РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ _КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА_
УДК 378
Санникова Анна Илларионовна
доктор педагогических наук, профессор, проректор по управлению качеством образования
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: [email protected]
СИСТЕМА ГАРАНТИЙ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аппа I. Sannikova
PhD in Pedagogy, Professor, Vice-rector for Education Quality Management
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: [email protected]
SYSTEM OF QUALITY ASSURANCE IN SPECIALIST TRAINING AT THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Аннотация. В статье раскрываются проблемы оценки качества, гарантий качества и рекомендаций по обеспечению подготовки будущего специалиста в образовательной организации высшего образования, а также представлен опыт их решения в условиях конкретного вуза.
Ключевые слова: гарантии качества в образовании; оценка качества образования; разработка системы гарантий качества образования; институциональная модель гарантий качества образования.
Abstract. The paper outlines problems of quality assessment, quality assurance and guidelines for future specialist training at the higher education institution and presents experience of solving the problems in the setting of a certain university.
Key words: education quality assurance; education quality assessment; elaboration of the education quality assurance system; institutional model of education quality assurance.
Проблема качества образования на современном этапе развития общества является одной из актуальных. Активно разрабатываются вопросы обеспечения
© Санникова А.И., 2014
качества, гарантий качества и рекомендаций по обеспечению качества, которые обсуждаются и реализуются на различных уровнях. На международном уровне - это стандарты и рекомендации для гарантии качества в Европейском пространстве высшего образования (ББО), обсуждаемые в контексте Болонского процесса. На федеральном уровне - это требования сравнительно недавно принятого закона «Об образовании в РФ» (Ф3-№273 от 29.12.2012 г.), регламентирующего процессы аккредитации и лицензирования, а также федеральные государственные образовательные стандарты. На региональном и муниципальном уровнях - это конкретизация и уточнение условий реализации вышеназванных направлений развития и регулирования положения дел в сфере образования. И, наконец, на уровне образовательной организации проблема гарантии качества подготовки специалиста также находится в стадии активной разработки и реализации, причем не только силами администраций, но и научно-педагогических коллективов в целом.
В рамках европейского подхода стандарты и рекомендации для гарантии качества в высшем образовании включают в себя три блока: внешние гарантии качества, внутренние гарантии качества и независимые профессиональные агентства гарантии качества.
В России традиционно более развиты процедуры внешнего контроля на государственном уровне, которые включают в себя государственную аккредитацию, мониторинг результатов деятельности образовательных организаций и контроль сайтов в целях информирования общественности. При всей неоднозначности в оценке данного подхода следует отметить, что реализация данных процедур позволяет образовательной организации демонстрировать обществу качественные результаты своей деятельности и тем самым повышать свою конкурентоспособность, а также укреплять уровень доверия к себе со стороны студентов и других стейкхолдеров, которые обеспечивают возможности для образовательной системы и являются источником требований к ней. Вместе с тем эта деятельность дискретна, ресурсозатратна в экономическом и психологическом отношении и нацелена преимущественно на контроль, что слабо способствует развитию как образовательной организации в целом, так и ее сотрудников.
Признание необходимости внутренних гарантий качества в высшем и профессиональном образовании, возложение ответственности за качество реализации образовательных программ на образовательную организацию в практике российского образования произошли сравнительно недавно. Эта ответственность возложена на отечественные образовательные организации законом «Об образовании в РФ» и федеральными государственными образовательными стандартами. Включение образовательных организаций в процесс разработки внутренней системы гарантий качества в настоящее время уже не является инновацией или модным трендом, а находится в стадии активной разработки, внедрения и рутинизации, выступает одним из направлений системной деятельности.
Гарантия качества - это не только результат, но и процесс, который предполагает определенную цикличность процедур оценки различных параметров качества и проведения на основе полученных данных корректирующих и предупреждающих мероприятий по улучшению.
Система деятельности образовательной организации по обеспечению качественной подготовки специалиста включает в себя ряд направлений, а структура ее представлена различными уровнями.
Среди направлений деятельности образовательной организации можно выделить следующие.
Совершенствование нормативной базы образовательной организации, регулирующей вопросы гарантии качества профессиональной подготовки специалиста. Разработка и документированное оформление политики и системы управления качеством в рамках правового поля, проведение широкой разъяснительной работы среди сотрудников, организация различных конкурсов и реализация поддерживающих программ по совершенствованию качества условий, процесса и результатов образовательной деятельности.
Взаимодействие с работодателем в разработке и оценке качества образовательных программ, а также привлечение к оцениванию эффективности их реализации всех заинтересованных участников (студентов, выпускников, преподавателей).
Создание системы оценки и мониторинга качества подготовки студентов на разных этапах подготовки (диагностическое, или входное, тестирование качества подготовки первокурсников, федеральный интернет-экзамен по итогам освоения учебных дисциплин, экспериментальный выпускной итоговый экзамен для бакалавров, текущий и промежуточный контроль на основе собственной сертифицированной базы тестовых заданий по отдельным учебным дисциплинам). Проведение обучающих семинаров по вопросам разработки фондов оценочных средств как инструментов гарантии качества профессиональной подготовки специалиста.
