ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ С СЕТЕВОЙ ФОРМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА
ASSESSMENT OF THE COMPETITIVENESS OF HOTEL ENTERPRISES WITH A NETWORK FORM OF BUSINESS
ORGANIZATION
Романенко С.И.
S.Romanenko
В современных условиях ведения бизнеса успех гостиничной компании в конкурентной борьбе во многом зависит от прогнозирования ее деловой активности, на которую влияют изменения окружающей среды, появление новых требований и ожиданий потребителей, совершенствование информации сети, трансформация роли человеческих ресурсов. Целью данного исследования является оценка конкурентоспособности сети отелей в России современных условиях, на примере гостиниц Hilton Hotels & Resorts. Для достижения поставленной цели был проведен SWOT-анализ сети отелей Hilton в России, проведен сравнительный анализ пяти крупных гостиничных сетей в России за 2019 г., а также дана их потребительская оценка. Проведенное исследование показало, что показатели сети отелей HiltonHotels&Resorts имеют высокую конкурентоспособность и фактически ничем не уступают другим крупным гостиничным сетям.
In modern business conditions, the success of a hotel company in the competitive struggle largely depends on forecasting its business activity, which is influenced by environmental changes, the emergence of new requirements and consumer expectations, the improvement of network information, and the transformation of the role of human resources. The purpose of this study is to assess the competitiveness of a hotel chain in Russia in modern conditions, using the example of Hilton Hotels & Resorts hotels. To achieve this goal, a SWOT analysis of the Hilton hotel chain in Russia was carried out, a
comparative analysis of five large hotel chains in Russia in 2019 was carried out, and their consumer assessment was also given. The study showed that the indicators of the HiltonHotels&Resorts hotel chain are highly competitive and in fact are in no way inferior to other large hotel chains.
Ключевые слова: конкурентоспособность, оценка
конкурентоспособности, отели Hilton, сети отелей, гостиничный бизнес.
Key words: competitiveness, competitiveness assessment, Hilton hotels, hotel chains, hotel business.
Введение
Современные условия глобализации и рыночной конкуренции влияют и модернизируют деятельность гостиничных компаний, в основном работающих в тесной взаимосвязи с туристическими компаниями. Гостиничные компании предоставляют дополнительные услуги для туристов. Кроме того, услуги гостиничных компаний играют важную роль в процессах международной интеграции, развитии экономических отношений и туризма, формировании имиджа страны, чем и обусловлена актуальность темы настоящей статьи.
Основной целью деятельностилюбого предприятия является сохранение или расширение занимаемой позиции на рынке или сегменте рынка, стабильная прибыль или ее рост. Для достижения данной цели необходимой является ориентация предприятия на максимизацию прибыли, что, в свою очередность, может достигать исключительно высокой конкурентоспособностью.
Конкурентоспособность предприятий на рынке может быть показателем целесообразности функционированияопределенного вида бизнеса,обобщающим свойством, характеризующим уровень и качество ведения хозяйства, степени соответствия предприятия внешней среде.
По-другому говоря, конкурентоспособность предприятия демонстрирует степень соответствия результатов его функционирования и
требований определенного товарного рынка. Конкурентоспособностьтакже может являться критерием результативности производства, оценкой результативности системы управления. Некоторые ученые отождествляют нами рассматриваемое понятие «конкурентоспособность предприятия» со способностью фирмыизготовлять конкурентоспособный товар или предоставлять конкурентоспособные услуги.
Конкурентоспособность гостиничных услуг, а значит и самих гостиничных предприятий, выражается в степени ее привлекательности для потребителей.
Основная часть
В 2008 году сеть отелей Hilton Hotels&Resorts открыли первые две гостиницы в России, а к 2014 году — еще шесть [2]. В первой половине 2016 года Hilton стал ведущим международным брендом, открывающим отели по всей стране. На данный момент всемирно известная сеть отелей насчитывает 28 гостиниц, которые можно увидеть в двадцати субъектах РФ.Для расширения своего присутствия, компания Hilton сотрудничает с несколькими местными группами собственников и менеджеров в крупных целевых городах [1].
