Научная статья на тему 'Проблемы организации учебного процесса по программам магистратуры (на примере опроса студентов-магистрантов)'

Проблемы организации учебного процесса по программам магистратуры (на примере опроса студентов-магистрантов) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1216
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL PREPARATION / УРОВЕНЬ МАГИСТРАТУРЫ / УРОВЕНЬ БАКАЛАВРИАТА / LEVEL BACALAVRITA / ПРОГРАММА МАГИСТРАТУРЫ / GRADUATE PROGRAMS / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / EDUCATIONAL PROCESS / ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / PROBLEMS OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ORGANIZATIONAL LEARNING / GRADUATE-LEVEL / ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полевая Наталия Михайловна, Ситникова Виктория Владимировна

В связи с вступлением в 1990 г. Российской Федерации в Болонский процесс отечественная система высшего образования подверглась серьезной трансформации, которая была закреплена на законодательном уровне. Так, ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) закрепил следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование бакалавриат; высшее образование специалитет, магистратура; высшее образование подготовка кадров высшей квалификации (глава 2, статья 10, п.5). Переход на многоуровневую систему образования повлек за собой содержательные, методологические и методические изменения профессиональной подготовки в целом и учебного процесса в частности. Под учебным процессом мы понимаем основной вид деятельности образовательного учреждения, направленный на реализацию цели образования, воспитания и общего развития личности посредством специфических организационных форм обучения. В свою очередь под организацией учебного процесса мы понимаем целеноправленную деятельность по созданию структурных подразделений высшего учебного заведения с подробным указанием вертикальных и горизонтальных связей между ними и максимальной детализацией функций, полномочий, ответственности каждого из них, а также разработку необходимой служебной документации, планирование учебной работы (организация и проведение всех видов учебных занятий, текущего и итогового контроля успеваемости и качество подготовки обучающегося и пр.) и всестороннее обеспечение учебного процесса. В данной статье при исследовании организации учебного процесса по программам магистратуры акцент делается на проблемы, возникающие у студентов-магистрантов в процессе обучения. Исследование мнения студентов, обучающихся по программам магистратуры, является необходимым условием повышения качества и результатов учебного процесса, а также необходимым критерием соответствия современным требованиям, предъявляемым Министерством образования и науки РФ, к содержанию и качеству профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полевая Наталия Михайловна, Ситникова Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN MASTER''S DEGREE PROGRAMS (FOR EXAMPLE, THE SURVEY OF GRADUATE STUDENTS)

In connection with the introduction in 1990 of the Russian Federation in the Bologna process, the national system of higher education has undergone a serious transformation, which was fixed on legislative level. So, the law «On education» of 29.12.2012 N 273-FZ (as amended on 02.06.2016) secured the following levels of vocational education: secondary vocational education; higher education pot-laureat; higher education specialist's, master's; higher education training of highly qualified personnel (Chapter 2, article 10, p. 5). The transition to multilevel education system resulted in a substantial, methodological and methodical changes to training in General and teaching process in particular. Under the educational process we understand the basic kind of activity of educational institutions, aimed at implementing the goals of education, upbringing and overall development of the individual through the device specific organizational forms of education. In turn, under the organization of the educational process we understand tselenapravlenno activities for the establishment of structural subdivisions of higher educational institutions, detailing of vertical and horizontal linkages between them and the maximum of the parttion of functions, authority, responsibility, and the development of required service documentation, planning of training activities (organizing and conducting all kinds of training, current and final control of progress and quality of training of the student, etc.) and full support of the educational process. In this article the study of the organization of educational process in master's degree programs the emphasis is on the problems encountered by the students in the learning process. Study the opinions of students enrolled in master's degree programs, is essential to improve the quality and results of the educational process, as well as a necessary criterion of conformity to modern requirements of the Ministry of education and science of the Russian Federation, to the content and quality of training.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации учебного процесса по программам магистратуры (на примере опроса студентов-магистрантов)»

Полевая Наталия Михайловна, Ситникова Виктория Владимировна

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРОГРАММАМ МАГИСТРАТУРЫ .

