Научная статья на тему 'Оценка качества e-learning в России'

Оценка качества e-learning в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка качества e-learning в России»

№>1(7)2007

В.А. Болотов

Оценка качества е-!еатпд в России

Сейчас, совместно с профессиональным сообществом, идет обсуждение правительственных подходов к оценке смешанных технологий образования. Через два-три года несколько сотен вузов России в полном объеме будут использовать современные электронные средства обучения. Но Рособрнадзор пока не умеет работать с такими университетами в плане всестороннего контроля качества образования. Сегодня нужно особое внимание уделять вузам и их филиалам, использующим дистанционное обучение и технологии e-leaming.

Система российского образования испытывает влияние нескольких существенных факторов. Первый — глобализация, которая для нас представляет вхождение России в Болонский процесс и планирование вхождения России во Всемирную торговую организацию. Второй фактор — это усиление конкуренции между высшими учебными заведениями России. Последний определен двумя причинами. Первая из них — демография. К сожалению, в России падает число потенциальных студентов. И неслучайно Президент России В. В. Путин поставил задачу, связанную с демографической политикой, на одно из самых главных мест. И университеты вынуждены бороться за своих студентов. Вторая причина, влияющая на повышение конкуренции, это то, что работодатели впервые за все время пребывания России в новом качестве начали обсуждать инвестиции в систему образования. Университеты стали конкурировать за дополнительные вложения в систему образования.

В этой ситуации Федеральная служба по надзору в системе образования Рф (Рособрнадзор) была поставлена в совершенно новые условия. Даже более того, есть ощущение, что мы, служба по надзору, опаздываем по скорости за теми процессами, которые происходят в России в области внедрения электронных технологий. Я думаю, через два-три года несколько сотен университетов в полном объеме будут использо-

1Т и образование # Качество е-!еагппд

вать современные электронные средства обучения. А мы пока не умеем работать с такими университетами.

Задачи, которые стоят перед нашей службой в сложившихся условиях:

1) оценка качества по отдельным программам;

2) оценка деятельности образовательных учреждений в целом;

3) защита потребителей, как российских, так и иностранных.

Рособрнадзор контролирует образовательные институты по следующим позициям:

• соответствие стандартам (в Российской Федерации стандарты утверждаются на государственном и федеральном уровнях);

• соответствие учебных планов и программ государственным требованиям;

• наличие квалифицированного профессионального персонала;

• наличие учебных материалов, учебных технологий и т. д.

Мы все чаще привлекаем внешние организации для проведения этих работ. И если с университетами, имеющими традиционную схему образования, мы научились работать, то в ситуации глобализации и конкуренции все больше университетов исполь-

Nb 1(7) 2007

зует смешанные технологии, вовлекая в учебный процесс, например, сетевые, цифровые, интернет-ресурсы. Мы должны найти новые параметры для гарантии качества смешанных технологий, так как при использовании новых технологий стали предъявляться новые требования к преподавателям, а их критерии у нас еще не разработаны. От того, какими станут критерии, в свою очередь, зависит, будет ли соответствующий университет получать лицензию, а потом проходить аккредитацию.

Сейчас совместно с профессиональным сообществом идет обсуждение правительственных подходов к оценке смешанных технологий образования. Прежде всего это новые образовательные стандарты. В России стандарты регламентируют вопросы содержания образования, учебных технологий, учебных планов, дизайна учебного процесса в целом и академический менеджмент. Так какие же изменения нужно внести в связи с распространением технологий в-!вагп!пд?

Перед нами стоит задача постоянного мониторинга, особенно в филиалах университетов, за соблюдением государственных стандартов. Мы должны особое внимание уделять филиалам, использующим дистанционное обучение и технологии в-!вагп1пд. Не будем скрывать, в России сейчас есть филиалы университетов, где не предоставляется качественное образование. Эти филиалы используются, чтобы получить отсрочку от службы в российской армии, и че-^ рез два-три года диплом о высшем образо-§ вании. Понятно, что речь идет о грубейших £ нарушениях закона, о том, что при сущест-^ вующей нормативной базе государство ока-1= зывается не в состоянии контролировать .12 качество получаемого в представительст-£ вах образования.

§ Очевидно, что конкуренция на региональных образовательных рынках должна ^ базироваться на строгом соблюдении за-!и конов.

гт

° Какие меры можно было бы предпринять в этой ситуации? Первое, что приходит на

10

ум, —легализовать существующее положение вещей, открывая филиалы дистанционного обучения. Но создание таких филиалов маловероятно, потому что дистанционное обучение — это не форма получения образования, а лишь некая совокупность технологий, которые постоянно развиваются и видоизменяются. Прописать законодательно эти технологии невозможно. Что же касается организационных моментов учебного процесса, то они являются объектами стандартизации и нормативного регламентирования.

