Научная статья на тему 'Оценка качества высшего образования'

Оценка качества высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саакян Р.С., Фёдорова Н.В.

Рассматриваются инструменты оценки качества образования на примере СибГАУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка качества высшего образования»

Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»

УДК 378.1

Р. С. Саакян Научный руководитель - Н. В. Фёдорова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются инструменты оценки качества образования на примере СибГАУ.

Высшее образование всегда играло ведущую роль в обществе как институт передачи и распределения знаний, основа обеспечения научных исследований и развития новых технологий, поддержки предприятий посредством тренингов и изобретательской деятельности. Компетентностный подход в высшем образовании включает в себя изменения внешней среды, что и приводит к необходимости новых методов оценки качества высшего образования.

Актуальность проблем обеспечения качества образования в России в настоящее время определяется такими аспектами, как внешняя оценка деятельности образовательных учреждений, усиление конкуренции между образовательными учреждениями. Одним из основных моментов системы качества являются статистические методы контроля и анализа, мониторинг, а также мнение потребителей образовательных услуг [1].

В качестве инструмента мониторинга качества предоставляемых услуг в СибГАУ была внедрена анкета «Оценка качества образования в СибГАУ». В ходе анкетирования опрашивались студенты 1-5 курсов. Анкета включала в себя вопросы по следующим аспектам: престижность выбранного вуза и удовлетворенность студенческой жизнью, морально-психологический климат в вузе, материально-техническая база, организация учебного процесса, организация творческой деятельности.

Основной задачей анкетирования «Оценка качества образования в СибГАУ» является определение степени удовлетворенности студентов СибГАУ различными сторонами процесса образования, а так же выявлению уровня удовлетворенности образовательными методиками, социальных потребностей студентов, отношения к университету, учебному процессу, отношения к культурной среде и психологической атмосфере в коллективе университета.

В результате анкетирования «Оценка качества образования в СибГАУ» в 2010-2011 учебном году выявлено:

- 86,4 % студентов от общего числа опрошенных считают учебу в СибГАУ престижной;

- при выборе вуза, информацию о СибГАУ в большей степени получают от родителей, знакомых (43 %), в школе (27 %), из справочника для поступающих в ВУЗы (16%), из СМИ (газеты, веб-сайты и др.) (14 %);

- интерес к учебному процессу у студентов значительный (80,2 %);

- 64,8 % студентов от опрошенных удовлетворены и 24,5 % частично удовлетворены студенческой жизнью;

- удовлетворенность обеспечения необходимой учебной и научной литературой составляет 77,7 %;

- удовлетворенность условиями в спортивных залах и площадках составляет 78,2 %;

- удовлетворенность состоянием пунктов общественного питания составляет 79,6 %;

- большинство студентов не удовлетворяет санитарно-гигиеническое состояние туалетов (48,1 %), вполне удовлетворены только 14,9 %, частично удовлетворены - 29,6 %;

- большинство из иногородних студентов, проживающих в общежитии, удовлетворены бытовыми условиями проживания в общежитии - 61,4 %;

- удовлетворенность уровнем доступности к современным технологиям (работа на компьютере, использование Internet) составила 69,5 %;

- достаточность степени использования активных форм проведения учебных занятий (диалоговые лекции, деловые игры, дискуссии и др.) составила 56,2 %;

- удовлетворенность уровнем информированности (доступность необходимой информации образовательного, общественного, организационного и др. характера) составила 35,8% и частичная удовлетворенность - 42,9 %;

- удовлетворенность организацией научно-исследовательской деятельности и информированность об этом составила 31,7 %;

- большинство из орошенных студентов (64,4 %) удовлетворены обслуживанием в библиотеке;

- удовлетворенность обслуживанием в столовых и буфетах - 51 %.

В соответствии со всеми замечаниями и предложениями студентов при исполнении плана развития университета рекомендуем учесть результаты анкетирования в целях совершенствования работы и повышения уровня удовлетворенности студентов.

Через некоторый временной промежуток осуществляется повторное анкетирование с целью определения динамики улучшений (ухудшения) показателей.

Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что качество высшего образования является проблемой актуальной во все времена. Меняются внешние и внутренние условия развития образования, изменяется социально-экономическая ситуация, но, не смотря на это, актуальность вопросов обеспечения качества высшего образования растет с каждым годом. В условиях рыночных отношений решение этой проблемы возможно на комплексной основе, предполагающей применение разнообразных методов менеджмента качества, одним из которых является использование системы мониторинга качества образования [2].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Библиографические ссылки 2. Куцев Г. Ф. Обеспечение качества высшего

1. Кликунов Н. В. К проблеме оценки качества образования в условиях рыночной экономики // подготовки специалистов // Вестник высшей школы. Педагогика. 2009. № 3. С. 12. 2009. № 4. С. 9-12.

