Научная статья на тему 'Глобализация гостиничного бизнеса'

Глобализация гостиничного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1769
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОТЕЛЬ / ГОСТИНИЧНЫЕ СЕТИ / НЕЗАВИСИМЫЕ ГОСТИНИЧНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ОКАЗАНИЕ УСЛУГ / НОМЕРНОЙ ФОНД / HOTEL / HOTEL CHAINS / INDEPENDENT HOTEL ENTERPRISES / GLOBALIZATION / SERVICE PROVISION / NUMBER FUND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петропавловская А. В.

Несмотря на признаки приближения глобальной рецессии, наблюдается активное развитие субъектов гостиничного бизнеса, за счет роста объемов предоставления услуг по размещению гостей в гостиницах (отелях) и определенного сервиса. Предлагаются универсальные услуги и услуги с разнообразным назначением. При этом гостиничный бизнес характеризуется не только стремительным ростом продаж услуг, но и специфическими трансформациями. Целью исследования является идентификация тенденций глобализации гостиничного бизнеса и характеристика соответствующей направленности развития через призму присущих ей всеохватывающих трансформаций. Для реализации поставленной цели использовались методы анализа и обобщения данных, а также методы анализа основной тенденции развития в рядах динамики. По результатам исследования отмечено, что в условиях глобализации гостиничного бизнеса, его базовые трансформации прослеживаются в процессах: 1) массовой интеграции ранее разрозненных субъектов, которой свойственно взаимодействие в рамках процесса развития; 2) активного укрупнения и расширения географии деятельности, за счет комплекса действий, нацеленных на стремление к синергии крупного гостиничного бизнеса или выкуп более слабых игроков (которые вынужденно покидают рынок гостиничного бизнеса).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Globalization in the hotel industry

Despite signs to illuminate of global recession, hotel industry has been intensively developing. It comes at the expense by an increase in service delivery of the seating chart in hotels and specific service. Proposes universal services and services for various purposes, in doing so, hotel industry characterized not only by rapid growth in service sales, but also by specific transformations. The study is aimed at identifying the globalization trends of hotel industry and profiles of the development focus through the prism of its pervasive transformations. For the implementation of the goals set were used techniques for the review and consolidation of data, and analytical techniques. The conclusions of the research noted that, in the context of globalization hotel industry, its basic transformations are traced: 1) in processes of mass integration of previously scattered subjects (which is characterized by interaction on one side of the development process); in process of enlargement and expansion of the geography of activity (due to a set of actions aimed at striving for the bluing of a large hotel business or the purchase of weaker players who are forced to leave the hotel business).

Текст научной работы на тему «Глобализация гостиничного бизнеса»

Глобализация гостиничного бизнеса

Петропавловская Алла Владиславовна

кандидат экономических наук, доцент, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Несмотря на признаки приближения глобальной рецессии, наблюдается активное развитие субъектов гостиничного бизнеса, за счет роста объемов предоставления услуг по размещению гостей в гостиницах (отелях) и определенного сервиса. Предлагаются универсальные услуги и услуги с разнообразным назначением. При этом гостиничный бизнес характеризуется не только стремительным ростом продаж услуг, но и специфическими трансформациями.

Целью исследования является идентификация тенденций глобализации гостиничного бизнеса и характеристика соответствующей направленности развития через призму присущих ей всеохватывающих трансформаций. Для реализации поставленной цели использовались методы анализа и обобщения данных, а также методы анализа основной тенденции развития в рядах динамики.

По результатам исследования отмечено, что в условиях глобализации гостиничного бизнеса, его базовые трансформации прослеживаются в процессах:

1) массовой интеграции ранее разрозненных субъектов, которой свойственно взаимодействие в рамках процесса развития;

2) активного укрупнения и расширения географии деятельности, за счет комплекса действий, нацеленных на стремление к синергии крупного гостиничного бизнеса или выкуп более слабых игроков (которые вынужденно покидают рынок гостиничного бизнеса/

Ключевые слова: отель; гостиничные сети; независимые гостиничные предприятия; глобализация; оказание услуг; номерной фонд.

