УДК 338.482.22
ОЦЕНКА ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ФЦП «РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2011-2018 ГОДЫ)»
Шариков В.И.
Канд. пед. наук, доцент кафедры туризма и гостиничного дела
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта,
молодёжи и туризма» (ГЦОЛИФК)
г. Москва, Российская Федерация
sharikov. vi@yan.dex. т,
Крешетова Т.В.
Магистрант Высшей школы туризма и гостеприимства
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
г. Москва, Российская Федерация,
генеральный директор ООО «Туристическая компания «Робинзон», член правления Челябинской Ассоциации Туристических Организаций г. Челябинск, Российская Федерация kreshta82@mail.ru Беломестнова М.Е.
Канд. пед. наук, доцент кафедры туризма и гостиничного дела
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма» (ГЦОЛИФК) г. Москва, Российская Федерация m.kurdakova@gmail.com
Аннотация. Осуществляется оценка результатов Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» на основе метода анализа статистических показателей основных целевых индикаторов. Производиться сопоставление и анализ плановых и фактических значений достигнутых целевых индикаторов. Выявляются факторы и причины, не позволившие достичь плановых значений целевых индикаторов ФЦП. Дана суммарная оценка результатов ФЦП (в %) по 9-ти целевым индикаторам на основе сравнения цепных темпов роста с 2011 г. по 2018 г. Анализируются экономические и социальные результаты ФЦП. Подводятся итоги реализации ФЦП в рамках решения поставленных в ФЦП задач по развитию туристско-рекреационного комплекса, повышению качества туристских услуг и продвижение российского турпродукта на внешнем и внутреннем туристских рынках. Даётся оценка реализации программы туристского кэшбэка с современных условиях
Ключевые слова: туризм, целевые индикаторы, федеральная программа, внутренний туризм, въездной туризм, кластеры, темп роста, оценка результатов, кэшбэк
Россия имеет высокий туристско-рекреационный потенциал, на её территории сосредоточены уникальные природно-рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события. Но туристский потенциал России не используется в полной мере [1, с.9].
Поэтому для наиболее эффективного развития туристского потенциала страны в 2011 г. началось действие Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» (далее, ФЦП)1. В 2018 г. закончилась реализация данной программы. В этой связи, актуальным, на наш взгляд, является рассмотрение итогов этой Программы, анализ проблем, которые помешали решить поставленные задачи, выявление факторов, не позволивших достичь поставленных целей.
В рамках данной ФЦП с целью повышения конкурентоспособности туристских услуг, удовлетворяющих потребности, российских и иностранных граждан, государством предполагалось решить три основные задачи: развитие туристско-рекреационного комплекса страны, повышение качества туристских услуг, продвижение российского турпродукта на внешнем и внутреннем туристских рынках.
Реализация ФЦП осуществлялась на принципах государственно-частного партнёрства, когда на 1 руб. бюджетных средств планировалось привлечь порядка 3,6 руб. из внебюджетных источников с общим объёмом финансирования 120 млрд.руб. За счет средств федерального бюджета было выделено 26,7 млрд.руб., за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 8,4 млрд.руб., за счет средств внебюджетных источников - 85,6 млрд. руб .
Были установлены следующие целевые индикаторы реализации ФЦП :
• численность граждан РФ, размещенных в коллективных средствах размещения (далее, КСР);
• численность иностранных граждан, размещенных в КСР;
• площадь номерного фонда КСР;
• инвестиции в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания);
• количество койко-мест в КСР;
• количество лиц, работающих в КСР;
• количество лиц, работающих в туристских фирмах;
• объем платных туристских услуг, оказанных населению;
:О Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)»: пост. Правительства РФ от 2 августа 2011 г. №644. [Электронный ресурс]. URL: Шр5://Ьа5е.аагап1ги/55171986(дата обращения: 02.12.2020)
2Ростуризм отчитался по ФЦП за 2011-2018 годы: цифры и факты. [Электронный ресурс]. URL: https://profi.travel/articles/40944/details (дата обращения 22.11.2020).
3Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)». [Электронный ресурс]. URL: http:// http://fcp.economv.gov.ru/cgl-bin/cisfcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2018/361 (дата обращения 26.11.2020).
• объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения.