УДК 378.1

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРОГРАММАМ МАГИСТРАТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ОПРОСА СТУДЕНТОВ-МАГИСТРАНТОВ)

© 2016

Полевая Наталия Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы Ситникова Виктория Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы Амурский государственный университет, Благовещенск (Россия)

Аннотация. В связи с вступлением в 1990 г. Российской Федерации в Болонский процесс отечественная система высшего образования подверглась серьезной трансформации, которая была закреплена на законодательном уровне. Так, ФЗ «Об образовании» от 29.l2.2012 N 273-Ф3 (ред. от 02.06.2016) закрепил следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации (глава 2, статья 10, п.5). Переход на многоуровневую систему образования повлек за собой содержательные, методологические и методические изменения профессиональной подготовки в целом и учебного процесса - в частности. Под учебным процессом мы понимаем основной вид деятельности образовательного учреждения, направленный на реализацию цели образования, воспитания и общего развития личности посредством специфических организационных форм обучения. В свою очередь под организацией учебного процесса мы понимаем целеноправленную деятельность по созданию структурных подразделений высшего учебного заведения с подробным указанием вертикальных и горизонтальных связей между ними и максимальной детализацией функций, полномочий, ответственности каждого из них, а также разработку необходимой служебной документации, планирование учебной работы (организация и проведение всех видов учебных занятий, текущего и итогового контроля успеваемости и качество подготовки обучающегося и пр.) и всестороннее обеспечение учебного процесса. В данной статье при исследовании организации учебного процесса по программам магистратуры акцент делается на проблемы, возникающие у студентов-магистрантов в процессе обучения. Исследование мнения студентов, обучающихся по программам магистратуры, является необходимым условием повышения качества и результатов учебного процесса, а также необходимым критерием соответствия современным требованиям, предъявляемым Министерством образования и науки РФ, к содержанию и качеству профессиональной подготовки.

Ключевые слова: высшее образование; профессиональная подготовка; уровень магистратуры; уровень бакалавриата; программа магистратуры; учебный процесс; организация учебного процесса; проблемы организации учебного процесса; организационные формы обучения.

PROBLEMS OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN MASTER'S DEGREE PROGRAMS (FOR EXAMPLE, THE SURVEY OF GRADUATE STUDENTS)

© 2016

Polevaya Natalia Mihailovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of social work Sitnikova Viktoria Vladimirovna, the candidate of sociological Sciences, associate Professor of social work

Amur State University, Blagoveshchensk (Russia)

Abstract. In connection with the introduction in 1990 of the Russian Federation in the Bologna process, the national system of higher education has undergone a serious transformation, which was fixed on legislative level. So, the law «On education» of 29.12.2012 N 273-FZ (as amended on 02.06.2016) secured the following levels of vocational education: secondary vocational education; higher education - pot-laureat; higher education - specialist's, master's; higher education - training of highly qualified personnel (Chapter 2, article 10, p. 5). The transition to multilevel education system resulted in a substantial, methodological and methodical changes to training in General and teaching process in particular. Under the educational process we understand the basic kind of activity of educational institutions, aimed at implementing the goals of education, upbringing and overall development of the individual through the device specific organizational forms of education. In turn, under the organization of the educational process we understand tselenapravlenno activities for the establishment of structural subdivisions of higher educational institutions, detailing of vertical and horizontal linkages between them and the maximum of the parttion of functions, authority, responsibility, and the development of required service documentation, planning of training activities (organizing and conducting all kinds of training, current and final control of progress and quality of training of the student, etc.) and full support of the educational process. In this article the study of the organization of educational process in master's degree programs the emphasis is on the problems encountered by the students in the learning process. Study the opinions of students enrolled in master's degree programs, is essential to improve the quality and results of the educational process, as well as a necessary criterion of conformity to modern requirements of the Ministry of education and science of the Russian Federation, to the content and quality of training.

