Научная статья на тему 'Система дополнительного образования как один из ключевых факторов обеспечения качества инженерного образования'

Система дополнительного образования как один из ключевых факторов обеспечения качества инженерного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ПЕРЕПОДГОТОВКА / RETRAINING / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Снетков П.А., Панкина С.Н.

Описывается система дополнительного образования в Сибирском государственном аэрокосмическом университете имени академика М. Ф. Решетнева, современное состояние и перспективы развития системы повышения квалификации на примере работы факультета повышения квалификации преподавателей и дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Снетков П.А., Панкина С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL EDUCATION SYSTEM AS ONE OF THE KEY FACTORS OF ENGINEERING EDUCATION QUALITY MAINTENANCE

The system of additional education in Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev is described, modern status and improvement trends of retraining and professional development system based on the example of the Faculty of Refresher Training for Teaching Staff and Additional Education work are demonstrated.

Текст научной работы на тему «Система дополнительного образования как один из ключевых факторов обеспечения качества инженерного образования»

Компетенции

Требования ООП

Требования стандартов

Направление магистерской подготовки

Рис. 2. Формирование материально-технической базы

При реализации технического подхода хотелось бы выделить то, что основу государственной регламентации деятельности вузов составляет комплексная оценка, в которую входит лицензирование, аттестация и аккредитация.

Одним из важных и весомых показателей каждой из этих процедур является материально-техническая оснащенность.

Формирование материально-технической базы представлено на рис. 2.

Необходимо обратить особое внимание на оснащение в конкретном вузе материально-технической базой по конкретному направлению подготовки.

Таким образом, в рамках технического подхода при реализации компетентностной модели можно предложить следующие рекомендации для повышения качества образования:

1. Увеличение объемов НИР и НИРС.

2. Обеспечение оборудованием, базирующимся на современной аппаратуре и компьютерной обработке данных.

3. Выделение дополнительных площадей под лаборатории, соответствующих всем установленным требованиям.

4. Наличие аттестованного обслуживающего персонала для работы с дорогостоящим оборудованием.

© Снежко А. А., Беспалова Е. Д., 2013

УДК 371.21

СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

П. А. Снетков, С. Н. Панкина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: sibsau.ru

Описывается система дополнительного образования в Сибирском государственном аэрокосмическом университете имени академика М. Ф. Решетнева, современное состояние и перспективы развития системы повышения квалификации на примере работы факультета повышения квалификации преподавателей и дополнительного образования.

Ключевые слова: повышение квалификации, переподготовка, дополнительное образование.

Решетневскуе чтения. 2013

ADDITIONAL EDUCATION SYSTEM AS ONE OF THE KEY FACTORS OF ENGINEERING EDUCATION QUALITY MAINTENANCE

P. A. Snetkov, S. N. Pankina

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: fpk@sibsau.ru

The system of additional education in Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev is described, modern status and improvement trends of retraining and professional development system based on the example of the Faculty of Refresher Training for Teaching Staff and Additional Education work are demonstrated.

Keywords: professional development, retraining, additional education.

Система дополнительного образования в Сибирском государственном аэрокосмическом университете имени академика М. Ф. Решетнева начала формироваться в 1999 г. Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 26.04.99 г. № 1128 в университете был создан факультет повышения квалификации «Системы автоматизированного проектирования». С 1999 по 2001 гг. на факультете обучение проводилось по одной программе повышения квалификации «Системы автоматизированного проектирования». Начиная с 2002 г., перечень направлений обучения постепенно расширялся: в 2002 г. - три направления; с 2003 г. - четыре направления. С момента создания факультета до 2003 г. по направлениям САПР и использованию вычислительной техники и программного обеспечения в учебно-методическом процессе прошли повышение квалификации чуть более 100 преподавателей вузов. С 2003 г. на факультете открылась программа повышения квалификации, не относящаяся к области САПР -«Инженерная педагогика», и факультет получил новое название - факультет повышения квалификации преподавателей и из названия была исключена аббревиатура САПР. В это же время появилась первая программа профессиональной переподготовки с присвоением дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», ориентированная на комплексную психолого-педагогическую и информационно-технологическую подготовку молодых преподавателей, аспирантов и специалистов предприятий к продуктивной педагогической деятельности в вузе. Начиная с 2007 г., значительно расширился перечень реализуемых программ повышения квалификации переподготовки.

Современные направления развития образования, изменения в статусах образовательных учреждений России, содержании образовательных программ и методах обучения требуют поиска новых подходов к совершенствованию профессиональной подготовки специалистов в вузах. В настоящее время в СибГАУ создана разноуровневая система подготовки преподавателей - от семинаров и краткосрочных программ повышения квалификации до программ профессиональной переподготовки с присвоением дополнительной квалификации. Реализуются одиннадцать программ повышения квалификации преподавателей в области педагогики высшей школы, современных

технологий преподавания технических дисциплин, систем автоматизированного проектирования, математических методов в инженерном анализе, использования свободного программного обеспечения в образовательной деятельности, технологий дистанционного образования, инновационной деятельности преподавателя, управления образовательной деятельностью и совершенствования образовательных программ в соответствии с современными требованиями.