© Саакян Р. С., 2012

УДК 339.133

М. И. Смирнова Научный руководитель - Н. В. Фёдорова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнёва, Красноярск

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО ПКФ «ОРЛЕАН»

Рассматривается комплекс маркетинга, внешняя среда компании «Орлеан», выявляются недостатки в товарной политике и даются рекомендации по ее совершенствованию.

Общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Орлеан» было создано в 1993 году в г. Красноярске. Компания занимается производством авточехлов и накидок на автомобильные сидения под маркой «Зигуля», перетяжкой салона автомобиля, реставрацией салона, ремонтом Air Bag (подушки безопасности), вышивкой на текстиле, продажей автоаксессуаров собственного производства (подушки, покрывала, коврики) и других производителей (ароматизаторы, очки для водителя, детские кресла, полирующие средства, стеклоочистители, подогревы для сидений и др.). Автомобильные чехлы и накидки представлены как в наличном ассортименте, так и их можно заказать индивидуально. При заказе авточехлов дополнительно можно заказать вышивку. Покупателям предоставляется 1 год гарантии на чехлы и накидки [1].

Рынок, на котором работает компания «Орлеан», является рынком монополистической конкуренции. Ценовая стратегия фирмы - инициативное снижение и повышение цен. Обычно на предприятии цены увеличиваются в связи со стремлением увеличить прибыль, ростом средних издержек и инфляции.

Цена на автомобильные чехлы зависит от модели чехла и материала, из которого он изготовлен. Так, стоимость комплекта чехлов на автомобили отечественного производства - от 2500 руб., на иномарки -от 8000 руб.

Для автомобилей старше 2000 года (включительно) действует постоянная скидка на авточехлы 25%.

Продукция компании реализуется в Красноярске посредством двух собственных магазинов (ул. Академика Вавилова, 46 и пр. Свободный, 53) и через фирменный сайт. В 2009 году компания вышла на рынки других городов Красноярского края и регионов России. Так, фирма наладила сотрудничество с фирмами в таких городах, как Ачинск (Красноярский край), Тында (Амурская область), Нерюнгри (Республика Саха (Якутия)), Усть-Кут (Иркутская область). Оптовый заказ подразумевает заказ региональными партнерами минимум 10 комплектов чехлов. В перспективе компания планирует увеличивать количество своих партнеров в других городах страны.

Компания «Орлеан» имеет собственный сайт (autozigulya.ru), посетители которого могут распечатать со страницы сайта специальный купон, гарантирующий скидку 15 %. Компания имеет собственную группу в социальных сетях «Вконтакте» и «Одноклассники», использует контекстную рекламу в сети Интернет - Яндекс--директ (декабрь 2010 - январь 2011) и Google Adwards (ноябрь 2011), размещает объявления о продаже своей продукции на бесплатных досках объявлений в сети Интернет, на сайте Интернет-аукциона (24au.ru). Периодически размещаются баннеры 3х6, дается реклама на радио и телевидении, производится e-mail рассылка. Систематически устраиваются акции (в определенные дни предоставляется скидка 25-40 % на чехлы и накидки). «Орлеан» имеет некоторый опыт в области кросс-маркетинга (сотрудничество с магазинами автозапчастей). Компания считает важным строить прочные отношения с обществом, поэтому уделяет особое внимание различным благотворительным программам [2].

Основными конкурентами компании «Орлеан» на рынке автомобильных чехлов и меховых накидок г. Красноярска являются: «АвтоДруг» (ул. Взлетная, 10, пр. Свободный, 57); «Аметист» (ул. Курчатова, 1); Автотекс (ул. Затонская, 3); «Автопилот» (ул. Взлетная, 10).

Потребителей можно разделить на три основные группы:

• физические лица - мужчины и женщины в возрасте от 18 до 60 лет, имеющие автомобиль, с уровнем достатка средним и выше среднего;

• юридические лица, имеющие служебный транспорт;

• организации (кафе, спортзалы и т. д.), которым может потребоваться перетяжка сидений.

Среди крупных клиентов ООО ПКФ «Орлеан» можно выделить следующих: ОАО «Ачинский нефтеперерабатывающий завод»; ООО ПКФ «КатэкАвиа»; ООО ПКФ «КрасАвиа»; ООО ПКФ «Крепость»; ООО «АэроГЕО»; МУП АТП г. Зеленогорск (автотранспортное предприятие); МУП АТП №7 г. Красноярск (автотранспортное предприятие); ГУ АТХ ГУВД Красноярска (главное управление автотранспортного хозяйства); спорткомплекс «Теннис-Холл».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.