Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
SWOT-анализ
Сильные стороны (Strengths) 1. Наличие собственного производства. 2. Наличие собственных площадей для производства и реализации. 3. Многолетний опыт работы. 4. Дополнительная услуга - вышивка. 5. Большой выбор тканей для изготовления чехлов. 6. Использование нового материала - креатекс. 7. Опыт продажи продукции за пределами Красноярска и Красноярского края Слабые стороны (Weaknesses) 1. Высокая стоимость продукции по сравнению с основными конкурентами. 2. Слабая политика продвижения (коммуникационная политика). 3. Высокая текучесть кадров. 4. Нестабильное качество продукции. 5. Отсутствие специалиста по перетяжке сидений и установке чехлов. 6. Недостаточная согласованность в работе торгового персонала и производства
Возможности (Opportunities) 1. Выход на новые регионы. 2. Налаживание сотрудничества с местными компаниями. 3. Увеличение доли рынка. 4. Повышение узнаваемости бренда. 5. Увеличение лояльности потребителей к марке. 6. Увеличение доходов населения Угрозы (Threats) 1. Появление новых конкурентов (в том числе иностранных) с более дешевыми товарами. 2. Изменение потребительских предпочтений. 3. Уменьшение доли рынка. 4. Инфляция. 5. Рост давления конкурентов
Для разработки рекомендаций по выбору стратегий развития ООО ПКФ «Орлеан» были проанализированы внешняя и внутренняя среда компании, проведен SWOT-анализ.
В результате проведения SWOT-анализа компании можно предложить ряд стратегий. Например, стратегия развития рынка (географическое расширение) - компания может увеличить свое присутствие в регионах страны, что приведет к росту объемов сбыта и увеличению клиентской базы [3]. Также это может быть стратегия проникновения на рынок, при этом необходимо произвести репозиционирование марки (уточнить идею марки, обосновать существующий уровень цен и преимущества товара) и корректировку коммуникационной политики. Это поможет закрепиться на рынке, сохранить существующих покупателей и привлечь новых. Третий вариант - рационализация рынка: избирательный отказ от обслуживания рыночных сегментов (выбор наиболее привлекательных сегментов из уже обслуживаемых, например, мужчины и женщины от 30 до 50 лет с доходом выше среднего и имеющим автомобиль иностранного производства). На дальнейшую перспективу можно порекомендовать стратегию концентрической диверсификации или развития продукта:
в частности, начать выпуск универсальных автомобильных чехлов из более качественной ткани, которые можно сшить на заказ, предварительно выбрав дизайн чехла, срок выполнения заказа при этом будет меньше, чем при пошиве оригинальных чехлов на сидения. Также может быть предложена стратегия конгломератной диверсификации. Например, выпуск подушек для табуретов, стульев и лавок, мягких кубиков для детей, сумок или домиков для животных и др. Однако это потребует больших затрат, связанных с исследованием рынка, освоением технологии, коммуникацией, компания столкнется с конкуренцией на рынке подобных товаров, поэтому на данном этапе реализацию этой стратегии лучше отложить.
Библиографические ссылки
1. Маркетинговые стратегии [Электронный ресурс]. URL: http://marketing.web-3.ru/definitions/ marketstrateg/.
2. Устав ООО ПКФ «Орлеан» от 02.12.2010.
3. ООО ПКФ «Орлеан» [Электронный ресурс]. URL: http://autozigulya.ru/.
© Смирнова М. И., 2012
УДК 658.014.1
Е. С. Старовойт Научный руководитель - Н. В. Федорова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ИНСТРУМЕНТЫ МАРКЕТИНГОВОГО АНАЛИЗА КАК КРИТЕРИЙ ВЫБОРА МЕТОДА РАЗРАБОТКИ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ
Рассматривается выбор метода разработки маркетинговой стратегии в зависимости от используемого инструмента маркетингового анализа.
Разработка маркетинговой стратегии является неотъемлемой частью успешной деятельности, т.к. компании, осуществляющие маркетинговое планирование, имеют более высокие показатели устойчивости на рынке по сравнению со своими конкурентами [1].
