УДК 331.101.262
ОЦЕНКА ИСТОЧНИКОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Т.Н. Виценец
Исторический опыт показывает, что в российских условиях решение проблем переселения возможно лишь при организующей роли государства на всех стадиях миграционного процесса, вплоть до обустройства. Последнее обуславливает необходимость проведения целенаправленной государственной политики в области управления внутренними миграциями и, соответственно, разработки комплекса мер по совершенствованию государственной миграционной политики на федеральном и региональном уровнях, направленных на поощрение перемещений жителей между регионами страны. Такой комплекс мер, среди прочего, должен основываться на исторической практике регулирования миграционных процессов в России, результатах проводимого мониторинга социально-экономического развития территорий, координации усилий федеральных и региональных властей в данном направлении.
Ключевые слова: миграция; иммигрант; иностранные граждане; трудовые мигранты
Увеличение числа занятых на территории под конкретные инвестиции осложняется тем, что оно не может быть отложена надолго. Это то, что должно быть решено уже сегодня [1]. Поэтому повышение рождаемости и проблемы естественного воспроизводства, при всей важности принципиального их решения, в среднесрочной перспективе не могут рассматриваться в числе приоритетов. Приоритетными задачами здесь являются снижение смертности, профилактика заболеваемости.
Численность постоянного населения Приморского края на 1 января 2013 года составила 1947.5 тысячи человек.
Сокращение численности населения происходило как за счет естественной (66%), так и миграционной убыли (34%), которая в целом по краю составила 1104 человека.
Число прибывших в Приморский край из других регионов России за 2012 год составило 19 тыс. человек (61% из них зарегистрированы по месту пребывания на срок 9 месяцев и более, т.е. временные мигранты), из других стран - 10.2 тыс. человек (93% - временные).
Выехало в другие регионы России 25.1тыс. человек (у 45% из них закончился срок временной регистрации в Приморье), а в другие страны -5.1 тыс. человек (91%).
Внешняя для края миграция населения
2012 2011
Всего в том числе зарегистрировано по месту жительства Всего в том числе зарегистрировано по месту жительства
Внешняя миграция
прибывшие 29138 8220 22977 8153
выбывшие 30242 14328 21894 14810
миграционный прирост, снижение (-) в том числе: межрегиональная -1104 -6108 1083 -6657
прибывшие 18963 7473 15314 7375
выбывшие 25133 13880 20718 14160
миграционный при- -6170 -6407 -5404 -6785
рост, снижение (-) международная миграция
прибывшие 10175 747 7663 778
выбывшие 5109 448 1176 650
миграционный при- 5066 299 6487 128
рост, снижение (-)
Следует отметить, что увеличение числа выбывших, по сравнению с предыдущим годом, связано с изменением с 2011 года порядка учета долгосрочной миграции (в число мигрантов включены лица, зарегистрированные по месту пребывания на срок 9 месяцев и более). В настоящее время в число выбывших попадают мигранты, срок пребывания которых закончился. Следствием этого явился миграционный отток, а в 2011 был приток.
Миграционный приток населения произошел только в 4-х городских округах: Владивостокском - 3503 человека, Уссурийском - 3215 человек, Партизанском - 90 человек и в Дальнереченском - 67 человек. Превышение числа приехавших над числом выбывших здесь обеспечили временные мигранты, которые приезжают из-за рубежа, из других субъектов или из других территорий края в поисках работы или учебы и регистрируются по месту пребывания.
Уезжают из Приморского края на постоянное место жительство в основном в Центральный (23.2% от общего числа выбывших) и Дальневосточный (23%) федеральные округа. При выборе территорий Дальневосточного федерального округа приморцы предпочитают переезжать в Хабаровский край.
Причины смены места жительства выбывших из Приморского края в другие регионы России в возрасте 14 лет и старше указывают разные: личного и семейного характера (38%), смена и поиск работы (22%), в связи с учебой (19%). Эти же причины были основными и у прибывших в край (35%, 28%, 19%, соответственно).
Иностранные граждане приезжают в Приморский край на работу, в основном в строительную отрасль. В 2012 году наибольшее количество мигрантов приехало из Узбекистана (25%), Китая (19%) и Киргизии (8%).
За 2012 год сменили место жительство на территории края - 44.5 тысяч приморцев (внутрирегиональная миграция), причем 21.7 тыс. человек из них сменили постоянную регистрацию, что на 8% больше, чем в 2011 году.