Key words: higher education; professional preparation; graduate-level; level bacalavrita; graduate programs; the educational process; organization of the educational process; problems of organization of educational process; organizational learning.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время осуществляется всестороннее осмысление реализации профессиональной подготовки по программам бакалавриата, в свою очередь организация образовательной подготовки на уровне магистратуры требует дополнительного осмысления с более подробной детализацией организации и содержания учебного процесса. Это связано с тем, что остаются не решенными следующие научные и практические задачи: нормативно- правовое обеспечение уровня магистратуры (разрабатываются преимущественно локальные нормативно-правовые документы); учет специфики и содержания образовательных программ по различным направлениям

подготовки (содержание новых образовательных стандартов в значительной степени унифицировано); достижение и сохранение высокого уровня научных исследований, научно-исследовательских работ (научно-исследовательские базы требуют оснащения в соответствии с современными требованиями); создание комфортных условий для обучения студентов в магистратуре наряду с необходимостью сохранения высокого уровня и качества образовательной подготовки (сохранение контингента должно сочетаться с требованиями, предусмотренными программами обучения в магистратуре) и пр. На сегодняшний день совершенно очевидна необходимость решения выше изложенных задач и комплексного исследования проблем организации учебного процесса

Полевая Наталия Михайловна, Ситникова Виктория Владимировна ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРОГРАММАМ МАГИСТРАТУРЫ ...

по программам магистратуры , что на наш взгляд предполагает как теоретический анализ указанных проблем, так и их эмпирическую проработку в пределах территории всей страны, регионов и отдельно взятых вузов. В данной научной статье предпринята попытка изучения проблем организации учебного процесса по программам магистратуры с позиции студентов-магистрантов. Изучение данного аспекта возможно с применением социологических методов исследования.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Переход на многоуровневую систему образования и реализация новых подходов к профессиональной подготовке рассматривается в трудах В.И. Байденко [1], Е.В. Бондаревской [2], Н.Н. Елсаковой [3], В.А. Алексеенко [4], В.К. Клюева [5], Ю.В. Севериной [6], В свою очередь организация учебного процесса по программам магистратуры рассматривается в трудах И.А. Гусевой [7], Н.Ю.Ермаковой, О.Н. Кусакиной [8], Г. В. Ерофеевой, Ю. Л. Гиряковой [9], Л.И. Лебедевой [10], Л.И. Назаровой, Я.С. Чистовой [11], О.А. Серовой [12], С.Г. Сажина [13], и др. Проблемы подготовки по отельным направлениям, реализуемым в высшей школе представлены в работах О.Н. Горда [14], Ю.А. Наумовой [15], Т.Б. Панфилова [16], Н.М. Полевой [17], А.В. Лейфа [18] и другие [1928]. Нормативно-правовые основы образовательной подготовки по программам магистратуры закреплены в ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 02.06.2016) [29], Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.09.2013 года №2 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки» [30], федеральных государственных образовательных стандартах.

В данных работах анализируются проблемы организации научно-исследовательской деятельности по программам магистратуры, специфика получения высшего образования уровня магистратуры, а также особенности формирования профессиональных компетенций магистров. Однако, проблемы, возникающие при организации учебного процесса у субъекта (вуза в лице его структурных подразделений) и у объекта (студентов, обучающихся по программам магистратуры) требуют дополнительного изучения.

Формирование целей статьи (постановка задания). Данная статья имеет целью обобщение материалов, полученных в ходе проведения эмпирического исследования проблем организации учебного процесса по программам магистратуры (на примере опроса студентов-магистрантов) и выявления возможных путей их решения.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

