Научная статья на тему 'Оценка качества образовательной деятельности вуза (на примере филиала Кубанского государственного университета в г. Тихорецке)'

Оценка качества образовательной деятельности вуза (на примере филиала Кубанского государственного университета в г. Тихорецке) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мезенцева Екатерина Викторовна, Королюк Елена Владиславовна, Астанкова Елена Николаевна

В современных условиях ключевым вопросом государственной политики в сфере образования является повышение качества образовательных услуг, заключающееся в открытости и доступности информации об учебном заведении, комфортности условий, доброжелательности, вежливости, компетентности работников образовательных учреждений. В статье приведены результаты анкетного опроса среди обучающихся в филиале Кубанского государственного университета в г. Тихорецке «Оценка качества образовательной деятельности вуза».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мезенцева Екатерина Викторовна, Королюк Елена Владиславовна, Астанкова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка качества образовательной деятельности вуза (на примере филиала Кубанского государственного университета в г. Тихорецке)»

УДК 378: 378.4(470.620)

Мезенцева Екатерина Викторовна

кандидат экономических наук [email protected]

Королюк Елена Владиславовна

доктор экономических наук [email protected]

Астанкова Елена Николаевна

кандидат социологических наук [email protected]

Оценка качества

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА КУБАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В г. ТИХОРЕЦКЕ)

Ekaterina V. Mezentseva

сandidate of еconomic Sciences ekaterinam [email protected]

Elena V. Korolyuk

doctor of economic Sciences [email protected]

Elena N. Astankova

candidate of sociological Sciences [email protected]

Quality assessment of

THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF

THE UNIVERSITY

(BY THE EXAMPLE OF

THE BRANCH OF

KUBAN STATE UNIVERSITY,

TIKHORETSK)

Аннотация. В современных условиях ключевым вопросом государственной политики в сфере образования является повышение качества образовательных услуг, заключающееся в открытости и доступности информации об учебном заведении, комфортности условий, доброжелательности, вежливости, компетентности работников образовательных учреждений. В статье приведены результаты анкетного опроса среди обучающихся в филиале Кубанского государственного университета в г. Ти-хорецке «Оценка качества образовательной деятельности вуза».

Ключевые слова: качество образования, показатели качества, социологическое исследование.

Annotation. In modern conditions improving the quality of educational services, namely openness and accessibility of information about organizations, comfort conditions, friendliness, courtesy, competence of employees of educational institutions is a key issue of public policy in the sphere of education. The article presents the results of the questionnaire survey among the students of the Tikhoretsk branch of Kuban State University «Quality assessment of the educational activities of the higher educational institution».

Keywords: quality of education, quality indicators, sociological research.

Ключевой задачей государственной политики в сфере образования в современных условиях является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знаний и развитии творческих компетентностей обучающихся в соответствии потребностям личности, общества и государства, безопасности образовательного процесса и обеспечении здоровья обучающихся при постоянном развитии профессионального потенциала работников образования.

Министерством образования и науки РФ приказом от 5 декабря 2014 г. были утверждены показатели, характеризующие общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность:

деятельность, касающийся открытости и доступности информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

- показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, касающийся комфортности условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, касающийся доброжелательности, вежливости, компетентности работников [1].

Исходя из вышеизложенного, под качеством образовательной деятельности нами понимается интегральная характеристика, отражающая степень соответствия образовательного и рабочих процес-

- показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную

38

сов в высшем учебном заведении государственным требованиям, реальным достигаемым результатам, социальным и личностным ожиданиям, выраженных в критериях и показателях.

Высокое качество результатов, безусловно, может быть достигнуто только при высоком качестве образовательного процесса, которое, с одной стороны, определяется его содержанием, а с другой - его обеспеченностью кадровыми, материально-техническими, информационными ресурсами. Информационная база социологического опроса аккумулировала в себя группы показателей качества образовательного процесса.

Соответственно, формирование интегрированных характеристик удовлетворенности качеством образования происходило по следующим

основаниям: содержательному (открытость и доступность информации о филиале, открытость и доброжелательность работников) и организационному (обобщенные характеристики обучаемых в филиале; опосредованная оценка условий обучения и оптимальности учебного процесса).