По данным Управления Федеральной миграционной службы России по Приморскому краю, с начала регистрации на 1 января 2013 года статус вынужденных переселенцев имели 39 человек (с членами их семей - 77 человек). В 2012 году количество прибывших из-за рубежа участников Г осударственной программы, по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, составило - 195 человек (с членами их семей - 229 человек). Источниками дополнительной рабочей силы может стать включение в трудовую деятельность безработных, мигрантов из стран СНГ и соотечественников из дальнего зарубежья [2].
Среди граждан СНГ в 2012 г. наибольшее количество прибыло из Узбекистана - 7006 чел. (68,3%) Наименьшее количество трудовых мигрантов из Казахстана (24 чел.), Это объясняется тем, что в настоящее время развивающаяся экономика Казахстана требует значительного количества рабочих рук и существенная часть трудовых мигрантов из республик Средней Азии (далеко не худшая) остается здесь, а невостребованные там и естественно неквалифицированные двигаются дальше через сибирские регионы к нам на Дальний Восток. Этот факт подтверждается тем, что в последние годы трудовая миграция значительно помолодела. Значительное количество трудовых мигрантов составляет молодежь в возрасте 18 - 29 лет - 8013 чел. (24,6%). В 2004-м году этот показатель составлял - 22,9%, в 2006 г. - 23,2%. Наибольшее количество молодежи среди граждан СНГ- 41,5%.
Характерной чертой выходцев из стран СНГ является то, что подавляющее большинство из них, владеют лишь элементарными знаниями русского языка, не знают общепринятых обычаев, правил поведения в обществе и российского законодательства, определяющего эти нормы пове-
дения [3]. Ведь сегодня в трудоспособный возраст вошли граждане стран СНГ, которые выросли в условиях коренным образом отличающихся от советских времен. Попадая в чуждое для них общество, и не ориентируясь в нем, они становятся легкой добычей криминальных структур и, как правило, потенциальным источником административных правонарушений и уголовных преступлений, пополняя третью составляющую рынка внешней трудовой миграции - иностранных граждан, проживающих на территории края без определенного правового статуса. Источник пополнения трудовых ресурсов за счет переселенцев - участников Региональной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Приморский край соотечественников, проживающих за рубежом, кардинально отличается от перечисленных выше составляющих рынка внешней трудовой миграции [4].
Трудовых мигрантов из дальнего и ближнего зарубежья следует использовать лишь как армию временных работников необходимых для реализации стратегических региональных проектов и соответственно создания рабочих мест.
Замещение вновь созданных рабочих мест будет осуществляться добровольными переселенцами, профессиональная подготовка которых должна осуществляться в процессе строительства объектов. В это же время возможен также отбор хорошо зарекомендовавших себя специалистов из числа гастарбайтеров [5]. Этот принцип не нов и применялся при сооружении великих строек прошлого века (металлургические комбинаты, Красноярская, Ангарская ГЭС, БАМ и т.п.).
Основные отрасли, в которых предпочитают работать трудовые мигранты, это - строительство - 13907 чел. (42,7%,), ЖКХ - 4144 чел. (12,7%), с/х и обрабатывающие производства - 9123 чел. (28,0%). В целом в производственной сфере экономики было занято 27465 чел. (84,3%), что является положительным фактором. В прошлые периоды число занятых в производственной сфере не превышало 45%. С другой стороны квалификационный уровень работающих в этих отраслях не является угрожающим в плане замещения их российскими специалистами. За прошедший период 2009 года наибольшим спросом среди граждан СНГ пользовались подсобные работники (более 3-х тыс. разрешений на работу). Значительно снизилось в 2012 г. количество иностранных граждан, работающих в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и бытовых изделий. Всего здесь отработало 3674 чел. (3,97%). Из них граждан КНР 2597 чел. (16,2% от количества отработавших китайских граждан) и 988 граждан стран СНГ (9,6% от количества отработавших граждан СНГ).