В мае 2016 г. на базе ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет» было проведено эмпирическое исследование. Исследование проводилось методом опроса в форме анкетирования. Анкета состояла из следующих блоков вопросов: 1. Социальный портрет магистранта (включающий основные параметры: пол, возраст, образование, занятость, семейное положение, цель поступления в магистратуру, направление подготовки). 2. Проблемы, возникающие при обучении по программам магистратуры (нехватка времени на обучение и выполнение научно-исследовательских работ; слабый учет индивидуальных обстоятельств и жизненных ситуаций; слабый учет индивидуальных образовательных запросов; неудобное время проведения занятий; недостаток базовых знаний по выбранной магистерской программе; недостаточность учебно-методического обеспечения дисциплин (учебников, пособий, периодических изданий и пр.); недостаточная материально-техническая база (аудитории, кабинеты, лаборатории и пр.); слабая организация практик; слабая взаимосвязь между студентами АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16)

и «кураторами» магистерских программ; высокая стоимость обучения; слабая информированность студентов об особенностях, новых требованиях, предъявляемых к организации учебного процесса по программам магистратуры. 3. Ситуации риска, которые могут возникать и возникают у студентов, обучающихся по программам магистратуры (ситуации риска, возникающие в связи с: написанием курсовых работ, магистерской диссертации; совмещением обучения и трудовой деятельности; необходимостью заниматься научно-исследовательской работой в постоянном режиме (написание статей, тезисов, участие в конференциях и пр.); большими объемами самостоятельной работы; высоким уровнем требований предъявляемых к магистранту в процессе обучения; особенностями прохождения практик; составлением электронного портфолио и пр.). 4. Удовлетворенность качеством обучения по программам магистратуры. 5. Пути решения проблем, возникающих при обучении по программам магистратуры.

В анкетировании приняли участие 139 студентов, обучающихся на первом и втором курсе по реализуемым в ФГБОУ ВО «АмГУ» магистерским программам (Инженерная направленность (Информатика и вычислительная техника, Программная инженерия, Электроэнергетика и электротехника); Гуманитарная направленность (Педагогическое образования, Реклама и связи с общественностью, Юриспруденция, Психология, Социальная работа, Религиоведение, Зарубежное регио-новедение, Филология, Лингвистика, Фундаментальная и прикладная лингвистика); Экономическая направленность (Государственное и муниципальное управление, Менеджмент, Финансы и кредит, Туризм).

Цель исследования - выявление проблем, возникающих в процессе обучения магистрантов в ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет».

Задачи исследования:

1. Проанализировать количественные и качественные показатели характеристики социального портрета магистранта АмГУ.

2. Выявить проблемы, возникающие при обучении по программам магистратуры.

3. Выявить ситуации риска, которые могут возникать и возникают у студентов, обучающихся по программам магистратуры.

4. Выявить удовлетворенность качеством обучения по программам магистратуры.

5. Предложить пути решения проблем, возникающих при обучении по программам магистратуры.

Результаты исследования и их обсуждение.

Во-первых, характеризуя студентов-магистрантов, обучающихся по направлениям подготовки, реализуемым в ФГБОУ ВО «АмГУ», можно отметить, что 58,5% составляют женщины, 41,5% - мужчины. Предыдущий уровень образования: высшее (бакалавриат) - 81%, высшее (специалитет) -19%. Средний возраст опрошенных студентов-магистрантов составил (90%) от 20 до 29 лет. Большинство опрошенных (75%) имеют трудовую занятость, как правило работают полный рабочий день. Основными целями поступления в магистратуру являются: продолжение образования (54%) и возможность профессионального роста (39%).

Итак, магистрант АмГУ это преимущественно работающая женщина в возрасте от 20 до 29 лет, имеющая высшее образование (уровень бакалавриата), не состоящая в браке и не имеющая детей, поступившая на магистерскую программу гуманитарной направленности, с целью продолжения образования.

Во-вторых, при выявлении проблем, возникающих в процессе обучения по магистерским программам, анализ результатов опроса показал следующее. В качестве проблем респонденты отметили: нехватку времени на обучение и выполнение научно-исследовательских ра-бот(34%); не удобное дневное время проведения занятий (8,5%); недостаток базовых знаний по выбранной

121

Полевая Наталия Михайловна, Ситникова Виктория Владимировна педагогические

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРОГРАММАМ МАГИСТРАТУРЫ ... науки

магистерской программе (6,8%); слабая взаимосвязь между студентами и «кураторами» магистерских программ (4%). Другие причины отметили менее 1 % (т.е каждую из оставшихся причин отметили не более 1% респондентов).