о

CSI

0

см

01

3

s

I—

О Ш

m

X

3

<

m О X X

1. Вступление. Глобализация не новое явление. Однако для современных реалий характерно не просто международное объединение экономики регионов и государств в один, общий рынок, а во всеобъемлющий процесс, идентифицируемый через феномен системности. То есть, когда интеграция охватывает все сферы жизни общества, преобразовывая его в единую глобальную систему. Системность глобализации является катализатором роста новых, глобальных видов бизнеса, в сферах не только обладающих признаками универсальности (с точки зрения способности товара и услуги привлекать людей по всему миру), но и способных извлекать дополнительные выгоды от постоянных перетоков в глобализированном пространстве материальных, человеческих, интеллектуальных и финансовых ресурсов. В частности, по данным консалтинговой компании STR Global, даже за небольшой период становления единой глобальной системы за 2014-2019 транспортного (до 5% в год), туристического и IT бизнеса (до 4-5,5% в год) [8, c. 77]. Кроме того, не- смотря на признаки приближения глобальной рецессии (в т.ч. торможение экономического роста), наблюдается активное развитие субъектов гостиничного бизнеса, за счет роста объемов предоставления услуг по размещению гостей в гостиницах или отелях, согласно международной терминологии и определенного сервиса (оказания услуг). На уровне мировых стандартов или в отдельных странах различий по принципу отель или гостиница не существует (единственное отличие заключается в этимологическом происхождении самих слов [8, c.5]). В данном случае активно предлагаются универсальные услуги и услуги с разнообразным назначением. При этом гостиничный бизнес с 2014 г. характеризуется не только стремительным ростом продаж услуг (в среднем до 7 % в год [8, c. 78], с увеличением количества номеров на 10-15% в год [1, c. 64]), но и специфическими трансформациями. Таким образом, целью исследования является идентификация тенденций глобализации гостиничного бизнеса и характеристика соответствующей направленности развития через призму присущих ей всеохватывающих трансформаций.

2. Общие тенденции глобализации гостиничного бизнеса. Чтобы независимый отель стал успешным, его индивидуальность должна быть ярко выражена [7]. В условиях глобализации конкуренции не достаточно обладать специфическими особенностями местоположения. Такому субъекту необходимо создать уникальность сервиса, интерьера, управления.

Сложность функционирования независимых отелей состоит в постоянной диффузии идей в глобальной системе, которая приводит к тому, что исходные составляющие индивидуальности гостиничного бизнеса требуют постоянной трансформации. Например, идеи индивидуализации Icehotel в Юккасъярве (1990 г.), в результате диффузии распространились в Канаде (отель The Hôtel de Glace ), Финляндии (отель Lainio Snow Village, Snowcastle), Норвегии (отели Bjorli Ice Lodge, Kirkenes Snow, Sorrisniva Igloo), Румынии (Balea Lake Ice Hotel, озеро Быля) и ряде других стран. Усиление процессов

глобализации ускоряет диффузию идей, поэтому намного дешевле обеспечить успешность гостиничного бизнеса, делая акцент на бренд, который является уникальным, значимым, трудно-имитируемым [3]. Так, средний доход, входящих в сеть отелей, на 60% выше, чем у независимых гостиничных предприятий [2, с. 17], [1, с. 64]. Выделенные особенности обеспечивают постепенное сокращение доли независимых субъектов гостиничного бизнеса, в т.ч. за счет их вхождения в крупные сетевые компании, и эта тенденция нарастает (табл. 1). В частности к концу 2019 г. в мире насчитывалось более 13 млн. отелей с номерным фондом в 13 млн. ед., при этом 54,8% (7,1 млн.) от их общего количества - сетевые, т.е. входят в гостиничные корпорации.

Таблица 1

Тенденции сокращения независимых субъектов гостиничного бизнеса и их вхождения в крупные сетевые компании, 2014-2019 гг.

