. Assessment of the competitiveness of enterprises of retail trade networks. Entrepreneurship. 2008. no. 3. pp. 45-50. (in Russian).
7 Nikolaeva T.I., Yalunina E.N. Scientific and methodological approach to assessing the competitiveness of a trade organization. Journal of new economy. 2006. no. 4 (16). (in Russian).
8 Kazakova N.A., Gendon A.L., Muravyova N.Yu. Analysis and assessment of the competitiveness of trade organizations in Transnistria. Statistics and Economics. 2016. no. 2. (in Russian).
9 Kurganova N.Yu. Methodological approaches to assessing the competitiveness of retail trade networks. Business. Education. Right. 2019. no. 1. pp. 309-314. (in Russian).
10 Chang Y., Hu J. Analysis on the Mode of Multinational Retail Enterprises Entering Chinese Market—Take Walmart, Carrefour and Metro as Examples. Modern Economy. 2020. vol. 11. no. 01. pp. 17.
11 Wang S.C., Hsu H.W., Dai C.G., Ho C.L. et al. Use Product Segmentation to Enhance the Competitiveness of Enterprises in the IoT. 2019 IEEE 10th International Conference on Awareness Science and Technology (iCAST). IEEE, 2019. pp. 1-6.
12 Chinarov V. Ways to improve the competitiveness of dairy cattle in the Russian Federation. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. IOP Publishing, 2019. vol. 274. no. 1. pp. 012044.
Сведения об авторах Information about authors
Ирина Ш. Дзахмишева д.э.н., профессор, кафедра товароведе- Irina Sh. Dzakhmisheva Dr. Sci. (Econ.), professor, commodity
ния, туризма и права, Кабардино-Балкарский ГАУ, пр-т Ле- science, tourism and law department, Kabardino-Balkar State Agri-
нина, 1в, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, 360030, cultural University, Lenin Ave., 1B, Nalchik, Kabardino-Balkarian
Российская Федерация, irina_dz®>list.ru Republic, 360030, Russian Federation, irina_dz®>list.ru
https://orcid.org/0000-0002-7324-5338 https://orcid.org/0000-0002-7324-5338
Вклад авторов Contribution
Авторы в равной степени принимали участие в написании рукописи All authors are equally involved in the writing of the manuscript and are
и несут ответственность за плагиат responsible for plagiarism
Конфликт интересов Conflict of interest
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflict of interest.
Поступила 01/02/2020 После редакции 10/02/2020 Принята в печать 19/02/2020
Received 01/02/2020 Accepted in revised 10/02/2020 Accepted 19/02/2020