Стратегическая деятельность в гостиничном бизнесе должна обеспечивать конкурентоспособное функционирование и развитие предприятий с учетом стабильности внешней среды. 2020 г. должен был отметиться ростом портфеля Hilton. В этом году во всем мире планировали открыть 48 новых отелей с 14487 номерами. Учитывая пандемию COVID-19, многие планы были отодвинуты на 2021 г.
От того, как ситуация будет развиваться, зависит, каким будет состояние на рынках, на которые ориентирована компания. Учитывая обзор деятельности сети Hilton, в том числе и с учетом перспектив ее расширения в России, мы провели SWOT-анализ (табл. 1). Поскольку возможности преобладают над угрозами, а сильных сторон больше, чем
слабых, то считаем, что стратегические перспективы расширения сети Hilton будут иметь успех.
Таблица 1
SWOT-анализ сети отелей Hilton
S-сильные стороны 1. Большой опыт и широкая сфера бизнеса. 2. Эффективные схемы удержания клиентов. 3. Сильный портфель недвижимости. 4. Сильное и эффективное руководство. 5. Высокий уровень обслуживания за счет технологическойинтеграции. ■-слабые стороны 1. Избыточность на американском рынке (80%) и недостаточность на европейском (9%). 2. Высокий уровень задолженности. 3. Малая доля мирового рынка, не смотря на большой портфельбрендов. 4. Отсутствие гибкости за большие размеры.
О-возможности 1.Дальнейшее расширение международного рынка. 2. Формирование стратегических альянсов. 3. Сосредоточение внимания на научных исследованиях и разработках. 4. Создание присутствия в бюджетном секторе гостиничного среднего рынка. Т-Угрозы 1. Угроза политической нестабильности. 2. Неблагоприятные изменения макроэкономического климата. 3. Потеря ключевых талантов и ключевых кадров.
(* Составлено автором)
Следует проанализировать динамику гостиничного анализа по ряду показателей: количество отелей, количество гостиничных номеров, годовой доход в России.
Таблица 2
Сравнительный анализ 5-ти самых крупных сетей отелей в России за
2019 г.
Название сети отелей Количество гостиниц Количество номеров Общая прибыль в России ($)
RadissonHotelGroup 36 7200 244 000 000
Marriottlnternational 29 7200 246 000 000
Accor 52 9400 179 000 000
InterContinentalHotels 21 5300 124 000 000
HiltonHotels&Resorts 28 6400 109 000 000
Как мы видим HiltonHotels&Resoгts входит в топ-5 самых прибыльных сетей гостиниц, которые присутствуют на рынке России. Следует сказать, что HiltonHotels&Resoгts имеет самую низкую прибыль из данного списка и замыкает таблицу лидеров. Чтобы выявить ряд преимуществ и недостатков сети отелей в России, нужно сравнить показатели по ряду данных. Для анализа данных была использована информация, взятая из сайта booking.com [3].
Таблица 3
Потребительская оценка сети отелей (по мнению туристов).
RadissonHotel MarriottIntern Acc InterContinental HiltonHotels&
Group ational or Hotels Resorts
Чистота 9,3 8,9 9,1 8,4 8,9
Комфорт 8,5 8,5 8,6 8,4 8,7
Месторасполо
жение 7,5 8,3 8,9 8,1 8,2
Удобства 8,7 8,5 8,4 9,5 8,1
Персонал 9,2 9 9 8,1 8,6
Цена/качество 8,9 9,1 8,7 8,9 8,3
Бесплатный 9,5 8,1 8,7 8,4
Wi-Fi 8,6
Показатели сети отелей HiltonHotels&ResoIts имеютотличную конкурентоспособность и фактически ничем не уступают другим крупным сетям отелей. HiltonHotels&Resoгts занял первую позицию в категории «комфорт», достигнут уровеньв 8,7 баллов.
Так, в целом критический период 2014-2015 гг., когда приостанавливали деятельность некоторые отели на рынке, позади. Хоть стремительного роста нет, но рынок изменился. И это сказалось на появлении отелей международных брендов, что усложняет конкурентную среду и ставит более высокие требования к услугам.