Регион Доля гостиничных пред- Темп роста (+;-), %

приятий*, входящих в

крупные гостиничные

сети,% от их общего коли-

чества

201 201 201 201 201 201 201 201 201 201 201

4 5 6 7 8 9 5/20 14 6/20 15 7/20 16 8/20 17 9/20 18

США, в т.ч. 79 82,2 83 83,9 84,4 85 4,06 0,96 1,08 0,60 0,71

Майами,

Сан-Паулу, Сан-Фран- н/д н/д н/д н/д н/д 92 % н/д н/д н/д н/д н/д

циско и Рио-де-Жанейро

Европа 27,6 28 29,9 32 34,7 35 1,45 6,79 7,02 8,44 0,86

Азиатско- 13,8 7

Тихоокеан- 36 46,7 47,3 48,1 48,3 55 29,7 1,28 1,69 0,42

скии

Африка и Ближний 33 38,6 40,1 42 42,2 44 16,9 3,89 4,74 0,48 4,27

Восток

В целом по глобальной 43,9 48,9 50,1 51,5 52,4 54, 8 11,3 2,45 2,85 1,75 4,48

системе

гостиничных предприятий существует определенная специфика локализации (табл. 2).

Таблица 2.

Особенности локализации независимых гостиничных предприятий, 2019 г.

Регион Зоны локализации независимых гостинич- Причина

ных предприятий,% от их общего количе- сложив-

ства шихся

ис- клима- при- рели- куль- спор- про- особен-

то- тиче- род- гиоз- тур- тив- чие ностей в

ри- ские, ные 3 ные4 ные5 ные6 зоны локали-

че- баль- зации

ские i неоло-гиче-ские2

Европа 65 25 5 3 0,9 0 1,1 клиенты

Африка 1 11,98 0 17 0 69,02 1 в выде-

Ближ- 10 0,5 лены зо-

нем Во- 11,2 0 1,1 77,2 0 нах ори-

стоке ентиро-

Азиат- 29 1 ваны на

ско-Ти- индиви-

хооке- дуаль-

анский 5 5 4,7 54,3 1 ность гостиничных услуг

США 0 94 6 0 0 0 0

*объектами анализа являются отели, а в РФ и на территории бывшего Союза их синонимическая категория - гостиницы.

Источник: «Ernst& Young» [8, c. 72-90]

Например, в США крупные гостиничные сети к 2019 г. практически вытеснили с рынка независимых конкурентов. Развитие туризма здесь началось относительно недавно (после Второй Мировой войны), поэтому практика индивидуализации гостиничного бизнеса неразвита. Клиенты склонны доверять преимущественно торговым маркам, поэтому в 2019 г. около 85% гостиниц США входят в крупные гостиничные сети, а в Майами, Сан-Паулу, Сан-Франциско и Рио-де-Жанейро сетевых отелей более 92% от их общего количества [8, с. 79]. Азиатско-Тихоокеанский регион имеет более давнюю историю туризма, поэтому и % сетизации гостиничного бизнеса здесь меньший (в 2019 г. «55% отелей региона входят в крупные гостиничные сети) [8, с. 80-81]. В европейском регионе, а также в Африке и Ближнем Востоке досуговый и религиозный туризм возник уже во времена Римской Империи, закономерно, что доля независимых гостиничных предприятий значительна (до 65%) [8, c. 83]. При этом если сетевые отели распределены относительно равномерно на глобальном рынке гостиничных услуг, в отношении независимых

1 легендарные исторические города, города располагающие архитектурными памятниками

2 климатические (предлагающие солнечные ванны) и бальнеологические центры (с минеральными источниками); 3 природные зоны, с национальными парками, нетронутой природой; 4 религиозные центры, отражающие религиозные события или являющиеся символами веры; 5 культурные центры, ориентированные на посещение выставок, концертов, сезоны оперы, театра; 6 спортивные центры, в местах зарождения традиционных видов спорта, которые имеют которые имеют философское или иное значение. Источник: «ErnstS Young» [8, c. 83-90]

Например: 1) в Европе они тяготеют к легендарным историческим городам, и городам располагающим архитектурными памятниками (т.к. Лондон, Париж, Рим, Крит, Барселона); 2) в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке к религиозным центрам, отражающим религиозные события или являющимся символами веры; 3) в Африке к спортивным центрам, в местах зарождения традиционных видов спорта, которые имеют философское или иное значение (например, Рабате, Малобо, Сале); 4) в США к климатическим (предлагающие солнечные ванны) и бальнеологическим центрам.

