Научная статья на тему 'Оценка качества деятельности образовательных структурных подразделений в системе менеджмента качества классического университета'

Оценка качества деятельности образовательных структурных подразделений в системе менеджмента качества классического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаратинова Виктория Валерьевна

Обозначена проблема разработки и практического применения методик и моделей оценки качества в современной теории и практике управления качеством образования; приведены ряд противоречий, выявленных при изучении состояния данной проблемы, экспериментальные результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка качества деятельности образовательных структурных подразделений в системе менеджмента качества классического университета»

УДК 378.1

Шаратинова Виктория Валерьевна

Начальник экспертно-аналитического отдела образовательных технологий государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Череповецкий государственный университет», sh_victoria@chsu.ru, Череповец

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Sharatinova Victoria Valerievna

The chief of a expert-analytical department of educational technologies, State Educational Institution of Higher Professional Education «Cherepovets State University», sh_victoria@chsu. ru, Cherepovets

ESTIMATION OF QUALITY OF ACTIVITY OF EDUCATIONAL

STRUCTURAL DIVISIONS IN THE SYSTEM OF MANAGEMENT OF QUALITY OF CLASSICAL UNIVERSITY

Интернационализация образования в мире, структурная реформа высшего образования Европы и присоединение России к Болонскому процессу обуславливают изменения в российской высшей школе и, прежде всего в части, касающейся качества образования. Следует отметить увеличение числа педагогических исследований, посвященных различным аспектам проблемы управления качеством образования: от создания концепций управления качеством образования (на региональном и муниципальном уровнях) до разработки моделей и систем управления качеством в образовательных учреждениях разных уровней.

Анализ научных исследований по проблемам управления качеством образования в российской высшей школе показывает, что современными перспективными направлениями являются:

1) формирование теоретико-методологических основ в области качества высшего образования, развитие квалитологии и квалиметрии образования [1];

2) формирование систем оценки качества высшего образования [2; 4; 5; 6; 11; 14];

3) создание систем менеджмента качества на основе современных моделей управления качеством [3; 7; 8; 9; 10; 13].

Однако данную проблему нельзя считать полностью разрешенной. Продолжают оставаться актуальными разработка новых подходов к управлению и оценке деятельности образовательного учреждения и его структурных подразделений, потребность в научном обосновании принимаемых управленческих решений, что влечет за собой решение вопросов не только

теоретического проектирования, но и практического применения методик и моделей оценки качества образования.

Ощутив необходимость в применении новых подходов к управлению качеством деятельности образовательной системы, российские вузы ведут активную разработку и внедрение собственных систем менеджмента качества (СМК) на основе известных моделей, наиболее популярной из которых является модель, заложенная в международные стандарты ИСО серии 9000.

После разработки и внедрения СМК вуза дальнейшее ее развитие должно стоиться на систематическом мониторинге, оценке результативности процессов и деятельности структурных подразделений их осуществляющих, принятии эффективных управленческих решений на основе полученных результатов. Именно поэтому особое внимание следует уделить оценке качества деятельности структурных подразделений, системе показателей и критериев оценки. Изучение состояния данной проблемы позволило нам выявить следующие противоречия:

- между потребностью в новых подходах к управлению образовательными учреждениями в целом и традиционной внутривузовской системой управления структурными подразделениями;

- между потребностью в новых подходах к оценке деятельности высших учебных заведений и отсутствием научно обоснованных подходов к оценке деятельности составляющих их структурных подразделений;

- между потребностью в объективной информации для принятия управленческих решений по обеспечению требуемого качества подготовки специалистов и недостаточной разработкой механизмов практической реализации внутривузовского мониторинга и оценки качества деятельности структурных подразделений;

- между потенциальными возможностями научно-педагогического состава и недостаточно эффективной системой стимулирования его деятельности.

Актуальность применения принципов менеджмента качества в Череповецком государственном университете (ЧГУ) обусловлена наличием конкуренции на региональном рынке образовательных услуг, необходимостью систематического мониторинга требований потребителей образовательных услуг и корректирования в соответствии с ними своей деятельности, четкого определения обязанностей, ответственности, полномочий сотрудников и реализации справедливой системы мотивации и стимулирования.

