УДК 378.1
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ПО МАГИСТРАТУРЕ: АНАЛИЗ КРИТЕРИЕВ
© 2017
Полевая Наталия Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент Романова Любовь Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы
Амурский государственный университет
(675000, Россия, Благовещенск, Игнатьевское шоссе, 21, e-mail: [email protected]) Аннотация. Оценка качества обучения является важнейшей проблемой современного образования, позволяющая судить о состоянии современной образовательной системы нашего государства. Рассматривая данную проблему, следует отметить, что в исследованиях отечественных ученых основной акцент делается на оценку качества обучения на уровнях среднего общего образования, среднего профессионального образования и высшего образования (уровень бакалавриата). В свою очередь, качество обучения по программам магистратуры и его критерии затронуто поверхностно, что объясняется сравнительно недавним появлением данной ступени высшего образования. В современной науке существует большое разнообразие вариантов измерения и оценки качества обучения студентов, однако следует отметить их формальный характер, не учитывающий особенностей подготовки на различных уровнях образования, в том числе на уровне магистратуры. В статье рассмотрены критерии оценки качества обучения по программам магистратуры, отражающие требования Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования к организации учебного процесса в образовательных организациях. Представленные критерии в большей мере унифицированы и не отражают специфику образования по программам магистратуры. В связи с этим нами была предпринята попытка дополнить существующие критерии оценки качества обучения, учитывая специфику обучения по программам магистратуры.
Ключевые слова: качество обучения, качество образования, критерии, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, магистратура, высшее образование, уровни обученности, общекультурные компетенции, общепрофессиональные компетенции, профессиональные компетенции.
ESTIMATION OF QUALITY OF TRAINING ON MASTER: ANALYSIS OF CRITERIA
© 2017
Polevaya Natalia Mihailovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor Romanova Lyubov Leonidovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor
of the Department of Social Work
Amur State University
(675000, Russia, Blagoveshchensk, Ignatievskoe shosse, 21, e-mail: [email protected]) Abstract. Evaluation of the quality of education is the most important problem of modern education, which makes it possible to judge the state of the modern educational system of our state. Considering this problem, it should be noted that in the studies of domestic scientists the main emphasis is on assessing the quality of education at the levels of secondary general education, secondary vocational education and higher education (bachelor's level). In turn, the quality of training under the Master's program and its criteria is affected superficially, which is explained by the relatively recent appearance of this stage of higher education. In modern science, there is a wide variety of options for measuring and evaluating the quality of students' training, but it should be noted their formal nature, which does not take into account the specifics of training at various levels of education, including at the master's level.In the article criteria of an estimation of quality of training under the programs of a magistracy, reflecting requirements of Federal state educational standards of higher education to the organization of educational process in the educational organizations are considered. The presented criteria are more unified and do not reflect the specifics of education according to the master's program. In this regard, we made an attempt to supplement the existing criteria for assessing the quality of education, taking into account the specificity of training for the master's program.
Keyword: Quality of education, quality of education, criteria, federal state educational standard of higher education, magistracy, higher education, levels of training, general cultural competencies, general professional competence, professional competence.
С целью теоретического обоснования критериев качества обучения по магистратуре нами были проанализированы научные исследования по теме и нормативно-правовые акты, регламентирующие образование в Российской Федерации, на основе которых уточнены основные понятия, такие как «качество обучения», «качество образования».
Социальное управление рассматривает понятие «качество» в узком и широком смысле слова. В узком смысле под качеством понимается качество полученных результатов, в широком смысле - это не только качество продукции, но и качество производственного процесса и условий, в которых он осуществляется. Согласно исследователям Л.П. Борисовой, Р.Р. Магомедову, Н.Б. Ромаевой, педагогическая интерпретация качества образования должна иметь более широкое содержательное толкование, а не пониматься только как результат. Для понимания сущности качества образования необходимо учитывать структуру качества, которая представляет собой иерархическую систему внешних и внутренних свойств объекта или процесса (А.И. Субетто).
Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012г. (ред. 01.05.2017г.) под качеством образования понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подго-
товки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [1].
Следует отметить, что большинство ученых, занимавшихся рассмотрением понятия «качества обучения», фактически его отождествляли с понятием «качество образования» (А.А. Аветисов, В.К. Кононова, С. Хижняк и др.). Так, исследователь Н.В. Изотова качество образования понимает как интеграцию качества процесса обучения, качества процесса воспитания и качества процесса профессионального становления студентов. В свою очередь, результат процесса обучения - это знания, умения и навыки, что изначально сводило проблему качества обучения к проблеме качества знаний (Л.Я. Зорина, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова). Таким образом, качество образования включает в себя качество обучения [2, 3].
Анализ представленных точек зрения позволил определить понятие «качество обучения студентов» как соотнесение целей и результатов обучения на уров-
не государственных образовательных стандартов и государственных законов.
Традиционно основными критериями качества обучения студентов профессиональных учебных заведений можно считать:
1. Уровни обученности (узнавание, понимание, репродуктивное применение, анализ, синтез, моделирования). Количественное значение уровня обученности получается тогда, когда оценку определяют соотношением между фактически усвоенными знаниями и умениями и базовым объемом этих знаний и умений.
2. Владения творческой деятельностью.
3. Сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций [2].