Причиной сложившихся особенностей локализации является то, что гостиничные предприятия, входящие в сетевой бизнес, ограничены в создании специфических особенностей. В то же время клиенты, в выделенных выше зонах, ориентированы на индивидуальность гостиничных услуг (т.е. не склонны ориентироваться только на бренд) [3].

3. Гостиничные сети. Глобализация гостиничного бизнеса приводит к активному развитию и постоянному укрупнению гостиничных сетей, рассматриваемых нами как бизнес группы, осуществляющие коллективную деятельность (нацеленную на получение прибыли) и находящиеся под непосредственным контролем единого руководства сети (компании-оператора) [3; 4]. При этом наиболее активно развиваются гостиничные сети, размещённые более чем в одной стране, т.е. международные. А именно, такие как (табл. 3): Intercontinental Hotels

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м о

о

CS

о

CS

о ш m

X

3

<

m О X X

Group, Hilton Worldwide, Marriott International, Wyndham Hotel Group, Accor Group, Choice Hotels International, Starwood Hotels and Resorts, Best Western, Home Inns (+Motel 168), Carlson Rezidor Hotel Group.

Таблица 3

Характеристика наиболее активно развивающихся между-

Гостинич- Количе- Дея-

ные сети ственные тель-

(компании показатели ность, в

операторы) по т.ч. по

сет но- управ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и мер- лению

оте- ному сетью

лей фонду

InterContin 530 800 вла-

ental Hotels G 000 деет,

Group1 управ-

Hilton 3 650 ляет,

Worldwide2 9GG 000 предо-

Marriott 608 11906 став-

Internationa G 04 ляет

l3 фран-

шизы

Best 407 31159 «...»,

Western 8 8 инве-

Wyndham 720 61312 стиции

Hotel 5 6 на

Group4 рынке

Accor 458 660 недви-

Group5 6 599 жимости

Choice 602 50246 вла-

Hotels 3 0 деет,

Internationa управ-

l6 ляет,

Starwood 130 37034 предо-

Hotels and 0 6 став-

Resorts (с ляет

2016 г. фран-

стала ча- шизы

стью

Marriott

Internationa

l)7

Home Inns 142 17656

(+Motel 6 2

168)

Carlson 107 16580

Rezidor 7 2

Hotel

Group8

Основной вид управления для оператора

франшизы (франчайзер), контракту

на управление (для участников сети со значи-тельным дроблением долей акционерного капитала)