Планирование предполагает разработку стратегий и программ их реализации, направленных на достижение поставленных целей предприятия. Целями планирования выступают: снижение уровня риска хозяйственной деятельности в условиях нестабильной среды; обеспе-
Секция «Маркетинг и коммерциализация космоса»
ченности стабильности роста и развития предприятия путем выбора привлекательных зон хозяйствования; смягчение остроты рыночной конкуренции [2].
Несмотря на то, что разработка маркетинговой стратегии является многостадийным процессом и носит комплексный характер, корпоративная стратегия должна иметь четкую цель и фокусировать деятельность предприятия на достижение этой цели [3].
Маркетинг относительно новое явление для российской действительности. Российские предприятия, как правило, работают по устаревшим моделям управления. На сегодняшний день существует широкий спектр методов разработки маркетинговой стратегии, классификация которых не раз приводилась авторами учебников и пособий. Группировка методов производилась по различным классификационным признакам и охватывала широкий круг областей научного знания.
Инструментарий маркетингового анализа представляет собой совокупность приемов и методов, применяемых для обоснования различных по длине временного интервала и реализации маркетинговых решений: стратегических, текущих, оперативных [2].
Сегодня существует много методов разработки маркетинговой стратегии: матричные, статистические, экономико-математические, эвристические, стоимостные, SWOT-анализ, SNW-анализ, GAP-анализ, АВС-анализ, PEST-анализ, отраслевой анализ, метод сценариев и другие. Каждый из них рассматривает сочетание определенных факторов [4].
В условиях ожесточенной конкуренции при разработке стратегии предприятия важно обеспечить конкурентоспособность предприятия. Конкурентное преимущество может основываться на уникальном продукте, ценовых преимуществах, успешном товародвижении, отлаженной системе коммуникаций. В зависимости от условий, в которых находится предпри-
ятие, можно определить наиболее доступный и выгодный инструмент маркетинга, который позволит выбрать приемлемый метод разработки маркетинговой стратегии (см. рисунок).
Если приоритетным направлением маркетинговой деятельности предприятия является разработка нового продукта, наиболее эффективным будет использование методов экспертных оценок «Делфи», «Дерево целей», мозгового штурма.
Выбор основного продукта может быть сделан на основе матрицы Ансоффа, Мак-Кинси, Бостон консалтинг групп, методов сегментирования, статистических методов, SWOT-анализа, GAP-анализа.
Если предприятию необходимо добиться ценового конкурентного преимущества, основными методами при разработке стратегии являются: стоимостно-ориентированный анализ, матрица «Цена-Качество», статистические методы, методы сегментирования, SWOT-анализ.
Пересмотреть сбытовую политику можно, используя ABC-анализ, PEST-анализ, GAP-анализ, статистические методы, матрицу Мак-Кинси, БКГ-матрицу.
Коммуникационная политика направлена на продвижение продукции. Товар, не соответствующий заявляемым требованиям, не будет пользоваться спросом у покупателей. Позиционирование товара должно опираться на реально существующую ситуацию. Положение товара на рынке может быть определено с помощью матрицы БКГ, разницу между планируемыми и реальными результатами покажет GAP-анализ.
Классификация методов разработки маркетинговых стратегий позволяет упорядочить имеющиеся на данный момент знания в области методологии относительно принятия решений, касающихся стратегического маркетинга, а также сократить время поиска оптимального метода разработки стратегии.
Инструмент маркетинга
Продукт
- Матрица БКГ
- GAP-анализ
- Метод «Делфи»
- Метод мозгового штурма
вериткальная интеграция»
- Матрица БКГ
- Матрица Ансоффа
- Матрица Мак-Кинси
- Статистические методы
- Методы сегментирования
- GAP-анализ
- SWOT-анализ
Выбор метода маркетингового анализа на основе используемого инструмента маркетинга
Коммуникации
Библиографические ссылки
1. Голубков Е. П. Исследование некоторых проблем развития маркетинга и его инструментов // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. № 2 (82).
2. Мельник М. В., Егорова С. Е. Маркетинговый анализ : учебник. М. : Рид Групп. 2011.
3. Томпсон-мл., Артур А., Стрикленд, III, А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции ситуации для анализа; пер. с англ. М. : Вильямс, 2006.
4. Арутюнова Д. В. Стратегический менеджмент : учеб. пособие. Таганрог : Изд-во ТТИЮФУ. 2010.
© Старовойт Е. С., 2012