Исследователи А.В. Симонов [2] и И.Г. Бартасевич [3] выделили следующие общие критерии, характеризующие качество образования, которые условно можно разделить на группы:
I группа критериев качества содержания образования включает в себя
- учебные планы и полный комплект рабочих программ по соответствующему направлению подготовки (включая рабочие программы по учебным дисциплинам, практикам, научно-исследовательской работе студентов, государственной итоговой аттестации);
- соответствие учебных планов и рабочих программ Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (ФГОС ВО) и профессиональным стандартам;
- соответствие рабочих программ современному состоянию предметной области, заключающееся в ежегодной актуализации;
- учебно-методическое обеспечение дисциплин (УМОД), т.е. обеспеченность учебниками, учебными и учебно-методическими пособиями [4, 5].
II группа критериев качества кадрового обеспечения включает:
- умение преподавателя работать с современными компьютерными программами, что подтверждается наличием документов об образовании в сфере информационно-коммуникационных технологий - ИКТ (дипломы, удостоверения);
- наличие у преподавателя ученой степени и (или) звания;
- наличие методических разработок и (или) научных трудов по преподаваемой дисциплине;
- творческий потенциал;
- умение руководить.
III группа критериев качества технологий обучения включает в себя:
- критерии качества проведения лекционных занятий;
- критерии качества проведения практических занятий и лабораторных работ;
- критерии качества контрольных работ и тестирования [6].
IV группа критериев технического обеспечения включает в себя:
- оснащенность компьютерных классов и лекционных аудиторий современным оборудованием и программным обеспечением;
- наличие локальной и глобальной компьютерной сети.
V группа критериев результатов обучения состоит:
- из результатов промежуточного контроля - контрольных работ и тестирования;
- показателей освоения дисциплины;
- результатов итогового контроля - сдачи зачетов и экзаменов;
- показателей уровня трудоустройства выпускников.
По большому счету выделенные критерии отражают
требования Федеральных государственных стандартов высшего образования к организации учебного процесса в образовательных организациях. Представленные кри-
терии в большей мере унифицированы и не отражают специфику образования по программам магистратуры. Поэтому считаем целесообразным дополнение данной классификации [7, 8].
Критерий УМОД первой группы, позволяющий оценить качество содержания образования, на наш взгляд, целесообразно дополнить разработкой фондов оценочных средств (ФОС). ФОС позволит оценить уровень обученности благодаря комплектации заданий по дисциплине (тесты, типовые задачи, ситуационные задачи, практические работы, задания с анализом решения, выполнение творческих работ и проектов и пр.).
Критерии качества кадрового обеспечения, учитывая требования ФГОС ВО, необходимо дополнить: во-первых, наличием публикаций в индексируемых базах данных Web of Science/Scopus или в журналах, индексируемых в Российском индексе научного цитирования; во-вторых, привлечением к осуществлению образовательного процесса по программам магистратуры руководителей и работников из числа работодателей; в-третьих, руководителям магистерских программ осуществлять ежегодную апробацию результатов научно-исследовательской работы на национальных и международных конференциях; в-четвертых, формированием электронного портфолио научно-педагогических работников [9, 10, 11].
Группу критериев технического обеспечения на наш взгляд необходимо дополнить: доступом студентов-магистрантов к учебным планам, рабочим программам дисциплин, доступом к электронным библиотечным системам и электронным образовательным ресурсам, а также доступом к результатам промежуточной и итоговой аттестации.
Группу критериев результатов обучения, на наш взгляд, необходимо дополнить таким критерием как электронное портфолио, которое может включать следующие структурные элементы: описание достижений студента, портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов (рисунок 1).
Рисунок 1 - Структура электронного портфолио
Кроме того в группу критериев результатов обучения рационально включить следующий критерий: наличие апробации научных исследований студента-магистранта путем публикаций в журналах, индексируемых в Российском индексе научного цитирования либо получением патента на научную разработку/продукт.
Резюмируя вышеизложенное, хотелось бы отметить необходимость и важность проблемы повышения качества обучения в целом и отдельных уровней высшего образования (бакалавриат, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации). В данном исследовании была предпринята попытка изучить критерии качества обучения и дополнить их, учитывая специфику образовательного процесса по программам магистратуры. Представленное исследование не является исчерпывающим и предполагает дальнейшее изучение способов
оценки качества обучения и их апробацию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в РФ» // СПС КонсультантПлюс.
2. Симонов А.В. Объективные критерии качества учебных материалов, предназначенных для Интернет-обучения / http://school^t.m/index.php?opton=com_ content&task=view&id=182.
3. Бартасевич И.В. Система критериев качества обучения студентов в высшем учебном заведении // Вестник Астраханского государственного технического университета. 3. 2008. С. 217-219.
4. Берднова Е.В. Количественная оценка качества обучения // Теория и практика общественного развития. 10. 2012. С. 104-106.
5. Гершунский Б.С. Философия образования // Московский психолого-социальный университет. 1998. 432с.
6. Белый Е.М., Романова И.Б. Количественная оценка конкурентоспособности образовательных услуг // Маркетинг. 2002. № 6. С. 66-71.
7. Войтенко Л.А. Организация тестирования в вузе // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 41-48.
8. Терентьева Т.В. Механизм определения эффективности и качества образовательных услуг вуза // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 57-59.
9. Саяпина Н.Н. Оценка качества образовательных услуг вуза // Омский научный вестник. 2012. № 4. С. 9094.
10. Кремер Н. Ш. Теория вероятностей и математическая статистика : учебник для вузов / Н. Ш. Кремер. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 573 с.
11. Логинов Е.Б. Определение уровня знаний студентов // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3 (12). С. 142-147.
Статья поступила в редакцию 11.05.2017.
Статья принята к публикации 22.06.2017.