Особенности услуг

преиму- недо-

щества статки

для объ-

ектов сети

- высокое услуги

качество всех оте-

обслужи- лей гости-

вания; ничной

- идентич- сети со-

ность вершен-

услуг; ные заме-

- стои- нители,

мость законо-

услуг мо- мерно лю-

жет варь- бое недо-

ироваться вольство

в зависи- гостя

мости от отеля (в

региона; связи с

- возмож- негатив-

ность сни- ными со-

жения цен бытиями и

за счет инциден-

эффекта тами) мо-

мас- ментально

штаба, трансли-

оптовых руется на

закупок и гостинич-

т.д. ную сеть в

целом

Бренды сети отелей: (1) Crowne Plaza, Candlewood Suites, Intercontinental, Hotel Indigo, Holiday Inn, Holiday Inn Express и.т.д.; (2) Waldorf Astoria Hotels and Resorts, Conrad Hotels & Resorts, Hilton Hotels & Resorts, Doubletree, Embassy Suites Hotels, Hilton Garden Inn и т.д.; (3) The Ritz-Carlton, Autograph Collection, AC Hotels, Bulgari Hotels & Resorts, EDITION, Fairfield Inn & Suites by Marriott и.т.д.; (4) Hawthorn Suites, Ramada, Knights Inn и AmeriHost Inn, Days Inn, Super 8, Baymont Inn & Suites, Microtel Inns and Suites и т.д.; (5) Novotel, Mercure,Pullman, Sofitel, Suite Novotel, All Seasons, Etap, Motel 6 и.т.д.; (6) Econo Lodge и Rodeway Inn, Quality Inn, Comfort Inn, Sleep Inn, Clarion, Suburban Extended Stay Hotel, Choice Hotels и т.д.; (7) Starwood Hotels & Resorts: Sheraton Hotels & Resorts, W Hotel и Four Points Hotels by Sheraton и т.д.; (8) Park Inn hotels, Regent International Hotels, Park Plaza Hotels & Resorts, Radisson Hotels & Resorts и Country Inns & Suites By Carlson.

Источник: «Ernst& Young» [8, c. 337-339; 3]

Например, Intercontinental Hotels Group в 2001 г. имела 4437 сетевых объекта на 647161 номер и апартамент, в 2012 г. их количество возросло до 4480 на 658348 номеров и апартаментов, а в 2018 г. до 5300 отелей на 800 000 номеров и апартаментов [6; 7]. Так, в 2018 г. существовало около 100 гостиничных сетей, общий номерной фонд которых составлял около 3 100 000 номеров. Около 77,7% номерного фонда в сегменте сетевых отелей принадлежит международным гостиничным сетям и еще 22,4% прочим сетевым игрокам (т.к. Катерина, Toyoko Inn Co, APA Hotel и др.). При этом отмечается активное развитие и укрупнение гостиничных сетей, которые управляются через франчайзинговую систему или по контракту на управление.

Управление гостиничной сетью через франчайзинговую систему ориентировано на ее развитие и регулирование через франчайзи (передачу другой стороне за плату прав на определённый вид гостиничного бизнеса), используя уже разработанную и доказавшую эффективность бизнес-модель [4]. В связи с рядом неоспоримых преимуществ, для гостиничных сетей- операторов (франчайзеров) и франчайзи, данный вид оперейтинга более выгоден, в сравнении с другими видами управления. В частности:

1) для франчайзи (особенно для малых гостиничных предприятий и индивидуальных предпринимателей) франчайзинг предоставляет в распоряжение стабильный доходный бизнес;

2) для франчайзера (в рамках этой системы) формируется возможность расширить географию деятельности и упрочить позиции на рынке [4].

Например, Intercontinental Hotels Group в 100 странах мира имеет более 5300 отелей, из которых менее 1% являются собственностью группы, 585 отелей находятся на управлении по контракту, остальные принадлежат независимым компаниям и работают на основании договоров франчайзинга. Под торговыми марками Marriott International работает 6080 отелей, из них 2 % являются собственностью, 54 % действуют на правах франчайзинга, 44% находятся под управлением. В мировом масштабе ситуация аналогичная (рис.1). Так, в 2018 г. для 61,1% сетевых отелей основным видом управления был франчайзинг, однако около 35,4% субъектов гостиничного бизнеса были ориентированы на контракт на управление (в основном это участники, имеющие значительное дробление долей акционерного капитала и желающие гарантировать себе определенный уровень доходности).

Особенности управления, в % oí общего количества объектов сети

■iсобственность групп ЭЛОГОЁОР франчайзинга"* Bum тракт на управление*

Рис. 1. Анализ особенностей по управлению гостиничными сетями в мировом масштабе, 2018 г.

*Управление по контракту - это письменное соглашение, заключается между владельцем отеля и гостиничной сетью (оператором), специализирующейся на управлении такого типа предприятиями.