Система менеджмента качества ЧГУ построена на основе модели, заложенной в стандарте ИСО 9001:2008, распространяется на проектирование, разработку и осуществление образовательной деятельности в сфере высшего профессионального, послевузовского профессионального и дополнительного образования (независимо от формы обучения и условий освоения образовательных программ, в соответствии с областью лицензирования и государственной аккредитации). На основе анализа видов деятельности, осуществляемых университетом и его структурными подразделениями,

нами определены процессы системы менеджмента качества. Для управления процессами, как системой, многоуровневая модель процессов СМК сформирована с использованием методов структурного анализа и проектирования, в качестве инструментального средства применяется пакет IDEF-моделирования Platinum BPwin версии 4.0.

Очевидно, что по аналогии с назначением процессов СМК в структуре университета действуют основные (реализующие процессы жизненного цикла) и вспомогательные (обеспечивающие) структурные подразделения. Основными являются образовательные структурные подразделения - институты, факультеты и кафедры - непосредственные участники не только учебного процесса, но и процессов, связанных с профориентационной деятельностью и приемной кампанией, разработкой и корректировкой основных образовательных программ, организацией учебного процесса и трудоустройством выпускников.

Качество деятельности университета определяет качество подготовки специалистов и состоит из многочисленных аспектов. Представляется правильным судить о нем по качеству процессов и по качеству деятельности структурных подразделений их осуществляющих.

Оценка качества деятельности университета является средством подтверждения того, что качество оказанных им образовательных услуг, сформированные компетенции выпускников соответствуют установленным требованиям (определенным государственными образовательными стандартами и заинтересованными в деятельности университета сторонами, а также самим университетом). В связи с этим оценка качества деятельности институтов, факультетов и кафедр является наиболее значимой, так как именно их деятельность непосредственно влияет на конечные результаты деятельности университета в целом. Она проводится с целью выполнения функций контроля, анализа результатов работы, определения результативности СМК, принятия управленческих решений; представляет специально организованные систематические сбор, обработку, изучение и анализ показателей качества; выявление отклонений от заданных требований и норм; выработку мер по их минимизации и повышению качества деятельности; построена на основе комплексной системы показателей (рис. 1), представляющей сложную многоуровневую иерархическую структуру, и методики оценки качества деятельности структурных подразделений.

Вершиной иерархической структуры показателей является единая интегральная оценка, содержательно определенная как «качество деятельности структурного подразделения». По легко измеряемым исходным показателям (низшего уровня) можно давать оценку непосредственно не измеряемым комплексным показателям качества (более высокого уровня).

Методика оценки качества деятельности структурных подразделений основана на принципах системного подхода: анализе (декомпозиции) качества деятельности структурных подразделений на составляющие, и синтезе (объединении) этих составляющих в единую интегральную оценку; позво-

I—‘

чо

Накопленный к моменту оценки качества деятельности потенциал структурного подразделения (К}=Р)

Качественный состав научно-педагогических кадров (Кц)

| Квалификация научно-педагогических кадров (Кш)_______________________

Процент ППС с учеными степенями и (или) учеными званиями (Кцц)

Процент в ППС докторов наук и (или) профессоров (Кіш)

Процент штатных преподавателей (К]из) Перспективность кадрового обеспечения (КЦ2)

Связь с фундаментальной академической наукой (К!!3) Связь с прикладной академической наукой (.Кц4)

Общественное признание квалификации (К!!5) Повышение квалификации ППС (Кцб)

Материально-техническая база (Ки)

| Обеспеченность учеб но-лабораторной базой (К 121) Обеспеченность учебнЫМИ ПЛОЩаДЯМИ (К 12ц) Загруженность лабораторий (К 1212)

Обеспеченность инструментальной базой (К 122) Уровень информатизации (К 123)

Обеспеченность компьютерной техникой (К123])

Обеспеченность дисциплин электронными учебно-методическим и комлексами (К] 232)

Соответствие материальной базы нормативным требованиям (К 124)

