Анализируя проблемы театров Урала, следует выделить наиболее актуальные. К примеру, просчетом в работе театров Челябинской области в исследуемый хронологический период был не всегда серьезно продуманный репертуар предстоящего сезона. Недостатком работы Челябинского театра им. С.М. Цвиллинга в 1977 г. Являлось отсутствие масштабных произведений о рабочем классе [14]. В детских театрах не всегда можно было проследить линию эстетического и нравственного воспитания зрителя. В репертуаре «взрослых» театров недооценивалось значение литературной основы. Мало уделялось внимания профессиональной учебе актеров. В ряде театров области не полностью были укомплектованы труппы, не хватало высококвалифицированных специалистов технических цехов [15].
Все проблемы театров Свердловской области к 1985 г. Сводились к не укомплектованности квалифицированными специалистами, большой текучесть кадров, слабой материально-производственной и технической базе [16]. К примеру, Серовский и Нижнетагильский театры Свердловской области не выполнили планы по обслуживанию зрителей. Падала загрузка зрительных залов (при выполнении планов по зрителю) в Свердловском академическом театре драмы и театре музыкальной комедии. У каждого театра в Свердловской области существовали просчеты в формировании репертуара, качестве спектаклей, снижении интереса к классике, в поиске современного остросоциального репертуара, художественный уровень которого не всегда удовлетворял требовательного советского зрителя [17].
Таким образом, проблемы социально-экономического плана оказывали определенное влияния на осуществление театрами профессиональной творческой деятельности. Особая роль в изучаемом перечне отводилась затруднениям материальнотехнического характера, кадровому вопросу и ряду задач творческого плана, в том числе проблеме подбора идеологически выверенного репертуара, отвечающего требованиям времени.
Литература
1. Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан (ЦГАООРБ). Ф. 122. Оп.
185. Д. 238. Л. 128, 130.
2. Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. П-288. Оп. 193. Д. 227. Л. 23.
3. Центр документации общественных объединений Свердловской области (ЦДООСО). Ф. 4. Оп. 111. Д. 613. Л. 116.
4. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. Р-2354. Оп. 1. Д. 1082. Л. 3.
5. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 87. Д. 195. Л. 54-55.
6. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 106. Д. 435. Л. 108.
7. ОГАЧО. Ф. Р-1605. Оп. 1. Д. 272. Л. 3.
8. ОГАЧО. Ф. П-2942. Оп. 1. Д. 29. Л. 21.
9. ЦГАООРБ. Ф. 122. Оп. 187. Д. 289. Л. 13-14.
10. ОГАЧО. Ф. П-2942. Оп. 1. Д. 37. Л. 10.
11. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 111. Д. 613. Л. 116.
12. Заельская С. А. Культурное пространство Южного Урала в условиях системных реформ (1985-2000 гг.). Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011.204 с.
13. Заельская С. А., Иванова А. Г. Специфика и проблемы культурной деятельности театральных коллективов в условиях общественного «застоя» и зарождения художественного многообразия культур в период перестройки (1964-1991 гг.) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. № 6 (2). С. 323-330.
14. ОГАЧО. Ф. Р-1589. Оп. 1. Д. 1542. Л. 24.
15. ОГАЧО. Ф. Р-1360. Оп. 4. Д. 248. Л. 2-3.
16. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 111. Д. 613. Л. 115.
17. ГАСО. Ф. Р-2354. Оп. 1. Д. 1082. Л. 3.
References
1. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv obshhestvennyh ob’edinenij Respubliki Bashkortostan (CGAOORB). F. 122. Op. 185. D. 238. L. 128, 130.
2. Oэedinennyj gosudarstvennyj arhiv Cheljabinskoj oblasti (OGAChO). F. P-288. Op. 193. D. 227. L. 23.
3. Centr dokumentacii obshhestvennyh ob#edinenij Sverdlovskoj oblasti (CDOOSO). F. 4. Op. 111. D. 613. L. 116.
4. Gosudarstvennyj arhiv Sverdlovskoj oblasti (GASO). F. R-2354. Op. 1. D. 1082. L. 3.
5. CDOOSO. F. 4. Op. 87. D. 195. L. 54-55.
6. CDOOSO. F. 4. Op. 106. D. 435. L. 108.
7. OGAChO. F. R-1605. Op. 1. D. 272. L. 3.
8. OGAChO. F. P-2942. Op. 1. D. 29. L. 21.
9. CGAOORB. F. 122. Op. 187. D. 289. L. 13-14.
10. OGAChO. F. P-2942. Op. 1. D. 37. L. 10.
11. CDOOSO. F. 4. Op. 111. D. 613. L. 116.
12. Zael’skaja S. A. Kul’turnoe prostranstvo Juzhnogo Urala v uslovijah sistemnyh reform (1985-2000 gg.). Orenburg: Izd-vo OGPU, 2011.204 s.