** Управление гостиничной сетью через франчайзинговую систему. Применяется в большинстве случаев теми гостиничными предприятиями, которые: 1) характеризуются значительным дроблением долей акционерного капитала и являются элементом гостиничной сети; 2) желают гарантировать себе определенный уровень доходности. Такое управление может, сочетаться с сервисным контрактом на управление: на предоставление персонала, на участие в системах бронирования, на техническое обслуживание и т.д. Источник: «Ernst & Young» [8, c. 331-334]

Вместе с тем, при всех преимуществах ведения бизнеса в гостиничной сети, для объединенных в нее гостиничных предприятий, синтезируются специфические риски и методы их преодоления (табл. 4).

Таблица 4

Характеристика специфических рисков гостиничных сетей и методы их преодоления (составлено на основе [8, с. 122; 7])

Нарушение безопасности. Например: наличие аллергенов; маскировка фильтров в бассейнах; отсутствие систем пожаротушения; отсутствие спасательного оборудования для бассейнов; нарушения связанные с приготовлением и хранением пищи или плохой санитарной обработкой и т.д.

Утрата конфиденциальной информации (разглашения, утечки какой-либо инфор-

мации.

Специфический риск, связанный с деятельностью сети, или внешний*

Этические нарушения персонала Например: тип поведения обслуживающего персонала, отличающийся грубым, наглым и резким способом общения персонала; сбор различного рода информации; обман клиента; нарушение договоренностей с клиентом и т.д._

Разочарования клиента сервисом или услугой.

Характерным примером является Пол Хо-ран (менеджер по продажам в компании США, производящей программное обеспечение). Разочарования клиента услугами одного из отелей Marriott Internationa! наступило в связи с тем, что его поселили в комнату с видом на стену противоположного дома и трубы кондиционера_

Специ фика трансляции недовольства клиента**

Передача через каналы социальных

сетей Facebook и Twitter или другие интернет ресурсы, которые быстро распространяют точную и неточную информацию.

Страхование, стратегия защиты от опасности, требования к фрай-чайзи и

др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инструменты управления рисками

отслеживание отзывов в социальных сетях, направление извинений, подарки и бонусы, создание различных семейств***

специфических особенностей (согл. табл. 3). Именно поэтому в сегменте независимых гостиничных предприятий наблюдается постепенный переход от универсальной деятельности к ее специализированному аналогу. Именно индивидуализация гостиниц, которые находятся в независимом владении, позволяет им существовать параллельно с широко распространенными гостиничными сетями, ориентированными на универсализацию услуг. Так, за 2014-2018 гг. доля независимых отелей, которые ориентированы на определенную целевую группу клиентов (в т.ч. изысканных, причудливых, неповторимых, в необычных местах), увеличилась с 33 % до 55,9% от их общего количества (табл.2). Характерным примером независимых гостиничных предприятий, которые ориентированы на определенную целевую группу клиентов, являются: Hang Nga, которая напоминает огромное причудливое дерево (Вьетнам, Далат); гостевые модули Экоотеля Leaprus (Россия, Кабардино-Балкария) расположенные на южном склоне Эльбруса; Dog Bark Park Inn (США, Айдахо, Коттонвуд), с гостевыми домиками в виде 10-метровой собаки породы бигль и т.д.

* Репутационная атака на гостиничную сеть

** Специфика трансляции недовольства клиента при реализации риска

*** Примером семейств отелей являются «Реле де Шато», «Пре-ферред Отеле энд Резортс Уордвайд» и т.д.

Выделенная специфика связана с тем, что клиенты рассматривают услуги всех отелей гостиничной сети как совершенные заменители. Закономерно, что любое недовольство гостя отеля (вызванных реализацией выделенных выше рисков) моментально транслируется на гостиничную сеть в целом через трансфер открытых данных в единой информационной сети (эффект «торнадо»).

4. Независимые гостиничные предприятия.

Отели, входящие в цепи, ограничены в создании своих

2014 2015 2016 2017 2018

Рис. 2. - Динамика перехода от универсальных независимых гостиничных предприятий к их специализированному аналогу, 2014-2018 гг.

* Независимые гостиничные предприятия, которые подойдут каждому клиенту.

