Научная статья на тему 'Влияние импортозамещения на развитие индустрии туризма в Российской Федерации'

Влияние импортозамещения на развитие индустрии туризма в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
781
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ТУРИЗМ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ КУРОРТ / КРЫМ / IMPORT SUBSTITUTION / TOURISM / INTERNAL TOURISM / DOMESTIC RESORT / CRIMEA

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Арсланова Гульшат Хамитовна

Важность изучения туристской деятельности определяется растущей значимостью туризма в различных пространствах общественной жизни. Туризм в России в большей степени был ориентирован на международные направления. В существующих рыночных реалиях одним из эффективных механизмов устойчивого развития территорий может быть туризм, выступающий в первую очередь не в качестве прибыльной отрасли, а как мультипликатор экономического роста, формирующий положительный социальный климат местности. В настоящее время понятие «импортозамещение» вызывает много обсуждений не только со стороны правительства, но и предприятия индустрии туризма. Рассмотрен туристско-рекреационный потенциал России, который позволяет развивать практически все виды туризма, что способствует также развитию внутреннего туризма. Проделан анализ таких нормативных документов, как Государственная программа РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг., Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011-2018 гг.) и были предложены результаты показателей социально-экономической эффективности развития индустрии туризма и гостеприимства. Раскрыты возможности и проблемы становления туристической отрасли, характерные для российского рынка. В сложившихся макроэкономических и геополитических условиях предприятия индустрии туризма стремятся удовлетворить спрос потенциальных туристов, привлекая граждан РФ на отечественные курорты. Также отмечается типичная для большинства современных туристских дестинаций проблема сезонности туристского спроса, что не может быть приемлемым в условиях конкурентного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF IMPORT SUBSTITUTION ON THE DEVELOPMENT OF THE TOURISM INDUSTRY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The importance of studying tourism activity is determined by the growing importance of tourism in different spheres of social life. Nowadays tourism in Russia was more oriented on international directions. In the current market realities one of the most effective mechanisms for sustainable development of the territories is tourism, not as a profitable industry, but as a multiplier of economic growth that creates positive social climate of the area. Nowadays the concept of “import substitution” is discussed quite a lot not only by government but also by tourism industry. Tourist and recreational potential of Russia are considered, which helps develop almost all types of tourism, thus contributing to the development of domestic tourism. Normative documents such as the State program of the Russian Federation “Development of culture and tourism” for 2013-2020, the Federal Target Program “Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation” (2011-2018) were analyzed. The results of social and economic efficiency of development of tourism industry and hospitality were offered. The possibilities and problems of the formation of tourism typical for the Russian market are discussed. In the current macroeconomic and geopolitical conditions enterprises of the tourism industry strive to meet the demand of potential tourists attracting Russian citizens to local resorts. The problem of seasonality of tourist demand typical for the majority of modern tourist destination, that cannot be accepted in the conditions of the competitive market is also discussed.

Текст научной работы на тему «Влияние импортозамещения на развитие индустрии туризма в Российской Федерации»

УДК 338.48

ВЛИЯНИЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Гульшат Хамитовна АРСЛАНОВА

Казанский государственный институт культуры, г. Казань, Российская Федерация, преподаватель, зам. декана факультета туризма и менеджмента, e-mail: [email protected]

Важность изучения туристской деятельности определяется растущей значимостью туризма в различных пространствах общественной жизни. Туризм в России в большей степени был ориентирован на международные направления. В существующих рыночных реалиях одним из эффективных механизмов устойчивого развития территорий может быть туризм, выступающий в первую очередь не в качестве прибыльной отрасли, а как мультипликатор экономического роста, формирующий положительный социальный климат местности. В настоящее время понятие «импортозамещение» вызывает много обсуждений не только со стороны правительства, но и предприятия индустрии туризма. Рассмотрен туристско-рекреационный потенциал России, который позволяет развивать практически все виды туризма, что способствует также развитию внутреннего туризма. Проделан анализ таких нормативных документов, как Государственная программа РФ «Развитие культуры и туризма» на 20132020 гг., Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011-2018 гг.) и были предложены результаты показателей социально-экономической эффективности развития индустрии туризма и гостеприимства. Раскрыты возможности и проблемы становления туристической отрасли, характерные для российского рынка. В сложившихся макроэкономических и геополитических условиях предприятия индустрии туризма стремятся удовлетворить спрос потенциальных туристов, привлекая граждан РФ на отечественные курорты. Также отмечается типичная для большинства современных туристских дестинаций проблема сезонности туристского спроса, что не может быть приемлемым в условиях конкурентного рынка.

