100
Высшее образование в России • № 1, 2007
построения нового европейского образовательного пространства. На заседании ассоциации, в котором принимали участие представители Московской финансово-промышленной академии, Совета по гарантии качества высшего образования, Агентства по общественному контролю качества образования и развития карьеры (АККОРК), были представлены отчеты по работе, проделанной в 2006 г., а также по учреждению Европейского знака качества в е^еагшп§ и награды Ассоциации за высокое качество обучения в е^еагшп§.
Параллельно с конференцией проводилась выставка продуктов в области электронного образования, где ведущие международные производители представили свои новейшие товары и услуги. В этом году в выставке участвовали 116 компаний и организаций из Германии, Америки, Финляндии, Великобритании, Норвегии и других стран, в том числе и Московская финансово-промышленная академия.
В этом номере журнал знакомит с выступлением участника российской делегации Виктора Александровича Болотова.
В. БОЛОТОВ, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ
Система российского образования в настоящий момент испытывает влияние ряда внешних и внутренних факторов.
Первый фактор - глобализация, которая для нас связана с участием в Болонском процессе и планированием вхождения России в ВТО.
Второй фактор - это усиление конкуренции между высшими учебными заведениями России, вызванное двумя причинами. Первая причина - демография, предстоящее в ближайшее время снижение количества потенциальных студентов. Не случайно президент РФ Владимир Путин рассматривает демографическую политику в качестве приоритетной для нашей страны. Университеты будут вынуждены конкурировать за своих студентов. Вторая причина, влияющая на увеличение конкуренции: работодатели впервые за все время пребывания России в новом ка-
Оценка качества е-Ьеагтпд в России
честве стали обсуждать инвестиции в систему Министерства образования. Университеты конкурируют за дополнительные вложения в систему образования.
В этой ситуации Федеральная служба по надзору в системе образования РФ (Рос-обрнадзор) была поставлена в совершенно новые условия. Вот задачи, стоящие перед нашей службой:
1) оценка качества по отдельным программам;
ONLINE EDUCA
101
2) в целом оценка деятельности образовательных учреждений;
3) защита потребителей - как российских, так и иностранных.
Рособрнадзор контролирует образовательные институты по следующим позициям:
■ соответствие стандартам (в РФ стандарты утверждаются на государственном и федеральном уровнях);
■ соответствие учебных планов и программ государственным требованиям;
■ наличие квалифицированного профессионального персонала;
■ наличие учебных материалов, учебных технологий и т.д.
Мы все чаще привлекаем представителей «внешних» организаций для проведения этих работ. И если с университетами, имеющими традиционную схему образования, мы научились работать, то в ситуации глобализации и конкуренции все большее число вузов стали применять смешанные технологии. И понятно, что при их использовании стали предъявляться иные требования к преподавателям, а критерии этих требований у нас пока еще не разработаны. От того, какие будут критерии, в свою очередь зависит, сможет ли соответствующий университет получить лицензию, а потом проходить аккредитацию.
Сейчас совместно с профессиональным сообществом идет обсуждение правительственных подходов к оценке смешанных технологий образования. Прежде всего, это новые образовательные стандарты. В России стандарты регламентируют вопросы содержания образования, учебных технологий, учебных планов, в целом дизайна учебного процесса и академического менеджмента. Возникает вопрос, какие изменения нужно внести в связи с распространением технологий е-Ьеагшп§.
Перед нами стоит задача постоянного мониторинга за соблюдением государственных стандартов, особенно в филиалах университетов. Мы должны уделять особенное внимание филиалам, использующим
дистанционное обучение и технологии е^еагшп§. Не будем скрывать: в России сейчас немало филиалов вузов, которые не предоставляют качественного образования и которые используются для получения студентами отсрочки службыв Российской армии. Каждый год мы закрываем несколько десятков таких «филиалов». Важно при этом отличить фальшивый университет от опорной точки, где реализуется программа е^еагшп§.
Совместными усилиями разрабатываются прозрачные для студента, для потребителя, для общества системы оценки вузов. В новые процедуры оценки образования предполагается вовлекать представителей гражданского общества, включая работодателей. Безусловно, мы должны отслеживать инновации, которые происходят в системе, оценивать, рекомендовать или не рекомендовать их для широкого использования. В этой ситуации для нас сейчас очень эффективен бенчмаркетинг.
Мы уже сегодня используем современные информационные технологии не только для организации учебного процесса, но и для контроля за качеством образования. В течение двух лет в стране ведется эксперимент по опНпе-экзамену для всех студентов РФ. Этот экзамен, проходящий в единовременном режиме, проверяет освоение дидактических единиц по каждой дисциплине (например, у будущих юристов проверяется знание римского права). Для вузов это процедура добровольная. Уже десятки из них стали использовать эту технологию, а данное тестирование на сегодняшний день прошли сотни тысяч студентов.
Сегодня эта информация остается в университетах, которые сами принимают решение по управлению персоналом и качеством управляемого процесса. Впервые вузы получили систему внешней оценки эффективности деятельности конкретных преподавателей конкретных кафедр. В нынешней ситуации обсуждается перевод данного экзамена в систему контроля за качеством образования. Этот пример мне по-
102
Высшее образование в России • № 1, 2007
требовался для того, чтобы пояснить, что в России на сегодня современные ИТ используются для введения не только новых технологий обучения, но и новых систем, обеспечивающих развитие российского образования.
На грядущей конференции «ONLINE EDUCA MOSCOW» мы будем обсуждать не столько е-образование (e-Learning), сколько более широкие вопросы: влияние
использования информационных технологий для решения проблем развития систем образования. Введение информационных технологий не есть цель, это средство.
Приглашаем всех на конференцию «ONLINE EDUCA MOSCOW», которая будет проводиться 25-27 апреля 2007 г. в «Президент-отеле», и надеемся, что наш опыт и наши ошибки будут полезны другим странам.
Управление географически распределенными структурными подразделениями вуза
Р. ГАБИДУЛЛИН, доцент, проректор Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права
Образование - одна из сложнейших систем социальной сферы - сегодня претерпевает серьезные изменения как на уровне элементов системы, так и на уровне процессов, происходящих между ними. Требование экономической эффективности, сложность в унификации технологий представления и обработки учебной информации, задача внедрения информационных технологий в образовательный процесс и построения новой модели системыкачества в образовании - решение всех этих проблем в условиях сетевой структуры образовательных организаций диктует необходимость новых подходов в управлении современными учебными заведениями.
Стратегической целью образования как социальной системы должно быть удовлетворение общественной потребности в развитии. Вместе с тем оно является частью рыночного пространства, и задача экономической эффективности входит в известное противоречие с миссией социальных организаций.
Поиск путей экономической целесообразности в контексте парадигмы доступности образования предопределил развитие
системы профессионального образования в сторонурасширения собственной сети - создания обособленных структурных подразделений, обеспечивающих каналы доступа ко всем образовательным ресурсам. Этот путь вызывает ряд вопросов, от решения которых зависит его перспективность.
Традиционные формы управления и менеджмента в условиях территориальной разобщенности перестают быть эффективными и адекватными потребностям современных реалий. Выражается это в следующих моментах:
> отсутствие возможностей осуществления непосредственного контроля за деятельностью подразделения и его сотрудников;
> сложность процедуры совместного оперативного планирования, согласованного с общими целями организации, их корректировки в зависимости от меняющихся условий;
> разноуровневость квалификации работников в различных подразделениях и отсутствие естественных механизмов непосредственной передачи опыта между сотрудниками различных структур;