** Независимые гостиничные предприятия, которые ориентированы на определенную целевую группу клиентов, в т.ч. изысканные и причудливые, неповторимые гостиницы в необычных местах.

Источник: «Ernst & Young» [8, c. 45]

Исходя из специфики ведения бизнеса независимых гостиничных предприятий, синтезируются специфические риски и методы их преодоления. А именно: риски рекламного проекта; кадровые риски; риски нарушения нормального производственного процесса и (или) роста затрат. Таким образом, чтобы более эффективно конкурировать с гостиничными сетями (а именно обеспечить преимущества от проведения совместного контроля качества услуг, маркетинга, снижения издержек от совместных централизованных закупок, проведения совместного отбора кадров и т.д.), каждая 2-я независимая гостиница интегрируется:

1) в крупные гостиничные консорциумы. Так, в Великобритании объединенные в консорциумы гостиничные предприятия обеспечивают 60% общего предложения гостиничных номеров, во Франции 70%, в Японии 66,5 % [8, с. 45];

2) в различные семейства гостиничных предприятий. Например, семейство «Смол Люксари Отеле оф де Уорд» объединяет небольшие независимые отели до 150 номеров, а семейство «Смол Люксари Отеле» -отели крупных городов и курортных зон [8, с. 45].

X X

о

го А

с.

X

го m

о

м о

M

о

о

CS

о

CS

о ш m

X

3

<

m О X X

5. Особенность глобализации гостиничного бизнеса. Учитывая выделенные выше особенности, констатируем, что глобализация гостиничного бизнеса приводит к специфическим трансформациям в его характере и структуре, которые связаны с укрупнением. Процессы прослеживаются не только в создании крупных гостиничных консорциумов и деятельности гостиничных сетей. Помимо объединения в консорциумы и сети, гостиницы создают различные семейства, в которых качество предоставляемых услуг контролируется независимыми комиссиями. Кроме того достаточно активно идут процессы слияний и поглощений, как среди гостиничных сетей, так и в сегменте независимых гостиничных предприятий. Если в 2014 г. объем сделок слияния и поглощения вырос на 8%, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, то в 2018 г. рост составил 32% (достигнув рекордного уровня в 24 млрд. евро) [8, с. 170]. Процесс поглощения слабых игроков, используется в качестве основного направления расширения географии гостиничного бизнеса. Например, компания МагМа, созданная выходцами из «Росбилдинга» (РФ), с 2010-х г. стремилась стать крупной гостиничной сетью, используя тактику поглощений, на ее счету поглощение отеля Midland Sheremetyevo (г. Москва), а также «Нижегородская» (г. Нижний Новгород). В процессах слияния часто участвует 2-е или более гостиничных компаний, имеющих незначительные отличия в размерах, специфике ведения бизнеса и желающих объединить его для получения синергетического эффекта. Например, в 2016 г. крупнейшие гостиничные сети Marriott International и Starwood Hotels & Resorts объявили о слиянии, в результате которого начато создание крупнейшей гостиничной сети (она сможет предложить посетителям 1,1 млн. номеров более чем в 5380 отелях) [8, с, 177].

Так, в условиях глобализации гостиничного бизнеса, его базовые трансформации прослеживаются в процессах:

1) массовой интеграции ранее разрозненных субъектов, которой свойственно взаимодействие в рамках процесса развития;

2) массового укрупнения и расширения географии деятельности, за счет комплекса действий, нацеленных на синергию крупного гостиничного бизнеса или выкуп бизнеса слабых игроков (которые вынужденно покидают рынок).

Литература

1. Баумгартен Л.В. Основы маркетинга гостиничных услуг. Учебник для СПО / Л. В. Баумгартен. — М. : Издательство Юрайт, 2019. - 338 с.

