Список литературы
1. Арнаутова Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я, 2004. № 4. С. 23-35.
2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. М.: ТЦ Сфера, 2005. 144 с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
3. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть II. М.: ООО Издательство «Скрипторий», 2016.
4. Социальное партнерство: Словарь справочник / Руководители авт. коллектива В.Н. Киселев, В. Г. Смольков. М.: ОАО Изд. «Экономика», 2013 г.
5. Сухомлинский В.А. О воспитании. Издательство политической литературы, 2009 г.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Василенко А.С.
Василенко Алина Сергеевна - магистрант, кафедра общей и социальной педагогики, Институт психологии и педагогики Тюменский государственный университет, г. Тюмень
Аннотация: обновление школы предполагает решение ряда системных задач: нормативно-правовых, экономических, содержательных. Первостепенной из них является задача достижения нового, современного качества образования. Образовательные организации заинтересованы в обеспечении качества образования и, в частности, качества воспитательного процесса. Составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений. Организация патриотического воспитания в современной школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов. Важнейшим условием эффективности работы по патриотическому воспитанию является постоянный анализ ее состояния, объективная оценка достигнутых результатов и определение на этой основе новых возможностей и направлений их реализации в целях обеспечения перспектив развития этой деятельности.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, качество образования, аспекты оценки качества патриотического воспитания школьников.
Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных организаций, перед любой школой встает «проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием» [3].
Обновление школы предполагает решение ряда системных задач: нормативно -правовых, экономических, содержательных. Первостепенной из них является задача достижения нового, современного качества образования.
Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса. Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации Российского образования [1]. В Концепции подчеркнуто, что качество образования отражается не только в сформированное™ у обучающихся знаний, умений и
навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и их гражданственности, правового самосознания, российской идентичности, духовности, способности адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования. Такими личностными результатами являются: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, а также способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме [7].
Образовательные организации заинтересованы в обеспечении качества образования и, в частности, качества воспитательного процесса. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Организация патриотического воспитания в современной школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов.
Так, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества [4].
Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [2]. Воспитательная деятельность, в том числе по формированию патриотизма, не может и не должна проводиться без контроля ее результатов.
Оценка качества патриотического воспитания школьников можно рассматривать в трех аспектах. Первый аспект заключается в качестве результатов воспитания школьников. Оценка проводится на уровне класса, временных объединений методом наблюдения (классный руководитель, учителя, работающие в классе, педагоги дополнительного образования), собеседования, разработанных опросников (с учетом целей, задач, реальных возможностей). Определить уровень сформированности патриотических чувств учащегося, часто скрытых от других людей, довольно трудно. Тем не менее, мы считаем возможным опереться на наблюдения, беседы, анкеты и тесты-опросники разного вида, позволяющие выявить уровень развития детей в данном направлении.
Так, например, с целью выявления сформированности представления о патриотизме; уровня проявления патриотических чувств нами был организован и проведен педагогический эксперимент на базе МАОУ гимназии №49 города Тюмени. Возраст испытуемых: учащиеся 6-8 классов (11-13 лет). В процессе эксперимента, на констатирующем его этапе, было проведено анкетирование среди испытуемых. Была использована анкета «Патриотизм». Анализ полученных результатов показали, что на данном этапе развития уровень сформированности патриотических чувств и представление о патриотизме оказался средним, большая
часть опрошенных считают себя патриотами и любят Родину, но затрудняются ответить, в чем это чувство у них появляется.
Для того чтобы сформировать патриотическое сознание, необходимо комплексно воздействовать на все его компоненты: «формировать систему знаний, новые потребности и мотивы поведения, взгляды и убеждения, установки, навыки поведения» [5]. Психологические особенности данного процесса определяют выбор форм и методов педагогической деятельности.
Отсюда следует второй аспект «Качество воспитательной деятельности педагогов». Критерии качества:
- соответствие целей и задач актуальным проблемам, возможностям ОО;
- адекватность форм и содержания поставленным целям;
- использование воспитательного потенциала учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности.