Следует заметить, что реализация ФЦП осуществлялась в условиях экономического кризиса, отчётливо проявившегося в 2014-2015 гг. из-за введения экономических санкций в отношении нашей страны, ослабления рубля, снижения цен на энергоносители и др. К названным негативным факторам, повлиявшим на реализацию ФЦП, можно добавить: неэффективное расходование средств, несоблюдение сроков реализации проектов, снижение активности инвесторов и др.
В целом 35 регионов отчитались о проделанной работе в рамках ФЦП. Были реализованы инвестиционные проекты по созданию 45 кластеров, в том числе, 38 туристско-рекреационных и 7 автотуристских кластеров.
Для развития кластеров в рамках ФЦП государство предоставляет федеральное софинансирование. При этом для получения денежных средств из федерального бюджета на развитие кластеров, регионам необходимо: иметь проект кластера в ФЦП, подтвердить наличие средств в бюджете региона на реализацию проекта, подтвердить использование типовой проектной документации, возвратить полученные средства в бюджет при неисполнении обязательств по реализации проекта [2, с.114].
Эффективно отработали 16 субъектов РФ, которые ввели в строй все предусмотренные планом строительства объекты (Амурская, Костромская, Кемеровская, Липецкая, Ярославская области и другие субъекты РФ). Из внебюджетных источников в рамках ФЦП удалось привлечь 69,95 млрд. руб., т.е. примерно 2,19 руб. на каждый вложенный рубль из бюджета4.По итогам реализации ФЦП данное соотношение составило 2,84. Так как по состоянию на 2018 г., не все объекты туристской индустрии были введены в эксплуатацию, теоретически возможно увеличение данного показателя до 3 руб.
Рассмотрим, насколько были достигнуты целевые индикаторы реализации ФЦП. Для этого сопоставим плановые и фактические значения целевых индикаторов (таблица 1).
4Итоги реализации ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» подведены. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tourismsafety.ru/investment news one 932.html (дата обращения: 01.12.2020)
Таблица 1. Целевые индикаторы реализации Федеральной целевой программы
«Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)»5
Наименование индикатора ед. изм. план/ факт 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Численность граждан РФ, размещенных в коллективных средствах размещения (КСР) млн. чел. план 31,5 31,9 32,5 33 33,5 34 34,5 35
факт 29,31 31,8 32,56 33,80 43,66 48,36 53,60 62,21
Численность иностранных граждан, размещенных в КСР млн. чел. план 4,1 4,6 5,4 6,1 6,7 7,4 8 8,7
факт 3,87 4,21 4,44 4,61 5,63 6,09 8,03 11,48
Площадь номерного фонда КСР тыс. кв. м. план 14421 14619 14927 15180 15433 15686 15939 16192
факт 11 776,5 11 454,9 11 515,6 13 130,6 13 343,8 17 844,4 19 450,5 21 >32,7
Инвестиции в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания) млн. руб. план 20109 20523 21168 21697,5 22227 22756,5 23286 23815,5
факт 41 223,7 27 632,7 67 449,0 80 468,5 32 653,5 30 366,1 32 483,4 42 861,1
Количество койко-мест в КСР тыс. ед. план 1305 1321 1347 1368 1389 1410 1431 1452
факт 1294 1 345 1 387 1 573 1 763 1 848 2 168 2 415
Количество лиц, работающих в КСР тыс. чел. план 521 527 536 543,5 551 558,5 566 573,5
факт 391,3 386,4 375,3 399,1 402,6 466,6 493,3 325,0
Количество лиц, работающих в туристских фирмах тыс. чел. план 41 42 43 44 45 46 47 48
факт 47,5 48,7 50,1 45,5 48,4 40,0 47,2 66,7
Объем платных туристских услуг, оказанных населению млрд. руб. план 101 110 123 134 145 156 167 178
факт 112,8 121,5 145,8 147,5 158,3 161,3 166,5 172,1
Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения млрд. руб. план 126 136 153 166,5 180 193,5 207 220,5
факт 125,5 141,0 162,4 175,7 189,0 213,3 219,9 255,7
5Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» URL: http:// http://fcp.economY.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2018/361 (дата обращения 25.11.2020).