13. Zael’skaja S. A., Ivanova A. G. Specifika I 5roblem kul’turnoj dejatel’nosti teatral’nyh kollektivov v uslovijah obshhestvennogo «zastoja» I zarozhdenija hudozhestvennogo mnogoobrazija kul’tur v period perestrojki (1964-1991 gg.) // Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. 2009. T. 11. № 6 (2). S. 323-330.
14. OGAChO. F. R-1589. Op. 1. D. 1542. L. 24.
15. OGAChO. F. R-1360. Op. 4. D. 248. L. 2-3.
16. CDOOSO. F. 4. Op. 111. D. 613. L. 115.
17. GASO. F. R-2354. Op. 1. D. 1082. L. 3.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ / ECONOMICS Арсланова Г.Х.1, Хисматуллин М.М.2
'Преподаватель кафедры Экономики и Управления СКС, 2кандидат экономических наук, доцент кафедры Менеджмента
туризма и гостиничного хозяйства,
Казанский государственный университет культуры и искусств ВЛИЯНИЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОТРАСЛИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА
Аннотация
Важность изучения туристской деятельности определяется растущей значимостью туризма в различных пространствах общественной жизни. В настоящее время туризм в России занимает одно из ведущих мест в мире в сфере международного туризма. Рассмотрен туристско-рекреационный потенциал России, который позволяет развивать практически все виды туризма, что способствует также к развитию внутреннего туризма. Проделан анализ нормативных документов, как Государственная программа РФ " Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы, Федеральная целевая программа "Развитие
5
внутреннего и въездного туризма в РФ" (2011-2018годы) и были предложены результаты показателей социально-экономической эффективности развития индустрии туризма и гостеприимства.
Ключевые слова: туризм, гостеприимно, туристско-рекреационный потенциал, внутренний туризм.
Arslanova G.H.1, Hismatullin M.M.2
'Teacher of department of Economy and Management of SKS, 2candidate of economical sciences, docent of Economy, management and
tourism department,
Kazan state university of culture and arts
INFLUENCE OF IMPORT SUBSTITUTION IN THE INDUSTRY OF TOURISM ON SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF BRANCH OF TOURISM AND HOSPITALITY
Abstract
The importance of studying tourism activity is determined by the growing importance of tourism in different spheres of social life. Nowadays tourism in Russia occupies one of leading places in the world in the field of international tourism. The article considers tourist and recreational potential of Russia, which helps to develop almost all types of tourism, thus contributing to the development of domestic tourism. Normative documents such as the State program of the Russian Federation "Development of culture and tourism" for 2013-2020, the Federal Target Program "Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation" (2011-2018I) were analyzed. The results of social and economic efficiency of development of tourism industry and hospitality were offered.
Keywords: tourism, hospitality, tourist and recreational potential, domestic tourism.
Характерной чертой общества современного постиндустриального типа является подвижность, стремление к регулярным перемещениям в культурно-познавательных, оздоровительных и иных целях. Возрастающие темпы туристских миграций представляются для международного туристического бизнеса стимулирующим фактором в поиске новых форм эффективного и устойчивого развития туризма. Туризм, в данном случае, выступает в качестве наглядного индикатора уровня социальноэкономического развития стран, порождающих и удовлетворяющих туристский спрос.
В настоящее время на долю туризма приходится более 9% мирового валового продукта (GDP), 6% мирового экспорта (или 1,4 трлн. долл.), каждое одиннадцатое рабочее место. В 2014 году международные туристские прибытия достигли 1,138 млрд., а их рост составил 4,7% по сравнению с предыдущим годом.
Российская Федерация обладает высоким туристско'-рекреационным потенциалом. На ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, культурные, общественные и спортивные события. Во многих регионах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов и комплексов, пользующихся большой популярностью у российских и иностранных туристов. Дальнейшее развитие указанных объектов и комплексов невозможно без создания необходимой обеспечивающей инфраструктуры.
