Научная статья на тему 'Особенности аэрокосмического образования в МАИ и СибГАУ'

Особенности аэрокосмического образования в МАИ и СибГАУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Е., Павлова Ю.

В Сибирском государственном аэрокосмическом университете имени академика М. Ф. Решетнева действует программа студенческой мобильности, с помощью которой у студентов вуза есть возможность пройти обучение в ведущих вузах других городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности аэрокосмического образования в МАИ и СибГАУ»

Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

УДК 339.13

Е. Назарова, Ю. Павлова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярска

ОСОБЕННОСТИ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАИ И СИБГАУ

В Сибирском государственном аэрокосмическом университете имени академика М. Ф. Решетнева действует программа студенческой мобильности, с помощью которой у студентов вуза есть возможность пройти обучение в ведущих вузах других городов.

Авторы работы стали участниками такой программы, и осенний семестр 2009-2010гг 4го курса учились в Московском авиационном институте (Государственном техническом университете) «МАИ» им. Серго Орджоникидзе. В СибГАУ авторы обучаются на специальности «Маркетинг» Финансово-экономического факультета на дневной форме обучения, а в МАИ проучились в Инженерно-экономическом институте МАИ (факультет № 5) на специальности «Маркетинг и коммерциализация в аэрокосмической промышленности» на дневной форме обучения.

Цель работы - сравнить особенности аэрокосмического образования в СибГАУ и МАИ.

Московский авиационный институт «МАИ» основан в 1930 г. с целью обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров для авиационной промышленности страны. В 1993 г. институту присвоен статус технического университета. В 2002 г. МАИ переименован в Московский авиационный институт (государственный технический университет) «МАИ». В 2009 г. МАИ стал одним из 12 вузов страны, победивших в конкурсном отборе программ развития университетов, которым Правительство Российской Федерации присвоило категорию «национальный исследовательский университет».

Перечень специальностей и направлений подго- Перечень специальностей и направлений подготовки

товки «Инженерно-экономического института МАИ» ФЭФ СибГАУ

Наименование специ- Квалифика- Норматив- Наименование специ- Квалификация по Норматив-

альности (направления) ция по диплому ныи срок обучения альности (направления) диплому ный срок обучения

Менеджмент («Анти- Бакалавр 4 года «Экономика и управле- Экономист- 5,5 лет

кризисное управление на предприятии») менеджмента ние на предприятии (машиностроение)» менеджер

Менеджмент (по про- Магистр 2 года «Менеджмент организа- Менеджер 5,5 лет

грамме «Антикризисное управление») менеджмента ции»

Экономика и управле- Инженер- 4-5 лет 6 «Маркетинг» Маркетолог 5,5 лет

ние на предприятии в экономист мес.

машиностроении

Менеджмент организа- Менеджер 5 лет Направление «Экономи- Бакалавр эконо- 4 года

ции ка» степень выпускника мики

Прикладная информа- Информа- 5-5лет 6 «Логистика и управле- 5 лет

тика в экономике тик- экономист мес. ние цепями поставок»

Информатика и выч. техника (по проф «Ин- Бакалавр техники и 4 года «Финансы и кредит» Экономист 5 лет

формационный ме- технологии

неджмент на предпри-

ятии»)

«Бухгалтерский учет, Бухгалтер- 5 лет

анализ и аудит» экономист

«Налоги и налогообло- Специалист по 5 лет

жение» налогообложению

«Прикладная информа- Информатик- 5 лет

тика в экономике» экономист

«Менеджмент высоких Инженер- 5,5 лет

технологий» менеджер

Сравнительная характеристика специальностей и квалификаций Финансово-экономического факультета СибГАУ и Инженерно-экономического института МАИ (факультет № 5)