Анализируя таблицу 1, можно сделать следующие выводы по достижению целевых индикаторов ФЦП:
• за отчётный период фактическая численность граждан РФ, размещенных в коллективных средствах размещения (КСР), составила 62,21 млн. чел., что на 86,3% превышает плановое значение 2018 г.;
• в 2018 г. численность иностранных граждан, размещенных в КСР, превысила плановый показатель данного целевого индикатора на 31,9% (11,48 млн.чел. против 8,7 млн.чел.);
• площадь номерного фонда КСР в 2018 г. составила 21 632,7 тыс.кв.м., что на 33,6 % превышает плановый показатель - 16192 тыс.кв.м.;
• инвестиции в основной капитал средств размещения составили 42861,1 млн.руб., что превышает плановый показатель индикатора (23815,5 млн.руб.) на 79,9%;
• количество койко-мест в КСР увеличилось на 66,3% по сравнению с плановым показателем данного индикатора (2 415 тыс.ед. против 1452 тыс.ед.);
• количество лиц, работающих в КСР, фактически составило 325,0 тыс. чел., что на 43,3 % меньше по сравнению с плановым показателем (573,5 тыс.ед.);
• количество лиц, работающих в туристских фирмах, увеличилось на 38,9% (66,7 тыс. чел. против 48 тыс. чел.);
• объём платных туристских услуг, оказанных населению, по сравнению с плановым уровнем снизился на 3,3% (172 млрд. руб. против 178 млрд. руб.);
• объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, увеличился в 2018 г. фактически на 15,9% по сравнению с планом;
Таким образом, можно констатировать тот факт, что в основном целевые индикаторы (7 из 9 индикаторов) реализации ФЦП перевыполнены, что свидетельствует о положительных итогах данной ФЦП. Остались не достигнутыми 2 целевых индикатора (количество лиц, работающих в КСР; объём платных туристских услуг, оказанных населению) (рисунок 1).
■ Численность граждан РФ, размещенных в КСР
■ Численность иностранных граждан, размещенных в КСР
■ Площадь номерного фонда КСР
■ Инвестиции в основной капитал средств размещения
■ Количество койко-мест в КСР
I Количество лиц, работающих в КСР
■ Количество лиц, работающих в туристских фирмах
■ Объем платных туристских услуг, оказанных населению
Объем штатных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения
Рисунок 1. Сопоставление фактических и плановых значений целевых индикаторов ФЦП
в 2018 г.6
Из рисунке 1 наглядно видно в сравнении, что в 2018 г. достигнуто наибольшее перевыполнение целевого индикатора «Инвестиции в основной капитал средств размещения» (на 80%). В то же время, целевой индикатор «Количество лиц, работающих в КСР» выполнен только на 56,7% от запланированного к 2018 г. уровня.
Начиная с 2014 г., в России происходят серьезные изменения структуры российской туристской отрасли, которые в 2015 г. закрепились в пользу внутреннего и въездного туризма. Внимание туроператоров к внутреннему туризму значительно увеличилось. Они стали заниматься не только выездным, но и внутренним туризмом [3, с. 109-110].
На рисунке 2 представлена динамика плановых и фактических значений целевого показателя «Количество лиц, работающих в КСР» за 2011-2018 гг. (рисунок 2).
Целевые индикаторы, 2018г. ( %)
6Составлено авторами на основе материалов ФЦП
31.12.2011
600
План, тыс.чел.
31.12.2017
31.12.2013
Фактически, тыс.чел.
31.12.2015
Рисунок 2. Динамика плановых и фактических значений целевого показателя «Количество
При этом из рисунке 2 следует, что с 2011 по 2018 гг. фактическое количество лиц, работающих в КСР, было меньше планового значения данного индикатора, что позволяет говорить об устойчивой тенденции. Причины такого состояния занятости в коллективных средствах размещения могут быть выявлены в ходе специального исследования. Объем платных туристских услуг, оказанных населению, за это время поступательно увеличивался, оставаясь ниже планового уровня данного индикатора с 2011 по 2018 гг.
Заметим, что оценить эффективность реализации различных государственных программ достаточно сложно, т.к. всегда необходимо использовать универсальную систему показателей (индикаторов) с учётом специфики отрасли экономики.
Поэтому в международной практике выделяют следующие универсальные критерии эффективности и результативности государственных программ:
• экономичность (economy) - соотношение ресурсов и затрат;
• экономическая эффективность (efficiency) - соотношение непосредственных результатов (предоставленных услуг определенного качества) и затрат;
• результативность (effectiveness-I) - соотношение фактических и запланированных результатов;
'Составлено авторами на основе материалов ФЦП
лиц, работающих в КСР» за 2011-2018 гг.