В-третьих, характеризуя ситуации риска, которые могут возникать, либо возникают у студентов, обучающихся по программам магистратуры, можно отметить, что важное место среди потенциальных/актуальных рисков занимают совмещение обучения и трудовой деятельности (29%), необходимость заниматься научно-исследовательской работой в постоянном режиме (написание статей, тезисов, участие в конференциях и пр.) (22%), написание курсовых работ, магистерской диссертации (14%).

В-четвертых, при выявлении удовлетворенности качеством обучения по программам магистратуры, было выявлено, что большинству опрошенных (84%) нравится процесс обучения в магистратуре, в свою очередь 16% не нравится процесс обучения по магистерским программам. Для расширения картины по вопросу об удовлетворенности студентам были заданы вопросы: возникали ли у Вас мысли об отчислении? Чем вызваны ваши мысли об отчислении? Анализ ответов на данные вопросы показал, что мысли об отчислении возникали у 27% опрошенных, что связано в первую очередь, с тем, что первоначальные ожидания не оправдываются (я не получаю, того на что рассчитывал от обучения в магистратуре) -13,5 %, вторая причина связана с материальными проблемами (13%), третья причина заключается в возникновении проблем с работодателем из-за совмещения работы и учебы (7%). Остальные мотивы отчисления получили менее 3% выборов каждый.

Кроме того, для уточнения данных об удовлетворенности качеством получаемых образовательных услуг и в соответствии рекомендациями, представленными в материалах по содержанию и качеству подготовки обучающихся по программам магистратуры, студентам был заданы следующие вопросы: Соответствует ли структура программы Вашим ожиданиям? Предоставлялась ли Вам возможность выбора дисциплин по вашей программе магистратуры? Участвуете ли Вы в научно-исследовательской работе? Принимаете ли Вы участие в научных семинарах, конференциях в качестве докладчиков о результатах НИР? Каким образом проходит организация практик, стажировок? Места практик определяются вузом? Оцените, пожалуйста, качество образования по программе в целом и пр.

Анализ ответов на эти вопросы показал, что 100% магистрантов показали частичную степень удовлетворенности (от 65% до 80%).

В-пятых, в качестве путей решения проблем, возникающих при организации обучения по программе магистратуры были указаны: проведение информационных встреч по проблемам, возникающим при обучении по программам магистратуры (23%); составление удобного расписания занятий (занятия должны проводится преимущественно вечером) (17%); обучение по индивидуальному графику (14,4%).

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

В процессе проведения эмпирического исследования была достигнута поставленная цель и решены задачи, в связи с чем можно сделать следующие выводы:

1. Информация об основных параметрах социального портрета студента, обучающегося в высшем учебном заведении, позволяет: выбирать методы и средства профо-риентационной работы, а также целевую группу; определить необходимость выбора той или иной траектории обучения; учитывать состояние здоровья обучающихся; определить наиболее удобное время и график посещения занятий при формировании расписания.

2. Наиболее важными проблемами, возникающими в учебном процессе студентов- магистрантов, являются: 122

нехватка времени на обучение и выполнение научно-исследовательских работ; не удобное дневное время проведения занятий; недостаток базовых знаний по выбранной магистерской программе; слабая взаимосвязь между студентами и «кураторами» магистерских программ.

3. К ситуациям риска, которые могут возникать, либо возникают у студентов, обучающихся по программам магистратуры, относятся: совмещение обучения и трудовой деятельности; необходимость заниматься научно-исследовательской работой в постоянном режиме (написание статей, тезисов, участие в конференциях и пр.).