Развитие внутреннего аудита в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста в образовательном учреждении для оценки эффективности деятельности структурных подразделений и качества организации отдельных процессов. Подготовка аудиторов из числа сотрудников и преподавателей.
Структура деятельности образовательной организации по обеспечению качественной подготовки специалиста представлена несколькими уровнями:
- уровень вуза (ректората), на котором определяется политика в области качества, задаются цели, определяются нормативно-правовые, организационно-методические, материальные и социально-психологические условия;
- уровень факультета, зона ответственности которого - качество разработки и реализации конкретных образовательных программ, государственная итоговая аттестация, содействие трудоустройству студентов;
- уровень кафедры, выпускающей или обеспечивающей, за которой закреплен ряд учебных дисциплин и ответственность за качество реализации и контроль качества их освоения;
- уровень преподавателя, которому передаются права и ответственность за обеспечение качества разработки и реализации программ конкретных учебных дисциплин (УМКД), разработка педагогических измерительных материалов (ПИМ) и баз тестовых заданий (БТЗ).
Характеризуя деятельность ПГГПУ по созданию и реализации системы внутренних гарантий качества, отметим, что этому предшествовал анализ состояния современного образования. Существенные новации, которые происходят в сфере высшего и профессионального образования, во многом обусловлены изменениями в законодательной базе, продиктованы новыми ФГОС, ФГОС 3+ и другими нормативными актами. Модернизация образования обусловливает рост ответственности образовательных организаций перед обучающимися, обществом и государством за качество результатов своей деятельности.
Необходимость определения направлений системной деятельности ПГГПУ по обеспечению качества подготовки будущего специалиста в настоящее время актуализируется благодаря следующим факторам:
- предоставление большей самостоятельности образовательным организациям в конструировании содержания ОП, переход на модульный принцип их формирования, обеспечение возможности построения индивидуальных образовательных маршрутов, повышение мобильности студента;
- дифференциация образовательных программ на академические и прикладные, увеличение доли прикладных;
- усиление внимания к практической подготовке будущих специалистов, увеличение объемов производственной практики и доли самостоятельной работы студентов;
- необходимость ориентации ОП на стандарты профессиональной деятельности, в которых содержится функциональная карта вида профессиональной деятельности, представленная через обобщенные трудовые функции, также дается описание трудовых функций (входящих в них трудовых действий, умений и знаний), уровни квалификации;
- учет грядущих изменений вследствие заявленной возможности многоканального входа в профессию, допуска к профессиональной деятельности через профессиональный экзамен (сертификацию) и др.;
- динамичность развивающегося рынка образовательных услуг, демографические изменения, что требует учета конъюнктуры, принятия дополнительных мер по повышению привлекательности вуза для абитуриентов, способности к сохранению контингента, обеспечению конкурентоспособности выпускников;
- включение такого показателя как «наличие вузовской системы менеджмента качества» в качестве необходимого условия для прохождения очередной аккредитации.
Первый этап работы по созданию и реализации системы внутренних гарантий качества в ПГГПУ состоял в анализе традиционных направлений образовательной деятельности вуза через призму оценки качества их организации: от довузовской подготовки и приема абитуриентов в вуз до трудоустройства выпускников и сбора отзывов работодателей.
Второй этап заключался в сравнительном анализе показателей деятельности вуза с критериями, заложенными в документах, регламентирующих процедуры лицензирования и аккредитации образовательных учреждений.
Рабочей группой, созданной по распоряжению ректора, была разработана теоретическая модель системы менеджмента качества ПГГПУ. Создан общественный совет по качеству ПГГПУ под председательством ректора. На заседаниях совета обсуждалась системно-структурная модель управления качеством, вопросы мониторинга отдельных элементов системы управления качеством, положения о конкурсах СМК структурных подразделений вуза и других поддерживающих программах, ориентированных на управление качеством.
В плане совершенствования нормативной базы, регулирующей вопросы гарантии качества подготовки специалиста, ученым советом ПГГПУ принимались соответствующие решения о документальном оформлении системы управления качеством и внедрении в образовательный процесс, о создании информационно-технической поддержки и документировании параметров организации образовательного процесса.
В соответствии с принятыми решениями была разработана концепция материального стимулирования профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала по критерию «качество работы». На ее базе создана компьютерная программа расчета материального вознаграждения по итогам научной работы, учебно-методической работы и итоговым показателям года. На основе этих подходов ведется подготовка к переходу к практике заключения «эффективного контракта».
В настоящее время подготовлены и опубликованы методические материалы (уже в 4 пособиях), обсуждение которых в целях апробации и популяризации идеи управления качеством осуществляется в различных формах и в разных аудиториях сотрудников и преподавателей (на семинарах, заседаниях учебно-методического совета, ученого совета университета).
