Научная статья на тему 'Оценка качества условий реализации образовательных программ как механизм муниципальной системы оценки качества образования'

Оценка качества условий реализации образовательных программ как механизм муниципальной системы оценки качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
707
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уразманова Флюра Наильевна, Солодкова Екатерина Александровна

Представлены результаты работы межму-ниципальной проектной группы по форми-рованию процессуального компонента мо-дели муниципальной системы оценки каче-ства образования. Рассмотрен аспект оценки качества условий реализации образователь-ных программ. Приведен пример оценки кадровых условий реализации образователь-ной программы в части вариативных проце-дур из практики работы муниципалитетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уразманова Флюра Наильевна, Солодкова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка качества условий реализации образовательных программ как механизм муниципальной системы оценки качества образования»

УДК 371

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАК МЕХАНИЗМ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Ф.Н. Уразманова, Е.А. Солодкова

Представлены результаты работы межмуниципальной проектной группы по формированию процессуального компонента модели муниципальной системы оценки качества образования. Рассмотрен аспект оценки качества условий реализации образовательных программ. Приведен пример оценки кадровых условий реализации образовательной программы в части вариативных процедур из практики работы муниципалитетов.

Ключевые слова: региональная система оценки качества образования, модель муниципальной системы оценки качества образования, процессуальный компонент, условия реализации образовательных программ.

Для совершенствования любого оценочного пространства должна быть создана единая основа, согласно которой возможно объединение эффективного взаимодействия всех участников процесса с грамотным распределением ресурсов и повышением результативности управленческого аспекта. В Челябинской области такой интеграционной основой в сфере образования выступает Концепция межмуниципального взаимодействия. Реализация данной Концепции в достижении эффективного управления качеством образования «на основе результатов региональной системы оценки качества образования представляет собой процесс интеграции ресурсов муниципальных образовательных систем Челябинской области, образовательных организаций, органов управления образованием государственной и общественной» [1, с.23].

В рамках данной Концепции с целью решения задач по построению модели муниципальной системы оценки качества образования (МСОКО) на основе региональной модели оценки качества общего образования (РМОКОО) были созданы межмуниципальные проектные группы. Каждая из этих

групп имела различный состав и прорабатывала определенные компоненты модели МСОКО (целевой, содержательный, процессуальный, результативный) [7].

В составе межмуниципальной проектной группы по процессуальному компоненту модели МСОКО работали представители 5 муниципалитетов, из которых три - городские округа (Златоустовский, Трехгорный, Магнитогорский), два - муниципальные районы (Ашинский, Коркинский). Кураторами данной группы выступали специалисты ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования». В работу были включены начальники отделов управления образованием, начальники отделов и методисты муниципальных методических центров, директора и заместители образовательных организаций.

Целью работы группы явилось описание содержания муниципальной системы оценки качества общего образования (МСОКО) в части оценки качества условий реализации образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также дополнительных общеразвивающих программ.

Для достижения цели были поставлены задачи, которые стали алгоритмом всей дальнейшей работы.

Задача 1. Анализ и классификация полномочий муниципалитета в оценке качества условий реализации образовательных программ (установленные, иные и переданные) [2].

Именно в оценке качества условий реализации образовательных программ у муниципалитета наибольший объём полномочий. В процессе работы участниками группы были рассмотрены основания функционирования МСОКО, закреплённые нормативными документами федерального, регионального и муниципального уровней. Отобраны нормативные документы, включающие содержа-

ние оценки качества условий реализации образовательных программ. Изучен инструментарий и различные практики, применяемые в Челябинской области при оценке качества условий реализации образовательных программ.

Полномочие муниципалитета, определённое Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (статья 9): «предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей по соответствующим образовательным программам в муниципальных образовательных организациях», - напрямую связано с оценкой качества условий реализации образовательных программ в подведомственных муниципалитету образовательных организациях [8]. Также непосредственно с оценкой качества условий реализации образовательных программ связано полномочие по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.

Задача 2. Уточнение содержания оценки качества условий реализации образовательных программ.

Содержательной основой оценки качества условий реализации образовательных программ по всем уровням образования (кроме дополнительного) является федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) соответствующего уровня, включая ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Содержанием оценки дополнительного образования выступают нормативные документы федерального и регионального уровня, регламентирующие отдельные стороны их образовательной деятельности.

Немаловажное место в структуре системы оценки качества образования отводится исследованию сформированности условий реализации образовательных программ на начальном, основном и среднем общем уровнях образования, которые определены требованиями ФГОС [3, 4, 5]:

- нормативно-правовое и финансово-экономическое обеспечение реализации ООП общего образования;

- кадровое и психолого-педагогическое обеспечение реализации ООП общего образования;

- материально-техническое, информационно-методическое обеспечение реализации ООП общего образования.