Наличие разнообразных туристско-рекреационных ресурсов страны позволяет развивать практически все виды туризма, в том числе рекреационный (пляжный), культурно-познавательный, деловой, активный, оздоровительный и экологический туризм, а также морские и речные круизы, сельский туризм и др. Однако, несмотря на это, количество иностранных туристов по прежнему остается ничтожно малой, так в 2014 году Россию посетили только 2,5 млн. международных туристов или 0,18% от всех международных прибытий во всем мире. Доход Российских субъектов тур индустрии от международного туризма составил 11,4 млрд. долларов или 0,008% от мирового дохода туристического кластера.
К сожалению, доля России в мировых показателях невелика. Обладая рекреационными ресурсами не меньшими, чем в странах, успешно зарабатывающих в туризме, она не может обеспечить подобные результаты. В России всего три из каждых 100 новых рабочих мест появляются благодаря туризму, против десяти в странах с развитым туристическим кластером экономики. С каждым годом разрыв между странами - лидерами туристского рынка и Россией увеличивается не в пользу РФ.
Очевидно, что Россия, несмотря на высокий туристский потенциал, занимает на сегодняшний день весьма скромное место на мировом рынке. В стране находятся 26 объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Каждый регион в России имеет свои особенности и возможности развития всех перспективных направлений в сфере туристской индустрии. Важность изучения туристской деятельности определяется растущей значимостью туризма в различных пространствах общественной жизни. Переломить сложившуюся ситуацию в индустрии туризма России без активного участия государства не представляется возможным. Осознания значимости отрасли подтолкнуло правительство РФ на принятие ряда нормативных актов направленных на развитие туристической сферы. Так разработана и реализуется Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы, целью которой является: реализация стратегической роли культуры как духовнонравственного основания развития личности и государства, единства российского общества, а также развитие туризма для приобщения граждан к мировому культурному и природному наследию. В рамках данной государственной программы решаются следующие задачи, направленные на развитее туристического кластера экономики: сохранение культурного и исторического наследия народа, обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого потенциала нации; повышение качества и доступности услуг в сфере внутреннего и международного туризма; создание благоприятных условий для устойчивого развития сфер культуры и туризма. На выходе ожидается достижение следующих индикативных показателей характеризующих уровень развития индустрии туризма и гостеприимства:
- перевод отраслей культуры и туризма на инновационный путь развития, превращение культуры и туризма в наиболее развитые и привлекательные сферы общественной деятельности;
- достижение необходимого уровня эффективности государственно-правового регулирования сфер культуры и туризма;
- выравнивание уровня доступности культурных благ и художественного образования независимо от размера доходов, места проживания и социального статуса граждан Российской Федерации;
- разработка и реализация комплекса мероприятий по развитию культуры в малых городах и на селе;
- формирование культурной среды, отвечающей растущим потребностям личности и общества, повышение качества, разнообразия и эффективности услуг в сферах культуры и туризма;
- стимулирование потребления культурных благ;
- укрепление международного имиджа России как страны с высоким уровнем культуры, благоприятной для туризма.
Предполагаемый объем бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы из федерального бюджета
оценивается более 847 млрд. рублей.
В рамках Государственной программы Российской Федерации «Развития культуры и туризма» на 2013-2020 годы, реализуется Федеральная целевая программа (ФЦП) "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011 - 2018 годы). Целью ФЦП обозначено - повышение конкурентоспособности туристского рынка Российской Федерации, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах. На достижение поставленной цели запланирован общий объем финансирования Программы 139,5 млрд. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета -23,5%, из них: капитальные вложения - 30,2 млрд. рублей; прочие расходы - 2,6 млрд. рублей; за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 6,5 %; за счет средств внебюджетных источников - 70 %.
6
Результатом реализации ФЦП должны стать следующие показатели социально-экономической эффективности развития индустрии туризма и гостеприимства:
- создание сети конкурентоспособных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров, которые станут точками развития регионов и межрегиональных связей, активизировав вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса;
- удовлетворение потребностей различных категорий граждан Российской Федерации в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям;
- повышение уровня занятости населения за счет создания дополнительных рабочих мест в сфере туризма;
- увеличение доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за счет увеличения объема производства услуг в отрасли (увеличение объема платных туристских услуг, оказанных населению, в 2 раза и объема платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в 1,9 раза по сравнению с 2010 годом);
- рост валового внутреннего продукта и улучшение платежного баланса страны (рост численности иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, в 2,4 раза по сравнению с 2010 годом).