На протяжении нескольких лет в вузе организовывались конкурсы, направленные на обеспечение качества образования: конкурс систем управления качеством (СМК) в структурных подразделениях ПГГПУ в 2010 г.; конкурс учебно-методических пособий в 2012-2013 гг.; конкурс моделей
руководства самостоятельной работой студентов (на уровне факультета, кафедры и в преподавании отдельной учебной дисциплины) в 2014 г.
Большое внимание уделяется созданию внутривузовской системы текущего и промежуточного контроля знаний студентов. В качестве задач внутривузовской системы контроля качества обучения студентов сформулированы следующие:
- обеспечение целостного и полного усвоения студентами содержания основных образовательных программ высшего образования;
- мониторинг качества процесса преподавания и освоения учебных дисциплин студентами;
- обеспечение объективности оценки уровня подготовки студентов;
- повышение заинтересованности и ответственности профессорско-преподавательского состава за уровень освоения учебного материала студентами.
Ответственность за организацию системы мониторинга качества обучения студентов в университете возложена на специалистов отдела мониторинга и управления качеством образования, в учебных подразделениях -на деканаты, а по конкретным дисциплинам - на кафедры и ведущих преподавателей.
В настоящее время в вузе ведется активная работа по созданию системы мониторинга качества организации образовательного процесса в рамках отдельных образовательных программ (от результатов обучения студентов до всех аккредитационных показателей в целом: качество 1111С, информационного обеспечения, выпуска, приема, итогов межсессионной аттестации, ГИА и др.). Разработан и апробируется ежегодно обновляемый электронный паспорт образовательной программы.
Продолжается активная работа по созданию баз тестовых заданий для контроля качества обучения студентов, поставлена задача довести до 50 % обеспеченность каждой ОП базами тестовых заданий. Создана рабочая группа, разрабатывающая методические рекомендации по декомпозиции БТЗ в компетентностный формат (на основе рекомендаций Национального центра общественно-профессиональной аккредитации, г. Йошкар-Ола).
Анализируя эффективность функционирования системы управления качеством в ПГГПУ, проиллюстрируем ее некоторыми примерами из практики проведения внутренних аудитов в течение 2011-2014 гг.
Так, в ходе внутреннего аудита было выявлено несоответствие структуры управления на ряде факультетов требованиям ФГОС между традиционной номенклатурой кафедр, закреплением за ними учебных дисциплин, с одной стороны, и требованиями ФГОС к модульной организации дисциплин учебного плана и объединению их в логике компетентностного подхода, с другой. Внесены и впоследствии реализованы предложения об укрупнении структурных подразделений в логике УГСН и выделении выпускающих кафедр.
Выявлено несоответствие между требованием объединения ресурсов, модернизации информационно-технического оснащения учебного процесса на факультетах и разрозненностью его в условиях существования дублирующих кафедр с нечетким разграничением направлений научно-методической и учебно-методической деятельности. Внесено и впоследствии реализовано предложение об укрупнении учебно-методических служб и кабинетов на факультетах и о разработке положения об учебно-методическом кабинете в ПГГПУ.
Выявлено несовершенство традиционной структуры управления факультетом в условиях увеличения числа реализуемых образовательных программ (ОП) в его структурных подразделениях. Было проведено заседание круглого стола по обсуждению вопроса о формах реализации функционала менеджера по ОП с учетом специфики факультетов. Впоследствии реализовано предложение о разработке функционала менеджера по ОП и о включении его в должностную инструкцию сотрудника, выполняющего данный функционал, с соответствующим стимулированием.
Выявлена недостаточность контрольно-измерительных материалов для контроля качества обучения студентов по различным блокам (ГСН, ЕН, ОПД и СД в рамках ГОС ВПО, блоки и модули в рамках ФГОС). Внесено и впоследствии реализовано предложение о проведении семинаров по обучению ППС вуза основам разработки тестовых заданий по учебным дисциплинам реализуемых ОП в целях обеспечения качества обучения. Создана собственная база тестовых заданий (БТЗ), осуществляется плановая сертификация БТЗ в соответствующих центрах. Организована своевременная работа по обновлению методологических и теоретических подходов к разработке измерителей в соответствии с требованиями ФГОС в логике компетентностного подхода.
Выявлено несоответствие традиционной практики материального стимулирования ППС и УВП по критерию «качество работы», недостаточно учитывающего изменения в характере и содержании профессиональной деятельности сотрудника вуза. Внесено и впоследствии реализовано предложение о разработке концепции материального стимулирования профессиональной деятельности ППС и УВП по критерию «качество работы», создана на ее основе методика расчета объемов стимулирующих выплат, разработана компьютерная программа расчета коэффициентов эффективности деятельности ППС и УВП. Анализируется эффективность практики стимулирования, совершенствуется критериальная основа, ведется подготовка к внедрению эффективного контракта.