На уровне дошкольного образования необходимым к перечисленным условиям является требование ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде [6].

Задача 3. Систематизировать применяемые в МСОКО процедуры и инструментарий оценки качества условий реализации образовательных программ.

В соответствии с РМОКОО содержание модели МСОКО целесообразно представить инвариантными и вариативными процедурами.

Модель МСОКО в обязательном порядке должна отражать федеральные и региональные процедуры оценки качества общего образования, в реализацию которых включена муниципальная образовательная система. Такое содержание является инвариантным.

Инвариантными процедурами оценки качества условий реализации образовательных программ выступают аккредитация, лицензирование, государственный контроль (надзор) качества образования, аттестация педагогических работников, независимая оценка качества образования, мониторинги сформированности условий, включающие отдельные процедуры оценки качества условий реализации образования.

Важнейшими факторами, обеспечивающими успешность реализации основных образовательных программ общего образования, являются своевременность и полнота мониторинга уровня сформированности условий, выявление проблем и эффективность принятия управленческих решений по результатам мониторинга.

Перечень механизмов и процедур оценки качества образования регламентируется нормативными документами Министерства образования и науки Челябинской области, направленных на оценку качества условий реализации образовательных программ на всех уровнях образования.

На региональном уровне отдельные пока-

затели условий можно оценить через автоматизированную информационную систему «Образование Челябинской области» и мо-ниторинги: «Мониторинг количества руководящих и педагогических работников образовательных организаций, обученных по дополнительным профессиональным программам», «Мониторинг состояния библиотек общеобразовательных организаций Челябинской области», мониторинг исполнения государственной программы Российской Федерации «Информационное общество», мониторинг готовности образовательных учреждений к новому учебному году. Муниципалитет создает условия для проведения этих процедур, учитывая полученные результаты в принятии управленческих решений.

В то же время в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования в части оценки качества общего образования, в модели МСОКО предусмотрена возможность наполнения её компонентов содержанием, отражающим специфику территорий в оценке качества образования. Такое содержание модели МСОКО определено как вариативное.

Таким образом, оценку условий реализации образовательных программ целесообразно и приемлемо рассматривать через эти два основания. При этом в инвариантную часть включать процедуры и инструментарий, который отслеживается на федеральном и региональном уровне, а в вариативную -инструментарий и различные практики, применяемые в конкретных муниципальных территориях Челябинской области при оценке качества условий реализации образовательных программ.

Задача 4. Определить перечень вариативных процедур и модельных управленческих решений в аспекте оценки качества условий МСОКО.

На муниципальном уровне используются все вышеназванные региональные механизмы, оценочные процедуры и инструменты для оценки качества условий реализации образовательных программ, а также ана лизируются результаты. Помимо этого, формируются и используются механизмы прив-

лечения общественности к оценке условий реализации образовательных программ.

Для примера можно разобрать процедуры оценки кадровых условий реализации образовательной программы из практики работы муниципалитетов. Например, были отобраны следующие вариативные оценочные процедуры:

1) аттестация руководителей образовательных организаций и кандидатов на должность руководителей с целью определения соответствия руководителей образовательных организаций занимаемой должности на основе оценки их профессиональной компетентности и результатов профессиональной деятельности;

2) муниципальный проект «Резерв руководителей» для объективной и всесторонней оценки профессиональных, деловых качеств, результатов служебной деятельности лиц -кандидатов на включение в кадровый резерв;

3) конкурсное движение:

- муниципальные этапы региональных и всероссийских конкурсов профессионального мастерства, которые направлены на выявление творчески работающих педагогических работников.

- муниципальные конкурсы «Лучшая школа года», «Лучший детский сад года», «Внешкольник года» с целью определения лидеров среди образовательных организаций города, имеющих высокий творческий потенциал и обеспечивающих качество и доступность образования;

- результаты ВСОКО, отчета о самообследовании в части оценки кадровых условий являются вариативными оценочными процедурами;

- работа сайтов образовательных организаций, на которых в том числе организован электронный мониторинг показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности, касающиеся доброты, вежливости, компетентности работников.

На основе полученных результатов вариативных процедур оценки качества кадровых условий реализации образовательных программ были приняты такие управленческие решения, как:

- создан клуб будущего руководителя образовательной организации;

- открыты ресурсные центры по актуальным направлениям образовательной деятельности;

- создан клуб учителей года;

- определена циклограмма представления лучших практик вышеназванных конкурсов;

- на стажировку определены молодые педагоги города;

- ресурсы городского родительского Совета активно используются в рамках конкурсного движения;

- результаты оценочных процедур, в т.ч. являются основанием оценки эффективности деятельности образовательных организаций и их руководителей.