7
• социальная эффективность (effectiveness-II) - степень достижения общественно значимого эффекта от предоставленных услуг - соотношение конечных общественно значимых (outcomes) и непосредственных результатов (outputs).
• социально-экономическую эффективность (costeffectiveness) - соотношение конечных общественно значимых результатов и затрат на их достижение;
• допущения и риски (assumptions and risks) [4].
Рассмотренные в табл.1 целевые индикаторы реализации ФЦП можно также рассматривать в качестве дополнительных статистических показателей при оценке вклада туризма в экономику страны (региона).
В общем случае для полноценного подведения итогов реализации ФЦП, целесообразно, на наш взгляд, анализировать показатели статистики туризма по следующим направлениям:
• туристские ресурсы;
• деятельность туристских фирм;
• цены на туристские услуги;
• платные услуги в сфере туризма;
• основные индикаторы развития туризма;
• труд и заработная плата в сфере туризма;
• туристские перевозки;
• средства размещения и общественное питание;
• производство товаров для туризма;
• инвестиции в сфере туризма и финансы туристской сферы;
• особые экономические зоны туристско-рекреационного типа [5, с.114].
Очевидно, что наряду с экономическим эффектом, реализация ФЦП будет также
способствовать решению и социальных задач (укрепление здоровья и рекреация, занятость населения, налоговые поступления в бюджет, развитие смежных отраслей экономики в соответствии с мультипликативным эффектом).
Всё это должно способствовать, на наш взгляд, созданию конкурентоспособного национального туристского продукта, способного максимально удовлетворить туристские потребности отечественных и иностранных туристов и обеспечить на этой основе комплексное развитие регионов нашей страны при условии сохранения экологического равновесия и культурного наследия [6, с.954].
В этих условиях благодаря развитию индустрии туризма и гостеприимства создаются новые рабочие места, стимулируется экспорт услуг, и, как результат, жизнь многих людей улучшается. Следует заметить, что туристская отрасль включает множество
смежных отраслей, основная цель которых состоит в удовлетворении потребностей отечественных и иностранных туристов, путешествующих с самыми различными целями
[7, с. 62].
Следует заметить, что реализация ФЦП осуществлялась в регионах с переменным успехом. Например, по состоянию на 1-й квартал 2019 г. не было завершено строительство и ввод в эксплуатацию некоторых объектов обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров («Южная Карелия» в республике Карелия, «Раушен» в Калининградской области, «Абрау-Утриш» в Краснодарском крае и др.).Также не были привлечены средства из внебюджетных источников на строительство объектов туристской инфраструктуры в объемах, предусмотренных ФЦП (туристские кластеры «Камский берег» из Удмуртская Республики, «Всесезонный туристический центр «Ингушетия» из Республика Ингушетия, «Псковский» из Псковской области) .
В 2017 г. основная проблема при реализации ФЦП заключалась в создании обеспечивающей инфраструктуры кластеров за счёт освоения субсидии из федерального бюджета в течение финансового года. Также надо было усиливать координацию участников программы и органов исполнительной власти субъектов РФ для обеспечения финансирования программных мероприятий за счет бюджетных и внебюджетных средств.
Теперь рассмотрим некоторые итоги реализации ФЦП в рамках решения поставленных задач с 2011 по 2018 гг.
В рамках решения задачи № 1 «Развитие туристско-рекреационного комплекса страны» ФЦП были достигнуты следующие результаты9:
• за время реализации ФЦП было запланировано создание 213 объектов обеспечивающей инфраструктуры (из них, на начало 2019 г. были введены в эксплуатацию 196 объектов, 6 объектов были построены, 11 объектов находились в стадии завершения строительства).
• построено и реконструировано 293,5 км автомобильных дорог, 702,8 км линий электропередач, сетей газо- и водоснабжения и иных инженерных сетей;
• предусмотрено создание 643 объектов туристской инфраструктуры (на начало 2019 г. были введены в эксплуатацию 538 объектов, 91 объект находился в стадии строительства).