Ключевые слова: импортозамещение; туризм; внутренний туризм; отечественный курорт; Крым.

DOI: 10.20310/1810-0201-2015-20-11(151)-130-134

Характерной чертой общества современного постиндустриального типа является подвижность, стремление к регулярным перемещениям в культурно-познавательных, оздоровительных и иных целях. Возрастающие темпы туристских миграций представляются для международного туристического бизнеса стимулирующим фактором в поиске новых форм эффективного и устойчивого развития туризма. Туризм в данном случае выступает в качестве наглядного индикатора уровня социально-экономического развития стран, порождающих и удовлетворяющих туристский спрос [1, с. 53].

В настоящее время, по оценкам экспертов Всемирной туристической организации (ЮНВТО), на долю туризма приходится более 9 % валового мирового продукта (ВМП), 6 % мирового экспорта (или 1,4 трлн долл.), каждое одиннадцатое рабочее место.

С экономической точки зрения привлекательность туризма как составной части сферы услуг заключается также в более быстрой окупаемости вложенных средств. Туристский бизнес стимулирует развитие дру-

гих отраслей экономики: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т. д. Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат [2-4].

Российская Федерация, обладая высоким туристско-рекреационным потенциалом, уникальными природными и рекреационными ресурсами, объектами национального, мирового культурного и исторического наследия, позволяет развивать практически все виды туризма, в т. ч. рекреационный (пляжный), культурно-познавательный, деловой, активный, оздоровительный и экологический туризм, а также морские и речные круизы, сельский туризм и др. [5]. Во многих регионах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов и комплексов, пользующихся большой популярностью у российских и иностранных туристов. Дальнейшее развитие указанных объектов и комплексов невозможно без соз-

КБЫ 1810-0201. Вестник ТГУ, т. 20, вып. 11 (151), 2015

дания необходимой обеспечивающей инфраструктуры. Однако, несмотря на это, по оценкам ряда ученых, количество иностранных туристов по-прежнему остается ничтожно малым, т. к. в 2014 г. Россию посетили только 2,5 млн международных туристов, или 0,18 % от всех международных прибытий во всем мире. Доход российских субъектов туристической индустрии от международного туризма составил 11,4 млрд долл., или 0,008 % от мирового дохода туристического кластера [6].

За годы демократического развития России неуклонно росло число граждан, предпочитающих выездной туризм. По данным пограничной службы ФСБ России, в 2013 г. их число достигло 54,1 млн человек, из них 18,3 млн - путешествия по путевкам. Несколько тенденция изменилась в 2014 г. Общее количество посетивших зарубежье российских граждан за 2014 г. снизилось на 15 %, путешествия по путевкам в 2014 г. совершили на 4 % меньше граждан - 17,6 млн. По данным Ростуризма, в 2014 г. объем внутреннего туризма увеличился на 30 %, а по сравнению с 2009 г. - на 50 % (рис. 1). По оценкам экспертов, туризм в сложившихся сложнейших социально-экономических условиях - единственная отрасль экономики, которая показала в 2014 г. значительный рост, намеченные положительные сдвиги в сторону увеличения количества внутренних туристов могут продолжаться и в 2015 г.

Рост на 9,5 млн дополнительных внутренних туристов по самым скромным расчетам дал российским субъектам туристической индустрии увеличение прямых доходов от туризма в 2014 г. на 458 млрд руб., этот объем в 3,3 раза больше, чем предусмотрено государственным финансированием федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011-2018 гг.), и в 1,8 раза меньше бюджетных ассигнований на реализацию 7-летней Государственной программы РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг. [7].

Данная тенденция связана с геополитическими рисками, обострением международной обстановки, введением против России санкционного режима и внутренних ограничений. За счет уменьшения граждан РФ, выезжающих в зарубежные страны, последние

недополучили 580 млрд руб. Мы считаем, что этот объем выпадающих туристских услуг подлежит импортозамещению. В сложившихся макроэкономических и геополитических условиях предприятия индустрии туризма должны стремиться удовлетворить спрос потенциальных российских туристов в пределах Российской Федерации, обеспечивая тем самым условия для развития внутреннего туризма. Цель импортозамещения в туризме - ориентация субъектов межотраслевой индустрии туризма на развитие внутреннего туризма, донесения информации до потенциальных потребителей туристских услуг и поддержка компаний, работающих на внутреннем рынке туризма. Свою роль играет и инфраструктурная доступность региона для туриста. По словам заместителя руководителя Ростуризма С.Е. Корнеева, «героями» становятся 12 субъектов России: Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская, Белгородская и Ростовская области, республики Татарстан, Бурятия и Якутия, Камчатский, Краснодарский, Красноярский и Хабаровский края. Эти регионы характеризуются развитой инфраструктурой и условиями для формирования и функционирования индустрии туризма.