2. Железняк Е. Как управлять репутацией отеля в сети [Электронный ресурс]. - URL.: https://hotel.report/technology/elena-zheleznyak-konsultant-po-onlajn-reputacii-koiripanN-review-pro-kak-upravlyat-reputaciej-otelya-v-seti

3. Знова М. Стандарты против индивидуальности: будущее независимых отелей. Гостиничная стратегия в эпоху кризиса / М. Знова [Электронный ресурс]. - URL.: https://hotelier.pro/management/item/1550-znova/

4. Кобяк М.В. Методический подход к оценке влияния франчайзинга на эффективность деятельности гос-

тиничных предприятий / М.В. Кобяк, М.Ю. Лайко // Российское предпринимательство, 2013. - № 2 (224). - 150156.

5. Мачалкин С.Е. Направления формирования и развития гостиничных цепей на рынке туристических услуг / С.Е. Мачалкин // Социально-экономические явления и процессы, 2016. - Т.11.-С. 38-42

6. Самые крупные гостиничные сети мира. Статистика и показатели, 2018. [Электронный ресурс]. - URL.: https://hoteladvisor.livejournal.com/13242.html

7. Сафронова А.А. Международные гостиничные цепи, как эффективная форма управления гостиничным бизнесом / А.А. Сафронова, А.М. Данилова // Инновационная экономика и современный менеджмент, 2015. - № 3- С. 16-21.

8. Pacco Joу. The hospitality business in the era of globalization / analytical outputs Ernst and Young Ernst and Young. - Ernst and Young, London, 2019. - 602 pp.

Globalization in the hotel industry Petropavlovskaya A.V.

Russian University of Economics G.V. Plekhanova Despite signs to illuminate of global recession, hotel industry has been intensively developing. It comes at the expense by an increase in service delivery of the seating chart in hotels and specific service. Proposes universal services and services for various purposes, in doing so, hotel industry characterized not only by rapid growth in service sales, but also by specific transformations.

The study is aimed at identifying the globalization trends of hotel industry and profiles of the development focus through the prism of its pervasive transformations. For the implementation of the goals set were used techniques for the review and consolidation of data, and analytical techniques. The conclusions of the research noted that, in the context of globalization hotel industry, its basic transformations are traced: 1) in processes of mass integration of previously scattered subjects (which is characterized by interaction on one side of the development process); in process of enlargement and expansion of the geography of activity (due to a set of actions aimed at striving for the bluing of a large hotel business or the purchase of weaker players who are forced to leave the hotel business).

Key words: hotel; hotel chains; independent hotel enterprises;

globalization; service provision; number fund. References

1. Baumgarten L.V. The basics of hotel marketing. Textbook for

open source software / L.V. Baumgarten. - M.: Yurayt Publishing House, 2019 .-- 338 p.

2. Zheleznyak E. How to manage the reputation of the hotel on the

network [Electronic resource]. - URL .: https://hotel.report/technology/elena-zheleznyak-konsultant-po-onlajn-reputacii-kompanii-review-pro-kak-upravlyat-reputaciej-otelya-v-seti

3. Again M. Standards versus individuality: the future of independent hotels. Hotel strategy in the era of crisis / M. Znova [Electronic resource]. - URL .: https://hotelier.pro/management/item/1550-znova/

4. Kobyak M.V. Methodological approach to assessing the impact

of franchising on the efficiency of hotel enterprises / M.V. Kobyak, M.Yu. Laiko // Russian Entrepreneurship, 2013. - No. 2 (224). - 150-156.

5. Machalkin S.E. Directions of the formation and development of

hotel chains in the market of tourist services / S.E. Machalkin // Socio-economic phenomena and processes, 2016. - T.11.- P. 38-42

6. The largest hotel chains in the world. Statistics and indicators,

2018. [Electronic resource]. - URL .: https://hoteladvisor.livejournal.com/13242.html

7. Safronova A.A. International hotel chains as an effective form of

hotel business management / A.A. Safronova, A.M. Danilova // Innovative Economics and Modern Management, 2015. - No. 3-S. 16-21.

8. Pacco Jo. The hospitality business in the era of globalization /

analytical outputs Ernst and Young Ernst and Young. - Ernst and Young, London, 2019 .-- 602 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.