Развивается система дистанционной реализации программ дополнительного профессионального образования. С целью повышения эффективности и поддержки дистанционного обучения необходимо модернизировать систему профессиональной подготовки преподавателей в области информационных и коммуникационных технологий, а также в области дистанционного обучения. Для достижения данной цели в СибГАУ проводится обучение по программам «Пользователь сервера ДО», «Технологии дистанционного образования».

Активно реализуется система повышения качества языковой подготовки преподавателей в вузе. Основа данной подготовки была заложена программой повышения квалификации для преподавателей иностранных языков «Преподавание иностранного языка в техническом вузе». Далее появилась программа «Иностранный язык для преподавателей неязыковых дисциплин», с 2013 г. программа вошла в перечень программ повышения квалификации, одобренных министерством. Основными задачами обучения преподавателей в рамках указанной программы является формирование, развитие и профессионализация навыков владения иностранным языком, подготовка преподавателей к участию в международных конференциях, разработка учебно-методического обеспечения по преподаваемым дисциплинам на английском языке. Благодаря повышению качества языковой подготовки преподавателей стало возможным ежегодное проведение Международной летней технической школы «Автономные системы для исследования поверхности иных планет», в рамках которой студенты из Германии, Швейцарии, Италии, Испании, Индии, Сирии, Австрии и России в течение двух недель изучают принципы разработки и функционирования замкнутых космических систем.

Для руководства структурных подразделений университета реализуется Президентская программа под-

готовки управленческих кадров «Менеджмент» и «Мастер делового администрирования». Обучение ориентировано на развитие основных компетенций менеджера, слушатели программы имеют возможность участвовать в семинарах и тренингах, конкурсах инновационных проектов, направленных на обмен опытом между специалистами и поддержку проектов преобразований в российских организациях и пред-

приятиях. В перспективе планируется открытие прак-тико-ориентированной Президентской программы подготовки управленческих кадров «Менеджмент в сфере образования и науки». Реализуемые программы дополнительного образования позволяют преподавателям получить современные знания практически во всех областях, необходимых для качественной организации учебного процесса.

© Снетков П. А., Панкина С. Н., 2013

УДК 658.386:629.78

ЦЕЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ

ПРОИЗВОДСТВ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ИСС»

Н. В. Соломахина, Д. В. Дятлов, С. Г. Кукушкин

ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» Россия, 662972, г. Железногорск Красноярского края, ул. Ленина, 52 E-mail: solomaxina@iss-reshetnev.ru

Рассмотрен практический опыт в организации целевой подготовки высококвалифицированных специалистов для предприятия. Данный опыт может быть интересен предприятиям оборонно-промышленного комплекса, специализирующимся на выпуске высокотехнологичной продукции и уделяющим большое внимание подготовке специалистов.

Ключевые слова: целевая подготовка.

TARGET TRAINING OF SPESIALISTS FOR HIGH-TECHOLOGY INDUSTRIES

IN THE CASE OF JSC "ISS"

N. V. Solomakhina, D. V. Dyatlov, S. G. Kukushkin

JSC "Academician M. F. Reshetnev "Information Satellite Systems" 52, Lenin str., Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, 662972, Russia E-mail: solomaxina@iss-reshetnev.ru

Practical experience in the organization of target training of high qualified specialists for the company is described. This experience may be interesting for the companies in defense industry complex specializing on the production of high-technology products and giving more attention to the training of specialists.

Keywords: target training.

Открытое акционерное общество «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» (далее - Общество) одно из ведущих в мире предприятий космического машиностроения, владеющее полным циклом создания космических комплексов - от проектирования до управления космическими аппаратами на орбите.

Процесс создания высокотехнологичной космической техники предъявляет повышенные требования к качеству подготовки специалистов. Из более чем 8 500 специалистов Общества, 49 % имеют высшее профессиональное образование. Средний возраст -42,9 лет, молодежи до 30 лет - 29 %. Прирост численности сотрудников происходит за счет трудоустройства молодых специалистов.

При этом система современного образования ориентирована на подготовку специалистов для решения

универсальных задач, без получения навыка решения сложных узкоспециализированных технических вопросов.

Предприятия, специализирующиеся на выпуске высокотехнологичной продукции, напротив, заинтересованы в более глубокой специализации будущих специалистов, быстрой адаптации молодых работников.

Понимая данное противоречие, Обществом в тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями создана система целевой подготовки специалистов. Основанная на действующих государственных программах, целевая подготовка, организуемая в ОАО «ИСС», имеет свои индивидуальные особенности.

Целевая подготовка является элементом системы непрерывной подготовки кадров, основанной на глубокой интеграции всех ступеней образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.