На сегодняшний день востребованным направлением для россиян стал полуостров Крым. Присоединение Крыма к России в 2014 г. дало полуострову, по данным Рос-туризма, от российского туриста более 107 млрд руб. Приток российских туристов эксперты связывают с улучшением транспортной ситуации. Аэропорт Симферополя в июле 2015 г. обслужил 2 млн пассажиров, в августе - 3 млн. Такой показатель зафиксирован впервые за 25 лет. Рост уровня импор-тозамещения в туризме может содействовать развитию новых направлений в туризме как лечебно-оздоровительного, делового характера, так и активных видов туризма. По оценкам Г.М. Романовой, ректора Сочинского государственного университета, данные меры способствуют обеспечить дополнительное импортозамещение в объеме 211,2 млрд руб.

Однако не следует обольщаться выросшим туристским потоком, т. к. на сегодняшний день существует еще ряд факторов, которые сдерживают рост конкурентоспособности Российской Федерации на международном рынке туристских услуг и, как ре-

зультат, препятствуют реализации ее туристского потенциала. Многие отечественные курорты, объекты коллективного размещения в принципе нельзя сравнивать с «зарубежными» ни по их потребительским свойствам, ни по ценам. Для начала необходимы достойные площадки для отдыха и оказания широкого спектра услуг. В результате организованный отдых на родине почти уравнялся по стоимости с пребыванием на побережье Средиземного моря. В то же время различия в обслуживании, комфорте и предоставлении различных видов рекреационных занятий продолжают оставаться разительными. Одной из важнейших проблем, которую необходимо решить, является персонал, специфический менталитет российского сервиса, т. к. многие сотрудники в объектах размещения -сезонные. Правительство также делает акцент на улучшение качества туристских услуг и сервиса. Как отмечает премьер-министр России Д.А. Медведев, «сейчас их нельзя отнести даже к российским стандартам» [8]. По его словам, вопросом стимулирования туристического бизнеса нужно озаботиться региональным властям, которым должно предоставить поддержку федеральное правительство. И на то, чтобы внести глобальные изменения в туристической отрасли, требуется время.

В России для поддержания внутреннего туризма Ассоциация туроператоров (АТОР)

предложила создать Совет по импортозаме-щению в туризме. По прогнозам АТОР, в 2015-2016 гг. экономисты прогнозируют снижение платежеспособности населения, особое значение приобретает создание и продвижение продуктов, которые пользовались бы спросом у широких слоев населения с низкими и средними доходами [9]. Туристическая отрасль без поддержки государства не в состоянии обеспечить рынок такого рода. И в центре внимания стоит вопрос о необходимости создания программы для поддержания внутреннего туризма, возможности проведения рекламы отечественных туристских дестинаций со своими достопримечательностями и туристскими возможностями.

Ключевой целью государственной политики в туристской сфере должно стать формирование в Российской Федерации эффективного, современного и конкурентоспособного туристического комплекса, создающего значительные возможности для удовлетворения потребительских предпочтений как российских, так и иностранных граждан в различных услугах туристского характера. Одной из важнейших задач, требующих безотлагательного решения, выступает определение специфики собственного туристско-рекреационного продукта, составляющего целостные туры, виды и способы отдыха.

Рис. 1. Динамика численности российских граждан, выбравших Россию для туристических поездок, млн человек

ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, т. 20, вып. 11 (151), 2015

Государство, воспринимая туристическую отрасль как одно из приоритетных направлений экономической политики России, должно способствовать развитию деятельности в сфере туризма и формированию благоприятных условия для ее устойчивого функционирования, стимулируя и поддерживая стратегические направления, содействуя формированию образа России как привлекательной для туризма страны и обеспечивая продвижение отечественных турпродуктов на международном уровне, а также оказывать непосредственную защиту и поддержку российским туристам, турагентам и туроператорам [6; 10].

1. Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. М., 2009.

2. Крутик А.Б., Решетова М.В. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. М., 2010.

3. Боголюбов В.С. Экономика туризма. М., 2005.