Информация собиралась с использованием опросного метода - анкетирования. Анкеты содержали вопросы закрытого, полузакрытого типа. При организации исследования применялась выборка по основному массиву с анализом данных по всей совокупности студентов очной формы обучения. Всего было опрошено 236 человек по всем реализуемым образовательным программам филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке (рисунок 1). Из них 37 % юноши и 63 % девушки.

Направление Юриспруденция Направление Психология

Направление Менеджмент

Направление Государссгвенное и муниципальное управ пение

Направление Экономика

Рисунок 1 - Распределение респондентов по направлениям подготовки, %

Анализ результатов показал, что общий настрой студентов в плане удовлетворенности доброжелательностью и вежливостью работников филиала достаточно позитивный и сохраняется примерно на одном уровне. На вопрос «Как Вы оцениваете доброжелательность и вежливость работников филиала» безусловно вежливы и доброжелательны - 68 % и скорее удовлетворены, чем нет - 28 % респондентов (рисунок 2).

При этом полностью удовлетворены компетентностью работников филиала 53 % опрошенных и 47 % - скорее удовлетворены, чем нет.

Отмечается вполне положительная картина по показателю удовлетворенности материальнотехническим обеспечением филиала: студенты удовлетворены материально-техническим обеспечением - 58 %, скорее удовлетворены, чем нет -36 %, и 6 % опрошенных затруднились с ответом.

Затрудняюсь ответить Не вежливы п не доброжепатепьньс

I

i

39

Рисунок 2 - Ответы респондентов на вопрос «Как Вы оцениваете доброжелательность и вежливость работников филиала?», %

Очевидно, что основная цель современного образовательного процесса заключается в подготовке компетентного специалиста соответствующего уровня и профиля, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных отраслях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту.

Качество предоставляемых образовательных услуг студентами филиала оценивается достаточно по-

ложительно: полностью удовлетворены - 50 % опрошенных, скорее удовлетворены, чем нет -34 % респондентов. Не смогли определиться с ответом 8 % опрошенных, и 8 % отметили, что качеством скорее не удовлетворены (рис. 3). Данный факт должен быть учтен при разработке практических рекомендаций, направленных на дальнейшее повышение организации образовательного процесса в соответствии с требованиями повышения качества направлений подготовки.

Рисунок 3 - Ответы респондентов на вопрос «Насколько Вы удовлетворены качеством предоставляемых образовательных услуг в филиале?», %

Положительным фактом является то, что результаты опроса показали готовность студентов рекомендовать филиал друзьям и знакомым. Большинство студентов (59 %) совершенно точно рекомендовали филиал знакомым и родным, 31 % - скорее бы рекомендовали, чем нет, что дает возможность

сделать вывод о достаточно высоком уровне мотивированного и осознанного выбора учебного заведения (рис. 4). 8 % опрошенных не рекомендовали филиал знакомым, что также следует учитывать при дальнейшей работе по повышению качества образовательных услуг.

Рисунок 4 - Ответы респондентов на вопрос «Вы готовы рекомендовать филиал родственникам

и знакомым?», %

В заключение отметим, что в данной статье фрагментарно рассмотрены ключевые показатели качества образовательного процесса на примере филиала Кубанского государственного университета в г. Тихорецке. Для достижения комплексной оценки следует проводить социологические исследования в динамике, что позволит впоследствии

Литература:

1. Об утверждении показателей, характеризую-

разработать программу дальнейшего повышения качества образовательного процесса. Определение удовлетворенности потребителей знаний (студентов) по различным аспектам деятельности вуза особенно важно, поскольку позволяет выявить слабые стороны организации, требующие улучшения в первую очередь.

Literature:

40

1. On approving the indicators of the General crite-

щих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 декабря 2014 года N 1547// СПС «КонсультантПлюс»

ria for quality assessment of the educational activities of organizations engaged in educational activities: the Oder of the Ministry of education and science of the Russian Federation of December 5, 2014 N 1547// ILS «ConsultantPlus».

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.