4. Большинство опрошенных удовлетворены процессом обучения в магистратуре, однако у части опрошенных возникали мысли об отчислении, что связано с тем, что первоначальные ожидания не оправдываются (я не получаю, того на что рассчитывал от обучения в магистратуре); материальными проблемами; возникновением проблем с работодателем из-за совмещения работы и учебы.

5. Для решения проблем, возникающих при организации обучения по программам магистратуры необходимо:

(1) усилить контакты с руководителями, кураторами магистерских программ и научными руководителями магистерских диссертаций;

(2) увеличить количество часов на консультации по предметам, а также по написанию курсовых работ и магистерских диссертаций;

(3) расширить доступ к учебно-методическому обеспечению, в том числе в электронной форме;

(4) оптимизировать расписание занятий студентов, т.е рассмотреть возможность переноса занятий на вечернее время;

(5) учитывать направленность предыдущего уровня образования (уровень бакалавриата) и устранить дублирование материала в учебных дисциплинах бакалавриата и магистратуры.

Кроме того, результаты проведенного эмпирического исследования подтвердили необходимость исследования в дальнейшем следующих аспектов организации учебного процесса по программам магистратуры: специфику и содержание образовательных программ по различным направлениям подготовки; нормативно- правовое обеспечение уровня магистратуры; качественных методов и способов оценки научно-исследовательской работы магистрантов; сохранение контингента в сочетании с требованиями, предусмотренными программами обучения в магистратуре и пр.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило актуальность изучения вопросов, связанных с организацией учебного процесса по программам магистратуры, и необходимость проведения дальнейших исследований в данном направлении, что позволит более эффективно решать выше обозначенные проблемы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Байденко В.И. Болонский процесс: современный этап // Высшее образование в России. 2015. №10. URL: http://cyberlemnka.ru/article/n/bolonskiy-protsess-sovremennyy-etap (дата обращения: 30.06.2016).

2. Бондаревская Е. В. Личностно-ориентированный подход к качеству образования в условиях модернизации. Доклад на августовской конференции работников и организаторов образования г. Ростова-на-Дону. - Ростов н/Д, 2003. - 40 с.

3. Елсакова Н.Н. Факторы обеспечения качества российского высшего профессионального образования // Достижения вузовской науки. 2014. №8. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/faktory-obespechemya-kachestva-rossiyskogo-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 30.06.2016).

4. Алексеенко В.А. Организация учебного процесса и его качество в негосударственных вузах //

Полевая Наталия Михайловна, Ситникова Виктория Владимировна ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРОГРАММАМ МАГИСТРАТУРЫ ...

ЗПУ. 2005. №4. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/ organizatsiya-uchebnogo-protsessa-i-ego-kachestvo-v-negosudarstvennyh-vuzah (дата обращения: 12.07.2016).

5. Клюев В. К. Менеджерская магистерская подготовка как преемственность отраслевого бакалавриата : [доклад] / В. К. Клюев // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. - 2011. - № 60. -С. 123-126

6. Северина Ю.В. Магистратура НГПУ: опыт личностно-ориентированного обучения // Сибирский педагогический журнал. 2013. №5. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/magistratura-ngpu-opyt-lichnostno-orientirovannogo-obucheniya (дата обращения: 30.06.2016).

7. Гусева И.А. Научная магистратура: мечта или реальность? // Высшее образование в России. 2012. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nauchnaya-magistratura-mechta-ili-realnost (дата обращения: 30.06.2016).

8. Ермакова Н.Ю., Кусакина О.Н. Научно-исследовательский семинар как форма реализации инновационного подхода к подготовке магистрантов экономического профиля // Фундаментальные исследования. 2015. №5-4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7 nauchno-issledovatelskiy-seminar-kak-forma-realizatsii-innovatsionnogo-podhoda-k-podgotovke-magistrantov-ekonomicheskogo-profilya (дата обращения: 30.06.2016).

9. Ерофеева Г. В., Гирякова Ю. Л. Факторы, способствующие формированию профессиональных компетенций магистров в исследовательском университете // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. №5-3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/faktory-sposobstvuyuschie-formirovaniyu-professionalnyh-kompetentsiy-magistrov-v-issledovatelskom-universitete (дата обращения: 30.06.2016).