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

В настоящее время в МАИ на 9 факультетах, в 4 институтах и 4 филиалах обучается более 20 000 студентов различных форм обучения. Из них на 46 специальностях для аэрокосмического и оборонного комплексов учится 89 % от общего числа студентов. Сегодня в университете работает более 2300 преподавателей, в том числе 16 действительных членов и членов-корреспондентов РАН, свыше 450 докторов наук и профессоров, свыше 1100 кандидатов наук. Из общего числа профессорско-преподавательского состава университета 68 % имеют ученую степень или звание. В университете создана уникальная лабораторная база, причем многие образцы оборудования не имеют аналогов в мире. Подготовка специалистов для аэрокосмической и оборонной отраслей ведется на натурных образцах техники, включая самолеты, вертолеты, ракеты, системы вооружения, авионики и радиолокации. МАИ - единственный в мире университет, имеющий собственный аэродром, на котором проходят летную практику будущие инженеры-конструкторы по специальности «Самолетостроение».

Инженерно-экономический институт был основан в 1933 г. Обучение на факультете ведут высококвалифицированные преподаватели. Более 70 % преподавательского состава прошло обучение на семинарах в ряде ведущих зарубежных университетов. Более 40 % преподавателей стажировались в крупнейших университетах и бизнес-школах США, Великобритании, Германии, Франции и Италии. Наряду с организационно-экономической и управленческой подготовкой все студенты факультета

проходят обучение по технико-технологическим дисциплинам: «Основы проектирования и конструирования машин», «Конструкция летательных аппаратов», «Технология производства летательных аппаратов» и др.

Из таблицы видно, что в 2010 году на специальность «Маркетинг и коммерциализация в аэрокосмической промышленности» набор студентов производиться не будет.

Обзор дисциплин, которые авторы изучали в осенний семестр обучения в МАИ: Логистика; Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли; Менеджмент конверсии; Управление рисками и страхование; Финансовый менеджмент; Маркетинг космической деятельности; Экономическое прогнозирование.

Сравнительная характеристика образования на экономическом факультете в МАИ и СибГАУ показала, что в МАИ в большей степени присутствует привязка к отрасли на изучаемой специальности, рейтинговая система есть в нашем вузе, в МАИ она отсутствует. Проведение лекций в МАИ организовано поточным образом для смежных специальностей. Студенты, обучающиеся на специальности «Маркетинг» в нашем вузе получают квалификацию маркетолога, в МАИ присваивается квалификация инженера экономиста. Организация всех видов практик в МАИ обязательна для всех студентов на базовых предприятиях.

© Назарова Е., Павлова Ю., 2010

УДК 658

М. А. Полякова Научный руководитель - Е. Д. Беспалова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Данная работа показывает, как вузы оценивают качество преподавателей.

В ближайшее время правительство планирует сократить количество вузов, потому что некоторые Вузы создают только видимость обучения и не выдерживают никакой критики качества преподавания. Что в конечном итоге приводит к тому, что выпускники этих заведений не востребованы на рынке труда.

Чтобы выяснить реальное положение дел в Вузах, необходимо провести оценку качества преподавателей, которая позволит увидеть истоки всех проблем, связанных с преподаванием и понять, как их преодолеть.

Качество образования является одним из ключевых факторов экономического роста страны. Чтобы это определить, в последнее время стали популярны системы оценивания качества преподавателей студентами.

Учет мнения студентов о качестве читаемых курсов является одним из важнейших условий эффективности учебной политики. Практика исполь-

зования систем оценивания качества преподавания ставит перед администрацией вуза и его преподавателями целый ряд достаточно важных вопросов, от решения которых будет зависеть эффективность использования данного инструмента. Эти вопросы связаны с особенностями использования результатов оценивания преподавателей студентами, спецификой интерпретации соответствующей информации, а также касается ее соотношения с другими методами изучения качества преподавания. Таким образом, на практике изучаемый инструмент может не оказывать никакого влияния на качество преподавания [1].

Западные авторы выделяют три функции систем оценивания преподавателей: информационную, мо-тивационную и стимулирующую.

Информационная функция заключается в сборе и обработке данных, характеризующих качество преподавания учебных курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.