Кроме того, многие вузы, незнакомые с современными технологиями дистанта, такими как обучение через Internet, e-lear-ning, использование мультимедийных продуктов и проведение виртуальных семинаров, тем не менее не стесняются утверждать, что реализуют дистанционное обучение, которое понимают по-своему. На все претензии к своей работе они говорят одно: «Не препятствуйте развитию дистанционного образования, не душите прогресс!» Каждый год мы закрываем несколько десятков таких филиалов. Важно при этом отличить филиал-нарушитель от настоящего, инновационного подразделения, где качественно реализуется программа e-learning.

Решение этой ситуации видится в создании так называемых филиалов заочного обучения, работа которых будет проходить исключительно в сфере заочного образования. К слову сказать, в Советском Союзе успешно функционировала гибкая и эффективная система вечернего и заочного образования, которая позволяла людям учиться без отрыва от производства. При этом для организации заочного обучения вузы открывали особые учебно-консультационные пункты (УКП), которые были разбросаны по всей стране. Потом эта схема была взята на вооружение многими западными университетами, реализующими дистанционное обучение, например, Британским открытым университетом.

В настоящее время в России разрабатываются нормы, критерии и правила функ-

№>1(7)2007

ционирования филиалов заочного обучения, которые могли бы реализовывать профессиональные образовательные программы по заочной форме с использованием всех современных технологий обучения, включая дистанционные образовательные технологии (ДОТ). Основной концепцией создания таких филиалов является концепция центрирования на базе головного вуза всех функций и полномочий, а также ответственности за деятельность подобного распределенного учебного заведения. Таким образом, преподаватели, студенты, а также материальные, информационные ресурсы и технологии будут принадлежать головному вузу, который сможет перераспределять эти составляющие между собой и своими филиалами, добиваясь максимальной эффективности и качества обучения.

Идея создания филиалов заочного обучения, несомненно, актуальна, и ей следует уделять серьезное внимание. Такие филиалы могут послужить эффективным инструментом внедрения достижений технического прогресса в сферу образования.

Итак, в настоящее время совместными усилиями Министерства образования и науки и инициативных вузов разрабатываются прозрачные системы оценки вузов, прозрачные для студентов, потребителей, университетов и общества. В новые процедуры оценки образования предполагается вовлекать представителей гражданского общества, включая работодателей. Безусловно, мы должны отслеживать инновации, которые происходят в системе, оценивать и рекомендовать или не рекомендовать их для широкого использования. В этой ситуации для нас сейчас бенчмаркинг очень эффективен.

Мы уже сегодня используем современные информационные технологии не только для организации учебного процесса, но и для контроля качества образования. В течение двух лет ведется эксперимент по online экзамену для всех студентов РФ. Этот экзамен проходит в одно время по всей

России. Во время проведения этого экзаме- § на проверяется освоение дидактических § единиц по каждой дисциплине (например, >2 проверяется у будущих юристов знание ^ «Римского права»). Такая процедура добровольна для университетов. И уже десятки из них стали использовать эту технологию, данное тестирование уже прошли сотни тысяч студентов.

Сегодня эта информация остается в университетах. Они сами принимают решения по управлению персоналом и качеством управляемого процесса. И впервые университеты получили систему внешней оценки эффективности деятельности конкретных преподавателей конкретных кафедр. В данной ситуации обсуждается перевод данного экзамена в систему контроля за качеством образования. Этот пример потребовался, чтобы пояснить, что современные информационные технологии используются не только для ведения новых технологий обучения, но и для новых систем, обеспечивающих развитие российского образования. Введение информационных технологий — не цель, а средство.

На конференции Online Educa Moscow мы предлагаем обсуждать не столько е-об-разование (e-learning), сколько более широкий вопрос использования информационных технологий для решения проблем развития системы образования, и самое главное на данном этапе — перечень и формулирование имеющихся проблем. Уже сегодня на берлинской конференции российские коллеги занялись их описанием. И думаю, что к московской Educa подготовим некоторые предложения по их решению, которые и обсудим с иностранными экспертами.

Приглашаем всех на конференцию Online Educa Moscow, которая будет проводиться 25-27 апреля 2007 года в Президент-отеле (более подробную информацию можно найти на сайте: www.online-educa-moscow.com) и надеемся, что наш положительный опыт и наши ошибки смогут быть полезными другим странам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.