Заключение
Конкурентоспособность отелей в современных экономических условиях не может оцениваться только ценовыми факторами. Это связано,
по крайней мере, с двумя мощными процессами — глобализацией рынка и информатизацией общества. Доказано, что в современных конкурентных условиях международной конкурентоспособности те компании, которые используют неценовые методы, имеют коммуникационное воздействие на потребителя. Предлагается использовать их, а именно те, которые формируются внутри самой компании: сайт отеля, деловая репутация, гибкая социально-трудовая сфера, и те, которые формируются вне ее на основе частного предпринимательства.
В условиях конкурентной борьбы предприятиям необходимо правильно выбрать стратегию, принципы стратегического управления, что является актуальным и острым вопросом сегодня. Наибольший прогресс в развитии сети достигается при Стратегии роста, поэтому для Hilton мы предлагаем именно ее. Однако пока официальных заявлений о расширении сети отелей Hilton в России не озвучивалось.
Для расширения сети Hilton в России предлагаем применить как перспективный такой вариант: эффузию за счет брендов, которые будут иметь успех на рынке. Это такие бренды как: Canopy by Hilton, Signia by Hilton Garden, Home2 Suites By Hilton, Motto by Hilton.
Для обеспечения конкурентоспособности и устойчивости на рынке Hilton в России считаем целесообразным применять комплекс стратегий: BTL-стратегия, инновационная стратегия, стратегия аутсорсинга, стратегии маркетинга гостиничного бизнеса (дифференциации, конкуренции), стратегия маркетинга персонала, стратегия бенчмаркинга.
Деятельность отеля нужно строить на принципах стратегического управления: итеративность, комплексности, директивности и адресности, системности, оптимальности, динамичности, непрерывности, инновационности. Подобный подход предполагает рассмотрение системы Hilton в России не в одном каком-то аспекте, а во всей многогранности.
ilton является одним из лидеров гостиничн х р нков г. оскв и ряда регионов России. Конкуренция происходит на уровне не только отдельных отелей, но и на уровне гостиничных сетей. Отдельные из них имеют амбициозные планы на расширение своего присутствия на российском рынке. Поэтому это следует учесть при разработке стратегии дальнейшего развития Hilton.
Проработка и реализация стратегии развития отеля является необходимой составляющей успешного и конкурентоспособного функционирования в постоянно меняющихся условиях экономической среды и глобализации гостиничного бизнеса. Россия должна быть заинтересована в сотрудничестве с сетью Hilton, ведь это будет способствовать развитию качественной инфраструктуры гостеприимства и активизации внутреннего и въездного туризма.
Литература
1. Третьякова Т.Н., Козырева В.А. География брендов гостиничной цепи Hilton [Текст] / Т.Н. Третьякова, В.А. Козырева// В сборнике: Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования. — 2019. — С. 233-240
2. HiltonHotels&Resorts [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Hilton_Hotels_%26_Resorts, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 03.11.2021).
3. Данные сети отелей по России [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.booking.com/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 03.11.2021).
4. Созинова А.А., Лаптев А.В. Определение конкурентной стратегии на основе анализа диспропорций экономического развития с использованием "воронок отсталости" [Текст] // Вестник НГИЭИ. — №10(89).— 2018. — с. 108-119.
5. ванова .. оказатели инновационного развития предприятий гостиничного бизнеса в России [Текст] // Региональные проблемы преобразования экономики. —№4(114). — 2020. — с.86-92.
6. Белоцерковская Н.В. Анализ конкурентоспособности гостиничного предприятия [Текст] / Н.В. Белоцерковская, И.Р. Миргалауов. — [Текст: непосредственный] // Молодой ученый. — 2020. — №2(292). — с.230-235.
7. Лагутина Е.В. Стратегии развития в гостиничном бизнесе как инструмент повышения конкурентоспособности [Текст] // Вестник науки и образования. —№22-3(76).— 2019. — с.22-30.