В целом, работа межмуниципальной проектной группы по формированию содержания модели МСОКО в части оценки условий реализации образовательных программ, позволила классифицировать полномочия, определить их содержание с учетом требований к разным уровням образования, определить роль инвариантных процедур и, самое главное, создать банк вариативных процедур оценки качества условий реализации образовательных программ.

На следующем этапе планируется систематизировать и отобрать наиболее перспективные муниципальные (вариантивные) процедуры, разработать их модельное содержание и пакет регламентирующих документов.

Список литературы

1. Баранова, Ю. Ю. Научно-методические аспекты развития региональной системы оценки качества образования [Текст] / Ю. Ю. Баранова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования -2017 - №1(2). - С. 21-25.

2. Муниципальная система оценки качества общего образования: технология совершенствования в контексте внедрения региональной модели оценки качества общего образования [Текст]: методические рекомендации для органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по совершенствованию муниципа-

льных систем оценки качества общего образования на основе региональной модели оценки качества общего образования / А. А. Барабас, Ю. Ю. Баранова, И. В. Латыпова ; под. ред. Е. А. Тюриной. - Челябинск: РЦО-КИО, 2017. - 163 с.

3. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivo.garant.rU/#/document/197127/paragra рЫ2646:6 (дата обращения: 05.09.2017)

4. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivo.garant.rU/#/document/70188902/para graph/2034:11 (дата обращения: 05.09.2017)

5. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivo.garant.rU/#/document/55170507/para graph/1:8 (дата обращения: 05.09.2017)

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivo.garant. ru/#/document/70512244/paragraph/1:3 (дата обращения: 05.09.2017).

7. Региональная модель оценки качества общего образования (Челябинская область) : (утверждена письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 22.12.2016г. №03-02/11974). - Челябинск, 2017. - 140 с.

8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/docume nt/70291362/para graph/158:1 ( дата обраще-

ния: 25.09.2017).

References

1. Baranova, Ju.Ju. Nauchno-metodiches-kie aspekty razvitija regional'noj sistemy ocenki kachestva obrazovanija/ Ju. Ju. Baranova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovanija -2017 - №1 (2). - C. 2125.

2. Municipal'naj a sistema ocenki kachestva obshhego obrazovanija: tehnologija sovershenstvovanija v kontekste vnedrenija regional'noj modeli ocenki kachestva obshhego obrazovanija: metodicheskie rekomendacii dlja organov mestnogo samoupravlenija, osushhestvljajushhih upravlenie v sfere obrazovanija, po sovershenstvovaniju municipal'nyh sistem ocenki kachestva obshhego obrazovanija na osnove regional'noj modeli ocenki kachestva obshhego obrazovanija /pod redakciej A.A. Ba-rabasa - Cheljabinsk: GBU DPO RCOKIO, 2017. - 104 s.

3. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 6 oktj abrja 2009 goda № 373 «Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obra-zovatel'nogo standarta nachal'nogo obshhego obrazovanija» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.garant.ru/ (data obrashhen-ija: 05.09.2017)

4. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 6 oktj abrja 2009 goda № 413 «Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obra-zovatel'nogo standarta srednego obshhego obrazovanija» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.garant.ru/ (data obrashhen-ija: 05.09.2017)

5. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17 deka-brja 2010 goda № 1897 «Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshhego obrazovanija» [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.garant.ru/ (data obrashhenija: 05.09.2017)

6. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii (Minobrnauki Rossii) ot 17 oktjabrja 2013 g. N 1155 g. Moskva "Ob utver-zhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obra-zovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovan-ija"[Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.garant.ru/ (data obrashhenija: 05.09.2017).

7. Regional'naja model' ocenki kachestva obshhego obrazovanija (Cheljabinskaja ob-last') : (utverzhdena pis'mom Ministerstva obra-zovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti ot 22.12.2016g. №03-02/11974). - Cheljabinsk, 2017. - 140 s.

8. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. N 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/para-graph/158:1 (data obrashhenija: 25.09.2017).

Сведения об авторах

Уразманова Флюра Наильевна - директор МОУ «Гимназия № 53 г. Магнитогорска» - региональной инновационной площадки, г. Магнитогорск

Солодкова Екатерина Александровна -начальник отдела организации научной деятельности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors

Urazmanova F.N. - Director of the «Gymnasium # 53» - regional innovation platform, Magnitogorsk

Solodkova E.A. - Head of the Department «Organization of scientific activity», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.