8Краткие отчеты о реализации ФЦП (данные 2020 года по состоянию на 1.07.2020) (2018) [Электронный ресурс]. URL: https://fcp.economY.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2018/361/(дата обращения: 21.09.2020)
9Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)». [Электронный ресурс]. URL: http:// http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2018/361 (дата обращения 26.11.2020).
При этом следует уточнить, из всех объектов, 283 объекта относятся к коллективным средства размещения (19085койко-мест), 60 объектов - к объектам общественного питания (6493 посадочных места), 46 лечебно-оздоровительных объектов, а также 254 объекта транспортной, торгово-выставочной, спортивной, культурно-познавательной инфраструктуры и объектов сервиса10.
В рамках решения задачи № 2 «Повышение качества туристских услуг» ФЦП были реализованы следующие мероприятия:
• конкурс профессионального мастерства в сфере туризма «Лучший по профессии в индустрии туризма»;
• ежегодные стажировки (в том числе зарубежные) студентов и преподавателей дисциплин туристского профиля в образовательных организациях и организациях туристской индустрии;
• мероприятия по повышению квалификации сотрудников организаций туристской индустрии, расположенных в субъектах страны, участвующих в организации и проведении Чемпионата мира по футболу 2018 г. по теме «Организация управления гостиничным комплексом»;
• обучающие семинары для специалистов сферы туризма субъектов страны по вопросам реализации ФЦП;
• созданы программы подготовки и повышения квалификации экскурсоводов, гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, с учетом специфики туристских ресурсов субъектов страны;
• система мониторинга мнений потребителей о качестве услуг туристских дестинаций;
• подготовлены к изданию научно-практические рекомендации по управлению туристскими дестинациями для сотрудников региональных и местных туристских администраций;
• информационно-методические материалы для специалистов сферы туризма по вопросам инновационного управления развитием туристско-рекреационных комплексов;
• комплекс мер по интеграции системы профильного туристского образования Республики Крым в общую систему туристского образования России;
• методические рекомендации по совершенствованию системы управления качеством туристских услуг на предприятиях индустрии туризма России с учетом
10Ростуризм отчитался по ФЦП за 2011-2018 годы: цифры и факты. [Электронный ресурс]. URL: https://profi.travel/articles/40944/details (дата обращения 20.09.2020).
проведения анализа международного использования инновационных технологий в сфере туризма;
• подготовлены серии информационных материалов и проведены серии информационных семинаров по актуальным вопросам правового обеспечения и государственного регулирования сферы туризма и др. 11
В рамках решения задачи № 3 «Продвижение российского турпродукта на внешнем
12
и внутреннем туристских рынках» ФЦП были реализованы следующие мероприятия :
• созданы и размещены на федеральных телеканалах рекламно-информационные материалы о туристских возможностях России (в том числе серии оригинальных сюжетов о туристских возможностях России в программе «Доброе утро, Россия» на канале «Россия 1», оригинальные телепередачи и информационные сюжеты о туристских возможностях России на канале «Россия 24»);
• произведены и размещены на радиовещательных станциях серии информационно-познавательных аудиопрограмм о туристских возможностях России, в том числе, серии информационно-познавательных и интерактивных аудиопрограмм, направленных на формирование образа России как страны благоприятной для туризма и отдыха;
• созданы и размещены посредством цифровых средств передачи информации информационно-имиджевые материалы о туристских возможностях России, в том числе, на адаптированном цифровом канале YouTube на территории 6 государств - России, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Китая.
• выполнены работы по развитию, модернизации, расширению функциональных возможностей и размещению в сети Интернет бесплатного приложения для портативных мобильных устройств «Туристский компас России»;
• организованы и проведены многочисленные международные общероссийские, межрегиональные туристские мероприятия, направленные на продвижение туристского продукта России на мировом и внутреннем туристских рынках (форумы, выставки и многие другие мероприятия).