4. ЗдоровА.Б. Экономика туризма. М., 2011.

5. Арсланова Г.Х., Хисматуллин М.М. Роль государства в развитии индустрии туризма и гостеприимства // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире: материалы 8 Международной научно-практической конференции. Прага, 2015. С. 8-18.

6. Арсланова Г.Х., Хисматуллин М.М. Влияние индустрии туризма на социально-экономическое развитие региона // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 3 (29). С. 89-92.

7. Государственная программа РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг.

8. Как Крым и Сочи двигают «импортозамещение» в туризме. URL: http://www.bbc.com/ russian/russia/2015/08/150817_crimea_tourism_ russia (дата обращения: 05.08.2015).

9. АТОР предложил Минкультуры создать совет по импортозамещению в туризме. URL:

http://www.interfax.ru/russia/461598 (дата обращения: 05.08.2015).

10. Арсланова Г.Х., Хисматуллин М.М. Влияние импортозамещения в индустрии туризма на социально-экономическое развитие отрасли туризма и гостеприимства // International research journal. Екатеринбург, 2015. № 4(35). Ч. 2. С. 5-8.

1. Morozov M.A. Ekonomika i predprinimatel'stvo v sotsial'no-kul'turnom servise i turizme. M., 2009.

2. Krutik A.B., Reshetova M.V. Ekonomika i predprinimatel'stvo v sotsial'no-kul'turnom servise i turizme. M., 2010.

3. Bogolyubov V.S. Ekonomika turizma. M., 2005.

4. Zdorov A.B. Ekonomika turizma. M., 2011.

5. Arslanova G.Kh., Khismatullin M.M. Rol' gosudarstva v razvitii industrii turizma i gostepriimstva // Problemy ekonomiki, organizatsii i upravleniya v Rossii i mire: materialy 8 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Praga, 2015. S. 8-18.

6. Arslanova G.Kh., Khismatullin M.M. Vliyanie industrii turizma na sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie regiona // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 3 (29). S. 89-92.

7. Gosudarstvennaya programma RF "Razvitie kul'tury i turizma" na 2013-2020 gg.

8. Kak Krym i Sochi dvigayut "importoza-meshchenie" v turizme. URL: http://www.bbc. com/russian/russia/2015/08/150817_crimea_tour ism_russia (data obrashcheniya: 05.08.2015).

9. ATOR predlozhil Minkul'tury sozdat' sovet po importozameshcheniyu v turizme. URL: http://www.interfax.ru/russia/461598 (data obrashcheniya: 05.08.2015).

10. Arslanova G.Kh., Khismatullin M.M. Vliyanie importozameshcheniya v industrii turizma na sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie otrasli turizma i gostepriimstva // International research journal. Ekaterinburg, 2015. № 4(35). Ch. 2. S. 5-8.

Поступила в редакцию 2.09.2015 г.

UDC 338.48

THE IMPACT OF IMPORT SUBSTITUTION ON THE DEVELOPMENT OF THE TOURISM INDUSTRY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Gulshat Khamitovna ARSLANOVA, Kazan State University of Culture, Kazan, Russian Federation, Lecturer, Deputy Dean of Tourism and Management Department, e-mail: [email protected]

The importance of studying tourism activity is determined by the growing importance of tourism in different spheres of social life. Nowadays tourism in Russia was more oriented on international directions. In the current market realities one of the most effective mechanisms for sustainable development of the territories is tourism, not as a profitable industry, but as a multiplier of economic growth that creates positive social climate of the area. Nowadays the concept of "import substitution" is discussed quite a lot not only by government but also by tourism industry. Tourist and recreational potential of Russia are considered, which helps develop almost all types of tourism, thus contributing to the development of domestic tourism. Normative documents such as the State program of the Russian Federation "Development of culture and tourism" for 2013-2020, the Federal Target Program "Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation" (2011-2018) were analyzed. The results of social and economic efficiency of development of tourism industry and hospitality were offered. The possibilities and problems of the formation of tourism typical for the Russian market are discussed. In the current macroeco-nomic and geopolitical conditions enterprises of the tourism industry strive to meet the demand of potential tourists attracting Russian citizens to local resorts. The problem of seasonality of tourist demand typical for the majority of modern tourist destination, that cannot be accepted in the conditions of the competitive market is also discussed.

Key words: import substitution; tourism; internal tourism; domestic resort; the Crimea.

DOI: 10.20310/1810-0201-2015-20-11(151)-130-134

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.