Информационно-методическое обеспечение (К]25)

Обеспеченность учебной и учебно-методической литературой (К]25])

Обеспеченность ДИСЦИПЛИН учебно-методическим И комлексами (К 1252) Обеспеченность бюджетным финансированием (К126)

Социально-бытовое обеспечение (Кіз)

Обеспеченность местами в общежитиях (Кщ)

Обеспеченность общественным питанием (К]з2) Санаторно-профилактическая база (К133)

Спортивная база (К!і4)

0Ъ=О,35

Wш=0,50

^77=0,40

113=0,20 Wll2= ОД 5

Wllз=0,01 Ш} 14=0,02

1Гц5= ОД О Фц6=0,\5

0Ъ=О,14

^121=одо

^1211=0,30

Ші 212=0,70

^122~ 0Д0 1¥і2з=0,30

Wl23l=0,50

IV1232=0,50 1¥і24= 0,05

ИЪ5=0,30 Ші25і=0,20

(¥і 252=0,80 ^ш=0,05

№13= 0,01

IVш=0,30

ІУі 32=0,30 Шізз=0Д0

ИГ13<=0Д0

Активность структурного подразделения за отчетный период (К2=Л)

Подготовка кадров (К21)

Подготовка специалистов с высшим образованием (К211) Подготовка кадров высшей квалификации (К212)

Контингент аспирантов (К2121)

Эффективность аспирантуры (К2122) Контингент доктсрантов (К21 зі)

Эффективность докторантуры (К2132)

Подготовка слушателей по программам дополнительного профессионального образования (К213)

Защита диссертаций научно-педагогическим и работниками (К214)

Работа в диссертационных советах ЧГУ (К215) Конкурентность подготовки кадров (К2і$

Средства от платной образовательной деятельности (Кгібі)_____________________________________________

Спектр образовательных программ (К2162) Повышение квалификации ППС в отчетный период (К2}7)____________________________________________

Производство и апробация знаний и технологий (К22)

Объем научных исследований (К221)

Объем НИР на единицу НПР (К2211)

Доля НИР, финансируемых через ЧГУ (К2212)

Участие в конкурсах грантов (К222)

Апробация в России и за рубежом {К223)

Учебники и учебные пособия с рецензиями (грифами)

(К22 Зі)

Монографии (К.2232)

Другие издания (К2233)

Объем изданной литературы (К2234)

Участие в конференциях, семинарах (К22зд

Участие в выставках (К22З6) Изобретения (К2237)

Внебюджетное финансирование деятельности (К225) Участие студентов в олимпиадах (К22б)

Студенты-победители олимпиад (К2261) Студенты-участники олимпиад (К2262)

0^=0,15

Ш211=0 до ^212=0,30

W2121=0Д5

Шг 122=0 £.5 W2123=0Д5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^2124=0Д5 ^2/3=0,05

W214=0,4 0

^275=0,01

Г¥2]6=0,05

^2162=0,5 0 Ш217=0,09

^22=0,10

^2211=0,50 Щ212=0,50

223=0,30

W2231=0 2-0

^2232-0Д5

^22^=0,10

^2237=0=25

W225=0,05 W22f=0,05

ф2261=0,10 ^2262=0,30

0^=0,03

w2311=0,\0 ^2312=0^0

w2313=0 2-0 ^2314=0,05

Ш2315= 0,10 ^2316=0,о 5

^2317=0,05

И72321=0,50 ^2322=0,50 0^0,10

^=0,01

W24^= 0,50 ^2^0,50

^25=0,05

Шг 51=0,20

Щ5^0,40

Щ5^0,40

1¥26=0,05

^27=0,10

025=0,01

Общественное признание (К2з)

Авторитет научно-педагогической школы

_____________________________________(К2 Зі)

Издания за рубежом (К2зіі) Организация мероприятий (К2312)

Награды за научные достижения (К2313) Участие в сторонних ГАК (К2314)

Научное руководство (.К2315) Оппонирование и отзывы (К2316)

Работа в сторонних диссертационных советах (К2317)

Участие в международных проектах (.К2318) Рецензирование изданий (К.2319)