• осуществлено описание популярных туристских маршрутов (24 тыс. объектов туристского показа);
• создание и продвижение в интернете конкурентоспособного контента о туризме в России - был создан национальный туристский портал Russia.travel на 12 языках с самой
"Краткие отчеты о реализации ФЦП (данные 2020 года по состоянию на 1.07.2020) (2018) [Электронный ресурс]. URL: https://fcp.economY.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2018/361/(дата обращения: 20.09.2020) 12Там же
актуальной информацией о туризме в России (контент формируют, в первую очередь, субъекты страны);
• организация и проведение пресс-туров («Русская усадьба», «Большое Восточное кольцо России», по Крымскому федеральному округу, в том числе инфо-тур для представителей организаций туристской индустрии и др.);
• организованы и проведены международные общероссийские, межрегиональные туристские форумы, выставки и иные мероприятия (фестиваль-презентация туристских ресурсов «Малые города России», III международный форум «Сельский туризм в России», конгресс «Отдых в Крыму 2014» и др.).
Было предусмотрено 438 государственных контрактов на общую сумму 1,9 млрд.руб., сделаны 1,93 млн. сообщений в СМИ (увеличение на 38 % в 2018 г. по сравнению с 2011 г.).
Для общей оценки результатов ФЦП обратимся к средней суммарной оценке результативности ФЦП по всем целевым индикаторам с 2011 по 2018 гг.
Дадим суммарную оценку результатов ФЦП (в %) по 9-ти целевым индикаторам с 2011 г. по 2018 г. (рисунок 3).
120
95
90 Н-1-1-1-1-1-1-1
2011-2012 2012-2013 2013-2014 2014-2015 2015-2016 2016-2017 2017-2018
Рисунок 3. Средние цепные темпы роста целевых индикаторов ФЦП, % Из данных рис. 3 следует, что наименьший средний темп роста по всем 9-ти целевым индикаторам был зафиксирован по итогам 2015 г. (98,7 % в 2015 г. по сравнению с 2014 г.). Очевидно, что такой результат в кризисном 2014 г. обусловлен резким снижением на 59,42% объёма инвестиций в основной капитал средств размещения (гостиницы, места
для временного проживания) с 80 468,5 млн.руб. до 32 653,5 млн.руб. При этом по всем другим целевым индикаторам наблюдался рост (табл.1).
В то же время, наибольший средний темп роста по всем целевым индикаторам был зафиксирован по итогам 2018 г.(114,9% в 2018 г. по сравнению с 2017 г.).
При этом в 2018 г. по сравнению с 2017 г. численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, увеличилась на 42,98%. Инвестиции в основной капитал средств размещения возросли на 31,95%. Количество лиц, работающих в туристских фирмах, увеличилось на 41,23%. Количество лиц работающих в коллективных средствах размещения, сократилось на 34,12%.
Признавая положительный эффект от реализации ФЦП, следует отметить, что государство стремиться развить достигнутый успех в индустрии туризма и гостеприимства. Для администрирования новых амбициозных задач по развитию внутреннего и въездного туризма, управление индустрией туризма и гостеприимства было предано от Министерства культуры к Министерству экономического развития. Результаты реализации данной ФЦП были учтены при разработке Стратегии развития
13
туризма на период до 2035 г .
Таким образом, анализируя итоги ФЦП, следует сказать и о новых вызовах, с которыми столкнулась индустрия туризма и гостеприимства в 2020 г. Этот год может переломным для развития внутреннего туризма в России, в результате всеобщего закрытия границ 28 марта, вызванного пандемией коронавируса, и, в то же время, полностью прекратилось развитие въездного туризма по тем же причинам.
Зимой 2019-2020 гг. было открыто раннее бронирование объектов размещения, в том числе и на территории Российской Федерации, которое обеспечивает загрузку номерного фонда практически на 60 % в «высокий» летний сезон.
Но, по причине введения ограничений и полной остановки деятельности объектов размещения на период с апреля по июль 2020 г, данные бронирования не могли быть реализованы, а привлечённые денежные средства необходимо было возвращать туристам.
Многие гостиницы и иные объекты размещения были вынуждены в период простоя отправлять своих сотрудников в отпуска без сохранения заработной платы, сокращать персонал, либо вообще прекратить свою деятельность, что, несомненно, в дальнейшем приводило к ухудшению качества предоставляемых услуг.
13Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года: расп. Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72661648 (дата обращения: 22.10.2020)
Лишь с 1 июля 2020 г. сфера туризма и гостеприимства вновь начала «оживать» и открывать свои двери для приема гостей. Но из-за огромных ограничений, связанных с приобретением средств индивидуальной защиты, антисептиков и дезинфицирующих средств, многие, в том числе небольшие объекты размещения, также не имели финансовой возможности, начать свою операционную деятельность в летний сезон.
