Научная статья на тему 'Оценка качества преподавателей технических вузов'

Оценка качества преподавателей технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полякова М.А., Беспалова Е.Д.

Данная работа показывает, как вузы оценивают качество преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка качества преподавателей технических вузов»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

В настоящее время в МАИ на 9 факультетах, в 4 институтах и 4 филиалах обучается более 20 000 студентов различных форм обучения. Из них на 46 специальностях для аэрокосмического и оборонного комплексов учится 89 % от общего числа студентов. Сегодня в университете работает более 2300 преподавателей, в том числе 16 действительных членов и членов-корреспондентов РАН, свыше 450 докторов наук и профессоров, свыше 1100 кандидатов наук. Из общего числа профессорско-преподавательского состава университета 68 % имеют ученую степень или звание. В университете создана уникальная лабораторная база, причем многие образцы оборудования не имеют аналогов в мире. Подготовка специалистов для аэрокосмической и оборонной отраслей ведется на натурных образцах техники, включая самолеты, вертолеты, ракеты, системы вооружения, авионики и радиолокации. МАИ - единственный в мире университет, имеющий собственный аэродром, на котором проходят летную практику будущие инженеры-конструкторы по специальности «Самолетостроение».

Инженерно-экономический институт был основан в 1933 г. Обучение на факультете ведут высококвалифицированные преподаватели. Более 70 % преподавательского состава прошло обучение на семинарах в ряде ведущих зарубежных университетов. Более 40 % преподавателей стажировались в крупнейших университетах и бизнес-школах США, Великобритании, Германии, Франции и Италии. Наряду с организационно-экономической и управленческой подготовкой все студенты факультета

проходят обучение по технико-технологическим дисциплинам: «Основы проектирования и конструирования машин», «Конструкция летательных аппаратов», «Технология производства летательных аппаратов» и др.

Из таблицы видно, что в 2010 году на специальность «Маркетинг и коммерциализация в аэрокосмической промышленности» набор студентов производиться не будет.

Обзор дисциплин, которые авторы изучали в осенний семестр обучения в МАИ: Логистика; Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли; Менеджмент конверсии; Управление рисками и страхование; Финансовый менеджмент; Маркетинг космической деятельности; Экономическое прогнозирование.

Сравнительная характеристика образования на экономическом факультете в МАИ и СибГАУ показала, что в МАИ в большей степени присутствует привязка к отрасли на изучаемой специальности, рейтинговая система есть в нашем вузе, в МАИ она отсутствует. Проведение лекций в МАИ организовано поточным образом для смежных специальностей. Студенты, обучающиеся на специальности «Маркетинг» в нашем вузе получают квалификацию маркетолога, в МАИ присваивается квалификация инженера экономиста. Организация всех видов практик в МАИ обязательна для всех студентов на базовых предприятиях.

© Назарова Е., Павлова Ю., 2010

УДК 658

М. А. Полякова Научный руководитель - Е. Д. Беспалова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Данная работа показывает, как вузы оценивают качество преподавателей.

В ближайшее время правительство планирует сократить количество вузов, потому что некоторые Вузы создают только видимость обучения и не выдерживают никакой критики качества преподавания. Что в конечном итоге приводит к тому, что выпускники этих заведений не востребованы на рынке труда.

Чтобы выяснить реальное положение дел в Вузах, необходимо провести оценку качества преподавателей, которая позволит увидеть истоки всех проблем, связанных с преподаванием и понять, как их преодолеть.

Качество образования является одним из ключевых факторов экономического роста страны. Чтобы это определить, в последнее время стали популярны системы оценивания качества преподавателей студентами.

Учет мнения студентов о качестве читаемых курсов является одним из важнейших условий эффективности учебной политики. Практика исполь-

зования систем оценивания качества преподавания ставит перед администрацией вуза и его преподавателями целый ряд достаточно важных вопросов, от решения которых будет зависеть эффективность использования данного инструмента. Эти вопросы связаны с особенностями использования результатов оценивания преподавателей студентами, спецификой интерпретации соответствующей информации, а также касается ее соотношения с другими методами изучения качества преподавания. Таким образом, на практике изучаемый инструмент может не оказывать никакого влияния на качество преподавания [1].

