Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»
Мотивационная функция связана с влиянием информации об оценке студентами преподавания различных курсов непосредственно на преподавателей.
Стимулирующая функция связана с использованием результатов оценивания преподавателей в контрактах, которые преподаватели заключают с вузами. Речь идет о системе специальных надбавок к заработной плате преподавателей и об их продвижении по карьерной лестнице [2].
В российских вузах реализуются не все перечисленные функции, что обусловлено спецификой организации образовательного процесса.
В нашем университете проводится оценка преподавателей в виде анкеты, в которой можно оценить критерии преподавания по 10-ти бальной шкале.
Критерии:
- насколько интенсивно Вам приходилось работать по дисциплине;
- пунктуальность преподавателя;
- умение отвечать на вопросы и давать четкое объяснение понятий;
- умение преподнести и объяснить новый материал, терпимость к другим точкам зрения;
- использование активных методов в обучении;
- способность не отвлекаться на посторонние вопросы на занятиях;
- доступность преподавателя для консультаций;
- прозрачность и понятность системы оценивания знаний студентов в группе;
- выдерживание объявленной преподавателем системы оценок;
- четкость методических указаний для выполнения практических работ;
- понятность раздаточного материала;
- ваше мнение о том, насколько Вы усвоили данный курс;
- подкрепление теоретического материала примерами из практики;
- корректность в общении;
- дикция и скорость речи;
- разнообразие форм проведения занятий.
Анкетирование позволяет понять администрации
СибГАУ, насколько студентам нравиться качество преподавания. Но для студентов это анкетирование ничего не означает. Так как результаты засекречены, хотя, они могли бы помочь студенту в выборе специализации, научного руководителя дипломной работы в бакалавриате (либо в рамках подготовки специалистов) или диссертационного проекта в магистратуре. Однако закрытость этой информации для студентов не дает им такой возможности.
Чтобы изменить ситуацию требуется сделать так, чтобы оценка качества преподавателей реально могла повлиять на процесс обучения.
Библиографические ссылки
1. URL: http://www.institutiones.com/general/633-sistemi-ocenivaniya.html.
2. URL: http://www.ryzkov.ru/look_new.php?id=6913.
© Полякова М. А., Беспалова Е. Д., 2010
УДК 658.5:378
О. В. Римаренко Научный руководитель - Е. А. Жирнова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА МОДЕЛЕЙ СИСТЕМ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ
С развитием высшего профессионального образования возникла необходимость в повышении качества подготовки специалистов. Важную роль в обеспечении высокого качества играют системы качества вузов. В статье рассмотрены признанные модели систем качества вузов, приведена их сравнительная оценка.
Тенденции развития высшего профессионального образования в России обуславливают актуальность работ по формированию внутривузовских систем обеспечения качества. Внутривузовская система качества становится одним из важнейших механизмов гарантий качества образования.
Приняв решение о создании системы качества вуза, необходимо, прежде всего, определить модель, в соответствии с которой она будет строиться. Под моделью системы качества понимается совокупность принципов, методов, показателей и требований к различным аспектам и процессам деятельности организации, критериев, определяющих уровень совершенства этих процессов и способов их оценки, которые в совокупности определяют все процессы деятельности организации, направленные на достижение требуемых показателей по качеству.
Каждая из организаций может разработать собственную (независимую) модель качества. Однако чаще всего на практике применяют уже опробованные и признанные модели: модель системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008; «Типовая модель системы качества образовательного учреждения» («Типовая модель СК ОУ»); модель конкурса Рособрнадзора и Рособразования «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования»; модель Правительства РФ в области качества; модель Европейского фонда по менеджменту качества (ББрЫ) и ее модификации для высшего образования; «Стандарты и Директивы для Гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе» (Б^А).
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
Модели систем качества, построенные на требованиях EFQM и Премии правительства РФ по качеству ориентированы на промышленные предприятия и не адаптированы под вузы.
Модель конкурса Рособрнадзора и Рособразова-ния «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» является моделью, основанной на самооценке и адаптированной к специфике вуза. В основе модели лежат вопросы, на которые должен ответить вуз при составлении отчета по самооценке. Далее отчет вуза оценивается внешними экспертами. Вузы, участвующие в конкурсе, получают звание лауреата или дипломата.
Модель стандартов ENQA используется для самооценки, а также для гармонизации формируемых систем качества в соответствии с требованиями Европейского сообщества. В России модель стандартов ENQA практически не известна и не признана истинными потребителями продукции вузов - промышленными предприятиями, большая часть которых работают с СМК, основанными на международных стандартах ИСО серии 9000. Внедрение модели СМК, построенной на основе требований стандартов ИСО серии 9000 позволит достаточно легко адаптировать ее и к требованиям стандартов ENQA.
«Типовая модель СК ОУ» и модель СМК в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008 являются наиболее часто применяемыми в российских вузах.
В основе данных моделей лежит процессный подход, согласно которому вузы должны определить процессы, необходимые для реализации, и влияющие на качество подготовки специалистов, и управлять ими. В реестре процессов и видов деятельности «Типовой модели СК ОУ» выделены основные и обеспечивающие процессы, которые составляют инвариантное ядро и рассматриваются как определяющие в формировании качества подготовки специалистов. Наряду с процессным подходом «Типовая модель СК ОУ» допускает применение организационно-распорядительной, функциональной и проектной форм управления деятельностью в рамках системы качества.
Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2008 рекомендует включать в систему качества, основанную на процессном подходе, следующие элементы: процессы жизненного цикла продукции (услуги); менеджмент ресурсов; ответственность руководства; измерение, анализ и улучшение. «Типовая модель СК ОУ» кроме элементов, регламентируемых в стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2008, включает дополнительный элемент - информирование общества, который является одним из основных требований стандартов ENQA. Согласно данному элементу
вузы должны регулярно публиковать актуальную, беспристрастную и достоверную информацию о своих образовательных программах и присваиваемых квалификациях.
Документирование системы качества является обязательным элементом рассматриваемых моделей. Согласно требованиям двух моделей, документация системы качества должна включать документально оформленные политику и цели в области качества, руководство по качеству, шесть обязательных документированных процедур. «Типовая модель СК ОУ» включает требования государственных органов по лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений, стандарты ENQA, требования и рекомендации международных стандартов ИСО серии 9000, модель «Совершенствования деятельности вуза». Кроме того, «Типовая модель СК ОУ» предполагает обязательную разработку документированных процедур и информационных карт на все процессы инвариантного ядра. Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2008 не устанавливает жестких требований к документированию процессов, ограничиваясь требованием по разработке документов, необходимых вузу для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими [1].
Анализ требований моделей к процессам жизненного цикла образовательной услуги показывает, что в «Типовой модели СК ОУ» не учтены требования планирования образовательного процесса, вали-дации процессов, идентификации и прослеживаемо-сти образовательной услуги, процесса управления устройствами для мониторинга и измерения результатов образовательного процесса.
Таким образом, наряду с тем, что построение системы качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000 способствует повышению конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг и в обществе в целом, применение «Типовой модели СК ОУ» можно считать наиболее целесообразным, так как данная модель ориентирована на выполнение как национальных, так и международных требований в области гарантий качества высшего образования. Отметим, что требования рассмотренных моделей не противоречат друг другу, и некоторые вузы при построении и совершенствовании систем качества учитывают требования стандартов ГОСТ Р ИСО 90012008 и «Типовой модели СК ОУ».
Библиографическая ссылка
1. ГОСТ Р 52614.2-2006. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001 в сфере образования.
© Римаренко О. В., Жирнова Е. А., 2010