Учитывая сравнительно небольшой период активного сезона в 2020 г., а точнее, 3 месяца с июля по сентябрь, когда наблюдался колоссальный подъем посещаемости регионов туристами, а заполняемость номерного фонда была в разы выше аналогичных периодов, объекты размещения все же нуждались в поддержке государства, чтобы оставаться «на плаву» в «низкий» сезон.
И, здесь, несомненно, огромным подспорьем стала программа туристского кэшбэка на туры по России, реализованная Ростуризмом в два этапа. Цель данной программы -поддержать объекты гостеприимства и увеличить интерес наших граждан к путешествиям по стране и в периоды межсезонья, т.к. сроки реализации программы выпадали именно на осенние и зимние месяцы, а также не распространялись на курортные региона России вплоть до конца пляжного сезона.
Первый этап данной программы имел очень длительный период адаптации и внедрения, его сроки были затянуты с начала июля до конца августа. В связи с этим была упущена достаточно большая вероятность объема бронирований, которая могла бы быть, если бы стартовала данная программа, как изначально задумывалось в июле.
Но, несмотря на сдвинутые сроки на конец лета, а именно, с 21 по 28 августа 2020 г., уже на первом этапе по данной программе было продано туров на сумму более 1 млрд. руб., что свидетельствует о её востребованности.
Второй этап данной программы был реализован уже с учетом многих недочетов первого и привлек еще больше бронирований, т.к. сроки проведения были увеличены, сокращено количество ночей пребывания, а также увеличена доля возвращаемого кэшбэка от суммы брони. Объекты размещения, принимающие участие в данной программе, однозначно ощутили положительные результаты ее реализации, и это позволило им компенсировать финансовые потери, которые они понесли за месяцы простоя в режиме самоизоляции.
Проблемой, которая оставила негативное впечатление от данной программы, было то, что многие объекты размещения, а также туроператоры, не хотели сотрудничать по данной программе с турагентами, а лишь осуществляли продажу туров с кэшбеком напрямую туристам. Вместе с тем, при грамотном и активном включении партнеров-
турагентов, объемы продаж туров и мест в гостиницах и санаториях могли бы быть значительно выше.
При этом для преодоления негативных последствий для индустрии туризма и гостеприимства, вызванных пандемией, планируется реализация национального проекта до 2030 г. с общим объёмом финансирования 628,9 млрд. руб.
Таким образом, можно констатировать, что в целом итоги реализации ФЦП с 2011 по 2018 гг. следует признать положительными, что выражается в достижении плановых значений 7 из 9 целевых индикаторов. Помимо экономических результатов следует назвать и положительный вклад ФЦП в социальную сферу нашей страны, т.к. создавались новые рабочие места, развивалась сопутствующая инфраструктура в регионах, вводились новые объекты туристско-гостиничной инфраструктуры, удовлетворялись потребности российских и иностранных граждан в активном и полноценном отдыхе.
Литература
1. Государственное и муниципальное управление в сфере туризма : учебник / коллектив авторов ; под общ.ред. Е.Л. Писаревского. М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. 192 с.
2. Степанов М. А. Оценка степени реализации ФЦП «Развитие въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» в Центральном Черноземье // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2019. № 1. С. 112-123.
3. Коновалова Е.Е., Силаева А.А., Леонова В.П. Актуальные проблемы въездного туризма в России // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. № 1 (62). С. 105-112.DOI: 10.12737/19173
4. Степанова Д. Ю., Терёхина С.А. Осуществление аудита (контроля) исполнения и эффективности реализации государственных программ // Актуальные вопросы экономической теории : развитие и применение в практике российских преобразований : материалы VII Международной научно-практической конференции / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. Уфа : РИК УГАТУ, 2018. С.149-153.
5. Статистика туризма : учебник / коллектив авторов ; под ред. А.Ю.Александровой. 2-е изд. М. : Федеральное агентство по туризму, 2017. 542 с.
6. Шариков В.И., Беломестнова М.Е., Адашова Т.А. Совершенствование государственного регулирования индустрии туризма и гостеприимства // Экономика и предпринимательство. 2019. № 3 (104). С. 953-956.
7. Киреева Ю.А. Туроперейтинг событийных туров // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. 2019. Т. 15. № 1. С. 61-67.