Оценку осуществляют заместитель директора по воспитательной работе вместе с представителями администрации. Анализ педагогической реальности показывает, что деятельность школьной администрации в направлении оценки качества патриотического воспитания на сегодняшний день носит бессистемный, эпизодический, фрагментарный характер или отсутствует вовсе. Изучение школьной документации (текстов программ развития воспитания, программ патриотического воспитания и др.) позволяет констатировать, что анализ качества патриотического воспитания, в основном, сводится к констатации факта проведения запланированных мероприятий данной направленности с подростками. Одна из причин такого состояния педагогической реальности в том, что педагоги не владеют имеющимся диагностическим инструментарием для оценки процесса и результата воспитывающей деятельности патриотического характера. Другая причина заключается в том, что в методическом арсенале педагога отсутствует целостный комплекс диагностик такого рода, поскольку он недостаточно разработан в педагогической науке.
Третий аспект обозначен как качество управления воспитательным процессом. Оценка производится по следующим показателям:
- наличие аналитических материалов, с учетом которых составлен план;
- четкое распределение прав и обязанностей между организаторами патриотического воспитания;
- систематическое изучение проблем организации патриотического воспитания, путей их решения, результатов проведенных мероприятий на уровне классных коллективов, на уровне школы.
Активная разработка научно-методических основ призвана способствовать значительному повышению качества патриотического воспитания, сделать дееспособными все звенья этого процесса, завершенность которого определяется достигнутым результатом [6]. В силу этого постоянная нацеленность на него в ходе выполнения различных задач при проведении тех или иных форм патриотического воспитания должна стать правилом, нормой, критерием этой деятельности в образовательных организациях, от которых во многом зависит настоящее и будущее России.
Качество патриотического воспитание «задает» качество жизни человека и общества. Современная информационная эпоха обостряет задачу воспитания человека умелого, мобильного, способного успевать за стремительным развитием цивилизации. Не менее важная задача: воспитание человека духовного. Важнейшим условием эффективности работы по патриотическому воспитанию является постоянный анализ ее состояния, объективная оценка достигнутых результатов и определение на этой основе новых возможностей и направлений их реализации в целях обеспечения перспектив развития этой деятельности.
Список литературы
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.stgau.ru/cuko/docs/koncepcija1620.pdf/ (дата обращения: 02.03.2017).
2. Загвязинский В.И., Строкова Т.А. Педагогический словарь. М.: Академия, 2008. 352 с.
3. Коротков Э.М. Управление качеством образования. М.: Академический Проект, 2007. 320 с.
4. Об утверждении государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016-2020 годы: постановление от 30 декабря 2015 года №1493д [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/21341/ (дата обращения: 30.02.2017).
5. Петрова Л.А. Формирование патриотизма // Психология, социология и педагогика, 2012. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2012/03/349/ (дата обращения: 16.03.2017).
6. Раевская О.В. Способы оценки уровня патриотического воспитания. Анализ вводной диагностики воспитанников. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/3677/ (дата обращения: 11.03.2017).
7. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки. рф/документы/543/ (дата обращения: 30.02.2017).
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА Голубков В.О.
Голубков Владимир Олегович - студент, кафедра дошкольного и начального образования, Институт психологии и образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского,
г. Липецк
Аннотация: в статье объясняется суть интегрированного подхода на занятиях по формированию творческого развития старших дошкольников. Автором высказывается мнение о том, что при различии средств художественной выразительности, цель видов искусств схожа. Приводится пример интегрированных заданий, обосновывается и доказывается необходимость проведения исследований в области интеграции искусств.
Ключевые слова: искусство, музыка, изобразительное искусство, литература, интегрированный подход, средства выразительности.
Жизненно важный и закономерный этап в жизни детей - начало обучения в средней школе. К моменту посещения школьных занятий они уже обладают рядом особенностей. По мнению А.В. Запорожца, в этом возрасте важное значение приобретает сформированность эмоционально-чувственного сферы ребёнка. Особенное внимание учёный уделял развитию эмоциональных и эстетических качеств личности.