Востребованность образования за рубежом

_______________________________________(К2 32)

Иностранные обучающиеся (К2321) Конкурентность образовательных услуг

___________________________________{К2322)

Использование зарубежных школ (К2зз)

Общественная деятельность (К24)

Работа в выборных органах, экспертная деятельность (К241) Награды за деятельность (К242)

Оценка уровня знаний (К25)

Результаты промежуточных аттестаций (Кг51)

Результаты независимой оценки уровня освоения ГОС ВПО (К252) Обеспеченность фондами контрольнотестовых заданий (К253)

Инновационные методы (К26)

Использование инновационных методов в преподавании дисциплин (К2бі)

Обеспеченность информационными технологиями (К262)

А ккр ед итаци они ы й статус образовательных программ (К27)

Уровень ответственности персонала №,)

Рис. 1. Структура показателей качества деятельности структурного подразделения

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

ляет гибко реагировать на изменение степени достижения установленных целей в области качества путем изменения весовых коэффициентов в сторону уменьшения значимости показателей, характеризующих достигнутые цели, и усиления значимости показателей, характеризующих еще недостигнутые цели.

Для обеспечения соизмеримости и соразмерности показателей в методике предусмотрены процедуры нормирования значений показателей на максимальные значения на множестве сопоставляемых структурных подразделений (институтов, факультетов или кафедр) и свертки нормированных значений в пределах каждого частного множества структуры с учетом их весовых коэффициентов.

Помимо установленных критериальных значений показателей в качестве базы сравнения в методику введены виртуальные среднестатистические подразделения (институт, кафедра). Значения 26 (из 160) исходных показателей для таких структурных подразделений приняты равными усредненным значениям, приходящимся на одно подразделение при условии соблюдения университетом лицензионных нормативов, показателей и критериев государственной аккредитации. Так, на рис. 2 приведен пример распределения кафедр ЧГУ (включая виртуальную среднестатистическую кафедру).

Рис. 2. Распределение кафедр ЧГУ по значению интегральной оценки качества их деятельности

Опыт нашей исследовательской работы показал, что оценка качества деятельности структурных подразделений стала эффективным средством управления деятельностью классического университета. Обеспечение высокого качества и конкурентоспособности образовательных услуг является для руководства университета приоритетным стратегическим направлением деятельности. Определены место и назначение оценки качества деятельности структурных подразделений в системе менеджмента качества классического университета. Комплексная система показателей используется при монито-

ринге и измерении процессов, оценке их результативности, служит основой для постановки целей структурных подразделений в области качества.

Внедрение и применение методики оценки качества деятельности структурных подразделений в период с 2001 по 2009 гг. позволило повысить показатели деятельности университета, например:

- существенно расширился спектр образовательных программ: увеличилось количество реализуемых направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования с 48 до 72, послевузовского профессионального образования с 24 до 35, дополнительного профессионального образования (среднегодовой контингент слушателей перекрывает аккредитационный норматив в 4,5 раза);

- доля аспирантов, защитивших диссертации (от числа поступивших), увеличилась с 13,3% до 42,6%;

- годовой объем финансирования научных исследований увеличился с 6,7 до 15,1 млн. руб.;

- среднегодовое количество монографий на 100 основных штатных педагогических работников с учеными степенями и (или) учеными званиями увеличилось с 1,7 до 3,8;

- среднегодовое число защит диссертаций на 100 человек научно-педагогического составаувеличилось с 1,5 до 3,6;

- доля преподавателей с учеными степенями и (или) учеными званиями увеличилась с 56,0% до 62,4%, доля докторов наук и (или) профессоров с 7,3% до 10,1%.