Квалифицированные специалисты (газоэлектросварщики, монтажники стальных конструкций, крановщики, бульдозеристы и т.п.) являются дефицитными специальностями в строительстве и очень редко замещаются иностранцами [6]. Тоже наблюдается и в других перечисленных выше от-
раслях. Совершенно не востребованы трудовыми мигрантами виды экономической деятельности, связанные с использованием вычислительной техники и информационных технологий, научными исследованиями. Единицы работают в образовании (8 чел.) и здравоохранении (8 чел.). Эти факты еще раз свидетельствуют, что в противовес оттоку из края высококвалифицированных специалистов им взамен въезжает масса неквалифицированных, маргинализированных людей, что впоследствии может стать причиной роста социальной напряженности, возникновения межнациональных конфликтов. С учетом того, что миграционная ситуация сложившаяся в Приморском крае характерна и для других субъектах ДВФО напрашивается вывод о необходимости создания унифицированной системы регулирующей процессы трудовой миграции на всей территории Дальневосточного федерального округа. В одиночку здесь работать бессмысленно.
Речь идет о комплексной целевой программе регулирования миграционных процессов, исходя из стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока России до 2015 года [7]. Успех в разработке и реализации комплексной программы будет определяться ясностью долгосрочных целей развития территории, точностью сформулированных задач, и пониманием за счет каких источников и с помощью каких инструментов будут решаться данные задачи. Одной из таких задач является разработка механизма и совокупности элементов инфраструктуры управления иностранной рабочей силы. Эта задача включает в себя разработку пакета законодательных актов, обеспечивающих правовой режим функционирования данной системы [8].
На уровне правительств необходимо последовательное принятие ряда межправительственных соглашений, обеспечивающих режим селективного формирования миграционного потока. Наконец, потребуется большой набор образовательных программ, обеспечивающих социокультурное встраивание мигрантов в среду пребывания, их адаптации к сфере занятости, и возможности использования предоставленных правовых регламентов, защищающих права и свободы мигрантов [9].
Решение этих задач выходит за рамки ДВФО, так как масштабное освоение территории российского Дальнего Востока является компетенцией федерального центра, для чего потребуется разработка государственной стратегии социально-экономического развития этого региона. Одним из ключевых моментов этой стратегии, рычагом ускоренного социально -экономического развития региона, является эффективное использование иностранной рабочей силы.
Список литературы
1) Агаева В.И. Миграционные процессы и следствия // Закон.-2007.- №14. - С. 164.
2) Беобахтеров И.К. Столица «чернорабочих» // Европа-экспресс.- 2006.- №1. - С. 67-74.
3) Дмитриев А.В. Конфликты миграции // Закон.- 2006.- №16. -С. 64-68.
4) Егоров Р.В. Миграционный режим: нарушения и санкции // Миграция и гражданство.- 2006.- №2. - С. 63-76.
5) Красинец Е. Ван едет к Ивану // Миграция и гражданство.-2011.- №2. - С. 87-96.
6) Крупнов Ю. Против нас ведется операция «Мигранты спасут Россию» // Русская национальная община на Святой Земле: Информационный бюллетень.- 2009.- №56. - С. 76-84.
7) Миронов Н.Е. Особенности миграции // Социологические исследования.- 2006.- №3. - С. 38-46.
8) Попов А.Н., Суворова Н.Н., Попова Е.А. Программно-целевое управление миграционными процессами: сущность и рациональность // Закон.- 2006.- №3. - С. 46-52.
9) Рязанцев С.Р. Внутрироссийская миграция населения: тенденции и социально-экономические последствия // Экономист.- 2008.- №7. -С. 76-82.
Виценец Татьяна Николаевна, аспирантка ДВФУ, e-mail: [email protected], г.Владивосток, Дальневосточный федеральный университет
EVALUATION OF THE SOURCES OF ADDITIONAL LABOR IN THE
PRIMORYE TERRITORY
T.N. Vitsenets
The last one causes the necessity of realizing target state policy in the field of internal migration management, and consequently development the complex of measures on improvement state migration policy at the federal and regional levels, aimed at incentive displacements of inhabitants among regions of the country. Such complex of measures, among the rest, should be based on historical practice of regulations of migration processes in Russia, results of the conducted monitoring of socio-economic progress of territories, coordination of efforts of the federal and regional authorities in this direction.
Key words: Mechanism of management of migratory processes, Number of the busy, Reduction of ablebodied population, Improvement of the migratory legislation, Migratory policy.
Vitsenets Tatyana Nikolayevna, graduated student FEFU, e-mail:
dasman98@,mail.ru, Vladivostok City, Far Eastern Federal University