Западные авторы выделяют три функции систем оценивания преподавателей: информационную, мо-тивационную и стимулирующую.

Информационная функция заключается в сборе и обработке данных, характеризующих качество преподавания учебных курсов.

Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

Мотивационная функция связана с влиянием информации об оценке студентами преподавания различных курсов непосредственно на преподавателей.

Стимулирующая функция связана с использованием результатов оценивания преподавателей в контрактах, которые преподаватели заключают с вузами. Речь идет о системе специальных надбавок к заработной плате преподавателей и об их продвижении по карьерной лестнице [2].

В российских вузах реализуются не все перечисленные функции, что обусловлено спецификой организации образовательного процесса.

В нашем университете проводится оценка преподавателей в виде анкеты, в которой можно оценить критерии преподавания по 10-ти бальной шкале.

Критерии:

- насколько интенсивно Вам приходилось работать по дисциплине;

- пунктуальность преподавателя;

- умение отвечать на вопросы и давать четкое объяснение понятий;

- умение преподнести и объяснить новый материал, терпимость к другим точкам зрения;

- использование активных методов в обучении;

- способность не отвлекаться на посторонние вопросы на занятиях;

- доступность преподавателя для консультаций;

- прозрачность и понятность системы оценивания знаний студентов в группе;

- выдерживание объявленной преподавателем системы оценок;

- четкость методических указаний для выполнения практических работ;

- понятность раздаточного материала;

- ваше мнение о том, насколько Вы усвоили данный курс;

- подкрепление теоретического материала примерами из практики;

- корректность в общении;

- дикция и скорость речи;

- разнообразие форм проведения занятий.

Анкетирование позволяет понять администрации

СибГАУ, насколько студентам нравиться качество преподавания. Но для студентов это анкетирование ничего не означает. Так как результаты засекречены, хотя, они могли бы помочь студенту в выборе специализации, научного руководителя дипломной работы в бакалавриате (либо в рамках подготовки специалистов) или диссертационного проекта в магистратуре. Однако закрытость этой информации для студентов не дает им такой возможности.

Чтобы изменить ситуацию требуется сделать так, чтобы оценка качества преподавателей реально могла повлиять на процесс обучения.

Библиографические ссылки

1. URL: http://www.institutiones.com/general/633-sistemi-ocenivaniya.html.

2. URL: http://www.ryzkov.ru/look_new.php?id=6913.

© Полякова М. А., Беспалова Е. Д., 2010

УДК 658.5:378

О. В. Римаренко Научный руководитель - Е. А. Жирнова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА МОДЕЛЕЙ СИСТЕМ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ

С развитием высшего профессионального образования возникла необходимость в повышении качества подготовки специалистов. Важную роль в обеспечении высокого качества играют системы качества вузов. В статье рассмотрены признанные модели систем качества вузов, приведена их сравнительная оценка.

Тенденции развития высшего профессионального образования в России обуславливают актуальность работ по формированию внутривузовских систем обеспечения качества. Внутривузовская система качества становится одним из важнейших механизмов гарантий качества образования.

Приняв решение о создании системы качества вуза, необходимо, прежде всего, определить модель, в соответствии с которой она будет строиться. Под моделью системы качества понимается совокупность принципов, методов, показателей и требований к различным аспектам и процессам деятельности организации, критериев, определяющих уровень совершенства этих процессов и способов их оценки, которые в совокупности определяют все процессы деятельности организации, направленные на достижение требуемых показателей по качеству.

Каждая из организаций может разработать собственную (независимую) модель качества. Однако чаще всего на практике применяют уже опробованные и признанные модели: модель системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008; «Типовая модель системы качества образовательного учреждения» («Типовая модель СК ОУ»); модель конкурса Рособрнадзора и Рособразования «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования»; модель Правительства РФ в области качества; модель Европейского фонда по менеджменту качества (ББрЫ) и ее модификации для высшего образования; «Стандарты и Директивы для Гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе» (Б^А).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.