Надо признать, что туризм сегодня - это сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию. Особо важно для государства экономическое значение туризма, когда он выступает не только в роли предоставляющего услуги, но и потребителя отдельных элементов обслуживания. Именно через потребление туризм стимулирует хозяйственную деятельность страны или региона: увеличиваются доходы предприятий туристкой сферы, стимулируется развитие сферы сервиса, повышается спрос на товары и услуги определенного региона, возрастает товарооборот.
За годы демократического развития России, неуклонно росло число граждан предпочитающих выездной туризм, по данным пограничной службы ФСБ России в 2013 году их число достигло с 54,1 млн. человек из них 18,3 млн. путешествия по путевкам. Несколько тенденция изменилась в 2014 году. Общее количество посетивших зарубежье российских граждан за 2014 год снизилось на 15%, путешествия по путевкам в 2014 году совершили всего на 4% меньше граждан - 17,6 млн. внутренний туризм, вырос на 30%. Данная тенденция связана с геополитическими рисками, обострением международной обстановкой, введением против России санкционного режима и внутренних ограничений (рис.).
45
40
35
30
25
20
15
10
5
0
41,5
2009 2010 2011 2012 2013 2014
Рис. - Динамика численности Российских граждан выбравших Россию для туристических поездок, млн.чел.
Данные рис. свидетельствуют о резком увеличении числа людей сделавших предпочтение внутреннему туризму, так в 2014 году наблюдается резкий рост на 9,5 млн. туристов или 29% рост по отношению к 2013 г.
По экспертным оценкам, потери экономики зарубежных стран в 2014 году от неприезда российских туристов составили около 11,3 млрд. долларов или 580 млрд. руб.
Рост на 9,5 млн. дополнительных внутренних туристов дали, Российским субъектам туристической индустрии, увеличение прямых доходов от туризма в 2014 году на 458 млрд. руб., этот объем в 3,3 раза больше чем предусмотрено государственным финансированием ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011 - 2018 годы), и на 1,8 раза меньше бюджетных ассигнований на реализацию 7 летней Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы.
Присоединение Крыма к России в 2014 году, дало Крыму, по данным Ростуризма, от российского туриста более 107 млрд.руб.
По оценкам экспертов, туризм в сложившихся сложнейших социально-экономических условиях единственная отрасль экономики, которая показала в 2014 году значительный рост, намеченные положительные сдвиги в сторону увеличения количества внутренних туристов, продолжаться и в 2015 году.
На сегодняшний день перед государством, региональными, муниципальными органами управления и субъектами туристической индустрии и гостеприимства должны стоять новые задачи, направленные на приоритетное развитие индустрии туризма и гостеприимства, безотлагательное решение которых на наш взгляд дадут значительно больший мультипликативный эффект нежели, реализация Государственной программы «Развития культуры и туризма».
Ключевой целью государственной политики в туристской сфере должно стать формирование в Российской Федерации эффективного, современного и конкурентоспособного туристического комплекса, создающего значительные возможности для удовлетворения потребительских предпочтений как российских, так и иностранных граждан в различных услугах туристского характера. Одной из важнейших задач требующих безотлагательного решения выступает определение специфики собственного туристско-рекреационного продукта, составляющего целостные туры, виды и способы отдыха.
Государство, воспринимая туристическую отрасль как одно из приоритетных направлений экономической политики России, должно способствовать развитию деятельности в сфере туризма и формированию благоприятных условия для ее устойчивого функционирования, стимулируя и поддерживая стратегические направления, содействуя формированию образа России как
7
привлекательной для туризма страны, и обеспечивая продвижение этого образа на международном уровне, а также оказывает непосредственную защиту и поддержку российских туристов, турагентов и туроператоров.
Литература
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы // Справочноправовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: локальный. - Дата обновления 10.04.2015.
2. Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011 - 2018 годы) Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: локальный. - Дата обновления 10.04.2015.
3. Арсланова Г.Х., М.М.Хисматуллин М.М. Влияние индустрии туризма на социально-экономическое развитие региона // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. -2014.-№ 3 (29). - С. 89-92.
References
1. Arslanova G.H., M.M.Hismatullin Vlijanie industrii turizma na social'no-jekonomicheskoe razvitie regiona // Vektor nauki Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universiteta. -2014.-№ 3 (29).- S.89-92.
2. Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii «Razvitie kul'tury i turizma» na 2013-2020 gody // Spravochno-pravovaja sistema «Konsul'tant Pljus». - Rezhim dostupa: lokal'nyj. - Data obnovlenija 10.04.2015.
3. Federal'naja celevaja programma "Razvitie vnutrennego i v’ezdnogo turizma v Rossijskoj Federacii» (2011 - 2018 gody) Spravochno-pravovaja sistema «Konsul'tant Pljus». - Rezhim dostupa: lokal'nyj. - Data obnovlenija 10.04.2015.
Багатова Л.Р.
Студент,
Казанский (Приволжский) федеральный университет ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАКОНА МАЛЬТУСА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Аннотация
В статье рассмотрены основные положения закона народонаселения Томаса Мальтуса (1766-1834). С помощью построения эконометрической модели и дальнейшего ее анализа выявлена взаимосвязь между факторами, доказывающими действие закона Мальтуса в современном мире. Также рассмотрены основные государственные меры в ряде стран с целью выхода из «Мальтузианской ловушки».
Ключевые слова: закон народонаселения, мальтузианская ловушка, демографический кризис, предупредительные и разрушительные препятствия.
Bagatova L.R.
Student,
Kazan (Volga region) Federal University
IMPLEMENTATION OF THE MALTHUSIAN LAW IN THE MODERN WORLD
Abstract
The article considers the main statements of the Law of population of Thomas Malthus (1766-1834). There was constructed and analyzed econometric model and was found the correlation between factors proving the implementation of the Malthusian Law in the modern world. Also were considered the main government measures in several countries in order to overcoming the "Malthusian trap ".
Keywords: the Malthusian Law, Malthusian trap (catastrophe), demographic crisis, positive and preventive checks.
В условиях эпохи рыночной цивилизации критике подвергаются все больше и больше различных теорий, законов и предположений экономических учений прошлых веков, выявленных и представленных науке и общественности в рамках классической, кейнсианской, маржиналистской, исторической и других школ. Исследования экономистов сегодня сводятся к одному важному выводу, что во многих случаях актуальность предложенных учеными рычагов и механизмов экономики сохраняется в определенный эпизод времени («невидимая рука» Смита в эпоху мануфактур, теория прибавочной стоимости Маркса в капиталистическую эпоху, «кейнсианская революция» в эпоху Великой депрессии), нежели присутствует в современной экономике.
Однако каждое экономическое учение позволяет, так или иначе, проводить параллель с ситуацией в наши дни, пусть даже и частично. К одному из таких учений относится закон народонаселения Мальтуса. В большинстве современных работ обсуждаются недостатки его теории, начиная с основных положений и проблем и заканчивая предложенными вариантами их решения. Основным аргументом данных утверждений выступает совершенно обратная экономическая ситуация в развитых и некоторых развивающихся странах.
Тем не менее, на сегодняшний день выделяются страны, где закон народонаселения действительно работает. К ним относятся страны третьего мира (бывшие колониальные и зависимые страны Азии, Африки и Латинской Америки). 80% прироста мирового населения приходится на этот блок стран [1, с. 135]. Подробнее рассмотрим основные положения теории и докажем ее функционирование с помощью конкретных примеров и цифр.
Мальтус утверждал, что рост населения происходит быстрее роста производства. Другими словами, численность населения растет в геометрической прогрессии, тогда как средства существования - в арифметической [6, с.151]. Результатом этого феномена является нехватка продуктов на каждого отдельного человека, рост дифференциации доходов и уровня бедности, нарастание противоречий и конфликтов. Следует отметить, что до Мальтуса рост населения носил положительный характер (например, в теории Смита вследствие роста числа производителей увеличивалось богатство народов). Именно Мальтус первым заметил негативную сторону данного явления и выделил его в самостоятельную экономическую проблему.
Действительно, во многих работах можно встретить различные стороны демографического кризиса - для кого-то это уменьшение рождаемости (Европейские страны), а для кого-то - перенаселение. На примере Нигерии рассмотрим действие закона Мальтуса, используя графики (рис. 1 и рис. 2).
200
150
100
50
0
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
126 129,2 132,6 136 139,6 143,3 147,2 151,2 155,4 159,7 164,2 168,8 173,6
Рис. 1 - Рост численности населения (млн. чел) Нигерии [7].
8