Результаты оценки качества деятельности структурных подразделений - являются основой принимаемых управленческих решений, планирования и организации мероприятий по улучшению как отдельных процессов и структурных подразделений, так и университета в целом, например:

- оптимизирована структура университета: создана организационная структура управления качеством (управление стратегического развития и менеджмента качества, управление маркетинга, отдел мониторинга качества обучения учебно-методического управления); созданы институт инноваций и непрерывного образования, научно-исследовательский институт, институт информационных технологий; помимо создания новых кафедр, реструктуризированы существовавшие кафедры, что привело к их сокращению с 54 до 41 и увеличению доли выпускающих кафедр с 69% до 83%;

- развивается система мотивации и стимулирования персонала структурных подразделений на основе результатов оценки; показатели деятельности структурных подразделений включены в систему оплаты труда в ЧГУ;

- институты, факультеты и кафедры разрабатывают комплекс мер, направленных на устранение нерешенных проблем и недостатков, выявленных при оценке их деятельности, включают его в планы работы на учебный год.

Библиографический список

1. Болонский процесс; середина пути [Текст] I Под. науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко. - М.; Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Российский Швый Университет, 2OO5. - З79 с.

2. Васильев, В. И. и др. Оценка качества деятельности образовательного учреждения [Текст] I В. И. Васильев, В. В. Красильников, С. И. Плаксий, Т. H. Тягунова - М.; Изд-во ИКАР, 2OO5. - З2O с.

3. Всеобщее управление на основе качества: Учебное пособие [Текст] / Ю. С. Карабасов, В. П. Соловьев, Л. А. Дубровина - М.; МИСиС, 2OOЗ. - 145 с.

4. Гапонов, В. Л. и др. Оценка выполнения вузом рейтинговых показателей [Текст] / В. Л Гапонов, Т. В. Моргунова // Стандарты и качества - 2007. -М 5. - С. 8З-87.

5. Иванов, Б. С. Оценка образовательного процесса на кафедре [Текст] I Б. С. Иванов II Стандарты и качество. - 2OOЗ. - М 8. - С. 94-95.

6. Комплексная оценка высших учебных заведений; Учебное пособие [Текст] I В. Г. Шводнов, Е. H. Геворкян, Г. H. Мотова, М. В. Петропавловский. - М.; Центр государственной аккредитации, 2OOЗ. - 176 с.

7. Левшина, В. В. и др., Формирование системы менеджмента качества вуза; Монография [Текст] I В. В. Левшина, Э. С. Бука - Красноярск; СибГТУ, 2OO4. - З28 с.

8. Макаркин, Н. П. и др. Формирование системы менеджмента качества в классическом университете [Текст] IH. П. Макаркин, С. В. Полутин, В. И. Мако-лов II Аккредитация в образовании. - 2OO6, февраль. - М 12. - С. 4O-41.

9. Методические рекомендации по внедрению типовой модели системы качества образовательного учреждения [Текст] I Авторский коллектив; В. В. Азарь-ева, В. И. Круглов, Д. В. Пузанков, В. С. Соболев, В. П. Соловьев, И. В. Степанов, С. А. Степанов, В. В. Ященко. - СПб.; Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2OO6. - 4O8 с.

10. Методические рекомендации по применению стандартов серии ГОСТ РИСО 9000-2001 в высших учебных заведениях [Текст] / Д. В Пузанков, А. В Олейник, В. С. Соболев, С. А. Степанов. - СПб.; Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2OOЗ. - 22O с.

11. Миляева, Л. Г. и др. Маркетинговый инструментарий для оценки соответствия и качества образовательных услуг потребностям обучающихся [Текст] I Л. Г. Миляева, H. Г. Волкова II Маркетинг в России и за рубежом. - 2OO4. -№ 1(З9). - С. 9O-1O1.

12. Набоков, Э. П. Организационное совершенствование предприятий на принципах TQM [Текст] I Э. П. Шбоков II Методы менеджмента качества. - 2OO7. -М 4. - С. 2O^.

13. Никитина, Н. Ш. Проектирование системы менеджмента качества вуза на основе логико-структурного анализа [Текст] I H. Ш. ^китина II Стандарты и качество. - 2OOЗ. -М8.- С. 87-91.

14. Савельев, Б. А. и др. Оценка уровня обученности студентов в целях аттестации образовательного учреждения профессионального образования; учебное пособие. [Текст] I Б. А. Савельев, А. С. Масленников - Йошкар-Ола.; Центр государственной аккредитации, 2OO4. - 84 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.