10. Лебедева Л.И. Особенности магистерского образования в отечественной высшей школе // Известия ВГПУ. 2008. №6. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/osobennosti-magisterskogo-obrazovaniya-v-otechestvennoy-vysshey-shkole (дата обращения: 30.06.2016).

11. Назарова Л. И., Чистова Я. С. Роль научно-исследовательской практики студентов магистратуры в формировании исследовательских компетенций // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2015. №4 (68). URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/rol-nauchno-issledovatelskoy-praktiki-studentov-magistratury-v-formirovanii-issledovatelskih-kompetentsiy (дата обращения: 30.06.2016).

12. Серова О.А. Проблемы организации учебного процесса и научно-исследовательской деятельности магистранта в вузе // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2013. №1. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/problemy-organizatsii-uchebnogo-protsessa-i-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-magistranta-v-vuze (дата обращения: 30.06.2016).

13. Сажин С. Г. Магистратура и аспирантура одно из перспективных направлений развития науки // Успехи современного естествознания. 2007. №10. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/magistratura-i-aspirantura-odno-iz-perspektivnyh-napravleniy-razvitiya-nauki (дата обращения: 30.06.2016).

14. Горда О. Н. Основные проблемы подготовки социальных работников в России в конце XXI в. [Текст] / Социальная работа в современном обществе: реалии и перспективы: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Барнаул, 2001.- С. 321322.

15. Наумова Ю.А. Проблемы подготовки социальных работников [Электронный ресурс] : Социальная работа в России: образование и практика / Ю.А. Наумова - Режим доступа: www.tusur.ru.

16. Панфилов Т.Б. Формирование стратегии повышения качества образования в высшей школе // Известия

ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2013. №4 (28). URL: http://cyberleninka.ru/article/n7formirovanie-strategii-povysheniya-kachestva-obrazovaniya-v-vysshey-shkole (дата обращения: 30.06.2016).

17. Полевая Н. М. Профессиональная подготовка будущих специалистов по социальной работе в вузе: на основе интеграции учебных дисциплин и различных видов практик : автореферат дис. кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Полевая Н. М.; [Амур. гуманитар.-пед. гос. ун-т], 2011, 22 с.

18. Полевая Н.М., Лейфа А.В. Профессиональная подготовка в вузе специалистов по социальной работе на основе интегративного подхода: Монография / Н.М. Полевая, А.В. Лейфа. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2013. -192с.

19. Гирка И.В. Формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в процессе профессиональной подготовки // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 42-45.

20. Любушкина Л.А., Бирюлин В.А. Учебно-профессиональное целеполагание студентов в профессиональной подготовке // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 1 (2). С. 68-70.

21. Ярыгина Н.А., Залалетдинов А.Р. Психолого-педагогические условия формирования исследовательской компетенции в вузе как фундаментальная основа повышения качества образования магистров // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 124-126.

22. Беляева Е.Н. Современные тенденции профессиональной подготовки педагога // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 46-48.

23. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.

24. Кондаурова И.К. Математическая подготовка студентов в вузе в контексте будущей профессиональной деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 50-53.

25. Коростелева Л.А. Особенности профессиональной подготовки экспертов-экономистов в контексте использования экономических и правовых знаний // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 1. С. 11-14.

26. Третьякова Е.М. Проектирование модели профессиональной подготовки бакалавров с использованием новых информационных технологий // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 116-119.

27. Найниш Л.А., Бурлов В.В., Ремонтова Л.В. Учебное время и качество профессиональной подготовки в системе высшего образования России // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 227-230.

28. Дуплийчук О.Н. Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей-филологов средствами технологии малых методических групп // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 27-30.

29. Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.09.2013 года № 1061.

30. Об образовании в Российской Федерации // Федеральный закон от 29.12.2012 №273-фЗ (ред. от 31.12.2014) (29 декабря 2012 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 173432

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.